Конспект открытого урока по окружающему миру по теме : «Рыбы» 2 класс, система развивающего обучения Л.В.Занкова.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Шахова Ольга Владимировна

Урок по окружающему миру по теме «Рыбы», учебный комплект Дмитриевой, Казаковой с 1 по 4 класс, входит в учебно-методический комплект системы развивающего обучения Л.В.Занкова

Тип урока: изучение новых знаний.

Форма урока: виртуальное путешествие.

Цель урока:

формирование представлений о рыбе как о животном,  обитающем в воде;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме : «Рыбы»

2 класс, система развивающего обучения Л.В.Занкова.

Учитель: Асташенкова Ольга Владимировна.

Урок по окружающему миру по теме «Рыбы», учебный комплект Дмитриевой, Казаковой с 1 по 4 класс, входит в учебно-методический комплект системы развивающего обучения Л.В.Занкова

Тип урока: изучение новых знаний.

Форма урока: виртуальное путешествие.

Цель урока:

формирование представлений о рыбе как о животном,  обитающем в воде;

Мною были поставлены следующие задачи:

1.Образовательная - формировать у учащихся представления о самых многочисленных обитателях подводного мира( о рыбах)

2. Развивающая - развивать логическое  мышление, кругозор,  пополнять словарный запас.

3. Воспитательная -  формировать бережное отношение к объектам природы, воспитывать любовь к животному миру.

4.  создать благоприятные условия  для  изучения новой темы за счёт использования информационных И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  технологий    обучения;

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме планируется сформировать следующие УУД:

Личностные УУД:

- положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- интерес к учебному материалу.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи и в уме на первоначальном уровне;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные УУД:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;

- проводить сравнение изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе группами;

- допускать существование различных точек зрения;

- договариваться, приходить к общему решению;

- использовать в общении правила вежливости.

 Оборудование: мультимедийный экран, проектор, компьютер; фрагмент видеофильма BBC «Голубая планета»,мультимедийная презентация; таблица с признаками животных; учебники; тонированные листы бумаги.

Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные, практические. Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в  группах). Поэтому одной из главных форм на уроке была - игра. Весь урок был построен в форме путешествия, в ходе которого дети должны были доказать, что рыба это животное, обитающее в воде.

В процессе урока чередовались виды деятельности, которые способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, в тоже время  позволили сделать урок динамичным, оптимальным по темпу.

В основу урока положен коммуникативно-деятельный подход, построен урок с учётом психологических и возрастных особенностей учащихся.

Изучение новых знаний осуществлялось в с использованием икт, характер деятельности- диалогический. Использовалась технология  проблемного обучения, основной метод- беседа.

  1. Оргмомент
  2. Тема урока.

Не хожу я, не летаю

А попробуй догони!

 Я бываю золотая.

Ну-ка в сказку загляни! (Рыба)

- Ребята, о ком эта загадка? И как вы уже догадались, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?

- Тема нашего урока «Рыбы». (Слайд)

- Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие. (Фильм на экране)

- Человек издавна стремился познать тайны загадочного подводного мира. Во все времена его привлекала прохладная, притягивающая синева морей и океанов, озёр и рек. Не каждому из нас дано проникнуть в глубины водной среды в реальной жизни. Поэтому, сегодня я хочу предложить вам погрузиться в подводный мир и познакомиться с его самыми многочисленными обитателями.

3. Психогимнастика. Отправляемся? А где же наша волшебная сила? Сейчас я скажу заклинание: «Крибле-крабле-бумс!» (Переодеваюсь)

- Я -  добрая волшебница. Я пришла к вам, чтобы поиграть с вами, посмотреть какие вы смышленые. Но мне скучно быть волшебницей одной. Хотите я вас превращу в маленьких волшебников? Каждый волшебник знает волшебные слова. С их помощью люди становятся добрыми, приветливыми, вежливыми, культурными. А вы знаете такие слова? Давайте их вспомним, чтобы волшебная сила увеличилась. Я знаю слово «Спасибо». (Дети называют вежливые слова).

- Ну вот, я вижу, что вы настоящие волшебники. Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы окажемся в подводном мире.

- Посмотрите как много здесь водных обитателей! Смотрите, какая красивая рыбка! Давайте попробуем ее поймать! Уплыла. Смотрите!!! Вон другая плывет. Давайте ее попробуем поймать! Не повезло нам . Ну ничего, пусть лучше она плавает на воле. А мы продолжим наше путешествие.

4. Проблемная ситуация.

- А можно ли сказать, что рыбы – это животные, только обитающие в воде? (Докажите)

- Какие признаки животного вы знаете? (Двигаются, дышат, имеют органы чувств, размножаются и растут, питаются)

1. Как и любое живое существо, рыба передвигается. Как? (Плавает)

- А что помогает рыбам плавать? (Плавники, хвост)

- Действительно, скелет и плавники – основа тела рыбы. Плавники помогают рыбе плавать. С их помощью рыба может менять направление движения. (Запись на доске «Плавает»)

- А чем покрыто тело рыбы? (Чешуёй)

- Как вы думаете, для чего рыбам чешуя?

- Чешуя, это часть рыбьей кожи. Чешуйки плотно прилегают  друг к другу. Во время движения рыбы они скользят, и рыбы совершают плавные движения. Окраска чешуек – это окраска всего тела рыбы. (Слайд)

2. Рыбы дышат.

- А вы знаете, с помощью чего рыба дышит? (Жабры)

 - Под жаберной крышкой находятся жабры. С их помощью рыба получает из воды кислород, которым дышит. Жабры наполнены кровью, поэтому они красного цвета. (Слайд)

3. Рыбы имеют различные органы чувств.

- Как вы думаете какие? (глаза, уши, ноздри)

-Уши рыбы расположены по бокам. Снаружи они не видны. Ноздри нужны рыбе для ощущения вкусовых запахов.  У некоторых рыб есть специальные усики-щупы, которые помогают ей находить на дне пищу. (Слайд)

4. Как и все другие животные рыбы размножаются и растут. (Запись)

- Знаете ли вы как размножаются рыбы?

У большинства рыб потомство появляется из икринок. Икринки очень малы. Они состоят из зародыша и запаса питательных веществ, которыми питается малёк  внутри икринки. Этого запаса хватает до тех пор, пока малёк не подрастет. Икринки либо плавают в воде, либо прилипают к растениям или камням. (Слайд)

5. Как и другие животные рыбки питаются. В связи с определённым образом жизни и питание рыбок соответствующее.

- Как вы думаете, чем питаются рыбы?

 - На какие три вида по способу питания можно разделить рыб? (Хищники, растительноядные, всеядные).

5. Физминутка

Пять маленьких рыбок ныряли в реке

(имитация рыб).

Лежало большое бревно на песке

(развести руки в стороны).

Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко

(имитация ныряния).

Вторая сказала:- ведь здесь глубоко

(грозят указательным пальцем).

Третья сказала:- мне хочется спать

(руки лодочкой под ухо).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать

(потереть кистями плечи).

Пятая крикнула:- здесь крокодил

(руками имитируют пасть крокодила).

Плывите скорее, чтоб не проглотил

(убегают).

6 .Вывод.

 - А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

Вывод на доске и у детей для работы в группе.

Мы доказали: что рыба – это _____________, только обитающие в_____________. Тело покрыто_____________, передвигаеться помогают_______________, с помощью________________ дышит кислородом, растворенным в воде.

7. Работа с учебником.

- Ребята, так что мы с вами только что доказали? (Рыба это животное, но обитающее в воде)

- А сейчас давай те посмотрим, что же авторы учебника нам говорят об этих животных. Откройте, пожалуйста, учебники на с 78. (Чтение по цепочке.)

 - Обратите внимание на иллюстрации. Кто там изображён? Почему у них такие названия?

Стук в дверь.

- Ребята кто-то пришел к нам на урок? Кто же это? (Рыбка)

- Давайте расскажем рыбке, что мы сегодня с вами узнали о ней.

Возьмите лист бумаги и карандаш. Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы нарисуете столько рыбок, сколько я назову.

Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал окунька,

Другой рыбак – башмак,

Евсей – карася.

Рыбаку Кирюше поймалась галоша,

А рыбак Михаил сома изловил.

Сколько рыбок ты изобразил?

Итог.

Стук в дверь.

- Кто  же это к нам пришёл. Ребята смотрите, какой  необычный гость сегодня к нам пришел. Кто это? Давайте мы сейчас расскажем нашей гостье все, что мы узнали.

Рефлексия.

Кому сегодня было интересно на уроке – похлопайте ладоши. Кому не было интересно – потопайте ножками.

Спасибо за работу, мне было очень интересно сегодня с вами.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме : «Рыбы»

2 класс, система развивающего обучения Л.В.Занкова.

Учитель: Асташенкова Ольга Владимировна.

Урок по окружающему миру по теме «Рыбы», учебный комплект Дмитриевой, Казаковой с 1 по 4 класс, входит в учебно-методический комплект системы развивающего обучения Л.В.Занкова

Тип урока: изучение новых знаний.

Форма урока: виртуальное путешествие.

Цель урока:

формирование представлений о рыбе как о животном,  обитающем в воде;

Мною были поставлены следующие задачи:

1.Образовательная - формировать у учащихся представления о самых многочисленных обитателях подводного мира( о рыбах)

2. Развивающая - развивать логическое  мышление, кругозор,  пополнять словарный запас.

3. Воспитательная -  формировать бережное отношение к объектам природы, воспитывать любовь к животному миру.

4.  создать благоприятные условия  для  изучения новой темы за счёт использования информационных И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  технологий    обучения;

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме планируется сформировать следующие УУД:

Личностные УУД:

- положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- интерес к учебному материалу.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи и в уме на первоначальном уровне;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные УУД:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;

- проводить сравнение изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе группами;

- допускать существование различных точек зрения;

- договариваться, приходить к общему решению;

- использовать в общении правила вежливости.

 Оборудование: мультимедийный экран, проектор, компьютер; фрагмент видеофильма BBC «Голубая планета»,мультимедийная презентация; таблица с признаками животных; учебники; тонированные листы бумаги.

Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные, практические. Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в  группах). Поэтому одной из главных форм на уроке была - игра. Весь урок был построен в форме путешествия, в ходе которого дети должны были доказать, что рыба это животное, обитающее в воде.

В процессе урока чередовались виды деятельности, которые способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, в тоже время  позволили сделать урок динамичным, оптимальным по темпу.

В основу урока положен коммуникативно-деятельный подход, построен урок с учётом психологических и возрастных особенностей учащихся.

Изучение новых знаний осуществлялось в с использованием икт, характер деятельности- диалогический. Использовалась технология  проблемного обучения, основной метод- беседа.

  1. Оргмомент
  2. Тема урока.

Не хожу я, не летаю

А попробуй догони!

 Я бываю золотая.

Ну-ка в сказку загляни! (Рыба)

- Ребята, о ком эта загадка? И как вы уже догадались, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?

- Тема нашего урока «Рыбы». (Слайд)

- Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие. (Фильм на экране)

- Человек издавна стремился познать тайны загадочного подводного мира. Во все времена его привлекала прохладная, притягивающая синева морей и океанов, озёр и рек. Не каждому из нас дано проникнуть в глубины водной среды в реальной жизни. Поэтому, сегодня я хочу предложить вам погрузиться в подводный мир и познакомиться с его самыми многочисленными обитателями.

3. Психогимнастика. Отправляемся? А где же наша волшебная сила? Сейчас я скажу заклинание: «Крибле-крабле-бумс!» (Переодеваюсь)

- Я -  добрая волшебница. Я пришла к вам, чтобы поиграть с вами, посмотреть какие вы смышленые. Но мне скучно быть волшебницей одной. Хотите я вас превращу в маленьких волшебников? Каждый волшебник знает волшебные слова. С их помощью люди становятся добрыми, приветливыми, вежливыми, культурными. А вы знаете такие слова? Давайте их вспомним, чтобы волшебная сила увеличилась. Я знаю слово «Спасибо». (Дети называют вежливые слова).

- Ну вот, я вижу, что вы настоящие волшебники. Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы окажемся в подводном мире.

- Посмотрите как много здесь водных обитателей! Смотрите, какая красивая рыбка! Давайте попробуем ее поймать! Уплыла. Смотрите!!! Вон другая плывет. Давайте ее попробуем поймать! Не повезло нам . Ну ничего, пусть лучше она плавает на воле. А мы продолжим наше путешествие.

4. Проблемная ситуация.

- А можно ли сказать, что рыбы – это животные, только обитающие в воде? (Докажите)

- Какие признаки животного вы знаете? (Двигаются, дышат, имеют органы чувств, размножаются и растут, питаются)

1. Как и любое живое существо, рыба передвигается. Как? (Плавает)

- А что помогает рыбам плавать? (Плавники, хвост)

- Действительно, скелет и плавники – основа тела рыбы. Плавники помогают рыбе плавать. С их помощью рыба может менять направление движения. (Запись на доске «Плавает»)

- А чем покрыто тело рыбы? (Чешуёй)

- Как вы думаете, для чего рыбам чешуя?

- Чешуя, это часть рыбьей кожи. Чешуйки плотно прилегают  друг к другу. Во время движения рыбы они скользят, и рыбы совершают плавные движения. Окраска чешуек – это окраска всего тела рыбы. (Слайд)

2. Рыбы дышат.

- А вы знаете, с помощью чего рыба дышит? (Жабры)

 - Под жаберной крышкой находятся жабры. С их помощью рыба получает из воды кислород, которым дышит. Жабры наполнены кровью, поэтому они красного цвета. (Слайд)

3. Рыбы имеют различные органы чувств.

- Как вы думаете какие? (глаза, уши, ноздри)

-Уши рыбы расположены по бокам. Снаружи они не видны. Ноздри нужны рыбе для ощущения вкусовых запахов.  У некоторых рыб есть специальные усики-щупы, которые помогают ей находить на дне пищу. (Слайд)

4. Как и все другие животные рыбы размножаются и растут. (Запись)

- Знаете ли вы как размножаются рыбы?

У большинства рыб потомство появляется из икринок. Икринки очень малы. Они состоят из зародыша и запаса питательных веществ, которыми питается малёк  внутри икринки. Этого запаса хватает до тех пор, пока малёк не подрастет. Икринки либо плавают в воде, либо прилипают к растениям или камням. (Слайд)

5. Как и другие животные рыбки питаются. В связи с определённым образом жизни и питание рыбок соответствующее.

- Как вы думаете, чем питаются рыбы?

 - На какие три вида по способу питания можно разделить рыб? (Хищники, растительноядные, всеядные).

5. Физминутка

Пять маленьких рыбок ныряли в реке

(имитация рыб).

Лежало большое бревно на песке

(развести руки в стороны).

Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко

(имитация ныряния).

Вторая сказала:- ведь здесь глубоко

(грозят указательным пальцем).

Третья сказала:- мне хочется спать

(руки лодочкой под ухо).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать

(потереть кистями плечи).

Пятая крикнула:- здесь крокодил

(руками имитируют пасть крокодила).

Плывите скорее, чтоб не проглотил

(убегают).

6 .Вывод.

 - А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

Вывод на доске и у детей для работы в группе.

Мы доказали: что рыба – это _____________, только обитающие в_____________. Тело покрыто_____________, передвигаеться помогают_______________, с помощью________________ дышит кислородом, растворенным в воде.

7. Работа с учебником.

- Ребята, так что мы с вами только что доказали? (Рыба это животное, но обитающее в воде)

- А сейчас давай те посмотрим, что же авторы учебника нам говорят об этих животных. Откройте, пожалуйста, учебники на с 78. (Чтение по цепочке.)

 - Обратите внимание на иллюстрации. Кто там изображён? Почему у них такие названия?

Стук в дверь.

- Ребята кто-то пришел к нам на урок? Кто же это? (Рыбка)

- Давайте расскажем рыбке, что мы сегодня с вами узнали о ней.

Возьмите лист бумаги и карандаш. Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы нарисуете столько рыбок, сколько я назову.

Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал окунька,

Другой рыбак – башмак,

Евсей – карася.

Рыбаку Кирюше поймалась галоша,

А рыбак Михаил сома изловил.

Сколько рыбок ты изобразил?

Итог.

Стук в дверь.

- Кто  же это к нам пришёл. Ребята смотрите, какой  необычный гость сегодня к нам пришел. Кто это? Давайте мы сейчас расскажем нашей гостье все, что мы узнали.

Рефлексия.

Кому сегодня было интересно на уроке – похлопайте ладоши. Кому не было интересно – потопайте ножками.

Спасибо за работу, мне было очень интересно сегодня с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 4-м классе. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Этот урок является продолжением изучения темы «Как связываются слова друг с другом в речи?».Тип урока - решение частных  задач. На уроке ученики наблюдают и делают выводы, что взаимной ...

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед». 3 класс.

Закрепить знания учащихся о зимних явлениях в природе, актуализировать знания особенностей жизнедеятельности человека в зимний период. Составлен по учебнику О.Т. Поглазова "Окружающий мир ...

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему: "Здоровый образ жизни"(3 класс).

Цели урока:познакомить учащихся с правилами здорового образа жизни.Планируемые результаты:учащиеся сформулируют правила здорового образа жизни, научатся их выполнять.Тип урока: изучение новых знаний....

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме "Водоемы. Водоёмы- природное сообщество»"

Цели: познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах; выявить связи между обитателями пресного водоёма; показать...

Конспект «открытого» урока по окружающему миру в 4 – Б классе по теме «Средние века: время рыцарей и замков»

Тема«Средние века: время рыцарей и замков»Задачи урока   ·     сформировать представление у детей о средневековье;·     познакомить с мировыми ре...

Урок математики «Выбор задачи из текста» 1 класс Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Урок математики «Выбор задачи из текста» 1 класс Система развивающего обучения Л.В. Занкова...

Конспект урока по окружающему миру "Развитие животных", 1 класс УМК «Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о развитие животных.Планируемые результатыПредметные знать: как развиваются животные;уметь: правильно определять как рождается и развиваетс...