Конспект открытого урока по окружающему миру по теме «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед». 3 класс.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Закрепить знания учащихся о зимних явлениях в природе, актуализировать знания особенностей жизнедеятельности человека в зимний период. Составлен по учебнику О.Т. Поглазова "Окружающий мир - 3 класс".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме: «Январь  - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед».

Учебник О.Т. Поглазова Окружающий мир. 3 класс. «Ассоциация XXIвек» Смоленск, 2006.

Рабочая тетрадь по окружающему миру для 3 класса. О.Т. Поглазова Смоленск, 2006.

Тема урока: «Январь  - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед».

Цели урока:

Закрепить знания учащихся о зимних явлениях в природе, актуализировать знания особенностей жизнедеятельности человека в зимний период;

Продолжить развивать умения вести фенологические наблюдения, экологическое мышление;

Воспитывать экологически грамотное и безопасное поведение в природе.

Ход.урока.

I.Оргмомент

II. Проверка домашнего задания

1.Чем занимались зимой мужчины и женщины в старину? Как помогали старшим дети?

2. Как назывался старинный праздник, после которого начинает прибывать день?

3. За что в сказках награждал и за что наказывал добрый Дед Мороз?

III. Минутка календаря

Дежурный ученик у доски составляет карточку погоды

IV. Введение в тему урока.

У: Ребята, сейчас вам предстоит отгадать кроссворд. В заштрихованных клетках «спряталась» тема нашего урока. (на доске висит кроссворд, дети коллективно отгадывают кроссворд)

Ответы на кроссворд.

1.гирлянда

2. каникулы

3. рождество

4. хлопушка

5. мишура

6. ель

У: Ребята, какое у вас получилось слово? (январь)

У: О каком месяце мы сегодня будем говорить?

Д: В январь.

V. Формирование новых знаний.

- Ребята, какой мы отмечали совсем недавно праздник?

Д: Новый год.

У: Мы празднуем не только Новый год, но и Старый год? Почему?

Д: (выслушиваются мнения детей)

У: Начиная с Х в., Новый год приходился на 1 марта (пору сбора березового сока). С 1492 года его празднование перенесли на 1 сентября, ко времени окончания полевых работ. С 1 января 1700 года указом Петра 1 Новый год стал праздноваться зимой. В 1918 году был принят декрет, по которому стрелки часов были переведены на 13 суток вперед (в Европе этот пересчет, связанный с «отставанием» времени при делении солнечного года на лунные месяцы, был сделан давно). Потому-то в ночь с 13 на 14 января, в Васильев вечерок, мы собираемся на встречу Старого Нового года.

У: Знаете ли вы, как празднуют Новый год в других странах?

Выслушиваются сообщения детей.

Д:

Куба.

Перед наступлением Нового года всю посуду, какая есть в доме, наполняют водой, а после полуночи выплескивают ее на улицу. Из тысячи окон одновременно! Бегут веселые ручейки, обещая Новому году светлый, ясный, как вода, путь, - таково народное поверье.

Италия.

Каждый Новый год начинают «новую жизнь». Во-первых, до его наступления следует завершить все прошлогодние дела, во-вторых, необходимо расстаться с ненужным хламом. И летят из открытых настежь окон прямо на улицу старые – а иногда и не очень! – вещи, от надоевшей игрушки до старомодного кресла.

Польша

В сочельник в деревенской избе, да и в городском доме – там, где соблюдают обычаи старины, во все четыре угла  ставятся не обмолоченные снопы хлеба. Под скатерть кладется сено. Но самый трогательный обычай – приглашение на сочельник одиноких людей. В этот вечер никто не должен чувствовать себя забытым.

Индия

В Индии индусы встречают Новый год более 30 раз, так как люди разных сословий (каст) имеют свои особенные новогодние традиции. В этот день у порога каждого индийского дома выложены узоры из рисовой муки, чтобы заманить в дом богиню изобилия. Развлечениям и веселью нет конца: жители Индии стреляют из лука, запускают воздушных змеев, обливают друг друга водой, в новогодние дни каждый сознательный индиец старается совершить один героический поступок, а именно поймать кобру и посадить ее в кувшин. Этим люди хотят показать, что они смелы и решительны и ничего не боятся.

        Индийские женщины в Новый год дарят друг другу ручные украшения. Это чисто индийский подарок, который означает, что ты роднишься с человеком, а также индианки полагают, что рука, на которую они надели свое украшение, никогда не совершит плохих дел.

Франция

Французский Дед Мороз – Пер Ноэль приходит ночью и оставляет подарки в детских башмаках.  Обязательное блюдо на новогоднем столе у французов – большой пирог. Тот, кому достался запеченный в него боб, получает титул «бобового короля», и в новогоднюю ночь все подчиняются его приказам.

У: Ребята, конечно, мы с вами разобрали не всё о том, как празднуют Новый год в других странах. Об этом вы можете прочитать в дополнительной литературе. Как вы встречаете  Новый год?

Д: Выслушиваются ответы детей.

VI. Знакомство с новой темой.

У: В январе наше полушарие (из-за наклона земной оси) получает лишь косые солнечные лучи, Солнце невысоко поднимается над горизонтом. И чем севернее местность, тем короче световой день. И все же в январе он прибудет на полтора часа.

У: Как изменяется положение солнца в разные времена года?

Д: ответы детей

У: Как изменяется долгота дня в разные сезоны?

Д: ответы детей

У: Кто знает, как в старину называли январь?

Д: ответ детей.

У: Январь, по древне-славянскому календарю «просинец», считали наши предки макушкой зимы. Говорили: «Январь – сечень: сечёт зиму пополам».

У: Какие явления происходят в зимнее время?

Д: выслушиваются ответ детей.

У: Мы с вами сегодня поговорим о гололедице и гололеде. Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга или одинаковые?

Д: выслушиваются мнения детей.

У: Молодцы! (рассказывается определение гололедицы и гололеда).

Гололедица – тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега и капель дождя.

Гололед – слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах) при замерзании воды и мороси (тумана). Гололед наблюдается при температуре воздуха от 0° до минус 3°С. Толщина льда при гололеде может достигать нескольких сантиметров.

У: Гололед и гололедица являются причинами травм пешеходов из-за падений. Особенно опасны падения на спину, вверх лицом, так как можно получить сотрясение мозга.

У:  Ребята, какие правила вы знаете, чтобы не попасть в число пострадавших.

Д: выслушиваются ответы детей.

У: Чтобы не попасть в число пострадавших, надо выполнять следующие правила.

1) Подберите нескользящую обувь с подошвой на микропористой основе.
2) Прикрепите на каблуки металлические набойки, натрите наждачной бумагой подошву.
3) Наклейте на подошву изоляционную ленту (лейкопластырь). Наклейку сделайте крест-накрест или лесенкой.
4) Рассчитайте время движения, выйдите заранее, чтобы не торопиться.
5) Передвигайтесь осторожно, ступайте на всю подошву. При ходьбе ноги должны быть слегка расслаблены в коленях, руки свободны (не заняты сумками).
6) Если вы поскользнулись, сразу присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения надо сжаться (напрягая мускулы, а коснувшись земли, перекатиться, чтобы смягчить силу удара).

У: Ребята, какие зимние приметы вы знаете?

Д: выслушиваются ответы.

У: Снег пойдет хлопьями – к урожаю (19 января)

Солнышко – к раннему прилету птиц. А снег на Татьяну – лето дождливое (25 января)

В январе висит много частых и длинных сосулек – урожай будет хороший.

Дрова горят с треском и дым из трубы идет вверх – к морозу. И другие.

(обсуждение и понимание примет)

VII. Закрепление.

У: Ребята, мы изучили раздел «Идет волшебница зима». Сейчас я проверю, как вы усвоили эту тему. Я буду читать определения, а вы должны догадаться о чем идет речь.

1.Теплые зимние сапоги, сваленные из овечьей шерсти (валенки)

2. Перенос снега ветром в приземном слое воздуха. (Метель)

3. Что надо делать, если началась метель?

1. Плотно закройте окна и двери, чердачные люки. Уберите с балконов (со дворов) вещи, чтобы их не унесло воздушным потоком.
2. Приготовьте свечи, фонари, керосиновые лампы.
3. Не выходите из дома.
4. Если вы едете в машине, остановитесь. Закройте плотно окна и двери. Укройте чем-нибудь двигатель со стороны радиатора.
5. Если метель застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании.
6. После метели в условиях снежного заноса старайтесь выбираться самостоятельно.

4. Тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега и капель дождя. (Гололедица)

5. Слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах) при замерзании воды и мороси (тумана). (Гололед)

6. Правила поведения на улице во время гололеда и гололедицы.

7. Кристаллики льда оседают в виде пушистой бахромы на ветках деревьев, проводах. Чаще всего это явление бывает при тумане, слабом ветер и температуре -150С. (изморозь)

8. Реки, озера, пруды покрываются слоем льда. Это явление называют (ледоставом).

9. Явление падения на землю множества снежинок называют (снегопадом).

VIII. Итог урока.

- Что вы узнали нового?

- Какие природные явления можно наблюдать зимой?

- Как изменились температура воздуха и высота снежного покрова?

- Чем опасны гололедица, гололед для людей, транспорта?

IХ. Домашнее задание.

с. 126 – 128 пересказ

Х. Выставление оценок.


1

7

2

3

4

5

6

 

1

                                                          нда                    

2

        

3

4

                                        Хло

5

                шура        

6

                Её всегда в лесу найдёшь –

        Пойдём гулять и встретим:

        Стоит колючая. Как ёж.

        Зимою в платье летнем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Зима: покой природы".

Задачи: - познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;- воспитывать чу...

Открытый урок по окружающему миру на тему : "Пришла зима"

Сезонные изменения в природе.Времена года.Зимующие птицы....

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему: "Здоровый образ жизни"(3 класс).

Цели урока:познакомить учащихся с правилами здорового образа жизни.Планируемые результаты:учащиеся сформулируют правила здорового образа жизни, научатся их выполнять.Тип урока: изучение новых знаний....

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Азия", 2 класс.

Конспект  урока по окружающему миру 2 класс. Данный урок входит в раздел «Земля - наш общий дом» по изучению важнейших стран 6 частей света, одной из которых является Азия....

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме : «Рыбы» 2 класс, система развивающего обучения Л.В.Занкова.

Урок по окружающему миру по теме «Рыбы», учебный комплект Дмитриевой, Казаковой с 1 по 4 класс, входит в учебно-методический комплект системы развивающего обучения Л.В.ЗанковаТип урока: изучение новых...

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Звери-млекопитающие" 1 класс

В данной разработке представлен конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Звери-млекопитающие", который я проводила, участвуя в муниципальном фестивале "Молодые молодым"...

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Домашние опасности" 3 класс

Обобщение знаний детей по теме безопасности в домашних условиях.По мере прохождения урока дети:- выделяют группы домашних опасностей;- участвуют в групповой игре "Лото";- повторяют правила п...