Конспект открытого урока по окружающему миру по теме «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед». 3 класс.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Закрепить знания учащихся о зимних явлениях в природе, актуализировать знания особенностей жизнедеятельности человека в зимний период. Составлен по учебнику О.Т. Поглазова "Окружающий мир - 3 класс".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по окружающему миру по теме: «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед».
Учебник О.Т. Поглазова Окружающий мир. 3 класс. «Ассоциация XXIвек» Смоленск, 2006.
Рабочая тетрадь по окружающему миру для 3 класса. О.Т. Поглазова Смоленск, 2006.
Тема урока: «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед».
Цели урока:
Закрепить знания учащихся о зимних явлениях в природе, актуализировать знания особенностей жизнедеятельности человека в зимний период;
Продолжить развивать умения вести фенологические наблюдения, экологическое мышление;
Воспитывать экологически грамотное и безопасное поведение в природе.
Ход.урока.
I.Оргмомент
II. Проверка домашнего задания
1.Чем занимались зимой мужчины и женщины в старину? Как помогали старшим дети?
2. Как назывался старинный праздник, после которого начинает прибывать день?
3. За что в сказках награждал и за что наказывал добрый Дед Мороз?
III. Минутка календаря
Дежурный ученик у доски составляет карточку погоды
IV. Введение в тему урока.
У: Ребята, сейчас вам предстоит отгадать кроссворд. В заштрихованных клетках «спряталась» тема нашего урока. (на доске висит кроссворд, дети коллективно отгадывают кроссворд)
Ответы на кроссворд.
1.гирлянда
2. каникулы
3. рождество
4. хлопушка
5. мишура
6. ель
У: Ребята, какое у вас получилось слово? (январь)
У: О каком месяце мы сегодня будем говорить?
Д: В январь.
V. Формирование новых знаний.
- Ребята, какой мы отмечали совсем недавно праздник?
Д: Новый год.
У: Мы празднуем не только Новый год, но и Старый год? Почему?
Д: (выслушиваются мнения детей)
У: Начиная с Х в., Новый год приходился на 1 марта (пору сбора березового сока). С 1492 года его празднование перенесли на 1 сентября, ко времени окончания полевых работ. С 1 января 1700 года указом Петра 1 Новый год стал праздноваться зимой. В 1918 году был принят декрет, по которому стрелки часов были переведены на 13 суток вперед (в Европе этот пересчет, связанный с «отставанием» времени при делении солнечного года на лунные месяцы, был сделан давно). Потому-то в ночь с 13 на 14 января, в Васильев вечерок, мы собираемся на встречу Старого Нового года.
У: Знаете ли вы, как празднуют Новый год в других странах?
Выслушиваются сообщения детей.
Д:
Куба.
Перед наступлением Нового года всю посуду, какая есть в доме, наполняют водой, а после полуночи выплескивают ее на улицу. Из тысячи окон одновременно! Бегут веселые ручейки, обещая Новому году светлый, ясный, как вода, путь, - таково народное поверье.
Италия.
Каждый Новый год начинают «новую жизнь». Во-первых, до его наступления следует завершить все прошлогодние дела, во-вторых, необходимо расстаться с ненужным хламом. И летят из открытых настежь окон прямо на улицу старые – а иногда и не очень! – вещи, от надоевшей игрушки до старомодного кресла.
Польша
В сочельник в деревенской избе, да и в городском доме – там, где соблюдают обычаи старины, во все четыре угла ставятся не обмолоченные снопы хлеба. Под скатерть кладется сено. Но самый трогательный обычай – приглашение на сочельник одиноких людей. В этот вечер никто не должен чувствовать себя забытым.
Индия
В Индии индусы встречают Новый год более 30 раз, так как люди разных сословий (каст) имеют свои особенные новогодние традиции. В этот день у порога каждого индийского дома выложены узоры из рисовой муки, чтобы заманить в дом богиню изобилия. Развлечениям и веселью нет конца: жители Индии стреляют из лука, запускают воздушных змеев, обливают друг друга водой, в новогодние дни каждый сознательный индиец старается совершить один героический поступок, а именно поймать кобру и посадить ее в кувшин. Этим люди хотят показать, что они смелы и решительны и ничего не боятся.
Индийские женщины в Новый год дарят друг другу ручные украшения. Это чисто индийский подарок, который означает, что ты роднишься с человеком, а также индианки полагают, что рука, на которую они надели свое украшение, никогда не совершит плохих дел.
Франция
Французский Дед Мороз – Пер Ноэль приходит ночью и оставляет подарки в детских башмаках. Обязательное блюдо на новогоднем столе у французов – большой пирог. Тот, кому достался запеченный в него боб, получает титул «бобового короля», и в новогоднюю ночь все подчиняются его приказам.
У: Ребята, конечно, мы с вами разобрали не всё о том, как празднуют Новый год в других странах. Об этом вы можете прочитать в дополнительной литературе. Как вы встречаете Новый год?
Д: Выслушиваются ответы детей.
VI. Знакомство с новой темой.
У: В январе наше полушарие (из-за наклона земной оси) получает лишь косые солнечные лучи, Солнце невысоко поднимается над горизонтом. И чем севернее местность, тем короче световой день. И все же в январе он прибудет на полтора часа.
У: Как изменяется положение солнца в разные времена года?
Д: ответы детей
У: Как изменяется долгота дня в разные сезоны?
Д: ответы детей
У: Кто знает, как в старину называли январь?
Д: ответ детей.
У: Январь, по древне-славянскому календарю «просинец», считали наши предки макушкой зимы. Говорили: «Январь – сечень: сечёт зиму пополам».
У: Какие явления происходят в зимнее время?
Д: выслушиваются ответ детей.
У: Мы с вами сегодня поговорим о гололедице и гололеде. Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга или одинаковые?
Д: выслушиваются мнения детей.
У: Молодцы! (рассказывается определение гололедицы и гололеда).
Гололедица – тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега и капель дождя.
Гололед – слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах) при замерзании воды и мороси (тумана). Гололед наблюдается при температуре воздуха от 0° до минус 3°С. Толщина льда при гололеде может достигать нескольких сантиметров.
У: Гололед и гололедица являются причинами травм пешеходов из-за падений. Особенно опасны падения на спину, вверх лицом, так как можно получить сотрясение мозга.
У: Ребята, какие правила вы знаете, чтобы не попасть в число пострадавших.
Д: выслушиваются ответы детей.
У: Чтобы не попасть в число пострадавших, надо выполнять следующие правила.
1) Подберите нескользящую обувь с подошвой на микропористой основе.
2) Прикрепите на каблуки металлические набойки, натрите наждачной бумагой подошву.
3) Наклейте на подошву изоляционную ленту (лейкопластырь). Наклейку сделайте крест-накрест или лесенкой.
4) Рассчитайте время движения, выйдите заранее, чтобы не торопиться.
5) Передвигайтесь осторожно, ступайте на всю подошву. При ходьбе ноги должны быть слегка расслаблены в коленях, руки свободны (не заняты сумками).
6) Если вы поскользнулись, сразу присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения надо сжаться (напрягая мускулы, а коснувшись земли, перекатиться, чтобы смягчить силу удара).
У: Ребята, какие зимние приметы вы знаете?
Д: выслушиваются ответы.
У: Снег пойдет хлопьями – к урожаю (19 января)
Солнышко – к раннему прилету птиц. А снег на Татьяну – лето дождливое (25 января)
В январе висит много частых и длинных сосулек – урожай будет хороший.
Дрова горят с треском и дым из трубы идет вверх – к морозу. И другие.
(обсуждение и понимание примет)
VII. Закрепление.
У: Ребята, мы изучили раздел «Идет волшебница зима». Сейчас я проверю, как вы усвоили эту тему. Я буду читать определения, а вы должны догадаться о чем идет речь.
1.Теплые зимние сапоги, сваленные из овечьей шерсти (валенки)
2. Перенос снега ветром в приземном слое воздуха. (Метель)
3. Что надо делать, если началась метель?
1. Плотно закройте окна и двери, чердачные люки. Уберите с балконов (со дворов) вещи, чтобы их не унесло воздушным потоком.
2. Приготовьте свечи, фонари, керосиновые лампы.
3. Не выходите из дома.
4. Если вы едете в машине, остановитесь. Закройте плотно окна и двери. Укройте чем-нибудь двигатель со стороны радиатора.
5. Если метель застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании.
6. После метели в условиях снежного заноса старайтесь выбираться самостоятельно.
4. Тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега и капель дождя. (Гололедица)
5. Слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах) при замерзании воды и мороси (тумана). (Гололед)
6. Правила поведения на улице во время гололеда и гололедицы.
7. Кристаллики льда оседают в виде пушистой бахромы на ветках деревьев, проводах. Чаще всего это явление бывает при тумане, слабом ветер и температуре -150С. (изморозь)
8. Реки, озера, пруды покрываются слоем льда. Это явление называют (ледоставом).
9. Явление падения на землю множества снежинок называют (снегопадом).
VIII. Итог урока.
- Что вы узнали нового?
- Какие природные явления можно наблюдать зимой?
- Как изменились температура воздуха и высота снежного покрова?
- Чем опасны гололедица, гололед для людей, транспорта?
IХ. Домашнее задание.
с. 126 – 128 пересказ
Х. Выставление оценок.
1 | 7 | |||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 |
1
нда
2
3
4
Хло
5
шура
6
Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая. Как ёж.
Зимою в платье летнем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Зима: покой природы".
Задачи: - познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;- воспитывать чу...
Открытый урок по окружающему миру на тему : "Пришла зима"
Сезонные изменения в природе.Времена года.Зимующие птицы....
Конспект открытого урока по окружающему миру на тему: "Здоровый образ жизни"(3 класс).
Цели урока:познакомить учащихся с правилами здорового образа жизни.Планируемые результаты:учащиеся сформулируют правила здорового образа жизни, научатся их выполнять.Тип урока: изучение новых знаний....
Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Азия", 2 класс.
Конспект урока по окружающему миру 2 класс. Данный урок входит в раздел «Земля - наш общий дом» по изучению важнейших стран 6 частей света, одной из которых является Азия....
Конспект открытого урока по окружающему миру по теме : «Рыбы» 2 класс, система развивающего обучения Л.В.Занкова.
Урок по окружающему миру по теме «Рыбы», учебный комплект Дмитриевой, Казаковой с 1 по 4 класс, входит в учебно-методический комплект системы развивающего обучения Л.В.ЗанковаТип урока: изучение новых...
Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Звери-млекопитающие" 1 класс
В данной разработке представлен конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Звери-млекопитающие", который я проводила, участвуя в муниципальном фестивале "Молодые молодым"...
Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Домашние опасности" 3 класс
Обобщение знаний детей по теме безопасности в домашних условиях.По мере прохождения урока дети:- выделяют группы домашних опасностей;- участвуют в групповой игре "Лото";- повторяют правила п...