рабочая программа по окружающему миру 4 класс пнш
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
Программа курса «Окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями стандарта второго поколения и с учетом основной идеи УМК «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности, отражая единство и целостность научной картины мира и образовательного процесса. При отборе учебного материала по предмету «Окружающий мир», разработке языка изложения, методического аппарата учебников завершенной предметной линии учитывались следующие положения «Перспективной начальной школы»:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_4_klass_na_pechat.docx | 75.51 КБ |
Предварительный просмотр:
№п/п | Название темы | Планируемые результаты | Виды деятельности | Кол-во часов | № заданий страницы учебника | Дата | |||||||||
План. | Факт. | ||||||||||||||
Предметные | Метапредметные (УУД) | ||||||||||||||
I История Отечества( 7часов) | |||||||||||||||
1. | Древние славяне | Знать: названия древних городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века. Уметь: работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу | Личностные УУД: базовые историко-культурные представления Регулятивные УУД: управление познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала Коммуникативные УУД: участие в диалоге, слушание и понимание других, высказывание своей точки зрения на события, поступки Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | — работа с источниками информации (учебник, тетрадь,) —классификация информации, связанной с возникновением Москвы; — высказывание суждений о процессе образования Древне- русского государства, крещении Древней Руси; | 1ч | У.с.7-17 Т. С.2-3 | 02.09 | ||||||||
2. | Древняя Русь | Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств. Уметь: работать с картой «Путь "из варяг в греки"»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказывать из былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях - Илье Муромце и Добрыне Никитиче | 1ч | У. с.18-24 Т.с.4-5 | 08.09 | ||||||||||
3. | Крещение Руси Р/к «Ставропольская крепость» | Знать, во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей. Уметь: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым | — проведение сравнений, выбор правильного ответа; | 1ч | У.с.25-29 Т.с.6 | 09.09 | |||||||||
4 | Борьба Руси с западными завоевателями | Знать военные победы Александра Невского. Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать Ледовое побоище | — классификация исторических событий, связанных с именем Александра Невского; | 1ч | У.с.30-33 Т.с.7 | 15.09 | |||||||||
5 | Возникновение Москвы. Первые московские князья | Знать, когда была основана Москва; в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком. Уметь: называть московских князей и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты | — классификация информации, связанной с возникновением Москвы; — описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков; — проведение делового заседания научного клуба, нахождение необходимой информации о современном обществе из тек- ста, иллюстраций, из дополнительных источников; | 1ч | У.с.34-38 Т.с.8-9 | 16.09 | |||||||||
6 | Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Первое заседание клуба | Иметь представление о мировых религиях. Уметь отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой | Личностные УУД: уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре всех народов Земли Регулятивные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью различных источников информации Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Познавательные УУД: единство духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различие в обрядовой практике | 1ч | У.с.39-48 Т.с.10 | 22.09 | |||||||||
7 | Обобщение по теме «Древние славяне» Р/к «Памятники истории» | Знать историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | 1ч | 23.09 | |||||||||||
II Земля – планета Солнечной системы (4 часа) | |||||||||||||||
8 | Солнечная система | Знать: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год. Уметь: называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появление в календаре високосного года | Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, умение находить ответ на вопрос Регулятивные УУД: организация учащимся собственной учебной деятельности Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи Познавательные УУД: смысловое чтение художественных и познавательных текстов, с выделением существенной информации | — повторение и углубление знаний о Солнечной системе, о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; | 1ч | У.с.49-53 Т.с.11-12 | 29.09 | ||||||||
9 | Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца | Знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле. Уметь: проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле | 1ч | У.с.54-58 Т.с.13-15 | 30.09 | ||||||||||
10 | Природные зоны нашей страны | Знать: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны | знакомство с понятием «природная зона», с названиями природных зон России; | 1ч | У.с.59-63 Т.с.16-18 | 06.10 | |||||||||
11 | Обобщение по теме «Земля - планета Солнечной системы». Готовимся к школьной олимпиаде | Уметь: изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем | — решение практических задач с привлечением краеведческого материала; | 1ч | У.с.64 | 07.10 | |||||||||
III Путешествие по природным зонам ( 13 часов) | |||||||||||||||
12 | Второе заседание клуба «Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края | Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещѐ неизвестно Коммуникативные УУД: аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Познавательные УУД: выявление общих и отличительных признаков природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу | -классификация знаний о природных условиях ледяной зоны. | 1ч | У.с.65-67 Т.с.19 | 13.10 | ||||||||
13 | Растения ледяной зоны. Животные ледяной зоны. Арктика и человек» | — знакомство с расположением ледяной зоны на карте, животным миром Арктики | 1ч | У.с.67-73 Т.с.20-21 | 14.10 | ||||||||||
14 | Тундра. Тундра и человек | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре. Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры | — классификация знаний о природных условиях тундры; — знакомство с расположением зоны лесов на карте, расти- тельным миром тайги; | 1ч | У.с.74-79 Т.с.22-23 | 20.10 | |||||||||
15 | Тундра. Тундра и человек | 1ч | У.с.80-83 Т.с.24-26 | 21.10 | |||||||||||
16 | Зона лесов. Растения зоны лесов. Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей | Знать о роли леса в природе и жизни людей. Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг. Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России | Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещѐ неизвестно Коммуникативные УУД: аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Познавательные УУД: выявление общих и отличительных признаков природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу | — повторение и углубление знаний и природных сообществах леса, о роли леса в жизни людей; | 1ч | У.с.84-91 Т.с.27-29 | 27.10 | ||||||||
17 | Зона лесов. Растения зоны лесов. Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей | 1ч | У.с.92-94 Т.с.30-31 | 28.10 | |||||||||||
18 | Зона степей. Степь и человек Р/к «Природа Ставропольского края» | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи. Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей | — изучение зоны степей | 1ч | У.с.95-100 Т.с.32-33 | 10.11 | |||||||||
19 | Зона степей. Степь и человек | 1ч | У.с.101-103 Т.с.34 | 11.11 | |||||||||||
20 | Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне. Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь | — изучение зоны пустынь, субтропической зоны; — решение практических задач с привлечением краеведческого материала; | 1ч | У.с.104-109 Т.с.35 | 17.11 | |||||||||
21 | Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне | 1ч | У.с.110-111 Т.с.36 | 18.11 | |||||||||||
22- 23 | Третье заседание клуба «Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения и животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье» | Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье. Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье | 2ч | У.с.112-121 Т.с.36 | 24.11 25.11 | ||||||||||
24 | Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России». Готовимся к школьной олимпиаде | Уметь сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь | — решение практических задач -повторение и углубление знаний о природных сообществах | 1ч | У.с.122 Т.с.37 | 01.12 | |||||||||
IV Родной край – часть великой России (11 часов) | |||||||||||||||
25 | Твой родной край Р/к «Родное село» | Знать название родного края. Уметь: работать с толковым словарем; анализировать политико- административную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края | Личностные УУД: гражданская идентичность (осознание себя жителем своего края) Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Коммуникативные УУД: способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы | — решение практических задач с привлечением краеведческого материала; | 1ч | У.с.123-125 Т.с.38-39 | 02.12 | ||||||||
26 | Московское время | Иметь представление о часовых поясах. Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России» | — решение практических задач по определению местного времени на основе знаний о «часовом поясе»; — знакомство с политико-административной картой России и месторасположением на ней родного края; | 1ч | У.с.126-127 Т.с.40 | 08.12 | |||||||||
27 | Карта твоего края | Уметь: работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России | 1ч | У.с.128 Т.с.38-39 | 09.12 | ||||||||||
28 | Поверхность и водоемы твоего края | Знать: понятия «холмистая» и «плоская» равнина; понятия «искусственные» и «естественные» водоемы; части реки (исток, устье, приток). Уметь: работать с физической картой России; сравнивать на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составлять список водоемов родного края; показывать на карте части реки | Личностные УУД: гражданская идентичность (осознание себя жителем своего края) Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы | — изучение и использование в ходе опытов знаний о водоемах родного края; | 1ч | У.с.129-131 Т.с.41 | 15.12 | ||||||||
29 | А что можешь сделать ты? | Знать правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему. Уметь: соблюдать правила поведения в природе; составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края | — обсуждение ситуаций, связанных с использованием правил безопасного поведения у водоемов в разное время года; — обобщение информации о правилах безопасного поведения на природе; | 1ч | У.с.132 Т.с.42 | 16.12 | |||||||||
30 | Полезные ископаемые твоего края Р/к «Добывающая промышленность нашего края» | Знать понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые». Уметь: работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, какие полезные ископаемые добывают в родном крае | — изучение и использование в ходе опытов знаний о полезных ископаемых, местах родного края; | 1ч | У.с.133-135 | 22.12 | |||||||||
31 | Растения твоего края | Знать отрасли растениеводства. Уметь: определять положение родного края на карте «Природные зоны России»; называть растения и животных родного края; проводить наблюдения за неживой природой родного края; называть отрасли растениеводства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе | -сравнение и различение дикорастущих и культурных растений края | 1ч | У.с.136-137 Т.с.43 | 23.12 | |||||||||
32 | Отрасли животноводства твоего края и домашние животные | Знать отрасли животноводства. Уметь: называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края | -сравнение и различение диких и домашних животных, описание их роли в жизни человека (на примере своей местности); — классификация основных отраслей сельского хозяйства; | 1ч | У.с.138-139 Т.с.43 | 29.12 | |||||||||
33 | Народные промыслы твоего края | Уметь: работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края | — моделирование способов применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека; | 1ч | У.с.140-143 Т.с.44 | 30.12 | |||||||||
34 | Заповедные места твоего края | Знать понятие «заповедник». Уметь: работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться толковым словарем; описывать заповедные и охраняемые места родного края | —нахождение необходимой информации из текста, иллюстраций, из дополнительных источников; | 1ч | У.с.144-147 Т.с.45 | 12.01 | |||||||||
35 | Обобщение по теме «Родной край - часть великой России». Готовимся к олимпиаде Р/к «Памятные места и даты» | Знать историю, достопримечательности родного края. Уметь: составлять цепи питания между обитателями родного края; описывать водоем родного края по плану; называть растения и животных родного края; рассказывать о родной школе | 1ч | У.с.148 Т.с.46-47 | 13.01 | ||||||||||
V Человеческий организм (11 часов) | |||||||||||||||
36 | Письмо руководителей клуба школьникам. Как устроен организм человека | Знать понятия «орган», «система органов». Иметь представление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем. Уметь: называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека | Личностные УУД: использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей | — знакомство с первыми представлениями о системах органов человека; | 1ч | У.с.7-11 Т.с.2-3 | 19.01 | ||||||||
37 | Путешествие в мир клеток | Знать понятие «ткань». Уметь: сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом | Коммуникативные УУД: следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других Познавательные УУД: осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта задачей | — формирование первоначального представления о клетке | 1ч | У.с.12-13 Т.с.4-5 | 20.01 | ||||||||
38 | Самый большой орган чувств | Знать: термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой). Уметь: проводить простейшие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова | — формирование первоначального представления о взаимосвязи строения кожи с ее функциями; | 1ч | У.с.14-16 Т.с.6-7 | 26.01 | |||||||||
39 | Как человек двигается | Знать термины «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы». Иметь представление: о значении мышце-сгибателе и мышце-разгибателе; о строении костей; что кости «делают» кровь. Уметь: называть части скелета (череп, позвоночник); рассказывать о назначении костей скелета человека | — повторение и расширение знаний об опорно-двигательном аппарате | 1ч | У.с.17-20 Т.с.8-9 | 27.01 | |||||||||
40 | Пищеварительная система | Знать понятия «пищеварение», «пищеварительная система». Уметь: выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций) | — повторение и расширение знаний пищеварительной системе, системе кровообращения, дыхательной системе, нервной системе, органах чувств человека; | 1ч | У.с.21-24 Т.с.10-12 | 02.02 | |||||||||
41 | Система кровообращения | Знать, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами. Уметь: называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма); рассказывать о строении сердца | Личностные УУД: использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других Познавательные УУД: осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта | — повторение и расширение знаний о системе кровообращения | 1ч | У.с.25-28 Т.с.13-14 | 03.02 | ||||||||
42 | Познакомимся с дыхательной системой | Знать, какие внутренние органы защищены грудной клеткой; понятия «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры». Уметь: проводить простейшие опыты; называть органы системы дыхания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух | - повторение и расширение знаний о дыхательной системе человека | 1ч | У.с.29-31 Т.с.15 | 09.02 | |||||||||
43 | Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие | Знать, что курение вредно для каждой части организма человека. Иметь представление о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить. Уметь: рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек | — расширение представлений о том, как следует заботиться о здо- ровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью; — моделирование в ходе практической работы ситуаций по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях | 1ч | У.с.32-35 Т.с.16-18 | 16.02 | |||||||||
44 | Как почки удаляют из организма вредные вещества | Знать строение мочевой системы. Иметь представление о роли почек. Уметь называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена) | формирование первоначального представления о мочевой системе | 1ч | У.с.36-37 Т.с.19 | 17.02 | |||||||||
45 | Нервная система человека | Знать: строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств. Иметь представление о защитных рефлексах организма. Уметь: называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы) | — повторение и расширение знаний о нервной системе человека; | 1ч | У.с.38-40 Т.с.20-21 | 24.02 | |||||||||
46 | Обобщение по теме «Человеческий организм». Готовимся к школьной олимпиаде | Уметь: называть системы опорно- двигательного аппарата; называть органы пищеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нервной системы; называть известные клетки крови | — расширение представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью; | 1ч | У.с.41 | 01.03 | |||||||||
VI Изучаем органы чувств (8 часов) | |||||||||||||||
47 | Четвертое заседание клуба «Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах | Знать: органы чувств; правила ухода за органом обоняния. Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа. Уметь: готовить сообщение об органах чувств по плану; рассказывать о значении носа; проводить простейшие опыты и наблюдения | Личностные УУД: оценивание значимости усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей Регулятивные УУД: учебной деятельности и способов ее достижения Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Познавательные УУД: построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | — повторение и расширение знаний об органах чувств человека; | 1ч | У.с.43-48 Т.с.22-23 | 02.03 | ||||||||
48 | Высуни язык и скажи: «А» | Иметь представление о строении языка. Уметь: рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения | — повторение и расширение знаний об органах чувств человека; | 1ч | У.с.49-51 Т.с.24 | 09.03 | |||||||||
49 | «Взгляд» на глаз | Знать правила ухода за глазами. Иметь представление о строении глаза. Уметь: рассказывать о значении глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения | — повторение и расширение знаний об органах чувств человека; | 1ч | У.с.52-56 Т.с.25-27 | 15.03 | |||||||||
50 | Ухо не только орган слуха | Знать правила ухода за органом слуха. Иметь представление о строении уха. Уметь: рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения | — повторение и расширение знаний об органах чувств человека; | 1ч | У.с.57-59 Т.с.28-29 | 16.03 | |||||||||
51 | Ухо – орган равновесия | Знать правила ухода за органом слуха. Уметь: выполнять правила ухода за органом слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения | — повторение и расширение знаний об органах чувств человека; | 1ч | У.с.60-61 Т.с.30 | 22.03 | |||||||||
52 | Распознавание предметов путем соприкосновения с ними | Знать правила ухода за органом осязания. Иметь представление о строении кожи. Уметь: рассказывать о значении органа осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения | — повторение и расширение знаний об органах чувств человека; -проведение несложных наблюдений, постановка опытов. | 1ч | У.с62-63 | 23.03 | |||||||||
53 | Советы врача | Знать, как помочь человеку до приезда врача. Уметь выполнять советы врача | —нахождение необходимой информации из текста, иллюстраций, из дополнительных источников; | 1ч | У.с.64-66 Т.с.31 | 05.04 | |||||||||
54 | Обобщение по теме «Изучаем органы чувств». Готовимся к школьной олимпиаде | Уметь: называть органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств | 1ч | У.с.67-68 | 06.04 | ||||||||||
VII Путешествуем по странам мира (6 часов) | |||||||||||||||
55 | Границы России | Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства». Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств | Личностные УУД: гражданская идентичность (восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий) Регулятивные УУД: проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве Коммуникативные УУД: активное участие в работе группы, распределение ролей, умение договариваться друг с другом Познавательные УУД: и сложные вопросы учителя и одноклассников по теме, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике | — оценка общих представлений о странах, которые имеют с Россией границы; | 1ч | У.с.69-79 Т.с.32-34 | 12.04 | ||||||||
56 | Границы России Р/к «Границы Ставропольского края» | Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства». Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств | 1ч | У.с.69-79 Т.с.32-34 | 13.04 | ||||||||||
57 | Соединенные штаты Америки (США) | Иметь представление о терроризме. Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США; называть столицу и главные города США | -работа с источниками информации (учебник, тетрадь) о Соединенных Штатах Америки | 1ч | У.с.80-84 Т.с.35-36 | 196.04 | |||||||||
58 | Великобритания | Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Великобритании; называть столицу и главные города Великобритании | — оценка общих представлений о странах, которые имеют с Россией границы; о Соединенных Штатах Америки, Велико- британии, Франции;; | 1ч | У.с.85-86 Т.с.37-38 | 20.04 | |||||||||
59 | Франция | Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Франции; называть столицу и главные города Франции | 1ч | У.с.87-89 Т.с.39 | 26.04 | ||||||||||
60 | Обобщение по теме «Путешествие по странам мира». Готовимся к школьной олимпиаде | Знать сухопутные границы России с четырнадцатью государствами. Уметь: называть с помощью карты столицы соседних с Россией государств; называть страну, которая имеет самую протяженную сухопутную границу с Россией, и страну, имеющую с ней самую короткую границу; называть государство, расположенное на одном из материков Западного полушария, с которым Россия имеет морские границы; называть одну из областей России, которая отделена от основной части России территорией другого государства; находить и показывать на карте географические объекты; находить в Интернете дополнительный материал о путешественниках и славных исследователях северных берегов Азии в XVII веке; называть столицу США и ее достопримечательности; называть столицу, ее достопримечательности и ее расположение на реке государств (Франция, Великобритания | 1ч | У.с.90-92 | 27.04 | ||||||||||
VIII Москва как летопись истории России (5 часов) | |||||||||||||||
61 | День народного единства | Знать: государственные праздники России; историю создания памятника на Красной площади «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России». Уметь: рассказывать об истории Москвы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлевских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками; рассказывать о подвиге Минина и Пожарского | Личностные УУД: личная ответственность каждого человека за сохранность историко- культурного наследия Регулятивные УУД: ценностно-смысловая ориентация учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми нравственно-этическими принципами и нормами поведения) Коммуникативные УУД: активно участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки Познавательные УУД: изучение исторической информации, осуществление ее анализа, синтеза, установление причинно-следственные связей исторических событий | — знакомство с историческими событиями начала XVII века, с войной 1812 года | 1ч | У.с.93-95 Т.с.40-41 | 03.05 | ||||||||
62 | Москва: память о войне 1812 года | Знать: государственные праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка». Иметь представление о значении войны 1812 года. Уметь: рассказывать об Отечественной войне 1812 года; называть памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года | — знакомство с историческими событиями начала XVII века, с войной 1812 года | 1ч | У.с.96-99 Т.с.42-43 | 04.05 | |||||||||
63 | Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов | Знать, когда началась и закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать о героях Великой Отечественной войны | — знакомство с Великой Отечественной войной 1941–1945 годов; | 1ч | У.с.100-103 Т.с.44 | 10.05 | |||||||||
64 | Памятники Москвы покорителям космоса | Знать: государственные праздники России; имя первого космонавта. Уметь: рассказывать об истории освоения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам; рассказывать о достижениях России в освоении космоса | -изучение достижений нашей страны в космонавтике; | 1ч | У.с.104-107 | 11.05 | |||||||||
65 | Обобщение по теме «Москва как летопись истории России». Готовимся к школьной олимпиаде | Знать, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать об истории создания памятника на Красной площади Минину и Пожарскому; называть памятник по его описанию; объяснять, кого можно назвать народным полководцем; рассказывать о Бородинской битве, используя иллюстрации учебника и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»; называть имя маршала, которому в октябре 1941 года была поручена оборона Москвы; рассказывать о героях Великой Отечественной войны | -знакомство с историческими событиями начала XVII века, с войной 1812 года, с Великой Отечественной войной 1941–1945 годов; | 1ч | У.с.108 | 17.05 | |||||||||
IX Мы – граждане России (3часа) | |||||||||||||||
66 | Имя нашей страны - Россия или Российская Федерация | Знать: все названия нашего государства (Русь, Древнерусское государство, Россия); исторические столицы России; государственные символы России. Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации | Личностные УУД: гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, своей этнической и национальной принадлежности) Регулятивные УУД: планирование и организация учебных действий в соответствии с целью Коммуникативные УУД: способность передать содержание в | обобщение представлений о символике России | 1ч | У.с.109-111 Т.с.45 | 18.05 | ||||||||
67 | Основной закон страны - Конституция России. Президент России | Знать, что Россия объединяет 89 равноправных членов - субъектов Российской Федерации; что главой нашего государства является Президент РФ; главные задачи парламента; понятия «федерация», «республика». Уметь: подписывать адрес на конверте; называть Основной закон страны - Конституцию России; называть права и обязанности граждан России; объяснять, почему охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан; объяснять, почему государство заинтересовано в получении гражданами основного общего образования; называть имена депутатов, которые представляют интересы твоего региона в парламенте страны | сжатом, выборочном или развѐрнутом виде Познавательные УУД: самостоятельный выбор необходимой информации для решения учебной задачи | -обобщение представлений об основном законе страны — Конституции России, о высших органах власти нашей страны; | 1ч | У.с.112-116 Т.с.46-47 | 24.05 | ||||||||
68 | Обобщение по теме «Мы - граждане России» или экскурсия в краеведческий музей | Знать: исторические столицы России; государственные символы России; кто является главой нашего государства. Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации. Знать историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края. Уметь: показывать на карте; рассказывать об основных достопримечательностях родного города (поселка) | — моделирование (составление маршрута экскурсии). | 1ч | 25.05 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа»Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).— М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. — М.: Академкнига/Учебник. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. Под ред. Р.Г. Чураковой — М.: Академкнига/Учебник.
Учебно-методическая литература
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г.Окружающий мир. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1. — М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г.Окружающий мир. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 2. — М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник.
Наглядные пособия
1) натуральные живые пособия — комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) изобразительные наглядные пособия — таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
5) географические и исторические карты;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...