Рабочая программа факультатива "Край родной"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3, 4 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Край родной" на ступени начального образования в 3-4 классах с пояснительной запиской, УУД, приложением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа факультатива край родной | 264 КБ |
Предварительный просмотр:
Курганская область, МБОУ Куртамышского района
«Куртамышская начальная общеобразовательная школа»
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании школьного методического Директор МБОУ «Куртамышская НОШ»
объединения
Протокол № от 2014 г. _________________________
Приказ № от 2014 г.
Рабочая программа
внеурочной проектной деятельности
«Край родной»
на ступени начального образования
в 3- 4 классах
на 2014-2015 учебный год
количество часов в неделю – 1+1
.
Программа составлена
учителем начальных классов Кузнецовой Н.С.
Г.Куртамыш 2014 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Изучаем родной край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А. Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. ( Программы подготовлены в рамках проекта « Разработка, апробации и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).
Курс «Край родной» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках проектной деятельности.
На изучение отведено 68 часов в год: 34 часа – в 3 классе и 34 часа – в 4 классе (всего - 2 часа в неделю).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного края».
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного города, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.
Программа адаптирована к местным условиям, модифицирована за счет введения местного краеведческого материала.
Экскурсионная практика предполагает проведение очных и заочных экскурсий, в ходе которых учащиеся выполняют задания, а по результатам их выполнения создают свои проекты.
В ходе экскурсионной практики учащиеся развивают наблюдательность, такие исследовательские умения, как умение сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, умение делать выводы.
Практика творческой деятельности основана на использовании занятий в форме ролевой игры, выполнении творческих проектов. Занятия призваны дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом родного края и его настоящем.
Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации учебной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: интернет ресурсами, справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования).
Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.
Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями, обучающимися
5. В основе организации работы с детьми положен системно-деятельностный подход.
Цель курса «Изучаем родной край» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся, расширение их исторических представлений о своём городе, воспитание чувства любви, ответственности и гордости за свой родной край, уважение к известным людям своего города.
Задачи курса:
- познакомить учащихся с историей города, с историко-культурными памятниками, историей улиц и известными людьми города Куртамыша
- развивать творческие способности учащихся с методом проектной деятельности
- формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний в
повседневной жизни
- научить начальными формами исследовательской деятельности, включая умения
поиска и работы с информацией.
- выявить одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе
Предполагаемые результаты
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные |
развитие критического и творческого мышления | организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
регулятивные |
|
новые учебные задачи
в учебном сотрудничестве |
познавательные |
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; |
коммуникативные |
формулировать собственное мнение и позицию • договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
|
|
Планируемый результат:
- более высокий уровень знаний, умений, навыков,
- участие в различных творческих конкурсах,
-создание целостного образа города,
-повышение интереса учащихся к самостоятельному изучению родного края,
-осуществление ненавязчивого патриотического, эстетического и экологического воспитания.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов | Второй уровень результатов | Третий уровень результатов |
предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, альбомы, брошюры и т.п. |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из городской библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии и интернет ресурсы.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в краеведческий музей им. Н.Д.Томина, в детскую библиотеку.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из интернета.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Итог работы над темой — собранная и систематизированная копилка по проектной деятельности в направлении краеведческой и патриотической работы.
Список использованных источников
- Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Под редакцией Данилюка А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.- М.: Просвещение, 2009.
- Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающего мира»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. – М.: 2009.
- Урюпина Е.А. Программа проектной деятельности. – Агрыз, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 6.10. 2009 г.
Учебный план (3 класс)
Тема проекта. | Количество часов | Всего часов. | ||
теория | практика | экскурсии | ||
1. Введение | 1 | - | - | 1 |
2.История города Куртамыша | 1 | - | - | 1 |
3. Архитектурные памятники города Куртамыша | 1 | 8 | 6 | 15 |
4. Знаменитые люди города Куртамыша | 1 | 8 | 8 | 17 |
5. Война в судьбе куртамышского народа | 1 | 8 | 8 | 17 |
6. История улиц моего родного города | 1 | 7 | 9 | 17 |
Итого | 6 | 31 | 31 | 68 |
Учебный план (4 класс)
Тема проекта. | Количество часов | Всего часов. | ||
теория | практика | экскурсии | ||
Введение в курс | 1 | - | - | 1 |
Традиционные праздники | 2 | - | - | 2 |
Рождество Христово | 10 | 2 | 2 | 14 |
Масленица – встреча весны | 13 | 2 | 2 | 17 |
Пасха | 13 | 2 | 2 | 17 |
Троица | 13 | 2 | 2 | 17 |
Итого | 52 | 8 | 8 | 68 |
Тематическое планирование 3 класс
(34 часа)
№ темы | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности учителя и обучающихся | Выход | Дата | |
По плану | Фактическая | |||||
I. | Введение в курс | 1 час | Беседа учителя | Понятие совместной деятельности, её результата | ||
1.1. | История города Куртамыша | 1 часа | Лекция учителя | |||
II. | Архитектура родного города | 14 часов | Проекты в группах «Архитектурные памятники города Куртамыша» (презентация, папка, стенгазета) | |||
2.1. | Архитектурные памятники города Куртамыша | 1 час | Лекция учителя | |||
2.2. | Экскурсии по городу с фотоаппаратом | 6 часов | Беседы + практические занятия (экскурсии по городу со сбором материала) Беседы с краеведами, старожилами, работниками музея и библиотек) | |||
2.3. | Классификация собранного материала об архитектурных памятниках города (работа над проектом) Создание проектов. | 7 часов | Практические занятия Работа в творческих группах | |||
2.4. | Презентация проекта «Архитектурные памятники города Куртамыша» | 1 час | Презентация своей работы | |||
II. | Знаменитые люди города Куртамыша | 17 часов | Практические занятия Работа в творческих группах | |||
2.1. | Знаменитые люди города Куртамыша | 1 час | Лекция учителя | Проект в группах «Знаменитые люди города Куртамыша». (оформление альбома-папки, стенгазеты) | ||
2.2. | Сбор материала о знаменитых людях города Куртамыша | 8 часов | Практические занятия Работа в творческих группах | |||
2.3. | Классификация собранного материала о знаменитых людях города Куртамыша (работа над проектом) | 7 часов | Лекции учителя + практическое занятие учащихся Работа в творческих группах | |||
2.4 | Презентация проекта «Знаменитые люди города Куртамыша» | 1 час | Практическое занятие учащихся | |||
III. | Война в судьбе куртамышского народа | 17 часов | Проект в группах «Памятники города Куртамыша».(оформление альбома-папки, стенгазеты) | |||
3.1. | Война в судьбе куртамышского народа | 1 час | Лекция учителя | |||
3.2. | Экскурсии по городу с фотоаппаратом к памятникам города | 7 часов | Беседы + практические занятия (экскурсии по городу со сбором материала) Беседы с работниками музея | |||
3.3. | Классификация собранного материала о памятниках города | 8 часов | Практические занятия Работа в творческих группах | |||
3.4. | Презентация проекта «Памятники города Куртамыша» | 1 час | Практическое занятие | |||
IV. | История улиц моего родного города | 17 часов | Проект индивидуальный «Имена улиц моего родного города». (презентация, папка, стенгазета)
| |||
4.1 | Имена улиц города Куртамыша | 1 час. | ||||
4.2 | Экскурсии по городу с фотоаппаратом по улицам города | 7 часов | Беседы + практические занятия (экскурсии по городу со сбором материала) Беседы с работниками музея | |||
4.3. | Классификация собранного материала об улицах родного города | 8 часов | Практические занятия Работа в творческих группах | |||
4.4. | Презентация проекта «Имена улиц моего родного города» | 1 час | Практическое занятие |
Тематическое планирование 4 класс
(34 часа)
№ темы | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности учителя и обучающихся | Выход | Дата | |
По плану | Фактическая | |||||
I. | Введение в курс | 1 час | Беседа учителя | Понятие совместной деятельности, её результата | ||
1.1. | Традиционные праздники | 2 часа | Лекция учителя | |||
II. | Рождество Христово | 14 часов | Проект коллективный «Праздник новогодней елки в разных странах» (презентация) | |||
2.1. | История рождественского праздника | 1 час | Лекция учителя | |||
2.2. | Как празднуют Новый год в разных странах | 6 часов | Беседы + практические занятия (сбор материала из разных источников) | |||
2.3. | Классификация собранного материала об истории празднования Рождества в разных странах (работа над проектом) | 6 часов | Практические занятия Работа в творческих группах | |||
2.4. | Презентация проекта «Праздник новогодней елки в разных странах» | 1 час | Презентация своей работы | |||
II. |
Масленица – встреча весны | 17 часов | Практические занятия Работа в творческих группах | |||
2.1. | История праздника Масленица | 1 час | Лекция учителя | Проект «Широкая Масленица». (оформление альбома-папки) | ||
2.2. | Поиск информации об истории празднования Масленицы | 8 часов | Практические занятия, встречи со старожилами Работа в творческих группах | |||
2.3. | Классификация собранного материала о праздновании Масленицы (работа над проектом) | 7 часов | Практические занятия обучающихся Работа в творческих группах | |||
2.4 | Презентация проекта « Широкая Масленица» | 1 час | Практическое занятие обучающихся | |||
III. | Пасха | 17 часов | Проект «Пасха». | |||
3.1. | История праздника Пасхи | 1 час | Лекция учителя | |||
3.2. | Поиск информации об истории празднования Пасхи | 7 часов | Практические занятия, встречи со старожилами Работа в творческих группах | |||
3.3. | Классификация собранного материала о праздновании Пасхи | 8 часов | Практические занятия Работа в творческих группах | |||
3.4. | Презентация проекта «Пасха» | 1 час | Практическое занятие | |||
IV. | Троица | 17 часов | Проект «Святая Троица». | |||
4.1 | История празднования Святой Троицы | 1 час. | ||||
4.2 | Поиск информации об истории празднования Святой Троицы | 7 часов | Беседы + практические занятия (экскурсии по городу со сбором материала) Беседы с работниками музея | |||
4.3. | Классификация собранного материала об истории празднования Святой Троицы | 8 часов | Практические занятия Работа в творческих группах | |||
4.4. | Презентация проекта «Святая Троица» | 1 час | Практическое занятие |
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?
Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:
1. Провести подготовительную работу.
Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.
Формирование их целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные).
Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.
Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:
а) выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе;
в) слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы,
г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
д) информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.
3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.
4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.
5. Создавать группу не более 5- 8 человек.
Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом».
6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.
Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.
Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
7. Учесть и избежать «подводных камней».
Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.
Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.
Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники.
Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.
Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы
Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?
Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:
• необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;
• специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.
В связи с этим метод проектов начинаем реализовывать с 1 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяем развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.
В рамках традиционных учебных занятий используют:
• проблемное введение в тему урока;
• постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
• совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
• групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
• выдвижение идеи (мозговой штурм);
• постановку вопроса (поиск гипотезы);
• формулировку предположения (гипотезы);
• обоснованный выбор способа выполнения задания;
• составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
• поиск дополнительной литературы;
• подготовку доклада (сообщения);
• самоанализ и самооценку, рефлексию;
• поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.
Общие правила для педагогов – руководителей проектов
• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.
• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо,
• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
• Не сдерживайте инициативы детей .Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
•. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
Роль учителя в проектной деятельности
Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.
Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Организация работы над проектами.
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность родителей |
1. Погружение в проект | Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки. | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. | Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей. |
2. Планирование деятельности | Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. | Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. | Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. |
3. Осуществление деятельности по решению проблемы | Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. | Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. |
4. Оформление результатов | Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. | Наблюдает, советует. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха. |
5. Презентация результатов | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. | Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Башҡорт теленән эш программаһы(Рабочая программа по родному башкирскому языку для 1 класса)
Рабочая программа предназначена для первого класса...
рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе для 1 класса по программе Сынбулатовой Ф.Ш., Давлетшиной М.С.
рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе ( алифба + башкирский язык и литература) для 1 класса по программе Сынбулатовой Ф.Ш., Дәүләтшиной М.С., 3 часа в неделю...
Рабочая программа по родному языку для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса по программе"Планета Знаний"...
Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс
Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс...
Рабочая программа по родному языку (литературное чтение ) 1 класс с КТП на основе авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...