Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.42 КБ |
![]() | 53.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного предмета «литературное чтение на родном языке»
(начальное общее образование)
Срок реализации 4 года
- Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»
На уроках литературного чтения на родном языке выпускники, осваивающие программу начального общего образования получат возможность:
1) понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознать значимость чтения на родном языке для личного развития; формировать представления о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формировать потребность в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечить культурную самоидентификацию;
3) использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достичь необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладеть техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
- Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»
Понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа..
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Произведения уральских поэтов, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) литературы доступные для восприятия младших школьников.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения
1 класс
Особенности фольклорного текста.
Русские загадки, пословицы и поговорки. Потешки и прибаутки. Заклички. Считалки и небылицы. Русские народные песни. Докучные сказки.
Работа с текстом художественного произведения.
Авторские сказки: М.Горький «Воробьишко», В.Берестов «Заяц-барабанщик», Е.И.Чарушин «Волчишко».
Сказки уральских писателей: Д.Н.Мамин-Сибиряк. Присказка. Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про мохнатого Мишу – Короткий Хвост. Сказка о том, как жила-была последняя Муха. «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке».
Круг детского чтения
Стихи уральских поэтов: В.Ф.Телегина «Пастушонок», «Дождь», «Мухомор», «Боровичок», «Опята» К.Герд «Солнышко в избе».
2 класс
Особенности фольклорного текста.
Сказки народов Урала о животных.
(Хитрая лиса. Заяц и еж. Ласточка и комар. Кошка и белка. Мышь и воробей. Мышь и сорока) на выбор не менее 2 сказок.
Былина «Пётр Первый и находчивый солдат».
Русская народная сказка «Морозко»
Работа с текстом художественного произведения.
П.П. Ершов. Сказка «Конек-Горбунок»
К.Д.Ушинский «Слепая лошадь».
Круг детского чтения
Стихи уральских поэтов. Ф.И.Васильев «Наши сосны», «Притих на поле ветер…»
Стихи уральских поэтов. Е.Ф.Трутнева «Силачи-богатыри», В огороде», «Ходит солнышко высоко», «Одуванчик».
3 класс
Особенности фольклорного текста.
Волшебные сказки: Лапти – самоходы. Соловей
Работа с текстом художественного произведения.
Сказки уральских писателей. Л.И.Давыдычев «Мой знакомый воробей»
Н.Г.Никонов «Сказки леса»: «Березовый листок», «Муравьиная хитрость», «Горькая быль», «Кузина жизнь».
Круг детского чтения
Л.К.Татьяничева «Урал»
Стихи уральских поэтов.
О.А.Поскребышев «Городок в лесу», «Про улитку»
С.Г.Георгиев. Рассказы: «Обида», «До завтра!», «Один мальчик», Скамейка под окном. Рогатка центрального боя.
4 класс
Особенности фольклорного текста.
Легенды и мифы народов Урала. (Млечный путь. Большая медведица. Как землю сотворили. Пятна на Луне. Как землю выловили. Опоясывание земли. Два утенка. Две лягушки.) на выбор не менее 3 легенд.
Работа с текстом художественного произведения.
О.Ф.Коряков «Чудесная кладовая»: «Древняя легенда», «Чудесная копилка».
Сказки уральских писателей.
П.П.Бажов «Серебрянное копытце»
П.П.Бажов «Огневушка – поскакушка»
Б.С. Рябинин «На все фасоны», «Буся – лентяй»
Круг детского чтения
Стихи уральских поэтов.
Е.Е.Хоринская «Воробьи», «Гриша Обещалкин», «Адик – математик»
Мир вокруг нас.
В.П.Крапивин «Свой человек в Гаванском (отрывок из романа «Рыжее знамя упрямства»)
- Тематическое планирование
1 класс
№ | Тема (раздел) | Количество часов |
1 | Особенности фольклорного текста. Русские загадки, пословицы и поговорки. Потешки и прибаутки. Заклички. Считалки и небылицы. Русские народные песни. Докучные сказки. | 4 |
2 | Работа с текстом художественного произведения. Авторские сказки. М.Горький «Воробьишко» В.Берестов «Заяц-барабанщик» Е.И.Чарушин «Волчишко» Сказки уральских писателей. Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки. Присказка», Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про мохнатого Мишу – Короткий Хвост. Сказка о том, как жила-была последняя Муха. «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке» | 7 |
3 | Круг детского чтения Стихи уральских поэтов. В.Ф.Телегина «Пастушонок», «Дождь», «Мухомор», «Боровичок», «Опята» К.Герд «Солнышко в избе» | 6 |
2 класс
№ | Тема (раздел) | Количество часов |
1 | Особенности фольклорного текста. Сказки народов Урала о животных. (Хитрая лиса. Заяц и еж. Ласточка и комар. Кошка и белка. Мышь и воробей. Мышь и сорока) на выбор не менее 2 сказок. Былина «Пётр Первый и находчивый солдат». Русская народная сказка «Морозко» | 6 |
2 | Работа с текстом художественного произведения. П.П. Ершов. Сказка «Конек-Горбунок» К.Д.Ушинский «Слепая лошадь» | 6 |
3 | Круг детского чтения Стихи уральских поэтов. Ф.И.Васильев «Наши сосны», «Притих на поле ветер…» Стихи уральских поэтов. Е.Ф.Трутнева «Силачи-богатыри», В огороде». Е.Ф.Трутнева «Ходит солнышко высоко», «Одуванчик» | 6 |
3 класс
№ | Тема (раздел) | Количество часов |
1 | Особенности фольклорного текста. Волшебные сказки: Лапти – самоходы. Соловей | 3 |
2 | Работа с текстом художественного произведения. Сказки уральских писателей. Л.И.Давыдычев «Мой знакомый воробей» Н.Г.Никонов «Сказки леса»: «Березовый листок», «Муравьиная хитрость», «Горькая быль», «Кузина жизнь». | 7 |
Круг детского чтения Л.К.Татьяничева «Урал» Стихи уральских поэтов. О.А.Поскребышев «Городок в лесу», «Про улитку» С.Г.Георгиев. Рассказы: «До завтра!», «Обида», «Один мальчик» Скамейка под окном. Рогатка центрального боя. | 5 |
4 класс
№ | Тема (раздел) | Количество часов |
1 | Особенности фольклорного текста. Легенды и мифы народов Урала. (Млечный путь. Большая медведица. Как землю сотворили. Пятна на Луне. Как землю выловили. Опоясывание земли. Два утенка. Две лягушки.) на выбор не менее 3 легенд. | 5 |
2 | Работа с текстом художественного произведения. О.Ф.Коряков «Чудесная кладовая»: «Древняя легенда», «Чудесная копилка». Сказки уральских писателей. П.П.Бажов «Серебрянное копытце» П.П.Бажов «Огневушка – поскакушка» Б.С. Рябинин «На все фасоны», «Буся – лентяй» | 6 |
3 | Круг детского чтения Стихи уральских поэтов. Е.Е.Хоринская «Воробьи», «Гриша Обещалкин», «Адик – математик» В.П.Крапивин «Свой человек в Гаванском (отрывок из романа «Рыжее знамя упрямства») | 6 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Тема урока | Содержание | Кол-во часов | |
план | факт | |||
1 | Русские загадки. Пословицы и поговорки. | Особенности фольклорного текста. Понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. | 1 | |
2 | Потешки и прибаутки. Заклички. Считалки и небылицы. | 1 | ||
3 | Русские народные песни. Докучные сказки. | 1 | ||
4 | Библиотечный урок-экскурсия (или Урок –викторина) | 1 | ||
5 | Авторские сказки. М.Горький «Воробьишко» | Работа с текстом художественного произведения. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. | 1 | |
6 | В.Берестов «Заяц-барабанщик» | 1 | ||
7 | Е.И.Чарушин «Волчишко» | 1 | ||
8 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки. Присказка» | 1 | ||
9 | Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про мохнатого Мишу – Короткий Хвост | 2 | ||
10 | «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке» | 2 | ||
11 | Сказка о том, как жила-была последняя Муха | 1 | ||
12 | Стихи уральских поэтов. В.Ф.Телегина «Пастушонок», «Дождь». | Круг детского чтения. Произведения уральских поэтов, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) литературы доступные для восприятия младших школьников. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения | 1 | |
13 | В.Ф.Телегина «Мухомор», «Боровичок», «Опята» | 1 | ||
14 | К.Герд «Солнышко в избе» | 1 | ||
15 | Резерв | 2 |
2 класс
№ | Тема урока | Содержание | Кол-во часов | |
план | факт | |||
1 | Сказки народов Урала о животных. (Хитрая лиса. Заяц и еж. Ласточка и комар. Кошка и белка. Мышь и воробей. Мышь и сорока) на выбор не менее 2 сказок. | Особенности фольклорного текста. Понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. | 2 | |
2 | Русская народная сказка «Морозко» | 1 | ||
3 | Добро и зло в сказке «Морозко» | 1 | ||
4 | Урок-викторина по сказкам | 1 | ||
5 | Былина «Пётр Первый и находчивый солдат». | 1 | ||
6 | П.П. Ершов. Сказка «Конек-Горбунок» | Работа с текстом художественного произведения. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа.. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. | 1 | |
7 | П.П. Ершов. Сказка «Конек-Горбунок» | 1 | ||
8 | П.П. Ершов. Сказка «Конек-Горбунок» | 1 | ||
9 | К.Д.Ушинский «Слепая лошадь» | 1 | ||
10 | Нравственное содержание в произведении К.Д.Ушинского «Слепая лошадь» | 1 | ||
11 | Библиотечный урок-экскурсия (или Урок-викторина) | 1 | ||
12 | Е.Ф.Трутнева «Силачи-богатыри», В огороде». | Круг детского чтения. Стихи уральских поэтов. Произведения уральских поэтов, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) литературы доступные для восприятия младших школьников. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения | 1 | |
13 | Е.Ф.Трутнева «Ходит солнышко высоко», «Одуванчик» | 1 | ||
14 | Ф.И.Васильев «Наши сосны», «Притих на поле ветер…» | 1 | ||
15 | Резерв | 2 |
3 класс
№ | Тема урока | Содержание | Кол-во часов | |
план | факт | |||
1 | Волшебные сказки: Лапти – самоходы. | Особенности фольклорного текста. Понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. | 1 | |
2 | Волшебные сказки: Соловей. | 1 | ||
3 | Библиотечный урок-экскурсия | 1 | ||
4 | Сказки уральских писателей. Л.И.Давыдычев «Мой знакомый воробей» | Работа с текстом художественного произведения. Сказки уральских писателей. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа.. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. | 2 | |
5 | Н.Г.Никонов «Сказки леса»: «Березовый листок» | 1 | ||
6 | Н.Г.Никонов «Сказки леса»: «Муравьиная хитрость» | 1 | ||
7 | Н.Г.Никонов «Сказки леса»: «Горькая быль» | 1 | ||
8 | Н.Г.Никонов «Сказки леса»: «Кузина жизнь» | 1 | ||
9 | Л.К.Татьяничева «Урал» | Круг детского чтения. Произведения уральских поэтов, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) литературы доступные для восприятия младших школьников. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения | 1 | |
10 | Стихи уральских поэтов. О.А.Поскребышев «Городок в лесу», «Про улитку» | 1 | ||
11 | Мир вокруг нас. С.Г.Георгиев. Рассказы. «Обида» | 1 | ||
12 | С.Г.Георгиев. «Один мальчик» | 1 | ||
13 | С.Г.Георгиев. «До завтра!» | 1 | ||
14 | С.Г.Георгиев. Скамейка под окном. | 1 | ||
15 | С.Г.Георгиев. Рогатка центрального боя. | 1 | ||
16 | резерв | 2 |
4 класс
№ | Тема урока | Содержание | Кол-во часов | |
план | факт | |||
1 | Легенды и мифы народов Урала. (Млечный путь. Большая медведица. Как землю сотворили. Пятна на Луне. Как землю выловили. Опоясывание земли. Два утенка. Две лягушки.) на выбор не менее 3 легенд. | Особенности фольклорного текста. Понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. | 2 | |
2 | Библиотечный урок-экскурсия (или урок-викторина) | 1 | ||
3 | П.П.Бажов «Серебрянное копытце» | Работа с текстом художественного произведения. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа.. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. | 1 | |
4 | П.П.Бажов «Серебрянное копытце» | 1 | ||
5 | П.П.Бажов «Серебрянное копытце» | 1 | ||
6 | П.П.Бажов «Огневушка – поскакушка» | 1 | ||
7 | П.П.Бажов «Огневушка – поскакушка». Содержание прочитанного и анализ поступков с точки зрения норм морали. | 1 | ||
8 | Б.С. Рябинин «На все фасоны», | 1 | ||
9 | Б.С. Рябинин «Буся – лентяй» | 1 | ||
10 | О.Ф.Коряков «Чудесная кладовая»: «Древняя легенда» | 1 | ||
11 | О.Ф.Коряков «Чудесная кладовая»: «Чудесная копилка» | 1 | ||
12 | Е.Е.Хоринская «Воробьи», «Гриша Обещалкин», «Адик – математик» | Круг детского чтения. Стихи уральских поэтов. Произведения уральских поэтов, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) литературы доступные для восприятия младших школьников. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения | 1 | |
13 | В.П.Крапивин «Свой человек в Гаванском (отрывок из романа «Рыжее знамя упрямства») | 1 | ||
14 | Портрет и характер героев, выраженные через поступки и речь в произведении В.П. Крапивина «Свой человек в Гаванском | 1 | ||
15 | Характеристика героев В.П. Крапивина с использованием художественно-выразительных средств | 1 | ||
16 | Нравственное содержание в произведении В.П. Крапивина «Свой человек в Гаванском» | 1 | ||
17 | Резерв | 2 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного предмета «Родной язык»
(начальное общее образование)
Срок реализации 4 года
- Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной язык»
В качестве родного языка выбран русский язык.
На уроках родного (русского) языка выпускники, осваивающие программу начального общего образования, получат возможность:
1) воспитания ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) обогащения активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
3) формирования первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладения первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладения учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Содержание учебного предмета «Родной язык»
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов, фразеологизмов, устаревших слов (архаизмов), заимствованных и новых слов в русском языке.
Состав слова (морфемика). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова. Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи). Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями.
Морфология. Слово как часть речи. Углубление понятий о частях речи – имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Общие представления о делении частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением и употреблением каждой части речи в речи, их синтаксической роли в предложениях.
Имя существительное. Расширение представлений о значениях, о категории рода имен существительных, об именах собственных – названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Склонение имен существительных. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения. Падежные формы и падежные окончания имен существительных в единственном и множественном числе. Назначение имен существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член).
Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имен прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков? какова? каково? каковы?).Склонение имен прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе.
Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже. Назначение имен прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое).
Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы» расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределенной форме глагола. Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имен существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже – второстепенный член).
Местоимение. Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами. Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).
Числительное. Первичное представление о числительном как части речи. Значение и употребление. Различение порядковых и количественных числительных.
Наречие. Значение и употребление в речи. Умение опознавать наречия в тексте.
Синтаксис. Предложение. Систематизация признаков предложения с точки зрения цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.
Члены предложения. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство). Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Употребление большой буквы и кавычек при написании имен собственных – названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.
Написание предлогов с местоимениями.
Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределенной формы (мыть, испечь).
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Углубление представления о речи как способе общения посредством языка. Устная и письменная, диалогическая и монологическая формы речи. Основные виды речевой деятельности: слушание – говорение, чтение – письмо, внутренняя речь, воспроизведение чужой речи. Речевое общение как процесс обмена смыслами: восприятие смысла – слушание, чтение, передача смысла – говорение, письмо.
Высказывание. Текст. Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге).
Особенности развития, распространения мысли в тексте, отражение ее в структурных особенностях (композиции текста). Наблюдение над способами связи частей текста, предложений в тексте.
Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: словами, в заголовке, домысливание.
Речевые жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников. Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).
Язык как средство общения
Общие сведения о языке. Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т. п.).
Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.
Нормированность русского литературного языка. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др.). Синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность.
Изобразительно-выразительные средства языка. Использование эмоционально-оценочной и специальной лексики, фразеологизмов, пословиц, поговорок. Использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с суффиксами других значений. Роль инверсии (обратного порядка слов) для выделения смысловой значимости слова, фразы. Ритм, рифма, тропы в поэтической речи.
- Тематическое планирование
№ | Тема (раздел) | Количество часов | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
1 | Виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение. | Ежеурочно | |||
2 | Лексика | Изучается во всех разделах | |||
3 | Состав слова (морфемика) | 2 | 2 | 2 | 2 |
4 | Синтаксис | 1 | 1 | 1 | 1 |
5 | Орфография и пунктуация | 2 | 2 | 2 | 2 |
6 | Развитие речи | 10 | 10 | 10 | 10 |
7 | Морфология | 2 | 2 | 2 | 2 |
Итого | 18 | 18 | 18 | 18 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Раздел содержания | Количество часов (по классам) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Русский язык как хранитель культуры. Русская речь | Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Углубление представления о речи как способе общения посредством языка. Устная и письменная, диалогическая и монологическая формы речи. Основные виды речевой деятельности: слушание – говорение, чтение – письмо, внутренняя речь, воспроизведение чужой речи. Речевое общение как процесс обмена смыслами: восприятие смысла – слушание, чтение, передача смысла – говорение, письмо. | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Предложение. | Синтаксис. Предложение. Систематизация признаков предложения с точки зрения цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул. Члены предложения. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство). Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 | Текст – единица языка и речи. Создание текстов по картинному плану или серии картинок. | Развитие речи. Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге). Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: словами, в заголовке, домысливание. Речевые жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников. Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь). | 1 | 1 | 1 | 1 |
4 | Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия, состояние предметов и количество. | Морфология. Слово как часть речи. Углубление понятий о частях речи – имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Общие представления о делении частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением и употреблением каждой части речи в речи, их синтаксической роли в предложениях. Имя существительное. Расширение представлений о значениях, о категории рода имен существительных, об именах собственных – названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Склонение имен существительных. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения. Падежные формы и падежные окончания имен существительных в единственном и множественном числе. Назначение имен существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имен прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков? какова? каково? каковы?).Склонение имен прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже. Назначение имен прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое). Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы» расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределенной форме глагола. Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имен существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже – второстепенный член). Местоимение. Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами. Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член). Числительное. Первичное представление о числительном как части речи. Значение и употребление. Различение порядковых и количественных числительных. Наречие. Значение и употребление в речи. Умение опознавать наречия в тексте. | 1 | 1 | 1 | 1 |
5 | Слова, указывающие на предметы, но не называющие их. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
6 | Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. | Состав слова (морфемика). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова. Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи). Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. | 1 | 1 | 1 | 1 |
7 | Родственные слова | 1 | 1 | 1 | 1 | |
8 | Мягкий знак – показатель мягкости согласных. Экскурсия в прошлое. | Развитие речи. Язык как средство общения Общие сведения о языке. Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т. п.). Изобразительно-выразительные средства языка. Использование эмоционально-оценочной и специальной лексики, фразеологизмов, пословиц, поговорок. Использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с суффиксами других значений. Роль инверсии (обратного порядка слов) для выделения смысловой значимости слова, фразы. Ритм, рифма, тропы в поэтической речи. | 1 | 1 | 1 | 1 |
9 | Новые слова в русском языке. Заимствованные слова и фразеологизмы. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
10 | Искусство красноречия. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
11 | Трудные слова. | Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. | 1 | 1 | 1 | 1 |
12 | Игры со словами. | Развитие речи. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов, фразеологизмов, устаревших слов (архаизмов), заимствованных и новых слов в русском языке. | 1 | 1 | 1 | 1 |
13 | Восстановление деформированного текста. | Развитие речи. Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: словами, в заголовке, домысливание. | 1 | 1 | 1 | 1 |
14 | Орфограммы в загадках. | Орфография и пунктуация. Употребление большой буквы и кавычек при написании имен собственных – названий книг, газет, журналов, фильмов, картин. Написание предлогов с местоимениями. Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределенной формы (мыть, испечь). | 1 | 1 | 1 | 1 |
15 | Говорите и пишите правильно. | Развитие речи. Нормированность русского литературного языка. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность. Изобразительно-выразительные средства языка. Использование эмоционально-оценочной и специальной лексики, фразеологизмов, пословиц, поговорок. Использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с суффиксами других значений. Роль инверсии (обратного порядка слов) для выделения смысловой значимости слова, фразы. Ритм, рифма, тропы в поэтической речи. | 1 | 1 | 1 | 1 |
16 | Пословицы и поговорки русского народа. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
17 | Правила речевого этикета. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
18 | резерв | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Итого: | 18 | 18 | 18 | 18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение на родном (русском) языке.
Предлагаю для работы рабочую программу для 1 класса....
Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение на родном (русском) языке (1-4 классы)
Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение на родном (русском) языке (1-4 классы) cоставлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ (вариант 6.2)на основе Адаптированной основной о...
Рабочая программа с КТП по литературному чтению на родном (русском) языке (УМК "Школа России")
Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (проток...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ)ЯЗЫКЕ ДЛЯ 3-А КЛАССА (базовый уровень) (0,5 часа в неделю, всего – 17часов)
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном языке"для 3 класса на 2021-2022 учебный год составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта н...

Рабочая программа по учебному предмету "Литературной чтение на родном русском языке" для 4 класса.
Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение на родном русском языке" для 4 класса....

Рабочая программа по учебному предмету: Литературное чтение на родном (русском) языке (2-4 классы)
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» адресована учащимся ОВЗ 2-4 класса ГБОУ «Республиканский Центр Образования» н...