Рабочая программа по родному языку (литературное чтение ) 1 класс с КТП на основе авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, на основе авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_yazyk_literaturnoe_chtenie.docx | 46.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Хабаровска «Средняя школа № 58»
СОГЛАСОВАНО на заседании методического объединения протокол _ от ________ руководитель МО _________/__________ | УТВЕРЖДАЮ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
. по _предмету «Родной язык (литературное чтение)»
(предмет, внеурочный курс, кружок….)
уровень изучения: базовый
(уровень изучения: базовое, углубленное, профильное)
1«А» класс
Составитель : Храпунова Н.В.
ФИО педагога-составителя
2020 г
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, на основе авторской программы общеобразовательных учреждений М. Н. Ходаковская к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, Хабаровск, ХК ИППК ПК, 1995 г.
Рабочая программа по предмету «Родной язык (литературное чтение)» соответствует требованиям ФГОС ООП НОО и локальным нормативным актов МАОУ «СШ № 58».
Нормативные документы и учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598)
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- ООП НОУ МАОУ «СШ №58»
- Учебный план МАОУ «СШ №58»
- Авторской программы общеобразовательных учреждений М. Н. Ходаковская к курсу «Региональная литература» для
1-4 классов общеобразовательных учреждений, Хабаровск, ХК ИППК ПК, 1995 г.
Общая характеристика учебного предмета
Данная программа разработана на основе регионального компонента литературного образования, что позволяет соотнести содержание данной программы с ведущими аспектами программы по литературному чтению для учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений, в качестве литературы, рекомендованной для дополнительного чтения. Программа «Родная литература. «Литература Дальнего Востока» построена на основе авторской программы М. Н. Ходаковской, знакомит учащихся с творчеством писателей Хабаровского края, получившими известность за пределами региона, а также с творчеством коренных народов Дальнего Востока.
Основной целью является: формирование читательской компетенции младшего школьника через познание лучших образцов искусства слова Хабаровского края и о Хабаровском крае, через нравственно-эстетическое сопереживание; помочь школьнику ориентироваться в изменяющемся мире, обогатив его духовно- нравственный опыт литературными образами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, расширить его эстетический, краеведческий и исторический кругозор, способствовать пробуждению тяги к самосовершенствовании, самовоспитанию, саморазвитию.
Задачами данного курса являются:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется учебник-хрестоматия по Дальневосточной литературе для 2 класса «Лукошко», составитель М. Н. Ходаковская.
Основные содержательные линии
Содержание курса «Родная литература» для каждого класса отражает основные содержательные линии:
- Круг детского чтения.
- Формирование приёмов понимания, прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
- Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
- Литературоведческая и краеведческая пропедевтика.
- Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной речи.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии учебным планом на курс "Родной язык (литературное чтение)" отводится 0,5 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет во 1 классе - 17 часов в год.
Содержание учебного курса
Тематическое планирование
№ | Название раздела (блока) | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть | |
Библиотечный урок | Урок-театр | |||
1. | И в школе, и дома | 6 | 1 | 1 |
2. | Мой большой дом | 4 | 1 | 1 |
3. | В народе говорят… | 1 | - | 1 |
4. | Приходи, сказка! | 6 | 1 | 1 |
Краткая характеристика содержания курса
- И в школе, и дома (6 часов)
Пётр Комаров «Первый урок», Борис Копалыгин «Букварь»,Елена Добровенская «Азбука», Борис Копалыгин «Азбука Морзе»,Степан Смоляков «О Мишке-хвастунишке»,Николай Наволочкин «Галя идёт в школу»; (Из повести-сказки «Знакомые кота Егора»), «Ручка из берёзового сучка» (Сказка); «Жадная» сестрёнка; Как мне быть? Валерий Шульжик«Вот такие чудеса»,Тамара Чинарёва«Прощайте, белые медведи!» (Рассказы о первоклассниках),Елена Неменко«Простой вопрос»; «Выдумщица»,Олег Кузнецов «Капустное варенье»
- Мой большой дом (4 часов)
Елена Неменко «Таёжник»; «Разговор с Дедом Морозом»; «Саранка»; «Облачко», Евгений Кохан «Переулок между булок»; «Можно жить»; «Следы огня»,Виталий Коржиков «Дом у океана»; «Паучок»; «Гость»,Владимир Тыцких «История с акулой»; «Тресковая путина»; «Морской конёк»; «Краб»; «Про китов»
- В народе говорят… (1 час)
Прибаутки, пословицы, скороговорки, молчанки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки из книги Сергея Красноштанова «Ехала деревня мимо мужика» , Елена Неменко «Загадки на грядке», Галина Долинина «Отгадай»
- Приходи, сказка! (6 часов)
«Как медведь и бурундук дружить перестали» (нанайская сказка), Владимир Санги«Медведь и бурундук», Валерий Шульжик «Отважный муравей»; «Храбрый заяц»; «Правдивая история»; «Стихи о моей собаке»; «На птичьем базаре»; «Королевская сказка», Иосиф Курлат «Маленькие сказки для взрослых и детей»; «Кающийся воробей»; «Хрустик»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «РОДНОЙ ЯЗЫК (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)»
Содержание курса «Родной язык (литературное чтение)» в 1 классе обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
- Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
по предмету «Родной язык (литературное чтение)» к концу 1 класса
Обучающие научатся:
- читать вслух безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;
- понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;
- читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;
- рассказывать наизусть 3-4 стихотворения разных авторов;
- отличать прозаическое произведение от стихотворного;
- различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;
- находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, звукопись, рифмы).
- понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
- читать художественное произведение (в том числе и произведения вологодских авторов) по ролям и по цепочке, опираясь на маркирование;
- рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженным в тексте.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
- находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведение в книге, ориентируясь на «Содержание»;
- задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.
- различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докучной сказок;
- обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора и литературы (прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка – закличку; рассказ – сказку).
- осваивать на практике малые фольклорные жанры и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация);
Информационно-методическое обеспечение
- Учебно-методическая литература
Учебник-хрестоматия по Дальневосточной литературе для 1 классов «Лукошко», составитель М. Н. Ходаковская.
Интернет-ресурсы (ЭОР)
1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.-http://school-collection.edu.ru
2.Педагогическое сообщество. -http://pedsovet.su
3. Профессиональное сообщество педагогов. Методисты. - http://metodisty.ru/m/groups/view/nachalnaya_shkola
4.Фестиваль педагогических идей.- http://festival.1september.ru
- Технические средства обучения.
1.Компьютер.
2.Мультимедийный проектор.
3.Интерактивная доска.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Стр. | Дата | Примечание | |||||
план | факт | |||||||||
РАЗДЕЛ 1. И в школе, и дома (6 часов) | ||||||||||
1 | 1 | Пётр Комаров «Первый урок», Борис Копалыгин «Букварь». | ||||||||
2 | 2 | Николай Наволочкин «Галя идёт в школу» (Из повести-сказки «Знакомые кота Егора»); | ||||||||
3 | 3 | Смоляков «О Мишке-хвастунишке». | ||||||||
4 | 4 | Тамара Чинарёва «Прощайте, белые медведи!» (Рассказы о первоклассниках). | ||||||||
5 | 5 | Елена Неменко «Простой вопрос»; «Выдумщица». | ||||||||
6 | 6 | Олег Кузнецов «Капустное варенье». | ||||||||
РАЗДЕЛ 2. Мой большой дом (4 часов) | ||||||||||
7 | 1 | Елена Неменко «Таёжник»; «Разговор с Дедом Морозом»; «Саранка»; «Облачко». | ||||||||
8 | 2 | Евгений Кохан «Переулок между булок»; «Можно жить»; «Следы огня». | ||||||||
9 | 3 | Юрий Архаров «Еду к бабушке в село»; «В краю родном» | ||||||||
10 | 4 | Владимир Тыцких «История с акулой» | ||||||||
РАЗДЕЛ 3. В народе говорят… (1 часов) | ||||||||||
11 | 1 | Прибаутки, пословицы, скороговорки, молчанки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки из книги Сергея Красноштанова «Ехала деревня мимо мужика». Елена Неменко «Загадки на грядке», Галина Долинина «Отгадай». | ||||||||
РАЗДЕЛ 4. Приходи, сказка! (5 часов) | ||||||||||
12 | 1 | «Как медведь и бурундук дружить перестали» (нанайская сказка). | ||||||||
13 | 2 | |||||||||
14 | 3 | Валерий Шильник «Отважный муравей»; «Храбрый заяц»; «Правдивая история» | ||||||||
15 | 4 | Валерий Шульжик «Стихи о моей собаке»; «На птичьем базаре»; «Королевская сказка». | ||||||||
16 17 | 5-6 | Елена Добровенская «Соловей и Солнце» (Сказка), Иосиф Курлат «Маленькие сказки для взрослых и детей»; «Кающийся воробей»; «Хрустик». |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________/ Колесник Е.В.
"____"___________2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочие программы по русскому языку, литературному чтению и математике. УМК "Школа России", авторы М.И.Моро и др. 2 класса
рабочие программы. 2класс...
Рабочая программа по русскому языку, литературному чтению, математике,окружающему миру, музыке, изобразительному искусству, технологии, основам здорового образа жизни. Класс 2
Рабочая программа по предметам во 2 классе по программе "Гармония"...
Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, технологии, изобразительному искусству, физической культуре, окружающему миру для 1 класса по УМК "Школа России"
Рабочие программы....
Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему мире, технологии «УМК Школа России» 1 класс,
Рабочие программы по основным предметам "УМК Школа России" в соответствии с ФГОС 1 класс...
Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изо, технологии для 2 класса по программе "Школа России" с УУД
Рабочие программы для 2 класса по программе "Школа России", включают пояснительные записки и КТП с УУД по ФГОС...
Рабочие программы по рус.языку, литературному чтению, математике, окр.миру, технологии и ИЗО по УМК Перспектива для 2 класса. Михеева К.В.
Рабочие программы по УМК Перспектива для 2 класса (появнительные записки и ктп)...