конспект урока "Кровь"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока для 4 класса по окружающему миру по теме "Кровь. Строение кровеносной системы". Рекомендовано использовать микроскоп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая цель урока: формирование знаний.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: познакомить и расширить знания учащихся о крови и кровеносной системе, о её значении в жизни человека с составом крови; развивать интерес к познанию «самого себя»; воспитывать в детях заботливое отношение к своему здоровью.
Оборудование урока:
учебник «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова
для 4 класса;
рабочая тетрадь; тест №1,№2,№3
- Психологический настрой.
-Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу. Поприветствуйте гостей. Садитесь.
-Сядьте ровно, проверьте положение рук, ног, спины, расстояние от глаз до парты.
2. Проверка домашнего задания.
- Перед вами лежит лист №1. Запишите фамилию, читайте задание и выполняйте.
- Соедини линиями.
- Глаза орган осязания
- уши орган вкуса
- нос орган зрения
- кожа орган обоняния
- язык орган слуха
- Прочитай вопрос, ответ запиши.
- Какой учёный занимался исследованием нервной системы?
- Какой главный орган нервной системы находится в черепе?
- Кто «подаёт» информацию головному мозгу?
- Что дают человеку во время операции для обезболивания?
- Проверяем.
- СЛАЙД: глаза орган осязания
- уши орган вкуса
- нос орган зрения
- кожа орган обоняния
- язык орган слуха
- СЛАЙД: И.П.Павлов
- Головной мозг
- Нервы
- Наркоз
- Поставьте себе оценки.
- 3. Постановка проблемы, Целеполагание.
На уроках окружающий мир мы всегда открываем для себя что-то новое, интересное и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями.
Отгадайте загадку: По реке бежит вода, ярко-красная она.
Корабли по ней плывут, пищу органам везут.
Кислород они подвозят, углекислый газ увозят,
И умеют воевать, от микробов защищать. Это…
-Вы все видели капельку крови. Опишите её.
-Вы уверены, что у вас полные знания о значении крови в организме?
- Сформулируйте тему урока
СЛАЙД: Тема урока: Значение кровеносной системы. Кровь. (тетрадь)
Цель нашего урока:
-расширять знания об организме человека;
-познакомиться с составом крови, её значении в жизни человека;
-развивать интерес к познанию «самого себя»;
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Открытие новых знаний.
Кровь – удивительная жидкость. С древних времён ей приписывали могучую силу. Древние жрецы приносили её в жертву своим богам, люди кровью скрепляли свои клятвы. Кровь есть во всех частях тела. Даже если уколоть иголкой кожу, выступает капелька крови. Всего в организме взрослого человека около 5 л крови. У детей её немного меньше. Кровь постоянно движется по телу по специальным трубочкам, которые называются «кровеносные сосуды».
Сегодня мы будем говорить о крови, узнаем состав крови и выясним её значения для человека
Работа по учебнику с. 33
- откройте учебник с.33 (рисунок)
- Прочитайте заголовок. Работа в парах.
- Рассмотрите рисунки. Сделайте предварительные выводы о значении крови для человека. Запишите их.
- Проверяем. Зачитайте свои выводы.
- Слайд. Как работает кровь.
- Итак, мы видим, что кровь выполняет роль транспортировщика, кондиционера, снабженца, уборщика, защитника, как же она успевает справиться со всеми своими обязанностями?
- Разносит питательные вещества;
- снабжает клетки кислородом;
- поддерживает постоянную температуру тела;
- выводит вредные вещества;
- защищает от вредных микробов.
- Физминутка
Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения
а) Исходное положение – стоя, руки на поясе.
1-поворот головы направо; 2-исходное положение; 3-поворот головы налево; 4-исходное положение. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.
Комплекс упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
а) Исходное положение – стоя, руки на поясе.
1-правую руку вперёд, левую вверх; 2-переменить положение рук. Повторить 3-4 раза. Затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Затем повторить ещё 3-4 раза. Темп средний.
Комплекс упражнений для снятия напряжения с мышц туловища
а) Исходное положение – стойка, ноги врозь.
1-2-наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, вдоль тела вверх; 3-4 – исходное положение; 5-8-то же в другую сторону.
Повторить 5-6 раз. Темп средний.
Строение крови.
Одно из заданий, которые мы выполняли для улучшения головного кровоснабжения. Как же кровь поступает в головной мозг?
- Рассмотрите свои руки (кисти, запястья) с наружной и внутренней стороны.
- Что вы видите? (Кровеносные сосуды в виде голубоватых полосок).
- Слайд. Кровеносные сосуды.
- Кровеносные сосуды в нашем организме разные по длине и ширине. Толстые сосуды постепенно разветвляются на более мелкие и пронизывают всё наше тело, образуя целую сеть, даже в коже.
Кровь, так же, как и головной мозг состоит из клеток, и каждая группа клеток имеет свои обязанности. Давайте рассмотрим под микроскопом мазок крови.
( демонстрация на экране через цифровой микроскоп)
–– Что вы увидели?
Кровь – это прозрачная жидкость с красными шариками.
Кровь – неоднородная жидкость. ЕЕ основу составляет прозрачная желтоватая жидкость – плазма, которая состоит из воды, и растворенных в ней веществ. В плазме находятся клетки крови. Больше всего красных кровяных клеток, они то и окрашивают кровь в красный цвет. Другие группы клеток мы в наших микроскопах не видим, т.к. нужно еще большее увеличение.
- Посмотрите на слайд
- На доске – таблички плазма, (кровяные пластинки )тромбоциты, красные кровяные клетки эритроциты, белые кровяные клетки лейкоциты.
- Возвращаясь, к цели урока - определим какое значение имеет каждая группа клеток.
- Работа в группах ( стр. учебника 34-35, справочный материал)
- Проверка.
Если вы внимательно слушали товарищей, то сумеете ответить на проблемные вопросы, вытекающие из новой темы.
– Почему порезав палец, кровь через некоторое время перестает течь?
- - Почему иногда в том месте, куда попала заноза, образуется гной?
- Любое заболевание вызывает изменение состава крови.
- Как вы это понимаете? (изменяется количественный состав крови.)
- А как мы узнаём состав крови? (сдаём анализы)
- Анализ крови — один из наиболее распространенных методов диагностики состояния человека. Кровь, взятая у пациента, разбавляется в определённое количество раз, а затем помещается на стекло счётной камеры, где медсестра считает количество клеток на единицу площади. После нескольких расчётов несложных удаётся определить число различных кровяных клеток на единиц к объёма крови.
- Посмотрите бланк анализа крови с нормами — табличка.
- Слайд: Лейкоциты — 5000 -6000 х10
- Тромбоциты — 180000 — 300000
- Эритроциты — 3000 — 3500
- Очень важно, чтобы в нашей крови было достаточное количество лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов. И существуют определённые нормы.
- А если показатели не совпадают с нормами? то сигнал обратить внимание на своё здоровье.
- Какие цели ставили вначале урока?
- Как вы думаете, мы выполнили их?
-Давайте проверим, полученные вами знания.
- Тест.
- 1.Всего несколько капель крови позволяют получить информацию
- П) о состоянии организма
- Б) о характере человека
- 2.Повышенное количество лейкоцитов говорит
- А) о заболевании
- Я) о здоровье
- 3.Чтобы инфекция не попала в кровь необходимо
- Т) обработать рану зелёнкой
- Д) помочить слюной
- 4. Подвижные игры на свежем воздухе способствуют
- Ь) поступлению кислорода в кровь
- Ъ) попаданию микробов в организм
- Выпишите буквы правильных ответов.
- В результате правильного выполнения теста получается слово ПЯТЬ.
Итог урока Рефлексия. Синквейн. Групповая работа.
Как вы думаете, что это?
Тема нашего урока — кровь, а зачем я принесла на урок сердце? (сердце качает кровь)
Сердце человека — это плотный мышечный мешок величиной с кулак, при сокращении которого кровь движется внутри организма.
Как движется кровь внутри организма? (по кровеносным сосудам)
Кровь движется по кровеносным сосудам — специальным трубкам, предназначенным для протекания крови внутри организма.
Как вы думаете, какая тема следующего урока?
Оценки.
Д/з-: прочитать материал в учебнике с.32-35, по желанию составить кроссворд по теме кровь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...