Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Воронченко Татьяна Викторовна

Рабочая программа по окружающему миру (авт. О.Т. Поглазова, В.Д.Шилин) 4 класс. Содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

 Рабочая учебная программа по «Окружающему миру» для  учащихся 4 класса общеобразовательной школы составлена на основе:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012года;
  • Федерального Государственного стандарта начального общего образования  второго поколения» 2010г.
  •  Примерной  программы общеобразовательных учреждений допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации М.: Просвещение, 2012г.;
  •  Авторской программы «Окружающий мир» О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин для 4 класса. Смоленск Ассоциация 21 век- 2014
  • Учебника:  «Окружающий мир». .Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин для 4 класса общеобразовательных учреждений.   - Смоленск: Ассоциация 21век, 2014г.
  • Учебного плана  на 2014-2015 учебный год.

Цели и задачи курса «Окружающий мир»

Основными целями образовательного процесса являются:

• создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;

• последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;

• создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов;

• формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры;

  • выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;

• создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.

При этом решаются следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи:

– развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;

– ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;

– усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;

– освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;

– формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;

– воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

II. Общая характеристика учебного предмета

III. Место учебного  предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для изучения учебного предмета  «Окружающий мир» на этапе начального общего образования (4 класс) из расчёта 2 часа в неделю. В Учебном плане школы на изучение  данного курса отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов.

IV. Основные содержательные линии курса            

 Ориентирование в пространстве и во времени – 7 ч.

Способы изображения объектов окружающего мира - 9 ч.

Природные богатства России – 8 ч.

Природные зоны и природные сообщества (11 часов)

Важнейшие события в истории Отечества – 21 ч.

Материки, океаны, страны и народы Земли(14 часов)

V. Тематическое планирование

Тема раздела

Количество часов

Количество часов по плану

Количество часов по факту

1

Ориентирование в пространстве и во времени

7

7

7

2

Способы изображения объектов окружающего мира

9

9

9

3

Природные богатства России

8

8

8

4

Природные зоны и природные сообщества

11

11

11

5

Важнейшие события в истории Отечества

21

21

21

6

Материки, океаны, страны и народы Земли

14

14

14

Итого:

70

70

70

VI. Учебно -  методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса: 

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:

Для учащихся

- Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. 4  класс. Учебник, Части 1 и 2. Смоленск ассоциация 21 век.- 2014

-Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. 4 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. Смоленск Ассоация 21 век.- 2014

 - Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир: тестовые задания к учебнику для  4 класса. Смоленск Ассоация 21 век.- 2014

Для учителя: 

- Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. 4  класс. Учебник, Части 1 и 2. Смоленск ассоциация 21 век.- 2014

-Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. 4 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. Смоленск Ассоация 21 век.- 2014

 - Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир: тестовые задания к учебнику для  4 класса. Смоленск Ассоация 21 век.- 2014

Дополнительная литература:

- Поглазова О.Т., Миронова М.В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 4 класс. Смоленск Ассоциация 21 век- 2012 г.

Периодика: «Учительская газета»

                     «Первое сентября»

Журналы:   «Практика административной работы в школе»

                     «Практические советы учителю»

Ресурсы Интернета

  - Официальный сайт УМК «Гармония» - www.a 21 wek.ru 

 - Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

 -     Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

-     Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

-     http://www.nachalka.com/

–  Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru

-– Федеральный портал «Российское образование»- http://www.edu.ru

Оборудование

– компьютер,

– проектор,

- магнитная доска.

VII. Результаты освоения учебного курса окружающий мир и система их оценки:

Личностные универсальные учебные действия

У ученика начнут формироваться:

положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

понимание важности бережного отношения к своему здоровью;

бережное отношение к природе, культуре родного края.

У ученика могут быть сформированы:

желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;

стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;

эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

осознание важности сохранять своё здоровье.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик начнёт учиться:

организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.)

принимать (с помощью учителя) учебно-познавательную задачу;

планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, задачами;

действовать согласно плану, составленному учителем;

оценивать (с помощью учителя) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя);

попробует проявлять инициативу (с помощью учителя, или на интуитивном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения;

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик начнёт учиться:

осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;

подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;

целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;

использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;

пользоваться простыми условными обозначениями.

Ученик получит возможность научиться:

осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;

осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, понимать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах;

классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик начнёт учиться:

строить речевое высказывание в устной форме;

кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;

адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Ученик получит возможность научиться:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

Предметные результаты

Ученик начнёт учиться:

выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;

различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира (цвет, размер, форма и др.);

сравнивать, находить сходства и различия предметов, объединять их в группы;

различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространенные растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;

называть признаки живых существ; существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных;

различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, словесного описания представителей различных групп растений, грибов, животных;

приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

описывать, характеризовать изученные группы растений, грибов, животных, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем и на примере своей местности);

сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;

различать внешние части дерева, цветкового растения, тел млекопитающих, птиц, насекомых, рыб;

называть части тела человека;

характеризовать признаки времён года;

объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);

находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;

оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;

участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

вести наблюдения за растениями и животными, сезонными изменениями в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

выполнять режим дня.

рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий о достопримечательностях родного города (села);

объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;

классифицировать растения, грибы, животных по существенным признакам, выявлять их сходства и различия, распределять на группы по выделенным (учителем) основаниям;

объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;

анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;

Интерпретировать значение используемых условных знаков для обозначения природных объектов;

осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.);

осознать, что многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;

создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);

понимать, что в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; что среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека; что важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним.

Виды и формы организации учебного процесса

Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир»: дидактические игры, уроки на пришкольном участке, в парке, на улице села и др.; уроки исследования  уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Обязательны  кратковременные прогулки  для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.



Предварительный просмотр:

Тема урока

Кол-во часов

Основное

содержание

обучения

Универсальные

учебные

действия

Виды

деятельности

учащихся

Виды

контроля

Домашнее

задание

Дата

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ориентирование в пространстве и во времени – 7 ч.

1

Путешествия - источник знаний

1

Путешествия — один из способов познания окружающего мира. Путешествия в пространстве и «путешествия» во времени. Археологические раскопки — источник знаний о прошлом.

        Движения Земли, Луны и счёт времени.  Промежутки времени, взятые за основу счёта времени: сутки, неделя, месяц, год. Историческое время, его счёт: век, тысячелетие, эра. Дата, календарь, солнечный и лунный календари.

Наблюдения -основной метод познания окружающего мира. Источники информации о прошлом: учебный, научно- популярный и художественный текста. Познавательный интерес к изучению природы планеты Земля, прошлого человечества. Понимание важности знаний о прошлом своего государства и родного края. Умение оценивать свое знание и незнание, ставить учебно- познавательные

Оценивать своё знание и незнание по изучаемой теме, ставить учебно-познавательные задачи, планировать их решение, выбирать способы действий, анализировать результаты исследований,  подводить итоги, делать выводы, оценивать свои успехи в решении поставленных задач.

Осуществлять поиск информации в разных источниках, соотносить её, определять наиболее

Беседа

С.4-10, Р.т. №3

02.09

02.09

2

Природные явления и счет времени

1

Беседа

С.11-17, Р.т. №11

03.09

03.09

3

Устройства для счета времени

1

Опрос

С.18-21, Р.т. №16

09.09

09.09

4

Историческое время. Лента времени

1

Опрос

С.22-27, Р.т. №20

10.09

10.09

5

Ориентирование на местности. Стороны горизонта

1

Фронтальный опрос

С.28-33. №23,24

16.09

16.09

6

Компас. Ориентирование по компасу.

1

фронтальный опрос

С.34-37, Р.т. №28, 29

17.09

17.09

Тема урока

Кол-во часов

Основное

содержание

обучения

Универсальные

учебные

действия

Виды

деятельности

учащихся

Виды

контроля

Домашнее

задание

        Дата

План

Факт

7

Определение сторон горизонта на местности. Практическая работа

1

Лента времени.

Старинные и современные устройства для счёта времени. Разнообразие часов. Важность для человека умения ориентироваться на местности. Горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта.

Открытая и закрытая линия горизонта. Компас, его устройство, ориентирование по сторонам горизонта с его помощью. Ориентирование по Солнцу, звёздам и местным признакам

задачи, выбирать способы их решения.

Умение объединять объекты и группы по общим существенным признакам. Умение сотрудничать, обсуждать варианты взаимодействия, распределять работу при решении практических задач. Умение выполнять тестовые задания разных видов, оценивать свои знания, выявлять и восполнять пробелы

.

достоверную.

Работать с текстовой информацией: находить незнакомые слова и узнавать их значение в словарях, выделять новые понятия, называть их существенные признаки, свойства, аргументировано отвечать на вопросы, используя информацию, данную в тексте и иллюстрациях к нему.

Характеризовать движения Земли вокруг своей оси, относительно Солнца

Беседа

Повторить материал

23.09

23.09

Тема урока

Кол-во часов

Основное

содержание

обучения

Универсальные

учебные

действия

Виды

деятельности

учащихся

Виды

контроля

Домашнее

задание

Дата

План

Факт

Способы изображения объектов окружающего мира - 9 ч.

8

Способы изображения предметов

1

Рисунок , план предмета и его разрез как способы передачи информации о его внешнем виде и внутреннем устройстве. Основные понятия: рисунок, план, разрез предмета.

Масштабирование как способ изображения крупных объектов окружающего мира на бумаге.  Информация, отображаемая на плане местности, топографические знаки.

Последовательнось действии при составлении плана местности.  

Развивать пространственное мышление. Умение декодировать условные знаки, преобразовывать условно- знаковую информацию в словесную.

Умение применять полученные знания при решении практических задач. Развитие воображения,  познавательного интереса к способам изображения окружающего мира.

Выделять основную и второстепенную информацию в тексте, ,проверять истинность предлагаемых утверждений.

Организовыватьсвою деятельность, готовить рабочее местодля выполнения разных видов работ.

Составлять план наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности, обобщать результаты наблюдений, делать выводы.

Опрос

С. 38-39, №31

24.09

24.09

9

Масштаб и его использование

1

Опрос

С. 40-42 Р.т. №36,37

30.09

30.09

10

План местности. Топографические знаки

1

Фронтальный опрос

С. 43-47, Р.т. 41,42

01.10

01.10

11

Географические и исторические карты

1

Опрос

С.48-54, Р.т. №44

07.10

07.10

12

Глобус – модель Земли

1

Беседа

С.55-60, Р.т. 50,51

08.10

08.10

Тема урока

Кол-во часов

Основное

содержание

обучения

Универсальные

учебные

действия

Виды

деятельности

учащихся

Виды

контроля

Домашнее

задание

      Дата

План

Факт

13

Практическая работа

1

Географическая карта и ее условные знаки. Историческая карта и ее условные знаки. Карта полушарий, чем она отличается от других карт. Глобус как модель земного шара , отражающая форму и вращение Земли вокруг своей оси. Основные линии и точки глобуса: полюсы, экватор, меридианы, параллели.

Представление о космическом пространстве и его компонентах:

Умение сотрудничать при выполнении практических задач. Знание условных знаков местности, карты, глобуса .

Умение различать понятие горизонт, стороны горизонта, компас, масштаб, план местности, карта.

Принимать участие,  сотрудничать при выполнении  коллективных проектов.

Называть и характеризовать способы изображения предметов и местности.

Различать рисунок и план предмета, объяснять,для чего рисуют (чертят) разрезы предметов, что с их помощью можно узнать о них.

Объяснять, как составлять план местности, какие измерения надо выполнять, как использовать масштаб, как определять

Опрос

Выполнить практическую работу

14.10

14.10

14

Космическое пространство и его изображение. Звёздная карта

1

Фронтальный опрос

С. 61-65,Р.т. с.25 №1,2

15.10

15.10

15

Земля – планета Солнечной системы

1

Опрос

С.66-69, с. 28 №6

21.10

21.10

16

Способы изучения космических тел. Влияние Солнца на Землю

1

Опрос

С.70-74, Р.т. №7,8 с.29

22.10

22.10

Тема урока

кол-во часов

Основное

содержание

обучения

Универсальные

учебные

действия

Виды

деятельности

учащихся

Виды

контроля

Домашнее

задание

      Дата

План

Факт

 созвездиях, планетах, галактиках.

Представление  о Солнечной системе как системе космических тел, обращающихся вокруг Солнца. Последовательность расположения планет в Солнечной системе. Преставление  о планетах- гигантах и планетах земной группы, о движении Луны вокруг Земли и связанных с ним явлениях .Представление о первых полетах в космос космических аппаратов и человека, исследованиях Луны и Солнца.

Умение работать с научно-популярным текстом, выделять основную информацию, отличать научную информацию от бытовой. Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний  и освоением универсальных учебных действий.

местоположение и изображать объекты на плане.

Сотрудничать, коллективно выполняя практическую работу при составлении плана класса.

Сравнивать и различать план местности и географическую карту, физическую и историческую карты.

Рассматривать физическую карту, называть её условные знаки (легенду карты), анализировать информацию, данную на

физической карте с помощью послойной окраски.

Тема урока

Кол-во ча

Основное

содержание

обучения

Универсальные

учебные

действия

Виды

деятельности

учащихся

Виды

контроля

Домашнее

задание

      Дата

План

Факт

Природные богатства России – 8 ч.

17

Россия на

глобусе и географической карте.

1

Географическое положение России, крупнейшие равнины и горные системы, расположенные на ее территории. Океаны и моря, омывающие территорию России, ее крупнейшие реки и озера.

Представлении о разнообразии горных пород , их образовании. Представление о разнообразии свойств минералов , составляющих горные породы.

Полезные ископаемые, твердые, жидкие и газообразные. Представление о работе геологов , о способах добычи

 

Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (с коллекцией горных пород,  эксперимента, практической работы с картой).

Проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради.

Составлять план наблюдений, опытно-

Беседа

С.77-81 Р. с.30-33 №1-8

28.10

28.10

18

Крупнейшие горы, равнины, реки, озёра России

1

Фронтальный опрос

Тестовые задания с.47-49, №1-6

29.10

29.10

19

Горные породы и  минералы, их образование

1

Опрос

Тестовые задания с. 55-58

11.11

11.11

20

Полезные ископаемые, их разведка и добыча

1

Опрос

С.82-87 Р.т. с.34-35

12.11

12.11

21

Строительные материалы металлические руды, их использование в народном хозяйстве

1

Опрос

С.88-93 Р.т. с.35 №14,15

18.11

18.11

Тема урока

Кол-во часов

Основное

содержание

обучения

Универсальные

учебные

действия

Виды

деятельности

учащихся

Виды

контроля

Домашнее

задание

      Дата

План

Факт

22

Горючие полезные ископаемые, их использование

1

полезных ископаемых ,об экологических проблемах, возникающих при их добыче и перевозке.

Строительные материалы. Свойства  гранита, известняка, мрамора, песка, глины, их использование в народном хозяйстве, в искусстве, в быту.

Знание сторон горизонта и умение ориентироваться по ним. Знание условных обозначений на плане и карте, умение пользоваться ими при решении учебных задач

Умение характеризовать свойства  полезных ископаемых, приводить примеры их использования в народном хозяйстве и в быту.

Умение наблюдать, выполнять простые опыты и делать выводы по их результатам. Умение находить на карте залежи горючих ископаемых.  

экспериментальной деятельности, обосновывать порядок действий, делать выводы по её результатам.

Представлять найденную информацию в виде текста, рисунка, схемы, диаграммы, таблицы, условно-знаковой модели.

Находить и показывать  на физической карте полушарий и на глобусе территорию России, называть материк и полушарие, на котором она находится, показывать границы и столицу России, крупные города.

Фронтальный опрос

С.94-97, Р.т. с.36-37 №16

19.11

19.11

23

Альтернативные источники энергии

1

Беседа

С.98-100, Р.т. с.39 №19

25.11

25.11

24

Обобщающий урок

1

Беседа

Р.т. с.40-41, №1-8

26.11

26.11

Тема урока

Кол-во часо

Основное

содержание

обучения

Универсальные

учебные

действия

Виды

деятельности

учащихся

Виды

контроля

Домашнее

задание

      Дата

План

Факт

                                                                  Природные зоны и природные сообщества (11 часов)

25

Природные зоны России

1

Общее представление о природных зонах, их разнообразии. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Климатические условия, особенности рельефа, водоёмы, растительный и животный мир, приспособляемость растений и животных к условиям обитания в разных природных зонах.

 

Умение находить на карте  и называть природные зоны, которые есть на территории России.

Умение находить на карте положение зоны арктических  пустынь, характеризовать ее природные условия, растительный и животный мир, составлять характерные для нее цепи питания.

Умение находить  на карте зону тундры, характеризовать ее природные условия, растительный и животный мир.

Извлекать и обобщать информацию из разных источников: учебного текста, иллюстрации, схемы, карты, собственных наблюдений, Интернета, энциклопедий.

Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя).

Находить существенный признак (основание) для разбиения объектов

Беседа

С.101-105, Р.т. с.42-43 №1,2

02.12

02.12

26

Суровая Арктика

1

Опрос

С.106-113, р.т. с.43 №3-5

03.12

03.12

27

Ранимая тундра

1

Опрос

С.114-123, Р.т. с. 44-46, №6-12

09.12

09.12

28

Зона лесов

1

Фронтальный опрос

С.124-133, Р.т. с. 4-51, №13-22

10.12

10.12

29

Степные просторы

1

Беседа

С.134-142, Р.т. с. 52-54 №23-30

16.12

16.12

30

Жаркие пустыни

1

Беседа

С.143-149, Р.т. с. 55-56, №31-35

17.12

17.12

31

Обобщающий урок

1

Беседа

Тестовые задания с. 59-68 тест №5

23.12

23.12

32

Природа гор

1

Опрос

С.150-155, Р.т. с. 57 №36-7

24.12

24.12

Тема урока

Кол-во часов

Основное

содержание

обучения

Универсальные

учебные

действия

Виды

деятельности

учащихся

Виды

контроля

Домашнее

задание

      Дата

План

Факт

33

Природные сообщества. Жизнь в пресных водоемах.

1

Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности людей, пути их решения.

        Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор.

Представление о природном сообществе. Взаимосвязи растений и животных в природных

обобщать, выявлять причинно- следственные связи. Осознавать важность экологических знаний.

Участвовать в коллективном  обсуждении вопросов, слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников

Делиться своими "открытиями" дома , с одноклассниками. Понимание важности экологических знаний для сохранения естественной природы.

(экосистем) на определённые группы.

Объяснять, что в зависимости от высоты Солнца и от продолжительности дня, т. е. освещённости, на Земле выделяются пояса освещённости, сравнивать, чем различаются: полярный, умеренный и экваториальный пояса освещённости.

Различать понятия природная зона, природное сообщество.

Составлять план описания (характеристики) природной зоны, её природных условий и

Фронтальный опрос

С.156-163, Р.т. с. 58 №38,39

13.01

13.01

34

Болота, их значение для природы и человека

1

Фронтальный опрос

С.164-168, Р.т. с. 59 №40-42

14.01

14.01

35

Жизнь луга

1

Опрос

С.169-171, Р.т.с. 60, №43-45

20.01

20.01

Тема урока

Кол-во часов

Основное

содержание

обучения

Универсальные

учебные

действия

Виды

деятельности

учащихся

Виды контроля

Домашнее

задание

      Дата

План

Факт

сообществах, пищевые цепи. Природные сообщества моря, озера, болота, леса, луга, их значение для народного хозяйства. Поле, сад, теплица как примеры искусственных растительных сообществ. Экологические проблемы, возникающие в результате жизнедеятельности людей (загрязнение морей, озёр, осушение болот, вырубка лесов, пожары и др.). Природоохранные меры по сохранению лесов

Умение различать понятия "природная зона", "природное сообщество", характеризовать растения и животных пресных водоемов, их взаимосвязи, составлять пищевые цепи.

жизнедеятельности людей, проживающих в ней.

Сравнивать климатические условия, сезонные изменения, происходящие в разных природных зонах, выявлять их причины.

Выбирать один из компонентов природной зоны (климат, растительность, животный мир, коренное население) и готовить сообщение для одноклассников.

Объяснять, что такое природное сообщество.

Наблюдать особенности природных

Тема урока

Кол-во часов

Основное

содержание

обучения

Универсальные

учебные

действия

Виды

деятельности

учащихся

Виды

контроля

Домашнее

задание

      Дата

План

Факт

Организация заповедников, национальных парков, заказников

с целью сохранения природных сообществ.

         Особенности природы родного края (природная зона, характерные природные сообщества, наиболее распространённые растения, животные, в том числе и редкие, охраняемые).

Умение различать понятия "озеро", "болото", составлять пищевые цепи, характерные для природного сообщества болота

сообществ родного края во время экскурсии, фиксировать  взаимосвязи в природном сообществе, и как влияет на его состояние деятельность людей. Обсуждать меры по сохранению природных сообществ, правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе. Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и освоению универсальных учебных действий.

Тема урока

Кол-во часо

Основное

содержание

обучения

Универсальные

учебные

действия

Виды

деятельности

учащихся

Виды

контроля

Домашнее

задание

      Дата

План

Факт

Важнейшие события в истории Отечества – 21 ч.

36

Восточные славяне, их соседи

1

Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города — памятники культуры Древней Руси.

Распад Древней Руси на отдельные княжества и земли. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке. Монгольское нашествие. Ордынское владычество. Вторжение шведов и немецких рыцарей в северо-

Умение находить на карте территории славянских племен, путь "из варяг в греки".

Умение находить на карте информацию об упомянутых в текстах племенах, городах, реках ,о военных походов великих людей.

Познавательный интерес к изучению образа жизни наших далеких предков. Логическое и историческое мышление - устанавливать причинно-следственные связи описанных исторических событий.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, из Интернета) об исторических событиях, которые происходили в России (на территории родного края), обсуждать полученные сведения.

Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным,

Беседа

С.4-9, Р.т. №2 с.2-4, зад.№7.8

21.01

21.01

37

Образование Древнерусского государства

1

Беседа

С.10-19, Р.т. с.4-6, №14-16

27.01

27.01

38

Крещение Руси

1

Беседа

С.20-25, Р.т. с.8,9 зад №17-19

28.01

28.01

39

Как распалась Древняя Русь

1

Опрос

С.26-33, Р.т. с.10-11, зад.№22

03.02

03.02

40

Борьба Руси с иноземными захватчиками в 13 веке

1

Фронтальный опрос

С.34-41,Р.т. с.11,12 зад №23,24

04.02

04.02

41

Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва

1

опрос

С.42-47. Р.т. с.12-14, зад №25-28

10.02

10.02

Тема урока

Кол-во часов

Основное

содержание

обучения

Универсальные

учебные

действия

Виды

деятельности

учащихся

Виды

контроля

Домашнее

задание

      Дата

План

Факт

42

Московское государство. Правление Ивана 3 и Ивана Грозного

1

западные пределы Руси: Невская битва, Ледовое побоище. Александр Невский.

       Москва – центр объединения русских земель. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Иван III. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Иван Грозный. 

      Смутное время в России в начале XVII века. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии

Умение находить на рисунках части  старинных городов, различать воинские доспехи. Умение находить и показывать на карте территорию Древней Руси, ее столицу характеризовать исторические события, исторических деятелей, соотносить дату с веком. Умение находить и показывать на карте территорию Новгородской и Владимиро- Суздальской земель, характеризировать памятники культуры Древней Руси.

письменным, устным источникам знаний о прошлом.

Пересказывать своими словами небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов.

Обсуждать важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство. Российская империя, СССР, Российская

Опрос

С.48-53, Р.т. с.16

зад.31,32

11.02

11.02

43

Обобщающий урок

1

Фронтальный опрос

Повторить материал

17.02

17.02

44

Россия в 17 веке. Начало правления династии Романовых

1

Беседа

С.54-60,Р.т. с.19-21, зад.№1-6

18.02

18.02

45

Петр Великий. Российская империя.

1

Беседа

С.61-68, Р.т. с.22 зад.№36,37

24.02

24.02

46

Развитие Российской империи. Правление Екатерины 2

1

Беседа

С.69-73, Р.т. с.23, зад.№39

25.02

25.02

Тема урока

Кол-во часов

Основное

содержание

обучения

Универсальные

учебные

действия

Виды

деятельности

учащихся

Виды

контроля

Домашнее

задание

      Дата

План

Факт

47

Нашествие Наполеона. Бородинская битва, ее значение для России.

1

Романовых. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV—XVII веков.

    Петр Великий — первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства. Санкт-Петербург — новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра I. Академия наук. М. В. Ломоносов.

Умение читать историческую карту, называть места важнейших сражений, направление походов войск монголов, немецких рыцарей, понимать, как обозначены даты поражений и побед.

Умение реконструировать события прошлого с помощью схем, иллюстраций, картин художников. Умение соотносить событие, дату, век.

Умение восстанавливать  хронологическую последовательность событий .Умение находить и показывать на карте.

Федерация.

Извлекать из иллюстративного материала информацию, необходимую для описания (реконструкции) событий  в истории Отечества.

Работать с «лентой времени»: проставлять века, указывать с помощью условных знаков события отечественной истории, истории родного края., соотносить дату происходившего события с веком, устанавливать хронологическую последовательность исторических  событий.

Работать с глобусом и картой: показывать и

Фронтальный опрос

С.74-81, Р.т. с.24-26, зад. №40-44

03.03

03.03

48

Россия до 1917 года. Обобщающий урок.

1

Опрос

Р.т. с.27-29, зад.№1-5

04.03

04.03

49

Исторические события в России в начале 20 в.

1

Опрос

С.82-86, Р.т. с.30, зад №45,46

10.03

10.03

50

Преобразования, произошедшие в СССР в 1920-1930-е годы

1

Фронтальный опрос

С.87-92, Р.т. с.30, зад №47

11.03

11.03

51

Великая Отечественная война

1

опрос

С.93-97, Р.т. с.31, зад. №48,49

17.03

17.03

Тема урока

Кол-во часов

Основное

содержание

обучения

Универсальные

учебные

действия

Виды

деятельности

учащихся

Виды

контроля

Домашнее

задание

      Дата

План

Факт

52

Великая Отечественная война

1

выход России к берегам Чёрного моря, жизнь и быт населения, памятники культуры .Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Александр II. Освобождение крестьян от крепостной зависимости, развитие промышленности, науки, образования. Отражение исторических событий России и родного края XVIII—XIX веков в памятниках архитектуры и произведениях искусства .

Умение работать с картой, находить линию фронта, определять направления главных ударов немецко-фашистских и советских войск.

 

описывать территорию России, ее государственные границы, места исторических событий (важных сражений, битв, центров объединения), географическое положение городов Древней Руси, Московской Руси, Российской империи, современной России.

Характеризовать картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Различать Государственную символику Российской Федерации, узнавать

Беседа

С.98-104, Р.т. с.32 зад №50

18.03

18.03

53

Советский союз в послевоенные годы

1

Беседа

С.105-109, Р.т. с.32,33, зад. №53

31.03

31.03

54

Начало перестройки. Современная Россия.

1

Фронтальный опрос

С.110-117, Р.т. с.34 зад.№56

01.04

01.04

55

Обобщающий урок.

1

Опрос

С.118-120, Р.т. с.35, зад №57

07.04

07.04

56

Яркие события из истории родного края.

1

Фронтальный опрос

Р.т. с.36, зад.№58

08.04

08.04

Тема урока

Кол-во часов

Основное

содержание

обучения

Универсальные

учебные

действия

Виды

деятельности

учащихся

Виды

контроля

Домашнее

задание

      Дата

План

Факт

большевиков. Гражданская война. Образование Советского Союза.

Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства в 1920–1930-е годы.

Великая Отечественная война 1941—1945 г.г. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г. К. Жуков. 9 мая — День Победы. Память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боев (памятники воинам) родного края. Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны

Чувство уважения и признательности к людям науки, конструкторам, инженерам, людям разных профессий, которым за короткий срок удалось не только восстановить  народное хозяйство, но и достичь успехов в его развитии

российский флаг среди флагов других стран.

Объяснять основные изображения  Государственного герба  России,  узнавать  его  среди гербов других стран. Описывать элементы герба Москвы. Находить информацию (в том числе иллюстративную) о достопримечательностях Москвы, праздничных днях России, используя дополнительную и справочную литературу. Сравнивать (соотносить) иллюстрации вида Москвы в разные времена истории России.

Тема урока

Кол-во часов

Основное

содержание

обучения

Универсальные

учебные

действия

Виды

деятельности

учащихся

Виды

контроля

Домашнее

задание

      Дата

План

Факт

Материки, океаны, страны и народы Земли(12 часов)

57

Океаны Земли. Жизнь в море.

1

Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов

в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Природа материков. Проблема

сохранения природных богатств Земли. Международная Красная

Интерес к познанию природы Земли, наглядно-образное мышление, воображение, экологическое мышление, экологическая культура.

Умение оценивать свое знание и незнание вопросов, изучаемых по теме урока, ставить познавательные задачи.

Умение извлекать информацию в учебном тексте, иллюстрациях.

Рассказывать о великих географических открытиях, называть имена великих путешественников мира, первооткрывателей неизвестных земель, исследователей природы материков, их коренных народов.

Работать с глобусом и картой: находить и показывать материки  и океаны  Земли, изученные страны мира, их столицы, прокладывать  маршруты великих путешественников.

Обсуждать и

Опрос

С.122-134, Р.т. с.40-41 зад. №1-5

14.04

14.04

58

Открытие материков Земли, их природа, растительный и животный мир, коренное население.

1

Опрос

С.135-140, Р.т.с.42-43, зад. №42-44

15.04

15.04

59

Открытие материков Земли, их природа, растительный и животный мир, коренное население.

1

Фронтальный опрос

С.141-145, Р.т.с.44-45 зад №45-47

21.04

21.04

Тема урока

Кол-в

ча

Основное

содержание

обучения

Универсальные

учебные

действия

Виды

деятельности

учащихся

Виды

контроля

Домашнее

задание

      Дата

План

Факт

60

Открытие материков Земли, их природа, растительный и животный мир

1

книга.

       Общее представление о разнообразии стран и народов современного мира, наиболее многочисленные народы мира. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия, традиции). Крупнейшие страны мира (столицы, главные достопримечательности, расположение на политической карте мира). Страны СНГ – ближайшие соседи России.

обсуждать с одноклассниками полученные сведения, высказывать свое мнение.

Умение сотрудничать, работать в группе.

Познавательный интерес к изучению географических открытий человечества, чувство гордости за вклад российских первооткрывателей. Наблюдательность, любознательность, воображение, экологическое мышление, осознание необходимости экологических знаний, понимание важности бережного отношения к

 

понимать, что открытие новых земель - великий подвиг исследователей, но в то же время освоение их людьми сопряжено с экологическими проблемами планетарного масштаба, сохранение чистоты воздуха, воды, природы нашей планеты, мирного сосуществования народов мира – важнейшая задача всего человечества.

Характеризовать наиболее крупные географические объекты (горы, пустыни, реки, озёра), растительный и

Беседа

С.146-150, Р.т.с. 46-47 зад № 48-50

22.04

22.04

61

Открытие материков Земли, их природа, растительный и животный мир, коренное население.

1

Беседа

С.151-155, р.т. с. 48-50 зад №51-53

28.04

28.04

62

Открытие материков Земли, их природа, растительный и животный мир, коренное население

1

Опрос

С.156-162, Р.т. с.51-55 зад. №54,55

29.04

29.04

Тема урока

Кол-во часов

Основное

содержание

обучения

Универсальные

учебные

действия

Виды

деятельности

учащихся

Виды

контроля

Домашнее

задание

      Дата

План

Факт

63

Страны и народы мира

1

природе Земли.

Интерес к изучению стран мира, их культуры. Осознание важности мирного существования народов мира, понимание важности бережного отношения к памятникам всемирного наследия. Сотрудничать при выполнение проектной работы.

Интерес к жизни ближайших соседей, понимание важности толерантного отношения к гостям, бывшим соотечественникам

животный мир континентов.

Готовить сообщения о растениях, животных, реках, озёрах, горах континентов (по выбору).

Сравнивать условия жизни коренных народов континентов.

Находить дополнительную информацию о странах мира с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Обсуждать особенности 2-3 стран мира.

фронтальный опрос

С.163-170

05.05

05.05

64

Страны и народы мира

1

Опрос

Р.т. с. 59, зад №30

06.05

06.05

65

Обобщающий урок

1

Опрос

Приготовить сообщение о ближайших соседях России

12.05

12.05

66

Страны СНГ- ближайшие соседи России.

1

Беседа

Р.т. с. 59, зад № 29

13.05

13.05

67

Земля-планета жизни.

1

Фронтальный опрос

С. 171-173, Р.т. с 56-58, зад № 26-28

19.05

19.05

68

Итоговая работа

1

опрос

Готовить пересказ

20.05

20.05

69

Резервный урок

1

Беседа

читать

26.05

26.05

70

Резервный урок

1

опрос

27.05

27.05

                                                                                                                                                   

 РАССМОТРЕНО                                       СОГЛАСОВАНО          

Протокол заседания                        Зам. директора по УВР

Методического совета                        _____________/Мысливцева Е. Г./

МБОУ «Шебалинская                                                        Ф. И. О.

СОШ им. В. И. Фомичёва»                 от «___»________2014 г

от «___»_______2014г №___

___________/Середа Л.П./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...