РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Галиакбарова Светлана Рушановна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по   окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРОГИМНАЗИЯ»

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

___________ Шадрина В.А.  

«____»   ____________ 2012 г.

 УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Прогимназия»

______________  Г.М. Сивкова

«____» ___________  2012 г.

                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по   окружающему миру

для  1 класс Е

на  2012– 2013 учебный год

Учитель  - Ахмадиярова Светлана Рушановна

Рассмотрено на заседании МО

начальных классов

протокол   от   _________   №  _____

руководитель МО ________/ Попова Е.А.

Пояснительная записка к рабочей программе

   Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования в соответствии с Примерной программой НОО.

    Изучение курса в 1 классе направлено на достижение следующей цели:

формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Цели по ФГОС

1.Формирование целостной картины мира.  

2. Осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления  ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

    Роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

Задачи курса:

 - овладеть  основами практико–ориентированных знаний о человеке, природе и обществе;

 - овладеть умением работать с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, проводить наблюдение в природе, ставить опыты, соблюдать правила  поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;

 - формировать  личностное восприятие, эмоциональное, оценочное отношения к миру природы и культуры в их единстве;

 - формировать компетентности решения проблем: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы, ориентироваться в пространстве и во времени ;

 - развивать естественно–научное  мышление, экологическую  и культурологическую грамотность;

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, , нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей  семье , истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

 - воспитать нравственно и духовно зрелых активных компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.

Общая характеристика учебного предмета

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. Интегрированный курс окружающего мира в рамках Образовательной системы «Л.В.Занкова» знакомит школьников с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов.

Контроль образовательных результатов.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах (1-2 кл.), в проверочных и контрольных работах (3-4 кл.). Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала учитель проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Особенно полезно, если ребята сами сформулируют необходимый для решения возникшей проблемы перечень знаний.

Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к информационным источникам. Это лишний раз учит работе с ними и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

Описание места учебного предмета в учебном плане

1 класс -66 часов за учебный год, 2 часа в неделю        

 Ожидаемые итоговые  тематические результаты обучения:

личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

1-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метопредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

объяснять, как люди помогают друг другу жить;

называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

называть основные особенности каждого времени года.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

оценивать правильность поведения людей в природе;

оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

 В ходе изучения курса «Окружающий мир» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками.

Осуществлять деятельностный подход в обучении помогает использование различных  энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям, предусмотренным программой курса «Окружающий мир», поэтому оснащение образовательного процесса по возможности должно включать экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т.д. Для проведения экскурсий в классе полезно иметь набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений, животных и т.п.). Для посещения краеведческих, художественных, этнографических, мемориальных музеев важно иметь специальные путеводители, рассчитанные на интерактивные экскурсии по той или иной экспозиции.

Исходя из задач школы, осуществляется организация работы по воспитанию экологической культуры через задания, формирующие экологические знания и навыки правильного поведения в природе, помогающие понять многогранные связи человека с природой.

Учебно-методический комплекс

ПРОГРАММА

УЧЕБНИК, УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

НАЗВАНИЕ

АВТОР

КЕМ РЕКОМЕНДОВАНА, ГОД ИЗДАНИЯ

НАЗВАНИЕ

АВТОР

КЕМ РЕКОМЕНДОВАН, ГОД ИЗДАНИЯ

«Окружающий мир»

Дмитриева Н. Я.

Издательство «Учебная литература», 2011.

Мы и окружающий мир.

Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н.

Учебник для 1     класса. Часть 1.-Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ КУРСА

Дмитриева Н.Я, Казаков А. Н. Мы и окружающий мир: методическое пояснение к курсу. – М.: Федеральный научно – методический центр им. Л. В. Занкова, 2010г.

Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир. Учебник для 1 класса. Часть 1.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011г.

Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир. Учебник для 1 класса. Часть 2.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011г.

Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Мы и окружающий мир». 1 класс.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011г.

Мы и окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова-авт. – сост. Г. А. Сафронова.- Волгоград: Учитель, 2009г.

1. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир. Учебник для 1     класса. Часть 1.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011.

2. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир. Учебник для 1 класса. Часть 2.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011.

3. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Мы и окружающий мир». 1 класс.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011.

Содержание  рабочей   программы

Количество часов

Плановых

год

1 полугодие

2 полугодие

в неделю

Комплексн. работ

Экскурсий

Проектов

66

33

33

2

4

5

1

Содержание учебного предмета

1-й класс. (66 ч)

Окружающий  мир: природа, общество, труд. (7 часов)

Родной город, страна – Россия, столица – Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками в школе. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге. Природа осенью. Природа – источник познания. Экскурсии.

Природа. (19 часов)

 Космос. Звёзды, планеты. Солнце – звезда. Земля как планета. Луна – спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух – условия, необходимые для жизни на Земле.

Разнообразие природы Земли, её изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Представление о признаках живой природы (дыхание, питание, рост, размножение).Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных.

Природа и человек. Красота природы, народные праздники. Практические работы и экскурсии.

Планета Земля. (12часов)

 Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.                            

Становление человека. (10 часов)

Общее представление  об истории людей. Древнейшие люди – собиратели растений. Человек  - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных. Экскурсии.

Современное человечество (18 часов)

Современное человечество. Его разнообразие по возрасту, по характеру  труда, по национальностям. Семья. Родословная. Происхождение имён и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей  в разных природных условиях, в разных государствах. Страна, где мы живём. Местоположение на глобусе и карте. Москва – столица России. Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, в театре, в транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила пользования транспортом и дорожного движения. Представление о положительных и отрицательных последствиях  деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор. Экскурсии.                         

Структура курса.

 Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.

 Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.

Начиная с 1 класса  прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу. Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

1) история открытия и познания природы Земли;

2) развитие человека и человеческого общества;

3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.

Тематическое планирование

Окружающий мир: природа, общество, труд          7ч.

Природа        19ч.

Планета Земля        12ч.

Становление человека                                              10ч.

Современное человечество        18ч.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Окружающий мир» в частности.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

  1. натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
  2. гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
  3. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
  4. изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
  5. географические и исторические карты;
  6. предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Информационное обеспечение образовательного процесса.

     Оборудование для мультимедийных демонстраций: компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон;

средства фиксации окружающего мира: фото- и видеокамера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...