Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Грачёва Людмила Идрисовна

Программа выполнена по требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_2015.docx504.89 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\l\Downloads\3 (3).jpg


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия№3» с  учетом УМК авторов  А.А.Плешаков, Н.М.Белянкова, А.Е.Соловьёва.

Используемый учебно-методический комплект:

Окружающий мир: учебник для 3 класса (в двух частях) /А.А.Плешаков. М. – Просвещение, 2013.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь (в двух частях) 3 класс /  А.А.Плешаков. М. – Просвещение, 2013.

Атлас – определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. Плешаков А.А «От земли до неба»

Зелёные страницы. Книга для учащихся.

Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики.

Окружающий мир. Тесты. 3 класс /  А.А.Плешаков. М. – Просвещение, 2009

А.А.Плешаков, Н.М.Белянкова, А.Е.Соловьёва. Окружающий мир . Методические рекомендации.

Срок реализации программы – 1 год.

Место предмета в учебном плане

В учебном плане МБОУ «Гимназия №3» – 68 часов (из расчѐта – 2 часа в неделю).

Общая характеристика учебного предмета

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

             Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Основные цели и задачи:

 Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Рабочая программа призвана сохранить ведущую идею курса «Мир вокруг нас» – формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех  людей, для всего живого и направлено на :

 - формирование у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира;

-  развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;

- воспитание  личностных  качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности.

Новизна данной программы, в отличие от авторской Плешакова А.А, заключается также в том, что:

- конкретизированы требования уровню усвоения предмета обучающимися по окончанию 3 класса, детализированы дидактические единицы, дополнен перечень практических занятий,

- внесены некоторые изменения в содержание разделов, тем, перечень практических занятий с учетом местных географических условий, материально-технической базы школы. Так, например, включен материал краеведческого характера.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

·воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

·переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

·ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

·признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

·учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

·обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

·разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Особенности реализации образовательной программы:

1. 3 обучающихся из класса занимается по адаптированной программе (для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VII вида).

Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы (обучении): индивидуальная работа, памятки, практический метод с опорой на схемы, алгоритмы.

Методы  работы с детьми с  ОВЗ:

1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо развивать устойчивое внимание.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.

5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут. Обязателен положительный итог работы.

Формы организации образовательного процесса:

Индивидуальные, групповые, фронтальные; классные и внеклассные.

Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный.

Методы и приемы обучения:

-объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- частично-поисковый.

Формы и способы проверки знаний:

- тесты, проверочные работы.

Нормы и критерии оценки результатов образовательной деятельности обучающихся

Нормы и критерии оценивания по предмету соответствуют нормам и критериям оценивания по предмету, утвержденными локальным актом – «Положением о нормах и критериях оценивания учащихся МБОУ «Гимназия №3» и УМК автора.

Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стран мира;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

  • Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою -Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
  • При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • -осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • -освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • -развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Содержание учебного курса

Раздел

учебного курса

Количество часов

Из них

Контрольные работы

Лабораторные работы

Практические работы

Как устроен мир

6

Эта удивительная природа

18

Мы и наше здоровье

10

Наша безопасность

7

Чему учит экономика

12

Путешествие по городам и странам

15

Итого

68


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

УМК:

Окружающий мир: учебник для 3 класса (в двух частях) /А.А.Плешаков. М. – Просвещение, 2013.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь (в двух частях) 3 класс /  А.А.Плешаков. М. – Просвещение, 2013.

Атлас – определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. Плешаков А.А «От земли до неба».

Зелёные страницы. Книга для учащихся.

Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики.

Окружающий мир. Тесты. 3 класс /  А.А.Плешаков. М. – Просвещение, 2009.

А.А.Плешаков, Н.М.Белянкова, А.Е.Соловьёва. Окружающий мир . Методические рекомендации.

Приложение к учебнику на электронном носителе.

Экранно - звуковые пособия:

1. Электронные физминутки;

2. Мультимедийные презентации.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Классная доска.

2. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

3. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

4. Ноутбук.

5. Интерактивная доска.

7. Печатающее устройство.

        

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Уро-ка

Дата

Тема урока

Содержание

Планируемые

образовательные

результаты

Формы, методы, средства, приемы/при обучении учащихся, испытывающих трудности в освоении программы

Материально-

технические

условия и

информацион-

ные ресурсы

План

Факт

Раздел « Как устроен мир» (6 ч)

1

1.09

Природа.

Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения опыты, измерения, работа с готовыми моделями. Создание   несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно.

—        Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»;

—        понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;

—        работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

индивидуальная работа

презентация

 

2

7.09

Человек.

Человек - часть природы,

Отличия человека от других существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных;

—        различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека;

—        работать в паре; наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека;

—        моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

индивидуальная работа, карточка

презентация

3

4.

8.09

14.09

Проект «Богатства, отданные людям»

 

Общество.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Человек как член общества, а семья часть общества. Представление о гражданстве.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

—        определять цель проекта;

—        распределять обязанности по проекту в группах;

—        собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете;

—        подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд;

—        презентовать проект:

—        оценивать результаты работы.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        определять место человека в мире;

—        характеризовать семью, народ, государство как части общества;

—        обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества;

—        сопоставлять формы правления в государствах мира;

—        работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

наглядные пособия, проекты.

презентация

Индивидуальная работа, алгоритм

индивидуальная работа, памятка.

5

21.09

Что такое экология.

Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему;

работать впарс: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой.

индивидуальная работа, алгоритм

6

22.09

Природа в опасности!

Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.

—        Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

—        устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий;

—        работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни;

—        моделировать в виде схемы воздействие человека на природу;

—        обсуждать, как каждый может помочь природе;

—        работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе,

индивидуальная работа, памятка.

Раздел « Эта удивительная природа» (18 ч.)

7

28.09

Тела, вещества, частицы.

Знакомство с целями и задачами раздела. Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные.

—        Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

—        характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

—        классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;

наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц;

—        работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом. жидком и газообразном веществах;

—формулировать выводы изученного материала, отвечать на итоговые вопросы.

памятка

8

29.09

Разнообразие веществ.

Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия - наука о веществах. Наиболее распространённые в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты).

—        Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

—        наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;

—        практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;

—        работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков;

—        работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам;

и оценивать достижения на уроке.

памятка

9

5.10

Воздух и его охрана.

Воздух как смесь газов. Свойства воздуха .Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха.

—        Понимать учебную задачу урока и стараться её

Ч

выполнить;

—        анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха;

—        исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;

—        работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием;

—        работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе.

карточка

астично-поисковый

10

6.10

Вода

Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды.

—        Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

—        практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради):

—        работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию;

—        работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье.

индивидуальная работа

Репродуктивный

11

12.10

Превращения и круговорот воды.

Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

—        Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

—        высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три

состояния воды;

—        наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;

—        работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку; моделировать кругооборот воды в природе, осуществлять самопроверку;

—формулировать выводы изученного материала, отвечать на итоговые вопросы.

индивидуальная работа

Объяснительно-иллюстративный

12

13.10

Берегите воду!

 Использование воды человеком. Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и

использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника;

—        работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды.

карточка

Репродуктивный

13

19.10

Что такое почва.

Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам;

—        высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их;

  • практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез;
  • анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений;
  • обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;
  • характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о деятельности В. В. Докучаева).

практический метод с опорой на схему

Репродуктивный

14

20.10

Разнообразие растений.

Группы растений. Виды растений. Ботаника - наука о растениях.

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны;
  • знакомиться с группами растений по материалам учебника;
  • работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку;
  • приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя;
  • используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы;

карточка

15

26.10

Солнце, растения и мы с вами.

 Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека.

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;
  • моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;
  • выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;
  • доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;

карточка

Репродуктивный

16

27.10

Размножение и развитие растений.

Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семян.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения;

—        наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;

—        выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

—        характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

индивидуальная работа

Репродуктивный

17

9.11

Охрана растений.

Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        актуализировать сведения, полученные в 12 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе;

—        характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;

—        обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе;

—        оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

индивидуальная работа

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский

18

10.11

Разнообразие животных.

Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология - наука о животных.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        актуализировать знания о животном мире, полученные в 1—2 классах;

—        классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;

—        приводить примеры животных разных групп;

—        с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе;

—        обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»;

—        работать с электронным приложением к учебнику;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальная работа

Презентация

Объяснительно-иллюстративный

19

16.11

Кто что ест?

Классификация животных по способу  питания. Цепи питания.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        характеризовать животных по типу питания;

—        приводить примеры животных по типу питания;

—        анализировать схемы цепей питания;

  • характеризовать защитные приспособления растений и животных;
  • обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках;
  • обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • определять цель и этапы работы;
  • распределять обязанности;
  • совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки;
  • находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;
  • составлять и презентовать «Книгу природы родного края».

карточка

20

17.11

Проект «Разнообразие природы родного края».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Индивидуальная работа

Объяснительно-иллюстративный,

практический, исследовательский  

21

23.11

Размножение и развитие животных.

 Размножение и развитие животных разных групп.

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • характеризовать животных разных групп по способу размножения;
  • моделировать стадии размножения животных разных групп;
  • рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве;
  • обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

индивидуальная работа

Объяснительно-иллюстративный

22

24.11

Охрана животных.

Факторы отрицательного воздействия на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила поведения в природе.

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её

О

  •  выполнить;
  • актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1—2 классах;
  • характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;
  • с помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России;
  • обсуждать меры по охране животных;
  • обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых;
  • формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе;
  • с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее;
  • создать книжку-малышку «Береги животных»;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальная работа

Презентация

бъяснительно-иллюстративный

23

30.11

В царстве грибов.

Разнообразие грибов. особенности строения; съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        характеризовать строение шляпочных грибов;

—        с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;

—        обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»;

—        моделировать различие грибов-двойников;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

памятка

Репродуктивный

24

01.12

Великий круговорот жизни.

Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители;

—        обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе;

—        моделировать круговорот веществ в природе;

—        рассказывать о круговороте веществ на Земле;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

практический метод с опорой на схемы

Частично-поисковый

Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч)

25

7.12

Организм человека.

Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов человека.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе;

—        характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

—        обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;

—        анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;

—        практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Объяснительно-иллюстративный

26

8.12

Органы чувств.

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Гигиена органов чувств.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться

О

её выполнить;

—        работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану;

—        распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;

—        формулировать правила гигиены органов чувств;

—        работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

индивидуальная работа

бъяснительно-иллюстративный

27

14.12

Надёжная защита организма.

Кожа как орган защиты от повреждений и внешней защиты. Свойства кожи.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        практическая работа: изучить свойства кожи;

—        характеризовать средства гигиены и ухода за кожей;

—        характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;

—        работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи;

—        подготовить рассказ об уходе за кожей;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

индивидуальная работа

Репродуктивный

28

15.12

Опора тела и движение.

Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки правильной осанки.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;

—        раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека;

—        следить за правильной осанкой на уроке и вне его;

—        выполнять физкультминутки;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Объяснительно-иллюстративный

29

21.12

Наше питание. Проект «Школа кулинаров».

Питательные вещества, необходимые организму. Пищеварительная система. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания;

—        моделировать строение пищеварительной системы;

—        характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания;

—        обсуждать правила рационального питания;

—        составлять меню здорового питания;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

—        готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров».

индивидуальная работа

наглядность, проекты.

Объяснительно-иллюстративный,

практический, исследовательский  

30

22.12

Дыхание и кровообращение.

Дыхательная и кровеносная системы, их взаимосвязь. Пульс.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе;

—        характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме;

—        моделировать строение дыхательной системы;

—        характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме;

—        моделировать строение кровеносной системы;

—        обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем;

—        практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке;

—        работать с терминологическим словариком;

—        работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

памятка

презентация

Объяснительно-иллюстративный

31

28.12

Умей предупреждать болезни.

Закаливание., его способы. Правила поведения в случае заболевания.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        характеризовать факторы закаливания;

—        формулировать правила закаливания;

—        составлять памятку по закаливанию;

—        составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;

—        работать с терминологическим словариком;

—        регулярно проводить закаливание своего организма;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

памятка

Частично-поисковый

32

11.01

Здоровый образ жизни.

Понятие о здоровом образе жизни. Его правила.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;

—        обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

памятка

Объяснительно-иллюстративный

33

12.01

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

—        Выполнять тесты с выбором ответа;

—        оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

индивидуальная работа

Практический  

34

18.01

Презентация проектов «Богатства, отданные  людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

—        Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

—        обсуждать выступления учащихся;

—        оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

индивидуальная работа

презентация

Объяснительно-иллюстративный,

практический

Раздел «Наша безопасность» (7 ч)

35

19.01

Огонь, вода и газ.

Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода или утечке газа.

—        Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выполнить;

—        актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 12 классах;

—        характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;

—        моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;

—        называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;

—        работать с терминологическим словариком;

—        анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

памятка

презентация

Объяснительно-иллюстративный,

частично-поисковый

36

25.01

Чтобы путь был счастливым.

Правила безопасного поведения на дорогах.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 12 классах;

—        работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения;

—        обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;

—        выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте;

—        моделировать свои действия в ходе ролевой игры;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

памятка

презентация

Репродуктивный

37

26.01

Дорожные знаки.

Дорожные знаки. Их виды.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1—2 классах;

—        анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;

—        выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков;

—        моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

памятка

плакат

Репродуктивный

38

01.02

Проект «Кто нас защищает».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

—        находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;

—        интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС;

—        оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.;

—        презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

индивидуальная работа

Объяснительно-иллюстративный,

практический, исследовательский  

39

2.02

Опасные места.

Правила поведения в опасных местах. (Балкон, лифт и т.д).

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;

—        обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;

—        работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Репродуктивный

40

8.02

Природа и наша безопасность.

Опасности природного характера.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        характеризовать опасности природного характера;

—        находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах;

—        обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы»;

—        характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;

—        отличать гадюку от ужа;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

памятка

Репродуктивный

41

9.02

Экологическая безопасность.

Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        анализировать по схеме цепь загрязнения;

—        приводить примеры цепей загрязнения;

—        моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;

—        обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;

—        практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Репродуктивный

Раздел «Чему учит экономика» (12 ч)

42

15.02

Для чего нужна экономика.

Экономика. Потребности людей. Товары и услуги.

—        Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться сё выполнить;

—        раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

—        различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг;

—        характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;

—        работать с терминологическим словариком;

—        работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

памятка

Репродуктивный

43

16.02

Природные богатства и труд людей — основа экономики.

Использование природных богатств в экономике.

Бережное использование.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;

—        приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;

—        прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;

—        раскрывать роль науки в экономическом развитии;

—        работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

памятка

Репродуктивный

44

22.02

Полезные ископаемые.

Понятие о полезных

ископаемых. Значение, способы и охрана.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в I—2 классах;

определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»;

—        выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;

—        характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки);

—        с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом;

—        работать с терминологическим словариком;

—        работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

памятка

таблица

Частично-поисковый

45

29.02

Растениеводство.

С/х как составная часть экономики.

Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Классификация

культурных растений.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 12 классах;

—        практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;

—        обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;

—        различать и классифицировать культурные растения;

—        определять с помощью атласа-определителя культурные растения;

—        характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов;

—        выявлять связь растениеводства и промышленности;

—        работать с терминологическим словариком;

—        исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня;

—        работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

памятка

Репродуктивный

46

01.03

Животноводство

Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние животные. Труд животноводов.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 12 классах;

—        классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;

—        характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов;

—        выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;

—        работать с терминологическим словариком;

—        исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня;

—        работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

памятка

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский

47

7.03

Какая бывает промышленность.

Промышленность как составная часть экономики. Её отрасли.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;

—        соотносить продукцию и отрасли промышленности;

—        выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;

—        характеризовать труд работников отраслей промышленности;

—        работать с терминологическим словариком;

—        работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить

у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

памятка

презентация

Репродуктивный

48

14.03

Проект «Экономика родного края».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

—        собирать информацию об экономике своего края (города, села);

—        оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.;

—        коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»;

—        презентовать и оценивать результаты проектной

деятельности.

Индивидуальная работа

Объяснительно-иллюстративный,

практический, исследовательский  

49

15.03

Что такое деньги.

Обмен товарами. роль денег в экономике.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля — продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи;

—        раскрывать роль денег в экономике;

—        различать денежные единицы разных стран;

—        практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

памятка

Презентация

50

21.03

Государственный бюджет.

Понятие о государственном бюджете.

Источники доходов. Основные статьи расходов государства.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;

—        определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;

—        выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;

—        моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

памятка

Репродуктивный

51

22.03

Семейный бюджет.

Понятие о семейном бюджете. Доходы и расходы семьи.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;

—        выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;

—        определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;

—        обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие — менее важными;

—        моделировать семейный бюджет;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

памятка

Репродуктивный

52

53

04.04

05.04

Экономика и экология.

1 урок.

Положительное и отрицательное воздействие на окружающую среду.

2  урок.

Взаимосвязь экономики и экологии.

Экологические прогнозы.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1—2 классах;

—        характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;

—        раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;

—        обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза;

—        приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов;

—        моделировать экологические прогнозы;

—        работать с терминологическим словариком;

—        работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

памятка

Репродуктивный

Раздел « Путешествие по городам и странам»(15 ч.)

54

55

56

11

12

18

Золотое кольцо России.

Золотое кольцо России - слава и гордость страны.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;

—        рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

—        узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;

—        составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

—        моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д.;

—        выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—        с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

памятка

Репродуктивный, практический

57

19.04

Проект «Музей путешествий».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

—        собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, Когда и где собран материал);

—        оформлять экспозицию музея;

—        готовить сообщения (экскурсии по музею);

—        презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов

индивидуальная работа

Объяснительно-иллюстративный,

практический, исследовательский  

58

25.04

Наши ближайшие соседи

Государства, граничащие с Россией, их столицы.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;

—        обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;

—        выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—        работать с терминологическим словариком;

—        с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

памятка

Репродуктивный

59

26.04

На севере Европы

Страны Севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания). Их столицы, языки, флаги, достопримечательности.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

—        соотносить государства и их флаги;

—        узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемы-х стран; её замечательных людей;

—        составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;

—        работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

памятка

Репродуктивный

60

02.05

Что такое «Бенилюкс»

Страны Бенилюкса.

(Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Их столицы, языки, флаги, достопримечательности.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

—        составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;

—        описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям;

—        выполнять задания электронного приложения к учебнику;

—        используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам;

—        работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

памятка

Репродуктивный

61

03.05

В центре Европы

Страны центра Европы.(Германия, Австрия, Швейцария). Их столицы, языки, флаги, достопримечательности.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

—        узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям;

—        выполнять задания по электронному приложению к учебнику;

—        моделировать достопримечательности из пластилина;

—        работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

карточка

Репродуктивный

62

63

10

16

По Франции и Великобритании

1 урок - Франция.

2 урок - Великобритания.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

—        описывать достопримечательности Франции по фотографиям;

—        составлять вопросы для викторины о Франции;

—        выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—        в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции;

—        работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Франции;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

карточка

Репродуктивный

64

17

На юге Европы

Греция и Италия. Их географическое положение, столицы, памятники архитектуры.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

—        составлять вопросы к викторине по Греции и Италии;

—        описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям;

—        выполнять задания электронного приложения к учебнику; "

—        используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изучаемых странах;

—        работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из Греции и Италии;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

памятка

Репродуктивный

65

23.05

По знаменитым местам мира

Отдельные памятники архитектуры и искусства. (Тадж - Махал в Индии, египетские пирамиды и др.)

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

—        обсуждать цели международного туризма;

—        работать с картой;

—        описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности;

—        находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

карточка

Объяснительно-иллюстративный

66

24.05

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

Проверка знаний и умений.

—        Выполнять тесты с выбором ответа;

—        оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

индивидуальная работа

тест

Практический

67

68

25

26

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», « Музей путешествий».

Представление результатов проектной деятельности.

— адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

индивидуальная работа

Практический

Контроль предметных результатов.

Контроль уровня обученности (проверить знания обучающихся можно по рабочим тетрадям): Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Проверим себя. М. Вита – Пресс.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Окружающий мир: учебник для 3 класса (в двух частях) /А.А.Плешаков. М. – Просвещение, 2013.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь (в двух частях) 3 класс /  А.А.Плешаков. М. – Просвещение, 2013.

Атлас – определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. Плешаков А.А «От земли до неба»

Окружающий мир. Тесты. 3 класс /  А.А.Плешаков. М. – Просвещение, 2009.

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» / Т.Ю.Целоусова, Т.В.Максимова М.:ВАКО,2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...