Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Программа по окружающему миру скорректирована с учётом ФГОС второго поколения. Данная программа разработана в соответствии с концепцией "Перспективная начальная школа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_3_klass_pnsh.doc | 333.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по окружающему миру скорректирована с учётом ФГОС второго поколения.
Данная программа разработана в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» и требованиями новых общеобразовательных стандартов.
Программа обеспечивается:
- Программа обеспечивается: Программы по учебным предметам 1 – 4 классы (Перспективная начальная школа) в 2х частях. Ч. 1. с.3 – 67. М. Академкнига / учебник 2012г.
- Федотова, О. Н. Окружающий мир: 3 класс : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева. – М. : Академкнига/Учебник, 2013.
- Федотова, О. Н. Окружающий мир: 3 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева. – М. : Академкнига/Учебник, 2012.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Значимость этого интегрированного курса заключается в формировании у школьника целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и представления о его месте в этой среде как личности.
Данная программа разработана в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» и требованиями новых общеобразовательных стандартов. Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
- формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности;
Основные учебно-воспитательные задачи курса:
► дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
► последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
► формирование специальных умений – работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
► изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
► воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:
рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация;
б) репродуктивный:
воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в)проблемное изложение изучаемого материала;
г)частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод.
Формы организации процесса обучения:
- групповая
- индивидуальная
- фронтальная
3.Описание места учебного предмета.
Количество часов в год – 68 ч.
Количество часов в неделю: 2 ч.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5. Результаты изучения курса «Окружающий мир»
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
- мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
- ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
- базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
- любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
- базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
- учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться:
* Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
* Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
* Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на
основании полученных результатов;
* Использовать словарь учебника (словари УМК), определители(гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
* Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;
* Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;
* Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение);
* Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);
* Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
* Работать с картой;
* Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов и своего края;
* Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени;
* Используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
* Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);
* Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;
* Воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей;
* Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила;
Коммуникативные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться
- взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе;
- обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:
* усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);
* сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;
* сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет);
* сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;
* способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;
* способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту.
* умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;
* способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения;
* способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»).
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» 3 класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 3 – м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 3-ем классе является формирование следующих умений:
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
- животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 3-го года обучения
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Обучающиеся научатся:
* характеризовать глобус, карту и план и их условные обозначения;
* находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
* определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
* сравнивать и различать формы земной поверхности;
* моделировать формы земной поверхности из глины и пластилина;
* проводить групповые наблюдения во время экскурсии «формы земной поверхности и водоемы»;
* называть сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, озеро, пруд, болото);
* находить на географической карте разные водоемы и определять их название;
* характеризовать формы земной поверхности;
* ориентироваться на местности при помощи компаса;
* приводить примеры веществ;
* сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
* исследовать свойства воды в ее трех агрегатных состояниях;
* исследовать в группах свойства воздуха;
* сравнивать свойства воды и воздуха;
* извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии и других дополнительных источников;
* характеризовать круговорот воды в природе;
* исследовать в группах свойства полезных ископаемых;
* различать изученные полезные ископаемые;
* характеризовать природные сообщества;
* опытным путем выявить условия необходимые для жизни растений;
* определить характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния человека на природу;
*помнить необходимость соблюдения правил поведения в лесу, на лугу и в поле;
Обучающиеся получат возможность научиться:
* самостоятельно наблюдать природу и ее состояние;
* извлекать необходимую информацию из книг и других источников;
* осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
* обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;
* выполнять правила безопасного поведения в лесу.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
* описывать достопримечательности Московского Кремля;
* различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами;
* находить место изучаемого события на ленте времени;
* находить на карте города «Золотого кольца» и Санкт –Петербург;
* искать необходимую информацию из книг и других источников;
Обучающиеся получат возможность научиться:
* соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей;
* находить на ленте времени место изученного исторического события;
* проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы;
*использовать дополнительные источники информации.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»
Обучающиеся научатся:
* понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;
* понимать необходимость соблюдать правила безопасности в гололед;
* пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простуде.
Обучающиеся получат возможность научиться:
* пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простуде;
* соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;
* соблюдать правила безопасности в гололед;
* сознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.
- Учебно-тематический план.
3 класс (68ч)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Изображение Земли на глобусе | 4 |
2 | О чём рассказала карта | 8 |
3 | Из чего всё на свете | 4 |
4 | Вода и её свойства | 5 |
5 | Чудесные превращения воды в природе | 6 |
6 | Воздух и его свойства | 4 |
7 | Движение воздуха | 4 |
8 | Тайны недр Земли | 7 |
9 | Почва | 5 |
10 | Природные сообщества | 7 |
11 | Человек и природные сообщества | 9 |
12 | Путешествие в прошлое | 5 |
Итого: | 68 |
6.Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 3 класс (68 часов)
Человек и природа (52ч)
Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус_ модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океан на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами. Самые крупные равнины и на территории России (Юго-Восточная и Западно -Сибирская). Особенности поверхности и родного края (краткая характеристика на основе наблюдений и собеседования со взрослыми).
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас.
Вещества, тела, частицы. Вещество- это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано человеком) и предметы (это то, что создано человеком). Природные тела (тела живой природы)- человек, животные, грибы, растения, микробы. Небесные или космические тела (звезды, планеты, метеориты и др. ) искусственные тела- предметы. Молекулы и атомы- мельчайшие частицы, из которых состоят вещества.
Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль. Природный газ и др. твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды- твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком , твердом и газообразном состояниях. Вода- растворитель. Растворы в природе. Почему воду надо беречь.
Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра.
Круговорот воды в природе.
Воздух- это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений.
Погода и ее составляющие: движение воздуха- ветер, температура воздуха, туман, облака (форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры воздуха. Приборы, определение направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за погодой».
Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные). Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых.
Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека.
Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото- единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу.
Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек- защитник природы. Природа будет жить (размножение животных). Взаимосвязь в природном сообществе (например, клевер- шмели- мыши-кошки). Природные сообщества родного края (два- три примера). Посильное участие в охране природы родного края.
Человек и общество (12ч)
Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (статья Конституции российской Федерации : гражданин обязан защищать природу и окружающую среду). Право человека на благоприятную среду (статья 42 Конституции). Российские заповедники. Растения и животные Красной книги России (условные обозначения Красной книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных серебряных и золотых монетах).
Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного года: зима (декабрь, январь, февраль)- весна (март, апрель, май)- лето (июнь, июль, август)- осень (сентябрь, октябрь, ноябрь). Век- отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории строительства Московского Кремля (XII век- деревянный, XIV век- белокаменный, XV век- из красного кирпича). Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля.
Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих князей- основателей городов (Ярослав Мудрый- Ярославль, Юрий Долгорукий- Кострома, Переславль- Залесский). Основные достопримечательности городов «Золотого кольца» (храмы XVI -XVII вв., Троице- Сергиева лавра (монастырь) в Сергиеве Посаде- XIV в., музей «Ботик» в Переславле- Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме- XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире- XII в.).
Город Санкт- Петербург. План –карта Санкт-Петербурга (XVIII в.). строительство города. Санкт- Петербург- морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города: Петровская (Сенатская) площадь, памятник Петру I «Медный всадник». Петропавловская крепость (Петровские ворота, Петропавловский собор). Адмиралтейство. Городской остров (домик Петра). Летний сад. Зимний дворец. Эрмитаж.
Правила безопасного поведения (4ч)
Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов со стеклянным термометром.
Повышение температуры тела как один из серьезных поводов обратиться за помощью (советом) к взрослым.
Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололеде ( учет дополнительного времени, походка, положение рук и школьного рюкзака, дополнительная опасность при переходе дороги на «зебре»).
Быстрая помощь человеку на котором тлеет (загорелась) одежда.
Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах торфяных разработок. Правила безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства).
Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны (заржавевшие патроны, гранаты, мины). Телефон службы спасения МЧС
Тематическое планирование по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ , 3 класс.
2 часа в неделю (68 часов в год).
№ П/П | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Инструментарий оценки достижений | |||||||||
предметные | метапредметные | личностные | дата | Кор. | ||||||||||
обучаемый научиться | обучаемый получит возможность научиться | |||||||||||||
1 | Человек — защитник при- роды. Природа будет жить (с.5-6) | Комбинированный | Формировать знания о признаках живой и неживой природы; учить различать объекты живой и неживой природы. | Познакомятся с учебно- методическим комплектом по окружающему миру для 3 класса. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу, П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; К: формировать собственное мнение и позицию. | Учебно- познавательный интерес к учебному материалу. | Сравнивать объекты живой и неживой природы, сравнивать и различать природные объекты и изделия | Наблюдения и опыты. | 1.09 | |||||
2 | Глобус- модель земного шара. С. (7- 11) | Комбинированный | Уточнить детские представления о модели Земли- глобусе; объяснить понятия «меридианы» , «параллели», «нулевой меридиан», «экватор». | Находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюсы, Северное и Южное полушария. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу; П: строить речевое высказывание в устной и письменной форме; К:формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу. | Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки; находить на глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия. | 3.09 | ||||||
3 | Материки и океаны на глобусе и на карте полушарий. С.(12- 14) | Урок первичного предъявления новых знаний | Расширять знания о материках и водных пространствах нашей планеты; учить находить на глобусе материки и океаны. | Объяснять значение терминов «материки», «океаны». | Р: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, П: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, задавать вопросы. | Учебно -познавательный интерес к учебному материалу. | Находить на глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия. | 9.09 | ||||||
4 | Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги С.(15- 18) | Урок первичного предъявления новых знаний | Расширять знания о формах поверхности Земли, их разновидностях- равнинах и горах; находить и различать на глобусе равнины и горы. | Использовать глобус как источник информации. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу, П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; К: формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно – познавательный интерес к учебному материалу. | Сравнивать и различать разные формы земной поверхности; находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их названия; моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина. | 11.09 | ||||||
5 | Обобщение по теме «Общие представления о форме и размерах Земли.» | Урок обобщения и систематизации ЗУНов. | Обобщить знание по теме «Формы поверхности Земли», продолжить работу над формированием практических умений использовать глобус как источник информации. | П: Проводить сравнение, обобщать, осуществлять выведение основных признаков объекта; Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; К: формулировать собственное мнение и позицию. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | Характеризовать глобус, условные знаки; сравнивать и различать разные формы земной поверхности; называть и показывать материки и океаны. | 16.09 | |||||||
6 | Географическая карта с.(19 -24) | Урок первичного предъявления новых знаний | Сформировать первые представления учащихся о картах, их разнообразии и назначении; формирование начальных умений работы с картой. | Работать с картой, выполнять задание на контурной карте. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу; П: строить речевое высказывание в устной и письменной форме; К: формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу. | Характеризовать глобус, карту, их условные знаки. Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков. | 18.09 | ||||||
7 | Физическая карта России Чтение карты. (с.25-27) (Пр. раб. Работа с физической и контурной картами России.). | Урок применения предметныхУНов и УУД | Находить и показывать на карте физические объекты. | Знать карту полушарий, физическую карту России; находить и показывать на карте физические объекты. | П: Проводить сравнение, обобщать, осуществлять выведение основных признаков объекта; К: формулировать собственное мнение и позицию. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | Элементарные приемы чтения карты. Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков. | 23.09 | ||||||
8 | План местности (с.28-30) (Пр. раб. Работа с планом местности. Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты). | комбинированный | Понятие «план местности; условные обозначения на плане; иметь представление о масштабе; называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного. | Элементарные приемы чтения плана местности | Р: Принимать и сохранять учебную задачу; П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; К: использовать речь для регуляции своего действия. | Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки. Ориентироваться в группе на местности с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии. | 25.09 | ||||||
9 | Формы земной поверхности: холмы, овраги (с.31-34) Экскурсия «Основные формы поверхности родного края». | комбинированный | Называть части холма, определять виды склонов, называть части оврага. | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте, плане) | Р: Принимать и сохранять учебную задачу; П:строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; К: формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Сравнивать и различать разные формы земной поверхности. Находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их названия. Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина. | 30.09 | ||||||
10 | Стороны горизонта (с.35-37) (Пр. раб. Работа с компасом, определение сторон.) | комбинированный | Объяснять понятия «горизонт»; «линия горизонта»; «промежуточные стороны горизонта»; определять стороны горизонта на местности с помощью солнца. | Определять стороны горизонта. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу; П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; К: Формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно- познавательный интерес к учебному материалу. | Самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние; ориентироваться в группе на местности с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии. | 2.10 | ||||||
11 | Ориентирование на местности. Компас (с.38-41) Урок — экскурсия « Знакомство с основными формами поверхности родного края». | Урок применения предметныхУНов и УУД | Работать с компасом; находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса. | Обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе | Р: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П:устанавливать причинно-следственные связи; К:использовать речь для регуляции своего действия. | Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Ориентироваться в группе на местности с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии, проводить несложные наблюдения в родном крае за природными явлениями и проявлениями. | 7.10 | ||||||
12 | Обобщение по теме «Географическая карта » (с.42) | Урок обобщения и систематизации ЗУНов | Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении; работать с картой ; выполнять задание на контурной карте. | Использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов. | Р:Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П:Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; К:использовать речь для регуляции своего действия. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки; определять объекты на географической карте с помощью условных знаков; находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия. | 9.10 | ||||||
13 | Вещества, тела, частицы. (с.43-48) | Урок первичного предъявления новых знаний | Знать, что каждое тело состоит из веществ; иметь представление о телах и веществах, искусственных и природных телах, телах живой и неживой природы, мельчайших частицах. | Ставить и проводить опыты; определять тела. | Р:Принимать и сохранять учебную задачу; П:строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. К:формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Приводить примеры веществ; сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы. | 14.10 | ||||||
14 | Твердые вещества, жидкости и газы. (с.49-52) | комбинированный | Объяснять понятия «тела», «вещества», «частицы»; иметь представление о том, что в любом теле все частицы находятся в постоянном движении. | Проводить опыты, различать тела, вещества, частицы. | Р:Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; П:строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. К:Формулировать собственное мнение и позицию. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы; приводить примеры движения под действием энергии. | 16.10 | ||||||
15 | Три состояния воды — твердое, жидкое, газообразное. (с. 53-55) | Урок применения предметныхУНов и УУД | Объяснять свойства воды; рассказывать о трех состояниях воды в природе; проводить опыты и наблюдения. | Определять состояние воды; проводить опыты и наблюдения. | Р:Принимать и сохранять учебную задачу; П:Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; К:формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу. | Сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы; исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника. | ТПО с.22№31 | 21.10 | |||||
16 | Обобщение по теме «Вещества, тела, частицы.» (с.56) | Урок обобщения и систематизации ЗУНов | Систематизировать и обобщать знания по изученным темам. | Проводить опыты. | Р:Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П: проводить сравнение, обобщать, осуществлять выведение основных признаков объекта К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Характеризовать свойства воды; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе; исследовать в группах свойства воды. | Работа в группах | 23.10 | |||||
17 | Свойства воды в жидком состоянии (первое заседание клуба) (с. 57-62) (Пр. раб. Изучение свойств воды в жидком состоянии). | комбинированный | Рассказывать о свойствах воды при нагревании и охлаждении; проводить опыты, формулировать выводы. | Формулировать выводы и фиксировать их в письменном виде.. | Р:Принимать и сохранять учебную задачу; П: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. К: Формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу. | Сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы; исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника. | ТПОс.23 №32 | 28.10 | |||||
18 | Термометр и его устройство (с.63-67) | Урок применения предметныхУНов и УУД | Объяснять устройство термометра, пользоваться термометром, определять температуру воды. | Проводить исследовательскую работу | Р: Принимать и сохранять учебную задачу; П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; К: формулировать собственное мнение и позицию | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу | Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; исследовать в группах свойства воды, свойства воздуха, характеризовать эти свойства, измерять температуру воды и воздуха с помощью градусника; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов | ТПО с.24 №34, 35 | 11.11 | |||||
19 | Свойства воды в твердом состоянии(второе заседание клуба) (с.68-71) Пр. раб.( Изучение свойств воды в твердом состоянии). | комбинированный | Объяснять свойства льда; делать выводы о свойствах льда, о практическом применении свойств воды | Р: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П:строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; исследовать в группах свойства воды, свойства воздуха, характеризовать эти свойства, измерять температуру воды и воздуха с помощью градусника; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний о свойствах воды | ТПО с.26 №36, 37 | 13.11 | ||||||
20 | Свойства воды в газообразном состоянии (с. 72-74) | Урок применения предметныхУНов и УУД | Определять три состояния воды в природе; объяснять свойства водяного пара, определять свойства водяного пара в опытах и наблюдениях | Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в быту( экономия воды, газа, топлива) | Р: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Исследовать в группах свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях; характеризовать эти свойства; сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы; сравнивать свойства воды и воздуха | ТПО с.27 № | 18.11 | |||||
21 | Обобщение по теме «Три со- стояния воды — твердое, жидкое, газообразное.» (с.75) | Урок обобщения и систематизации знаний | Проводить опыты, формулировать выводы , фиксировать выводы в письменном виде | Обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края | Р: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, К: использовать речь для регуляции своего действия | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды; характеризовать свойства воды; | Работа в группах | 20.11 | |||||
22 | Круговорот воды в природе (с.76-80) | комбинированный | Расширять знания о круговороте воды в природе, определять три состояния воды в природе | Доказывать круговорот воды в природе | Р: Принимать и сохранять учебную задачу; П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; К:договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу | Характеризовать круговорот воды в природе | Фронтальный и индивидуальный опрос | 25.11 | |||||
23 | Погода и ее составляющие: Туман и облака. Осадки У1. с.83-84 Т.№42 | Урок применения предметныхУНов и УУД | Объяснять явление превращения воды в туман, облака; рассказывать о разных видах облаков и осадках, выпадающих из облаков | Проводить исследовательскую работу; определять виды облаков | Р: Принимать и сохранять учебную задачу; П:строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; К:формулировать собственное мнение и позицию | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу | Характеризовать свойства воды и воздуха; исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды, воздуха; рассказывать превращение воды в туман облака; разные виды облаков | ТПО с.29 №41 | 27.11 | |||||
24 | Вода-растворитель. У1. с.85-87 Т.№43 | Практическая работа | Извлекать необходимую информацию из разных источников о свойствах воды; получат представление о том, что вода – растворитель; узнают о свойствах воды | Различать растворимые и нерастворимые вещества | П:Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу. | Проводить простейшие опыты по изучен св-в воды; делать фильтр; определять растворимые и нерастворимые вещества | Опыты и наблюдения. | 2.12 | |||||
25 | Растворы в природе. У1.с.88-90 Т.№44 | Практическая работа. | Извлекать необходимую информацию из разных источников о растворах в природе, о разных состояниях воды | Применять знания о природных растворах; следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов | П:Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | Проводить простейшие опыты по изучению св-в водных растворов | Опыты и наблюдения | 4.12 | |||||
26 | Почему воду надо беречь. У1. с.91-94 Т.№47-48 | Урок применения предметныхУНов и УУД | Различать источники загрязнения воды и способы её очистки; получат представления о значении воды в жизни человека | Понимать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту | П:Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний о способах загрязнения и очистки воды; работа в парах с.92; работа в группах с.94 | Выставка рисунков. | 9.12 | |||||
27 | Обобщение по теме: «Кругооборот воды в природе» У. с.95 | Урок обобщения и систематизации знаний | Готовить доклады и обсуждать полученные сведения о свойствах воды | Применять полученные знания; соблюдать правила экологического поведения в быту | П: Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | Сравнивать тела и вещества, формулировать выводы , фиксировать выводы в письменном виде | Работа в группах. Викторина. | 11.12 | |||||
28 | Воздух — это смесь газов У1. с.96-99 Т.№50 | Систематизация полученных знаний | Знаниям о значении атмосферы( представлениям о воздушном океане Земли - атмосфере) | Проводить исследовательскую работу. Понимать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, | П: Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу, Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, обсуждать полученные сведения, проводить опыты следуя инструкции и плану учебника с.98-99, формулировать выводы, исследование в парах | ТПО | 16.12 | |||||
29 | Воздух- это смесь газов. У1. с.100-102 Т.№51-52 | Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий | Знаниям о свойствах кислорода и углекислого газа, что воздух – смесь газов; определять свойства кислорода и углекислого газа | Соблюдать правила экологического поведения в быту, следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов | П: Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу, Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Проводить простейшие опыты по изучению состава воздуха, исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха | Опыты и наблюдения | 18.12 | |||||
30 | Контрольная работа за I полугодие Свойства воздуха. У1. с.103-109 Т.№53 | Практическая работа. | Извлекать необходимую информацию из разных источников о свойствах воздуха, доказывать с помощью опытов основные свойства воздуха. | Соблюдать правила экологического поведения в быту, следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов | П: Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу. | Проводить опыты по изучению свойств воздуха, исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников, готовить доклады и обсуждать полученные сведения | Опыты и наблюдения | 23.12 | |||||
31 | Обобщение по теме «Свойства воздуха» У1. с. 109 | Урок обобщения и систематизации знаний | Извлекать необходимую информацию из разных источников о свойствах воздуха; Готовить доклады и обсуждать полученные сведения о свойствах воздуха | Соблюдать правила экологического поведения в быту, следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов | П: Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу. | Сравнивать тела и вещества, формулировать выводы , фиксировать выводы в письменном виде | Тест | 25.12 | |||||
32 | Измерение температуры воздуха. У1. с.111-114 Т.№54 (Пр. раб. Измерение температуры воздуха с помощью термометра.) | Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий | измерять температуру воздуха; получат представления о том, почему земная поверхность нагревается неодинаково. | Строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей | П: Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу, Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Проводить простейшие измерения прибором (с помощью термометра). Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, обсуждать полученные сведения | Опыты и наблюдения | 13.01 | |||||
33 | Погода и ее составляющие: движение воздуха — ветер. У1. с.115-119 Т.№55 | Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий | Понимать причины движения воздуха вдоль поверхности Земли; различать приборы «флюгер», «анемометр», пользоваться флюгером и анемометром. | Строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей | П: Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материалу | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, из наблюдения за действиями учителя, обсуждать полученные сведения. | Дискуссия «Ветер нам друг или недруг» | 15.01 | |||||
34 | Погода и ее составляющие У1. с.120-123 Т.№56 | Урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков | Понимать, почему погода непостоянна, как изучают погоду; получат представления о погоде. | Вести элементарные наблюдения за погодой, работая с дневником наблюдений | П: Использовать условные знаки для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материалу | Предсказывать погоду по местным признакам, сравнивать погоду по результатам наблюдений, наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов . | ТПО | 20.01 | |||||
35 | Обобщение по теме «Погода и ее составляющие: движение воздуха» С. 123-124 | Урок обобщения и систематизации знаний | Извлекать необходимую информацию из разных источников о свойствах воды и воздуха; Готовить доклады и обсуждать полученные сведения о свойствах свойства воздуха и воды. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, строить речевое высказывание в устной и письменной форме | П: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Фиксировать результата наблюдений, сравнивать свойства наблюдаемых объектов | Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир» | 22.01 | |||||
36 | Горные породы. У2. с.5-8 Т.№1 | Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий | Различать горные породы, узнают об образовании осадочных и магматических горных пород. | Узнавать изученные объекты неживой природы, понимать различные виды сообщений информационного характера. | П: Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы; Описывать на основе иллюстрации и предложенного плана изученные объекты неживой природы | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу, Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Различать горные породы, их состояние и свойства, характеризовать объекты неживой природы. Заполнять таблицу. | Дидактическая игра. | 27.01 | |||||
37 | Разрушение горных пород. У2. С.9-11 Т.№2 | Урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков | Давать краткую характеристику объектов неживой природы; узнают, как образуются осадочные горные породы и, как происходит разрушение горных пород под действием ветра и воды, солнца. | Узнавать изученные объекты и явления неживой природы, понимать различные виды сообщений информационного характера. | П: Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы; Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материалу | Различать горные породы, их состояние и свойства. Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, из наблюдения за действиями учителя, обсуждать полученные сведения. | Наблюдение и выводы. | 29.01 | |||||
38 | Горные породы: магматические, осадочные. У2. С.12-15 Т.№3-4 | Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий | Находить различия в разнообразии минералов и узнают об их использовании человеком. Выполнять практическую работу . | Узнавать изученные объекты и явления неживой природы. Проводить исследовательскую работу. | П: Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы; использовать словарь учебника, дополнительный материал в процессе изучения нового материала | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материалу | Выполнять практическую работу, Различать горные породы, их состояние и свойства. | Практическая работа и выводы. | 3.02 | |||||
39 | Полезные ископаемые. У2. С.16-21 Т.№2,5,6 | Урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков | приводить примеры горючих, рудных ,и строительных полезных ископаемых; различать понятия «сплав», «металлы», «месторождения», «руда». | Узнавать изученные объекты неживой природы. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, строить речевое высказывание в устной форме | П: Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков; использовать словарь учебника, дополнительный материал в процессе изучения нового материала; Использовать условные знаки для объяснения, выявления признаков и свойств объектов | учебно-познавательный интерес к учебному материалу | Различать и характеризовать основные виды полезных ископаемых; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника обсуждать полученные сведения. | Работа в группах. | 5.02 | |||||
40 | Свойства полезных ископаемых. У2. С.22-25 Т.№7 | Практическая работа. | Различать свойства некоторых полезных ископаемых используя план учебника, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | Выделять основные признаки объектов неживой природы, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | П: Описывать на основе иллюстрации и предложенного плана изученные объекты неживой природы; Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материала | Различать и характеризовать основные виды полезных ископаемых; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника и опытов, обсуждать полученные сведения. | Опыты и наблюдения | 10.02 | |||||
41 | Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых. У2. С. 26-30 Т.№8-10 | Систематизация полученных знаний | оценивать воздействие человека на природу, работать с учебными текстами и осуществлять поиск необходимой информации | Соблюдать правила экологического поведения в быту, Понимать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение | П: Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека с природой | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Устанавливать взаимосвязи в неживой и живой природе, отвечать на вопросы учебника стр.29 | Сообщение «Моё бережное отношение к расходованию полезных ископаемых» | 12.02 | |||||
42 | Обобщение по теме «Горные породы» | Урок обобщения и систематизации знаний | Извлекать необходимую информацию из разных источников о полезных ископаемых. Готовить доклады и обсуждать полученные сведения о свойствах и использовании полезных ископаемых | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, строить речевое высказывание в устной и письменной форме | П: Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Различать и характеризовать основные виды полезных ископаемых; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из разных источников, систематизировать подобранную информацию в виде таблицы | Составление таблицы | 17.02 | |||||
43 | Почва. Образование почвы. У2. С.31-34 Т.№11-13 | Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий | Понимать процесс почвообразования, понятие «цепь питания», работать с оглавлением учебника, учебными текстами; составлять цепи питания | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, строить речевое высказывание в устной и письменной форме | П: Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе использовать словарь учебника, дополнительный материал в процессе изучения нового материала | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материала | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, опираясь на собственный опыт, обсуждать полученные сведения, составлять цепи питания. | Работа в парах. | 19.02 | |||||
44 | Образование почвы и ее состав. У2. С.35-42 Т.№14-15 Экскурсия «Почвы родного края». | Практическая работа. | проводить опыты по изучению свойств почвы и делать выводы, узнают состав и свойства почвы. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, строить речевое высказывание в устной и письменной форме | П: Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы; Описывать на основе иллюстрации и предложенного плана изученные объекты неживой природы; Проводить несложные наблюдения и опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материала | Проводить опыты по изучению свойств почвы, исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства почвы; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников, готовить доклады и обсуждать полученные сведения | Опыты и наблюдения | 24.02 | |||||
45 | Значение почвы в хозяйственной жизни человека. У2. с.39-42 Т.№16-17 | Урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков | Оценивать воздействие человека на природу, работать с учебными текстами и осуществлять поиск необходимой информации | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, строить речевое высказывание в устной и письменной форме | П: Описывать на основе иллюстрации и предложенного плана изученные объекты неживой природы; использовать словарь учебника, дополнительный материал в процессе изучения нового материала; определять характер взаимоотношений человека с природой, приводить примеры влияния этих взаимоотношений | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материала | Устанавливать взаимосвязи в неживой и живой природе, извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников и учебной литературы, обсуждать полученные сведения | Дидактическая игра. | 26.02 | |||||
46 | Обобщение по теме «Почва» | Урок обобщения и систематизации знаний | Извлекать необходимую информацию из разных источников о свойствах почвы; Готовить доклады и обсуждать полученные сведения о свойствах свойства воздуха и воды. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, строить речевое высказывание в устной и письменной форме | П: Использовать дополнительный материал в Интернете при составлении плана рассказа, доклада, презентации; определять характер взаимоотношений человека с природой, приводить примеры влияния этих взаимоотношений | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Фиксировать результата наблюдений, сравнивать свойства наблюдаемых объектов извлекать по заданию учителя необходимую информацию из разных источников, систематизировать подобранную информацию в виде таблицы | Таблица | 2.03 | |||||
47 | Природные сообщества. Лес. | Урок овладения новыми умениями или формирования | Раскрывать связи, которые существу ют между обитате- лями леса. | Составлять цепи питания, существу ющие в лесном сообществе. | Р: принимать и сохранять учебную задачу П:строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, строить речевое высказывание К: слушать и понимать речь других | Учебно-познаватель ный интерес к к новому материалу. | Характеризовать природные сообщества ( на примере леса, луга, водоёма) | Беседа по статье | 4.03 | |||||
48 | Природные сообщества. Луг . | Урок овладения новыми умениями или формирования | Раскрывать связи, которые существу ют между обитате лями луга. | Составлять цепи питания, существующие в луговом сообществе. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом мате риале в сотрудничестве с учителем П: строить речевое высказывание в устной форме К: использовать речь для регуляции своего действия | Ориентация на на понимание причин успеха в учебной деятельности. | Характеризовать природные сообщества ( на примере леса, луга, водоёма) | Беседа по вопросам | 9.03 | |||||
49 | Природные сообщества. Поле. | Урок овладения новыми умениями или формирования | Раскрывать связи, которые существу ют между обитате лями поля. | Составлять цепи питания, существу ющие в сообществе поля. | Р:принимать и сохранять учебную задачу П:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы К: слушать и понимать речь других | Способность к само ценке на основе кри терия успешности учебной деятельности. | Характеризовать влияние человека на природные сообщества ( на примере своей местности) | Работа по груп пам | 11.03 | |||||
50 | Безопасное поведение у водоема. | Урок овладения новыми умениями или формирования | Раскрывать связи, которые существу ют между обитате лями пресного водоёма. | Составлять цепи питания, существующие в сообществе пресного водоёма. | Р: принимать и сохранять учебную задачу П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы К: задавать вопросы | Ориентация на понима ние причин успеха в учебной деятельности. | Характеризовать природные сообщества ( на примере леса, луга, водоёма) | Виктори ны. Конкур сы. Фронта льный опрос. | 16.03 | |||||
51 | Природные сообщества. Болото. | Урок овладения новыми умениями или формирования | Раскрывать связи, которые существу ют между обитате лями болота. | Составлять цепи питания, существу ющие в болотном сообществе. | Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем П:строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, строить речевое высказывание К: формулировать собственное мнение и позицию | Учебно-познаватель ный интерес к учебно му материалу. | Характеризовать влияние человека на природные сообщества ( на примере своей местности) | Фронта льный и индиви дуаль ный оп рос. | 18.03 | |||||
52 | Эскурсия «Природ ные сообщества родного края» | Экскурсия | Раскрывать связи, которые существуют между обитателями природных сообществ родного края. | Составлять цепи питания, присущие этим сообществам. | Р: принимать и сохранять учебную задачу П:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков К: строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет | Ориентация в нравст венном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Характеризовать влияние человека на природные сообщества ( на примере своей местности) | Ответы на воп росы. | 1.04 | |||||
53 | Обобщение по теме «Природные сообщества» | Урок обобщения и систематизации знаний Викторина. | Анализировать связи в каждом из изученных природных сообществ. | Использовать при обретённые зна ния и умения в практической дея тельности и повседневной жизни. | Р: принимать и сохранять учебную задачу П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учеб ных заданий с использованием учебной литературы К: формулировать собственное мнение и позицию | Формировать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности. | Извлекать ( по заданию учителя ) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний ( словари, энциклопедии, справочники ) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. | Тест. | 6.04 | |||||
54 | Значение лесов. | Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий | Охранять природ ные богатства. | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Р: принимать и сохранять учебную задачу П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использовании ем учебной литературы К: формулировать собственное мнение и позицию | Самостоятельно опре делать и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей). | Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы включая потребности эмоционально-эстетическо го характера. | Устный Опрос. П/р. | 8.04 | |||||
55 | Безопасное поведение в лесу (восьмое заседа ние клуба). | Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий | Выполнять правила безопасного поведения в лесу. | Осознавать ценность природы и необходимость нести ответствен ность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе. | Р: принимать и сохранять учебную задачу П: развитие широких познавательных интересов и мотивов, любоз нательности, творчества К: использовать речь для регуля ции своего действия | Ориентация в нравст венном содержании и смысле поступков как собственных так и окру жающих людей. | Различать правильные и неправильные формы по ведения в природе. | Устный опрос. | 13.04 | |||||
56 | Луг и человек. (Пр. раб. Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания). | Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий | Раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга. | Составлять цепи питания, присущие луговому сообщес тву. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом мате риале в сотрудничестве с учителем П: проводить сравнение, обобщать, осуществлять выведение основных признаков объекта К: слушать и понимать речь других | Ориентация в нравст венном содержании и смысле поступков как собственных так и окружающих людей | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. | С/р. | 15.04 | |||||
57 | Надо ли охранять болота? | Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий | Выполнять прави ла безопасного поведения на болотах. | Использовать при обретённые знания и умения в практической дея тельности и пов седневной жизни. | Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей П: развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества К:использовать речь для регуляции своего действия | Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. | Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. | Работа в парах и по группам | 20.04 | . | ||||
58 | Дары рек и озёр. | Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий | Показывать на карте реки и озёра; выполнять правила поведения у водоёмов. | Использовать при обретённые знания и умения в практической дея тельности и пов седневной жизни. | Р:принимать и сохранять учебную задачу П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использовании ем учебной литературы К: формулировать собственное мнение и позицию | Учебно-познаватель ный интерес к новому учебному материалу. | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. | Фронта льный опрос. | 22.04 | |||||
59 | Безопасное поведение у водоёмов ( девятое заседание клуба ) | Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий | Выполнять правила безопасного поведения. | Использовать при обретённые знания и умения в практической дея тельности и повседневной жизни. | Р: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации П:устанавливать причинно-след ственные связи К:слушать и понимать речь других | Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регулято ров морального пове дения. | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы | Работа в груп пах. | 27.04 | |||||
60 | Человек – защитник природы. | Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий | Называть растения и животных из Красной книги родного края. | Осознавать ценность природы и необходимость нести ответствен ность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе. | Р: умение учиться и способность организации своей деятельности П:развитие широких познаватель ных интересов и мотивов, любоз нательности, творчества К: допускать возможность сущест вования у людей различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию | Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регулято ров морального пове дения. | Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. | Фронта льный и индиви дуаль ный опрос. | 29.04 | |||||
61 | Природа будет жить. | Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий | Называть детёнышей животных. | Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе. | Р: принимать и сохранять учебную задачу П:развитие широких познаватель ных интересов и мотивов, любоз нательности, творчества К:использовать речь для регуля ции своего действия | Самостоятельно опре делять и высказывать самые простые, общие для всех людей прави ла поведения ( основы нравственных общече ловеческих ценностей ) | Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. | Фронта льный опрос. | 4.05 | |||||
62 | Обобщение по теме «Человек — защитник при- роды.» | Обобщение Виктори на. | Охранять природ ные богатства. | Использовать приобретённые знания и умения в практической дея тельности и повсе дневной жизни. | Р: контроль и самоконтроль учебных действий П: строить речевое высказывание в устной форме К: использовать речь для регуляции своего действия | Ориентация на понима ние причин успеха в учебной деятельности. | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состоя | Тест. | 6.05 | |||||
63 | Лента времени. | Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий | Ориентироваться по ленте времени. | Использовать приобретённые знания и умения в практической дея тельности и повсе дневной жизни. | Р: планировать своё действие с поставленной задачей и условия ми её реализации П: формирование умения осущест влять сравнение и выделять общее и различное К:слушать и понимать речь других | Формировать учебно- познавательный инте рес к новому учебному материалу. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства. | Фронта льный опрос. | 11.05 | |||||
64 | Города Золотого кольца. | Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий | Называть города России, их достоп римечательности; показывать на карте города России. | Использовать приобретённые знания и умения в практической дея тельности и повсе дневной жизни. | Р: учиться работать по предложен ному учителем плану П:развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества К: формулировать собственное мнение и позицию | Чувство патриотизма, гордости за свою стра ну, уважение истории, культурных историчес ких памятников. | Показывать местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2-3 города) на карте России. | Задания по груп пам. | 13.05 | |||||
65 | Контрольная работа за год. | Урок контроля | Использовать приобретённые знания и умения в практической дея тельности и повсе дневной жизни. | Р: учиться работать по предложен ному учителем плану К: использовать речь для регуляции своего действия | 18.05 | |||||||||
66 | Город Санкт-Петербург. Экскурсия (десятое заседание клуба) | Экскурсия | Показывать родной город (посёлок) на карте, рассказывать о его основных достопримеча тельностях. Показывать Санкт-Петербург на карте; рассказывать об основных достоп римечательностях города. | - народные промыслы России - особенности труда родного края | Р: учиться работать по предложен ному учителем плану П: развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества К:использовать речь для регуляции своего действия | Чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважение истории, культурных историчес ких памятников. | Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко-культурного наследия. | Фронталь- ный опрос. | 20.05 | |||||
67 | Обобщение по теме «Лента времени.» | Обобщение Викторина.. | Называть города России, их достоп римечательности; показывать на кар те города России; ориентироваться по ленте времени. | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | П: учиться высказывать своё пред положение на основе работы с учебником; развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества К: формулировать собственное мнение и позицию | Чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважение истории, культурных исторических памятников. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства. | Тест. | 25.05 | |||||
68 | Правила безопасного поведения у водоемов летом. | Урок повторе ния. | Называть города России, их достопримечательности, ориентироваться по ленте времени. | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Р: принимать и сохранять учебную задачу П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы - задавать вопросы | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства. | Ответы на воп росы. | 27.05 |
Материально- техническое обеспечение
- Классная доска
- Интерактивная доска.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Принтер
- Ресурсы интернета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...