Конспект урока по окружающему миру "Царство растений" 3 класс УМК "Планета Знаний"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру "Царство растений" 3 класс УМК "Планета Знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr_mir_3_kl.docx | 141.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по окружающему миру в 3 классе
Тема: Царство растений
Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся о строении, разнообразии, жизни и охране растений
Задачи:
Обучающие:
- учить бережно относиться к растениям;
- повторить основные экологические правила для растений, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе;
Развивающие:
- развивать творческие способности;
-развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;
- способствовать развитию образного ассоциативного и логического мышления;
Воспитывающие:
- пробуждать интерес к изучению предмета через игры;
- воспитывать уважение и любовь к природе;
- воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование:
1.компьютер
2.мультимедийный проектор
3. экран
4. слайдовая презентация
5. раздаточный материал (карточки)
6.книги о растениях
7.Красная книга Тамбовской области
Ход урока:
Эпиграф:
«Чтобы жить, нужны солнце,
свобода и маленький цветок».
(Г.Х. Андерсен)
I.Организационный момент.
Прозвенел звонок.
Начинаем урок.
- Какое домашнее задание вам было задано?
(Повторить темы о растениях.)
- Как вы думаете, о чём пойдёт наша речь на уроке?
(О растениях.)
II. Сообщение темы и цели урока.
Сл.1
- Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем все свои знания о строении, разнообразии, жизни и охране растений. Наша тема: «Царство растений».
- Как называется наука изучающая растения?
(Ботаника.)
III.Повторение пройденного материала.
Растения на Земле встречаются повсюду. Есть такое выражение: «Растения - зелёная одежда Земли». Зелёный наряд делает нашу планету удивительной.
А)Фронтальный опрос.
- Перечислите, где могут расти растения?
(Леса, луга, поля, реки, озёра, сады, огороды, скверы, аллеи.)
Сл.2
Действительно так, куда бы мы не посмотрели везде есть растения.
Сл.3
- На какие группы можно распределить эти растения?
(Деревья, кустарники, травы.)
- Чем они отличаются друг от друга?
(У деревьев один ствол, у кустарников 3-4 тонких, а у трав стебель.)
Сл.4
- На какие две группы распределены эти деревья?
(Лиственные и хвойные деревья.)
- Чем эти деревья отличаются друг от друга?
(Деревья отличаются друг от друга формой листьев.)
Сл.5
-На какие две группы распределены эти растения?
(Дикорастущие и культурные.)
- В чём их отличие?
(Растения, которые никто не сажал и за которыми никто не ухаживал называются дикорастущими, а те растения, которые выращивают люди называют культурными.)
- Все растения, которые мы сейчас видели на экране имеют между собой сходство. Какое?
(У них одинаковые органы.)
- Какие органы растений вы знаете?
(Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.)
Давайте проверим все ли органы вы назвали.
Сл.6
- Для чего служит корень растениям? Кто сможет ответить на этот вопрос?
(Корень служит для закрепления растения в почве. Из почвы он поглощает воду и минеральные вещества для растения. Это подземный орган.)
- Для чего служат стебли растениям?
(Стебли выносят листья вверх к солнечному свету и соединяют их с корнями растения.)
- Для чего служат листья растениям?
(В листьях образуются органические питательные вещества необходимые растениям .Лист почти всегда имеет зелёную окраску и состоит из листовой пластинки и черешка, который прикрепляется к стеблю.)
- Чем простые листья отличаются от сложных?
(Если на черешке расположена одна листовая пластинка, лист называется простым, например, дуб, клён, берёза, а если на черешке несколько листовых пластинок, лист называется сложным, например, рябина, каштан, земляника.)
Цветок - самый красивый орган. Для чего он служит?
(Цветок служит для образования плодов. Цветы у растений имеют разнообразную окраску, форму и запахи.)
- Как образуется плод с семенами?
(Плод образуется после отцветания растения он постепенно растёт и созревает, а в плодах находятся семена. Он защищает их от повреждений.)
- Какие бывают плоды?
(Плоды бывают разные: сочные, например, у рябины, вишни; бывают сухие, например, у клёна; бывают твёрдые, например, у ореха.)
- Для чего служат семена растениям?
(Семена служат растениям для размножения.)
- Какой вывод можем сделать?
Вывод: У всех растений одинаковые органы.
- Ребята, а все ли растения имеют названные органы? Как вы думаете?
(Нет. Растения очень разнообразны. Они отличаются друг от друга размерами, окраской, формой своих органов, условием жизни, строением.)
- На какие группы учёные-ботаники делят царство растений?
Сл.7
(Растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.)
Б) Практическая работа.
Я предлагаю вам поработать в парах и заполнить таблицу о разнообразии растений.
Сл.8
Приготовьте ручку и карандаш. В первых 4-х столбцах вы отвечаете на вопрос только «да» или «нет», а в 5 и 6 столбцах ответ запишите словами. После заполнения мы вместе проверим ваши работы.
Разнообразие растений.
корень | стебель | листья | цветок | размножение | Где живут? | |
водоросли | нет | нет | нет | нет | споры | в воде |
мхи | нет | да | да | нет | споры | в сырых местах |
папоротники | да | да | да | нет | споры | в увлажнённых местах |
хвойные | да | да | да (хвоинки) | нет | семена (шишки) | в лесах |
цветковые | да | да | да | да | семена (плод с семенами) | везде (очень разнообразны и многочисленны) |
Давайте проверим.
Сл.9
У кого нет ни одного исправления, поднимите руки. У кого 1…,2…,3…,4…,5…
- Какой вывод можем сделать?
Вывод: Растения разнообразны и могут жить в разных уголках природы.
IV.Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
- Сейчас с помощью индивидуальной работы мы обобщим знания о жизни растений.
В) Дифференцированные задания.
Я вам раздаю карточки с заданием. На выполнение заданий отводится 2 минуты. Будьте внимательны!
У кого карточка № 1. Прочитай задание и постарайся дать полный ответ (и т.д.).
Сл.10
К-1.
Сравни и объясни с помощью схем дыхание и питание растений.
Схема 1. (Дыхание растений.) Схема 2. (Питание растений.)
-Какой вывод следует из рассказа?
К-2.
Обозначь цифрами последовательность стадий роста растений:
Сл.11
1.Семя.
5.Взрослое растение с плодами и семенами.
2.Проросток с развивающимся корешком.
4.Взрослое растение с цветками.
3.Проросток с развивающимся стеблем и листочками.
-Какой вывод следует сделать?
Сл.12
К-3.
Перечисли необходимые условия для развития растений.
(Для развития растений необходимы следующие условия: тепло, вода, воздух, свет.)
Сл.13
К-4.
Вставь пропущенные слова в данном тексте.
Большинство растений размножаются (семенами). Плоды с семенами образуются на месте (цветков) после(опыления).Они распространяются с помощью (ветра, животных, человека). Из семян в благоприятных условиях развиваются (новые растения).
Итак, можем ли мы растения считать живыми организмами? Докажите.
Вывод: Да. Растения – живые существа. Они питаются, дышат, растут, развиваются, размножаются, стареют и умирают.
Сл.14
- Послушайте стихотворение.
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полёте… .
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте. (Н.Старшинов)
- К чему призывают эти строки?
( К сохранению растений.)
- Из-за чего исчезают растения?
(Из-за деятельности человека.)
- Можно ли на Земле обойтись без растений?
( Нет.)
Сл.15
Значение растений:
-место отдыха
- аптека
-источники пищи
-источники древесины
- источники топлива
- дом для животных, грибов
- защитники воздуха, водоёмов, почв
Природа – наш дом, мы здесь живём, пьём воду, дышим воздухом. И наша задача быть природе другом, помогать ей расти, а не губить, чтобы сохранить её в здоровом виде. Больших проблем нам пока не решить, но как сейчас вы уже можете помочь природе?
(Посадить деревья, создать экологические знаки, ухаживать за клумбой около дома, школы и самое простое это соблюдать правила поведения в природе самим и советовать своим друзьям.)
- Ребята, давайте повторим правила поведения в природе с помощью знаков, которые вы создавали на прошедших уроках.
Сл.16
Памятка «Правила поведения в природе».( Экологические знаки для растений.)
1.Находясь в природе, не будим срывать растения для букетов. Будим составлять букеты только из тех растений, которые выращены человеком.
2.Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе.
3.В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
4.Не будем ломать ветки деревьев и кустарников! Съедобные ягоды, орехи собирать так, чтобы не повредить веток.
5.Не разводи костры под деревьями, может быть пожар, обгорают ростки молодых растений, погибают подземные части, в результате некоторые из них совсем исчезают.
6.Не оставляй в лесу, в парке, у реки, на лугу мусор.
- Как охраняют редкие растения в нашей стране?
(Создают заповедники, заказники, природные парки, ботанические сады.)
- Для чего создана Красная книга?
(Она предупреждает нас о том, что растения находятся в опасности и могут навсегда исчезнуть. Эти растения нужно беречь и охранять.)
Сейчас мы поиграем в игру-домино «Мы из красной книги России».
Эта игра немного отличается от обычного домино. Ваша задача правильно и быстро разложить карточки. Например, рядом с картинкой растения из Красной книги нужно положить карточку с изображением любого другого растения, занесённого в Красную книгу. Если на картинке изображено растение не из Красной книги, то рядом надо положить карточку с изображением любого другого растения, не занесённого в Красную книгу. Карточки прикладываем вверху и внизу.
1 команда:
водяной орех | пастушья сумка | подснежник |
сон-трава | подорожник | колокольчик |
птичья гречишка | купальница | тысячелистник |
ярутка | кувшинка белая | пижма |
2 команда:
лопух | венерин башмачок | кубышка жёлтая |
клевер | ландыш | сочевник |
цикорий | медуница | ромашка |
крапива | печёночница | зверобой |
- А сейчас, поменяйтесь местами и проверьте друг друга.
V.Итоговая рефлексия.
Покажем своё отношение к тому, что вы сегодня сделали на уроке с помощью букетов разного цвета. Если вы довольны своей работой приклейте букет яркого цвета. Не довольны своей работой - приклейте букет тёмного цвета. Если вы частично довольны или не довольны приклейте букет в котором присутствуют и тёмные и светлые цвета.
Сегодня мы с вами обобщили и повторили знания об одном из четырёх царств живой природы царстве растений.
Сл.17
- Что главное вы должны знать о растениях?
VI.Выставление оценок.
VII.Домашнее задание.
Сходить в библиотеку и прочитать о любых лесных животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Дыхание", умк "Планета знаний", 3 класс.
Цели урока:-Познакомить учащихся со строением и основными функциями дыхательной системы;-Формировать регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД;- Воспитывать...
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Обобщение знаний о глаголе"
Материал подобранный для данного урока позволяет повторить и закрепить знания о глаголе как самостоятельной части речи. Рассматриваются все морфологические признаки глагола....
конспект урока по окружающему миру 1 класс "Домашние животные" УМК "Планета знаний"
Предмет: окружающий мир Класс: 1 б Тема урока: Домашние животные. Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока. Познавательные задачи:1....
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 1)"
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 1)"...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 2)"
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 2)"...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 3)"
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 3)"...