Конспект урока по русскому языку 4 класс "Обобщение знаний о глаголе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Фомина Татьяна Анатольевна

Материал подобранный для данного урока позволяет повторить и закрепить знания  о глаголе как самостоятельной части речи. Рассматриваются все морфологические признаки глагола.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Русский язык 4 класс  

Тема: Обобщение знаний о глаголе, как части речи.

Цели: 1. Закрепить знание морфологических признаков глагола,

                умения писать безударные личные окончания глаголов

                и безударную гласную в суффиксе глагола прошедшего

                времени.

            2. Способствовать  развитию памяти, мыслительных опе-

                раций и связной речи учащихся.

            3. Формировать коммуникативные навыки, чувство ответ-

                ственности за выполняемую работу.

Оборудование: рабочая тетрадь, карточки с заданиями, зелёная

                            ручка.

                                           Ход урока:

1. Оргмомент. Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.

2. Определение темы урока.

                       

                         г                                              1

                а                 л                            3               6

             о                     г                         5                  4

                        л                                             2                    глагол

  • Дайте определение глагола как части речи.

3. Чистописание. Запишите 5 глаголов, начинающихся с буквы «с»,

    в написании которых есть ь или ъ знак.

4. Словарная работа. На доске записаны слова:

    праздник -  праздновать

    беседа -      беседовать

    ворона -      проворонить

    завтрак -     завтракать

    лопата -      перелопатить

  • Какой частью речи являются записанные на доске слова? (сущ.)
  • Образуйте и запишите во втором столбике однокоренные глаголы

          в неопределённой форме.

  • С какими словами возникли трудности? Объясните смысл слов

          «проворонить» и «перелопатить».

5. Работа с постоянными морфологическими признаками глагола.

5.1

  • Назовите постоянные признаки глагола. (спряжение, вид)
  • Что мы понимаем под спряжением глагола?
  • Как определить спряжение? Определите спряжение записанных

          вами глаголов. (Взаимопроверка.)

5.2

  • Распределить в два столбика по спряжениям глаголы первого зада-

          ния ващей карточки. Допишите в каждый столбика по 2 глагола.

     обидеть, шить, летать, стелить, кричать, платить

  • Почему глаголы шить и стелить оказались в 1 столбике, а глаголы

         обидеть и кричать во 2?

  • Найдите в этом ряду лишнее слово. (обидеть – совершенного вида).
  • Подберите и запишите по 4 глагола 1 вариант – совершенного вида,

                                                                       2 вариант – несовершенного.

         5.3

         - Запишите под диктовку текст, определите спряжение глаголов и

            выделите безударные личные окончания.

                 Весеннее солнце освещает землю. Алеет край неба. Светлеет

           ещё прохладный воздух. Лёгкий ветерок гонит по небу пушистые

           облака.

    - Подчеркните глаголы как член предложения. Каким членом предло-

      жения является глагол?

         

        6. Работа с непостоянными морфологическими признаками глаго-

            ла.

        6.1

        - Перечислите непостоянные признаки глагола (время,число, лицо,род)

        - Определите, в каком времени и лице стоят глаголы в тексте.

        - Какой признак отсутствует у глаголов настоящего времени? (род)

       6.2

        - Измените по временам глаголы писать и списать.

        - На что нужно обратить внимание? (У глагола списать нет формы на-

          стоящего времени, у глагола писать – составная форма будущего вре-

          мени).

     6.3

     - Составьте и запишите 2 предложения, в одном из которых глагол стоит

        в простой, а в другом в составной форме будущего времени.

     6.4

     - Прочитайте глаголы из 2 задания на карточке.

     - В каком времени они стоят? Какая орфограмма пропущена?

 

     украс...л, пове...ло, выздоров...л, почу...ла, вер...ли, замуч...л, нач..ла

     - Как определить, какую безударную гласную нужно писать в суффиксе

        глагола прошедшего времени?

     - Почему у этих глаголов разные окончания? (изменяются по родам и

       числам).

     6.5

     - В 3 задании на карточке нужно найти в каждой строчке лишний глагол:

  1. кричит, спят, поёшь, работает, моют (2 лицо)
  2. шью, пью, рву, несём, рисую              (мн. ч. 1 лица)

     

     7. Морфологический разбор глагола. Самостоятельная работа.

     - В третьем предложении нашего текста найдите глагол и выполните

        морфологический разбор. (светлеет)

     8. Тест №10   по теме «Глагол» («Тесты по русскому языку 4 кл. к

          учебнику Т. Рамзаевой) Работа по вариантам.

     9. Итог урока.

     - Расскажите о глаголе как части речи.

     - Какие затруднения возникли у вас при выполнении заданий?

    10. Д/з по выбору учащихся:

  1. «Рабочая тетрадь» Шклярова упр. 157 (ч. 2)
  2. Проспрягать глаголы увязнуть, точить
  3. Изменить п временам глаголы рисовать, срисовать
  4. Выполнить морфологический разбор глагола хвалишься

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний о глаголе" 4 класс"

В работе представлен конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний о глаголе", 4 класс....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. "Глагол. Обобщающий урок." УМК "Планета знаний"

На уроке в игровой форме обощается изученный материал о глаголу: правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спр, глаголы-исключения....

Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний по теме"Глагол"

Материал для обобщения знаний по теме "Глагол" в 4 классе...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Число глаголов», учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: Создание условий для усвоения нового знания; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; формирование умения изменять г...

Конспект урока по русскому языку на тему "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: знакомство с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по суффиксу -л-; развитие навыка определ...

Конспект открытого урока по русскому языку "Обобщение знаний о глаголе"

laquo;Обобщение и систематизация знаний о глаголе»Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийЦели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе, о его роли в реч...