рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
разработанная программа по окружающиму миру для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 263 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старобачатская средняя общеобразовательная школа»
Беловского муниципального района
Кемеровской области
Рассмотрена Принята Утверждена:
на заседании ШМС на заседании педсовета приказ № от
протокол № протокол № Директор школы: _____
« » _________ 2015 « » _________ 2015 /Евдокимова Г.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1-4 КЛАССА
Составители Петрова Н.А,.
Каткова Л.М.
Протасова А.В.
Глуховченко Г.Н.
Виноградова Т.П.
Бабарыкина Е.Ю.
Гордымова О. С.
учителя начальных классов
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов составлена на основе примерной программы /Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа в 2 частях, часть 1., Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков, Просвещение, 2011;
Цель изучения учебного предмета:
– формирование целостной картины мира и осознания места в нём человека на основе единства рационально - научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы;
- подготовка поколения нравственно и духовно зрелых , активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
.
Задачи изучения учебного предмета
:- овладеть основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе;
- научиться осмысливать причинно – следственные связи в окружающем мире;
- сформировать предметные и универсальные способы действия, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе;
- способствовать воспитанию способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.
Настоящую программу обеспечивает УМК «Окружающий мир» О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, С.А.Трафимова М., Академкнига /Учебник
Данная рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность познакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебного плана МБОУ «Старобачатская СОШ», на изучение окружающего мира в 1-4 классах выделяется 270 часов, из них в 1 классе - 66 часов (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство ( живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур , религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно их проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально- культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно- ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально- нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко- культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные УУД
1 класс
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить
2 класс
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
3 класс
Оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
уважительное отношение к товарищам;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
эстетические потребности, ценности и чувства;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
4 класс
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
Осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества.
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
Уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания;
Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм;
Установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
1класс
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
2 класс
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
3 класс
Целеполагание как постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
планирование — составление плана и последовательности действий;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
4 класс
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
1класс
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
2класс
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
3 класс
формулировать проблемы;
самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
4 класс
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
1класс
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2 класс
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3 класс
Обеспечивать социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
Управлять поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила
4 класс
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные УУД
Обучающиеся научатся:
1 класс
Называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
Объяснять, как люди помогают друг другу жить;
Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
Называть основные особенности каждого времени года.
Оценивать правильность поведения людей в природе;
2 класс
Объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
Объяснять влияние притяжения Земли;
Связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
Наблюдать за погодой и описывать её;
Уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
Пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
Называть основные природные зоны и их особенности.
Оценивать правильность поведения людей в природе;
Уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
3класс
Характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
Находить на глобусе и физической карте материки и океаны;
Сравнивать и различать формы земной поверхности;
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;
Сравнивать и различать разные формы водоемов;
Ориентироваться на местности с помощью компаса, карты по местным признакам во время экскурсий;
Сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника и дополнительных источников;
Сравнивать свойства воды и воздуха;
Характеризовать кругооборот воды в природы;
Фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края;
Опытным путем выявлять условия необходимые для жизни растений;
Определять характер взаимоотношений человека с природой;
Понимать необходимость соблюдения правил безопасности в походах в лес, в поле, на луг;
Использовать словари учебника и хрестоматии, карты, глобус, Интернет-адреса для поиска необходимой информации;
Описывать достопримечательности Московского Кремля;
Различать прошлое, настоящее и будущее;
Описывать достопримечательности;
Понимать необходимость соблюдения техники безопасности,
Пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья.
4 класс
Объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
Называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
Объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
Объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
Находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
Оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
Доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
Отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения
Усвоить первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов процессов и явлений, характерных для природной и социальной деятельности;
Сформируют целостный, социально- ориентированный взгляд на окружающий взгляд на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
научатся наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
Овладеют навыками устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире природы и социума;
Овладеют основами экологической грамотностью, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
Понимать необходимость использования знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
Понимать роль и значение родного края в природе и историко-культурном наследии России;
Понимать особую роль России в мировой истории и культуре;
Извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций.
Обучающиеся получат возможность научиться:
1класс
Выполнять правила поведения , которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
Подготавливаться к уроку, помогать одноклассникам;
Называть имя своего края, своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
Называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
Узнавать государственную символику России;
Рассказывать о результатах экскурсии по городу к местам исторических событий и памятникам истории
2класс
Знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
Узнать правила безопасного поведения в природе.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
Выполнять правила поведения в природе и участия в ее охране.
Удовлетворять познавательные интересы, поиска дополнительной информации о родном крае.
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.
3 класс
Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояние;
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников ( интернет), готовить доклады;
Соотносить даты основания городов « Золотого кольца» России;
Описывать достопримечательности Московского Кремля;
Различать прошлое , настоящее и будущее;
осознавать ценность природы родного края и необходимость нести
ответственность за ее сохранение;
выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил
безопасности.
4 класс
Осознавать ценность природы родного края и необходимость нести
ответственность за ее сохранение;
Использовать знаний о строении и функционировании организма человека
для сохранения и укрепления своего здоровья;
Выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил
безопасности.
Рассказывать с использованием информации из Интернета о государственной символике России;
Самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем в условиях коллективной работы;
Обмениваться сведениями о событиях в стране;
Готовить необходимые сообщения по Конституции нашей страны;
Находить на политико – административной карте России местоположение своего края;
Работать с глобусом и картой;
Пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях связанных с историей Отечества;
Определять последовательность событий на ленте времени;
Рассказывать с использованием подобранных иллюстраций о памятниках истории страны;
Рассказывать об особенностях труда людей родного края.
Научатся определять часовой пояс своего края;
Находить дополнительную информацию о государственной символике России, о прошлом страны и края в Интернете;
Составлять представление о единстве духовно – нравственного смысла всех традиционных религий в обрядовой практике.
Понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;
Понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи;
Понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья: вред курения, наркотиков, громкой музыки.
Соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время
купания летом, при переправе через водные пространства;
Соблюдать правил безопасного поведения во время приема пищи;
Заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранения
своего физического и нравственного здоровья.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и природа (178 ч.)
Природа – это то что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы созданные человеком. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёт птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество – это то из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.
Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Части растений (вегетативные и генеративные органы): стебель, корень, лист, побег, семя, плод. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями. Практическая работа. Знакомство с разнообразием плодов и семян на основе наблюдений
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные зоны России: основные природные зоны
(климат, растительный и животный мир,
быт людей, особенность труда людей,
Общее представление о вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (название, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.
Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.
Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).
Родной край-часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.
Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.
Экскурсия « Времена года в нашем крае» (осень, зима, весна) . Экскурсия в краеведческий г. Гурьевск. Музей с позиции бережного отношения к природным ископаемым родного края.
Экскурсия на луг, водоём. Экскурсия и наблюдение форм земной поверхности.
Человек и общество (75 часов)
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
Человек член общества, носитель и создатель культуры. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей социальных групп. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек- член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Наша родина - Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция- Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, город федерального значения- Москва, Санкт- Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.
Россия- многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык- государственный язык Российской Федерации. Родной край- часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико- административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы.
Россия на карте. Границы России. Название государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).
Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности.
Терроризм- международная опасность (США, г.Нью-Йорк, 11 сентября 2001г.; Россия, г.Беслан, 3 сентября 2004 г.).
История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины труда и быта, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX-XI вв.). Крещение Руси (988г). первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI- XII вв.), основание города Ярославля (988-1010 гг.). объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович- Красное Солнышко (960-1015 гг.), Ярослав Владимирович- Ярослав Мудрый (около 980-1054 гг.), Владимир Мономах (1053-1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221-1263 гг.). московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-е -11257 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325-1340 гг.), Дмитрий Донской (1359-1389 гг.).
Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена-времена многобожия (вера а силу природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог-Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах- духовная власть и сила), буддисты (Будда- духовная связь всех проявлений жизни).
Сохранение традиционной истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября- День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей- панорама «бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая- День Победы- память страны о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.); памятник Юрию Гагарину- первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев –космонавтов (12 апреля- День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).
Экскурсия по школе. Экскурсии на предприятие ( магазин).
.
Правила безопасного поведения (17часов)
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правила перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).
Соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.
Соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).
Практическая работа по освоению правил здорового образа жизни.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | наименование раздела | количество часов | основные виды учебной деятельности учащихся | ||||
всего часов | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||
1. | Человек и природа | 178 | 46 | 40 | 52 | 40 | 1.Пересказывать и понимать тексты о природе. 2.Описывать сезонные изменения в природе. 3. Характеризовать признаки времён года. 4.Анализировать народные приметы, связанные с погодой, проверять их достоверность. 5.Проводить групповые наблюдения во время экскурсии « Времена года в нашем крае». 6. Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрацией. 7.Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных. 8. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. 9. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях 10.Оценивать конкретные примеры поведения в природе. 11. Наблюдать явления и объекты природы, характеризовать их особенности 12. Оценивать результат своих наблюдений о природе родного края. 13.Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды и воздуха. Практическая работа Характеризовать свойства воздуха и воды. 14.Оценивать чистоту воздуха, воды необходимую для здоровья человека, растений, животных в своём селе. 15. Практическая работа Измерять температуру воздуха и воды с помощью термометра. 16.Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. 17. Практическая работа Характеризовать свойство полезных ископаемых, описывать их применения в хозяйстве человека. 18.Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий г. Гурьевск. Музей с позиции бережного отношения к природным ископаемым родного края. 19. Практическая работа Характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы. Оценивать плодородие почвы своего края. 20. Практическая работа Определять части цветкового растения. 21. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. 22. Практическая работа Выращивать растения в группе (из семян побегов, листа) 23. Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). 24. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей. 25.Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. 26.Характеризовать природные сообщества (луг, водоем, лес). Экскурсия на луг, водоём. 27. Характеризовать влияния человека на природные сообщества. 28.Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. 29. Различать правильные и неправильные формы поведения в природе. 30. Характеризовать основные функции органов человеческого тела 31. Практическая работа Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления, по оказанию первой помощи. 32. Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. 33.Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли. 34. Работать с готовыми моделями ( глобус, физическая карта). 35. Практическая работа Ориентироваться на местности с помощью компаса и карты. 36.Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года. 37. Различать разные формы земной поверхности. 38. Практическая работа Находить на физической карте России равнины, горы и определять их названия. 39. Характеризовать в ходе экскурсии и наблюдений формы земной поверхности. 40.Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников. 41.Находить территорию России, её границу на глобусе. 42.Подготавливать сообщения о городах России на основе дополнительной литературы. 43.Показывать на карте места исторических событий . 44.Находить на карте изученные природные зоны. 45.Находить дополнительную информацию с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств |
2 | Человек и общество | 75 | 15 | 24 | 12 | 24 | 1.Знакомиться с учителем и одноклассниками. 2.Различать формы поведения которые доступны или не доступны в школе. 3.Практическая работа: составлять режим дня в группах. 4.Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по школе. 5.Анализировать ситуации во время экскурсии по своему родному селу. 6.Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников. 7.Анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словесным материалом. 8.Приводить примеры и демонстрировать образцы культуры общения во взаимоотношениях людей. 9.Оценивать лучшие черты характера, представленные в образе идеального человека в культуре народа своего края. 10. Экскурсия достопримечательность села. Рассказывать по результатам экскурсии достопримечательностях села. 11. Знакомиться с особенностью государственного флага. 12.Собирать материал на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного села. 13. Экскурсии на предприятие ( магазин). Проводить наблюдения за трудом людей во время экскурсии на предприятие ( магазин). . |
3 | Правила безопасного поведения | 17 | 5 | 4 | 4 | 4 |
|
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методические комплекты по окружающему миру УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир.1- 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 1-4 класс. – М: Академкнига/ Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник. Атлас. Образовательный портал « Учёба» : www/uroki.ru; http:||nachalka.info\193 Дидактический материал. (программа, учебники, рабочие тетради, хрестоматии) Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения. Детская справочная литература (справочники, справочники-определители, энциклопедии об окружающем мире, природе, труде людей…) 1. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова. Энциклопедия «Почемучка» М.: «Педагогика-Пресс», 1993 - стр. 382 2. Джейн Эллиотт, Колин Кинг. Детская энциклопедия. М.: «Росмэн», 1994 - стр. 128 3. Детская энциклопедия «Аргументы и факты - детям»: «Деревья от А до Я». «Птицы от А до Я». «Загадочные животные». «Лес». «Грибы от А до Я». «Комнатные растения». 4. А.С. Барков, И.Б. Шустова. Большой атлас животных. М.: «Росмэн», 2000 - стр. 63 5. Лесли Колвин, Эмма Спиэр. Живой мир. М.: «Росмэн», 1998 - стр. 127 6. Диана Шипп. Природа и мы. М.: «Астрель АСТ» 2001 Научно-популярная литература: 1. Джуди Нейер «Ночные животные». «Жизнь в джунглях». «Морские животные». «Пресмыкающиеся». 2. А.С. Онегов. Занимательная ботаническая энциклопедия. М.: «Педагогика - Пресс» 2000 - стр. 112 3. А.А. Плешаков «Зеленые страницы». 4. Е.А. Черных, Т.В. Похожаева «Твое Прикамье». Эколого-краеведческая хрестоматия. Пермь «Пушка» 2001 - стр. 160 5. Т. Белковская, Г. Воронов, Е. Ткачук. «О черном аисте и белом подснежнике» Пермское книжное издательство, 1987 г. 6. Серия «Почемучкины книжки» Г. Граубин «Почему осенью листопад?» М. Константиновский «Почему вода мокрая?» 7. И. Акимушкин «Невидимые нити в природе». 8. И. Акимушкин «Чем кролик на зайца не похож». 9. И. Акимушкин «Это все кошки» 10. И. Акимушкин «Это все собаки». 11. Н. Сладков «Птицы» (Орнитология в картинках). 12. Н. Леденцов «Диво - дивное». 13. Серия «Окружающий мир»: «Четыре времени года». «Домашние животные». «Как зимуют птицы». «Как зимуют звери». «Рыбы рек и озер». «Жуки и бабочки». «Идем за грибами». «Собираем ягоды». «Киты и дельфины». «Ящерицы и змеи». 14. М. Аспиз «Чудо - листья». 15. С. Старикович «Замечательные звери». 16. Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. Серия Атлас родной природы. М. «Эгмонт Россия» 2002 Научно-художественная литература: 1. Н. Сладков «Жалейкин» «Жалейкин и лягушонок». 2. К.Д. Ушинский «Вода». 3. М. Гумилевская «Почему бывают туманы». 4. Н. Сладков «Загадочный зверь». 5. Н. Сладков «Водоем». 6. А. Онегов «На лугу». 7. Г. Снегирев «Про птиц». 8. Н. Коростылев «Земноводные». 9. Н. Верзилин, В. Косунская «Жизнь в почве». 10. Хрестоматия для внеклассного чтения. Стихи и рассказы о животных. Художественная литература: 1. Л. Толстой «Какая бывает роса на траве». 2. Г. Галинина «Веселый бал». 3. Н. Сладков «Муравей и сороконожка». 4. Б. Заходер «Про всех на свете». 5. Я. Аким «Есть одна планета - сад …». 6. И. Бунин «Лес, точно терем расписной…». 7. Хрестоматия для внеклассного чтения. Периодическая литература: Журналы: «Свирель». «Свирелька». «Филя». «Отчего и почему». «Веселые уроки». «Тошка и компания». «Юный натуралист». «Муравейник». | К П П Д | Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ. |
Печатные пособия | ||
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения Плакаты по основным темам естествознания Портреты выдающихся деятелей России ( писателей, поэтов, композиторов) Географические и исторические настенные карты Атлас географических и исторических карт. Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток) | Д Д Д Д К Ф | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету | Ф | |
Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер | Д Д |
Экранно-звуковые пособия | ||
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения Видеофильмы соответствующего содержания Слайды соответствующего содержания Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | Д Д Д Д Д | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
Термометры для определения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Часы с синхронизированными стрелками Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения. Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными. Рельефные модели Модель «Торс человека» Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта. Муляжи овощей, грибов, фруктов. Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников | К Д К К Д Д К/Ф Д Д/П Д/Ф Д Д П | Размер каждого объекта не менее 5 см. |
Натуральные объекты | ||
Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений. Живые объекты ( комнатные растения, животные) | Ф/П Ф/П Ф/П Д | |
Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски Подставки для книг, держатели схем и таблиц | К Д Д Д К | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
Игры и игрушки | ||
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры – путешествия и т.д.) Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов. Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования | П П К |
ЧЕРНОВИК
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 4 класс. – М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник.
Атлас.
Образовательный портал « Учёба» : www/uroki.ru; http:||nachalka.info\193
Дидактический материал.
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ:
Физическая карта.
Карта Кемеровской области.
ТАБЛИЦЫ:
Редкие и охраняемые растения.
Птицы.
Животный мир
Рептилии
Первоцветы
Редкие охраняемые животные
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:.
Магнитофон.
Компьютер.
Мультимидийный проектор.
Учебно - практическое оборудование
Глобус.
Комплект для практической работы по наблюдению за погодой.
Компас.
СТАРОЕ
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов составлена на основе следующих нормативных документов:
- примерной программы по окружающему миру. Начальная школа в 2 частях, часть 1
/ А.М. Кондаков, Л.П. Кезина; М., Просвещение, 2011;
- авторской программы по учебному предмету «Окружающий мир» / О. Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова.
учебного плана МБОУ «Старобачатская СОШ»;
годового календарного учебного графика МБОУ «Старобачатская СОШ»
Данная рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Настоящую программу обеспечивают учебники 1-4 класс 2014: Учебники в 2 ч / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов М., Академ/книга, 2011
Цель – формирование целостной картины мира и осознания места в нём человека на основе единства рационально- научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи: овладеть основами практико- ориентированными знаниями о человеке, природе и обществе, осмысливать причинно – следстенные связи в окружающем мире;
формировать предметные и универсальные способы действия, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе;
способствовать воспитанию умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебного плана МБОУ «Старобачатская СОШ», на изучение окружающего мира в 1-4 классах выделяется 270 часов, из них в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах по 68 часов ( 2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные УУД
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные УУД
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Обучающиеся научатся:
находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;
читать условные обозначения карт;
использовать готовые модели и иллюстрации учебника для объяснения причины смены дня и ночи, смены времен года;
находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительность, животный мир);
понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе;
понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;
характеризовать основные функции систем органов человека;
измерять температуру, вес, рост человека;
понимать необходимость использования знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций
Обучающиеся получат возможность научиться:
осознавать ценность природы родного края и необходимость нести
ответственность за ее сохранение;
использовать знаний о строении и функционировании организма человека
для сохранения и укрепления своего здоровья;
выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил
безопасности.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
рассказывать с использованием информации из Интернета о государственной символике России;
самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем в условиях коллективной работы;
обмениваться сведениями о событиях в стране;
готовить необходимые сообщения по Конституции нашей страны;
находить на политико – административной карте России местоположение своего края;
работать с глобусом и картой;
пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях связанных с историей Отечества;
определять последовательность событий на ленте времени;
рассказывать с использованием подобранных иллюстраций о памятниках истории страны;
рассказывать об особенностях труда людей родного края.
Обучающиеся получат возможность научиться:
научатся определять часовой пояс своего края;
находить дополнительную информацию о государственной символике России, о прошлом страны и края в Интернете;
составлять представление о единстве духовно – нравственного смысла всех традиционных религий в обрядовой практике.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»
Обучающиеся научатся:
понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи;
понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья: вред курения, наркотиков, громкой музыки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время
купания летом, при переправе через водные пространства;
соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи;
заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранения
своего физического и нравственного здоровье.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и природа (178 ч.)
Общее представление о вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (название, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.
Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.
Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).
Родной край-часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.
Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.
Человек и общество (75 ч)
Наша родина - Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция- Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, город федерального значения- Москва, Санкт- Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.
Россия- многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык- государственный язык Российской Федерации. Родной край- часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико- административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы.
Россия на карте. Границы России. Название государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).
Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности.
Терроризм- международная опасность (США, г.Нью-Йорк, 11 сентября 2001г.; Россия, г.Беслан, 3 сентября 2004 г.).
История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины труда и быта, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX-XI вв.). Крещение Руси (988г). первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI- XII вв.),основание города Ярославля (988-1010 гг.). объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович- Красное Солнышко (960-1015 гг.), Ярослав Владимирович- Ярослав Мудрый (около 980-1054 гг.), Владимир Мономах (1053-1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221-1263 гг.). московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-е -11257 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325-1340 гг.), Дмитрий Донской (1359-1389 гг.).
Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена-времена многобожия (вера а силу природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог-Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах- духовная власть и сила), буддисты (Будда- духовная связь всех проявлений жизни).
Сохранение традиционной истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября- День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей- панорама «бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая- День Победы- память страны о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.); памятник Юрию Гагарину- первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев –космонавтов (12 апреля- День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).
Правила безопасного поведения (17ч)
Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).
Соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.
Соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся | ||||
Всего часов | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||
1. | Человек и природа | 178 | 46 | 40 | 52 | 40 | 1.Пересказывать и понимать тексты о природе. 2.Описывать сезонные изменения в природе. 3.Анализировать народные приметы, связанные с погодой, проверять их достоверность. 4.Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников. |
2 | Человек и общество | 75 | 15 | 24 | 12 | 24 |
|
3 | Правила безопасного поведения | 17 | 5 | 4 | 4 | 4 |
|
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные УУД
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные УУД
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Обучающиеся научатся:
находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;
читать условные обозначения карт;
использовать готовые модели и иллюстрации учебника для объяснения причины смены дня и ночи, смены времен года;
находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительность, животный мир);
понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе;
понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;
характеризовать основные функции систем органов человека;
измерять температуру, вес, рост человека;
понимать необходимость использования знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций
Обучающиеся получат возможность научиться:
осознавать ценность природы родного края и необходимость нести
ответственность за ее сохранение;
использовать знаний о строении и функционировании организма человека
для сохранения и укрепления своего здоровья;
выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил
безопасности.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
рассказывать с использованием информации из Интернета о государственной символике России;
самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем в условиях коллективной работы;
обмениваться сведениями о событиях в стране;
готовить необходимые сообщения по Конституции нашей страны;
находить на политико – административной карте России местоположение своего края;
работать с глобусом и картой;
пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях связанных с историей Отечества;
определять последовательность событий на ленте времени;
рассказывать с использованием подобранных иллюстраций о памятниках истории страны;
рассказывать об особенностях труда людей родного края.
Обучающиеся получат возможность научиться:
научатся определять часовой пояс своего края;
находить дополнительную информацию о государственной символике России, о прошлом страны и края в Интернете;
составлять представление о единстве духовно – нравственного смысла всех традиционных религий в обрядовой практике.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»
Обучающиеся научатся:
понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи;
понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья: вред курения, наркотиков, громкой музыки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время
купания летом, при переправе через водные пространства;
соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи;
заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранения
своего физического и нравственного здоровье.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 4 класс. – М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник.
Атлас.
Образовательный портал « Учёба» : www/uroki.ru; http:||nachalka.info\193
Дидактический материал.
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ:
Физическая карта.
Карта Кемеровской области.
ТАБЛИЦЫ:
Редкие и охраняемые растения.
Птицы.
Животный мир
Рептилии
Первоцветы
Редкие охраняемые животные
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:.
Магнитофон.
Компьютер.
Мультимидийный проектор.
Учебно - практическое оборудование
Глобус.
Комплект для практической работы по наблюдению за погодой.
Компас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...