Конспект урока "Экология и экономика"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок. Окружающий мир. 3 класс.
Тема: «Экология и экономика»
Цель: повторить и обобщить знания детей об экологии и экономики.
Задачи:
1.Образовательные: познакомить учеников с экологическими проблемами нашей планеты в XXI веке, с задачами экологии и двумя сторонами экономики.
2. Развивающие: развитие познавательной активности , развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, развивая коммуникативные способности детей; развивать речь, активизировать мыслительную деятельность.
3. Воспитательные: воспитание экологической культуры, экологического сознания и мышления, бережное отношение к природе, как норма поведения людей любого возраста.
Оборудование: аудиокассета с фильмом «Экологические катастрофы», схемы, таблицы, учебник А.Плешакова, тетрадь «Проверь себя» автор А.Плешаков 3 класс.
Дети сидят по кругу за столами, на столах таблички: 1 корреспондент, 2 корреспондент, архитектор, лесничий, экономист.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_ekologiya_i_ekonomika.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. Окружающий мир. 3 класс.
Тема: «Экология и экономика»
Цель: повторить и обобщить знания детей об экологии и экономики.
Задачи:
1.Образовательные: познакомить учеников с экологическими проблемами нашей планеты в XXI веке, с задачами экологии и двумя сторонами экономики.
2. Развивающие: развитие познавательной активности , развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, развивая коммуникативные способности детей; развивать речь, активизировать мыслительную деятельность.
3. Воспитательные: воспитание экологической культуры, экологического сознания и мышления, бережное отношение к природе, как норма поведения людей любого возраста.
Оборудование: аудиокассета с фильмом «Экологические катастрофы», схемы, таблицы, учебник А.Плешакова, тетрадь «Проверь себя» автор А.Плешаков 3 класс.
Дети сидят по кругу за столами, на столах таблички: 1 корреспондент, 2 корреспондент, архитектор, лесничий, экономист.
Ход урока.
- Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот - тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный.
- Сообщение темы и целей урока.
На доске плакат.
экология
экономика
- Прочитайте тему урока.
Учитель.
- Сегодня мы проведём урок на эту тему. Поговорим о том, как хозяйственная деятельность людей наносит окружающей среде большой вред, как экология поможет сделать экономику безопасной.
Ученик.
Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля – наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом –
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
- Проверка домашнего задания.
1.Ответы на вопросы учебника стр.
2. Работа в тетради «Проверь себя» стр.
- Просмотр отрывка из кинофильма «Экологические катастрофы».
Учитель. Сейчас вы посмотрите отрывок из фильма, ответьте на вопрос:
- Какай вред хозяйственная деятельность людей наносит воздуху, воде, растениям, здоровью людей?
- Обсуждение проблемы чистого воздуха.
На доске картинка «Источники загрязнения воздуха».
Учитель. К нам пришла телеграмма.
«Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на нас выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики, мы задыхаемся от едкой гари».
Жители города.
- О каких основных источниках загрязнения воздуха говорится в телеграмме?
Учитель. Слово предоставляется нашим корреспондентам, которые побывали на улицах большого города.
1 корреспондент.
Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает 1 место по объёму выбросов вредных веществ в атмосферу. Один автомобиль выбрасывает больше тонны вредных веществ, даёт 10кг резиновой пыли. Вдоль дорог растения заражены тяжёлыми металлами.
Учитель.
Что же делать людям в больших городах? ( ходить пешком, пользоваться метро). В европейских городах проводят день без автомобилей, люди пересаживаются на велосипеды, ходят на работу пешком.
2 корреспондент.
Над промышленной частью города можно увидеть разноцветные клубы дыма. Заводы выбрасывают огромное количество вредных веществ. Вокруг заводов погибают травы, кустарники.
Учитель.
Мы с вами говорили на уроках о кислотных дождях, которые наносят вред растениям, памятникам, здоровью людей. Давайте вспомним, какие меры надо принять по охране воздуха?
Способов много. Давайте в ходе решения задач выясним основные пути охраны воздуха.
Задача 1.
Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200т сажи в год. После установки газоулавливающей системы, количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи завод выбрасывает после установки очистительных сооружений?
200: 20 = 10(т)
- Какой способ охраны воздуха предложено в условии задачи?
(установка очистных сооружений).
Задача 2.
Клён выделяет в год 2кг кислорода, а вяз в 7 раз больше. Сколько кг кислорода выделяет вяз?
2х7=14(кг)
- Какие деревья необходимо высаживать в городах?
- Какой вид охраны воздуха указан в задаче? (озеленение)
Учитель.
Слово предоставляется архитектору.
На доске условные знаки: направление ветра, лесополоса, завод, город.
Направление ветра лесополоса завод город
Вопрос архитектора:
Покажите с помощью условных знаков, где построить завод?
Физкультминутка.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Ветер тихо клён качает,
Вправо-влево наклоняет.
Раз – наклон,
Два – наклон,
Зашумел листвою клён.
- Загрязнение воды.
- Учитель. А сейчас я предлагаю послушать сказку «О нефтяной рыбке».
«Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Закинул дед в море невод и вытащил…» Впрочем, все знают эту сказку. В ней старик поймал золотую рыбку. А если бы он закинул свой невод сегодня? Пришёл бы невод с консервными банками, битыми бутылками, пластиковыми пакетами и прочим мусором. Закинул во второй раз – вытащил бы рваный башмак, шину. В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а нефтяная. Заговорила бы она человечьим голосом. Не стала бы она проситься снова в море, а стала молить, чтобы её кинули в аквариум с чистой водой, не хочет она быть нефтяной рыбкой».
- Грустная сказка. А как рыбка стала нефтяной?
Прочитаем об этом в учебнике.
- Работа по учебнику на странице 81-82.
- Что такое экологическая катастрофа?
Экономика повернулась к природе опасной стороной.
Вспомните об экологических катастрофах. Что вы увидели в телевизионной передаче? Что случилось с морскими животными, птицами?
- Может ли человек прожить без воды?
Посчитайте, сколько литров воды потребляет человек в сутки.
На доске таблица:
Умывание – 10л + 45л туалет
Купание – 40л
Приготовление пищи – 5л
Мытьё посуды – 10л
Стирка белья – 20л
Мытьё полов – 8л
- А много ли на земле пресной воды?
- Как мы должны беречь воду? (ответы детей).
Ученик.
Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей.
Закрывай покрепче кран,
Чтоб не вытек океан.
- Охрана леса.
Учитель.
- Что называют лёгкими планеты?
- Много ли лесов на нашей земле?
Наша страна является одним из главных поставщиков древесины.
- мы не будем говорить о значении леса для экономики нашей страны. Мы поговорим об охране леса.
Слово предоставляется лесничему.
Лесничий.
-Знаете ли вы, что брошенная в лесу бумага разлагается 2 года, консервная банка – 70 лет, а пластиковая бутылка – 100 лет.
- Как надо вести себя в лесу? (повторение правила поведения в лесу с помощью условных знаков)
- Чем мы можем помочь лесу и нашей экономике?
Учитель.
- А теперь решим задачу:
100кг макулатуры сберегает 8 сосен. В этом году ученики начальных классов нашей школы сдали 200 кг макулатуры. Наш класс тоже принял в этом участие.. Сколько сосен спасли ученики начальных классов?
- Экологические прогнозы.
Учитель.
Вы часто по телевидению слушаете прогноз погоды – научное предсказание. Учёные экологи используют свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство в природу. Мы сейчас попробуем составить свои экономические прогнозы.
Учебник страница 85, задание 2.
- Игра «Экологический свет».
Учитель.
Я предлагаю вам различные ситуации. Если герой ситуации не должен так поступать, вы поднимаете красный кружок, если действия не вредят природе – зелёный кружок.
1 ситуация.
Валера встал утром поздно. Чтобы не опоздать в школу, побежал не по обычному маршруту по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. А побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабые росточки. Когда он прибежал в класс. Прозвенел звонок.
-Не опоздал! – радостно подумал Валера.
2 ситуация.
Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор, быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл воду в умывальнике, брызги летели в разные стороны. Алёша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось. Алёша вошёл в библиотеку и рассказал об этом библиотекарю.
3 ситуация.
Бабушка попросила Андрея собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать чай от простуды. Андрей вышел из дома и стал искать липу. Оказалось, что далеко идти не надо – вдоль шоссе росли липы. Андрей быстро сорвал цветки и принёс бабушке.
Итог. Какие выводы из урока вы сделали для себя?
Прочитайте выводы по учебнику на странице 85.
Д/З стр. 85, ответить на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экономике по теме "Потребности", 1 класс
внеурочное занятие 1 класс...
Конспект урока "Проект.Экономика родного края" (3 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру на тему: "Проект.Экономика родного края". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России"...
Конспект урока. Тема: "Экономика и экология" 3 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по окружающему миру на тему "Экономика и экология" 3 класс...
Конспект урока по экономике/окружающему миру для 3 класса "Потребность в пище"
Урок с элементами экономики....
Конспект урока «Проект. Экономика родного края»
Конспект открытого урока «Проект. Экономика родного края». Урок относится к технологии проектного обучения, способствует развитию таких личностных качеств школьников, к...