Конспект занятия по экономике по теме "Потребности", 1 класс
план-конспект урока (1 класс) по теме
внеурочное занятие
1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_ekonomike_po_teme.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экономике по теме :
«Потребности» в 1 классе.
Разработала: Абдульманова Галина Анатольевна,учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №34» г.Ульяновска.
(Факультатив «Экономика», Сасова И.А. «Тетрадь творческих заданий» Москва: ООО Издательство ВИТА-ПРЕСС , 2011)
Цель: закрепить сформированные представления о потребностях; подвести детей к пониманию иерархии потребностей ;
Формировать: регулятивные УУД (целеполагание, ,прогнозирование, контроль и оценку своих действий)
познавательые УУД общеучебные (отвечать на простые вопросы, определять круг своего незнания)
логические (сравнивать предметы, находить общее и различие, группировать предметы на основе существенных признаков, через рассуждения, доказательства решать проблемы поискового характера)
коммуникативные УУД (слушать и принимать речь других детей, участвовать в работе группы, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения)
личностные УУД (формирование интереса к учению, уважительного отношения к труду окружающих людей, его результатам)
Комментарий: занятие построено на максимальном использовании субъектного опыта ученика (прогнозирование, целеполагание и рефлексия , через прием «Инсерт» , задания на классификацию, обобщение, логическое мышление, )
Ход занятия.
Определение темы и цели занятия.
Учитель: (слайд 1) Ребята, Буратино хотел вам объявить тему занятия, но рассыпал все слоги. Помогите ему прочитать название темы нашего занятия.
Дети: Потребности (Слайд 2)
Учитель: Как вы думаете , о чем мы будем сегодня говорить?
Дети: О потребностях.
Учитель: Это будет занятие открытия новых знаний, или занятие на котором мы будем повторять изученный материал?
Дети: повторять полученные знания
Учитель: Итак, цель нашего занятия повторение знаний о потребностях. Какие вопросы мы должны повторить?
Дети: Что такое потребности?
Какие бывают потребности?
От чего зависят потребности?
(открываются на доске)
Учитель: Еще мы должны выяснить, без каких потребностей человек не может прожить, а какие появляются после удовлетворения предыдущих? Что такое «пирамида потребностей»?
Посмотрите на свои листочки, прочитайте вопросы и поставьте ! , если вы знаете ответ на этот вопрос,
?, если не знаете ответ, но хотите узнать.
У кого есть вопросы? Это и будет вашей личной задачей урока для каждого из вас.
Учитель: А сейчас представьте такую ситуацию…Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Возможна ли такая ситуация? (нет) Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?
(ребята отвечают на вопрос)
Учитель обобщает ответы ребят: Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои потребности. Так что же такое ПОТРЕБНОСТИ?
Дети: Потребности - это все то, что человек хочет иметь в жизни. (слайд)
Учитель: - 1 вопрос: Какие существуют потребности?
Чтобы вы могли ответить на этот вопрос, я зачитаю стихотворный отрывок, а вы скажете о какой потребности идет речь. (В процессе работы на экране открываются слайды с названиями потребностей.)
1.Ест на завтрак яйца всмятку,
Пять картофельных котлет,
Два стакана простокваши
И тарелку манной каши –
Каша тоже не во вред!
(С. Михалков. Дядя Степа и Егор.)
Дети: Потребность в пище (физиологическая потребность)
2. Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Скажет папа: - Дверь открыта!
Притвори ее, герой! –
Я ему в ответ сердито
Отвечаю: - Сам закрой!
(С. Михалков. Лапуся.)
Дети: Потребность в общении и уважении.
3 . Вот уже стоит Егорка
У доски с мелком в руке,
Вот и первая пятерка
У Егорки в дневнике…
(С. Михалков. Дядя Степа и Егор.)
Дети: Потребность в образовании
4. Любят дети в нашем классе
Петь, плясать и рисовать!
А еще призеры в спорте
Никому нас не догнать!
Дети: Потребность в проявлении интересов.
5. У далекой
У заставы
Часовой в лесу не спит.
Он стоит –
Над ним зарницы,
Он глядит на облака:
Над его ружьем границу
Переходят облака.
(С. Михалков. Светлана.)
Дети: потребность в безопасности.
Учитель: молодцы, а сейчас вы должны вспомнить, что обозначает каждая из потребностей и выполнить задания. От каждой группы подходит капитан и выбирает карточку с названием потребности.
1 физиологические: Что относится к физиологическим потребностям?
Дети: еда, вода, воздух, солнце, тепло, сон, дом.
Задание: Перечислите, какие предметы не являются необходимыми в хозяйстве любого человека?
Дети: Лак для ногтей, цепочка, кассовый аппарат.
Какие потребности удовлетворяют остальные предметы?(Фрукты -потребность в пище, кастрюля –потребность в пище, диван-потребность в отдыхе, спички -в тепле, в приготовлении пищи)Что еще относится к физиологическим потребностям? (тепло, воздух, вода-это все то без чего человек не может жить)
2 Потребность в проявлении интересов: Что такое интересы? Какие бывают интересы ? Назовите свои интересы.
Все люди разные, и интересы у них разные, но у всех людей есть общая потребность — в проявлении своих интересов.
Задание: Какой общий интерес объединяет героев мультфильма?
Дети: это бременские музыканты , их объединяет интерес к игре на музыкальных инструментах.
Физминутка.
Учитель: Молодцы, я вам предлагаю поиграть в игру»Подарки».
Папе подарили….(дети называют , например, бритву.Все показывают, как папа бреется)
Маме подарили…(например, расческу)
Сыну подарили….(например, велосипед)
Дочке подарили…(куклу, которая крутит головой и моргает глазами)
Показывают все одновременно.
3. Потребность в безопасности и сохранении здоровья
– Дети, как вы считаете, у всех ли людей есть потребность в безопасности и сохранении здоровья? Все ли люди хотят быт здоровыми?
– Действительно, каждый человек нуждается в безопасности и сохранении здоровья. Кто помогает людям в сложных ситуациях?
Дети: Это пожарная помощь, милиция и скорая помощь.
Давайте вспомним номера, по которым нужно звонить в случае опасности. 01 – пожарная помощь (служба спасения), 02 – милиция, 03 – скорая помощь.
Задание: Представитель какой профессии является «лишним»? Почему?
Дети :швея , она должна шить одежду людям , а не обеспечивать им безопасность и сохранение здоровья.
4. Потребность в образовании Как вы понимаете, что такое потребность в образовании?
Каждый человек учится чему- нибудь
Учитель. Скажите, зачем каждый из вас пришел в школу?
Дети. – Хочу получить знания, чтобы стать ученым (коммерсантом, летчиком, банкиром, парикмахером).
– Все ходят в школу .
- Чтобы много знать.
– Чтобы уметь писать, считать, рисовать, танцевать.
– Чтобы быть умным.
– Чтобы получить потом хорошую работу и зарабатывать много денег.
Задание: Что из перечисленного является лишним?
Дети: театр, здесь не получают образование.
5. Потребность в общении и уважении.
Как вы объясните, что это за потребность? Докажите, что у вас есть потребность в общении.
Дети: мы общаемся с родителями, друзьями одноклассниками…
Может ли человек находиться долгое время без общения?
Дети: человек не может долгое время находиться без общения. Мы все хотим иметь друзей, …
А когда вы будете иметь друзей?
Дети: Если человек умеет общаться, добрый,….знает вежливые слова…
Игра «Доскажите словечко»: Растает даже каменная глыба, от слова теплого (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый говорит встречаясь (здравствуйте)
И во Франции и в Дании на прощанье говорят (до свидания) .
Давайте проведем игру «Поймай улыбку». Капитан смотрит на любого члена своей группы и улыбается ему, этот ученик «ловит» улыбку-хлопком в ладоши и передает другому члену своей группы.
(на слайде открылись все названия потребностей)
Учитель: Мы вспомнили все потребности, а сейчас наш следующий вопрос: От чего зависят потребности?
Групповая работа:
Учитель: Найдите пары предметов и попробуйте объяснить, от чего зависят потребности?
(у детей карточки с изображениями :погремушка, ножницы, кукла, робот, велосипед, лыжи, трость, парикахер)
Погремушка-трость Вывод, что потребности зависят от возраста.
Кукла-машинка - от пола
Лыжи –велосипед --от времени года
Парикмахер- ножницы -от вида занятий
Учитель: От чего зависят потребности?
Дети: потребности зависят от возраста, пола, времени года, места, вида занятий .
Учитель: А потребности являются постоянными или они меняются?
Дети: они растут, меняются, на смену одним приходят другие.
Учитель: Остался последний вопрос, на который мы должны ответить:
Без каких потребностей человек не может прожить, а какие появляются после удовлетворения предыдущих? Что такое «пирамида потребностей»?
Учитель: Перед вами полоски, на которых написаны названия потребностей, вы должны расположить их в таком порядке, чтобы самая первая была наиболее важная для всех людей группа потребностей без которых никто не сможет прожить , затем подумайте, какие потребности являются важными для каждого человека, а самая последняя будет такая потребность, которая появится только после удовлетворения всех предыдущих.
Учитель: -Где возникло затруднение?
Проверим,( дети называют, появляется на экране часть пирамиды.)
Потребность в проявлении интересов.
Потребность в образовании.
Потребность в общении и уважении.
Потребность в безопасности и сохранении здоровья.
Физиологические потребности.
Учитель: Чтобы проверить насколько вы правильно выполнили задание , я предлагаю перевернуть ваши полоски. Если у вас получился такой же треугольник как у меня, значит вы правильно составили пирамиду потребностей. Какая группа ошиблась, с чем была связана ошибка?
Закрепление. Индивидуальная работа.
Учитель: Учитель: я предлагаю поиграть в буквы.
Я зачитываю вопрос, вы на листочке обозначаете с помощью первой буквы о какой потребности идет речь:
1 Какая потребность не была сформирована у колобка? Безопасность
2.О какой потребности говорится в пословице: Век живи, век учись? Образование
3. Какая потребность самая главная у кота Леопольда? Уважение
4 О какой потребности поется в песне; «Спят усталые игрушки»? Физиологическая
5 О какой потребности говорится в стихотворении : Когда мне было восемь лет, я пошла смотреть балет»? Интересы
6. “ Я лежу, болею
Сам себя жалею!” Безопасность и сохранение здоровья
Самопроверка: Б, О, У, Ф, И., Б.
Подведение итогов, рефлексия
Учитель: Что было целью нашего занятия ?
Дети:Повторение знаний о потребностях.
Учитель: Давайте вернемся к вашим листочкам.Смогли вы получить ответы на свои вопросы?
В новой колонке, где написано «конец урока» поставьте ! , если вы узнали ответ на вопрос, который у вас был
-, если не узнали ответ,
- Остались ли у вас вопросы, на которые вы не получили ответ?
- Если вы довольны своей работой, зажгите огонёк зелёного цвета. Кто считает, что он хорошо работал на занятии?
- Если вы могли бы лучше, зажгите огонёк жёлтого цвета.
- Если вам ваша работа не понравилась, и вы могли бы лучше работать, зажгите красный сигнал светофора.
- Какое задание на уроке вам понравилось, и вы его хотели бы повторить снова ?
Кому было трудно, кому интересно?
Вопросы | В начале урока | В конце урока | |
1 | Что такое потребности? | ||
2 | Какие бывают потребности? | ||
3 | От чего зависят потребности? | ||
4 | Что такое «пирамида потребностей»? |
Использованные источники:
http://nsc.1september.ru/ Елена Землянская «Экономика для всех»
pedsovet.org/ Фомина Наталья Федоровна «Занимательная экономика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экономике для 3 класса
Рабочая программа составлена на основе программы непрервного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1- 8 классов(авт.И.А. Сасова), пособия для учителя.И.А.Сасова.3 кл....
Факультативный курс "Путешествие в экономику" 1-4 класс
Данный курс предназначен для учителей начальных классов. Курс направлен на внедрение в экономику с 1 класса....
Занятие по экономике в 1 классе Тема: «Складчина»
Содержательные линии по предмету «Азбука экономики».Экономика как наука.Краткие исторические сведения о её возникновении ...
Презентация бинарного урока информатика +экономика"Деньги"3 класс
Формирование понятия деньги и их предназначение,ценность денег....
Рабочая программа по экономике для 9 класса
Рабочая программа элективного курса...
Рабочая программа по экономике для 11 класса
Календарно-тематическое планирование по экономике для 11 класса...
"Экономика в начальных классах". Выступление на республиканском семинаре учителей начальных классов.
Данная статья даёт представление о необходимости изучения экономики в начальной школе,раскрывает её цели и задачи, знакомит с комплектом учебников и тетрадей по экономике ( 2 -4 классы)....