Конспект занятия по экономике по теме "Потребности", 1 класс
план-конспект урока (1 класс) по теме

Абдульманова Галина Анатольевна

внеурочное занятие 

1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_ekonomike_po_teme.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экономике по теме :

«Потребности» в 1 классе.

Разработала:  Абдульманова Галина Анатольевна,учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №34» г.Ульяновска.

(Факультатив «Экономика», Сасова И.А. «Тетрадь творческих заданий»  Москва: ООО Издательство ВИТА-ПРЕСС , 2011)

Цель: закрепить сформированные представления о потребностях; подвести детей к пониманию иерархии потребностей ;

Формировать: регулятивные УУД (целеполагание, ,прогнозирование, контроль и оценку своих действий)

  познавательые УУД  общеучебные  (отвечать на простые вопросы, определять круг своего незнания)

логические (сравнивать предметы, находить общее и различие, группировать предметы на основе существенных признаков,  через рассуждения, доказательства решать проблемы поискового характера)

 коммуникативные УУД (слушать и принимать речь других детей, участвовать в работе группы, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения)

личностные УУД (формирование интереса к учению, уважительного отношения к труду окружающих людей, его результатам)

Комментарий: занятие построено на максимальном использовании субъектного опыта ученика (прогнозирование, целеполагание и рефлексия  , через прием «Инсерт» , задания на классификацию, обобщение, логическое мышление, )

Ход занятия.

Определение темы и цели занятия.

Учитель: (слайд 1) Ребята, Буратино хотел вам объявить тему занятия, но рассыпал все слоги. Помогите ему прочитать  название темы нашего занятия.

Дети: Потребности (Слайд 2)

Учитель: Как вы думаете , о  чем мы будем сегодня говорить?

Дети: О потребностях.

Учитель: Это будет занятие открытия новых знаний, или занятие на котором мы будем повторять изученный материал?

Дети: повторять полученные знания

 Учитель: Итак, цель нашего занятия повторение знаний о потребностях. Какие вопросы мы должны повторить?

Дети: Что такое потребности?

Какие бывают потребности?

От чего зависят потребности?

(открываются на доске)

Учитель: Еще мы должны выяснить, без каких потребностей человек не  может прожить, а какие  появляются после удовлетворения предыдущих? Что такое «пирамида потребностей»?

Посмотрите на свои листочки, прочитайте вопросы и поставьте  ! , если вы знаете ответ на этот вопрос,

?, если не знаете ответ, но хотите узнать.

У кого есть вопросы? Это и будет вашей личной задачей урока для каждого из вас.

Учитель: А сейчас представьте  такую ситуацию…Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Возможна ли такая ситуация? (нет) Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

(ребята отвечают на вопрос)

Учитель обобщает ответы ребят: Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою  жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои потребности.   Так что же такое ПОТРЕБНОСТИ?

Дети: Потребности -  это все то, что человек хочет иметь в жизни. (слайд)

Учитель: - 1 вопрос: Какие существуют потребности?  

Чтобы  вы могли ответить на этот вопрос, я зачитаю стихотворный отрывок, а вы скажете  о какой потребности идет речь. (В процессе работы на экране открываются слайды с названиями потребностей.)

1.Ест на завтрак яйца всмятку,

Пять картофельных котлет,

Два стакана простокваши

И тарелку манной каши –

Каша тоже не во вред!

 (С. Михалков. Дядя Степа и Егор.)

Дети: Потребность в пище (физиологическая потребность)

2. Я не знаю, как мне быть –

 Начал старшим я грубить.

 Скажет папа: - Дверь открыта!

 Притвори ее, герой! –

 Я ему в ответ сердито

 Отвечаю: - Сам закрой!

 (С. Михалков. Лапуся.)

Дети: Потребность в общении и  уважении.

3 . Вот уже стоит Егорка

      У доски с мелком в руке,

     Вот и первая пятерка

     У Егорки в дневнике…

 (С. Михалков. Дядя Степа и Егор.)

Дети: Потребность в образовании

4.  Любят дети в нашем классе

  Петь, плясать и рисовать!

   А еще призеры в спорте

    Никому нас не догнать!

Дети: Потребность в проявлении интересов.

5.   У далекой

       У заставы

     Часовой в лесу не спит.

      Он стоит –

     Над ним зарницы,

     Он глядит на облака:

     Над его ружьем границу

     Переходят облака.

 (С. Михалков. Светлана.)

Дети: потребность в безопасности.

Учитель: молодцы, а сейчас вы должны вспомнить, что обозначает каждая из потребностей и выполнить задания. От  каждой группы подходит капитан и выбирает карточку с названием потребности.

1 физиологические:  Что относится к физиологическим потребностям?

Дети: еда, вода, воздух, солнце, тепло, сон, дом.

Задание: Перечислите, какие предметы не являются необходимыми в хозяйстве любого человека?

Дети: Лак для ногтей, цепочка, кассовый аппарат.

Какие потребности удовлетворяют остальные предметы?(Фрукты -потребность в пище, кастрюля –потребность в пище, диван-потребность в отдыхе, спички -в тепле, в приготовлении пищи)Что еще относится к физиологическим потребностям? (тепло, воздух, вода-это все то без чего человек не может жить)

2 Потребность в проявлении интересов: Что такое интересы? Какие бывают интересы ? Назовите свои интересы.

 Все люди разные, и интересы у них разные, но у всех людей есть общая потребность — в проявлении своих интересов.

Задание: Какой общий интерес объединяет героев мультфильма?

Дети: это бременские музыканты , их объединяет  интерес к игре на музыкальных инструментах.

Физминутка.

Учитель: Молодцы, я вам предлагаю поиграть в игру»Подарки».

Папе подарили….(дети называют , например, бритву.Все показывают, как папа бреется)

Маме подарили…(например, расческу)

Сыну подарили….(например, велосипед)

Дочке подарили…(куклу, которая крутит головой и моргает глазами)

Показывают все одновременно.

3. Потребность в безопасности и сохранении здоровья 

– Дети, как вы считаете, у всех ли людей есть потребность в безопасности и сохранении здоровья? Все ли люди хотят быт здоровыми?

– Действительно, каждый человек нуждается в безопасности и сохранении здоровья. Кто помогает людям в сложных ситуациях?

Дети:  Это пожарная помощь, милиция и скорая помощь.  

Давайте вспомним номера, по которым нужно звонить в случае опасности. 01 – пожарная помощь (служба спасения), 02 – милиция, 03 – скорая помощь.

Задание: Представитель какой профессии является «лишним»? Почему?

Дети :швея , она должна шить одежду людям , а не   обеспечивать им  безопасность и сохранение здоровья.

4.  Потребность в образовании  Как вы понимаете, что такое потребность в образовании?

Каждый человек учится чему- нибудь

Учитель. Скажите, зачем каждый из вас пришел в школу?

Дети. – Хочу получить знания, чтобы стать ученым (коммерсантом, летчиком, банкиром, парикмахером).
– Все ходят в школу .

- Чтобы много знать.
– Чтобы уметь писать, считать, рисовать, танцевать.
– Чтобы быть умным.
– Чтобы получить потом хорошую работу и зарабатывать много денег.

Задание: Что из перечисленного является лишним?

Дети: театр, здесь не получают образование.

5. Потребность в общении и уважении. 

Как  вы объясните, что это за потребность? Докажите, что у вас есть потребность в общении.

Дети: мы общаемся с родителями, друзьями одноклассниками…

Может ли человек находиться долгое время без общения?

Дети: человек не может долгое время находиться без общения. Мы все хотим иметь друзей, …

А когда вы будете иметь друзей?

Дети: Если человек умеет общаться, добрый,….знает вежливые слова…

Игра «Доскажите словечко»: Растает даже каменная глыба, от слова теплого  (спасибо)

Мальчик  вежливый и развитый говорит встречаясь (здравствуйте)

И во Франции и в Дании на прощанье говорят (до свидания) .

Давайте проведем игру «Поймай улыбку». Капитан смотрит на любого члена своей группы и улыбается ему, этот ученик «ловит»  улыбку-хлопком в ладоши и передает другому члену своей группы.

(на слайде открылись все названия потребностей)

Учитель:  Мы вспомнили все потребности, а сейчас наш следующий вопрос: От чего зависят потребности?

Групповая работа:

Учитель:  Найдите  пары предметов и попробуйте объяснить, от чего зависят потребности?

(у детей карточки с изображениями :погремушка, ножницы, кукла, робот, велосипед, лыжи, трость, парикахер)

Погремушка-трость  Вывод, что потребности зависят от возраста.

Кукла-машинка  -  от пола

Лыжи –велосипед --от времени года

Парикмахер- ножницы -от вида занятий

Учитель:  От чего зависят потребности?

Дети: потребности зависят от возраста, пола, времени года, места, вида занятий .

Учитель:  А потребности являются постоянными или они меняются?

Дети: они растут, меняются, на смену одним приходят другие.

Учитель:   Остался последний вопрос, на который мы должны ответить:

Без каких потребностей человек не  может прожить, а какие  появляются после удовлетворения предыдущих? Что такое «пирамида потребностей»?

Учитель:  Перед вами полоски, на которых написаны названия потребностей, вы должны расположить их в таком порядке, чтобы самая первая была наиболее важная для всех людей группа  потребностей без которых никто не сможет прожить , затем подумайте, какие потребности являются  важными  для каждого человека, а самая последняя будет такая потребность, которая  появится только после удовлетворения всех предыдущих.

Учитель:  -Где возникло затруднение?

Проверим,( дети называют, появляется на экране часть пирамиды.)

Потребность в проявлении интересов.

Потребность в образовании.

Потребность в общении и уважении.

Потребность в безопасности и сохранении здоровья.

Физиологические потребности.

Учитель:  Чтобы проверить насколько вы правильно выполнили задание , я предлагаю перевернуть ваши полоски. Если у вас получился такой же треугольник как у меня, значит вы правильно составили пирамиду потребностей. Какая группа ошиблась, с чем была связана ошибка?

Закрепление. Индивидуальная работа.

Учитель:  Учитель: я предлагаю поиграть в буквы.

Я зачитываю вопрос, вы на листочке обозначаете с помощью первой буквы о какой потребности идет речь:

1 Какая потребность не была сформирована у колобка? Безопасность

2.О какой потребности говорится в пословице: Век живи, век учись? Образование

3. Какая потребность самая главная у кота Леопольда? Уважение

4 О какой потребности поется в песне; «Спят усталые игрушки»?  Физиологическая

5 О какой потребности говорится в стихотворении : Когда мне было восемь лет, я пошла смотреть балет»? Интересы

  6.  “ Я лежу, болею
    Сам себя жалею!”  Безопасность  и сохранение здоровья

Самопроверка: Б, О, У, Ф, И., Б.

Подведение итогов, рефлексия

Учитель:  Что было целью нашего занятия ?

Дети:Повторение знаний о потребностях.

Учитель:  Давайте вернемся к вашим листочкам.Смогли вы получить ответы на свои вопросы?

В новой колонке, где написано «конец урока»  поставьте ! , если вы узнали  ответ на  вопрос, который у вас был

 -, если не узнали  ответ,

- Остались ли у вас вопросы, на которые вы не получили ответ?

- Если вы довольны своей работой, зажгите огонёк зелёного цвета. Кто считает, что он хорошо работал на занятии?

- Если вы могли бы лучше, зажгите огонёк жёлтого цвета.

- Если вам ваша работа не понравилась, и вы могли бы лучше работать, зажгите красный сигнал светофора.

- Какое задание на уроке вам понравилось, и вы его хотели бы повторить снова ?

 Кому было трудно, кому интересно?

Вопросы

В начале урока

В конце урока

1

Что такое потребности?

2

Какие бывают потребности?

3

От чего зависят потребности?

4

Что такое «пирамида потребностей»?

        

Использованные источники:

http://nsc.1september.ru/ Елена Землянская «Экономика для всех»

pedsovet.org/ Фомина Наталья Федоровна «Занимательная экономика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономике для 3 класса

Рабочая программа составлена на основе программы непрервного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1- 8 классов(авт.И.А. Сасова), пособия для учителя.И.А.Сасова.3 кл....

Факультативный курс "Путешествие в экономику" 1-4 класс

Данный курс предназначен для учителей начальных классов. Курс направлен на внедрение в экономику с 1 класса....

Занятие по экономике в 1 классе Тема: «Складчина»

Содержательные линии по предмету «Азбука экономики».Экономика как наука.Краткие исторические сведения о её возникновении ...

Презентация бинарного урока информатика +экономика"Деньги"3 класс

Формирование понятия деньги и их предназначение,ценность денег....

Рабочая программа по экономике для 9 класса

Рабочая программа элективного курса...

Рабочая программа по экономике для 11 класса

Календарно-тематическое планирование по экономике для 11 класса...

"Экономика в начальных классах". Выступление на республиканском семинаре учителей начальных классов.

Данная статья даёт представление о необходимости изучения экономики в начальной школе,раскрывает её цели и задачи, знакомит с комплектом учебников и тетрадей по экономике ( 2 -4 классы)....