Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе, УМК "Начальная школа 21 века", ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okr._gotovo.docx | 115.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель Директор МБОУ
_____/ Ивыгина Т.И../ директора по НО «Бетькинская СОШ»
Протокол №____от МБОУ «Бетькинская СОШ» ________/Даутова З.И./
«___»___________2015г. _______/Калимуллина Л.В./ Приказ №_______от
«_____»__________2015г. «_____»_________2015г.
Рабочая программа
по окружающему миру для учащихся 2-б класс
учителя I квалификационной категории
Гайнатуллиной Талии Гаязовны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №_________ от
«_____»_________2015г.
Учебно-тематическое планирование
по окружающему миру
Классы 2б
Учитель Гайнатуллина Талия Гаязовна
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 2 час
Входная контрольная работа , тестов 5 ч.
Комплексная проверочная работа _1___
Административных контрольных уроков час
Планирование составлено на основе:
ФГОС НОО, М. «Просвещение», 2010 г.
Примерная программа по учебным предметам ФГОС НОО, М. «Просвещение», I- часть, 2010 г.
Программа УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, М.: Вентана-Граф, 2009 год.
Учебник «Окружающий мир» в 2-х частях, автор Н.Ф. Виноградова, изд. центр «Вентана-Граф», 2011 г
Н. Ф. Виноградова. Рабочая тетрадь № 1 и № 2. Окружающий мир. 2 класс. – М.: Вентана-Граф. 2014 г.
Н. Ф. Виноградова. Окружающий мир. 1-2 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф. 2010 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Конституции РФ, Конституции РТ, Федерального закона (ФЗ – 273) «Об образовании» в РФ; национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования( ФГОС НОО); примерной программы общеобразовательных учреждений по окружающему миру для 1-4 классов; основной образовательной программы НОО МБОУ «Бетькинская СОШ»
Для реализации программного материала используются:
ФГОС НОО, М. «Просвещение», 2010 г.
Примерная программа по учебным предметам ФГОС НОО, I-часть, М. «Просвещение», 2010 г
Программа УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, М.: Вентана-Граф, 2009 год.
Н. Ф. Виноградова. Учебник. Окружающий мир. 2 класс. В 2-х частях – М.: Вентана-Граф. 2011 г.
Н. Ф. Виноградова. Рабочая тетрадь № 1 и № 2. Окружающий мир. 2 класс. – М.: Вентана-Граф. 2014 г.
Н. Ф. Виноградова. Окружающий мир. 1-2 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф. 2010 г.
В авторскую программу изменения не внесены, рабочая программа соответствует установленным правилам.
Комплексная проверочная работа проводится в сроки в соответствии с годовым календарным графиком.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели, 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Общая характеристика курса
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» во 2 классе — формирование целостной картины мира, осознание в нём человека на основе единства рационально-научного познания, эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Основные задачи:
– формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознание ценности, целостности и многообразии окружающего мира, своего места в нём; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, развитие целостного восприятия окружающего мира.
Развивающая задача – обеспечение осознания отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; формирование общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений). Развивающая задача предмета – формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая задача – решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и этических чувств. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Систематический курс окружающего мира представлен в программе следующими содержательными линиями:
- Человек как биологическое существо; чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темой: «Кто ты такой»
- Человек и другие люди; может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой: «Кто живет рядом с гобой».
- Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой: «Мы — жители Земли»
- Человек и общество :чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой: «Твоя Родина — Россия».
- История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы 2 класса.
С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и т.д.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения курса
Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Содержание курса
2 класс
Введение. Что окружает человека (2 час).
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Кто ты такой (13 часов).
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники — органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.Кто живет рядом с тобой (5 часов).
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники..Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Россия — твоя Родина (11 часов).
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.
Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».
Мы — жители Земли (12часов).
Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.
Природные сообщества (21 час).
Среда обитания. Природные сообщества.
Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.
Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).
Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Природа и человек (2 часа).
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Человек и природа. Может ли человек жить без природы.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ.
Экскурсии.В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетКритерии и нормы оценки знаний обучающихся
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
- поиск ошибки;
- выбор ответа;
- продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Базовый уровень выполнения | 0 - 50% | 50 - 77% | 77 - 90% | 90 - 100% |
Оценка | "2" | "3" | "4" | "5" |
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта его несущественных признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Результаты обучения
К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
- составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
- называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
- оценивать жизненную ситуацию, а так же представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
- различать (соотносить) прошлое, настоящее и будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;
- характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
- называть царства природы;
- описывать признаки животного и растения как живого существа;
- моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
- различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
- устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям обитания.
К концу 2 класса учащиеся получат возможность научиться:
- «читать» информацию, представленную в виде схемы;
- воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе – описании) изученные сведения из истории Москвы;
- ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
- проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
Распределение материала по четвертям:
- четверть-18 часов
- четверть-14 часов
- четверть-18 часов
4 четверть-18 часов
II. Учебно-тематическое планирование.
№ | Раздел | Кол-во часов |
1. | Введение. Что окружает человека | 2 |
2. | Кто ты такой | 13 |
3. | Кто живёт рядом с тобой | 6 |
4. | Россия — твоя Родина | 11 |
5. | Мы — жители Земли | 12 |
6. | Природные сообщества | 21 |
7. | Природа и человек | 2 |
8 | Комплексная проверочная работа | 1 |
9 | итого | 68 |
Методическая тема на 2015-2016 учебный год
Районная | Школьная | Учителя |
Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся. | Использование современных образовательных технологий и внедрение новых обучающих структур для повышения эффективности качества образования. | Развитие интеллектуальных способностей учащихся через решение нестандартных и логических задач. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Тема урока | Планируемые результаты
| Универсальные учебные действия | Характеристика деятельности учащихся | Материаль-но-техническое и информационно-техническое обеспечение | Дата | Корректи- ровка | ||||
Познаватель-ные | Коммуникативные | Регулятив-ные | Личностные | |||||||||
1-ая четверть- 18 часов. | ||||||||||||
1 | Что тебя окружа-ет? | Что такое окружающий мир? | Научатся сравнивать объекты природы и объекты, созданные человеком. | Самостояте-льно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий. . | задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог | адекватное использова-ние речи, коррекция | Гуманистическое сознание, самостоятель-ность и личная ответственность. | Закрепить умения: сравнивать понятия « объект природы», «изделие», выполнять задания в тетради. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 01. 09 | ||
2 | Что тебя окружа-ет? | Бывают ли на свете чудеса? | Научатся читать и анализировать текст учебника, работать со словами «прошлое», «настоящее», будущее», «изобретение | Самостоятль-но выделять, ориентирова-ться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий. . | задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог | адекватное использова-ние речи, коррекция | Гуманистическое сознание, самостоятель-ность и личная ответственность | Закрепить умения: сравнивать понятия: «настоящее», «прошлое», «будущее», обсуждать текст учебника. «Чудеса созданные человеком». | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 05.09 | ||
3 | Кто ты такой? | Я, ты, он, она… Все мы- люди.
| Научатся: знать, что человек – живое существо, организм; вне-шние отличия одного человека от других, составлять словесный портрет человека. | Самостоятель-но выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий. . | задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог | адекватное использова-ние речи, коррекция | Гуманистическое сознание, самостоятель-ность и личная ответственность | Закрепить умения: читать» информацию, представленную в виде схемы; сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 0809 | ||
4 | Кто ты такой? | Наши помощники – органы чувств. Обоняние. | Научатся рассказывать об органах чувств, использовать слово «чувство» как научный термин и синоним нового слова «ощущение». | Контролиро-вать и оценивать результат действия ,самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. | задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог | Вносить дополнения. | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
| ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 12.09 | ||
5 | Кто ты такой? | Наши помощники – органы чувств. Вкус и осязание | Научатся рассказывать об органах чувств, использовать слово «чувство» как научный термин и синоним нового слова «ощущение». | Контролиро-вать и оценивать результат действия ,самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. | задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог | Вносить дополнения. | Эстетические потребности, ценности и чувства |
| ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 15.09 | ||
6 | Кто ты такой? | Что такое здоровье. НРК: Оздоровительные комплексы в РТ. | Научатся сравнивать понятия: «здоровье», «болезнь», узнают, что такое здоровье, почему человек должен заботиться о своем здоровье и как это делать, причины некоторых бо- лезней. | построение рассуждения, обобщение. . | задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог | коррекция, прогнозирова-ние. | Эстетические потребности, ценности и чувства | Закрепить умения: сравнивать понятия «болезнь - здоровье», обсуждать проблемную задачу: «Какого человека можно назвать здоровым?», задуматься над вопросами: что значит быть здоровым? Что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье?» | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 19.09 | ||
7 | Кто ты такой? | Режим дня. Чтобы не уставать. | Получат возможность узнать, что такое режим дня, прививать основы здорового образа жизни.. Игровые ситуации «Как подготовить рабочее место», «Правильная по-за». | построение рассуждения, обобщение. | задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог | коррекция, прогнозирова-ние. | Эстетические потребности, ценности и чувства | Закрепить умение анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника; обсуждать правила организации труда и отдыха. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 22.09 | ||
8 | Кто ты такой? | Режим дня. Поговорим о часах. | Получат возможность узнать, что такое режим дня, прививать основы здорового образа жизни, научатся различать время по часам. | построение рассуждения, обобщение. | задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог | коррекция, прогнозирова-ние. | Эстетические потребности, ценности и чувства | Закрепить умение анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника; Знакомство с арабской и римской нумерацией. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 26.09 | ||
9 | Кто ты такой? | Физическая культура. Быть сильным и выносливым. | Получат возможность узнать значение физической культуры для здоровья человека, пра-вила сохранения и укрепления здоровья. | Контролиро-вать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. | прогнозировать, вести устный диалог | вносить дополнения | Гуманистическое сознание, самостоятель-ность и личная ответственность | Закрепить умение характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 29.09 | ||
10 | Кто ты такой? | Урок-игра «Мы ловкие, быстрые, сильные» | Научаться: понимать важность развития физических способностей и здоровье сбережения. Получат возможность учиться: правилам закаливания. | Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; уточнять правила закаливания, осознать необходимость в развитии силы, ловкости и быстроты. | Предлагать помощь в сотрудничестве; договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. | Гуманистическое сознание, самостоятель-ность и личная ответственность | Закрепить навыки сотрудничества в разных ситуациях, находить выход из спорных ситуаций. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 03.10 | ||
11 | Кто ты такой? | Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища? | Научатся знать, что человек должен правильно питаться, чтобы организм мог нормально расти и развиваться, был вынослив и активен, боролся с болезнями, неправильное питание влияет на здоровье; знать, то наша пища состоит из белков, жиров, углеводов | ставить и формулиро-вать проблемы, смысловое чтение, передача информации. | Аргументиро-вать и коорди-нировать свою позицию | адекватное восприятие | Эстетические потребности, ценности и чувства | Закрепить умение анализировать своё питание, включать в своё питание необходимые организму: белки, жиры, углеводы. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 06.10 | ||
12 | Кто ты такой? | Почему нужно правильно питаться. О витаминах. | Научатся знать продукты, в которых содержатся витамины; что при их недостатке организм слабеет и больше подвергается разным болезням. | ставить и формулиро-вать проблемы, смысловое чтение, передача информации. | Аргументиро-вать и коорди-нировать свою позицию | адекватное восприятие | Эстетические потребности, ценности и чувства | Закрепить умение обсуждать вопросы: зачем нужны нашему организму витамины, полезен ли сахар? Выполнять задания в тетради и в учебнике. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 10.10 | ||
13 | Кто ты такой? | О правилах питания. | Получат возможность узнать, чтобы быть культурным человеком, нужно знать правила приёма пищи и поведения за столом, что незнание этих правил может привести к не- приятностям и даже к болезням. | Контролиро-вать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. | Вносить дополнения | Аргументировать и коорди-нировать свою позицию | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. | Закрепить умение правильно вести себя за столом, чтобы еда приносила организму пользу. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 13.10 | ||
14 | Кто ты такой? | Почему нужно быть осторожным? НРК: Статистика правонарушений на дорогах РТ. | Научатся знать правила ПДД. | Построение рассуждения, обобщение, | Задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Коррекция, прогнозирова-ние. | Гуманистическое сознание, самостоятель-ность и личная ответственность. | Закрепить умение реализовывать правила ПДД в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 17.10 | ||
15 | Кто ты такой? | Зачем изменять себя? Тест. | Научатся знать правила поведения в обществе, упражнения-элементы аутотренинга. | Ставить и формулиро-вать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
| Строить высказывания, ар-гументировать свои ответы. | Адекватное восприятие.
| Эстетические потребности, ценности и чувства | Закрепить умение реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях, чтобы избежать неприятностей, обсуждать вопрос: «Почемучка — это хорошо или плохо?» | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 20.10 | ||
16 | Кто живёт рядом с тобой. | Что такое семья? НРК: Забота правительства Татарстана о семье. | Научатся знать правила поведения в обществе, со сверстниками и взрослыми, в учреждениях и местах отдыха людей. | Контролир-овать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
| Аргументиро-вать и коорди-нировать свою позицию. | Вносить дополнения | Эстетические потребности, ценности и чувства | Закрепить умение формировать знания об особенностях семьи как части общества, обсуждать тему « Права и обязанности, есть ли они у детей?» | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 24.10 | ||
17 | Кто живёт рядом с тобой | Кто занимается домашним хозяйством. | Научатся составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. | Самостоятель-но выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий. . | Строить высказывания, ар-гументировать свои ответы | Адекватное использова-ние речи, коррекция | Гуманистическое сознание, самостоятель-ность и личная ответственность | Упражняться в обсуждении вопроса «Существует ли женский и мужской труд?». Закрепить умение анализировать стихотворение А. Барто «Разговор с дочкой» и статьи учебника «Помощник». | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 27.10 | ||
18 | Кто живёт рядом с тобой | Чем занимается семья в свободное время? | Научатся составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. | Самостоятель-но выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий | Строить высказывания, ар-гументировать свои ответы | Адекватное использова-ние речи, коррекция | Гуманистическое сознание, самостоятель-ность и личная ответственность | Закрепить умение работать с иллюстрациями и текстом учебника, рассказывать , как твоя семья проводит своё свободное время, работать с рубрикой «Картинная галерея». | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 31.10 | ||
2-ая четверть- 14 часов. | ||||||||||||
19 | Кто живёт рядом с тобой | Правила поведения. Какие бывают правила. | Научатся знать, что правила культурного поведения позволяют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения, правила бывают разные и их нужно соблюдать. | Контролиро-вать и оценивать результат действия, ,самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. . | Задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог | Вносить дополнения | Гуманистическое сознание, самостоятель-ность и личная ответственность | Закрепить умения развивать морально-этическое сознание — нормы и правила взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 10.11 | ||
20 | Кто живёт рядом с тобой | Умеешь ли ты дружить? Урок-игра. | Научатся знать основные правила поведения в окружающей среде , в обществен-ных местах, со сверстниками. | Ставить и формулиро-вать проблемы, смысловое чтение, передача информации. . | Задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Адекватное восприятие | Эстетические потребности, ценности и чувства | Закрепить умение обсуждать вопрос «правила дружбы», разыгрывать сценки, работать в парах | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 14.11 | ||
21 | Кто живёт рядом с тобой | Умеешь ли ты общаться. Тест | Научатся знать основные правила поведения в окружающей среде , в обществен-ных местах, со сверстниками. | Контролиро-вать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
| Аргументиро-вать и коорди-нировать свою позицию. | Вносить дополнения. | Эстетические потребности, ценности и чувства | Закрепить умение общаться не только словами, но и мимикой и жестами. Жесты и мимические выражения лица могут рассказать о многом, использовать эти знания для обогащения жизненного опыта. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 17.11 | ||
22 | Россия- твоя Родина. | Родина — что это значит? НРК: Моя малая Родина. | Научатся знать и понимать значение Родины в жизни человека, осознают понятие «Родина». | Ставить и формулиро-вать проблемы, смысловое чтение, передача информации. | Задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Адекватное восприятие | Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Закрепить умения: ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»; проявлять любовь к своему Отечеству взрослыми и детьми, развивать интерес к истории родного края | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 21.11 | ||
23 | Россия- твоя Родина | История рассказывает о прошлом. | Научатся знать: о том, что история изучает прошлое, отличать события истории от случая, понятия «прошлое», «настоящее», «будущее». | Ставить и формулиро-вать проблемы, смысловое чтение, передача информации | Задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог | Адекватное восприятие | Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Закрепить умение знакомиться с общими историческими сведениями из жизни славян, формировать знания «Как Русь начиналась» | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 24.11 | ||
24 | Россия- твоя Родина | Москва — столица России. НРК: Столица Татарстана. | Научатся знать достопримечательности столицы РФ и РТ. | Контролиро-вать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. | Аргументиро-вать и коорди-нировать свою позицию. | Вносить дополнения | Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Закрепить умения: различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 28.11 | ||
25 | Россия- твоя Родина | Города России. Санкт-Петербург. | Научатся знать достопримечательности города Санкт-Петербург. | Контролиро-вать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. | Аргументиро-вать и коорди-нировать свою позицию | Вносить дополнения | Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Закрепить умения: различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности города Санкт- Петербург , находить на карте город Санкт- Петербург. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 01.12 | ||
26 | Россия- твоя Родина | Знаменитые города России. Великий Новгород. | Научатся знать достопримечательности города Великий Новгород. | Контролиро-вать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем | Аргументиро-вать и коорди-нировать свою позицию | Вносить дополнения | Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Закрепить умения: различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности города Нижний Новгород , находить на карте город Нижний Новгород. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 05.12 | ||
27 | Россия- твоя Родина | Знаменитые города России. Золотое кольцо России. | Научатся знать достопримечательности городов Золотого кольца России. | Контролиро-вать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем | Аргументиро-вать и коорди-нировать свою позицию | Вносить дополнения | Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Закрепить умения: различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности городов Золотого кольца, находить на карте города Золотого кольца. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 08.12 | ||
28 | Россия- твоя Родина | Родной край — частица Родины. | Научатся знать название своего села, его историю и достопримечательности. | Самостоятель-но создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. . | Аргументиро-вать и коорди-нировать свою позицию | Вносить дополнения.
| Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Закрепить умения: знать основные достопримечательности родного края и описывать их. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 12.12 | ||
29 | Россия- твоя Родина | Зачем человек трудится? Хлеб – всему голова. НРК. Хлеборобы РТ | Получат возможность узнать, что труд необходим для жизни и благополучия людей, труд создаёт ценности культуры. | Самостоятель-но выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий.
| Аргументиро-вать и коорди-нировать свою позицию | Адекватное использова-ние | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | Закрепить умения: воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси, сформировать понятие «труд – основа жизни». | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 15.12 | ||
30 | Россия- твоя Родина | О занятиях наших предков. НРК. История Татарстана. | Научатся знать род занятий славян, что основные занятия славян: охота, рыболовство, земледелие, скотоводство | Ставить и формулиро-вать проблемы, смысловое чтение, передача информации. | Задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Адекватное восприятие | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | Закрепить элементарные сведения об истории развития земледелия, умения читать и обсуждать текст и иллюстрации учебника. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 19.12 | ||
31 | Россия- твоя Родина | О труде фермера и экономиста. | Получат возможность познакомится с трудом фермера и экономиста, научатся знать, чем они отличаются. | Ставить и формулиро-вать проблемы, смысловое чтение, передача информации. | Задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог | Адекватное восприятие | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | Закрепить умения отвечать на вопросы учебника и составлять небольшие рассказы по иллюстрациям учебника. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 22.12 | ||
32 | Россия- твоя Родина | О компьютерах и программистах. Тест | Получат возможность познакомится с профессией программи-ста, научатся знать, чем он занимается; что можно делать с помощью компьютера. | Ставить и формулиро-вать проблемы, смысловое чтение, передача информации. | Задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог | Адекватное восприятие | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства | Закрепить умения отвечать на вопросы учебника и составлять небольшие рассказы по иллюстрациям учебника. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 26.12 | ||
3-я четверть-18 часов | ||||||||||||
33 | Мы- граждане России. | Мы - граждане России. Права и обязанности граждан России. НРК: Права граждан Татарстана. | Научатся знать о том, что каждый человек – гражданин какого-нибудь государства, оно предоставляет ему права, каждый человек должен чтить традиции своего народа, беречь свою националь-ную культуру. | Построение рассуждения, обобщение. | Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диа-лог. | Коррекция, прогнозирова-ние. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства | Закрепить умения: обсуждать права граждан России, работать с рубрикой «Картинная галерея», познакомиться с понятием «многонациональный народ России». | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 12.01 | ||
34 | Мы- граждане России | Права детей — граждан России. | Научатся знать права и обязанности детей | Построение рассуждения, обобщение | Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диа-лог. | Коррекция, прогнозирова-ние. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства | Закрепить умения: работать в группах, составлять плакат «Права ребенка в России». | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 16.01 | ||
35 | Мы- граждане России | Россия — многонацио-нальная страна. | Получат возможность узнать народности, обычаи и традиции своего народа, национальности России и их особенности, научатся их отличать. | Ставить и формулиро-вать проблемы, смысловое чтение, передача информации. | Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диа-лог. | Адекватное восприятие. | Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Закрепить умения детей рассказывать о своей национальности, рассматривать и обсуждать рисунки и текст учеб-ника, выполнять задания в рабочей тетради. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 19.01 | ||
36 | Мы- граждане России | Родная природа — часть Родины. НРК: Природа Татарстана. Тест | Научатся знать, что каждый человек должен чтить традиции своего народа, беречь свою культуру, природу. | Ставить и формулиро-вать проблемы, смысловое чтение, передача информации. | Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диа-лог. | Адекватное восприятие | Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Закрепить умения: прочитать произведения о природе, написанные российскими поэтами и писателями других национальностей; читать стихотворения и объяснять, что означают выделенные в тесте слова. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 23.01 | ||
37 | Мы- жители Земли. | Твоё первое знакомство со звёздами. . Солнце — звезда. | Научатся называть отличие Земли от других планет; знать, что входит в Солнечную систему. | Самостоятель-но выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий.
| Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диа-лог. | Адекватное использова-ние речи, коррекция | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. | Закрепить умения: кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 26.01 | ||
38 | Мы- жители Земли | Луна – спутник Земли. | Научатся знать особенности спутника Земли- Луны. | Самостоятель-но выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий. | Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диа-лог. | Адекватное использова-ние речи, коррекция | Устойчивое следование в поведении социальным нормам | Закрепить умения: кратко характеризовать Луну (спутник Земли); выделять отличия Луны от других планет Солнечной системы. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 30.01 | ||
39 | Мы- жители Земли | Глобус – модель Земли. | Получат возможность узнать, о чем рассказывают цвета глобуса? Чего больше на Земле – суши или воды? Научатся знать названия океанов и материков. | Ставить и формулиро-вать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
| Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диа-лог. | адекватное восприятие | Устойчивое следование в поведении социальным нормам | Закрепить умения показывать на глобусе океаны и материки, распознавать их по цвету. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 02.02 | ||
40 | Мы- жители Земли | Царства живой природы. Бактерии. | Получат возможность узнать понятия: «царство; грибы; растения; животные; бактерии»; научатся описывать признаки бактерий. | Контролиро-вать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
| Аргументиро-вать и коорди-нировать свою позицию. | Вносить дополнения. | Эстетические потребности, ценности и чувства | Закрепить умения: называть царства природы, работать с рисунком – схемой в учебнике. выполнять задания в рабочей тетради. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 06.02 | ||
41 | Мы- жители Земли | Царства живой природы. Грибы. НРК: Грибы в Татарстане. | Научатся знать части гриба, отличать съедобные грибы от несъедобных. | Контролиро-вать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
| Аргументиро-вать и коорди-нировать свою позицию. | вносить дополнения | Эстетические потребности, ценности и чувства | Закрепить умения: называть царства природы, работать с рисунком – схемой в учебнике. выполнять задания в рабочей тетради, знать отличия грибов от других обитателей царства природы. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 09.02 | ||
42 | Мы- жители Земли | Животные - живые существа. НРК: Животные Татарстана. | Получат возможность познакомиться с разнообраз-ными видами животного мира: дикие животные; звери; травоядные; млекопитаю-щие, научатся знать отличитель-ные признаки разных животных. | Построение рассуждения, обобщение.
| Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог | Коррекция, прогнозирова-ние. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. | Закрепить знания об основных качествах животных (передвигаются, питаются, дышат, строят жилища, воспитывают потомства) | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 13.02 | ||
43 | Мы- жители Земли | Разнообразие растений. НРК: Растения Татарстана. | Получат возможность познакомиться с разнообраз-ными видами растений на Земле; научатся знать отличительные признаки разных растений, части растений: корень,листья,-ствол, цветы; и их предназначение. | Ставить и формулиро-вать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
| Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диа-лог. | Адекватное восприятие | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | Закрепить умения: различать разновидности растительного мира, называть отдельные виды растений, составлять гербарий. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 16.02 | ||
44 | Мы- жители Земли | Условия роста и развития растения Тест | Получат возможность узнать, при каких условиях растение развивается благоприятно, научатся поэтапно следить за развитием растения. | Ставить и формулиро-вать проблемы, смысловое чтение, передача информации. | Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диа-лог. | Адекватное восприятие | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | Закрепить умения: работать с рисунком и текстом в учебнике, участвовать в обсуждении по теме «Что необходимо растению для жизни». | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 20.02 | ||
45 | Природ-ные сообщества. | Природные сообщества. Среда обитания — что это такое? | Научатся знать понятия «сообщество», «среда обитания», что природное сообщество – это живые организмы, обитающие в одном месте и связанные между собой. | Построение рассуждения, обобщение.
| Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести диалог. | Коррекция, прогнозирова-ние. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | Закрепить умения: ,работать с рисунком и текстом в учебнике, участвовать в обсуждении по теме «Природное сообщество». | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 27.02 | ||
46 | Природ-ные сообщества. | Лес и его обитатели. НРК: Леса в Татарстане. | Получат возможность узнать, что лес – многоэтажный дом, что он состоит из ярусов: верхний, нижний, средний. | Ставить и формулиро-вать проблемы, смысловое чтение, передача информации. | Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диа-лог. | Адекватное восприятие | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства | Закрепить умения: участвовать в обсуждении по вопросам учебника, наблюдать, как развивается растение (опыт), знакомиться с особенностями леса, составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество». | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 01.03 | ||
47 | Природ-ные сообщества. | Деревья в лесу. | Научатся знать яруса леса, правила поведения в лесу. | Ставить и формулиро-вать проблемы, смысловое чтение, передача информации. : | Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диа-лог. | Адекватное восприятие. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства | Закрепить умения: обсуждать проблему «Что даёт человеку лес?». беседовать с использованием иллюстративного материала «Обитатели леса», описывать травянистые растения. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 05.03 | ||
48 | Природ-ные сообщества. | Человек и лес. | Научатся знать яруса леса, правила поведения в лесу. | Ставить и формулиро-вать проблемы, смысловое чтение, передача информации | Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диа-лог. | Адекватное восприятие | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства | Закрепить умения: обсуждать проблему «Что даёт человеку лес?». беседовать с использованием иллюстративного материала «Обитатели леса», описывать травянистые растения. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 12.03 | ||
49 | Природ-ные сообщества. | Кустарники леса. | Научатся знать названия кустарников и уметь отличать их. | Построение рассуждения, обобщение. | Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Коррекция, прогнозирова-ние | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства | Закрепить представление о том, что кустарники – это обычно второй ярус леса, они отличаются от дере-вьев и трав. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 15.03 | ||
50 | Природ-ные сообщества. | Травянистые растения леса. | Научатся знать названия трав и уметь отличать их. | Ставить и формулиро-вать проблемы, смысловое чтение, передача информации | Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диа-лог. | Адекватное восприятие | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства | Закрепить представление о том, что травянистые растения – это обычно третий ярус леса, они отличаются от деревьев и кустарников. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 19.03 | ||
4-ая четверть-18 часов | ||||||||||||
51 | Природ-ные сообщества. | Лесная аптека. НРК: Лекарственные растения Татарстана. | Научатся знать названия лекарствен-ных трав и применять их в некоторых ситуациях. | Контролиро-вать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
| Аргументиро-вать и коорди-нировать свою позицию. | Вносить дополнения | Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы | Закрепить умение рассматривать рисунок-коллаж в учебнике и беседовать о том, какую пользу приносят эти лекарственные растения. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 31.03 | ||
52 | Природ-ные сообщества. | Животные леса. | Научатся: называть обитателей леса, составлять цепь питания каж-дого животного, различать их по внешнему виду. | Построение рассуждения, обобщение. . | Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог | Коррекция, прогнозирова-ние | Эстетические потребности, ценности и чувства | Закрепить умение различать животных по внешнему виду и особенностям жизни, работать с иллюстрациями и текстом в учебнике, выполнять задания в тетради. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 02.04 | ||
53 | Природ-ные сообщества. | Птицы — лесные жители. | Получат возможность познакомиться с особенностями строения тела птицы и её поведения; узнают о значении перьевого покрова тела в жизни птиц, причины сезонных изменений в их жизни. | Ставить и формулиро-вать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
| Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диа-лог. | Адекватное восприятие | Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы | Закрепить умение узнавать птицу по внешнему виду, различать некоторые голоса птиц, участвовать в беседе о лесных птицах | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 05.04 | ||
54 | Природ-ные сообщества. | Пресмыкающиеся — обитатели леса. | Получат возможность познакомиться с многочисленным семейством пресмыкающих-ся, научатся различать их по внешнему виду; научатся знать правила поведения при встрече со змеей. | Ставить и формулиро-вать проблемы, смысловое чтение, передача информации. | Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диа-лог. | Адекватное восприятие | Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы | Закрепить умение вести учебный диалог, сравнивать рисунки (чучел) разных видов рептилий, участвовать в ролевой игре «Неожиданная встреча» | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 07.04 | ||
55 | Природ-ные сообщества. | Насекомые леса. «Если ты пришёл в лес...» НРК: Животные Татарстана. | Получат возможность познакомиться с видами насекомых, рассказать о среде их обитания и приспособле-ния; научатся различать их по внешнему виду. | Самостоятель-но выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий. . | Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диа-лог. | Адекватное использова-ние речи, коррекция. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | Закрепить умения: называть насекомое по рисунку, выделять особенности, знать значение полезных и насекомых- вредителей леса. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 09.04 | ||
56 | Природ-ные сообщества. | Что мы знаем о воде? | Научатся различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. | Самостоятель-но выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий. . | Аргументиро-вать и коорди-нировать свою позицию | Адекватное использова-ние речи, коррекция | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. | Закрепить умения: ставить опыты с водой, определять свойств воды, анализировать схемы – рисунки в учебнике, работать с рубрикой «Картинная галерея». | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 12.04 | ||
57 | Природ-ные сообщества. | Какие бывают водоёмы? НРК. Водоёмы Татарстана | Научатся отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. | Самостоятель-но выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий. . | Аргументиро-вать и коорди-нировать свою позицию | Адекватное использова-ние речи, коррекция | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства | Закрепить умения: обсуждать тексты и иллюстрации в учебнике, вести учебный диалог «Какие бывают водоёмы?», знать отличительные особенности пресных водоёмов – болота и реки. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 16.04 | ||
58 | Природ-ные сообщества. | Обитатели пресных вод. | Научатся: называть по 2 – 3 представите-ля водоёма, знать их роль в экологической цепи.. | Самостоятель-но выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий. | Аргументиро-вать и коорди-нировать свою позицию. | Адекватное использова-ние речи, коррекция | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства | Закрепить умения: составлять рассказ «Рыба – живое существо», рассматривать рисунки, читать текст в учебнике «Строение рыбы». | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 19.04 | ||
59 | Природ-ные сообщества. | Растения пресных водоёмов. | Научатся: знать водные растения (ряска, кувшинка белая, кубышка желтая, )описывать растение по внешнему виду, составлять гербарий. | Самостоятель-но выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий | Аргументиро-вать и коорди-нировать свою позицию. | Адекватное использова-ние речи, коррекция | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства | Закрепить умения: работать с иллюстрациями и текстом учебника, выполнять задания в рабочей тетради, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 23.04 | ||
60 | Природ-ные сообщества. | Обитатели солёных водоёмов. | Получат возможность узнать, какие обитатели живут в солёных водоёмах, называть жителей морс-ких водоёмов, знать их роль в экологической цепи. | Самостоятель-но выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий | Аргументиро-вать и коорди-нировать свою позицию | Адекватное использова-ние речи, коррекция | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства | Закрепить умения: вести беседу с использованием иллюстративного материала, составлять рассказы по рисункам «Животные морей и океанов» | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 26.04 | ||
61 | Природ-ные сообщества. | Луг и его обитатели. Растения луга. | Научатся знать названия растений луга, ярусы луга: первый – светолюбивый, второй – менее прихотливый к свету, третий – мхи. | Самостоятель-но выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий | Аргументиро-вать и коорди-нировать свою позицию | Адекватное использова-ние речи, коррекция | Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. | Закрепить умения: отличать луг, как сообщество от других сообществ, работать с иллюстрациями и текстом учебника, выполнять задания в тетради. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 30.04 | ||
62 | Природ-ные сообщества. | Животные луга. | Научатся знать и называть животных луга, знать различия насекомых от других животных. | Самостоятель-но выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий | Аргументиро-вать и коорди-нировать свою позицию | Адекватное использова-ние речи, коррекция | Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы | Закрепить умения: принимать участие в обсуждении текста учеб-ника, работать с рубрикой «Картинная галерея, сочинять «Сочинялки» (рассказ – этюд) «Животные луга». | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 03.05 | ||
63 | Природ-ные сообщества. | Поле и его обитатели. Растения поля. | Научатся: знать название растений поля, несколько растений зерновых культур, овощных, бобовых, масличных, прядильных культур, что поле — сообщество, за которым ухаживает человек | Построение рассуждения, обобщение. | Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Коррекция, прогнозирова-ние. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства | Закрепить умения: отличать поле, как сообщество от других сообществ, работать с иллюстрациями и текстом учебника, выполнять задания в тетради. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 07.05 | ||
64 | Природ-ные сообщества | Животные поля | Научатся называть животных поля, знать особенности обитания, знать их роль в экологической цепи. | Построение рассуждения, обобщение Построение рассуждения, обобщение | Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог | Коррекция, прогнозирова-ние | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства | Закрепить умения: работать в парах, составлять рассказы о животных поля. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 10.05 | ||
65 | Природ-ные сообщества. | Сад и его обитатели. Животные – защитники сада. | Научатся: знать названия деревьев и их плодов, способы высадки; научатся бережно относиться к природе. Научатся называть животных сада, знать особенности обитания, знать их роль в экологической цепи. | Контролиро-вать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. . | Аргументиро-вать и коорди-нировать свою позицию | Вносить дополнения | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства | Закрепить умения: работать в парах, составлять рассказы о животных сада. | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 14.05 | ||
66 | Контроль знаний | Комплексная проверочная работа. | Получат возможность проверить свои ЗУН за учебный год | контроливать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем | Аргументиро-вать и коорди-нировать свою позицию | Коррекция, прогнозирова-ние. | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства | Проверить ЗУН за учебный год. | 17.05 | |||
67 | Природа и человек. | Человек – часть природы. | Научатся владеть простейшими знаниями экологической культуры; научатся знать, что такое «Красная книга», какие растения и животные занесенные в Красную Книгу РТ | Контролиро-вать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. . | Аргументиро-вать и коорди-нировать свою позицию | Вносить дополнения | Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. | Закрепить умения: вести беседу «Человек – часть природы», анализировать стихотворение «Про всех на свете», обсуждать ситуации «Дядя, купи котёнка!». Закрепить умения: вести беседу «Как человек помогает природе?», работать в парах «Что такое Красная книга?», рассматривать иллюстрации, принимать участие в создании плаката «Будем беречь природу!» | ЭОР «Окр. мир» «Вентана-Граф»,2013 | 21.05 | ||
68 | Природа и человек. | Красная книга. НРК. Красная книга РТ. | Научатся знать, что такое «Красная книга», какие растения и животные занесенные в Красную Книгу РТ | 24.05 |
График
проверочных работ по окружающему миру
во 2 «б» классе на 2014 – 2015 учебный год
дата | факт | тема | форма |
20.10 | Проверочная работа «Кто ты такой» | тест | |
17.11 | Проверочная работа «Кто живёт рядом с тобой» | тест | |
26.12 | Проверочная работа «Россия – твоя Родина» | тест | |
23.01 | Проверочная работа «Мы граждане России» | тест | |
20.02 | Проверочная работа «Мы-жители Земли». | тест | |
17.05 | Комплексная проверочная работа | КПР |
Литература
ФГОС НОО, М. «Просвещение», 2010 г.
Примерная программа по учебным предметам ФГОС НОО, М. «Просвещение», I-часть, 2010 г.
Программа УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, М.: Вентана-Граф, 2009 год.
Н. Ф. Виноградова. Учебник. Окружающий мир. 2 класс. В 2-х частях – М.: Вентана-Граф. 2011 г.
Н. Ф. Виноградова. Рабочая тетрадь № 1 и № 2. Окружающий мир. 2 класс. – М.: Вентана-Граф. 2014 г.
Н. Ф. Виноградова. Окружающий мир. 1-2 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф. 2010 г.
ЭОР «Окружающий мир», «Вентана-Граф», 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.
Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы по окружающему миру А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина (М., «Баласс», 2011), рекомендованно...
Рабочая программа по окружающему миру . 3 класс .УМК "Школа России" ФГОС
Программа по окружающему миру составлена на основе « Закона РФ об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравст...
Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс УМК " Школа России. ФГОС
Программа по окружающему миру составлена на основе « Закона РФ об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравст...
Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Школа 2100" (ФГОС)
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование по окружающему миру (ФГОС)...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. УМК "Школа России" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. УМК "Школа России" ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс. УМК "Школа России" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс. УМК "Школа России" ФГОС...
рабочая программа по окружающему миру первый класс Начальная школа века
рабочая программа соответствует ФГОС НОО....