Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Школа 2100" (ФГОС)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Овчинникова Любовь Григорьевна

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование по окружающему миру (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx47.4 КБ
Файл kalend.pl_.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Пояснительная  записка. 

Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного  приказом  Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009,на основе авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина«Окружающий мир» ( Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011. - 192с.)

Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Задачи курса:

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;

- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.

- формирование ценностного отношения к своему здоровью и понимания важности оздоровительного влияния природы на человека.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя начальных     классов. Федеральный уровень

  • Конституция Российской Федерации (ст.43).
  • Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 статьи 9,13,14,15,32 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании».
  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года).
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
  • Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540).
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. № 26755.

«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».

  • Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 № 729 (ред. от 13.01.2011) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 № 15987).
  • Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 №2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19739).
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года №МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 66 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089».

Особенности построения курса «Окружающий мир».

Курс имеет ярко выраженный интегративный характер и соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

Учебно-методический  комплекс  по программе А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутина, С.В.Тырина.

№ п/п

Название пособия

  Класс

Год издания

Издательство

Автор

 1.

Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование  

 1-4

  2011

М.: Баласс, 2011. - 192с.

Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна.

 2.

Окружающий мир. 3 кл. («Обитатели Земли», «Мое Отечество»). Издан. 4-е перераб. (ч. 1 - 144 с., ил.; ч. 2 - 128 с., ил.)

3      

   2012

М.: Баласс

Вахрушев А.А.,., Раутиан А.С., Данилов Д.Д., Тырин С.В. и др.

 3.

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» в 2 частях для 3-го класса.

3        

   2012

М.: Баласс

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.

 Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В.

4

Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» в 2-х частях для 3-го класса.

3

2012

М.: Баласс

  Вахрушев А.А., Бурский О.В, Родыгина О.А.

Сизова Е.В., Харитонова Н.В.

5

Мои первые опыты. Учебное пособие к курсу «Окружающий мир» для 3-4-го классов / Под ред. А.А. Вахрушева. – Изд. 2-е, испр.

3

2012

М.: Баласс

Курапова И.И.

 6

Методические рекомендации для учителя.  Окружающий мир, 3-й класс

3        

   2012

М.: Баласс

А.А. Вахрушев, Е.А. Самойлова, О.В. Чиханова

В соответствии с учебным планом  школы на 2013-2014  учебный год рабочая программа составлена на 68 часа (2 часа в неделю),что соответствует часам отведенным авторами программы.

При этом рабочая программа составлялась:

-  с учётом  особенностей класса;

-  особенностей авторской программы

- с целью сохранения требований к знаниям ,умениям и навыкам учащихся , предполагаемым  федеральными государственными стандартами образования на ступени начального общего образования.

В рабочей программе были расширены следующие темы за счет резервных часов (3 часа):

  1. Раздел «Обитатели Земли». Оболочка планеты, охваченная жизнью.                                                                     

ур. 9 «Определение роли Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов. Проверочная работа № 4».

ур. 33 «Повторение пройденного материала. Подготовка к контрольной работе».

  1. Раздел «Мое Отечество».

ур. 1 «Введение. Отправляемся в путешествие».  

                                                                             

Тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 классе.

Наименование раздела

По программе

По рабочей программе

Раздел 1 «Обитатели Земли»

            34

            34    

Вещество и энергия

             4

           

              4

Оболочка планеты, охваченная жизнью

             5

              6

Экологическая система

             9

           

              9

Живые участники круговорота веществ

            12

             12  

Повторение пройденного материала

             2

              3

Резервные часы

             2

               

Раздел 2 «Мое Отечество»

              34

            34

Твои родные и твоя Родина в потоке времени

              4

            4

Времена Древней Руси 9-13 в.

              6

            6

Времена Московского государства. 14-17века.

              4

            4

Времена Российской империи. 18-нач.20века

              5

            5

Времена Советской России и СССР. 1917- 1991 годы.

              4

            5

Современная Россия

              6

            6

Повторение пройденного материала

              4

            4

Резервные часы

              1

             68

              68

      Практическая часть курса «Окружающий мир» во 2 классе.

Тема

Практические работы

Проверочные работы

Контрольные работы

Экскурсии

1.

Раздел 1 «Обитатели Земли»

Вещество и энергия

Провер. раб. №1, №2

2

Оболочка планеты, охваченная жизнью

Провер. раб. №3, №4

Контрольн.раб.№1

3

Экологическая система

Практ.раб.: тема «Почва. Состав почвы»

-Почва. Свойства почвы.

тема «Потребители и разрушители экосистемы леса»

- Помоги птицам в лесу, парке и в селе.

Провер. раб. №5, №6, №7,№8

Экскурсия в музей природы г.Ярославля

Тема «Обитатели озера, луга, леса родного края»

4

Живые участники круговорота веществ

Практ. раб.: тема «Растения - производители»

- Как растут растения?

Опыт: тема «Растения - производители»

- Испарение воды листьями

Провер. раб. №9 - №15

Экскурсия в зоопарк г.Ярославля

Тема «Многообразие растений и животных родного края»

5

Повторение пройденного материала

Контрольн.раб.№2

6

7

Раздел 2 «Мое Отечество»

Твои родные и твоя Родина в потоке времени

Времена Древней Руси 9-13 в.

Практ. раб.: тема «Живая связь времен»

-Моя родословная

Формирование умения находить на ленте времени века, годы, точку отсчета (эру) (практич. раб.)

Практическая работа с картой

Провер. раб № 1-2

Пров. раб

№ 3-4

8

Времена Московского государства. 14-17века.

Практическая работа с картой

Контрольная работа № 1

9

Времена Российской империи. 18-нач.20века

Пров. раб. № 5

10

Времена Советской России и СССР. 1917- 1991 годы.

«Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны» (доклады учащихся)

Пров.раб.

№ 6-7

11

Современная Россия

Практ. раб. с картой

Практ. раб. «Составляем рассказ о России».

Практ. раб. «Рассказываем о народах нашей страны».

Мы гордимся своей страной  (доклады учащихся)

12

Повторение пройденного материала

Контрольная работа № 2.

Виды и формы контроля.

  1. Текущий.
  •  Устный опрос
  • Проверочная работа
  • Итоговая работа
  1. Итоговый

               Комплексная контрольная  работа

         Планируемые результаты по предмету  «Окружающий мир».

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Обитатели Земли

1-я линия развития – уметь объяснять мир.

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов,  действий энергии;
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. Моё Отечество

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
  • по году определять век, место события в прошлом;
  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Оснащение образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением предмета  «Окружающий мир»

Наглядные пособия, учебные пособия и др.

    В наличии

Примечания

1) натуральные живые пособия – комнатные растения;

2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

в перспективе

3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4) изобразительные наглядные пособия – таблицы;

-муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

в перспективе

5) географические и исторические карты;

6) предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества

школьный музей

7) оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера)

в перспективе

8) Материал на информационном носителе(флэш-карта)

    Раздаточный материал для практических и лабораторных работ:

1) гербарии, семена и плоды растений

2) коллекции минералов и полезных ископаемых

3) кости, чешую рыб, перья птиц

в перспективе

Измерительные приборы:

1)весы

в перспективе

2)термометры

3)сантиметровые линейки

в перспективе

4)мензурки

в перспективе

Экскурсионное снаряжение:

1)складные лупы

в перспективе

2)компасы

3)садовые совки

4)рулетки

в перспективе

Набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений, животных и т.п)

Набор энциклопедий для младших школьников



Предварительный просмотр:

№ п.п.

                    Тема урока

    Дата

Кол. час.

                    Основные виды учебной деятельности

На необходимом уровне

На программном уровне

                                                                             Часть 1 «ОБИТАТЕЛИ ЗЕМЛИ»

                                                                                 Вещество и энергия (4 ч.)

1

Тела и вещества. Формирование  умения приводить примеры веществ.

- приводить примеры веществ;

- сравнивать, различать и характеризовать твердые тела, жидкости, газы.

2

Формирование  умения сравнивать, различать и характеризовать твердые тела, жидкости и газы

3

Знакомство с понятием энергия. Проверочная работа № 1.

- приведение примеров движения под действием энергии;

4

Превращение энергии.

                                                              Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч.)

5

Формирование умения характеризовать место обитания живых организмов. Проверочная работа № 2.

- характеризовать место обитания живых организмов;

6

Формирование умения характеризовать круговорот веществ  как пример единства живого и неживого.

- характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого;

7

Знакомство с живыми участниками круговорота веществ.

- характеризовать условия, необходимые для жизни растений;

- рассказывать о роли растений в природе и жизни людей;

- характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных;

- рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности);

- рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

8

Обмен веществ в организме. Проверочная работа № 3.

9

Определение роли Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов. Проверочная работа № 4.

10

Контрольная работа  №1.

- применение полученных знаний и умений в жизни;

                                                           Экологическая система (9 ч.)  Повторение (1 ч.)

11

Формирование умения характеризовать экосистемы и природные сообщества.

- характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);

- характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);

- характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности);

- сравнивать и различать деревья, кустарники и травы;

- сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности);

- характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы;

- рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы;

- характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме;

- исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы;

- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников  знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и природных сообществах и обсуждать полученные сведения;

12

Почва – важнейшая часть экосистемы. Пр. раб. «Почва. Свойства почвы».

13

Знакомство с экосистемой озера. Проверочная работа № 5.

14

Знакомство с экосистемой болота.

15

Знакомство с экосистемой луга.

16

Формирование умения сравнивать и различать деревья, кустарники, травы. Проверочная работа № 6

17

Потребители  разрушители экосистемы леса. Пр. раб. «Помоги птицам в лесу, парке и селе».

18

Знакомство с экосистемой поля. Практическая работа № 7.

19

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Проверочная работа № 8.

20

Повторение. Экскурсия в музей природы г. Ярославля «Обитатели озера, луга, леса родного края».

                                                                     Живые участники круговорота веществ (12 ч.)  Повторение (2 ч.)

20

Формирование умения характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Пр. раб. « Как растут растения». Опыт «Испарение воды листьями».

- характеризовать условия, необходимые для жизни растений;

- рассказывать о роли растений в природе и жизни людей;

- определять части цветкового растения;

- приводить примеры хвойных  и цветковых растений., выделять их отличия (на примере своей местности);

- сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия;

- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях своего региона и обсуждать полученные сведения;

- выращивать растения в группах (из семян, побегов, листа).

21

Формирование умения характеризовать условия, необходимые для жизни животных. Проверочная  работа № 9.

- характеризовать  условия, необходимые для жизни животных;

- характеризовать роль животных в природе и жизни людей;

- описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности);

- сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности);

- перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными;

- сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей;

- сравнивать способы питания, размножения, обмена информации животных;

- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о животных своего региона  обсуждать полученные сведения;

- проводить наблюдения во время экскурсии («Природные сообщества родного края», «Разнообразие растений и животных»);

22

Формирование умения характеризовать роль животных в природе  жизни людей.

23

Знакомство с отрядом рыбы. Земноводные. Проверочная работа № 10

24

Знакомство с отрядом пресмыкающиеся.

25

Знакомство с отрядом птицы. Проверочная работа № 11

26

Знакомство с отрядом звери.

27

Осторожно : животные. Проверочная работа № 12.

28

Формирование умения различать съедобные и ядовитые грибы.

- рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей;

- различать и определять (П) съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности);

29

Роль грибов в природе и жизни растений. Проверочная работа № 13.

30

Экскурсия в зоопарк  г. Ярославля «Многообразие растений и животных родного края»

- приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально- эстетического характера;

- оценивать влияние современного человека на природу;

- оценивать свою личную роль в охране природы;

- приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей от природы;

- участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы;

- характеризовать работу людей по сохранению природы;

- подготавливать в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в краеведческий музей  (ознакомление с природой родного края);

31

Формирование умения оценивать влияние современного человека на природу, свою личную роль в охране природы. Проверочная работа № 14.

32

Повторение. Подготовка к контрольной работе. Проверочная работа № 15.

33

Контрольная работа № 2.

                                                                                 Часть 2 «МОЕ ОТЕЧЕСТВО»

34

Введение. Отправляемся в путешествие.

                                                                               Твои родные и твоя родина (4 ч.)

35

Живая связь времен.  Пр. раб  «Моя родословная»

Практическая работа

- составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях,

-  объяснять личное значение («для меня») понятий «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество»;

- находить на ленте времени века, годы, точку отсчета (эру);

- находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники);

Практическая работа

а также о судьбе представителей разных поколений;

- соотносить годы с конкретными веками;

- преобразовывать извлеченную информацию  в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять ее в  виде устного или письменного текста, рисунка;

- обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края;

36

Формирование умения находить на ленте времени века, годы, точку отсчета (эру) (практич. раб.)

37

Формирование умения объяснять личное значение («для меня») понятий «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество». Проверочная работа № 1.

38

История – наука о прошлом человечества. Проверочная работа № 2.

   Времена Древней Руси (6 ч.), Московского государства (4 ч.), Российской империи (5 ч.), Советской России и СССР (5 ч.) Повторение (2 ч.)

39-40

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси.

- размещать на ленте времени по соответствующим  эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий,

- находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт- Петербург, города России, места известных исторических событий;

- отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени,

- оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда;

- описывать (по результатам экскурсии, просмотра наглядных материалов о достопримечательностях родного города(села),городов России, Санкт-Петербурга, Москвы) свои эмоции;

- собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры; принять посильное участие в их охране (П);

- обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах,родной страны, полученными из разных источников информации, и бесед со старшими родственниками;

- участвовать в обсуждениях , моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания;

- находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и др.) из текста, иллюстраций,  карт учебника, из дополнительных источников знаний  (словари, энциклопедии, справочники);

а также известные ученику имена исторических деятелей  и памятники культуры;

а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях;

- оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как  «плохие» или только «хорошие», высказывать свое обоснованное отношение  к этим событиям и поступкам;

Практическая работа

- изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры и сопровождать их собственным кратким поясняющим текстом (устным или письменным);

- создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков », «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом»;

- о традициях и порядках

- высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом;

- преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять ее в виде устно или письменного текста, рисунка;

- выполнять в группе задания по осмыслению и оценке значимого события, явления прошлого своей малой Родины, нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его );

41

Знакомство с городами Древней Руси. Памятники культуры. Пр. раб с картой.

42

За землю Русскую!

43

«Слово о погибели русской земли». Пр. раб. с картой. Провер. раб. № 3.

44

От Древней Руси к единой России. Пров. раб. № 4.

45

Знакомство с землей и людьми Московского государства. Пр. раб. с картой.

46

Знакомство с Москвой Златоглавой. Памятники культуры.

47

Начало смутного времени. Народное ополчение.

48

Окончание смутного времени.

49

Повторение. Подготовка к контрольной работе.

50

 Повторение. Контрольная работа № 1.

51

Знакомство с «отцом Отечества» Петром Великим.

52

Власть и народ в Российской империи.

53

Знакомство с великим ученым, изобретателем, поэтом М.В. Ломоносовым. Золотой век русской культуры.

54

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.

55

Знакомство с императором- освободителем Александром  вторым. Отмена крепостного права.

Пров. раб № 5

56

Россия в начале 20 века. Революция 1917 года. Образование СССР.

57

Времена Советской России.

58

Великая Отечественная Война 1941-1945 г.г. Пров. раб.№ 6.

59

«Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны» (доклады учащихся)

60

Характеристика государства СССР после Великой Отечественной войны.  Пров. раб. № 7.

                                                                                       Современная Россия (6 ч.)   Повторение (2 ч.)

61

Знакомство с символами России. Практ. раб. с картой

- объяснять значение понятий «государство», «демократия»,

- узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран ;

- описывать по изображению элементы герба Москвы, Санкт-Петербурга, родного региона,

Практическая работа

- демонстрировать свое уважение (вставать) при прослушивании гимна России;

- участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с  людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества , соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания;

Практическая работа

- изготовить (по возможности) элемент,  модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.;

- подготовить иллюстрированный текст (лист, эл. презентация) о культурном богатстве одного или нескольких народов России;

- создать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации;

- участвовать  (в активной роли) в праздновании местных и государственных праздников;

- описывать свои эмоции от участия в подготовке и проведении местных и государственных праздников;

- находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники);

- применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни;

а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан;

- объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз);

- а также предлагать объяснения их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации;

- участвовать в коллективном исполнении гимна России;

- высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом;

- активно знакомиться (задавать вопросы, формулировать свое мнение) с материалами о народах России, представленными другими школьниками;

- самостоятельно выбирать активную роль в подготовке и проведении местных и государственных праздников;

- описывать свои чувства, личные впечатления от участия в подготовке и проведении местных и государственных праздников;

- преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать вое отношение) и представлять ее в виде устного или письменного текста, рисунка;

- выполнять  в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления настоящего нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его );

- обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о настоящем родного края, народов России, всей страны;

62

Знакомство с понятием «демократия». Практ. раб. «Составляем рассказ о России».

63

Знакомство с органами власти государства. Конституция России.

64

Знакомство с народами России. Практ. раб. «Рассказываем о народах нашей страны».

65

Россия – наш общий дом. Практ. раб. с картой.

66

Повторение. Подготовка к контрольной работе.

67

Повторение. Контрольная работа № 2.

68

Мы гордимся своей страной  (доклады учащихся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.

Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы по окружающему миру А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина (М., «Баласс», 2011), рекомендованно...

Рабочая программа по технологии 1 класс "Школа 2100" ФГОС

Программа с тематическим планированием...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс школа 2100 ФГОС НОО

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс школа 2100 ФГОС НОО...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа 2100" ФГОС

Этот материал поможет создать свою рабочую программу по окружающему миру 2 класс "2100"...

Рабочая программа по математике 3 класс Школа 2100 ФГОС

Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...