Рабочая программа по окружающему миру . 3 класс .УМК "Школа России" ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Программа по окружающему миру составлена на основе « Закона РФ об  образовании», Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Окружающий мир» автор А. А. Плешаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh_mir_3_klass.docx115.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чулковская основная общеобразовательная школа

             

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Чулковской ООШ

_________________  И.А. Семченко

«______»_____________________2013 г.

Рабочая программа по окружающему миру

3 класс

Составитель: Полупанова Наталия Николаевна

 учитель  начальных классов  

первой  категории

                                                                                                                                                   2013г

                                              

                                                                                    Пояснительная записка

Программа по окружающему миру составлена на основе « Закона РФ об  образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Окружающий мир» автор А. А. Плешаков. Программа взята без изменений.

Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

—  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

           3) идея уважения к миру.                                                                                                                                                                                                 Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.                                                    Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.                                                      Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.   В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

   Стандарт второго поколения позволяет строить процесс обучения с опорой на творческую деятельность ребенка и по-новому представлять его результат. К результатам обучения по комплекту «Школа России» относятся не только сформированная система знаний и способов действий, но и результаты, выраженные в предметно-деятельностной форме. Например: интервью с человеком той или иной профессии, подборка вопросов для викторины, сценарий праздника, коллективное создание «Музея наших путешествий» или «Красной книги нашего края», выставка творческих работ и др. При этом открываются широкие возможности для организации проектной деятельности учащихся, как в рамках отдельных предметов, так и на межпредметной основе.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

 Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» отводится 2ч в неделю.

3 класс —68ч (34учебные недели).

                                                                                                    Основное содержание

            Тема

Количество часов

                                             Содержание

Как устроен мир

6

  Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Это удивительная природа

18

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Мы и наше здоровье

10

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

Наша безопасность

7

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Чему учит экономика

12

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Путешествие  по городам и странам

15

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

 

                                                                    Требования к уровню подготовки  обучающихся

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

        -человек - часть природы и общества;

           •         что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

            •        основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

            •        основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

           •        взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

           •        взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

           •        строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

           •        правила гигиены; основы здорового образа жизни;

           •        правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

           •        правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;

           •        потребности людей; товары и услуги;

           •        роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;

           •        некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Учащиеся должны уметь:

            •        распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

            •        проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

           •        объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

           •        соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

           •        выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

           •        выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

           •        владеть элементарными приемами чтения карты;

            •        приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

                                                                              Личностные универсальные учебные действия

- ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро»,   «родина», «природа», «семья», «мир»  

- уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

- освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

 

                                                                              Регулятивные универсальные учебные действия.

-самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

- самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

- определять цель учебной деятельности   самостоятельно.

- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

- определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

- использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

- оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.

                                                                              Коммуникативные универсальные учебные действия

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

- критично относиться к своему мнению

- понимать точку зрения другого

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

 

                                                                                  Познавательные универсальные учебные действия

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

- самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по окружающему миру 3 класс

по

п/п

Дата

Тема

Количество часов

Решаемые проблемы (цели)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

понятия

предметные результаты

универсальные учебные действия  

личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Как устроен мир   6ч.

1

Природа.

1

Цели: ознакомить  с разнообразием  природы и её классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к природе

неживая природа, живая природа, организм, биология, царства, бактерии,  микроскоп

Учащиеся должны знать/ понимать классификацию природы, доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа разнообразна, раскрывать ценность природы для людей

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить  

Познавательные: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и  неживой природы по известным признакам; классифицировать объекты живой природы Коммуникативные

работать в паре, предлагать задания к рисункам.

формирование личного отношения к окружающему миру

2

Человек.

1

Цели: рассмотреть отличие человека от других объектов живой природы; ознакомить со ступенями познания

ступени познания: восприятие, память, мышление,

воображение

Учащиеся должны знать/ понимать

 чем человек отличается от других объектов, различать внешность человека и его внутренний мир

Регулятивные:   формулировать выводы, оценивать свои достижения  

Познавательные:  анализировать проявления  внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях   с людьми ;моделировать  ступени познания  человеком окружающего мира в ходе ролевых игр

Коммуникативные:

 работать в паре,  формулировать собственное мнение

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

3

Проект « Богатства , отданные людям»

1

Цель: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Научаться: определять цель проекта; собирать материал в дополнительной краеведческой литературе,    

  краеведческой литературе, музее, входе интервью, в Интернете

Регулятивные: составлять план и последовательность действий

Познавательные: контролировать  и оценивать процесс и результат

деятельности, анализ информации презентовать полученную информацию

Коммуникативные: распределять обязанности по проекту в группах; оценивать результаты работы,

мотивация учебной деятельности

4

Общество

1

Цели: дать уч-ся представление о людях, населяющих планету Земля; подвести к тому, чтобы дети проявляли дружбу и уважение к любому народу; воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине.

государство, территория,

общество

Учащиеся должны уметь определять место человека в мире, характеризовать семью, народ, государство, как  части общества, сопоставлять формы правления в государстве , соотносить страны и народы

Регулятивные: Умение выполнять задачи в соответствии с целью; оценивать достижения на уроке

Познавательные: описывать по фотографиям достопримечательности разных стран,   анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации

Коммуникативные: работать в группе.      

гражданская идентичность в форме осознания «Я»  как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину.

5

Что такое экология

1

Цели: дать понятие об экологии-как науке о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии  человека с природой; на  основе экологических связей

эколог, экология

Учащиеся должны уметь отличать экологию от других похожих наук, определять экологические связи.

Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос; оценивать достижения на уроке

Познавательные:  анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой  и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них , опираясь на схему    

 Коммуникативные:  работа в паре; договариваться о распределение

функций и ролей  в совместной деятельности; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

 

формирование личного отношения к окружающему миру

6

Природа в опасности!

1

Цели:  познакомить уч-ся  с тем, как человек влияет на природу и с какой целью  создана Красная книга

заповедники, национальный парк, Красная книга

Учащиеся должны

знать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Знать некоторые виды растений

и животных, занесённых в Красную книгу.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды

, моделировать в виде схемы воздействие человека на природу.

Коммуникативные: работать в группе, работать со взрослыми, строить монологичное высказывание

формирование личного отношения к окружающему миру

Это удивительная природа 18 ч

7

Тела, вещества , частицы

1

Цель: познакомить с телами  и их составом

тела, вещества, частицы

Учащиеся должны уметь определять понятия: тело, вещество, частица, классифицировать тела и вещества. Приводить примеры  естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких, газообразных веществ

Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы; оценивать достижения на уроке

 Познавательные: проверять с помощью учебника правильность приведённых примеров, осуществлять самопроверку, моделировать расположение частиц в твёрдом, жидком, газообразном веществах

 Коммуникативные: работать в группе

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

8

Разнообразие веществ

1

Цели: ознакомить с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота; учить правильно пользоваться этими веществами

соль, крахмал, кислота, сахар

Учащиеся должны знать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Уметь правильно пользоваться этими веществами.

Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

Познавательные: ставить опыты, фиксировать результаты исследования, использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков

Коммуникативные: умение работать в паре и со взрослыми, слушать собеседника

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

9

Воздух и его охрана

1

Цель: ознакомить с составом и свойствами воздуха

 

кислород,  углекислый газ

Учащиеся должны

знать состав и свойства воздуха.

Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

Познавательные: анализировать схему ( диаграмму) с

целью определения состава воздуха; исследовать  с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования Коммуникативные: умение работать в паре и со взрослыми

мотивация учебной деятельности

10

Вода

1

Цели: ознакомить  со свойствами воды; учить определять по свойствам  воды возможность употребления её в пищу

фильтр

Учащиеся должны

уметь определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные: учить наблюдать , сравнивать, делать выводы , находить главные  мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста, обобщать информацию

Коммуникативные: умение работать в паре и со взрослыми,  строить понятные для партнёра высказывания

мотивация учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

11

Превращения  и круговорот воды

1

Цель:  сформулировать  у детей представление о круговороте  воды, как важнейшем явлении в природе

круговорот, испарение

Учащиеся должны

знать, как осуществляется круговорот воды в природе,  Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами.

Регулятивные Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы; оценивать достижения на уроке

Познавательные: учить наблюдать , сравнивать, делать выводы ,анализировать рисунок- схему, моделировать круговорот  воды в природе, осуществлять самопроверку.

Коммуникативные: работать в паре

мотивация учебной деятельности

12

Берегите воду!

1

Цели: рассмотреть причины загрязнения водоёмов, ознакомить детей  с мерами охраны водоёмов от загрязнения

Учащиеся должны

знать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; оценивать достижения на уроке Познавательные:  находить и использовать  при ответе на вопрос цифровые данные из учебника, извлекать из текста  учебника информацию в соответствии с заданием, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; моделировать  в виде динамической схемы источники загрязнения воды

Коммуникативные умение работать в паре и со взрослыми,  

мотивация учебной деятельности

13

Как разрушаются камни?

1

Цель: формировать представление о разрушение и в природе твёрдых пород под воздействием определённых  факторов

Учащиеся должны

уметь определять причины разрушения твёрдых тел.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; оценивать достижения на уроке

Познавательные: моделировать в виде схемы  увеличение  расстояний между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении,

 Коммуникативные:  работать со взрослыми, строить  монологическое высказывание

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

14

Что такое почва?

1

Цели: формировать представление уч-ся  о почве как верхнем слое земли, выявить основные  свойства почвы; узнать о преобладающих почвах родного края.

плодородие

Учащиеся должны

знать основные свойства почвы, состав почвы. Уметь определять наличие разных компонентов в почве.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные: учить наблюдать , сравнивать, делать выводы, моделировать связи  почвы и растений , анализировать рисунок учебника  по предложенным  заданиям и вопросам.

 Коммуникативные:   высказывать и обосновывать гипотезы о плодородии почвы    

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

15

Разнообразие растений

1

Цель: ознакомить  уч-ся  с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы растений

ботаника , виды растений

Учащиеся должны

уметь отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные:  анализ информации; узнавать, называть и классифицировать объекты окружающей действительности; подготавливать сообщений

 Коммуникативные:   работать в группе; договариваться о распределение

ролей в совместной деятельности

мотивация учебной деятельности

16

Солнце, растения и мы с вами.

1

Цели: рассмотреть связь солнца, растений  и людей; показать скрытую от наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на Земле

Учащиеся должны

уметь устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека.  

Регулятивные:  понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Познавательные: моделировать процессы питания      и дыхания растений, рассказывать о этих процессах с помощью выполненной схемы

 Коммуникативные:  

 сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы.

формирование личного отношения к окружающему миру

17

Размножение и развитие растений

1

Цели: расширить знания о жизни растений, дать представление о размножении и развитии растений из семени.

Какие условия  необходимы для жизни растений?

Учащиеся должны

знать этапы развития растения из семени, способы размножения растений.

Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

Познавательные: работать с терминологическим словарём ,передача информации устным способом, использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные:   строить понятные для партнёра высказывания

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

18.

Охрана растений

1

Цели: обобщить знания уч-ся о значении растений в жизни животных и человека; раскрыть основные экологические правила , которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе

Учащиеся должны

уметь объяснять, почему многие растения становятся редкими. Знать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы; оценивать достижения на уроке Познавательные:  осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме творческого характера

Коммуникативные: обсуждать материалы книги « Великан на поляне»

адекватно оценивать собственное  поведение и поведение окружающих ;вырабатывать бережное отношение  ко всему живому.

19

Разнообразие животных

1

Цель:  ознакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками

 зоология

Учащиеся должны

знать классификацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе.

Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы ; оценивать достижения на уроке

Познавательные:  работать с терминологическим словарём

Коммуникативные:   слушать собеседника

мотивация учебной деятельности; ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным.

Кто что ест?

 20

Кто что ест?

Проект « Разнообразие природы родного края»

1

Цели: Классифицировать животных по  типу пищи; рассмотреть цепи питания животных ; изучить приспособленность животных  к добыванию пищи и защите от врагов; подготовка к выполнению проекта: распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

насекомоядные, всеядные, растительноядные, хищники.

Учащиеся должны

знать классификацию животных по типу пищи. Уметь составлять цепи питания,  находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края

Регулятивные:  составлять план и последовательность действий; оценивать результаты работы

Познавательные: контролировать  и оценивать процесс и результат деятельности, анализ информации презентовать полученную информацию

Коммуникативные: распределять обязанности по проекту в группах;

мотивация учебной деятельности

21

Размножение и развитие животных.

1

Цель: ознакомить  с размножением и развитием животных  

Учащиеся должны

знать способы размножения животных

Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

Познавательные: моделировать стадии размножения животных; работать с терминологическим словарём; передача информации устным способом.

Коммуникативные: оценивать результаты работы

мотивация учебной деятельности

22

Охрана животных

1

Цель: ознакомить с Красной книгой и животными, которые в неё внесены  

Красная  книга

Учащиеся должны

уметь определять причины исчезновения животных. Знать экологические правила, которые должны выполнять люди.

Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

Познавательные:  узнавать , называть животных , занесённых в Красную книгу России, формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе, поиск информации из различных источников; осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме творческого характера

Коммуникативные : строить монологическое высказывание; обсуждать меры по охране животных

формирование личного отношения к окружающему миру; мотивация учебной деятельности

23

В царстве грибов

1

Цели:  ознакомить с разнообразием грибов, правилами сбора грибов.      

Грибы съедобные,

несъедобные

Учащиеся должны

знать съедобные и несъедобные грибы. Уметь определять строение шляпочного гриба. Знать правила сбора грибов.

Регулятивные:  формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные:  узнавать , называть и определять объекты окружающей действительности ;моделировать различие грибов- двойников, находить дополнительный материал о грибах

Коммуникативные:   строить понятные для партнёра высказывания

мотивация учебной деятельности

24

Великий круговорот жизни

1

Цели:  ознакомить с круговоротом жизни  на Земле, с основными звеньями  этого круговорота

круговорот

Учащиеся должны

знать основные звенья круговорота жизни. Уметь устанавливать взаимосвязь между ними.

Регулятивные:  формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные:   создавать модель круговорота веществ в природе; анализ информации; делать выводы, сравнивать их с учебником.

Коммуникативные:  обсуждать опасность исчезновения одного из звеньев.  

мотивация учебной деятельности

Мы и наше здоровье. 10ч

25

Организм человека

1

Цели: ознакомить  с организмом человека; учить прислушиваться  к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.

анатомия, физиология, гигиена

Учащиеся должны знать внутреннее строение организма человека. Уметь показывать внутренние органы на модели человека.

Регулятивные

Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные

характеризовать системы органов человека, показывать расположение внутренних органов на своем теле, работать с терминологическим словарём

Коммуникативные

отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в группе  

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

26

Органы чувств

1

Цели: ознакомить с органами чувств и их назначением ; учить беречь органы чувств

уши, нос, глаза, язык, кожа

Учащиеся должны

знать органы чувств и их значение для человека.

Регулятивные

Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по  предложенному плану; работать с терминологическим словарём

Коммуникативные: работать в группе

готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения

27

Надёжная защита организма

1

Цели: ознакомит детей с понятием « кожа» и её функциями

кожа,

ожоги, ушибы, обморожение

Учащиеся должны

знать функции кожи. Уметь оказывать первую помощь при небольших повреждениях.

Регулятивные

Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные: работать с терминологическим словарём; самостоятельно  выделять и  формулировать познавательную цель; передача информации устным способом

Коммуникативные: работать в группе  

 

готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

28

Опора тела и движение

1

Цель: узнать о строение своего тела

скелет, осанка, мышцы, опорно-двигательная система

Учащиеся должны

знать строение тела человека. Уметь показывать основные кости скелета. Знать правила посадки за столом и выполнять их.

Регулятивные

Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные: работать с терминологическим словарём; анализ информации

Коммуникативные:  работать со взрослыми, слушать собеседника

установка на здоровый образ жизни

29

Наше питание. Проект « Школа кулинаров»

1

Цели: ознакомить  с необходимыми организму пищеварительными веществами, пищеварительной системой; выучить правила правильного питания;     обсуждение способов и сроков работы по проекту

Учащиеся должны

знать органы пищеварительной системы. Уметь соблюдать правила питания. Уметь устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы Научаться: определять цель проекта; собирать материал в дополнительной литературе, Интернете

Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; составлять план и последовательность действий

Познавательные: устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы; составлять меню здорового питания; контролировать  и оценивать процесс и результат деятельности, анализ информации презентовать полученную информацию

Коммуникативные:  работать со взрослыми, слушать собеседника

 мотивация учебной деятельности; установка на здоровый образ жизни

 

30

Дыхание и кровообращение

1

Цели: узнать об органах дыхания и выделения

дыхательная система, кровеносная система, пульс

Учащиеся должны

знать органы дыхания и выделения. Уметь заботиться о своём здоровье.

Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные: моделировать строение дыхательной и кровеносной системы; работать с терминологическим словарём

Коммуникативные:  работать со взрослыми, слушать собеседника

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности ;готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения

31

Умей предупреждать болезни

1

Цели: ознакомить с правилами закаливания организма, правилами  сохранения и укрепления  здоровья; дать представление об инфекционных болезней

закаливание

Учащиеся должны

знать основные факторы закаливания, уметь закаливать свой организм.

Регулятивные:  Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме творческого характера; работать с терминологическим словарём

Коммуникативные:   :  работать со взрослыми, слушать собеседника

установка на здоровый образ жизни

32

Здоровый образ жизни.

        

1

Цели: продолжить работу над правилами сохранения  и укрепления здоровья; дать представление о вредных привычках

закаливание

Учащиеся должны

знать главные правила здорового образа жизни, выполнять их.

Регулятивные:  формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные:  анализ информации ; работать с терминологическим словарём

Коммуникативные:   обсуждать     правила здорового образа жизни; работать в паре   

установка на здоровый образ жизни

33

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Цель: проверить знания и умения

 Научатся: выполнять тесты с выбором ответа

Регулятивные: оценивать правильность и неправильность ответов

Познавательные:   самостоятельно готовиться к тестам, изучая

определять границы собственного знания и незнания.

информацию учебника и дополнительную литературу

Коммуникативные:   сотрудничать со взрослыми  

 

34

Презентация проектов « Богатства, отданные людям», « Разнообразие природы родного края», « Школа кулинаров»

1

Цель: представление результатов проектной деятельности

Научатся: выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Получат возможность научиться: обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; формирование адекватной оценки своих достижений.

Познавательные: презентовать полученную информацию

Коммуникативные:    слушать собеседника; формулировать собственное мнение

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

 

Наша безопасность 7ч

35

Огонь, вода и газ

1

Цели: узнать, как выглядит опасность  и почему она возникает, ознакомить с действиями при пожаре, аварии водопровода, утечке газа

Огонь, газ

Учащиеся должны

знать и уметь выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные: моделировать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа в виде схем и ролевой игры; работать с терминологическим словариком

Коммуникативные:  уметь слаженно действовать    в ситуациях  опасности

формировать способность к действиям в экстремальных ситуациях с целью сохранения своего здоровья.

36

Чтобы путь был  счастливым.

1

Цели: научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах

Учащиеся должны

уметь выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Регулятивные: делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы

Познавательные: изучать материалы учебника, выполнять тесты по теме, моделировать свои действия в различных ситуациях; готовить сообщения

стремиться соблюдать правила безопасности с целью сохранения своего здоровья

   Коммуникативные:  работать в группах,  обсуждать различные ситуации

 

37

Дорожные знаки.

1

Цели: ознакомить  с дорожными знаками. Как необходимо вести себя на дорогах ?

Дорожные знаки

Учащиеся должны

знать основные дорожные знаки, уметь ориентироваться на дороге.

Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения

Познавательные: выполнять тесты с выбором ответа, моделировать в виде схемы путь от школы домой.

Коммуникативные: обсуждать, как помогают  знаки пешеходам.

соблюдать правила безопасности  для сохранения здоровья.

38

Проект « Кто нас защищает?».

1

Цели: обсуждение способов и сроков работы

Учащиеся учатся находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т

Регулятивные: принимать учебную задачу;  оценивать свои достижения

Познавательные: находить в Интернете  информацию о вооруженных силах страны, оформлять собранные материалы в виде стенда.

Коммуникативные: брать интервью у ветеранов  войны, презентовать свой проект.

воспитывать чувство гордости за свою Родину и ее защитников

39

Опасные места.

1

Цель: выявить опасные места для человека

трансформаторная будка, стройплощадка

Учащиеся должны

знать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

Регулятивные: принимать учебную задачу урока ,формулировать выводы по теме урока, отвечать на  итоговые вопросы.

Познавательные: составлять схему своего двора и окрестностей опасных мест

Коммуникативные: обсуждать опасные места в доме и вне его, работать со взрослыми

формировать внимательное поведение, вырабатывать способность к решению проблем.

40

Природа  и наша безопасность

1

Цель: научиться защищаться от природы, на практических примерах показать отрицательное влияние  на жизнь человека.

Учащиеся должны

знать опасности природного характера: грозы, ядовитые растения, грибы, змеи, собаки и соблюдать правила безопасности при общении с природой.

Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников

Познавательные: учиться отличать гадюку от ужа, ядовитые и съедобные грибы, находить информацию о ядовитых растениях.

Коммуникативные: обсуждать рассказ « Опасные двойники»

соблюдать правила поведения в природе, использовать полученные знания для сохранения своего здоровья и жизни.

41

Экологическая безопасность.

1

Цель: доказать детям , что Земля –наш дом: бережём дом – бережём здоровье. Что такое экологическая безопасность?

экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр

Учащиеся должны

знать и выполнять правила личной экологической безопасности.

Регулятивные: отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

Познавательные: анализировать по схеме загрязнения; приводить примеры цепей загрязнения; работать с терминологическим словарём

Коммуникативные: обсуждать проблему экологической безопасности и меры  по  охране природы.

Соблюдать правила безопасности  для сохранения здоровья.

 

Чему учит экономика?  12 ч

42

Для чего нужна экономика?

1

Цель: ознакомить  с новым для них значением слова « экономика»

экономика, потребности, товары

Учащиеся должны

уметь определять понятие экономика, главную задачу экономики.

Регулятивные: принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

Познавательные: различать товары и услуги, приводить примеры; добывать информацию  об услугах в родном городе.

Коммуникативные: работать со взрослыми; прослеживать , какие товары и услуги нужны семье.

формировать внутреннюю позицию

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

Цель: ознакомить с новыми понятиями  в экономике

природные богатства, капитал, труд

Учащиеся должны

знать основные составляющие экономики,  о роли труда людей и образования в экономике  

Регулятивные: отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения

Познавательные:  прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, раскрывать роль природных богатств для экономики

Коммуникативные: работать со взрослыми, выяснять роль профессий родителей в экономике города.

воспитывать чувство гордости за свою Родину,

 почтительное отношение и уважение к труду людей всех профессий

44

Полезные ископаемые

1

Цели: ознакомить со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые

гранит, известняк, глина, каменный уголь, нефть, железная руда, песок

Учащиеся должны

знать основные полезные ископаемые ,способы добычи и охрана, их значение в жизни человека.

Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, формировать адекватную самооценку.

Познавательные:  определять полезные ископаемые с помощью атласа, рассказывать об особенностях добычи, по материалам учебника ,в музее выяснить, какие полезные ископаемые добывают у нас.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание

воспитывать бережное отношение к природным богатствам

45

Растениеводство.

1

Цели: узнать об одной из отраслей сельского хозяйства-растениеводство

Растениеводство, зерновые культуры, кормовые, прядильные,

Учащиеся должны

уметь отличать культурные растения от дикорастущих. Знать классификация  культурных растений  и их использование  для  производства продуктов питания и промышленных товаров.  

Регулятивные: делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познавательные: исследовать растение и описать его по плану; выявить связь растениеводства и промышленности; исследовать, какие продукты используются в семье. 

Коммуникативные: обсуждать в паре, зачем люди занимаются растениеводством.

воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий.

46

Животноводство

1

Цель: узнать особенности разведения и содержания домашних животных

животноводство

Учащиеся должны

знать особенности разведения и содержания домашних животных.

Регулятивные:     принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; классифицировать    животных; работать с терминологическим словарем; выявлять связь животноводства и растениеводства

Коммуникативные: осуществлять  сотрудничество с учителем и со сверстниками.

воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий.

47

Какая бывает промышленность

1

Цели: узнать о важнейшей отрасли экономики- промышленности.

Какая бывает промышленность?

промышленность

Учащиеся должны

знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности.

Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы; формировать адекватную самооценку.

 Познавательные: соотносить продукцию с отраслью, выявлять взаимосвязь отраслей,

найти в музее данные об истории предприятий города

Коммуникативные: : осуществлять  сотрудничество с учителем и со сверстниками.

формировать внутреннюю позицию, адекватно  оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм

48

Проект « Экономика родного края»

1

Цель: обсуждение способов и сроков работы по проекту  

Научаться: определять цель проекта; собирать информацию об экономике своего края( города)

Регулятивные: оценивать результаты проекта и свою роль в его создании.

Познавательные: собирать информацию об экономике родного края, оформлять материалы в виде выставки, презентации.

Коммуникативные: презентовать проект, выступать перед  одноклассниками

формировать внутреннюю позицию, адекватно  оценивать свои знания

49

Что  такое деньги

1

Цель: ознакомить  с монетами, денежными единицами, сбережениями.

Зарплата, сбережения, бартер

Учащиеся должны

уметь определять роль денег в экономике. Знать современные российские монеты.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить

Познавательные: работать с терминологическим словарем; моделировать ситуации бартера и купли-продажи ;находить информацию  об истории денег в других источниках.

Коммуникативные:

работать в паре; договариваться о распределение функций  и ролей в совместной деятельности

мотивация учебной деятельности; принимать мнение других членов коллектива.

 50

Государственный бюджет.

1

Цель: дать представление ,  что включает в себя понятие «государственный бюджет»

Бюджет, доходы, налоги, расходы

Учащиеся должны

уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы 

Научаться: использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации ; выявлять взаимосвязь между доходами и расходами,    моделировать доходы  и расходы государства в виде математических задач,  работать с терминологическим словарем.

Коммуникативные: осуществлять  сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

51

Семейный бюджет.

1

Цель: ознакомить с понятием «семейный бюджет»

семейный бюджет

Учащиеся должны

знать основы семейного бюджета.

Регулятивные: принимать учебную задачу урока,

формулировать выводы по теме урока, отвечать на  итоговые вопросы.

Познавательные: выявлять сходство и различие государственного бюджета и семейного, моделировать  семейный бюджет.

Коммуникативные :обсуждать , какие расходы первостепенные.

воспитывать положительные моральные качества, чувство сопричастности к семейному благополучию.

52-53

Экономика и экология

2

Цели: выяснить связаны ли между собой экономика и экология; ознакомить с задачами экологии и двумя сторонами экономики

 

Учащиеся должны

знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологические прогнозы.

Регулятивные: принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.

Познавательные: раскрывать взаимосвязь экономики и  экологии;

моделировать экологические прогнозы.  

Коммуникативные обсуждать, почему при осуществлении экономических проектов осуществляется экологическая экспертиза; осуществлять  сотрудничество со взрослыми

экологическая культура: ценностное отношение  к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

 

Путешествие по городам и странам  15  ч

54  55

56

Золотое кольцо России

3

Цели: ознакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями

Учащиеся должны

знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать

их на карте

Регулятивные: умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему 

Познавательные:  с помощью Интернета готовить сообщения о любом городе, находить фотографии этих городов ;составлять вопросы к викторине, прослеживать маршрут путешествия по карте; моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры

Коммуникативные:  рассказывать о достопримечательностях городов  Золотого кольца,  слушать собеседника; задавать вопросы

воспитывать чувство гордости за свою страну, сопричастности к её историческому прошлому.

57

Проект  «Музей  путешествий».

1

Цели: подготовка к выполнению проекта, знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение сроков работы.

Научаться: определять цель проекта;

выступать с подготовленными сообщениями

Регулятивные:  понимать цель и задачи проекта и стремиться их выполнять.

Познавательные:   собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки), оформлять экспозицию музея, готовить сообщения

Коммуникативные:  презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.

формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны

58

Наши ближайшие соседи

1

Цель: ознакомить уч-ся с государствами –ближайшими соседями России; выяснить как раньше называлась наша страна

Союз

Независимых Государств

СССР

Учащиеся должны знать государства. граничащие с Россией и их столицы; рассказывать и показывать на карте границы России.

Регулятивные:  принимать учебную задачу урока,

формулировать выводы по теме урока, отвечать на итоговые вопросы; формировать адекватную самооценку

Познавательные:    с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, работать с терминологическим словарем.

Коммуникативные:  обсуждать, почему с соседними государствами нужно иметь добрососедские отношения.

принимать мнение других членов коллектива; формировать чувство гордости за свою страну.

59

На севере Европы.

1

Цель: ознакомить уч-ся с северными европейскими государствами

Европа

Учащиеся должны знать страны севера Европы, их столицы, государственные устройства, символы, достопримечательности. Уметь показывать их на карте.

Регулятивные:  принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: соотносить государства и флаги, составлять вопросы викторины по странам Европы, находить материал о достопримечательностях стран.   

Коммуникативные:  работать в группе, готовит сообщения о государстве на  основе материалов учебник, выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений

формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны, позицию человека, жителя общего дома – Земля.

60

Что такое Бенилюкс?

1

Цель: ознакомить уч-ся со странами Бенилюкса

Бенилюкс

Учащиеся должны знать страны Бенилюкса, особенности их экономики, их столицы, государственное устройство,   флаги, достопримечательности.   Уметь показывать страны на карте.

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. 

Познавательные: составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; используя дополнительную литературу находить несколько интересных фактов по изученным странам.  

Коммуникативные: работать в группе,  договариваться о распределение функций  и ролей в совместной деятельности

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

61

В центре Европы

1

Цель: ознакомить уч-ся со странами , расположенными в центре Европы

физическая карта

Учащиеся должны  знать страны центра Европы, их столицы, флаги, достопримечательности

знаменитых людей. Уметь показывать страны  на карте.

Регулятивные: умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные: конкретизировать представления о городах нашей страны и   зарубежных достопримечательностях ; составлять вопросы для викторины; в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты  

Коммуникативные: работать в группе,  и выступать от группы,

распределять материал на несколько сообщений между членами групп; формирование уважительного отношения  к иному мнению;  развитие этических чувств, доброжелательности ы,

 

формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов

62

По Франции и Великобритании.

(Франция.)

1

Цель: ознакомить уч-ся с Францией

Франция

Учащиеся должны  знать

Францию, её расположение на карте, столица, государственное устройство, символы, знаменитых людей.

63

По Франции и Великобритании.

(Великобритания)

1

Цель: ознакомить уч-ся  Великобританией

Великобритания

Учащиеся должны  знать

Великобританию, её расположение на карте, столица, государственное устройство, символы, знаменитых людей.

64

На юге Европы.

1

Цель: ознакомить уч-ся со странами , расположенными на юге Европы

Греция

Италия

Учащиеся должны  знать Грецию и Италию, их географическое положение, устройство, символы, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города.

Регулятивные: умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

 

Познавательные: составлять вопросы к викторине, находить  интересные факты    в Интернете о странах      

Коммуникативные:  осуществлять  сотрудничество с учителем и со сверстниками.

формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов

65

По знаменитым местам мира.

1

Цель: ознакомить со знаменитыми местами мира

Индия,

Египет,

Америка,

Африка, Тадж-Махал, фараоны  

Учащиеся должны уметь соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; описывать достопримечательности

Регулятивные: умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные: работать с картой; находить в дополнительной литературе и интернете материал о достопримечательностях разных стран  

Коммуникативные :  осуществлять  сотрудничество с учителем и со сверстниками.

формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов

66

Проверим себя и оценим свои достижения.(

1

Цель: проверить знания и умения.

Учащиеся научаться выполнять тесты с выбором ответа.

Регулятивные: : формирование адекватной оценки своих достижений 

Познавательные:  самостоятельно  выполнять предложенные задания, применяя полученные знания.  

Коммуникативные : сотрудничать со взрослыми  

определять границы собственного знания и незнания

67-68

Презентация проектов « Кто нас защищает?», «экономика родного края», « Музей путешествий».

1

Цель: представление результатов проектной деятельности.

Учащиеся научаться выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Регулятивные:  формирование адекватной оценки своих достижений и достижений одноклассников

Познавательные:   самостоятельно готовить выступление по проекту, находить дополнительный интересный материал из различных источников. 

Коммуникативные: обсуждать выступления уч-ся, слушать собеседника

определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов

                                                                                         Перечень учебно-методического обеспечения

 

1.Учебник для 3 класса в 2 частях «Окружающий мир», Москва, Просвещение, 2012

 2.Интернет ресурсы

3.Поурочные разработки: Плешаков А.А «Окружающий мир», 3 класс

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО учителей начальных классов  №

от «_____»___________________2013 г.

Руководитель ШМО

________________Л.А Шевченко

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________Н.П. Лютикова

«_____»___________________2013 г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России фгос с ууд

пояснительная запискамежпредметные связитематическое планирование с 1-4 классКТП с ууд...

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. Школа России. ФГОС

Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к учебнику Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч.— М.: Просвещение, 2012. ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, "Школа России" ФГОС.

Рабочая программа по окружающему миру, "Школа России", 2 класс, ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России ФГОС

рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, утверждённым в 2009 г., Примерной образовательной программы начального общего образ...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Школа России. ФГОС

Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Окружающий мир" 2 класс. Автор А.А. Плешаков, издательство «Просвещение» - 2011 г. ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру . 2 класс (Школа России.ФГОС)

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями ФГОС....