Рабочая программа по окружающему миру . 3 класс .УМК "Школа России" ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Программа по окружающему миру составлена на основе « Закона РФ об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Окружающий мир» автор А. А. Плешаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh_mir_3_klass.docx | 115.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чулковская основная общеобразовательная школа
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Чулковской ООШ _________________ И.А. Семченко «______»_____________________2013 г. |
Рабочая программа по окружающему миру
3 класс
Составитель: Полупанова Наталия Николаевна учитель начальных классов первой категории |
2013г
Пояснительная записка
Программа по окружающему миру составлена на основе « Закона РФ об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Окружающий мир» автор А. А. Плешаков. Программа взята без изменений.
Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
Стандарт второго поколения позволяет строить процесс обучения с опорой на творческую деятельность ребенка и по-новому представлять его результат. К результатам обучения по комплекту «Школа России» относятся не только сформированная система знаний и способов действий, но и результаты, выраженные в предметно-деятельностной форме. Например: интервью с человеком той или иной профессии, подборка вопросов для викторины, сценарий праздника, коллективное создание «Музея наших путешествий» или «Красной книги нашего края», выставка творческих работ и др. При этом открываются широкие возможности для организации проектной деятельности учащихся, как в рамках отдельных предметов, так и на межпредметной основе.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» отводится 2ч в неделю.
3 класс —68ч (34учебные недели).
Основное содержание
Тема | Количество часов | Содержание |
Как устроен мир | 6 | Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. |
Это удивительная природа | 18 | Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. |
Мы и наше здоровье | 10 | Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья. |
Наша безопасность | 7 | Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. |
Чему учит экономика | 12 | Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке. |
Путешествие по городам и странам | 15 | Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
-человек - часть природы и общества;
• что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
• основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
• основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
• взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
• взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
• строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
• правила гигиены; основы здорового образа жизни;
• правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
• правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
• потребности людей; товары и услуги;
• роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
• некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
• распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
• проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
• объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
• соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
• выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
• выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
• владеть элементарными приемами чтения карты;
• приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Личностные универсальные учебные действия
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «родина», «природа», «семья», «мир»
- уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.
- освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
Регулятивные универсальные учебные действия.
-самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
- самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
- определять цель учебной деятельности самостоятельно.
- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
- определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
- использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
- оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
- критично относиться к своему мнению
- понимать точку зрения другого
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Познавательные универсальные учебные действия
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по окружающему миру 3 класс
по
№ п/п | Дата | Тема | Количество часов | Решаемые проблемы (цели) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
понятия | предметные результаты | универсальные учебные действия | личностные результаты | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Как устроен мир 6ч. | ||||||||
1 | Природа. | 1 | Цели: ознакомить с разнообразием природы и её классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к природе | неживая природа, живая природа, организм, биология, царства, бактерии, микроскоп | Учащиеся должны знать/ понимать классификацию природы, доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа разнообразна, раскрывать ценность природы для людей | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить Познавательные: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и неживой природы по известным признакам; классифицировать объекты живой природы Коммуникативные работать в паре, предлагать задания к рисункам. | формирование личного отношения к окружающему миру | |
2 | Человек. | 1 | Цели: рассмотреть отличие человека от других объектов живой природы; ознакомить со ступенями познания | ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение | Учащиеся должны знать/ понимать чем человек отличается от других объектов, различать внешность человека и его внутренний мир | Регулятивные: формулировать выводы, оценивать свои достижения Познавательные: анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми ;моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр Коммуникативные: работать в паре, формулировать собственное мнение | самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | |
3 | Проект « Богатства , отданные людям» | 1 | Цель: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | Научаться: определять цель проекта; собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, краеведческой литературе, музее, входе интервью, в Интернете | Регулятивные: составлять план и последовательность действий Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, анализ информации презентовать полученную информацию Коммуникативные: распределять обязанности по проекту в группах; оценивать результаты работы, | мотивация учебной деятельности | ||
4 | Общество | 1 | Цели: дать уч-ся представление о людях, населяющих планету Земля; подвести к тому, чтобы дети проявляли дружбу и уважение к любому народу; воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине. | государство, территория, общество | Учащиеся должны уметь определять место человека в мире, характеризовать семью, народ, государство, как части общества, сопоставлять формы правления в государстве , соотносить страны и народы | Регулятивные: Умение выполнять задачи в соответствии с целью; оценивать достижения на уроке Познавательные: описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации Коммуникативные: работать в группе. | гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину. | |
5 | Что такое экология | 1 | Цели: дать понятие об экологии-как науке о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой; на основе экологических связей | эколог, экология | Учащиеся должны уметь отличать экологию от других похожих наук, определять экологические связи. | Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос; оценивать достижения на уроке Познавательные: анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них , опираясь на схему Коммуникативные: работа в паре; договариваться о распределение функций и ролей в совместной деятельности; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
| формирование личного отношения к окружающему миру | |
6 | Природа в опасности! | 1 | Цели: познакомить уч-ся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга | заповедники, национальный парк, Красная книга | Учащиеся должны знать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Знать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды , моделировать в виде схемы воздействие человека на природу. Коммуникативные: работать в группе, работать со взрослыми, строить монологичное высказывание | формирование личного отношения к окружающему миру | |
Это удивительная природа 18 ч | ||||||||
7 | Тела, вещества , частицы | 1 | Цель: познакомить с телами и их составом | тела, вещества, частицы | Учащиеся должны уметь определять понятия: тело, вещество, частица, классифицировать тела и вещества. Приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких, газообразных веществ | Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы; оценивать достижения на уроке Познавательные: проверять с помощью учебника правильность приведённых примеров, осуществлять самопроверку, моделировать расположение частиц в твёрдом, жидком, газообразном веществах Коммуникативные: работать в группе | самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | |
8 | Разнообразие веществ | 1 | Цели: ознакомить с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота; учить правильно пользоваться этими веществами | соль, крахмал, кислота, сахар | Учащиеся должны знать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Уметь правильно пользоваться этими веществами. | Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные: ставить опыты, фиксировать результаты исследования, использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков Коммуникативные: умение работать в паре и со взрослыми, слушать собеседника | самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | |
9 | Воздух и его охрана | 1 | Цель: ознакомить с составом и свойствами воздуха
| кислород, углекислый газ | Учащиеся должны знать состав и свойства воздуха. | Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные: анализировать схему ( диаграмму) с целью определения состава воздуха; исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования Коммуникативные: умение работать в паре и со взрослыми | мотивация учебной деятельности | |
10 | Вода | 1 | Цели: ознакомить со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления её в пищу | фильтр | Учащиеся должны уметь определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные: учить наблюдать , сравнивать, делать выводы , находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста, обобщать информацию Коммуникативные: умение работать в паре и со взрослыми, строить понятные для партнёра высказывания | мотивация учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | |
11 | Превращения и круговорот воды | 1 | Цель: сформулировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе | круговорот, испарение | Учащиеся должны знать, как осуществляется круговорот воды в природе, Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами. | Регулятивные Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы; оценивать достижения на уроке Познавательные: учить наблюдать , сравнивать, делать выводы ,анализировать рисунок- схему, моделировать круговорот воды в природе, осуществлять самопроверку. Коммуникативные: работать в паре | мотивация учебной деятельности | |
12 | Берегите воду! | 1 | Цели: рассмотреть причины загрязнения водоёмов, ознакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения | Учащиеся должны знать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; оценивать достижения на уроке Познавательные: находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника, извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды Коммуникативные умение работать в паре и со взрослыми, | мотивация учебной деятельности | ||
13 | Как разрушаются камни? | 1 | Цель: формировать представление о разрушение и в природе твёрдых пород под воздействием определённых факторов | Учащиеся должны уметь определять причины разрушения твёрдых тел. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; оценивать достижения на уроке Познавательные: моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении, Коммуникативные: работать со взрослыми, строить монологическое высказывание | самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | ||
14 | Что такое почва? | 1 | Цели: формировать представление уч-ся о почве как верхнем слое земли, выявить основные свойства почвы; узнать о преобладающих почвах родного края. | плодородие | Учащиеся должны знать основные свойства почвы, состав почвы. Уметь определять наличие разных компонентов в почве. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: учить наблюдать , сравнивать, делать выводы, моделировать связи почвы и растений , анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам. Коммуникативные: высказывать и обосновывать гипотезы о плодородии почвы | самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | |
15 | Разнообразие растений | 1 | Цель: ознакомить уч-ся с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы растений | ботаника , виды растений | Учащиеся должны уметь отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: анализ информации; узнавать, называть и классифицировать объекты окружающей действительности; подготавливать сообщений Коммуникативные: работать в группе; договариваться о распределение ролей в совместной деятельности | мотивация учебной деятельности | |
16 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | Цели: рассмотреть связь солнца, растений и людей; показать скрытую от наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на Земле | Учащиеся должны уметь устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить Познавательные: моделировать процессы питания и дыхания растений, рассказывать о этих процессах с помощью выполненной схемы Коммуникативные: сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. | формирование личного отношения к окружающему миру | ||
17 | Размножение и развитие растений | 1 | Цели: расширить знания о жизни растений, дать представление о размножении и развитии растений из семени. Какие условия необходимы для жизни растений? | Учащиеся должны знать этапы развития растения из семени, способы размножения растений. | Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные: работать с терминологическим словарём ,передача информации устным способом, использовать знаково-символические средства. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания | самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | ||
18. | Охрана растений | 1 | Цели: обобщить знания уч-ся о значении растений в жизни животных и человека; раскрыть основные экологические правила , которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе | Учащиеся должны уметь объяснять, почему многие растения становятся редкими. Знать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. | Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы; оценивать достижения на уроке Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме творческого характера Коммуникативные: обсуждать материалы книги « Великан на поляне» | адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих ;вырабатывать бережное отношение ко всему живому. | ||
19 | Разнообразие животных | 1 | Цель: ознакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками | зоология | Учащиеся должны знать классификацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе. | Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы ; оценивать достижения на уроке Познавательные: работать с терминологическим словарём Коммуникативные: слушать собеседника | мотивация учебной деятельности; ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным. | |
Кто что ест? | ||||||||
20 | Кто что ест? Проект « Разнообразие природы родного края» | 1 | Цели: Классифицировать животных по типу пищи; рассмотреть цепи питания животных ; изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов; подготовка к выполнению проекта: распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | насекомоядные, всеядные, растительноядные, хищники. | Учащиеся должны знать классификацию животных по типу пищи. Уметь составлять цепи питания, находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края | Регулятивные: составлять план и последовательность действий; оценивать результаты работы Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, анализ информации презентовать полученную информацию Коммуникативные: распределять обязанности по проекту в группах; | мотивация учебной деятельности | |
21 | Размножение и развитие животных. | 1 | Цель: ознакомить с размножением и развитием животных | Учащиеся должны знать способы размножения животных | Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные: моделировать стадии размножения животных; работать с терминологическим словарём; передача информации устным способом. Коммуникативные: оценивать результаты работы | мотивация учебной деятельности | ||
22 | Охрана животных | 1 | Цель: ознакомить с Красной книгой и животными, которые в неё внесены | Красная книга | Учащиеся должны уметь определять причины исчезновения животных. Знать экологические правила, которые должны выполнять люди. | Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные: узнавать , называть животных , занесённых в Красную книгу России, формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе, поиск информации из различных источников; осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме творческого характера Коммуникативные : строить монологическое высказывание; обсуждать меры по охране животных | формирование личного отношения к окружающему миру; мотивация учебной деятельности | |
23 | В царстве грибов | 1 | Цели: ознакомить с разнообразием грибов, правилами сбора грибов. | Грибы съедобные, несъедобные | Учащиеся должны знать съедобные и несъедобные грибы. Уметь определять строение шляпочного гриба. Знать правила сбора грибов. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: узнавать , называть и определять объекты окружающей действительности ;моделировать различие грибов- двойников, находить дополнительный материал о грибах Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания | мотивация учебной деятельности | |
24 | Великий круговорот жизни | 1 | Цели: ознакомить с круговоротом жизни на Земле, с основными звеньями этого круговорота | круговорот | Учащиеся должны знать основные звенья круговорота жизни. Уметь устанавливать взаимосвязь между ними. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: создавать модель круговорота веществ в природе; анализ информации; делать выводы, сравнивать их с учебником. Коммуникативные: обсуждать опасность исчезновения одного из звеньев. | мотивация учебной деятельности | |
Мы и наше здоровье. 10ч | ||||||||
25 | Организм человека | 1 | Цели: ознакомить с организмом человека; учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать. | анатомия, физиология, гигиена | Учащиеся должны знать внутреннее строение организма человека. Уметь показывать внутренние органы на модели человека. | Регулятивные Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные характеризовать системы органов человека, показывать расположение внутренних органов на своем теле, работать с терминологическим словарём Коммуникативные отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в группе | конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | |
26 | Органы чувств | 1 | Цели: ознакомить с органами чувств и их назначением ; учить беречь органы чувств | уши, нос, глаза, язык, кожа | Учащиеся должны знать органы чувств и их значение для человека. | Регулятивные Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану; работать с терминологическим словарём Коммуникативные: работать в группе | готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения | |
27 | Надёжная защита организма | 1 | Цели: ознакомит детей с понятием « кожа» и её функциями | кожа, ожоги, ушибы, обморожение | Учащиеся должны знать функции кожи. Уметь оказывать первую помощь при небольших повреждениях. | Регулятивные Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: работать с терминологическим словарём; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; передача информации устным способом Коммуникативные: работать в группе |
готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | |
28 | Опора тела и движение | 1 | Цель: узнать о строение своего тела | скелет, осанка, мышцы, опорно-двигательная система | Учащиеся должны знать строение тела человека. Уметь показывать основные кости скелета. Знать правила посадки за столом и выполнять их. | Регулятивные Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: работать с терминологическим словарём; анализ информации Коммуникативные: работать со взрослыми, слушать собеседника | установка на здоровый образ жизни | |
29 | Наше питание. Проект « Школа кулинаров» | 1 | Цели: ознакомить с необходимыми организму пищеварительными веществами, пищеварительной системой; выучить правила правильного питания; обсуждение способов и сроков работы по проекту | Учащиеся должны знать органы пищеварительной системы. Уметь соблюдать правила питания. Уметь устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы Научаться: определять цель проекта; собирать материал в дополнительной литературе, Интернете | Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; составлять план и последовательность действий Познавательные: устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы; составлять меню здорового питания; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, анализ информации презентовать полученную информацию Коммуникативные: работать со взрослыми, слушать собеседника | мотивация учебной деятельности; установка на здоровый образ жизни
| ||
30 | Дыхание и кровообращение | 1 | Цели: узнать об органах дыхания и выделения | дыхательная система, кровеносная система, пульс | Учащиеся должны знать органы дыхания и выделения. Уметь заботиться о своём здоровье. | Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: моделировать строение дыхательной и кровеносной системы; работать с терминологическим словарём Коммуникативные: работать со взрослыми, слушать собеседника | самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности ;готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения | |
31 | Умей предупреждать болезни | 1 | Цели: ознакомить с правилами закаливания организма, правилами сохранения и укрепления здоровья; дать представление об инфекционных болезней | закаливание | Учащиеся должны знать основные факторы закаливания, уметь закаливать свой организм. | Регулятивные: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме творческого характера; работать с терминологическим словарём Коммуникативные: : работать со взрослыми, слушать собеседника | установка на здоровый образ жизни | |
32 | Здоровый образ жизни.
| 1 | Цели: продолжить работу над правилами сохранения и укрепления здоровья; дать представление о вредных привычках | закаливание | Учащиеся должны знать главные правила здорового образа жизни, выполнять их. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: анализ информации ; работать с терминологическим словарём Коммуникативные: обсуждать правила здорового образа жизни; работать в паре | установка на здоровый образ жизни | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | Цель: проверить знания и умения | Научатся: выполнять тесты с выбором ответа | Регулятивные: оценивать правильность и неправильность ответов Познавательные: самостоятельно готовиться к тестам, изучая | определять границы собственного знания и незнания. | ||
информацию учебника и дополнительную литературу Коммуникативные: сотрудничать со взрослыми |
| |||||||
34 | Презентация проектов « Богатства, отданные людям», « Разнообразие природы родного края», « Школа кулинаров» | 1 | Цель: представление результатов проектной деятельности | Научатся: выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Получат возможность научиться: обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; формирование адекватной оценки своих достижений. Познавательные: презентовать полученную информацию Коммуникативные: слушать собеседника; формулировать собственное мнение | самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | ||
| Наша безопасность 7ч | |||||||
35 | Огонь, вода и газ | 1 | Цели: узнать, как выглядит опасность и почему она возникает, ознакомить с действиями при пожаре, аварии водопровода, утечке газа | Огонь, газ | Учащиеся должны знать и уметь выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. | Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: моделировать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа в виде схем и ролевой игры; работать с терминологическим словариком Коммуникативные: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности | формировать способность к действиям в экстремальных ситуациях с целью сохранения своего здоровья. | |
36 | Чтобы путь был счастливым. | 1 | Цели: научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах | Учащиеся должны уметь выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | Регулятивные: делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы Познавательные: изучать материалы учебника, выполнять тесты по теме, моделировать свои действия в различных ситуациях; готовить сообщения | стремиться соблюдать правила безопасности с целью сохранения своего здоровья | ||
Коммуникативные: работать в группах, обсуждать различные ситуации |
| |||||||
37 | Дорожные знаки. | 1 | Цели: ознакомить с дорожными знаками. Как необходимо вести себя на дорогах ? | Дорожные знаки | Учащиеся должны знать основные дорожные знаки, уметь ориентироваться на дороге. | Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения Познавательные: выполнять тесты с выбором ответа, моделировать в виде схемы путь от школы домой. Коммуникативные: обсуждать, как помогают знаки пешеходам. | соблюдать правила безопасности для сохранения здоровья. | |
38 | Проект « Кто нас защищает?». | 1 | Цели: обсуждение способов и сроков работы | Учащиеся учатся находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т | Регулятивные: принимать учебную задачу; оценивать свои достижения Познавательные: находить в Интернете информацию о вооруженных силах страны, оформлять собранные материалы в виде стенда. Коммуникативные: брать интервью у ветеранов войны, презентовать свой проект. | воспитывать чувство гордости за свою Родину и ее защитников | ||
39 | Опасные места. | 1 | Цель: выявить опасные места для человека | трансформаторная будка, стройплощадка | Учащиеся должны знать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко. | Регулятивные: принимать учебную задачу урока ,формулировать выводы по теме урока, отвечать на итоговые вопросы. Познавательные: составлять схему своего двора и окрестностей опасных мест Коммуникативные: обсуждать опасные места в доме и вне его, работать со взрослыми | формировать внимательное поведение, вырабатывать способность к решению проблем. | |
40 | Природа и наша безопасность | 1 | Цель: научиться защищаться от природы, на практических примерах показать отрицательное влияние на жизнь человека. | Учащиеся должны знать опасности природного характера: грозы, ядовитые растения, грибы, змеи, собаки и соблюдать правила безопасности при общении с природой. | Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников Познавательные: учиться отличать гадюку от ужа, ядовитые и съедобные грибы, находить информацию о ядовитых растениях. Коммуникативные: обсуждать рассказ « Опасные двойники» | соблюдать правила поведения в природе, использовать полученные знания для сохранения своего здоровья и жизни. | ||
41 | Экологическая безопасность. | 1 | Цель: доказать детям , что Земля –наш дом: бережём дом – бережём здоровье. Что такое экологическая безопасность? | экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр | Учащиеся должны знать и выполнять правила личной экологической безопасности. | Регулятивные: отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. Познавательные: анализировать по схеме загрязнения; приводить примеры цепей загрязнения; работать с терминологическим словарём Коммуникативные: обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране природы. | Соблюдать правила безопасности для сохранения здоровья. | |
| Чему учит экономика? 12 ч | |||||||
42 | Для чего нужна экономика? | 1 | Цель: ознакомить с новым для них значением слова « экономика» | экономика, потребности, товары | Учащиеся должны уметь определять понятие экономика, главную задачу экономики. | Регулятивные: принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Познавательные: различать товары и услуги, приводить примеры; добывать информацию об услугах в родном городе. Коммуникативные: работать со взрослыми; прослеживать , какие товары и услуги нужны семье. | формировать внутреннюю позицию | |
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | Цель: ознакомить с новыми понятиями в экономике | природные богатства, капитал, труд | Учащиеся должны знать основные составляющие экономики, о роли труда людей и образования в экономике | Регулятивные: отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения Познавательные: прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, раскрывать роль природных богатств для экономики Коммуникативные: работать со взрослыми, выяснять роль профессий родителей в экономике города. | воспитывать чувство гордости за свою Родину, почтительное отношение и уважение к труду людей всех профессий | |
44 | Полезные ископаемые | 1 | Цели: ознакомить со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые | гранит, известняк, глина, каменный уголь, нефть, железная руда, песок | Учащиеся должны знать основные полезные ископаемые ,способы добычи и охрана, их значение в жизни человека. | Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, формировать адекватную самооценку. Познавательные: определять полезные ископаемые с помощью атласа, рассказывать об особенностях добычи, по материалам учебника ,в музее выяснить, какие полезные ископаемые добывают у нас. Коммуникативные: строить монологическое высказывание | воспитывать бережное отношение к природным богатствам | |
45 | Растениеводство. | 1 | Цели: узнать об одной из отраслей сельского хозяйства-растениеводство | Растениеводство, зерновые культуры, кормовые, прядильные, | Учащиеся должны уметь отличать культурные растения от дикорастущих. Знать классификация культурных растений и их использование для производства продуктов питания и промышленных товаров. | Регулятивные: делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Познавательные: исследовать растение и описать его по плану; выявить связь растениеводства и промышленности; исследовать, какие продукты используются в семье. Коммуникативные: обсуждать в паре, зачем люди занимаются растениеводством. | воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий. | |
46 | Животноводство | 1 | Цель: узнать особенности разведения и содержания домашних животных | животноводство | Учащиеся должны знать особенности разведения и содержания домашних животных. | Регулятивные: принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; классифицировать животных; работать с терминологическим словарем; выявлять связь животноводства и растениеводства Коммуникативные: осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. | воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий. | |
47 | Какая бывает промышленность | 1 | Цели: узнать о важнейшей отрасли экономики- промышленности. Какая бывает промышленность? | промышленность | Учащиеся должны знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности. | Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы; формировать адекватную самооценку. Познавательные: соотносить продукцию с отраслью, выявлять взаимосвязь отраслей, найти в музее данные об истории предприятий города Коммуникативные: : осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. | формировать внутреннюю позицию, адекватно оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм | |
48 | Проект « Экономика родного края» | 1 | Цель: обсуждение способов и сроков работы по проекту | Научаться: определять цель проекта; собирать информацию об экономике своего края( города) | Регулятивные: оценивать результаты проекта и свою роль в его создании. Познавательные: собирать информацию об экономике родного края, оформлять материалы в виде выставки, презентации. Коммуникативные: презентовать проект, выступать перед одноклассниками | формировать внутреннюю позицию, адекватно оценивать свои знания | ||
49 | Что такое деньги | 1 | Цель: ознакомить с монетами, денежными единицами, сбережениями. | Зарплата, сбережения, бартер | Учащиеся должны уметь определять роль денег в экономике. Знать современные российские монеты. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить Познавательные: работать с терминологическим словарем; моделировать ситуации бартера и купли-продажи ;находить информацию об истории денег в других источниках. Коммуникативные: работать в паре; договариваться о распределение функций и ролей в совместной деятельности | мотивация учебной деятельности; принимать мнение других членов коллектива. | |
50 | Государственный бюджет. | 1 | Цель: дать представление , что включает в себя понятие «государственный бюджет» | Бюджет, доходы, налоги, расходы | Учащиеся должны уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы Научаться: использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные: поиск и выделение необходимой информации ; выявлять взаимосвязь между доходами и расходами, моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач, работать с терминологическим словарем. Коммуникативные: осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. | Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. | |
51 | Семейный бюджет. | 1 | Цель: ознакомить с понятием «семейный бюджет» | семейный бюджет | Учащиеся должны знать основы семейного бюджета. | Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать на итоговые вопросы. Познавательные: выявлять сходство и различие государственного бюджета и семейного, моделировать семейный бюджет. Коммуникативные :обсуждать , какие расходы первостепенные. | воспитывать положительные моральные качества, чувство сопричастности к семейному благополучию. | |
52-53 | Экономика и экология | 2 | Цели: выяснить связаны ли между собой экономика и экология; ознакомить с задачами экологии и двумя сторонами экономики |
| Учащиеся должны знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологические прогнозы. | Регулятивные: принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Познавательные: раскрывать взаимосвязь экономики и экологии; моделировать экологические прогнозы. Коммуникативные обсуждать, почему при осуществлении экономических проектов осуществляется экологическая экспертиза; осуществлять сотрудничество со взрослыми | экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения | |
| Путешествие по городам и странам 15 ч | |||||||
54 55 56 | Золотое кольцо России | 3 | Цели: ознакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями | Учащиеся должны знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать их на карте | Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: с помощью Интернета готовить сообщения о любом городе, находить фотографии этих городов ;составлять вопросы к викторине, прослеживать маршрут путешествия по карте; моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры Коммуникативные: рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца, слушать собеседника; задавать вопросы | воспитывать чувство гордости за свою страну, сопричастности к её историческому прошлому. | ||
57 | Проект «Музей путешествий». | 1 | Цели: подготовка к выполнению проекта, знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение сроков работы. | Научаться: определять цель проекта; выступать с подготовленными сообщениями | Регулятивные: понимать цель и задачи проекта и стремиться их выполнять. Познавательные: собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки), оформлять экспозицию музея, готовить сообщения Коммуникативные: презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. | формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны | ||
58 | Наши ближайшие соседи | 1 | Цель: ознакомить уч-ся с государствами –ближайшими соседями России; выяснить как раньше называлась наша страна | Союз Независимых Государств СССР | Учащиеся должны знать государства. граничащие с Россией и их столицы; рассказывать и показывать на карте границы России. | Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать на итоговые вопросы; формировать адекватную самооценку Познавательные: с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, работать с терминологическим словарем. Коммуникативные: обсуждать, почему с соседними государствами нужно иметь добрососедские отношения. | принимать мнение других членов коллектива; формировать чувство гордости за свою страну. | |
59 | На севере Европы. | 1 | Цель: ознакомить уч-ся с северными европейскими государствами | Европа | Учащиеся должны знать страны севера Европы, их столицы, государственные устройства, символы, достопримечательности. Уметь показывать их на карте. | Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: соотносить государства и флаги, составлять вопросы викторины по странам Европы, находить материал о достопримечательностях стран. Коммуникативные: работать в группе, готовит сообщения о государстве на основе материалов учебник, выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений | формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны, позицию человека, жителя общего дома – Земля. | |
60 | Что такое Бенилюкс? | 1 | Цель: ознакомить уч-ся со странами Бенилюкса | Бенилюкс | Учащиеся должны знать страны Бенилюкса, особенности их экономики, их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности. Уметь показывать страны на карте. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; используя дополнительную литературу находить несколько интересных фактов по изученным странам. Коммуникативные: работать в группе, договариваться о распределение функций и ролей в совместной деятельности | Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. | |
61 | В центре Европы | 1 | Цель: ознакомить уч-ся со странами , расположенными в центре Европы | физическая карта | Учащиеся должны знать страны центра Европы, их столицы, флаги, достопримечательности знаменитых людей. Уметь показывать страны на карте. | Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях ; составлять вопросы для викторины; в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты Коммуникативные: работать в группе, и выступать от группы, распределять материал на несколько сообщений между членами групп; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности ы,
| формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов | |
62 | По Франции и Великобритании. (Франция.) | 1 | Цель: ознакомить уч-ся с Францией | Франция | Учащиеся должны знать Францию, её расположение на карте, столица, государственное устройство, символы, знаменитых людей. | |||
63 | По Франции и Великобритании. (Великобритания) | 1 | Цель: ознакомить уч-ся Великобританией | Великобритания | Учащиеся должны знать Великобританию, её расположение на карте, столица, государственное устройство, символы, знаменитых людей. | |||
64 | На юге Европы. | 1 | Цель: ознакомить уч-ся со странами , расположенными на юге Европы | Греция Италия | Учащиеся должны знать Грецию и Италию, их географическое положение, устройство, символы, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. | Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему
Познавательные: составлять вопросы к викторине, находить интересные факты в Интернете о странах Коммуникативные: осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. | формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов | |
65 | По знаменитым местам мира. | 1 | Цель: ознакомить со знаменитыми местами мира | Индия, Египет, Америка, Африка, Тадж-Махал, фараоны | Учащиеся должны уметь соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; описывать достопримечательности | Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: работать с картой; находить в дополнительной литературе и интернете материал о достопримечательностях разных стран Коммуникативные : осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. | формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения.( | 1 | Цель: проверить знания и умения. | Учащиеся научаться выполнять тесты с выбором ответа. | Регулятивные: : формирование адекватной оценки своих достижений Познавательные: самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные : сотрудничать со взрослыми | определять границы собственного знания и незнания | ||
67-68 | Презентация проектов « Кто нас защищает?», «экономика родного края», « Музей путешествий». | 1 | Цель: представление результатов проектной деятельности. | Учащиеся научаться выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Регулятивные: формирование адекватной оценки своих достижений и достижений одноклассников Познавательные: самостоятельно готовить выступление по проекту, находить дополнительный интересный материал из различных источников. Коммуникативные: обсуждать выступления уч-ся, слушать собеседника | определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов | ||
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Учебник для 3 класса в 2 частях «Окружающий мир», Москва, Просвещение, 2012
2.Интернет ресурсы
3.Поурочные разработки: Плешаков А.А «Окружающий мир», 3 класс
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей начальных классов № от «_____»___________________2013 г. Руководитель ШМО ________________Л.А Шевченко |
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________Н.П. Лютикова «_____»___________________2013 г.
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России фгос с ууд
пояснительная запискамежпредметные связитематическое планирование с 1-4 классКТП с ууд...
Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. Школа России. ФГОС
Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к учебнику Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч.— М.: Просвещение, 2012. ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, "Школа России" ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру, "Школа России", 2 класс, ФГОС....
рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России ФГОС
рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа России" ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, утверждённым в 2009 г., Примерной образовательной программы начального общего образ...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Школа России. ФГОС
Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Окружающий мир" 2 класс. Автор А.А. Плешаков, издательство «Просвещение» - 2011 г. ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру . 2 класс (Школа России.ФГОС)
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями ФГОС....