№ п/п | Дата | Тема | Количество часов | Решаемые проблемы (цели) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
|
|
|
|
|
|
|
| понятия | предметные результаты | универсальные учебные действия | личностные результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Земля и человечество 9ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
| Мир глазами астронома | 1 | Что изучает астрономия? Что такое Солнечная система?
| астрономия астроном | Учащиеся должны: характеризовать различия звёзд и планет на примере Солнца и Земли, рассказывать о мире с точки зрения астронома, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: проводить сравнение по заданным критериям Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач, работать в паре | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. |
2 |
| Планеты Солнечной системы | 1 | Какие планеты входят в состав Солнечной системы? Отчего происходит смена дня и ночи и времён года на планете Земля? | Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун | Учащиеся должны: сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года, различать планеты и спутники | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстрации в учебнике. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы |
3 |
| Звёздное небо – Великая книга Природы | 1 | Почему звёздное небо называют Великой книгой Природы? Зачем нужно уметь читать Великую книгу Природы? | Большая Медведица Малая Медведица Полярная звезда Большой пёс Сириус Телец Альдебаран Плеяды | Учащиеся должны: показывать изучаемые звёзды и созвездия на картах звёздного неба, определять направление на север по Полярной звезде | Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Познавательные: строить сообщения в устной форме. Работать с терминологическим словариком, моделировать изучаемые созвездия Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | формирование личного отношения к окружающему миру |
4 |
| Мир глазами географа | 1 | Что изучает география? Что представляют собой карта, карта полушарий и глобус? | география географ географическая карта карта полушарий глобус физическая карта политическая карта масштаб | Научаться: Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны, находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков.
| Регулятивные: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Задавать вопросы, обращаться за помощью. | формирование личного отношения к окружающему миру |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
| Мир глазами историка | 1 | Что изучает история? Что такое исторический источник? | история историк историческая карта исторический источник архив летопись археология археолог | Учащиеся должны уметь характеризовать роль исторических источников и обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить Познавательные: строить рассуждения в форме простых суждений. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
| . |
6 | | Когда и где? | 1 | Что означают слова и выражения «век» (столетие), «тысячелетие», «наша эра», «до нашей эры»? С помощью какой карты можно узнать об исторических событиях? | век (столетие) тысячелетие летоисчисление наша эра до нашей эры историческая карта | Учащиеся должны определять по « ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события | Регулятивные: различать способ и результат действия Познавательные: соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий; использовать знаково-символические средства (модели, схемы) для решения задач. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях Коммуникативные: формулировать свои затруднения; задавать вопросы; слушать собеседника., формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы Способность к оценке своей учебной деятельности. |
7 |
| Мир глазами эколога | 1 | Почему человеку не удалось покорить природу? Почему и как людям приходится бороться за сохранение природы?
| экологические проблемы, Гринпис | Учащиеся должны: характеризовать влияние человека на природу в старину и в наше время. Находить примеры работы людей по сохранению природы, правильные и неправильные формы поведения человека в природе. | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения в форме простых суждений. Находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций |
8 |
| Сокровища Земли под охраной человечества | 1 | Что такое Всемирное наследие? Какие объекты Всемирного наследия находятся в России? Что такое Международная Красная книга? | Всемирное природное наследие, Всемирное культурное наследие | Учащиеся должны уметь: различать объекты Всемирного природного и культурного наследия, уметь рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия | Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; проявлять активность во взаимодействии. | Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
9 |
| Обобщение по разделу «Земля и человечество» | 1 | Цель: Систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка и эколога. | | Учащиеся должны уметь: самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Вести устный диалог, слушать и слышать | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей. |
|
| Природа России 10ч |
|
|
|
|
|
|
10 |
| Равнины и горы России.. | 1 | Что собой представляет поверхность территории России? | Ильменский заповедник | Учащиеся должны находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте; различать холмистые и плоские равнины; рассказывать об Ильменском заповеднике. | Регулятивные: понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить Познавательные: Ставить и формулировать проблемы. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач
| Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций |
11 |
| Моря, озёра и реки России | 1 | Какие водоёмы России являются самыми большими? | Дальневосточный морской заповедник | Учащиеся должны находить и показывать на физической карте России разные водоёмы и определять их названия. Сравнивать и различать разные формы водоёмов | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: Ставить и формулировать проблемы. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач. | Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций |
12 |
| Природные зоны России. | | Почему в России существуют разные природные зоны? Какие природные зоны существуют в России? | | Учащиеся должны: называть природные зоны России .Объяснять причины смены природных зон с севера на юг. показывать на карте природных зон области высотной поясности | Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что ещё неизвестно Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
| мотивация учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
13 | | Зона арктических пустынь | 1 | Местоположение зоны арктических пустынь. Каков растительный и животный мир природной зоны? Какую хозяйственную деятельность ведёт человек? .Экологические проблемы и охрана в зоне арктических пустынь. | Заповедник «Остров Врангеля» | Учащиеся должны: показывать на карте природных зон зону арктических пустынь. Рассказывать о зависимости природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем, о полярном дне и полярной ночи. Называть условия , необходимые для жизни живых организмов. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь. Рассказывать об экологических проблемах И охране природы в зоне арктических пустынь. Рассказывать о заповеднике « Остров Врангеля» | Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. . Коммуникативные: Формулировать своё мнение и позицию. Ставить вопросы. | Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций |
14 |
| Тундра | 1 | Местоположение зоны тундры. Каков растительный и животный мир природной зоны? Какую хозяйственную деятельность ведёт человек? .Экологические проблемы и охрана в зоне тундры. | Таймырский заповедник | Учащиеся должны знать показывать на карте природных зон зону тундры. Называть условия , необходимые для жизни живых организмов в тундре. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры. Рассказывать о занятиях местного населения. . Называть экологические проблемы рассказывать об охране природы в зоне тундры. | Регулятивные :Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: Ставить и формулировать проблемы. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
|
|
|
|
|
| Рассказывать о Таймырском заповеднике |
| |
15 |
| Леса России | 1 | Местоположение зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их природы от распределения тепла и влаги.. Каков растительный и животный мир лесных зон? Какую хозяйственную деятельность ведёт человек? .Экологические проблемы и охрана в зоне лесов. |
| Учащиеся должны уметь показывать на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов. Рассказывать о зависимости природы лесов от распределения тепла и влаги. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса. Называть экологические связи в лесах.
| Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Учиться высказывать предположение по иллюстрации. Познавательные: Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками . Определять цели, функции участников, способы взаимодействия. | Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций |
16 | | Лес и человек | 1 | Какова роль леса в природе и жизни людей? Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Познакомить с растениями и животными леса, занесёнными в Красную книгу России; с правилами поведения в лесу. | Приокско-Террасный заповедник | Учащиеся должны уметь с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей. Называть экологические проблемы зоны лесов. Называть растения и животных леса, занесённые в Красную книгу.
| Регулятивные: Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Учиться высказывать предположение по иллюстрации. Познавательные: Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: Определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
| Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций |
17 |
| Зона степей | 1 | Познакомить с местоположением зоны степей, с её природными особенностями, с экологическими проблемами степной зоны и путями их решения, заповедниками степной зоны. |
| Учащиеся должны уметь показывать на карте природных зон зону степей. Рассказывать о природных особенностях зоны степей. Называть экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Называть заповедники степной зоны.
| Регулятивные: структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: Вести диалог, слушать и слышать собеседника
| Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций
|
18 |
| Пустыни | 1 | Познакомить с местоположением зон полупустынь и пустынь, их природными особенностями; с освоением полупустынь человеком, экологическими проблемами и путями их решения | Заповедник «Чёрные земли» | Учащиеся должны уметь показывать на карте природных зон зону пустынь. Рассказывать о природных особенностях зоны пустынь. Называть экологические проблемы зоны пустынь и пути их решения.
| Регулятивные: Различать способ и результат действия. Учиться высказывать своё предположение. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.
| Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе .Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
| У Чёрного моря | 1 | Познакомить с местоположением зоны субтропиков, её природными особенностями. Правилами безопасности во время отдыха у моря., экологическими проблемами Черноморского побережья Кавказа | Черноморское побережье Кавказа субтропики | Учащиеся должны уметь показывать на карте природных зон зону субтропиков. Называть правила безопасности во время отдыха у моря. Называть экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа.
| Регулятивные: Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: Формулировать своё мнение и позицию.
| Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций |
|
| Родной край - часть большой страны 15 ч. |
|
|
|
|
|
|
20 | | Наш край
| 1 | Что можно рассказать о нашем крае, глядя на разные карты (физическая, политико-административная)? |
| Учащиеся должны осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Находить на карте России родной регион. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме . Коммуникативные: Задавать вопросы. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.
| Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций |
21 |
| Поверхность нашего края | 1 | Какие основные формы поверхности в нашем крае? Познакомить с формами земной поверхности в нашем крае, изменением поверхности края в результате деятельности человека. | овраг балка | Учащиеся должны уметь называть формы земной поверхности родного края, находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: Задавать вопросы, обращаться за помощью | Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций |
22 |
| Водные богатства нашего края | 1 | Какие водоёмы существуют в нашем крае, какое значение в жизни и деятельности человека они имеют? |
| Учащиеся должны уметь называть водные объекты своего региона, рассказывать об их значении для жизни края. | Регулятивные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Познавательные: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: Формулировать своё мнение и позицию. использовать речь для регуляции своего действия | Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе. Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения. |
23 |
| Наши подземные богатства | 1 | Какие полезные ископаемые есть в недрах нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. как человек их использует?
|
| Учащиеся должны уметь характеризовать свойства изученных полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере нашего края).
| Регулятивные: Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Применять установленные правила. Познавательные: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач
| Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе. Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
| Земля-кормилица | 1 | Познакомить с разнообразием почв России. Какие типы почв в нашем крае? Как человек использует и охраняет почвы в нашем крае? |
| Учащиеся должны уметь рассказывать о разнообразии почв России, об их охране, о наиболее распространённых типах почв. Различать типы почв родного края. | Регулятивные: Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров | Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. |
25 |
| Жизнь леса | 1 | Познакомить с природным сообществом смешанного леса, с разнообразием растений и животных, экологическими связями в сообществе. | | Учащиеся должны уметь рассказывать о природном сообществе смешанного леса, определять обитателей леса, моделировать цепи питания. | Регулятивные: Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: Формулировать своё мнение и позицию | Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения |
26 |
| Жизнь луга | 1 | Познакомить с природным сообществом луга, с разнообразием растений и животных, экологическими связями в сообществе. |
| Учащиеся должны уметь рассказывать о природном сообществе луга, | Регулятивные: Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
| Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе. |
|
| |
|
|
| определять обитателей луга, моделировать цепи питания. | Познавательные: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: Формулировать свои затруднения, задавать вопросы. | Концентрация воли и стабилизация эмоционального состояния для преодоления интеллектуальных затруднений. |
27 |
| Жизнь в пресных водоёмах |
1 | Познакомить с природным сообществом пресных вод, с разнообразием растений и животных, правилами поведения у водоёма, болотами и х охраной. |
| Учащиеся должны уметь рассказывать о природном сообществе пресных вод, определять обитателей пресных вод, моделировать цепи питания, называть правила поведения у водоёмов, рассказывать о болотах и об их охране. | Регулятивные: Различать способ и результат действия. Познавательные: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач | Мотивация учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам деятельности природоохранного поведения |
28, 29, 30 |
| Экскурсии в природные сообщества родного края | 3 | Познакомить с природными сообществами, характерные для края , где живут уч-ся |
| Учащиеся должны уметь определять природные объекты с помощью атласа-определителя, фиксировать результаты наблюдений | Регулятивные: Различать способ и результат действия.
Познавательные: сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах
Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач | Мотивация учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. |
31 |
| Растениеводство в нашем крае | 1 | Познакомить с растениеводством как отраслью сельского хозяйства, с сортами культурных растений Какие отрасли растениеводства развиты в нашем крае? | | Учащиеся должны уметь рассказывать о растениеводстве как об отрасли сельского хозяйства, называть сорта культурных растений, правила ухода за ними | Регулятивные: Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Познавательные: Ставить и формулировать проблемы. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. |
32 |
| Животноводство в нашем крае | 1 | Познакомить с животноводством как отраслью сельского хозяйства, породами домашних животных Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае? | | Учащиеся должны уметь о животноводстве как об отрасли сельского хозяйства, называть породы домашних животных | Регулятивные: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи. Познавательные: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач. | Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. |
33 | | Проверим себя и оценим свои достижения Диагностическая работа | 1 | Цели: Обобщить и проверить знания по изученному разделу. Развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности. | | Научатся: выполнять тесты с выбором ответа
| Регулятивные: оценивать правильность и неправильность ответов Познавательные: самостоятельно готовиться к тестам, изучая информацию учебника и дополнительную литературу Коммуникативные: сотрудничать со взрослыми | определять границы собственного знания и незнания. |
34 | | Презентация проектов ( по выбору) | 1 | Цель: презентовать свои сообщения | | Научаться: определять цель проекта; выступать с подготовленными сообщениями | Регулятивные: понимать цель и задачи проекта и стремиться их выполнять. Познавательные: готовить тексты сообщений, иллюстрации для презентации проекта, извлекать и обрабатывать информацию Коммуникативные: оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей. | мотивация учебной деятельности |
|
|
|
| Страницы Всемирной истории 5ч. |
|
|
|
|
35 |
| Начало истории человечества | 1 | На какие эпохи учёные делят историю человечества? Цели: познакомить с историей первобытного общества, первобытным искусством | первобытные люди | Научаться рассказывать о первобытном обществе, о первобытном искусстве, определять по « ленте времени» длительность периода первобытной истории | Регулятивные: Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Самостоятельно создавать алгоритм деятельности. Коммуникативные: Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. |
36 |
| Мир древности: далёкий и близкий | 1 | Какие государства были во времена Древнего мира? Цели: познакомить с историей Древнего мира, с их культурой и религией | Древний мир, иероглифы, пирамиды | Учащиеся должны рассказывать о Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, об их культуре и религии. Научаться понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств, находить на карте местоположение древних государств., сопоставлять алфавиты древности . | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Познавательные: извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения. Работать с терминологическим словариком Коммуникативные: сотрудничество с учителем, другими взрослыми и уч-ся
| Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. |
37 |
| Средние века: время рыцарей и замков | 1 | Какая эпоха в истории называется средними веками? | Средние века христианство ислам буддизм рыцарь замок
| Учащиеся должны рассказывать о Средних веках в истории Европы, о возникновении городов, сопоставлять мировые религии, рассказывать о рыцарях и замках, находить на карте местоположение крупных городов , возникших в Средневековье, описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов | Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
|
38 |
| Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | Какую эпоху историки называют Новым временем? Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, | | Учащиеся должны рассказывать о Новом времени в истории Европы, характеризовать научные открытия и технические изображения Нового времени, прослеживать по карте маршруты Великих | Регулятивные: Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
| Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. |
|
|
|
|
|
| географических открытий, называть выдающихся людей Нового времени | Коммуникативные: Формулировать свои затруднения; ставить вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. | |
39 |
| Новейшее время: история продолжается сегодня
| 1 | Когда началась история Новейшего времени? Сколько времени (приблизительно) она длится? Знакомство с исследованиями Арктики и Антарктики, развитием парламентаризма и республиканской формы правления, с достижениями современной науки и техники, Первой и Второй мировыми войнами, изобретением ядерного оружия. | | Учащиеся должны рассказывать об исследованиях Арктики и Антарктики. характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира, называть научные открытия и технические изобретения 20-21 веков., называть выдающихся людей Новейшего времени, понимать , что 20 столетие- это время двух самых кровопролитных войн | Регулятивные: Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Коммуникативные: Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. |
|
| Страницы истории России 20ч. |
|
|
|
|
|
|
40 |
| Жизнь древних славян | 1 | Каким образом была связана с природой жизнь древних славян? Знакомство с жизнью древних славян , их жилищем, бытом, верованием. | | Учащиеся должны: показывать на карте территории расселения древних славян, рассказывать о жизни древних славян. | Регулятивные: Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Самостоятельно создавать алгоритм деятельности.
| Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
|
|
| |
|
| |
| Коммуникативные: Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.
| |
41 |
| Во времена Древней Руси
|
1 | Как было организовано управление в Древней Руси? В чём значение принятия Русью христианства?
| великий князь бояре дружина князь Владимир Крещение Руси христианство 988 год | Учащиеся должны: называть столицу Древней Руси , понимать значения принятия Русью христианства, характеризовать систему государственной власти в 9 -11 веках в Древней Руси. | Регулятивные: Различать способ и результат действия. Учиться высказывать своё предположение. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: Задавать вопросы, обращаться за помощью | Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. |
42 |
| Страна городов | 1 | Как были устроены древние города на Руси? Что такое кремль? Когда было первое упоминание в летописи о Москве? | Кремль Великий Новгород Москва Юрий Долгорукий 1147 год | Учащиеся должны: Сопоставлять жизнь главных двух главных городов Древней Руси, объяснять важность находок археологами берестяных грамот, объяснять значение летописи об основание Москвы | Регулятивные: Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности сотрудничества с партнёром. | Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
43 |
| Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | Что из себя представляла славянская азбука и кто её создал? Что такое летопись? Знакомство с рукописными книгами. | Кирилл Мефодий кириллица IХ век летописи монах Нестор | Учащиеся должны: называть имена создателей славянской азбуки, объяснять значение слова» летопись», объяснять роль летописей для изучения истории России, объяснять роль рукописной книги в развитии русской культуры | Регулятивные: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. . Коммуникативные: Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
44 |
| Трудные времена на Русской земле . | 1 | Почему Русь не смогла организовать достойный отпор монголо-татарским полчищам? Почему шведы начали своё наступление в 1240 году? Федеральная раздробленность Руси | дань хан Батый Золотая орда 1237 год Александр Невский 1240 год | Учащиеся должны: рассказывать о монгольском нашествии, об Александре Невском, описывать вооружение воинов: древнерусских, монголо-татарских, рыцарей- крестоносцев. | Регулятивные: Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Ставить и формулировать проблемы Коммуникативные: Формулировать своё мнение и позицию. | Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. |
45 |
| Русь расправляет крылья | 1 | Как возрождалась Русь? Как происходило усиление Московского княжества? | монастырь Иван Калита | Учащиеся должны: приводить факты, свидетельствующие о возрождении Северо-Восточной Руси, рассказывать , чем известен в истории Иван Калита. | Регулятивные: Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Коммуникативные: Формулировать свои затруднения. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
| Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
|
|
|
|
|
|
| |
|
46 |
| Куликовская битва | 1 | В чём значение победы русского войска на поле Куликовом?
| Дмитрий Донской 1380 год | Учащиеся должны: рассказывать о Куликовской битве по составленному плану, моделировать ход Куликовской битвы, осознавать роль битвы в истории России | Регулятивные: Вносить необходимые дополнения Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников Коммуникативные: Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
47 |
| Иван Третий | 1 | Когда и как Русь окончательно освободилась от ордынской зависимости? Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV веках. | река Угра 1480 год Иван Третий столица Москва Иван IV | Учащиеся должны: рассказывать о возникновении единого независимого Российского государства со столицей в Москве, об укреплении экономики | Регулятивные: Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. | Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, |
|
|
|
|
|
|
| Познавательные: Ставить и формулировать проблемы. Строить рассуждения в форме простых суждений об объекте. Коммуникативные: Задавать вопросы, обращаться за помощью | чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
48 |
| Мастера печатных дел | 1 | Каково значение начала книгопечатания в России? Какими были первые русские учебники? | Иван Фёдоров книгопечатание первопечатники | Учащиеся должны: рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и изданиях первых русских учебников | Регулятивные: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничеств. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. |
49 |
| Патриоты России
| 1 | Какие опасности угрожали России в начале XVII века? Когда в России начали править цари из рода Романовых? | народное ополчение Минин и Пожарский 1612 год Михаил Фёдорович Романов 1613 год Сибирь Ермак | Учащиеся должны: осознавать роль борьбы за независимость в начале 15 века в истории России, обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции | Регулятивные: Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Использовать речь для регуляции своего действия Познавательные: Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; извлечение необходимой информации из текстов Коммуникативные: Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
50 |
| Пётр Великий | 1 | Какие главные перемены произошли в России при Петре I Великом? Почему для России был так важен флот? Когда был основан Санкт-Петербург? | император 1721 год Санкт-Петербург 16 мая 1703 года | Учащиеся должны: рассказывать о реформах Петра 1 на основе материала учебника, об основании града Петра, понимать, почему Петра 1 называют Великим. | Регулятивные: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
| Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
51 |
| Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | Каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры? | Московский университет 1755 год | Учащиеся должны: Рассказывать о М.В. Ломоносове, понимать заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры | Регулятивные: Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия; понимать учебную задачу и стремиться её выполнить Познавательные: Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Извлечение необходимой информации из текстов, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. |
52 |
| Екатерина Великая | 1 | Какие перемены произошли в России во время правления Екатерины Второй? Какие личные качества Екатерины Второй помогали ей в управлении империей? | А.В. Суворов Ф.Ф. Ушаков крепостные дворяне | Учащиеся должны: рассказывать о Екатерине Второй, рассказывать о знаменитых военачальниках Ф.Ф. Ушаков и А.В. Суворов, сравнивать положение разных слоёв российского общества, рассказывать о крестьянской войне Е. Пугачёва | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. Коммуникативные: Задавать вопросы, обращаться за помощью. | Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
53 |
| Отечественная война 1812 года | 1 | Почему война 1812 года называется Отечественной? Какой полководец командовал русскими войсками в 1812 году? Почему русский народ смог победить такого сильного врага? | Отечественная война Бородинская битва 1812 год Кутузов М.И. Наполеон | Учащиеся должны: Рассказывать о Екатерине Второй, о знаменитых военачальниках Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове
| Регулятивные: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников Коммуникативные: Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | . Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
54 |
| Страницы истории ХIХ века | 1 | Какое значение имело отмена крепостного права? Что вызвало технический прогресс в России во второй половине XIX века? | крепостное право 1861 год Александр II | Учащиеся должны: Называть технические новшества, которые изменили жизнь людей, понимать значение освобождение крестьян от крепостной зависимости, рассказывать о Петербурге и Москве после 1861 года | Регулятивные: выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Коммуникативные: Задавать вопросы, обращаться за помощью | Осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России). Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
55 | | Россия вступает в ХХ век | 1 | Какие важные события, изменившие судьбу России, произошли в стране в начале ХХ века? Что такое гражданская война? | Первая мировая война 1914 год революция 1917 год гражданская война | Учащиеся должны: Рассказывать о Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях | Регулятивные: Учиться высказывать своё предположение. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
56 |
| Страницы истории 1920 - 1930-х годов | 1 | Когда образовался Союз Советских социалистических республик (СССР)? Жизнь страны в 20-30 годы. | 1922 СССР | Учащиеся должны: рассказывать об образовании СССР, о переходе предприятий в собственность государства, о борьбе с неграмотностью, об изменениях в жизни города и деревни | Регулятивные: Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Коммуникативные: Формулировать своё мнение и позицию. | Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
57-58 |
| Великая война и Великая Победа | 2 | Когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война? | 1941-1945 Великая Отечественная война | Учащиеся должны: Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны, понимать в чём значение победы в ВОВ для нашей страны и всего мира | Регулятивные: Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Коммуникативные: Формулировать свои затруднения. Достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий. | Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
59 |
| Страна, открывшая путь в космос | 1 | Какие важные события во второй половине ХХ века изменили судьбу России? | Э.К. Циолковский С.П. Королёв Ю.А. Гагарин | Учащиеся | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить Познавательные: извлекать из дополнительной литературы информацию об космосе, работать с терминологическим словарём Коммуникативные: Задавать вопросы, обращаться за помощью | Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. |
|
| Современная Россия 9ч. |
|
|
|
|
|
|
60 | | Основной закон России и права человека | 1 | Что такое Конституция? О чём говорится во Всеобщей Декларации прав человека? | Конституция | Учащиеся должны: Рассказывать о федеральном устройстве России, понимать, что такое Конституция, о чём говорится во Всеобщей Декларации прав человека. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
|
61 | | Мы – граждане России | 1 | Что значит быть гражданином? Какие права и обязанности есть у граждан России? Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. | Президент Российской Федерации; Федеральное собрание (парламент): Совет Федерации и Государственная Дума; Правительство РФ; Председатель Правительства РФ | Учащиеся должны: называть и различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь | Регулятивные: Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения Познавательные: Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Коммуникативные: Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов и культур. |
62 |
| Славные символы России | 1 | Что такое символ? Какие символы у нашего государства? Почему нужно знать и уважать символы своего государства? Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). | флаг герб гимн | Учащиеся должны: Обсуждать особенности Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага). Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди других гербов. Знать текст Государственного гимна России, уметь выразительно декламировать (петь) его.
Узнавать по этим признакам российский флаг среди флагов других стран.
Подбирать информацию об отдельных фактах истории флагов России | Регулятивные: Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Познавательные: Узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона. Коммуникативные: Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра. | Осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России). |
63 |
| Такие разные праздники | 1 | Какое значение для государства граждан России имеют государственные праздники? Государственные праздники. Представление о праздниках в России, их различиях и особенностях. | | Учащиеся должны уметь рассказывать о родной стране и её святынях, праздничных днях России на основе данных, полученных из источников массовой информации. | Регулятивные: Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные: Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). . Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Мотивация учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. |
64
|
| Путешествие по России ( по Дальнему востоку , на просторах Сибири) | 1 | Какие народы проживают на территории России? Какие обычаи и традиции есть у каждого народа? Почему нужно уважать их? Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской части России, Цент Европейской части России, Юг Европейской части России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. | | Учащиеся должны уметь называть народы России , рассказывать об обычаях и традициях народов России, о городах России | Регулятивные: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено , и того, что ещё неизвестно .Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Коммуникативные: Строить монологическое высказывание, сотрудничество с учителем и уч-ся | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов и культур. Осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России . |
65 |
| Путешествие по России ( по Уралу, по северу европейской России) | 1 |
|
|
|
|
|
66 |
| Путешествие по России ( по Волге, по югу России) | 1 |
|
|
|
|
|
67 |
| Проверим себя и оценим свои достижения Итоговая диагностическая работа | 1 | Обобщить и систематизировать знания учащихся
|
|
|
| . определять границы собственного знания и незнания |
|
|
|
|
|
| Учащиеся должны Уметь выполнять тесты с выбором ответа. | Регулятивные: формирование адекватной оценки своих достижений Познавательные : самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные: сотрудничать со взрослыми |
|
68 |
| Презентация проектов по выбору | 1 | Цель: презентовать свои сообщения | | Научаться: определять цель проекта; выступать с подготовленными сообщениями | Регулятивные: понимать цель и задачи проекта и стремиться их выполнять. Познавательные: готовить тексты сообщений, иллюстрации для презентации проекта, извлекать и обрабатывать информацию Коммуникативные: оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей. | мотивация учебной деятельности |