Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы по окружающему миру А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина (М., «Баласс», 2011), рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Планирование соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6.10.2009 № 373) и обеспечено учебниками «Окружающий мир» для 1–4 кл., авторы А.А. Вахрушева, А.С. Раутиан, О.В. Бурский (заключения РАО (№ 01-90/5/7д от 06.08.2007) и АПК и ППРО (№ 614 от 26.07.2007). Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования. Количество недельных часов - 2. Общее количество часов - 68.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchii_mir.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы по окружающему миру А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина (М., «Баласс», 2011), рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Планирование соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6.10.2009 № 373) и обеспечено учебниками «Окружающий мир» для 1–4 кл., авторы А.А. Вахрушева, А.С. Раутиан, О.В. Бурский (заключения РАО (№ 01-90/5/7д от 06.08.2007) и АПК и ППРО (№ 614 от 26.07.2007).
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможностипротивостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Общая характеристика учебного предмета
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.
В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.
Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нём.
Ставя себе целью построить курс, в котором каждый школьник может найти ответы на возникающие у него вопросы, мы не можем не отдавать себе отчёта в том, что объёмы учебников ограничены. Каков же должен быть выход из этого положения?
Для решения поставленной задачи не годится учебник, включающий лишь такие специально отобранные вопросы, которые могут быть доступно и без популяризации изложены младшим школьникам. Ведь при таком подходе на большинство вопросов, которые возникают у ребят, ответа дать нельзя. В результате у ребят не будут складываться целостные представления об окружающем мире. Это в свою очередь не позволит им легко воспринимать новую информацию, так как её трудно ассоциировать с небольшим количеством сложившихся представлений и понятий. А значит, большая часть складывающихся у них представлений будет результатом детского мифотворчества. Эти представления, полученные ребятами в детстве, могут остаться с ними на всю жизнь.
Иная ситуация будет складываться при использовании курса, к которому относится и предлагаемый вашему вниманию интегрированный курс окружающего мира в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Школьников знакомят с широкимипредставлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
Как же сформировать у ребёнка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом (знания останутся «островками без мостиков»). Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет действовать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.
При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом, ещё одна наша цель – это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счёте поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество». На взгляд авторов, единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. При достижении этих целей мы сможем надеяться на то, что наш ученик сумеет воспользоваться картиной мира
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей». В этом случае предлагаемое нами содержание курса естествознания в начальной школе – слишком объёмное. Безусловно, всю, даже элементарную, картину мира в начальной школе выучить нельзя, так как это задача всей основной школы. Но мы и не ставим себе такую цель. Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано илипоздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
В этом случае мы пользуемся традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить.
В рамках историко-обществоведческого курса осуществить деятельностный подход оказывается наиболее трудно, так как этому подходу во многом противоречит традиция преподавания истории в школе. Зачастую дискуссионные с точки зрения науки вопросы либо избегались, либо однозначно трактовались. Попытки поставить эти вопросы как проблемы неизбежно наталкивались на то, что у учеников для их решения катастрофически не хватало знаний школьного курса. В результате изучение истории сводилось к описанию событий и явлений, дополняемым указанием жёсткой причинно-следственной связи, которая предполагала в ходе обсуждения только однозначное решение вопроса (в соответствии с версией, господствующей на тот момент в науке). Все эти обстоятельства крайне затрудняют формирование умения использовать исторический опыт в современной жизни. А ведь именно этого требует реализация деятельностно-ориентированных принципов.
Мы предлагаем не избегать вопросов-проблем по российской истории и современности. Эти вопросы нельзя окончательно разрешить, в рамках школы вообще и тем более в 3–м классе. Человек, постоянно расширяя свой кругозор в течение жизни, сам приходит к решению этих проблем. Задача курса – поставить перед учениками эти вопросы, так как без них целостной картины истории не существует. При попытках решения этих проблем в начальной школе учителю следует обращать внимание детей на то, что для достижения цели требуется постоянное расширение своих знаний! Цель же историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался над проблемными вопросами, чтобы по мере становления его личности он постоянно возвращался к попыткам их разрешения.
Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
3-й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 -м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всехлюдей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлятьплан.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Обитатели Земли
1-я линия развития – уметь объяснять мир.
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
- животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Часть 2. Моё Отечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Часть 2. Человек и человечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Структура курса.
Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)
Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.
Вещество и энергия (4 ч)
Оболочка планеты, охваченная жизнью (5 ч).
Экологическая система (9 ч)
Живые участники круговорота веществ (10 ч)
Повторение пройденного материала – 4 ч.
Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч).
Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч)
Времена Древней Руси. IX – XIII века (5 ч)
Времена Московского государства. XIV – XVII века (4 ч)
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч)
Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (4 ч)
Современная Россия (8 ч)
График проведения контрольных работ.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся. | Домашнее задание | ||
По плану | По факту | ||||||
Часть 1. Обитатели Земли. | |||||||
Раздел 1. Вещество и энергия. | |||||||
1 | 1 | Тела и вещества. ОБЖ Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение | Приводить примеры веществ. | С.8-9 | |||
2 | 1 | Из чего состоит вещество. | Приводить примеры веществ, описывать их. Называть особенности различных состояний веществ. | С.10-13 | |||
3 | 1 | Что такое энергия. ОБЖ Элементы дорог. Дорожная разметка. | Приводить примеры движения под действием энергии. | С.16-17 | |||
4 | 1 | Превращение энергии. Проверочная работа №1 | Приводить примеры движения под действием энергии. | С.18-19 | |||
Раздел 2. Оболочка планеты, охваченная жизнью. | |||||||
5 | 1 | Где обитают живые организмы. ОБЖ Перекрёстки. Их виды. | Характеризовать места обитания живых организмов. | С.22-25 | |||
6 | 1 | Большой круговорот веществ. ОБЖ Переходим дорогу, перекрёсток. | Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. | С.26-29 | |||
7 | 1 | Живые участники круговорота веществ. Проверочная работа №2 | Характеризовать условия необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе. | С.30-33 | |||
8 | 1 | Обмен веществ в организме. ОБЖ Сигналы светофора и регулировщика | Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами. | С36-37 | |||
9 | 1 | Как живые организмы запасают энергию Солнца. | Характеризовать роль солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов. | С.38-39 | |||
10 | 1 | Контрольная работа №1 | Применение полученных знаний. | ||||
Раздел №. Экологическая система. | |||||||
11 | 1 | Жизнь экосистемы. ОБЖ Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства | Характеризовать экосистемы и природные сообщества. Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы. Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества. Исследовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы. Сравнивать и различать деревья и кустарники, дикорастущие и культурные растения. | С40-43 | |||
12 | 1 | Почва – важнейшая часть экосистемы. | С 44-45 | ||||
13 | 1 | Экосистема озера. ОБЖ Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. | С 46-49 | ||||
14 | 1 | Экосистема болота. ОБЖ Скорости движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля | С 50-53 | ||||
15 | 1 | Экосистема луга. Проверочная работа №3 | С 54-57 | ||||
16 | 1 | Лесные производители. ОБЖ На загородной дороге, движение пешехода по загородной дороге | С 58-61 | ||||
17 | 1 | Потребители и разрушители экосистемы леса. | С 62-64 | ||||
18 | 1 | Экосистема поля. ОБЖ Безопасное поведение на улицах и дорогах | С 70-73 | ||||
19 | 1 | Аквариум-маленькая искусственная экосистема. Проверочная работа №4 | С 74-77 | ||||
Раздел 4. Живые участники круговорота веществ. | |||||||
20 | 1 | Растения-производители. | Характеризовать условия необходимые для жизни растений. Выращивать растения | С 78-82 | |||
21 | 1 | Животные маленькие и большие ОБЖ Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожара. Правила поведения при пожаре в общественных местах | Характеризовать условия необходимые для жизни животных | С 86-89 | |||
22 | 1 | Маленькие рыцари. | Характеризовать роль животных в природе и жизни людей. Описывать внешний вид , характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей. Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц и зверей. Сравнивать способы питания, размножения, обмена информации животных. Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека | С 90-95 | |||
23 | 1 | Первый шаг из моря на сушу. ОБЖ Страх, навыки безопасного поведения при пожаре. | С 96-99 | ||||
24 | 1 | На суше - как дома. Проверочная работа №5 | С 100-103 | ||||
25 | 1 | Пернатые изобретатели. ОБЖ Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения | С 104-108 | ||||
26 | 1 | Наши братья. ОБЖ лифт – наш домашний транспорт. | С 110-115 | ||||
27 | 1 | Осторожно-животные! ОБЖ Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. | С 116-119 | ||||
28 | 1 | Прирождённые разрушители. ОБЖ Профилактика отравлений | Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.Различать и определять съедобные и ядовитые грибы. | С 120-122 | |||
Повторение изученного | |||||||
29 | 1 | Экскурсия в краеведческий музей. | Оценивать влиние современного человека на природу. Оценивать свою личную роль в охране природы. Характеризовать работу людей по охране природы | ||||
30 | 1 | Экскурсия в лес, луг, озеро. Проверочная работа №6 | |||||
31 | 1 | Как нам жить в дружбе с природой. | С 128-133 | ||||
32 | 1 | Контрольная работа №2 | Применение полученных на уроках знаний. | ||||
33 | 1 | Работа над ошибками.ОБЖ Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. | |||||
34 | 1 | Повторение и обобщение изученного.ОБЖ Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплении. | |||||
Часть 2. Моё Отечество. | |||||||
35 | 1 | Введение. Отправляемся в путешествие.ОБЖ Безопасное поведение дома | С.3-5 | ||||
Твои родные и твоя Родина в потоке времени. | |||||||
36 | 1 | Живая связь времён. | Составлять вместе со старшими родственниками родословное дерево. Находить на ленте времени века, годы, соотносить годы с конкретными веками.Находить и извлекать необходимую информацию. | С.8-11 | |||
37 | 1 | Как считать время ОБЖ Правила обеспечения сохранности личных вещей | С 12-15 | ||||
38 | 1 | С чего начинается Родина? | С 16-21 | ||||
39 | 1 | Память о прошлом. ОБЖ Защита дома от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок по телефону. | С 22-25 | ||||
Времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи,Советской России и СССР. | |||||||
40 | 1 | Когда на Руси появилось государство? ОБЖ Особенности поведения с незнакомыми людьми; опасные незнакомцы. | Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам даты исторических событий. Находить и показывать на карте границы России, родной регион, места известных исторических событий. Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны. Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей. Участвовать в обсуждениях. Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края. Выполнять в группе задания по осмыслению и оценке значимого события. | С 28-31 | |||
41 | 1 | Когда на Руси появилось государство? Проверочная работа №7 | С 28-31 | ||||
42 | 1 | «Золотые ворота» в Древнюю Русь | С 32-37 | ||||
43 | 1 | За землю Русскую! ОБЖ Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. | С 38-41 | ||||
44 | 1 | «Слово о погибели Русской земли»Проверочная работа к разделу «Времена Древней Руси» | С.42-47 | ||||
45 | 1 | От Древней Руси к единой России ОБЖ Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера | С 48-51 | ||||
46 | 1 | Земля и люди Московского государства | С 52-57 | ||||
47 | 1 | Москва златоглавая ОБЖ Отравление. Профилактика отравлений. | С 58-61 | ||||
48 | 1 | «Хуже грозного царя только междуцарствие» ОБЖ Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом | С.62-65 | ||||
49 | 1 | Повторение и контрольная работа №3 | |||||
50 | 1 | Пётр Великий. | С 66-69 | ||||
51 | 1 | Власть и народ в Российской империи ОБЖ Чрезвычайные ситуации природного происхождения – «стихийные бедствия» Проверочная работа №8 | С.70-73 | ||||
52 | 1 | Как Россия у Европы «училась» ОБЖ Примеры стихийных бедствий. Тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи. Их последствия, мероприятия по защите. | С 74-78 | ||||
53 | 1 | «Гроза двенадцатого года» | С 80-83 | ||||
54 | 1 | Император-освободитель | С 84-87 | ||||
55 | 1 | Россия в огне ОБЖ Снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите. | С.88-93 | ||||
56 | 1 | Россия в огне. Проверочная работа №9 | С.88-93 | ||||
57 | 1 | «К светлому будущему» | С 94-99 | ||||
58 | 1 | «Вставай, страна огромная» | С 100-105 | ||||
59 | 1 | «Через тернии к звёздам». | С 106-109 | ||||
Современная Россия. | |||||||
60 | 1 | Я - гражданин России ОБЖ Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты) | Объяснять значение понятий государство», «демократия». Узнавать государственные символы России среди государственных символов других стран. Демонстрировать своё уважение при прослушивании гимна России. Участвовать в коллективном исполнении гимна России. | С 110-113 | |||
61 | 1 | Власть народа | С 114-117 | ||||
62 | 1 | Кто в государстве самый главный ОБЖ Организация оповещения населения о ЧС. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайной ситуации | С 117-121 | ||||
63 | 1 | Народы России. Проверочная работа №10 | С 122-127 | ||||
64 | 1 | Наш общий дом ОБЖ Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров.. Правила посадки и высадки из транспортного средства | С 128-131 | ||||
65 | 1 | Как нам жить? | С 132-135 | ||||
66 | 1 | Повторение контрольная работа №4 | Применение полученных на уроках знаний и умений в жизни. | ||||
67 | 1 | Работа над ошибками.ОБЖ Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза. | |||||
68 | 1 | Резерв (Часы по выбору учителя) ОБЖ Лесной пожар, действия по его предупреждению |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Печатные пособия:
- Вахрушев А.А, Раутиан А.С. «Обитатели Земли», «Моё Отечество»Учебники для 3 класса. М., «Баласс» 2011.
- Вахрушев А.А., Раутиан А.С «Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир. 3 класс».
- Вахрушев А.А, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин «Проверочные и контрольные работы. 3 класс» Тетради на печатной основе
Наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
5) географические и исторические карты;
6) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
ТСО (средства ИКТ)
- Телевизор
- Магнитофон
- Интерактивная доско
- Проектор
- Компьютер
Цифровые образовательные ресурсы:
Министерство образования и науки Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru
Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ
http://fsu.edu.ru/p1.html
Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике
http://www.rost.ru
Федеральный портал "Российское образование"
http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru
Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"
http://www.ict.edu.ru
Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования
http://ndce.edu.ru
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
http://www.rostobr.ru
Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области
http://www.rostobrnadzor.ru
Учительская газета
http://www.ug.ru
Газета "Первое сентября"
http://ps.1september.ru
Газета "Начальная школа"
http://nsc.1september.ru
Журнал "Вестник образования России"
http://www.vestniknews.ru
Школьная пресса: информационный портал
http://portal.lgo.ru
Издательство «Баласс»
www.school2100.ru
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»
www.lbz.ru
Издательский центр "Владос"
www.vlados.ru
Издательский центр "Мой учебник"
www.my-tbook.ru
Издательство Московского государственного университета
www.msu.ru/depts/MSUPubl2005
Педагогический университет «Первое сентября» (взаимодействует с факультетом педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова и Московским институтом открытого образования)
http://edu.1september.ru/courses/distance/?info=2
Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
http://roipkpro.ru/index.php/do-progr
edu.ru - ресурсы портала для общего образования
school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.
№ п\п | Раздел | Контрольная работа | Проверочная работа |
Обитатели Земли. | |||
Моё Отечество. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 2100"
Программа по окружающему миру разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межп...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа 2100 3 класс
Программа разработана на основе примерной программы начального образования по окружающему миру, авторской учебной программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана; в неделю 2 часа, за год 68 ч...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (2 класс)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (2 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов (3 класс)...