Рабочая программа по окружающему миру 1 класс. УМК "Школа России" ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс. УМК "Школа России" ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 89 КБ |
_ktpuud_sdeyatelnostyu_uchashchihsya_tablitsa.docx | 56.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Изучение предмета способствует решению следующих задач:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю.
Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира; - идея целостности мира; - идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
Методические особенности тем
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание тем учебного курса
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Перечень УМК:
- Рабочая программа;
- Плешаков А. А. «Окружающий мир» 3 класс в 2 ч.. Издательство «Просвещение» Москва, 2013г.
- Плешаков А. А. «Окружающий мир» 3 класс в 2 ч. Рабочая тетрадь.»Просвещение»
Перечень материально – технического обеспечения образовательного процесса:
- Приложение на электронном носителе.
Список литературы:
- Большая энциклопедия от А до Я. Потт. Мир книг, 2002г.
- Дэвид Салариа Штрихи времени. Мир книг, 2005г.
- Карпенко М. Т. Сборник задач. Просвещение, 2006г.
- Плешаков А. А. «Окружающий мир» 3 класс в 2 ч.. Издательство «Просвещение» Москва, 2013г.
- Сухин И. Г. 800 загадок – 100 кроссвордов. Новая школа, 2009г.
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 класс
№ | Дата | Тема | Тип урока | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Вид контроля | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
По плану | Факти ческ. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Задавайте вопросы! | Изучение новых знаний | Познакомить с новым предметом, с учебником, рабочей тетрадью. | Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные: умение выделять основные признаки. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Знакомство с учебником и учебными пособиями. Знакомство с персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел «Что и кто?» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Что такое Родина? | Изучение новых знаний | Формировать у учащихся понятие о том, чем для человека является Родина. Познакомить с понятием Родина, отчизна. | Регулятивные: Выполнение задания в соответствии с целью. Познавательные: Формировать представление о стране, как об Отечестве. Коммуникативные: Формировать умение общаться с людьми, воспринимать их как соотечественников. | Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю. | Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Что мы знаем о народах России? | Изучение новых знаний | Познакомить с основными национальностями, проживающими в России. | Регулятивные: ставить учебные задачи Познавательные: формир. представление о стране, о народах. Коммуникативные: воспринимать себя как часть большой семьи народов. | Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю. | Закрепить у учащихся представление о России, как общей родине разных народов. | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Что мы знаем о Москве? | Изучение новых знаний | Познакомить с основными достопримечательностями Москвы. | Регулятивные: поиск ответа на поставленный вопрос Познавательные: формир. представление о Москве, как о столице Родины. Коммуникативные: Строить понятные высказывания. | Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей разнообразную культуру, природу, историю. | Познакомить со столицей России. | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Проект «Моя малая Родина» | Подготовить к выполнению проекта. | Регулятивные: поиск ответа на поставленный вопрос Познавательные: формир. представление о малой Родине. Коммуникативные: Строить понятные высказывания | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | проект | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Что у нас над головой? | Изучение новых знаний | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. | Регулятивные: ставить учебные задачи Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монолог. высказывание. | Ценностное отношение к природному миру. | Что можно увидеть на небе днем, а что- ночью? | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Что у нас под ногами? | Изучение новых знаний | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. | Регулятивные: ставить учебные задачи. Познавательные: поиск и выделение информации. Коммуникативные: строить монолог. высказывание. | Оценить себя с позиции коллекционера. | Дать представление о значении камней в жизни людей. | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Что общего у разных растений? . | Изучение новых знаний | Определять, из каких частей состоит растение. Находить, показывать и называть эти части. | Регулятивные: умение удержать учебную задачу. Познавательные: делать выводы и результаты из полученных знаний. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить высказывания. | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Из каких частей состоит растение? | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Что растёт на подоконнике? | Изучение новых знаний | Уметь ухаживать за комнатными растениями. | Регулятивные: учиться высказывать свое мнение. Познавательные: Осмысл. необходимости ухода за комнатными растениями. Коммуникативные: задавать вопросы, строить высказывания. | Ценностное отношение к природному миру. | Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Что растёт на клумбе? | Изучение новых знаний | Распознавать растения цветника. | Регулятивные: учиться высказывать свое мнение. Познавательные: Осмысл. необходимости ухода за растен. на клумбе Коммуникативные: задавать вопросы, строить высказывания. | Бережное отношение к культурным растениям. Ценностное отношение к природному миру. | Что растет на клумбе? Воспитывать бережное отношение к природе у учащихся. | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Что это за листья? | Изучение новых знаний | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. | Регулятивные: учиться высказывать свое мнение. Познавательные: поиск и выделение информации. Коммуникативные: задавать вопросы. Строить понятные высказывания. | Ценностное отношение к природному миру. | Чем различаются листья разных деревьев? Осенние изменения в природе | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Что такое хвоинки? | Изучение новых знаний | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. | Регулятивные: учиться высказывать свое мнение. Познавательные: поиск и выделение информации. Коммуникативные: задавать вопросы. Строить понятные высказывания | Ценностное отношение к природному миру. | Выявить отличительные особенности хвойных деревьев. | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Кто такие насекомые? | Изучение новых знаний | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам насекомых. | Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные: умение выделять основные признаки. Коммуникативные: задавать вопросы | Ценностное отношение к природному миру. | Познакомить с насекомыми как с группой животных. | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Кто такие рыбы? | Изучение новых знаний | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам | Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные: умение выделять основные. | Ценностное отношение к природному миру. | Познакомить с рыбами, как с группой животных. | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Кто такие птицы? | Изучение новых знаний | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам | признаки Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. | Ценностное отношение к природному миру. | Знакомство с птицами как одной из групп животных. Первоначальное знакомство со строением пера | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Кто такие звери? | Изучение новых знаний | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам | Ценностное отношение к природному миру. | Знак-тво со зверьми как одной из групп жив-ых. Разнообраз. зверей. Связь строения тела с образом жизни | текущий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Что окружает нас дома? | Изучение новых знаний | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Систематизация представлений о предметах домашн. обихода. Группиров. предметов по их назначению | текущий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Что умеет компьютер? | Изучение новых знаний | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Отличие ноутбука от компьютера. | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль в совр. жизни. Правила безопасного обращения | текущий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | Изучение новых знаний | Составить правила безопасного поведения в быту и на улице. | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Знакомство с опасными окруж. предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения. | текущий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | На что похожа наша планета? | Изучение новых знаний | Уметь обосновывать свою точку зрения. | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Дать сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли. | текущий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | Обобщение и систематизация знаний | Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Презентация проекта «Моя малая Родина» Проверка знаний и умений. | итоговый | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел «Как, откуда и куда?» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | Изучение новых знаний | Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материал. учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные: умение выделять основные признаки. Коммуникативные | Формировать у учащихся положительное отношение к семье. | Что такое семья? Знакомство с целями и задачами раздела. | текущий проект | |||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | Изучение новых знаний | Проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее очистку. | задавать вопросы, обращаться за помощью. | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Откуда в наш дом приходит вода? Выяснить значение воды в доме. | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | Изучение новых знаний | Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы | Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Выяснить значение электроприборов в жизни современного человека. Выяснить, какие существуют способы выработки электричества и доставки его потребителям. | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Как путешествует письмо? | Изучение новых знаний | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. | Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Для чего нужны письма? Кто такие отправитель и адресат? Научить различать виды почтовых отправлений. | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Куда текут реки? | Изучение новых знаний | Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде | Коммуникативные: строить монологичное высказывание | Расширение и уточн. представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде | текущий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Откуда берутся снег и лёд? | Изучение новых знаний | Изучить свойства снега и льда. | Исследование свойств снега и льда | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Как живут растения? | Изучение новых знаний | Приемы ухода за растениями. | Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике. Познавательные: поиск и выделение необходимой. | Формирование позитивного отношения к природе. | Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Как живут животные? | Изучение новых знаний | Учить правильному обращению с животными. | информации Коммуникативные: строить монологичное высказывание. | Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. | текущий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Как зимой помочь птицам? | Изучение новых знаний | Помощь птицам зимой. | Какие птицы зимуют в наших краях? Показать важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | Изучение новых знаний | Бережное отношение к природе. | Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике. Познавательные: поиск и | Формирование позитивного отношения к природе. | Откуда берется мусор? Показать необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природ. окружении. | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Откуда в снежках грязь? | Изучение новых знаний | Распространение загрязнений в окружающей среде. Как сделать Землю чище? | выделение необходимой. информации Коммуникативные: строить монологичное высказывание. | Формирование позитивного отношения к природе. | Выявить источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» | Обобщение и систематизация знаний | Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. | Регулятивные: учиться высказывать предположен. Познавательные: поиск и выделение информации. Коммуникативные: строить монологич. высказывание, работа в паре. | Формирование адекватной оценки своих достижений | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. | итоговый проект | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел «Где и когда?» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Когда учиться интересно? | Изучение новых знаний | Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классн. помещения, дружный коллектив класса, доверительные отношения с учителем. | Регулятивные: целенаправленный поиск ответа на вопрос. Познавательные: осознание важности школы в процессе познания окружающ. мира. Коммуникативные: овладение способами взаимод-ия со сверстн-ми. | Формирование личного отношения к школе, классу, ученикам. | Какое оснащение класса помогает в учебе? | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Проект «Мой класс и моя школа» | Знать и правильно употреблять термины и понятия | Регулятивные: учиться высказывать свое предположение. | Формирование адекватной оценки своих достижений | Подготовка к выполнению проекта | проект | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | Когда придёт суббота? | Изучение новых знаний | Научить различать прошлое, настоящее и будущее. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. | Что такое настоящее? | текущий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | Когда наступит лето? | Изучение новых знаний | Научить соотносить времена года и месяца. | Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре, в группе | В какой последовательности времена года сменяют друг друга? | текущий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 | Где живут белые медведи? | Изучение новых знаний | Научить находить холодные районы на глобусе. | Какие холодные районы есть на Земле? | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | Где живут слоны? | Изучение новых знаний | Научить находить жаркие районы на глобусе. | Какие жаркие районы есть на Земле? | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | Где зимуют птицы? | Изучение новых знаний | Различие зимующих и перелетных птиц. | Каких птиц назыв. перелетными, а каких –зимующими? | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 | Когда появилась одежда? | Изучение новых знаний | Учить подбирать для каждого случая подходящую одежду | Формирование адекватной оценки своих достижений | Познакомить с историей появления одежды и моды. | текущий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 | Когда изобрели велосипед? | Изучение новых знаний | История появления и усовершенствования велосипеда. Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде | Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Выявить знания детей о велосипедах, расширить представление о данном виде транспорта. | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
43 | Когда мы станем взрослыми? | Изучение новых знаний | Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии. Ответственность человека за состояние окружающего мира | информации Коммуникативные: строить монологичное высказывание. | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. | Как со временем меняется человек? Выявить отличие жизни взрослого от жизни ребенка. | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
44 | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» | Обобщение и систематизация знаний | Формирование адекватной оценки своих достижений | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. | итоговый проект | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел «Почему и зачем?» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | Изучение новых знаний | Сопоставлять видимые и реальные размеры звезд. | Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Оценивать свои достижения на уроке. | Почему днем на небе не видно звезд? | текущий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 | Почему Луна бывает разной? | Изучение новых знаний | Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. | Оценивать свои достижения на уроке. | Что такое луна? | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? | Изучение новых знаний | Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных | Коммуникативные: строить монологичное высказывание | Оценивать свои достижения на уроке. | Почему идет дождь и дует ветер? | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
48 | Почему звенит звонок? | Изучение новых знаний | Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникнов. и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши | Оценивать свои достижения на уроке. | Как возникают звуки? Ц.: выяснить как возникают звуки. | текущий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 | Почему радуга разноцветная? | Изучение новых знаний | Причины возникновения радуги | Оценивать свои достижения на уроке. | Как возникает радуга?Научить перечислять цвета радуги в правильной последовательности. | текущий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
50 | Почему мы любим собак и кошек? | Изучение новых знаний | Учить правильно ухаживать за кошкой, собакой. | Чувство ответственности за домашних животных. | Формировать бережное отношение к питомцам | текущий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 | Проект «Мои любимые домашние питомцы» | Учить правильно ухаживать за кошкой, собакой. | Оценивать свои достижения на уроке. | проект | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | Изучение новых знаний | Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природн. окружения человека. Правила поведения на лугу | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. | Оценивать свои достижения на уроке. | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Формулировать правила поведения в природе | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | Изучение новых знаний | Необходимость соблюдения тишины в лесу | Коммуникативные: строить монологичное | Какие звуки природы можно услышать в лесу | текущий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 | Зачем мы спим ночью? | Изучение новых знаний | Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. | высказывание | Зачем нужно спать? Познакомить со значением сна в жизни человека. | текущий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | Изучение новых знаний | Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. | Что такое витамины? Показать значение овощей и фруктов в питании. | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? . | Изучение новых знаний | Правила гигиены. Приёмы чистки зубов и мытья рук | Почему нужно соблюдать правила гигиены? | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | Изучение новых знаний | Значение средств связи. | Что такое средства связи? | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
58 | Зачем нужны автомобили? | Изучение новых знаний | Значение автомобилей. | Зачем люди создают автомобили? | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 | Зачем нужны поезда? | Изучение новых знаний | Представление о развитии жел-дор. транспорта | Зачем люди создают поезда? | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 | Зачем строят корабли? | Изучение новых знаний | Устройство корабля | Какие бывают корабли? | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
61 | Зачем строят самолёты? | Изучение новых знаний | Значение воздушн. транспорта. | Зачем люди строят самолеты? | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | Изучение новых знаний | Какие правила безопасности нужно соблюдать в автомобиле и поезде? | текущий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | Изучение новых знаний | Какие спасательные средства есть на корабле? Какие правила безопасн-ти нужно соблюдать в самолете? | текущий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64 | Зачем люди осваивают космос? | Изучение новых знаний | Освоение человеком космоса: цели полётов в космос. | Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | Изучение новых знаний | Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли | Дать первоначальное представление об экологии. | текущий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» | Обобщение и систематизация знаний | Представление результатов проектной деятельности. | Формирование адекватной оценки своих достижений | Проверка знаний и умений | итоговый проект |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...