рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной программы начального общего образования, обеспечена учебниками «Обитатели Земли», « Моё Отечество» для 3 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.)/ Программа реализуется из расчета 2 часа в неделю, 68 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_3_klass_zhabina.docx | 135.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9г. Надыма»
Рекомендовано методическим объединением учителей ______________________ протокол №___ от _______________ | Согласовано «___»______20__г. заместитель директора по УВР ________________ | Рассмотрено на педагогическом совете. Протокол № ____ от ________ Утверждено на заседании Управляющего совета. Протокол № ___ от __________ |
Рабочая учебная программа
по окружающему миру
1 уровень образования, 3д класс
срок реализации 01.09.2015-26.05.2016
Составлена на основе Примерной программы начального общего образования
Составитель Жабина Т. В., учитель начальных классов
Надым – 2015г
Введено в действие. Приказ № ____ от _______
Директор МОУ СОШ № 9 _________________
3 класс
I. Пояснительная записка
1. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной программы начального общего образования, обеспечена учебниками «Обитатели Земли», « Моё Отечество» для 3 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.)/ Программа реализуется из расчета 2 часа в неделю, 68 часов
2.УМК
Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.Окружающий мир. «Обитатели Земли» 3-й класс. Учебник – 144 с., ил.. – М.: Баласс, 2013.
Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.Окружающий мир. «Моё Отечество» 3-й класс. Учебник – 144 с., ил.. . – М.: Баласс, 2013.
Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса. – М.: Баласс, 2013.
Сизова Е.В., Харитонова Н.В.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса - М.: Баласс, 2013
Сизова Е.В., Харитонова Н.В.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для 3-го класса - М.: Баласс, 2013
3.Цели и задачи изучаемого предмета.
Цель: осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира, развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи
Задачи:
- развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- учить осваивать знания об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; экологическую и духовно-нравственную культуру, патриотические чувства;
- формировать потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье
- освоить знания об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитывать позитивное эмоционально-ценное отношение к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры,
патриотические чувства; формировать потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.
II. Общая характеристика учебного предмета
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни.
Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет действовать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.
Еще одна цель – это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счёте поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество». На взгляд авторов, единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. При достижении этих целей мы сможем надеяться на то, что наш ученик сумеет воспользоваться картиной мира.
III.Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается в 3 классе по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
IV. Описание ценностных ориентиров учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета по годам обучения.
Личностные результаты:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- Формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Человек и природа
Ученик научится:
• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
• использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Ученик получит возможность научиться:
• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Ученик научится:
• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
• используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Ученик получит возможность научиться:
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
VI. Содержание программы.
Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч).
Вещество и энергия (5 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.
Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система (10 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.
Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.
Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?
Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.
Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».
Живые участники круговорота веществ (12 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.
Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.
Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.
Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.
Часы по выбору (1 час)Экскурсия в краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных». Экскурсия к водоему.
Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч).
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (5 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.
Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра − точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!
История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.
Времена Древней Руси. IX – XIII века (5 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.
Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославовиче.
«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.
Времена Московского государства. XIV – XVII века (6 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.
Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства −Москва.
Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века(5 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица −Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.
Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.
Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.
Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.
Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (6 ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.
Современная Россия (7 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия? Представления об избирательной системе.
Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
Нестандартные уроки( 13ч. )
Количество и темы лабораторных, практических и иных видов занятий, предусмотренных авторской программой
Лабораторные работы – 1
- Смеси
Проверочные работы -14
- Тела и вещества.
- Вещество и энергия.
- Живые участники круговорота веществ.
- Обмен веществ в организме.
- Почва – важнейшая часть экосистемы.
- Жизнь экосистемы.
- Потребители и разрушители лесной экосистемы.
- Аквариум – маленькая искусственная экосистема.
- Растения – производители.
- Маленькие рыцари.
- На суше – как дома.
- Наши братья.
- Осторожно, животные!
- Прирожденные разрушители.
Контрольные работы- 4
1. Вещество и энергия
2.Живые участники круговорота веществ
3. От Древней Руси к единой России.
4.Я – гражданин России!
Экскурсии:
1.«Живая оболочка жизни». Экскурсия к водоему.
2.Экскурсия в краеведческий музей
Формы и методы контроля.
Полугодие, четверть | Всего часов | Проверочные работа | Контрольные работы | Практическая часть | |
Контрольные работы | Лабораторные работы | Экскурсии | |||
1 четверть | 18 | 2; 4; 8; 10; 13; 16; 18; 20; 22 | 5 | 2 | 11 |
2 четверть | 16 | 24; 26;28; 29; 30 | 33 | ||
3 четверть | 19 | 50 | |||
4 четверть | 15 | 66 | 68 | ||
Всего: | 68 | 14 | 4 | 1 | 2 |
Краткое описание деятельностной технологии как основного метода обучения;
Проблемно-диалогическая технология
Цель: научить самостоятельно решать проблемы.
Средство: открывать знания вместе с детьми
1. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования:
-Что удивляет? В чем затруднение? Какой возникает вопрос? Что надо узнать?
2. Поиск и нахождение решения – этап формулирования нового знания:
-Определите сами… Сделайте вывод… Как мы можем ответить на наш вопрос?
3. Создание продукта:
-Придумайте схему…Зарифмуй правило…
Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Требования к оцениванию.
Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определенной системе). Оценка ставится за каждую учебную задачу, показывающую овладение конкретным действием (умением).
Результаты на уроке оценивает сам ученик или в диалоге с учителемпо алгоритму самооценки. Учитель имеет право скорректировать оценку и отметку. Оценивается не наличие знаний, а умение применять знания. Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.
За активную фронтальную работу в течение всего урока, не выполняя определенного задания, а только дополняя ответы других, ученик заслуживает самой высокой словесной оценки, но не отметки, так как ученик не продемонстрировал полностью решения ни одной задачи.
Можно в конце урока предложить всему классу определить, какие гипотезы оказались наиболее точными, интересными, помогли найти решение общей проблемы. Авторы этих гипотез коллективным решением могут быть поощрены отметкой: им засчитывается решение задачи на программном уровне по базовому умению, основной проблемы урока.
После сдачи письменного задания учителю (например, проверочная работа) ученик имеет право:
-аргументированно оспорить выставленную ему отметку, в диалоге с учителем давая оценку своей работе;
-пересдать соответствующий вид задач до контрольного срока (например, до конца четверти).
Для отслеживания уровня достижения планируемых результатов, как предметных, так и метапредметных, педагогами заполняются «Таблицы требований» (приложения к основной образовательной программе).
Отметки за задачи, решенные при изучении новой темы (выставляются по желанию учащегося), за тематические проверочные (контрольные) работы (отметки выставляются обязательно всем учащимся) с правом пересдачи.
Принята 5-балльная шкала отметок: «5» - отлично (превосходно); «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно по уровням успешности: максимальный уровень, программный уровень, необходимый уровень.
Уровни успешности:
«5 и 5» (превосходно). Максимальный уровень. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) задачи на неизученный материал, потребовавшей: либо самостоятельно добытых, не полученных на уроках знаний; либо новых самостоятельно приобретенных умений.
«5» (отлично). Максимальный уровень. Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения) задачи на неизученный материал, потребовавшей: либо самостоятельно добытых, не полученных на уроках знаний; либо новых самостоятельно приобретенных умений.
Максимальный уровень. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) нестандартной задачи, где потребовалось: либо применить новые, получаемые в данный момент знания; либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.
Учащийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения обучения на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями и при выполнении промежуточных итоговых работ выполняет не менее 65% заданий базового уровня и не менее 50% заданий повышенного уровня.
«4» (хорошо). Программный уровень. Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения) нестандартной задачи, где потребовалось: либо применить новые, получаемые в данный момент знания; либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.
Необходимый уровень. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания.
Учащийся владеет опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования и при выполнении промежуточных, итоговых работ выполняет не менее 50% заданий базового уровня и 50% заданий повышенного уровня.
«3» (удовлетворительно). Необходимый уровень. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения) типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания.
Учащийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач, т.е. при выполнении промежуточных, итоговых работ выполняет не менее 50% заданий базового уровня.
«2» (неудовлетворительно). Не достигнут необходимый уровень. Не решена типовая, много раз отработанная задача.
Учащийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, т.е. при выполнении промежуточных, итоговых работ выполняет менее 50% заданий базового уровня
Особые ситуации
Если ученик пропустил занятия и изучил материал самостоятельно, то для такого ученика при выполнении им задания необходимого уровня это задание засчитывается как программный уровень.
Если материал не пройден в силу объективных причин (болезнь учителя), а проверочная работа должна быть проведена по плану, то для учеников, которые выполнили задание по непройденному материалу, уровень также сдвигается на один в сторону увеличения.
VII.Материально техническое обеспечение образовательного процесса:
- 1. Оборудование для мультимедийных демонстраций; компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, система голосования/ тестирования.
- Используемое оборудование: микроскоп, плакаты УМК «Школа 2100», таблицы: «Вещества, тела, частицы», «Цепи питания», «Животноводство», Растениеводство», «Скелет, мышцы», «Природные зоны», «Природные сообщества», «Природа в опасности»
- Ссылки на Интернет-ресурсы:
- Сайт ОС «Школа 2100»: http://www.school2100.ru/uroki/elementary
- Создание мультимедийных интерактивных упражнений: http://learningapps.org/
- Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
- Коллекция СМАRТЕxchanje
- http://pedsovet.su
- http://ppt-mix.ru
- http://prezentacii.com
- http://learningapps.org/
- Используемые мультимедийные продукты:
- ЭОР. 1С: Школа. Игры и задачи, 1– 4 классы.
- DVD for windows «Уроки Кирилла и Мефодия» 3, 4 класс
- Платформа ОС «Школа 2100»: новые результаты и их проверка, 1-4 кл.»
VIII. Календарно-тематическое планирование
Раздел 1. ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (5 часов) Личностные результаты:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты Знать, что
Уметь
| ||||||||||||||||||||||
Дата | № ур в теме | Тема урока | Деятельность обучающихся на уроке | Использование ЦОР, ЭОР | Дифференцированное домашнее задание | |||||||||||||||||
02.09 | Тела и вещества | познакомиться с понятием «тело», различать искусственные тела и естественные, живые и неживые, понимать из чего состоят тела; понимать «Органические вещества» | http://pedsovet.su Свойства веществ. | С 10-11 читать – 2 гр. Классифицировать тела- 1гр. | ||||||||||||||||||
04.09 | Из чего состоит вещество? Проверочная работа № 1 (лабораторная работа «Смеси» № 1) | Определение 3 составов веществ: твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ | «Уроки Кирилла и Мефодия» 3 класс (урок1,задания6-9) | С 12-15 читать, вопросы- С 16 для любознательных по желанию | ||||||||||||||||||
09.09 | Что такое энергия? Урок- дискуссия. | Находить источник энергии; правильно применять понятие «энергия» в языке; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе. | http://pedsovet.suБыть хозяином не просто. | Чтение С 18-21- 2гр. Придумать загадку про энергию- 1 гр. | ||||||||||||||||||
11.09 | Превращение энергии Проверочная работа № 2 | применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений | Как в дом свет пришел | Вопрос 4 стр. 21- 1 гр.. 1-3- 2 гр. | ||||||||||||||||||
16.09 | Обобщение и проверка знаний по теме «Вещество и энергия». Контрольная работа №1 | самостоятельно применять полученные знания | ||||||||||||||||||||
Раздел 2. ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ (6 часов) Личностные результаты:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты Знать
Уметь
| ||||||||||||||||||||||
18.09 | Где обитают живые организмы? | Познакомиться с основными оболочками Земли, .знать что такое биосфера и распространение живых организмов в природе | http://pedsovet.su Развитие живых организмов. Организм. | Чтение параграфа – 2 гр.оставшиеся задания – 1гр. | ||||||||||||||||||
23.09 | Большой круговорот веществ. Урок- презентация. | начальные сведения о круговороте веществ; | презентация «Уроки Кирилла и Мефодия» 3 класс (урок2,задания4-6) | Чтение текста параграфа– 2 гр., оставшиеся задания- 1гр. | ||||||||||||||||||
25.09 | Живые участники круговорота веществ Проверочная работа № 3 | познакомить с основными «профессиями» живых организмов и их взаимной зависимостью значение кислорода для дыхания живых организмов и человека. | http://pedsovet.suВзаимоотношение организмов живой природы | Тема № 7 – чит. 2гр.,оставшиеся задания -1гр. | ||||||||||||||||||
30.09 | Обмен веществ в организме. Горение и дыхание | выделять звенья круговорота веществ; классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ | Презентация «Уроки Кирилла и Мефодия» 3 класс (урок2,задания10-12) | с. 29–32 -2гр., № 7- 1гр. | ||||||||||||||||||
02.10 | Как живые организмы запасают энергию солнца? Проверочная работа №4 | Познакомиться с запасанием энергии как важнейшим свойством жизни, позволяющим управлять круговоротом веществ. | http://pedsovet.suНетрадиционные виды энергии | с. 32–33чит. | ||||||||||||||||||
07.10 | Обобщение и проверка знаний по теме «Живая оболочка жизни». Экскурсия к водоему | самостоятельно применять полученные знания | Общие слова - понятия. Живая и неживаяоболочка жизни | Презентация по теме. | ||||||||||||||||||
Раздел 3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (10 часов) Личностные результаты:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты: Знать, что
Уметь
| ||||||||||||||||||||||
09.10 | 12. | Жизнь экосистемы . Урок – презентация. | Понять что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосвере, что в экосистеме всегда идет круговорот веществ | Презентация «Уроки Кирилла и Мефодия» 3 класс (урок3,задания1-5) | Чтение темы 10, задания на выбор. | |||||||||||||||||
14.10 | Почва – важнейшая часть экосистемы Проверочная работа №5 | Познакомиться со свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы, объяснять причину плодородия почв. | Горные экосистемы | Чтение темы 11- 2 гр. Сообщение об обитателях озер- 1гр. | ||||||||||||||||||
16.10 | Экосистема озера. Урок – презентация. | Познакомиться с обитателями озер их профессиями и ролью в жизни экосистемы | Презентация «Уроки Кирилла и Мефодия» 3 класс (урок4,задания1-10) | Чтение темы 12- 2 гр. Сообщение об обитателях болот- 1 гр. | ||||||||||||||||||
21.10 | Экосистема болота | Познакомиться с обитателями болот их профессиями и ролью в жизни экосистемы | Цепь питания. | Чтение темы 13-2гр. Сообщение об обитателях луга, загадки об обитателях луга- 1 гр. | ||||||||||||||||||
23.10 | Экосистема луга Проверочная работа № 6 | Познакомиться с обитателями луга, их профессиями и ролью в жизни экосистемы | Растения луга | Чтение темы 14- 2гр. Презентация по теме- 1гр. | ||||||||||||||||||
28.10 | Лесные производители.Урок – презентация. | Познакомиться с деревьями и их особенностями, с обитателями леса, их профессиями и ролью в жизни экосистемы | Презентация «Уроки Кирилла и Мефодия» 3 класс (урок6,задания1-5) | Чтение темы 15- 2гр. Сообщение об обитателях леса- 1 гр. | ||||||||||||||||||
30.10 | Потребители и разрушители лесной экосистемы Проверочная работа № 7 | Познакомиться с животными и растениями леса, их профессиями и ролью в жизни экосистемы | http://ppt-mix.ru Животный мир лесной зоны | Чтение темы 16 | ||||||||||||||||||
11.11 | Экосистема поля | Познакомиться с обитателями полей и причиной малой устойчивости этой экосистемы | Презентация «Уроки Кирилла и Мефодия» 3 класс (урок10,задания5-7) | Чтение темы 17 – 2 гр., любые два задания из тетради- 1 гр. | ||||||||||||||||||
13.11 | Аквариум – маленькая искусственная экосистема Проверочная работа № 8 | Закрепить знания о компонентах экосистемы на примере экосистемы аквариума. | Аквариум-искуственная экосистема | Чтение темы 18 – 2 гр., любые два задания из тетради- 1 гр. | ||||||||||||||||||
18.11 | Как природа залечивает раны? Обобщение и проверка знаний.Урок – игра. | Понять, что природа восстанавливает замкнутый круговорот путем смены экосистем | http://ppt-mix.ru Экологическая игра, посвященная Дню защиты Земли "Свалка по имени... | Чтение темы 19- 2гр. Презентация – 1 гр. | ||||||||||||||||||
Раздел 4. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (13 часов) Личностные результаты:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты Знать
| ||||||||||||||||||||||
20.11 | Растения – производители Проверочная работа № 9 | Познакомиться со строением клеток растений | Презентация «Уроки Кирилла и Мефодия» 3 класс (урок8,задания7-12) | Сообщение | ||||||||||||||||||
25.11 | Животные маленькие и большие | Познакомиться с отличиями растений и животных, особенностями строения различных групп животных | Животные маленькие и большие | Чтение темы 20- 2 гр., любые два задания из тетради- 1 гр. | ||||||||||||||||||
27.11 | Маленькие рыцари Проверочная работа № 10 | Познакомиться с особенностями строения и образом жизни ракообразных, насекомых и пауков | http://ppt-mix.ru Маленькие рыцари | Чтение темы 21- 2 гр. Сообщение о рыбах и земноводных- 1 гр. | ||||||||||||||||||
02.12 | Первый шаг из моря на сушу | Познакомиться с особенностями строения и образом жизни рыб и земноводных | Презентация «Уроки Кирилла и Мефодия» 3 класс (урок9,задания12-15) | Чтение темы 22 - 2гр.Сообщение о пресмыкающихся.- 1 гр. | ||||||||||||||||||
04.12 | На суше – как дома Проверочная работа № 11 | Познакомиться с особенностями строения и образом жизни пресмыкающихся, с тем, как они приспособились к жизни на суше. | Группы животных. | Чтение темы 23-2гр. Сообщение о птицах-1гр. | ||||||||||||||||||
09.12 | Пернатые изобретатели | Познакомиться с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлению к полету. | http://ppt-mix.ru Пернатые изобретатели | Чтение темы 24 – 2гр. с 49 в тетради № 4,6,7- 1 гр. | ||||||||||||||||||
11.12 | Наши братья Проверочная работа № 12 | Познакомиться с многообразием млекопитающих и их приспособлению к жизни на суше. | Кроссворд животные | Чтение темы 25 в тетради по желанию 2 задания на выбор | ||||||||||||||||||
16.12 | Осторожно, животные! Проверочная работа № 13 | Учиться осторожному обращению с дикими и домашними животными | Презентация «Уроки Кирилла и Мефодия» 3 класс (урок11,задания7-10) | Чтение темы 26- 2 гр. Презентация по теме - 1 гр. | ||||||||||||||||||
18.12 | Прирожденные разрушители Проверочная работа № 14 | Познакомиться с особенностями грибов и их ролью в природе. | http://pedsovet.suПрирожденные разрушители | Чтение темы 27, * в тетради по желанию 2 задания на выбор | ||||||||||||||||||
23.12 | «Юные химики» Поисковый урок. | Познакомиться с бактериями и следами их жизнедеятельности | Презентация «Уроки Кирилла и Мефодия» 3 класс (урок12,задания12) | Чтение темы 28 | ||||||||||||||||||
25.12 | Как нам жить в дружбе с природой Экскурсия в краеведческий музей | Познакомиться с проблемами, стоящими перед человечеством | Экология и мы | Сообщении по материалам экскурсии | ||||||||||||||||||
13.01 | Обобщение и проверка знаний по теме «Живые участники круговорота веществ». Контрольная работа №2 | самостоятельно применять полученные знания | ||||||||||||||||||||
15.01 | Обобщение. Как нам жить в дружбе с природой. Урок – зачет. | Познакомиться с проблемами, стоящими перед человечеством | Презентация «Уроки Кирилла и Мефодия» 3 класс (урок12,задания 9-11) | Презентация* | ||||||||||||||||||
Раздел 5. ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ (5 часов) Личностные результаты:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты: Знать
Уметь
| ||||||||||||||||||||||
20.01 | 35 | Введение. Отправляемся в путешествие. | Познакомиться с «Рекой времени российской истории» для начала формирования представления об истории нашей страны | Откуда есть пошла земля Русская. | С 3-5 Рассмотреть этапы реки времени- 2 гр.с.8-1гр. | |||||||||||||||||
22.01 | 36 | Живая связь времен | Познакомиться с первичными представлениями о поколении, родословном древе, происхождении имён и фамилий | История в лицах | Устный ответ на вопросы 3-4 – 2 гр., 1гр. - узнать значение своей фамилии и имени, нарисовать традиции семьи | |||||||||||||||||
27.01 | 37 | Как люди считают время | Познакомиться с системой исторического счета времени | http://pedsovet.su/ Как люди считают время | Задания в тетради, *Нарисовать виды часов | |||||||||||||||||
29.01 | 38 | С чего начинается Родина? | Осознать свою принадлежность к стране, в которой родился и живешь | История в лицах | Задания в тетради 2гр. Нарисовать свою Родину, подобрать пословицы о Родине, мини сочинение- 1 гр. | |||||||||||||||||
03.02 | 39 | Память о прошлом | Познакомиться с понятиями «История» и «исторический источник» | http://pedsovet.su/ Память о прошлом | Задания в тетради- 2 гр. Устное или письменное сообщение «Из истории нашего города»-2гр. | |||||||||||||||||
Раздел 6 ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ(5 часов) Личностные результаты:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты: Знать
Уметь
| ||||||||||||||||||||||
05.02 | 40 | Когда на Руси появилось государство? Возникновение государства. | Познакомиться с разностью понятий «территория страны» и «страна». | Первые русские князья | Задания в тетради, вопросы 2-4 в учебнике, | |||||||||||||||||
10.02 | 41 | Возникновение государства | Познакомиться со временем образования Древнерусского государства | http://pedsovet.su/ Возникновение государства | *Рисунки восточных славян и жителей Древней Руси с кратким комментарием | |||||||||||||||||
12.02 | 42 | «Золотые ворота» в Древнюю Русь | Познакомиться с ролью древнерусских городов, как экономических, политических, религиозных и культурных центров | «Золотые ворота» в Древнюю Русь | Задания в тетради – 2гр. Рисунок торговой площади, сообщение о возникновении Москвы- 1 гр. | |||||||||||||||||
17.02 | 43 | За землю русскую! | Познакомиться с «военной историей» Древнерусского государства | http://pedsovet.su/ За землю русскую! | *Подготовить эпизоды из былин, рисунок богатырей, пословицы о защите Родины, сообщение об А.Невском | |||||||||||||||||
19.02 | 44 | «Слово о погибели Русской земли» | Познакомиться с временами нашествий на Древнюю Русь монголов, образования ими государства Золотая Орда | «Уроки Кирилла и Мефодия» 4 класс (урок13,задания7) презентация | Задания в тетради- 2гр. Написать послание древнерусским князьям, сообщение о Чингисхане или Батые- 1 гр. | |||||||||||||||||
Раздел 7. ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. XIV–XVII ВЕКА (6 часов) Личностные результаты:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты Знать
Уметь
| ||||||||||||||||||||||
25.02 | 45 | От Древней Руси к единой России | Познакомиться с эпохой усиления Московского государства | http://pedsovet.su/ От Древней Руси к единой России | Задания в тетради – 2гр. Описать битву на Куликовом поле от первого лица- 1 гр. | |||||||||||||||||
02.03 | 46 | Земля и люди Московского государства | Познакомиться с жизнью и бытом людей Московской Руси | История в лицах | Задания в тетради – 2 гр. Подобрать открытки, песни о Москве- 1 гр. | |||||||||||||||||
04.03 | 47 | Москва златоглавая | Познакомиться с образом Московского Кремля и Красной площади, с личностью Ивана Ггрозного и его деятельностью | http://pedsovet.su/ Москва златоглавая | Задания в тетради – 2 гр. Составить краткое описание деятельности одного из царей Московского государства – 1 гр. | |||||||||||||||||
09.03 | 48 | «Хуже грозного царя только междуцарствие» | Познакомиться с обстановкой Смуты, нарушения привычного порядка в Московском государстве в XVII | История в лицах | Задания в тетради. | |||||||||||||||||
11.03 | 49 | Смутное время. Становление новой династии | Повторение и систематизация пройденного материала | http://pedsovet.su/ Смутное время. | Задания в тетради. | |||||||||||||||||
16.03 | 50 | Обобщение и повторение изученных тем Контрольная работа | самостоятельно применять полученные знания | |||||||||||||||||||
Раздел 8. ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. IX–НАЧАЛО XX ВЕКА (5 часов) Личностные результаты:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты Знать
Уметь
| ||||||||||||||||||||||
18.03 | 51 | Петр Великий | Познакомиться с переломным моментом в истории нашего государства - становлением России как империи | История в лицах | Задания тетради – 2гр. Объяснить «С-Петербург – морские ворота России», герб С-Петербурга и что он символизирует – 1 гр. | |||||||||||||||||
01.04 | 52 | Власть и народ Российской империи | Познакомиться с общественными противоречиями конфликтами. Существовавшими в Российской империи в XVIII – XIX века. | http://pedsovet.su/ Власть и народ Российской империи | Задания в тетради- 2 гр Нарисовать памятники, которых не хватало, мини сочинение «За что я люблю сказки Пушкина»- 1 гр. | |||||||||||||||||
06.04 | 53 | Как Россия у Европы «училась» | Познакомиться с культурой России XVIII – XIX века, сравнить достижения России и Европы. | http://pedsovet.su/ Как Россия у Европы «училась» | Задания в тетради – 2 гр. В стихах подобрать описание природы, сделать иллюстрации – 1гр. | |||||||||||||||||
08.04 | 54 | «Гроза двенадцатого года» | Познакомиться с опасностями, нависшими над Россией 1812 года, когда независимость государства оказалась под угрозой. | История в лицах | Задания в тетради – 2гр. Написать воспоминание от имени солдата,принявшего участие в военных действиях – 1 гр. | |||||||||||||||||
13.04 | 55 | Император-освободитель | Познакомиться с важным событием в жизни страны – отменой крепостного права. | http://pedsovet.su/ Император-освободитель | Задания в тетради 2 гр. Рисунок нового в жизни людей к концу XIX века- 1 гр. | |||||||||||||||||
Раздел 9. ВРЕМЕНА СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР. 1917–1991 ГОДЫ (6 часов) Личностные результаты:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты Знать
Уметь
| ||||||||||||||||||||||
15.04 | 56 | Россия в огне | познакомиться с коренными изменениями, произошедшими в жизни нашей страны в 1917г. | «Уроки Кирилла и Мефодия» 4 класс (урок13,задания11) презентация | Задания в тетради – 2гр. Написать «письмо с фронта» от имени участника Гражданской войны одной из военных сторон – 1гр. | |||||||||||||||||
20.04 | 57 | Россия в огне. Закрепление | познакомиться с коренными изменениями, произошедшими в жизни нашей страны в 1917г. | http://pedsovet.su/ Россия в огне | Презентация по теме* | |||||||||||||||||
22.04 | 58 | «К светлому будущему» | Познакомиться с довоенным периодом истории нашей страны, рассмотреть трудности и победы на пути к «справедливому обществу» | Коллекция СМАRТЕxchanje презентация | Задания в тетради- 2 гр. Опиши или изобрази схематично, как ты себе представляешь идеальное государство – 1 гр. | |||||||||||||||||
27.04 | 59 | «Вставай, страна огромная…» Великая Отечественная война | Расширить представления о Великой Отечественной войне, показать разрушительные последствия фашизма в Германии | Коллекция СМАRТЕxchanje презентация | Задания в тетради – 2гр. Составить видео коллаж из рисунков, плакатов, открыток по теме ВОВ – 1гр. | |||||||||||||||||
29.04 | 60 | «Вставай, страна огромная…» Великая Отечественная война | Расширить представления о Великой Отечественной войне, показать разрушительные последствия фашизма в Германии | Галлерея героев Отечественной | Презентация по теме* | |||||||||||||||||
04.05 | 61 | «Через тернии к звездам» | Познакомиться с послевоенной историей нашей страны, показать достижения и противоречия в развитии государства | http://pedsovet.su/ «Через тернии к звездам» | Задания в тетради-2 гр Придумать кроссворд по терминам, именам, названиям, встречающимся в разделе- 1 гр | |||||||||||||||||
Раздел 10. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (7 часов) Личностные результаты:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты Знать
Уметь
| ||||||||||||||||||||||
06.05 | 62 | Я – гражданин России! | Познакомиться с началом современного этапа развития нашей страны, увидеть связь современной России с предшествующими эпохами. | «Уроки Кирилла и Мефодия» 4 класс (урок11,задания1-2) презентация | Задания в тетради-2гр Написать варианты выезда из другой страны, без знания языка – 1 гр. | |||||||||||||||||
10.05 | 63 | Власть народа | Познакомиться с понятиями «демократия», «референдум», »выборы органов власти», попробовать решить проблемы класса. | http://pedsovet.su/ Власть народа | Задания в тетради – 2 гр Нарисовать герб и флаг придуманного государства- 1 гр. | |||||||||||||||||
13.05 | 64 | Кто в государстве самый главный? | Познакомиться с методами управления в современном демократическом государстве, знать понятия «правительство», «государственная дума» | http://learningapps.orgПрава человека | Задания в тетради. *Презентации о народах России | |||||||||||||||||
17.05 | 65 | Народы России | Познакомиться со значением слова НАРОД, с разнообразием культур и обычаев народов России. | Национальные символы. | Задания в тетради-2гр. Нарисуй и опиши особенности традиционного костюма одного из народов России- 1гр. | |||||||||||||||||
20.05 | 66 | Наш общий дом Контрольная работа | Познакомиться с понятием «федерация» | Задания в тетради-2гр. Составить кроссворд- 1 гр. | ||||||||||||||||||
24.05 | 67 | Как нам жить? Урок - дискуссия | Познакомиться с понятием «государственные праздники»,рассмотреть общегосударственные проблемы современной России и возможные пути их решения | «Уроки Кирилла и Мефодия» 4 класс (урок11,задания8-9) презентация | Задания в тетради-2гр. Написать что уже сегодня ты можешь оставить после себя другим поколениям- 1 гр. | |||||||||||||||||
27.05 | 68 | Экскурсия в краеведческий музей |
Экспертный лист оценки рабочей программы
Рабочей программы по окружающему миру
Составители: Жабина Татьяна Владимировна
_______________________________________________________________________________
Параметры | да/нет |
Титульный лист | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
- метапредметные | |
- предметные | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Нумерация страниц | |
Соответствие стиля оформления, шрифта |
Эксперты______________________________________________________________________
Дата проведения экспертизы_____________________________________________________
Рекомендации:__________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...