Рабочая программа по окружающему миру 2014 -2015
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Пчелова Юлия Борисовна

2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir-2_.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1726

Западного окружного управления образования Департамента образования

 г. Москвы

ПРИНЯТО                                                                                                           УТВЕРЖДАЮ      

Методическим объединением                                                  Директор ГБОУ СОШ №1726

учителей начальных классов                                                   _____________ О.А.Золотарёва                                      

ГБОУ СОШ №1726  

Протокол № ___ от «___»__________20____г.  

Рабочая программа

по предмету “Окружающий мир”

на 2014 – 2015 учебный год

Составители:

Будник В.И..

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

Пчелова Ю.Б.

учитель начальных классов

первой квалифицированной категории

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Раздел «Где мы живём?» (4ч)

Родная страна

 Знакомство с целями и задачами раздела и урока.

Имя родной страны – Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн.

Россия – многонациональная страна.

Государственный язык.

ОБЖ: Безопасный путь в школу

- Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять;

- различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации;

- анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны;

приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называют братскими;

- работать со взрослыми: извлекать из разных источников (энциклопедии, краеведческаяя литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Город и село.

Проект «Родной город»

Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села.

Типы жилых построек в городе и селе.

Наш город.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село;

- работать в паре: находить изображения города и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; рассказывать о своём городе по плану;

- работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ;

- рассказывать о своём доме по плану;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- распределять обязанности по выполнению проекта;

- подбирать фотографии или фотографировать достопримечательности своей малой родины;

- собирать информацию о выдающихся земляках;

- оформлять стенд, мультимедийную презентацию;

- проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;

- оценивать свои достижения в реализации проекта

Природа и рукотворный мир

Объекты природы и предметы рукотворного мира.

Наше отношение к миру.

ОБЖ: Животные вокруг нас

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

- работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира; обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

- приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради;

- работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

«Где мы живём»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Раздел «Природа» (20ч)

Неживая и живая природа

Знакомство с целями и задачами раздела.

Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой.

ОБЖ: Ядовитые растения и грибы

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- классифицировать объекты природы по существенным признакам;

- различать объекты неживой и живой природы; обозначать объекты природы цветными фишками; осуществлять контроль и коррекцию;

- приводить примеры объектов живой и неживой природы; заполнять таблицу в рабочих тетрадях;

- работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку;

- устанавливать связи между живой и неживой природой;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и  свои достижения на уроке.

Явления природы

Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы.

Сезонные явления.

Измерение температуры воздуха, воды, тела человека.

Термометр – прибор для измерения температуры.

Виды термометров.

ОБЖ: Лесной пожар

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях;

- приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;

- анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям;

- рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева;

-практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений;

 - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и  свои достижения на уроке.

Что такое погода

Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений.

Народные и научные предсказания погоды.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

- характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

- приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.);

- работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану;

- сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и  свои достижения на уроке.

- работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «Научном дневнике»; использовать для фиксации наблюдений метеорологические знаки; составить сборник народных примет своего народа о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи.

В гости к осени (экскурсия)

Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе

ОБЖ: Если заблудился в лесу

- Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнять;

- наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними;

- определять природные объекты с помощью справочников;

- оценивать результаты своих достижений на экскурсии

В гости к осени (урок)

Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь

ОБЖ: Кодекс выживания городского пешехода

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу;

- рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);

- сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека;

- работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота осени»;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Звёздное небо

Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Зодиак.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- находить на рисунке знакомые созвездия;

- сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий;

- моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;

- знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять взаимопроверку;

- работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить на нём изученные созвездия; пользоваться для поиска созвездий на небе атласом – определителем; находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Заглянем в кладовые земли

Горные породы и минералы. Гранит и его состав

ОБЖ: Взаимодействие человека с окружающей средой

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;

- различать горные породы и минералы;

- работать в паре: с помощью атласа- определителя приводить примеры горных пород и минералов, готовить краткие сообщения о них;

- читать и обсуждать отрывок из книги А.Е.Ферсмана «Моя коллекция»;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Про воздух

Значение воздуха для растений, животных и человека.

Загрязнение воздуха.

Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;

- работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;

- описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;

- наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;

- работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае; наблюдать небо, водные пейзажи, описать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте неба и воды;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

…И про воду

Вода, её распространение в природе.

Значение воды для растений, животных, человека.

Загрязнение воды.

Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека.

ОБЖ: Неосторожность на воде. Правила поведения на воде

Какие бывают растения

Многообразие растений.

Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- устанавливать по схеме различия между группами растений;

- работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;

- приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;

- определять растения с помощью атласа-определителя;

- оценивать эстетическое воздействие растений на человека;

- работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ (фоторассказ) о красоте растений;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Какие бывают животные

Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных  от их образа жизни

ОБЖ: Животные вокруг нас

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;

-работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями;

- cравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Невидимые нити

Связи в природе, между природой и человеком.

Необходимость сохранения «невидимых» нитей

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными;

- работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;

- читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Дикорастущие и культурные растения

Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений.

Легенды о растениях.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

- работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений; квалифицировать культурные растения по определённым признакам;

- находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне»;

- сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Дикие и домашние животные

Дикие и домашние животные, их сходство и различие.

Значение для человека диких и домашних животных.

Разнообразие домашних животных.

ОБЖ: Правила безопасности при обращении с животными

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

- работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними;

- находить в тексте нужную информацию, обсуждать материалы книги «Зелёные страницы»;

- сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном (по своему выбору);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Комнатные растения

Комнатные растения, их роль в жизни человека.

Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;

- работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находить в атласе-определителе информацию о них;

- оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека;

- практическая работа в группе: осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Животные живого уголка

Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай.

Особенности ухода за животными живого уголка.

Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека

ОБЖ: Учусь читать дорожные знаки. Школа пешехода

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;

- работать в паре: определять животных уголка с помощью атласа-определителя и учебника; использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения;

-  рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;

-  практическая работа в группе: осваивать приёмы содержания живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Про кошек и собак

Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак.

Роль кошек и собак в жизни человека.

Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем;

- приводить примеры пород собак с помощью атласа-определителя;

- обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу;

- работать в группе: использовать тесты учебника как образец для выполнения заданий (составлять словесный портрет своего питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашнем питомце);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Красная книга

Необходимость создания Красной книги.

  Красная книга России и региональные Красные книги.    Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных

ОБЖ: Как ухаживать за кошкой и собакой

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране;

- работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану;

- работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Будьте природе другом!

Проект «Красная книга, или возьмём под защиту»

Что угрожает природе.

Правила друзей природы. Экологические знаки.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;

- знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним;

- читать и обсуждать рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- распределять обязанности по выполнению проекта;

- извлекать информацию из различных источников;

- готовить рисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации);

- составлять собственную Красную книгу;

- презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов;

- оценивать свои достижения в выполнении проекта

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

ОБЖ: Зимняя река и география безопасности

- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

- оценивать бережное и потребительское отношение к природе;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Раздел «Жизнь города и села» (10ч)

Что такое экономика

Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля.

Связи между составными частями экономики.

Экономика родного края.

Деньги

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;

- работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города (села) и готовить сообщения;

- читать предложенный текст, находить в нём ответы на поставленные вопросы, формулировать собственные вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;

- определять по фотографии деньги разных стран;

- работать со взрослыми: находить  в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран, готовить сообщение;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Из чего что сделано

Использование природных материалов для изготовления предметов.

Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина; как рождается книга; как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей

ОБЖ: Опасные и неопасные ситуации

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

- работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Как построить дом

Представление о технологии строительства городского и сельского домов.

Строительные материалы и машины.

Виды строительной техники в зависимости от назначения.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов;

- работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника строительные материалы и строительные машины,  объяснять их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своём городе;

- читать текст учебника, находить названные в нём машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Какой бывает транспорт

Виды транспорта.

Первоначальные представления об истории развития транспорта

ОБЖ: Правила движения

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работа в паре: классифицировать средства транспорта (предлагать варианты классификации, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида);

- узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03;

- работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительной литературы, составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Культура и образование

Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека)

и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория),

их роль в жизни человека и общества.

Разнообразие музеев. Первый музей России - Кунсткамера

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём городе;

- извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников;

- обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни;

- работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей (по своему выбору);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Все профессии важны. Проект «Профессии»

Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

ОБЖ: Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать;

- работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях;

- обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;

- читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- распределять обязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии будет собирать материал);

- интервьюировать респондентов об особенностях их профессий;

- подбирать фотографии их семейных архивов;

- составлять рассказы о профессиях родных и знакомых;

- собирать материал в «Большую книгу профессий»;

- презентовать работы;

- оценивать результаты выполнения проекта

В гости к зиме (экскурсия)

Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе

ОБЖ: Экскурсия к зимней реке

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- наблюдать над зимними погодными явлениями;

- обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни;

- исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;

- определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба»;

- распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных;

- наблюдать поведение зимующих птиц;

- формулировать выводы по материалу экскурсии;

 - оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии.

В гости к зиме (урок)

Зимние явления в неживой и живой природе

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы;

- работать в группе: знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения и выступать с ними;

- формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;

- обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне»;

- работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их в «Научном дневнике», готовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы»; подкармливать зимующих птиц;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность – неправильность предложенных ответов;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга», или «Возьмём под защиту», «Профессии»

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

ОБЖ: Учусь принимать решения в опасной ситуации

- Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Раздел «Здоровье и безопасность» (9ч)

Строение тела человека

Знакомство с целями и задачами раздела.

Внешнее и внутреннее строение тела человека.

Местоположение важнейших органов и их работа

ОБЖ: первая помощь при несчастных случаях

 - Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

- работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека; определять  на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека;

- работать в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Если хочешь быть здоров

Режим дня второклассника. Правила личной гигиены.

Режим питания и разнообразие пищи.

Уход за зубами

ОБЖ: Характеристика здорового человека

- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

- рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника;

- обсуждать сбалансированное питание школьника;

- работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку;

- формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение предметов гигиены; выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными;

- демонстрировать умения чистить зубы, полученные в 1 классе, на основе текста учебника дополнять правила ухода за зубами;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Берегись автомобиля!

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (сигналы светофора, дорожные знаки, правила перехода улицы)

- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

- моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

- работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию;

- выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу;

- моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

- оценивать свои достижения на уроке

Школа пешехода

Освоение правил безопасности пешехода.

Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД (ДПС)

- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

- работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

- практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Домашние опасности

Правила безопасного поведения в быту

- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

- объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

- работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков, узнавать («расшифровывать») правила по предложенным в учебнике знакам, сравнивать свои знаки с представленными в учебнике;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Пожар

Правила противопожарной безопасности.

Вызов пожарных по телефону

ОБЖ: Инструктаж по пожарной безопасности

- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

- характеризовать пожароопасные предметы (раскалённые предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь);

- запомнить правила предупреждения пожара;

- моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС;

- работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Горит костёр» в книге «Великан на поляне»;

- работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

На воде и в лесу

Правила безопасного поведения на воде и в лесу

- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

- характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

-  запомнить правила поведения во время купания;

-  работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию;

- находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы» (рассказ «Коварные двойники»);

- определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых, осуществлять самопроверку;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Опасные незнакомцы

Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми,

Вызов милиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных

 ОБЖ: Учимся соблюдать правила дорожного движения

- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

- характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами;

-  моделировать звонок по телефону (обычному и мобильному) в милицию и МЧС;

- работать в группе: по материалам учебника осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделировать их в ходе ролевых игр;

-  работать со взрослыми: обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми, сочинять об этом рассказ по аналогии с рассказами в учебнике;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

Проверка знаний и умений, Формирование адекватной оценки своих достижений

- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Раздел «Общение» (7ч)

Наша дружная семья

Знакомство с целями и задачами раздела.

Семья как единство близких людей.

Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье

ОБЖ: Особенности обеспечения безопасности современного жилища

- Понимать учебную задачи при изучении материала раздела «Общение» и данного урока и стремиться её выполнить;

- рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;

- формулировать понятие «культура общения»;

- обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

- моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Проект «Родословная»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;

- отбирать фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в едином формате);

-  составлять родословное древо семьи;

- презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа;

- оценивать свои достижения

В школе

Классный и школьный коллектив. Совместная учёба, игры, отдых.

Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы

ОБЖ: Безопасность в школе

- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

- рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;

- обсуждать вопрос о культуре общения в школе;

- формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;

- оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые доступны или недопустимы в школе и других общественных местах;

-  моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Правила вежливости

Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания.

Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;

- формулировать правила поведения  в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;

- моделировать ситуации общения в различных ситуациях;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Ты и твои друзья

Правила поведения в гостях

ОБЖ: Один дома

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- обсуждать морально-эстетические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;

- обсуждать проблему подарка в день рождения друга;

-  обсуждать правила поведения за столом;

- моделировать правила поведения за столом (практическая работа);

- формулировать правила этикета в гостях;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Мы – зрители и пассажиры

Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте)

ОБЖ: Как вести себя со злоумышленникам. Незнакомец

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и формулировать их, возражая Советам Попугая;

- обсуждать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро)  формулировать их на основе иллюстраций учебника;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Раздел «Путешествия» (18ч)

Посмотри вокруг

  Знакомство с целями и задачами раздела.

Горизонт.

Линия горизонта.

Стороны горизонта.

Форма Земли.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;

- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

- работать в паре: находить на схеме и называть указанные стороны горизонта, моделировать стороны горизонта;

- анализировать текст учебника, на его основе объяснять различия внешнего вида нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолёта (аэросъёмка) с видом Земли из космоса, формулировать вывод о форме Земли;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Ориентирование на местности

Что такое ориентирование на местности.

Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам.

Компас – прибор для определения сторон горизонта.

Как пользоваться компасом.  

ОБЖ: Огонь – друг или враг?

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе;

- практическая работа в паре: знакомиться  с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приёмы ориентирования по компасу;

- знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Формы земной поверхности

Равнины и горы.

Холмы и овраги.

Красота гор

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;

- работать в паре: сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с помощью текста учебника; характеризовать (на основе наблюдений) поверхность своего края;

- описывать красоту гор (на основе фотографий в учебнике, рассказа Н.И. Сладкова, личных впечатлений;

- работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор»;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Водные богатства

Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища.

Части реки.

Водные богатства родного края. Красота моря

ОБЖ: Почему на улице опасно?

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;

- работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;

- обсуждать эстетическое воздействие моря на человека (по рассказу К.Д. Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям);

-  работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота моря»;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

В гости к весне (экскурсия)

Наблюдения над весенними явлениями природы

ОБЖ: Безопасный путь в школу

- Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;

- наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;

- формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека;

- оценивать свои достижения на экскурсии

В гости к весне (урок)

Весенние явления в неживой и живой природе

- Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;

- рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

- работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; находить в книге «Зелёные страницы» информацию на заданную тему, различать известную и новую для себя информацию; узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку; выступать с сообщениями в классе;

- моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;

- работать со взрослыми: наблюдать весенние явления в природе, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради («Мой научный дневник»), составлять фоторассказ или выполнять серию рисунков на тему «Красота весны»;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Россия на карте

Что такое карта.

Изображение территории России на карте.

Как читать карту.

Правила показа объектов на настенной карте

Проект «Города России»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

- Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;

- сравнивать изображение России на глобусе и карте;

- работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России, обозначать их фишками с соответствующими номерами; осваивать приёмы чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков);

- учиться правильно показывать объекты на настенной карте (по инструкции учебника);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

В ходе работы над проектом дети учатся:

- распределять обязанности по выполнению проекта;

- в дополнительной литературе и Интернете находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;

- составлять презентацию своего исследования, снабдив её фотографиями (открытками, слайдами);

- презентовать свои проекты (проекты, выполненные в паре, группе);

- оценивать достижения свои и товарищей;

- оформлять стенд «Города России»

Путешествие по Москве

Москва – столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города.

План Москвы.

Герб Москвы.

Основные достопримечательности столицы

ОБЖ: Учусь ориентироваться

- Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;

- находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить на нём достопримечательности столицы;

- работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим наблюдениям;

- отличать герб Москвы от гербов других городов;

- работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Московский Кремль

Московский Кремль – символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади

- Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;

- обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;

- работа в паре: находить на фотографии в учебнике достопримечательности Кремля, рассказывать о них по фотографии; извлекать из дополнительной литературы информацию о достопримечательностях Кремля и готовить сообщения по предложенному плану;

- читать текст учебника, находить в нём сведения из истории Кремля в соответствии с предложенными вопросами; сопоставлять современный облик Кремля с видами Кремля в прошлом на картинах А. Васнецова;

- рассказывать о Красной площади по фотографиям в учебнике и своим впечатлениям, описывать достопримечательности Красной площади по фотографиям;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Город на Ниве

Санкт-Петербург – северная столица России.

Герб и план города, архитектурные памятники.

Памятник Петру I, история его создания

ОБЖ: Дальние путешествия. Правила безопасности

- Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;

- находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт-Петербурга, находить на нём достопримечательность города;

- работать в паре; соотносить фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; рассказывать по приведённому образцу об одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга с использованием (при необходимости) дополнительной литературы;

- отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов;

- работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета;

- читать рассказ об истории создания памятника Петру I, предлагать вопросы к рассказу, оценивать ответы одноклассников;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Путешествие по планете

Карта мира.

Океаны и материки (континенты), их изображения на карте

ОБЖ: Табак и никотин

- Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;

- сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

- работать в паре; соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира, обозначать их фишками с соответствующими номерами;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Путешествие по материкам

Особенности природу и жизни людей на разных материках.

Части света: Европа и Азия

- Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;

- находить материки на карте мира;

- работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом;

- предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы одноклассников;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Страны мира. Проект «Страны мира»

Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

ОБЖ: Путешествие в страну Витаминию

- Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;

- сравнивать физическую и политическую карты мира;

- находить и показывать на политической карте мира территорию России, других стран;

- работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на политической карте, обозначать эти страны соответствующими фишками; рассказывать по фотографиям о том, что можно увидеть в разных странах; с помощью карты приводить примеры стран, расположенных на разных материках;

- пользуясь дополнительной литературой, определять, каким странам принадлежат представленные флаги;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- распределять обязанности по выполнению проекта;

- готовить сообщения (индивидуальные, в парах, в группах) о выбранных странах;

- подбирать фотографии достопримечательностей ( открытки, слайды);

- презентовать свои исследования с демонстрацией иллюстраций;

- оценивать свои достижения в выполнении проекта

Впереди лето

Летние явления в неживой и живой природе.

Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных

- Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;

- определять цветуще летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя  «От земли до неба», осуществлять самопроверку;

- читать и обсуждать рассказ «Разговор в лесу» в книге « Великан на поляне», разыгрывать сценку по этому рассказу;

- приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;

- рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;

- работать со взрослыми: за лето подготовить фоторассказы или выполнить рисунки по темам «Красота лета», «Красота животных»;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений


ОБЖ: ПДД ты должен знать обязательно на пять

-   Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

Преставления результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

- Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 4 КЛАССА НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса (далее Рабочая программа) является частью образовательной программы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразоват...

Рабочая программа по окружающему миру на 2014-2015 учебный год, 1 класс по системе РОЗанкова Л.В.

             Настоящая рабочая программа по окружающему миру разработана на основе методологии системы развивающего обучения Л. В. Занкова, в соответствии с о...

Рабочие программы для 1 класса 2014-2015 год

Представлены рабочие программы по всем предметам, с учётом ФГОС. Программа "Школа России"...

Учебно-исследовательская работа по теме "Воспитание патриотизма у младшего школьника во внеурочной деятельности по окружающему миру" 2014-2015 г.

Сформировать у учащихся чувства патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и гражданской ценности - неотложная задача общеобразовательной школы, начиная с первого года обучения ребенка. Поэтому вн...

Рабочая программа для 2 класса 2014-2015

Рабочая программа по английскому языку....