РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 4 КЛАССА НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса (далее Рабочая программа) является частью образовательной программы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №377 Кировского района Санкт-Петербурга на 2014-2015 учебный год (далее ОУ), утвержденной приказом по ОУ № 58-14 от 30.08.2013.
Программа разработана на основе:
‑ Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
‑ Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.12.10 № 1897;
-Авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», приведённая в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (М.: Просвещение, 2011 г.)
‑ Годовой календарный учебный график Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №377 Кировского района Санкт-Петербурга на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом по ОУ №26-2 от 23.05.2014;
‑ Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №377 Кировского района Санкт-Петербурга на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом по ОУ №48 от 25.06.2014;
‑ Положение о текущем контроле успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №377 Кировского района Санкт-Петербурга, утвержденное приказом по ОУ №65-3 от 22.10.2013.
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе авторской программы А.А. Плешакова (УМК «Школа России»).
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №377 КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА пр. Стачек, д.107, к.4, Санкт-Петербург, 198303 тел.: (812)-753-71-50 факс: (812)-757-37-77 http://www.kirov.spb.ru/sc/377/; email: sc377@kirov.spb.ru | ||||
РЕКОМЕНДОВАНА к использованию педагогическим советом ГБОУ СОШ №377 Кировского района Санкт-Петербурга | УТВЕРЖДАЮ директор ГБОУ СОШ №377 Кировского района Санкт-Петербурга | |||
/И.Д.Захарченко/ | ||||
протокол №1 от | пр № от .2014 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 4 КЛАССА
НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель: Кулабухова Ольга Витальевна
Санкт-Петербург
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса (далее Рабочая программа) является частью образовательной программы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №377 Кировского района Санкт-Петербурга на 2014-2015 учебный год (далее ОУ), утвержденной приказом по ОУ № 58-14 от 30.08.2013.
Программа разработана на основе:
Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.12.10 № 1897;
-Авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», приведённая в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (М.: Просвещение, 2011 г.)
Годовой календарный учебный график Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №377 Кировского района Санкт-Петербурга на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом по ОУ №26-2 от 23.05.2014;
Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №377 Кировского района Санкт-Петербурга на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом по ОУ №48 от 25.06.2014;
Положение о текущем контроле успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №377 Кировского района Санкт-Петербурга, утвержденное приказом по ОУ №65-3 от 22.10.2013.
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе авторской программы А.А. Плешакова (УМК «Школа России»).
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предмет "Окружающий мир" в ОУ изучается с 1 по 4 класс.
В 4классе на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, т.е. 68 часов в год
В 4 классе проводятся экскурсии в разделе «Родной край – часть большой страны» по теме «Поверхность нашего края». Практические работы проводятся на учебных занятиях по следующим темам: «Глобус и географическая карта», «Моря, озера и реки России», «Природные зоны», по разделу «Родной край - часть большой страны».
В основу Рабочей программы положены Методические рекомендации по Окружающему миру, 4класс авторов используемого УМК, внесены
следующие изменения:
-Объединены уроки «Проверь себя» и обобщающие уроки в конце каждого раздела;
- предусмотрены резервные часы – 3 часа (для учета праздничных дней и (или) необходимости отработки одной из тем)
Кроме того внесены следующие коррективы:
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов по методическим рекомендациям ( | Всего часов по рабочей программе | Примечания |
Природа России | 10 часов | 11 | Добавлен 1ч. Равнины и горы России | |
Родной край-часть большой страны | 15 | 12 | Поверхность нашего края 1 час вместо 2,Жизнь леса 1 час, вместо 2, Жизнь луга 1 час вместо 2 | |
Страницы всемирной истории | 5 | 6 | Добавлен урок обобщения по теме | |
Современная Россия | 9 | 6 | Путешествие по России.1 час вместо трех. Добавлен урок презентация проектов |
Используемый УМК:
- Учебник Окружающий мир 4 класс А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова
- Рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс А.А Плешаков, Е.А. Крючкова
- Контрольно-измерительные материалы 4 класс
- Атлас-определитель От земли до неба А.А Плешаков
- Великан на поляне Книга для учащихся начальной школы А.А. Плешаков
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях
Тема «Земля и человечество».
Учащиеся должны знать:
- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);
- название океанов и материков; иметь представление о смене дня и ночи, времён года;
- об экологических проблемах планеты и о путях сотрудничества стран мира в области охраны природы на планете.
уметь:
- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по теме;
- излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
- дать оценку зависимости экологической проблемы от деятельности человека;
- определить необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения.
Тема «Природа России»
Учащиеся должны знать:
- положение России на карте;
- природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;
- представление о природном равновесии в этих зонах;
- названия морей, рек, озер, гор России и положение их на карте;
- правила безопасного поведения у моря.
уметь:
1 уровень
- называть природные зоны России и показывать их на карте;
2 уровень
- различать природные зоны России по отличительным признакам;
- устанавливать сходства и различия зон России;
- исследовать и сравнивать, делать логические умозаключения;
3 уровень
- выполнять задания творческого характера;
- составлять план ответа;
- самостоятельно строить структурно – логическую схему.
Тема «Родной край – часть большой страны».
Учащиеся должны знать:
- положение своего края на карте, поверхность, водоемы сообщества;
- использование и охрана природы родного края;
- правила поведения в природе;
- особенности сельского хозяйства края.
уметь:
- показать на карте свой край;
- различать важнейшие полезные ископаемые края, растения и животных, которые характерны для леса, водоема родного края;
- основные сельскохозяйственные растения, животные края.
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения о своем крае;
- излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа.
Тема «Страницы всемирной истории»
Учащиеся должны знать:
- что и как изучает предмет «История»;
- откуда берет начало история человечества;
- названия эпох истории и человечества;
- виды исторических источников (вещественные, письменные и устные).
уметь:
- определять эпоху истории человечества;
- определять последовательность исторических событий;
- соотносить год с веком;
- рассказать о событиях той или иной эпохи;
- дать оценку происходящему;
- самим находить и проводить примеры из других источников
Тема «Страницы истории Отечества»
Учащиеся должны знать:
- истоки истории Отечества;
- наиболее важные события в истории Отечества и их даты;
- народы, населяющие Россию;
- исторические и культурные памятники страны;
- достопримечательности родного края;
- выдающихся людей, прославившие родное Отечество;
- историю возникновения городов.
уметь:
- рассказать о наиболее важных событиях в истории Отечества и родного края;
- описывать жилище, предметы быта, одежду разных времен отечественной истории;
- называть наиболее значительные памятники культуры Отечества, имена их создателей;
- называть имена людей, которые оставили след в развитии Отечества, в его освобождении от врагов;
- применять счет лет в истории;
- показывать на карте исторические объекты;
- работать с текстом, выделять главное в тексте, пересказать содержание, самостоятельно строить рассказ;
- объяснять отдельные исторические термины;
- связно и логично отвечать на вопросы;
- самостоятельно выполнять творческие задания;
Тема «Современная Россия»
Учащиеся должны знать:
- государственное устройство нашей страны;
- символику Российского государства;
- основные законы страны;
- права ребенка;
- государственные праздники Российской Федерации;
уметь:
- рассказать о государственном устройстве Российской Федерации;
- назвать основные документы, защищающие права человека и ребенка;
- различать государственные символы современной России;
- называть и рассказывать о государственных праздниках современной России, о их различиях и особенностях;
Текущий контроль ведется в форме устного опроса, с помощью фронтальных письменных работ: самостоятельных, контрольных, тестовых..
Возможно применение других форм текущего контроля.
Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, практические, наглядные.
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- самостоятельно работать с учебником, со словарем, справочником, энциклопедиями;
- работать с учебными и научно-познавательными текстами;
- составлять план учебной статьи;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- работать с различными картами;
- уметь подготовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;
- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
-Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
-способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
-что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
-некоторые современные экологические проблемы;
-природные зоны России;
-особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
-исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
-важнейшие события и великих людей отечественной истории;
-государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Учащиеся должны уметь:
-распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и
животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
-в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- приводить примеры народов России;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
-владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Тематическое планирование 4 класс (окружающий мир)
№ | Название раздела и тем | Всего часов | примечание |
Земля и человечество | 9 | ||
1 | Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце | 1 | |
2 | Планеты Солнечной системы. Смена день ночь, времена года | 1 | |
3 | Звёздное небо – велика книга природы. | 1 | |
4 | Мир глазами географа. Глобус и географическая карта | 1 | |
5 | Мир глазами историка. | 1 | |
6 | Когда и где? | 1 | |
7 | Мир глазами эколога | 1 | |
8 | Сокровища Земли под охраной человечества | 1 | |
9 | Обобщение по теме «Земля и человечество» | 1 | |
Природа России | 11 | ||
10 | Равнины и горы России | 1 | |
11 | Моря, озёра, и реки России | 1 | |
12 | Природные зоны России | 1 | |
13 | Зона Арктических пустынь | 1 | |
14 | Тундра | 1 | |
15 | Леса России. | 1 | |
16 | Лес и человек | 1 | |
17 | Зона степей | 1 | |
18 | Пустыни | 1 | |
19 | У Чёрного моря | 1 | |
20 | Обобщение по теме «Природа России» | 1 | |
Родной край – часть большой страны | 12 | ||
21 | Наш край | 1 | |
22 | Поверхность нашего края | 1 | |
23 | Водные богатства нашего края | 1 | |
24 | Наши подземные богатства | 1 | |
25 | Земля - кормилица | 1 | |
26 | Жизнь леса. Лес – природное сообщество | 1 | |
27 | Жизнь луга. Луг – природное сообщество. | 1 | |
28 | Жизнь в пресных водоёмах | 1 | |
29 | Растениеводство в нашем крае | 1 | |
30 | Животноводство в нашем крае | 1 | |
31 | Обобщающий урок. Я знаю родной край | 1 | |
32 | Наши проекты | 1 | |
33-34 | Резерв | 2 | |
Страницы Всемирной истории | 6 | ||
1 | Начало истории человечества | 1 | |
2 | Мир древности: далёкий и близкий | 1 | |
3 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | |
4 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | |
5 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | |
6 | Обобщение по теме «Страницы всемирной истории» | 1 | |
Страницы истории отечества | 20 | ||
7 | Жизнь древних славян | 1 | |
8 | Во времена Древней Руси | 1 | |
9 | Страна городов | 1 | |
10 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | |
11 | Трудные времена на Русской земле | 1 | |
12 | Русь расправляет крылья | 1 | |
13 | Куликовская битва | 1 | |
14 | Иван III | 1 | |
15 | Мастера печатных дел | 1 | |
16 | Патриоты России | 1 | |
17 | Петр Великий | 1 | |
18 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | |
19 | Екатерина Великая | 1 | |
20 | Отечественная война 1812 года | 1 | |
21 | Страницы истории XIX века | 1 | |
22 | Россия вступает в XXвек | 1 | |
23 | Страницы истории 20 -30 годов | 1 | |
24 | Великая война и Великая Победа | 1 | |
25 | Страна, открывшая путь в космос | 1 | |
26 | Обобщение по теме «Страницы истории отечества» | 1 | |
Современная Россия | 6 | ||
27 | Основной закон России и права человека | 1 | |
28 | Мы – граждане России | 1 | |
29 | Славные символы России | 1 | |
30 | Такие разные праздники | 1 | |
31 | Путешествие по России | 1 | |
32 | Наши проекты | 1 | |
33 | Обобщение по теме « Современная Россия» | 1 | |
34 | Резерв | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа По Окружающему миру 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД
Тип программы: программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗО ДЛЯ 4 КЛАССА НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное...
Рабочая программа по математике для 1 класса на 2014-2015 учебный год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№12Согласовано...
Рабочая программа по музыке для 1 класса на 2014-2015 учебный год
Пояснительная...
Рабочая программа по математике в 4 классе за 2014-2015 у.г.
В рабочей программе размещена пояснительная записка и тематическое планирование...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на 2015-2016 учебный год
УМК - "Школа России". В программе представлена пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру (1 класс), календарно-тематическое планирование....