Учебно-исследовательская работа по теме "Воспитание патриотизма у младшего школьника во внеурочной деятельности по окружающему миру" 2014-2015 г.
материал по теме
Сформировать у учащихся чувства патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и гражданской ценности - неотложная задача общеобразовательной школы, начиная с первого года обучения ребенка. Поэтому внеклассная работа является важным звеном учебно-воспитательного процесса и остается актуальной в наше время.
Внеклассная деятельность является частью всего учебно-воспитательного процесса, при котором деятельность учащихся осуществляется во внеурочное время. Эта работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах своего края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_patriotizma_vo_vneurochnoy_deyatelnos_2.doc | 140 КБ |
zashchita_kursovoy.pptx | 111.52 КБ |
zashchitta.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»
Ежикова Наталия Игоревна
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Курсовая работа защищена с оценкой___________ « »_____________201_года | Специальность 050146 Преподавание в начальных классах Курс 3, группа 32 Руководитель: Сачкова Т.А. |
Челябинск, 2015
СодержаниеВведение | 3 |
Глава 1 Организация внеурочной деятельности младших школьников | 5 |
1.1. Возрастные особенности ребенка младшего школьного возраста | 5 |
1.2. Основы организации внеурочной деятельности младших школьников | 8 |
1.3. Основные формы и модели организации внеурочной деятельности по окружающему миру | 11 |
Выводы по 1 главе | 15 |
Глава 2. Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности по окружающему миру | 17 |
2.1. Особенности патриотического воспитания в школе | 17 |
2.2. Формирование чувства патриотизма у младших школьников во внеурочной деятельности по окружающему миру. | 20 |
Выводы по 2 главе | 24 |
Заключение | 26 |
Список использованной литературы | 28 |
Введение
Если мы не будем думать о том, чему учили нас учителя по истории в школе, у нас будущего не будет. А без патриотического воспитания, причем с детского возраста, нам не решить кардинальных, системных вопросов, стоящих перед нашей страной. Но есть основополагающие принципы существования самого государства, и один из этих принципов – уважение к своей истории и воспитание патриотизма. [20, с.3]
Сформировать у учащихся чувства патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и гражданской ценности - неотложная задача общеобразовательной школы, начиная с первого года обучения ребенка. Поэтому внеклассная работа является важным звеном учебно-воспитательного процесса и остается актуальной в наше время.
Внеклассная деятельность является частью всего учебно-воспитательного процесса, при котором деятельность учащихся осуществляется во внеурочное время. Эта работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах своего края.
Проблема патриотического воспитания приобретает особое значение - вследствие того, что педагогические традиции, уходящие корнями в историю народа, требуют адаптации к сегодняшнему дню.
Приоритетом воспитательной политики становится любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу Отечества, готовность к его защите, подготовка младшего школьника к жизнедеятельности и регуляции поведения в обществе. Актуализация проблемы усиливается тем, что школа как один из социальных институтов имеет высокий потенциал для создания педагогических условий патриотического воспитания подрастающего поколения.
Цель исследования – изучить методику патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Охарактеризовать возрастные особенности ребенка младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть основы организации внеурочной деятельности младших школьников.
3. Определить основные формы и модели организации внеурочной деятельности по окружающему миру
4. Выявить особенности патриотического воспитания в школе.
5. Изучить формирование чувства патриотизма у младших школьников.
В ходе написания курсовой работы были использованы методы:
- Изучение методической литературы
- Анализ и сравнение методической литературы
- Систематизация и обобщение материалаГлава 1. Организация внеурочной деятельности младших школьников
1.1.Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста
С каждым годом происходят изменения в развитии детей. Каждый возраст определяет развитие познавательных процессов. Многие ученые полагают, что очень важно обращать внимание на особенности развития познавательных процессов особенно на начальном этапе обучения. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Психологами был доказан тот факт, что младший школьник может освоить более сложный материал, если учитель сумеет найти способ его преподнесения.
Это говорит о том, что у младшего школьника имеется большой потенциал к развитию познавательных процессов.
Младший школьный возраст. Этот период характеризуется ускоренными процессами психического развития и формированием целенаправленного поведения на фоне продолжающихся морфофункциональных перестроек организма. При этом темп и характер этих перестроек определяют индивидуальную динамику психического развития.
Начало систематического обучения в школе, переход к новым социальным условиям и значительное увеличение умственной нагрузки требуют особенно пристального внимания к оценке зрелости мозга, его структурно-функциональной организации на начальных этапах школьного обучения.
Этап перехода системы восприятия на качественно иной уровень организации рассматривается как сенситивный период развития информационных процессов, составляющих основу познавательной деятельности.
У детей 6— 7 лет правое полушарие, как и у взрослых, осуществляет полное описание объектов; левое же полушарие в процессе категоризации функционирует подобно правому.
Особенности познавательной деятельности во многом определяются спецификой мозговой организации внимания, которая в младшем школьном возрасте претерпевает значительные изменения.
Несмотря на прогрессивное развитие, система переработки информации у 7—8-летних детей еще незрелая, и к началу обучения в школе ее возможности довольно ограничены. Так, запоминание и опознание геометрических фигур в этом возрасте осуществляется по типу взрослого, а идентификация и различение букв еще затруднены и требуют вовлечения более сложных механизмов.
В 7— 8 лет механизмы внимания, как непроизвольного, еще преобладающего в этом возрасте, так и произвольного, имеют черты незрелости. «Распад» сложившейся в состоянии покоя системы создает оптимальные условия для формирования новых функциональных объединений и тем самым облегчает анализ информации и в коре больших полушарий.
Таким образом, в младшем школьном возрасте по мере структурно-функционального созревания мозга существенно возрастают функциональные возможности ребенка. [1, с. 367]
На воспитание и развитие младших школьников весьма большое влияние оказывает личность учителя, а также родителей и взрослых. Их чуткость, внимание и умение стимулировать и организовывать как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят в решающей мере определяет успех воспитания.
Младший школьный возраст соотносят с моментом поступления в школу. И к этому времени, как правило, ребенок готов к систематическому обучению в школе. Его психологическое и физическое развитие достигло определённого уровня, который позволяет обучаться ребенку в школе. Рассмотрим особенности познавательных процессов младшего школьника.
Одним из важных познавательных процессов является восприятие. По мнению Дубровиной И. В., восприятие является основой познавательной деятельности, поэтому нормальное умственное развитие ребёнка невозможно без опоры на полноценное восприятие. К моменту поступления в школу у ребенка начинает формироваться сенсорное развитие. Сенсорное развитие подразумевает совершенствование ощущений, восприятий и наглядных представлений, а именно повышается острота зрения, точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, усваиваются сенсорные эталоны, и происходит овладение перцептивными действиями. А так как в младшем школьном возрасте продолжает формироваться сенсорное развитие, поэтому именно оно является основой для дальнейшего формирования восприятия.
Характерной чертой восприятия является сложность в дифференцировании воспринимаемой информации. Младшие школьники допускают ошибки при восприятии сходных по тем или иным качествам объектов. Одной из особенностей восприятия является зеркальное отражение воспринимаемого материала. Кроме того, восприятие тесно связано с практической деятельностью ученика. Младший школьник воспринимает предмет хорошо, когда он производит какие-либо действия с ним. Следовательно, следует учитывать эту особенность восприятия при введении нового материала.
Характерными особенностями памяти младшего школьника в начале обучения является то, что младшие школьники лучше запоминают наглядный материал, и запоминание слов обозначающих предметы происходит лучше, чем слов обозначающих абстрактные понятия. Всё это следует учитывать при организации учебного процесса.
Возрастная особенность внимания младшего школьника это сравнительная слабость произвольного внимания. Непроизвольность внимания в начале обучения требует от учителя большей концентрации внимания учеников на изучаемом предмете. Следует организовывать работу таким образом, чтобы у учащихся были задействованы все виды анализаторов.
У младших школьников на данном этапе развития формируется устойчивая структура мотивов, в которой мотивы учебной деятельности становятся ведущими. [1, с.95].
1.2. Основы организации внеурочной деятельности младших школьников
Серьезные изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной жизни, затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех участвующих в них субъектов, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем. Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации взаимодействия людей. В том числе и в сфере образования и воспитания подрастающего поколения.
Воспитание - для всех времён и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможен прогресс человечества, немыслимо развитие человека в онтогенезе.
Воспитание как социальное явление было и остаётся объектом изучения, предметом многих наук. Педагогика рассматривает воспитание как «творческий, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанника по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие - развитие и самоактуализации личности».
Воспитание осуществляется через воспитательный процесс -целенаправленный процесс взаимодействия: индивид-индивид, индивид-группа, индивид-коллектив. Этот процесс организуется и осуществляется в различных социальных институтах, среди которых нас будет интересовать, прежде всего, образовательная школа и, в частности, начальная школа как её структурное подразделение.
Воспитательный процесс школы рассматривается учёными (Байбородова Л.В., Вульфов Б.З., Пидкасистый П.И., Поляков С.Д., Поташник М.М., Рожков М.И. и др.) как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности школьника, реализуемая во взаимодействии ученика и педагога.
В состав динамической системы воспитательного процесса входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия.
Педагоги школы осуществляют целенаправленную профессиональную деятельность, способствующую решению воспитательных задач, как одного из компонентов воспитательного процесса. Эта деятельность не ограничивается воздействием на ученика. Она предполагает как учет особенностей окружающей ребёнка среды, так и активное воздействие на эту среду[19, с.76].
Организация воспитательной работы подразумевает взаимодействие школы с социумом, сотрудничество с семьёй с целью установления гуманистических отношений и благоприятного морально-психологического климата. Одной из составляющих воспитательной работы школы является внеклассная воспитательная работа. По мнению ряда учёных, внеклассная работа является «единственной регламентированной сферой воспитания, через которую проходят практически все дети: место её функционирования - школа.
Различные источники учебной литературы предоставляют нам несколько вариантов значения внеурочной деятельности.
В документе руководителям органов местного самоуправления, дается такое определение:
Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Внеурочная деятельность организуется для того, чтобы удовлетворить потребности учащихся в содержательном досуге, их участие в общественно полезной деятельности и самоуправлении. [11, с.39]
Новиков А.М. в учебнике «Профессиональная педагогика» отмечает, что:
Внеурочная деятельность– интегративное понятие, которая определяет комплекс различных занятий обучающихся, осуществляемых в свободное от учебных занятий время. Деятельность, организуемая педагогами во внеурочное время, ориентирована на интересы молодых людей, предоставляет им возможность выбора, в большей степени способствует их самореализации и самоопределению. Внеурочная деятельность помогает удовлетворять разнообразные интересы молодых людей в неформальном общении, клубах, любительских объединениях, кружках. [5, 258]
1.3. Основные формы и модели организации внеурочной деятельности по окружающему миру
Виды деятельности и формы внеурочной работы в каждом образовательном учреждении, классе осуществляются с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей и потребностей школьников и их родителей. Педагог вправе сам составить программу внеурочной деятельности, изменять ее содержание по своему усмотрению с учетом запросов участников образовательного процесса.
Основные формы внеурочной работы по окружающему миру:
массовая | групповая | индивидуальная |
|
|
|
Выделяют различные формы организации внеурочной деятельности школьников.
Духовно-нравственное направление, общекультурное направление реализуется через кружки, посещение выставок, музеев, кино, спектаклей в классе, школе, театре; художественные акции школьников в окружающем школу социуме. Игры – миниатюры, инсценирование сюжетов из истории, диалоги на темы, чтение и просмотр красочных познавательных программ, дидактические игры.
Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие формы, как познавательные беседы, кружки «Путешествие в прошлое», «Занимательная топонимика» и др., олимпиады, дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» и др., детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб и др.
Формы проблемно-ценностного общения – это дебаты, этические беседы, проблемно-ценностные дискуссии, тематические диспуты.
Досуговое общение организуется для приобретения школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Этого можно достичь в рамках такой хорошо известной формы, как поход в музей, галерею.
Основной формой игровой деятельности является игра с ролевым акцентом, социального творчества – форма социальной пробы, коллективного творческого дела, социально-образовательного проекта.
Спортивно-оздоровительная деятельность организуется в форме занятий в спортивных секциях, бесед о здоровом образе жизни, участия в оздоровительных процедурах.
Познавательная деятельность может быть организована в форме интеллектуальных клубов, кружков познавательной направленности, факультативов, научного общества учащихся, библиотечных вечеров, познавательных экскурсий, викторин, олимпиад, дидактических театров. [6,с. 4]
Экскурсии – важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника (самостоятельности, инициативности, определенных организаторских способностей, умения работать вместе, проявлять подлинную заботу друг о друге и оказывая взаимопомощь). [10, с.124]
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В настоящее время в общеобразовательной школе существует четыре основных модели организации внеурочной деятельности.
Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом, связи с общешкольной жизнью тоже ситуативны и обрывочны. Вся внеклассная работа и внеучебная деятельность школы полностью зависят от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития организации деятельности детей во второй половины дня не корректируется. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант организации внеучебной деятельности в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.
Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур воспитательной системы, хотя единая система в полной мере еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Сходные по профилю клубы, кружки, студии могут быть объединены в клубные центры, работающие по единой программе. Однако центры эти существуют в школе изолированно; связи с общешкольной работой также фрагментарны. Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией.
Третья модель организации внеурочной деятельности может быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество должно осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание внеучебной деятельности в данной школе.
Четвертая модель организации внеучебной деятельности в современной школе предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания их деятельности и способов её организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Это учебно-воспитательный комплекс, школа-клуб, школа коммунарского типа.
Выводы по 1 главе:
Младший школьный возраст один из важнейших периодов жизни человека. На этом этапе развития ученики накапливают знания об окружающем мире.
Досуговое общение организуется для приобретения школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Внеурочная деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Таким образом, внеурочная деятельность помогает:
- научить себя учиться, что способствует саморазвитию;
-утвердить себя в своих глазах и в глазах других людей, что способствует самоутверждению;
- найти себя, что будет способствовать самоопределению;
- реализовать себя, что способствует самореализации;
-научиться управлять собой, что способствует саморегуляции и самовоспитанию.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению.
Поэтому в современной школе активно ведутся поиски новых форм организации обучения. Именно внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и в первую очередь у детей с низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умение свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Развиваются навыки работы с дополнительной литературой, умение планировать, анализировать и обобщать. Благодаря функционированию разнообразных форм организации обучения в современной школе, учащиеся могут удовлетворять свои разнообразные познавательные и творческие запросы, развивать свой творческий потенциал, активно включаться во всевозможные школьные олимпиады, конкурсы, художественные и технические выставки, литературное творчество. Это дает школе большой импульс для выявления и развития способных и одаренных детей.
Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность - одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы по истории.
Глава 2. Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности по окружающему миру
2.1. Особенности патриотического воспитания в школе
Гражданское и патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности выполнения гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства.
К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Это справедливо, ведь гражданское и патриотическое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения.
Необходимостью сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений на современном этапе. Основой российского гражданского общества должны стать признание полиэтнического, поликультурного построения государственности и формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики.
Коренные преобразования в стране конца XX — начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Очевидно и то, что в современной России сложились не то что б противоположные, но явнее не идентичные четыре трактовки «позитивного патриотизма» и, соответственно, четыре модели патриотического воспитания: государственная, церковная, общественная и народная.
Первая - государственная – постулируется государственной властью, выражается и поддерживается, прежде всего, чиновниками, армией и другими силовыми структурами. Ее смысл – идеальный нравственный императив – заключается в безусловном и нерефлексируемом патриотизме граждан, гордости за великую российскую историю и культуру, в беспредельной любви граждан к Родине, их готовности подвижнически служить ей, не требуя что-то взамен, и если возникнет необходимость, отдать за нее жизнь.
Такая модель патриотического воспитания в полной мере осуществляется во всех военный и близких к ним высших образовательных учреждениях. А в системе общего образования – в суворовских училищах, различных кадетских корпусах, летных школах и т.п. образовательных учреждениях военизированного профиля.
Церковная модель патриотического воспитания существенно не отличается от государственной, что, в общем, закономерно дл современной России. Весь названый выше компендиум нравственных императивов, составляющих цели патриотического воспитания, характерен и для церковной модели в ее православной ипостаси. Отличие же патриотического воспитания, в его церковном дискуссе, состоит, прежде всего, в том, что оно обращено не на влияние извне, а на внутреннее духовное движение формирующейся личности, на подключение ее ко всей тысячелетней ритуально-обрядовой традиции церкви. Здесь любовь к Родине органично сливается с любовью к богу.
В явном виде эта модель реализуется во всех духовных заведениях и воскресных школах, а также в общеобразовательной школе посредством курса «Основы религиозной культуры и светской этике».
По сравнению с этими четкими, целостными и ясными моделями общественные подходы к патриотическому воспитанию достаточно противоречивы. Настолько, насколько противоречиво само современное общество. Конечно, в нем превалируют люди, которые, как сейчас принято говорить, «не заморачиваются» глобальными проблемами, а тяжело и упорно, даже не живут , а выживают:
Вместе с тем, несомненно, элегантно выражаясь, в «креативной» части общества сильно резко критичное отношение как к прошлому России, так о к оценке современной политической ситуации. …
Подобная критическая направленность условного патриотического воспитания (с вечными кукишами в карманах) характерна для элитных образовательных учреждений, прежде всего, лицеев, гимназий и образовательных комплексов гуманитарной направленности.
И наконец, народная модель патриотического воспитания. Под этой моделью скорее всего следует иметь в виду национально-социалистическую модель, которая наиболее ярко выражена в учебных заведениях, создаваемых и патронируемых казачеством. Конечно, в основе патриотического воспитания казачества заложен блок государственных и православных постулатов, но с существенным этносоциальным орнаментом. [18, с. 23]
2.2. Формирование чувства патриотизма у младших школьников во внеурочной деятельности по окружающему миру.
Уровень развитости патриотических чувств у граждан любой страны имеет большое влияние на развитие всех сфер данного государства, что обуславливает необходимость формирование указанного качества у подрастающего поколения. В связи с этим не случайно в обращение ученых и практиков к данной проблематике.
По мнению С. Е. Матушкина, патриотическое воспитание детей и юношества приобретает особую актуальность «в связи с расширением и углублением процессов интернационализации, межгосударственной, региональной и планетарной интеграции, глобализации, попытками поставить под вопрос роль и значение государственного суверенитета».
В связи с изложенным для современной школы является обязательным требованием осуществление целенаправленной и системной работы по формированию чувства патриотизма у подрастающего поколения.
Проблема формирования чувства патриотизма не нова и имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир раскрывает более сложные грани осуществления данного процесса в системе образования.
Новая воспитательная система с необходимостью должна быть ориентирована на воспитание гражданина и патриота, что является одной из краеугольных задач российского образования. Не случайно К. С. Болдина отмечает, что «решая проблему патриотического воспитания школьников, современное общеобразовательное учреждение сосредоточивает свои усилия на формирование у детей ценностного отношения к явлениям общественной жизни, любви к Родине и своей малой родине».
Процесс формирования чувства патриотизма сегодня переживает период интенсивной трансформации. Поддерживая данную мысль, С. А. Винникова подчеркивает, что «проблема актуализации патриотического аспекта в современном воспитании подрастающего поколения очевидна и весьма своевременна, обусловлена в большей мере духовным фактором» [8, с. 14].
Определение сути понятия «патриотизм» имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшей ценности, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте и других. За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.
Патриотизм является стержнем всех гражданских качеств личности. Сущность понятия «патриотизм» (от греческого patris – родина) включает в себя любовь к Родине, земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран.
Процесс воспитания является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающим вхождение подрастающих поколений в жизнь общества, становление их как активных субъектов конкретного этапа исторического процесса.
Так, идеологической основой процесса формирования чувства патриотизма в условиях современной школы являются духовно-нравственные ценности нации, а его сущность может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, доминантой которого служат гуманистические духовные ценности своего народа.
Данные установки подтверждает, например, А. Г. Вороненко, определяя, что сущность общечеловеческих аспектов процесса формирования чувства патриотизма у детей заключается:
в формировании понимания единства и взаимозависимости мира, одинаковой значимости для всех народов сохранения мира и разоружения;
в проблеме экологии;
в защите и сохранении мировой художественной культуры;
в экономическом, научном, культурном сотрудничестве, а также общественной активности в деле разрешения глобальных противоречий;
в высокой преданности Родине, чувстве ответственности за ее судьбу и историю [1, с. 14].
Из представленных условий наиболее благоприятными для целенаправленной организации процесса воспитания патриотических чувств детей является школа. Реализуясь в ней, данное совершенствование носит массовый характер, происходит комплексно и в рамках различных областей деятельности, в урочное и внеурочное время.
Проявление чувства патриотизма и его воспитание на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Многие нравственные качества человека закладываются в школьные годы – детские и юношеские. Любовь к Родине, желание видеть родной край, город, улицу благоустраивающимися и хорошеющими, стремление совершать добрые дела – все перечисленные чувства в большой мере зависят от того, когда и насколько устойчиво они были заложены в человеке. Весьма важным в контексте исследуемой проблематики является то, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте.
Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в нем. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма.
Для обеспечения эффективности процесса формирования чувства патриотизма необходим учет возрастных особенностей младших школьников. Данный возраст – это период развития детей от 7–8 лет до 11–12 лет. На этом этапе ребенок приступает к общественно оцениваемой, систематической учебной деятельности, включается в школьный коллектив. Содержание его жизни коренным образом меняет поступление в школу. Обучение предъявляет новые требования не только к знаниям ребенка, но и к качествам его личности, которые формируются в процессе учения, изменяя характер отношений ребенка с окружающими людьми, поскольку он начинает выполнять серьезное общественное дело. В этих условиях взаимоотношение ученика с окружающими во многом определяются оценкой его учения и поведения в школе.
В начале обучения школьника возникает основное противоречие – между постоянно растущими требованиями, предъявляющимися к личности ребенка, его памяти, вниманию, мышлению, речи и наличным уровнем его развития, являющимся движущей силой в данный возрастной период. По мере роста требований уровень психического развития подтягивается до необходимого. Таким образом, обучение ведет за собой развитие.
Выводы по 2 главе:
Гражданское и патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности выполнения гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства.
Вышеуказанные определения и высказывания педагогов позволяют сделать вывод о значимости проблемы формирования чувства патриотизма подрастающего поколения, где базой для этого процесса, являются глубинные чувства любви и привязанности личности к культуре своего народа, земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Говоря о педагогических условиях формирования чувства патриотизма младших школьников, Н. Куприна считает, что «нравственные чувства, возникающие посредством патриотического просвещения, служат своеобразным стимулом для совместной деятельности детей и взрослых, формируют положительные нравственные отношения» [11, с. 15]. При этом важным здесь является качество функционирования ребенка, высшей ступенью которого является творчество.
Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность - одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы по истории.
Проблема формирования чувства патриотизма не нова и имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир раскрывает более сложные грани осуществления данного процесса в системе образования.
Новая воспитательная система с необходимостью должна быть ориентирована на воспитание гражданина и патриота, что является одной из краеугольных задач российского образования. Не случайно К. С. Болдина отмечает, что «решая проблему патриотического воспитания школьников, современное общеобразовательное учреждение сосредоточивает свои усилия на формирование у детей ценностного отношения к явлениям общественной жизни, любви к Родине и своей малой родине».
ЗаключениеГлавной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению. Поэтому в современной школе, активно ведутся поиски новых форм организации обучения.
В ходе анализа методической литературы были выявлены формы организации внеурочной деятельности: массовая, групповая, индивидуальная, которые включают в себя кружки, экскурсии, беседы, дебаты походы, конференции и т.д.
Именно внеурочная деятельность способствует формированию любви к родине, развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умение свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества.
Благодаря функционированию разнообразных форм организации обучения в современной школе, учащиеся могут удовлетворять свои разнообразные познавательные и творческие запросы, развивать свой творческий потенциал, активно включаться во всевозможные школьные олимпиады, конкурсы, художественные и технические выставки, литературное творчество. Это дает школе большой импульс для выявления и развития способных и одаренных детей.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Выявленные тенденции требуют кардинального осмысления системы внеурочной воспитательной работы с позиции создания условий для выбора ребенком индивидуальной, соответствующей его возможностям и склонностям, ценностям родителей и общества траектории развития за рамками урока. Очевидно, что позитивной динамика эффективности такой деятельности может быть лишь при детальном изучении и сбалансированном сочетании интересов и потребностей всех участников образовательного процесса.
Формирование моральных ценностей, норм поведения, коммуникативных способностей ребенка, раскрытие разнообразных граней индивидуальности проходит не только во время уроков, но и во время внеурочной работы школы.
Целью патриотического воспитания является формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины; воспитание бережного отношения к национальным традициям.
На современном этапе развития российского общества проблема формирования патриотических чувств граждан является крайне актуальной.
Снижение уровня патриотического настроения в обществе, межнациональные проблемы, рост преступности и негативная среда оказывают травмирующее воздействие на детей и юношество, что приводит к активизации поиска новых подходов в формировании необходимых позиций граждан.
Список использованной литературы
1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). Учебное пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.—416с.
2. Блонский П.П. Б 70 Педология: Кн. ддя преподавал1. и студ, нысш. пед, учеб. заведений / Под ред. В.А. Сла с Тенина- — М.: Гуманит, изд. центр СЛАДОС1 1999, —288 с,
3. Марков С.В. Клуб юных археологов «Муравей». Исторический очерк создания и развития Челябинского областного клуба юных археологов. – Челябинск, 2003. -20 с.
4. Мусс Г.Н. Воспитание патриотизма подростка во внеурочной деятельности: учебн.-метод, пособ. для студентов педагогич. специальностей / Г. Н. Мусс. - Оренбург: Экспресс-печать, 2008. - 42 с.
5. Новиков А.М. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. –– 456с.
6. Педагогика. Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е.Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П.Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
7. Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования Руководителям государственных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Хабаровского края 10 июня 2011 № 04.1-17-4659 Организация внеурочной деятельности в начальной школе c-13
8. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
9. Статья. Ирина Викторовна Мохова, Нравственное воспитание школьников во внеклассной работе.
10. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский // Собрание соч. : в 6 т. Т. 1. – М. : Педагогика, 2000. – С. 160.
11. Фицула М. Н. Педагогика: учебное пособие. К.: Академвидав, 2007. 560 с.
12. Харламов И. Ф. Педагогика : учеб. пособие / И. Ф. Харламов. – М. : Гардарики, 2005. – 520 с.
13. Формы организации внеурочной деятельности школьников. Виртуальная академия [электронный ресурс] http://www.virtualacademy.ru/news/view/787/
14. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
15. Ежемесячный научно-методический журнал Начальная школа 2007 №9 с-128
16. Журнал для тех, кто любит Россию. Русский Дом 2013 №9 с-56
17. Журнал Наука и Школа 2003 №5 с-60
18. Журнал «Народное образование» № 9/2012(1422)
19. Мохова И.В. Нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе Текст. / И.В. Мохова // Начальная школа плюс До и После. 2009. -№7.-С. 38-40.
20. Путин В.В. Своими словами . //Ежемесячный журнал Высшее образование сегодня. 2013. - №1 –С. 84 .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Выполнила: студентка 32 гр. Ежикова Н. Руководитель: Сачкова Т.А.
Цель исследования – изучить методику патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Задачи: 1. Определить основные формы и модели организации внеурочной деятельности по окружающему миру 2. Выявить особенности патриотического воспитания в школе. 3. Изучить формирование чувства патриотизма у младших школьников.
Воспитательный процесс рассматривался учёными : Байбородова Л.В. Вульфов Б.З. Пидкасистый П.И. Поляков С.Д. Поташник М.М. Рожков М.И. и др.
Глава 1 Организация внеурочной деятельности младших школьников 1.1. Возрастные особенности ребенка младшего школьного возраста 1.2. Основы организации внеурочной деятельности младших школьников 1.3. Основные формы и модели организации внеурочной деятельности по окружающему миру
Духовно-нравственное направление Кружки; Посещение выставок, музеев; Просмотр кино; Спектакли в классе, школе, театре; Игры – миниатюры, инсценирование сюжетов из истории; Диалоги на различные темы; Чтение и просмотр красочных познавательных программ; Дидактические игры.
Общеинтеллектуальное направление Познавательные беседы; Кружки «Путешествие в прошлое», «Занимательная топонимика» и др.; Олимпиады; Дидактический театр; Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»; Детские исследовательские проекты; Внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся); Школьный музей-клуб и др.
Проблемно-ценностное общение Дебаты; Этические беседы; Проблемно-ценностные дискуссии; Тематические диспуты.
Глава 2. Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности по окружающему миру 2.1. Особенности патриотического воспитания в школе 2.2. Формирование чувства патриотизма у младших школьников во внеурочной деятельности по окружающему миру.
Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
модели патриотического воспитания:
модели патриотического воспитания: Государ-ственная
модели патриотического воспитания: Государ-ственная церковная
модели патриотического воспитания: Государ-ственная Общест-венная церковная
модели патриотического воспитания: Государ-ственная Общест-венная народная церковная
Н. Куприна считает, что « нравственные чувства, возникающие посредством патриотического просвещения, служат своеобразным стимулом для совместной деятельности детей и взрослых, формируют положительные нравственные отношения»
К. С. Болдина отмечает, что « решая проблему патриотического воспитания школьников, современное общеобразовательное учреждение сосредоточивает свои усилия на формирование у детей ценностного отношения к явлениям общественной жизни, любви к Родине и своей малой родине».
Предварительный просмотр:
1 слайд (если мы не будем думать о том, чему учили нас учителя …)
2 слайд ( тема моей курсовой работы …)
формирование у учащихся чувства патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и гражданской ценности – это неотложная задача общеобразовательной школы, начиная с первого года обучения ребенка. Поэтому внеурочная деятельность является важным звеном учебно-воспитательного процесса и остается актуальной в наше время.
она, при котором деятельность учащихся осуществляется во внеурочное время.
3 слайд (цели и задачи)
Приоритетом воспитания патриотизма становится любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу Отечества, готовность к его защите, подготовка младшего школьника к жизнедеятельности и регуляции поведения в обществе.
4 слайд (Воспитательный процесс школы рассматривается учёными (Байбородова Л.В., Вульфов Б.З., Пидкасистый П.И., Поляков С.Д., Поташник М.М., Рожков М.И. и др.) )
5 слайд (план первой главы)
В первой главе мной были рассмотрены возрастные особенности ребенка, основы организации внеурочной деятельности и основные формы и модели ее организации во внеурочной деятельности по окр. миру.
Младший школьный возраст один из важнейших периодов жизни человека. На этом этапе развития ученики накапливают знания об окружающем мире.
В различных направлениях выделяют различные формы воспит. Патриот.
6-8 слайд (формы … ) Духовно-нравственное направление, общекультурное направление реализуется через кружки, посещение выставок, музеев, кино, спектаклей в классе, школе, театре; художественные акции школьников в окружающем школу социуме. Игры – миниатюры, инсценирование сюжетов из истории, диалоги на темы, чтение и просмотр красочных познавательных программ, дидактические игры.
Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие формы, как познавательные беседы, кружки «Путешествие в прошлое», «Занимательная топонимика» и др., олимпиады, дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» и др., детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб и др.
Формы проблемно-ценностного общения – это дебаты, этические беседы, проблемно-ценностные дискуссии, тематические диспуты. И др.
Внеурочная деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
9 слайд во второй главе мы изучали особенности патриотического воспитания в школе и Формирование чувства патриотизма у младших школьников во внеурочной деятельности по окружающему миру.
10 слайд (Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. )
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
11 слайд Очевидно и то, что в современной России сложились не то что б противоположные, но явнее не идентичные четыре трактовки «позитивного патриотизма» и, соответственно, четыре модели патриотического воспитания.
12 слайд Первая - государственная –выражается и поддерживается, прежде всего, чиновниками, армией и другими силовыми структурами. Ее смысл – идеальный нравственный императив – заключается в безусловном и нерефлексируемом патриотизме граждан, гордости за великую российскую историю и культуру, в беспредельной любви граждан к Родине, их готовности подвижнически служить ей, не требуя что-то взамен, и если возникнет необходимость, отдать за нее жизнь.
Такая модель патриотического воспитания в полной мере осуществляется в системе общего образования – в суворовских училищах, различных кадетских корпусах, летных школах и т.п. образовательных учреждениях военизированного профиля.
13 слайд Церковная модель патриотического воспитания существенно не отличается от государственной, что, в общем, закономерно дл современной России
Все названное выше характерно и для церковной модели в ее православной ипостаси. Отличие же состоит, прежде всего, в том, что оно обращено не на влияние извне, а на внутреннее духовное движение формирующейся личности, на подключение ее ко всей тысячелетней ритуально-обрядовой традиции церкви. Здесь любовь к Родине органично сливается с любовью к богу.
Эта модель реализуется во всех духовных заведениях и воскресных школах, а также в общеобразовательной школе посредством курса «Основы религиозной культуры и светской этике».
14 слайд По сравнению предыдущими моделями общественная модель к патриотическому воспитанию достаточно противоречивы. В ней резко критичное отношение как к прошлому России, так о к оценке современной политической ситуации.
Подобная критическая направленность условного патриотического воспитания (с вечными кукишами в карманах) характерна для элитных образовательных учреждений, прежде всего, лицеев, гимназий и образовательных комплексов гуманитарной направленности.
15 слайд И наконец, народная модель патриотического воспитания. Под этой моделью скорее всего следует иметь в виду национально-социалистическую модель, которая наиболее ярко выражена в учебных заведениях, создаваемых и патронируемых казачеством. Конечно, в основе патриотического воспитания казачества заложен блок государственных и православных постулатов, но с существенным этносоциальным орнаментом.
Таким образом каждая модель имеет свои цели и методы, с помощью которых она развивает чувство патриотизма у младшего школьника.
В связи с изложенным для современной школы является обязательным требованием осуществление целенаправленной и системной работы по формированию чувства патриотизма у младшего школьника.
16 слайд Изученные определения и высказывания педагогов позволяют сделать вывод о значимости проблемы формирования чувства патриотизма подрастающего поколения, где базой для этого процесса, являются глубинные чувства любви и привязанности личности к культуре своего народа, земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность - одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы по окружающему миру..
Воспитательная система должна быть ориентирована на воспитание гражданина и патриота, что является одной из краеугольных задач российского образования. Не случайно К. С. Болдина отмечает, что «решая проблему патриотического воспитания школьников, современное общеобразовательное учреждение сосредоточивает свои усилия на формирование у детей ценностного отношения к явлениям общественной жизни, любви к Родине и своей малой родине».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование патриотизма у младших школьников средствами исследовательской деятельности.
К 65-летию Победы в ВОВ я представила масштабный проект «Я помню, я горжусь», к работе над которым были привлечены ветераны ВОВ, учащиеся и их родители. Итогом явился выпуск подарочного альбома....
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста в процессе реализации программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра». Автором описываются формы ...
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ
Актуальность исследования. Патриотическое воспитание детей - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных цен...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДЩИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ
Актуальность исследования. Патриотическое воспитание детей - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных цен...
Из опыта работы по воспитанию патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности
В статье рассматриваются вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программ внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использованием ...
Дипломная работа "ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Формирование здорового образа жизни учащихся...