Проект урока по окружающему миру 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Проект урока
Учебный предмет Окружающий мир 3 класс
УМК «Планета Знаний». Учебник. 3 класс. В 2-х частях Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И.- М.: Астрель, 2011
Тема урока «Герб – символ города»
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока
- Познакомить учащихся с одним из символов города – гербом; символическим значением фигур, цвета и формы в них.
- Создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о символе города – гербе.
- Учить использовать доступные источники информации.
- Работать над умением делать обобщение, выводы.
- Формировать умение работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава).
- Продолжить обучение учащихся работе над элементами проекта
- Развивать инициативность и активность учащихся.
- Воспитание любви к истории и культуре своего народа.
- Воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности.
Ожидаемые результаты
Предметные УУД:
- Учащиеся познакомятся с одним из символов города – гербом; символическим значением фигур, цвета и формы в них.
- Научатся сами составлять гербы.
Личностные УУД:
- Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.
- Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
- Осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры.
Метапредметные УУД:
- Умение работать с различными источниками информации.
- Умение свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений.
- Участие в диалоге, построение связного повествования, ориентировка в научных терминах и понятиях.
- Умение работать в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле.
- Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Осуществлять самоконтроль и контроль некоторых этапов выполнения работы и полученного результата.
Оборудование. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-х частях Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И.- М.: Астрель, 2011
Мультимедийный комплект (компьютер, проектор), толковые словари, работы учащихся по теме.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: знают образование и название древнерусских городов, ориентируются в символике; умение работать с текстом учебника и справочной литературой, умение работать в группах, владеют приёмами проектной деятельности
Этапы урока и хронометраж
Этап учебного занятия | Время отводимое на этап |
1.Орг. момент | 30сек |
2. Актуализация знаний | 5 мин |
3. Целеполагание | 5 мин |
4. Формирование темы урока | 10 мин |
5. Усвоение новых знаний | 5 мин |
6. Физкультминутка | 1 мин |
7. Работа в группах над проектом | 12 мин |
8. Защита мини-проекта | 5 мин |
9. Рефлексия. Домашнее задание. | 1,5 мин |
Содержание урока
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Орг. момент | Предлагает учащимся проверить готовность к уроку: наличие учебных принадлежностей, оформление рабочих мест, посадку. | Проверяют готовность к уроку. | Регулятивные УУД: Формируется умение организовывать своё рабочее место, навыки самоконтроля. |
2. Актуализация знаний обучающихся (Вспомнить изученный ранее материал) | 2.а. Загадывает загадку (слайд 2). Задаёт вопрос: Кто и что имеет имя? 2.б. Предлагает выполнить задание (слайд 3) Предлагает сверить правильность выполнения работы с ответами на экране (слайд 4) и оценить свою работу. | Отгадывают загадку. Отвечают на вопрос. Выполняют задание в тетради. Сверяют свою работу с образцом на экране. | Познавательные УУД: Умение отвечать на вопросы. Формирование действия классификации. Регулятивные УУД: Умение осуществлять действия контроля и самоконтроля. |
3.Целеполагание | 3.а. Предлагает рассмотреть изображение (слайд 5) Просит дать им общее определение. Задаёт вопрос: Где вы можете увидеть данные знаки, символы? 3.б. Предлагает выполнить задания викторины (устно). Замените высказывание одним словом: 1) Самое оживлённое место в городе (торг) 2) Укреплённый центр города, в нём находились двор и собор (Кремль) 3) Человек, который занимается ремеслом (ремесленник) 4)Что представляют собой «сторожки» - высокие строения, в которых находились дозорные или часовые (дозорные башни) 3.в. Предлагает составить ключевое слово из выделенных букв. | Называют предметы на экране, дают им определение (знаки или символы) Выполняют задания, проверяют правильность ответа (слайд 6). Составляют ключевое слово из выделенных букв (герб) | Познавательные УУД: Рефлексия ранее накопленных знаний. Развитие умения анализировать и обобщать. Регулятивные УУД: Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные УУД: Участие в диалоге |
4.Формулирование темы урока | 4.а. Предлагает сформулировать тему урока. 4.б. Предлагает прочитать вопросы на доске. Что такое герб? Как и когда появились первые гербы? Какой русский царь повелел, чтобы у каждого российского города был свой герб? Выслушивает предположения учащихся. -Какие источники информации помогут дать нам точные сведения по данному вопросу? 4.в. Предлагает найти определение понятия «герб» в толковом словаре. 4.г. Предлагает учащимся прочитать статью учебника с.80-83 и ответить повторно на поставленные вопросы. | Формулируют тему урока. Пытаются ответить на поставленные вопросы. Находят определение понятия «герб», зачитывают его вслух. Знакомятся с материалом учебника и отвечают повторно на вопросы. | Регулятивные УУД: Формировать умение формулировать познавательную цель, предполагать свои действия (целеполагание) Познавательные УУД: Понимать информацию в виде текста. Умение выделять существенную, информацию в учебнике и справочной литературе. |
5.Усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания и коррекция усвоения нового материала. | 5.а.Демонстрирует презентацию (слайд 7 – 12), комментирует показ. 5.б. Задаёт вопросы: О гербе какого города не рассказывается в статье учебника? Почему для нас важна история создания герба этого города? Что вы о нём знаете? Из каких источников вы можете получить данную информацию? 5.б. Посмотрите на вопросы (слайд 13) На какой вопрос каждый из вас смог бы ответить? | Смотрят презентацию. Повторно прочитывают определение слова «герб» (слайд 7) Рассматривают гербы городов Москва, Н.Новгород, Ярославль, Кострома (слайд 8-9) Отвечают на вопросы (Н.Новгорода) Знакомятся со значением формы, цвета и изображениями на поле герба (слайд10-12) Выбирают вопрос и дают ответ на него. | Познавательные УУД: Расширение знаний о нашей стране. Обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости. Овладение методом наблюдения и исследования. Личностные УУД: Осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам. |
6. Физкультминутка. | Читает слова и показывает движения. Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на Солнце посмотрели, И всех лучи согрели Чудеса у нас на свете – Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Хорошо мы погуляли, И немножечко устали». |
Проговаривают слова и выполняют движения. | |
7. Работа в группах над мини-проектом | 7.а. Предлагает вспомнить правила работы в группах: 1. Уважай своих товарищей. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен – предлагай. 7.б. Предлагает объединиться в группы и выполнить работу по плану (каждая группа получает листок с планом) План работы группы: 1. «Основать» свой город, придумать ему название (объяснить свой выбор). 2. Описать его местоположение. 3. Придумать и нарисовать герб города (объяснить значение цвета,формы, фигур). 4.Дать отчёт о своей работе. | Вспоминают правила. Объединяются в группы по 5 человек. Знакомятся с планом работы. Приступают к выполнению работы. | Регулятивные УУД: Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Структурировать полученные знания. Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества. Умение распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле. |
8.Защита мини – проекта. | 8.а. Слушает выступления групп учащихся. 8.б. Предлагает другим группам оценить работу каждой группы. | Выступающая группа отчитывается о проделанной работе по плану. Остальные группы слушают. выступления групп, оценивают их работу (поднимают карточки: зелёная – отлично, жёлтая – хорошо, красная –удовлетворительно). Объясняют свою оценку. | Коммуникативные УУД: Умение полно и ясно выражать свои мысли. Взаимодействие с участниками учебной деятельности. Регулятивные УУД: Умение осуществлять развёрнутые действия контроля. Формирование оценочной самостоятельности у учащихся. |
9. Рефлексия. | 9.а. Задаёт вопрос: Назовите тему нашего урока? Назовите один из символов города? Что вы до этого урока знали о гербе? Что нового узнали на уроке об этом символе? Чтобы вы ещё хотели о нём узнать? Какие источники информации нам в этом помогут? 9.б. Просить сдать рабочие тетради и работы каждой группы. | Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение. Сдают работы. | Регулятивные УУД: Умение определять результат своей учебной деятельности и деятельности класса. |
10. Дом.задание | Предлагает выполнить задание дома: Учебник с.83,задание №2(придумать и нарисовать герб класса) | Записывают домашнее задание в дневник. | Познавательные УУД: Умение самостоятельно выполнять задание на закрепление и повторение. |
Список используемой литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под. ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект "Планета знаний": русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир [сборник].- М.: АСТ: Астрель, 2011
- Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина. Программа. Методические рекомендации. Тематическое планирование Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И.-М.: Астрель, 2011
- Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-х частях Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И.- М.: Астрель, 2011
Оценка проекта урока
№ п\п | Порядковый № в схеме, данной в ч. 3 | Параметр оценки | Балл (3,2,1) | |
Самооценка учителя | Оценка преподавателя НИРО | |||
1 | 1 | Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся | 3 | |
2 | 2 | Реализация компетентностного подхода | 2 | |
3 | 3 | Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность | 3 | |
4 | 4 | Развивающая направленность заданий | 2 | |
5 | 6 | Логика построения урока | 2 | |
6 | 7. | Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора | 3 | |
7 | 8 | Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора | 2 | |
8 | 9 | Характер используемой наглядности | 2 | |
9 | 10 | Целесообразность и функциональность используемых средств обучения | 2 | |
10 | 12 | Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей | 2 | |
11 | 13 | Формирование мотивационного компонента учебной деятельности | 2 | |
12 | 14 | Постановка учебных задач. Организация целеполагания | 3 | |
13 | 15 | Формирование познавательных УУД | 3 | |
14 | 16 | Формирование регулятивных УУД | 3 | |
15 | 17 | Формирование коммуникативных УУД | 3 | |
Всего баллов |
Анализ соответствия структурных частей проекта урока
№ п/п | Структурные части проекта и параметры их оценки | Балл (3,2,1) | |
Самооценка учителя | Оценка преподавателя НИРО | ||
1 | Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы | 3 | |
2 | Качество диагностического блока проекта | 0 | |
3 | Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока | 3 | |
4 | Соблюдение требований к плану урока | 2 | |
5 | Качество теоретического обоснования | 2 | |
6 | Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект) | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по окружающему миру,1 класс УМК «Начальная школа 21 в.» «О дружбе»
Цели: уметь дружить и понимать для чего нужна дружба; тренировать способность к коммуникативному взаимодействию; учить общаться друг с другом, уважать друг друга, жить дружно, помогать друг друг...
Проект урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" ( "Школа России")
В материале представлена разработка проекта урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" с методическим обоснованием в соответствии со ФГОСами второго поколения ( проект урока, старто...
Проект урока по окружающему миру во 2-ом классе по теме "Солнечная семья"
План – конспект урока по курсу «окружающий мир» во 2 классеТема урока: Солнечная семья.Цель урока: Познакомить с понятием «Солнечная система», с отличительными признаками Земли от других планетЗ...
Проект урока по окружающему миру в 3-ем классе по теме "Разнообразие растений на Земле"
Проект (конспект) урока:Предмет – окружающий мир;3 класс;Тип урока – введение нового знания;Тема урока – Разнообразие растений на Земле.Особенности данного урока:Урок относится к блоку «Растительный м...
Проект урока по окружающему миру в 4 классе "Жизнь луга"
Данная работа содержит разработку по разделу окружающего мира в 4 классе "Родной край-часть большой страны" - проект урока по теме "Жизнь луга"...
Проект урока по окружающему миру в 1 классе Тема: « Животные растительноядные и хищники ».
В данном уроке показана исследовательская работа учащихся по методике Савенкова....
Проект урока по окружающему миру "Влияние человека на окружающую среду" 3 класс
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок обобщения).Тема урока: Влияние человека на окружающую природу.Цель: Выяснить какое влияние на окружающую природу оказывает человек (...