Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, методическое и дидактическое обеспечение, контрольно-измерительные материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_3_klass_kalmykoa_l.yu_.doc | 283 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 1
г. СЕРАФИМОВИЧ
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО Заместитель директора: ………….. Директор школы: ……………. /Петрова Е.П./
Руководитель МО ………/Рубанова Е.А./ /Зотова И.И./ Приказ № ……… от «……...»……………..2014г
Протокол №…….. от …………2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
в 3 «Б» классе
Составитель: Калмыкова Лариса Юрьевна
______________________________
2014-2015 учебный год
Окружающий мир
- Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
- уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
- понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
- модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.
Знакомство с основами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
2. Общая характеристика курса
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:
- природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
- природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
- мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Благодаря культурологической установке программа высполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.
- Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир».
3.Место курса в учебном плане
На изучение окружающего мира в 3 классе начальной школы отводится 68 часов (34 учебные недели 2 ч в неделю).
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
● Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
● Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
● Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
● Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
● Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
● Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
● Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
● Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
● Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Результатами освоения программы «Окружающий мир являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Обучающиеся к концу 3 класса учащиеся получат возможность научиться:
- различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных
- устно описывать объекты природы
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком
- подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников
- измерять температуру воздуха с помощью термометра
- проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты
- оперировать с моделями, указанными в программе
- изготавливать кормушки двух- трёх конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы
- выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость
- в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы
- выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Устанавливать связи:
Внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разным группами животных;
Между деятельностью человека и условиями его жизни в разных природных зонах
Между условиями жизни человека в разных природных зонах и устройством его быта (строения, одежда, питание).
Владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):
Проводить наблюдения за природой родного края ( на примере одного и сообществ);
Оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности;
Уметь выделить главное в письменном тексте.
Знать:
Состав и свойства почвы;
Характерные признаки сезонов года родного края;
Названия основных сообществ ( лес, луг, водоем);
Названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном растений и животных;
Названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;
Особенности природы своего края;
Правила поведения в природе;
Имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период князья Владимир и Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Грозный, князь Д. Пожарский и К. Минин.
Уметь:
Понимать условный язык карт и планов, пользоваться масштабом;
Находить на физической карте России природные зоны;
Характеризовать природные зоны и природные сообщества России;
Узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
Приводить примеры растений и животных природных зон и природных сообществ (2-3 объекта);
Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней.
Школьникам, обучающимся по данной программе, предоставляется возможность овладеть следующими дополнительными умениями и знаниями:
Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп).
Иметь представление об истории человека в древние времена.
Знать имена исторических лиц древности: Аристотель, Александр Македонского, имена зарубежных ученых и путешественников: Ф. Магеллан, Х. Колумб, Н. Коперник, Ньютон.
Иметь представление об истории родного края.
5.Содержание учебного предмета, курса
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в традиционной культуре народов России и мира.
Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России и мира.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Образы звёзд и планет в культуре народов России и мира.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре народов России.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре.
Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).
Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Идея единства мира в традиционной народной культуре.
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира.
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею художественного музея.
Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.
Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность.
Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной культурой народов своего края (по выбору).
Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы.
Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и достижениями её выдающихся выпускников.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования транспортом.
Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Краткая история средств связи. Телефоны экстренной помощи.
Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.
Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.
Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи.
Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (68 часов)
№ | Тема | Характеристика деятельности обучающихся. | Дата | |
По плану | По факту | |||
«Радость познания» ( 12 часов) | ||||
1 | Свет знания. | Чтение пословицы, работа над её смыслом. Выполнение задание 3, 4 в Р/Т №1 стр.4-5. Знать пословицы о силе человеческого ума и знаний; приводить примеры того, как изобретения изменяют жизнь современного человека; самостоятельно формулировать вопросы о природе или жизни общества и с какой целью. | ||
2 | Как изучают окружающий мир. Практическая работа. | П/р «Наблюдение» П/р «Измерение массы» (Р/Т №1 стр.7 задание 2) П/р «Измерение длины» (Р/Т №1 стр.8 задание 3) Характеризовать методы исследования; знать основные приборы, инструменты,оборудование и способы исследования,наблюдения, опыты, измерения, этапы, приборы, инструменты, лабораторное оборудование. | ||
3 | Как изучают окружающий мир. Практическая работа. | Работа в парах. Способы изучения окружающего мира, этапы исследования, приёмы использования приборов. П/р «Опыт» (Р/Т №1 стр.6 задание 1) Самооценка своих работ. | ||
4 | Книга – источник знаний. | Повторение материала, изученного в 1- 2 классах. Знакомство с различными видами словарей. Работа по вопросам в рубрике «Обсудим» | ||
5 | Отправимся на экскурсию. Проект по результатам экскурсии. | Обсуждения правил поведения на экскурсиях. Ответы на вопросы по теме экскурсии из рубрики «Проверим себя». Работа в Р/Т №1 стр.16-17. Создание проекта по результатам экскурсии. | ||
6 | О чём рассказывает план? | Извлечение информации из туристических планов, оценивание своих успехов в овладении способов чтения планов. | ||
7 | О чём рассказывает план? Практическая работа. | П/р «Туристические планы». Выполнение заданий 2-5 в Р/Т №1 стр.18-19. ОБЖ с. 4 Мы следопыты . Научиться различать условные обозначения на плане, изучить и уметь читать план своего города, характеризовать планы, уметь начертить простейший план и указать на плане путь от дома до школы | ||
8 | Планета на листе бумаги. | Повторение условных обозначений плана, цветовое решение карты. Работа с географическими терминами по карте мира. Выполнение задание 5 стр.23 самостоятельно в Р/Т №1 ( с взаимопроверкой) | ||
9 | Страны и народы на политической карте мира. | Игра – путешествие по материкам. Работа с политической картой мира. Беседа о многонациональной стране. Самостоятельная работа в Р/Т №1 стр.24 задание 1,2. | ||
10 | Путешествуя, познаём мир. | Собирание «чемодана с вещами» для путешествия. Составление по рисункам рассказов о путешественниках. ОБЖ с. 13 Готовимся к походу | ||
11 | Транспорт. Проект: «Любознательный пассажир» | Проект «Любознательный пассажир»: разработка предложение об использовании общественного транспорта в просветительских целях. Творческая работа. Рисование воздушного транспорта будущего. ОБЖ с. 28 Путешествуем в транспорте. | ||
12 | Средства информации и связи. | Беседа о средствах связи и её роли в жизни людей. Телефонные номера службы срочной помощи. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса. Р/Т №1 стр.32 задание 1,2. Сообщение детей о телеграфе и телефоне. ОБЖ- с. 33 Связь Дидактическая игра по усвоению номеров телефонов первой помощи. Интернет как способ познания мира. | ||
«Мир как дом» 20 часов | ||||
13 | Мир природы в народном творчестве. | Знакомство с представлением о едином доме-мире в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Повторение связи живой и неживой природы. Р/Т №1 стр.34 задание 3. Самостоятельная работа (Р/Т №1 стр.34 задание 2.) | ||
14 | Из чего состоит всё.
Практическая работа. | Умение различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы, твердые тела, жидкости и газы (на иллюстрациях учебника и в окружающей действительности). Заполнять таблицу «Твердые тела, жидкости и газы». Узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества. Работа в группах. П/Р «Вода-растворитель» Порядок проведения опыта, необходимоеоборудование, результаты. Выводы и самооценка. (Р/Т №1 стр.38-39 задание 6) | ||
15 | Мир небесных тел. | Подготовка сообщения по материалам учебника. Разбор схемы движения Солнца в разные времена года. Моделирование строения Солнечной системы. Выполнение задания 3 в Р/Т №1 стр.40 | ||
16 | Невидимое сокровище. Практическая работа. | Ответы на вопросы в рубрике «Вспомним». Чтение стихотворение «Воздух». Выполнение задание 3 в Р/Т №1 на стр.43. П/р «Исследование свойств воздуха» | ||
II четверть (16 часов) | ||||
17 | Самое главное вещество. | Выяснения различий пресной и солёной воды. Составление провокационных вопросов учителю. Игра«Интервью». Выяснение, почему воду часто называют главным веществом на планете. Работа по карточкам. | ||
18 | Свойства воды, круговорот воды в природе. Практическая работа. | Исследование свойств воды в ходе практической работы в группах. П/р «Исследование свойств воды» | ||
19 | Природные стихии в народном творчестве. | Разгадывание тайны старинных узоров. Р/Т №1 стр.46 задание 1, стр.47 задание 3) С помощью цвета обозначают стихии. | ||
20 | Кладовые Земли. Практическая работа. | Исследование состава гранита в ходе практической работы в группах. П/р «Состав гранита» (Р/Т №1 стр.48. задание 2)
| ||
21 | Чудо под ногами. Практическая работа. | Исследование состава почвы в ходе практической работы в группах. (Р/Т №1 стр.50-51) П/р «Исследование свойств почвы» | ||
22 | Мир растений. | Работа с таблицей дыхания растений. Приводят примеры группы растений с помощью атласа-определителя. Работа по вопросам рубрики «Проверь себя». ( Р/Т №1 стр.56 задание 1). | ||
23 | Плодородная земля и растения в народном творчестве. | Определение четвёртой природной стихии – плодородной земли. Выполнение опыта с теннисным шариком и спичечным коробком. Работа над символическим образом мирового дерева. (Р/Т №1 стр.56 задание 1). | ||
24 | Мир животных. | Чтение и анализ статей о животных из атласа-определителя и книги «Великан на поляне». Самостоятельная работа с рубрикой «Проверь себя» (стр.89). | ||
25 | Образы животные в народном творчестве. | Определение колыбельной песне. Сказки, знакомые с детства. Животные в сказках - добрые и злые. Земноводные и пресмыкающиеся. Образы животных в постройках людей, народных игрушках, пряниках. | ||
26 | Невидимые нити в живой природе. | Составление схем питания для различных групп животных. Чтение рассказа «Доброе слово о хищниках» Самостоятельная работа (Р/Т №1 стр.67 задание 5) | ||
27 | Лес – волшебный дворец. | Беседа о разнообразии деревьев в лесу и с опорой на опыт детей. Составление схемы - взаимосвязи между предметами живой и неживой природы. Разыгрывание сценки, показывающей зависимость обитателей леса друг от друга. | ||
28 | Луг – царство цветов и насекомых. | Выслушивание докладов учащихся. Чтение и обсуждение статьи «О дружбе цветов и насекомых». Приведение примеры связей в луговом сообществе. Самостоятельная работа (Р/Т №1 стр.70 задание 1) | ||
29 | Водоём – дом из воды.
| Повторение о значение солнечного света и воды для всего живого на земле. Составление схемы природного сообщества водоёма, схемы круговорота веществ в природе. Проектное задание: «Фоторассказ о жизни животных родного края».Вместе со взрослыми наблюдать за жизнью животных природных сообществ родного края и приготовить фоторассказ о своих наблюдениях. | ||
30 | Как сохранить богатства природы. | Выделение основных природоохранных направлений: защита воздуха, воды, почвы, полезных ископаемых, растений, животных, природных сообществ как единого целого, в котором связаны друг с другом все его составные части. Придумывание условных знаков и рассказывание по ним об охране природы. | ||
31 | Охрана природы в культуре народов России и мира. | Рассуждение о том, какая из трёх стихий сильнее. Определение качества человека помогающие бороться с природными стихиями. Объяснения смысла пословиц. Работа с репродукциями картин. Проект « Ботанический сад» | ||
32 | Чудесное путешествие. Проверочная работа. | Применение полученных знаний при работе с текстом. Выбор правильного ответа из нескольких вариантов. | ||
II полугодие IIIчетверть (20 часов) | ||||
«Дом как мир» 24 часа | ||||
33 | Родной дом – уголок Отчизны. | Определение главной мысли сказки «Гвоздь из родного дома». Работа над значением словосочетания «родной дом». Какие дела решали в старину всем миром? Участие в посильных общественных делах (Р/Т №2 стр.4 задание 3) | ||
34 | Свой дом – свой простор. | Рассуждение о материале для постройки домов. Объяснение, почему для здоровья полезнее жить в деревянных домах. Рассматривание внутреннее убранства старинного деревянного дома. Нахождение общего и различного. | ||
35 | В красном углу сесть – великая честь. | Роль церкви в жизни семьи. Рассуждение о месте в доме, которое называют красным углом. Рассказ товарищам о том, какие отношение между членами семьи приняты у них в доме, какое место является в их доме красным углом (Р/Т №2 стр.8-9 задание 1,3) | ||
36 | Побываем в гостях. | Сопоставление особенности старинного жилища разных народов. Умение отличать общие и различные черты (стр.21 Рубрики « Обсудим» и «Подумаем»). Проект «Юный краевед» Особое значение порога, центрального столба, почетного места, наличие мужской и женской половины в доме. Традиции гостеприимства | ||
37 | На свет появился – с людьми породнился. | По репродукции картины определяют время и место действия. Выяснение степень родства изображённых людей. Разыгрывание сцены – схема семейной жизни (стр.24-25) | ||
38 | Родословное древо. | Составление родословного древа своей семьи до 3-4 поколений. Рассказывание о профессиях старших членов семьи. Знать два способа составления родословного древа и чем они отличаются друг от друга; уметь строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения; осознавать ценность документов из семейного архива, а также ценность семейных реликвий, необходимость их сохранения и передачи от одного поколения к другому. | ||
39 | Муж и жена – одна душа. | Повторение материала второго класса по теме урока. Вспоминание легенды, предания, сказки о супругах и супружеской жизни. Самостоятельная работа: оформление поздравления родителям во Всероссийский день семьи, любви и верности (8 июля). ( Р/Т №2 стр.19 задание 3) | ||
40 | Святость отцовства и материнства. | Рассуждение о смысле обычая – угощать пересолёной кашей гостей при рождении ребёнка. Описывание чувства молодых отца и матери с опорой на иллюстрацию учебника. Самостоятельная работа: изготовление куклы - пеленашки по схеме (Р/Т №2 стр.20 задание 2) | ||
41 | Добрые дети – дому венец. | Рассуждение над смыслом пословицы – темой урока. Работа с репродукциями картин в учебнике: описывание, какими они представляют изображённых детей (Р/Т №2 стр.23 задание 3) | ||
42 | Детские игры – школа здоровья. | Рассуждение о том, зачем нужны игры. Объяснение, что дают для здоровья игры со свистульками; как игры спортивного вида способствуют укреплению здоровья. Игры « Скороговорки», «Чистоговорки» (Р/Т №2 стр.25 задание 5,6) Самостоятельная работа: изготовление рукодельных подарков для младших членов семьи. | ||
43 | За страницами учебника. В кругу семьи | Учатся общаться со взрослыми и одноклассниками. Выставка семейных реликвий | ||
44 | Строение тела человека. | Знание народной мудрости (пословицы, поговорки, фразеологизмы) о частях тела человека. Религия против анатомии. Работа с репродукцией картины Рембрандта «Урок анатомии» (Р/Т №2 стр.27-29) - заполнение таблицы «Системы органов человека». | ||
45 | Как работает наш организм. Практическая работа. | П/р «Измерение частоты пульса» (Р/Т №2 стр.32-33) ОБЖ с. 43-52 Если хочешь будь здоров. | ||
46 | Что такое гигиена. Практическая работа. | Работа над правильной осанкой ( с опорой на иллюстрации в учебнике). Беседа об опасности для здоровья быстрой еды (фасфуда). Самостоятельная работа: составление меню на день для своей семьи ( Р/Т №2 стр. 36-37 задание 3-4) П/р «Уход за зубами» ОБЖ с. 52-59 Гигиена. инфекционные заболевания.» | ||
47 | Наши органы чувств. | Знакомство со строением и работой органов чувств. Вывод правила по гигиене органов чувств. Оценивание своего отношения к собственному здоровью. Работа в группах: составить памятку «Как уберечь зрение», «Как уберечь слух», «Как уберечь органы обоняния и вкуса», «Как уберечь орган осязания» | ||
48 | Школа первой помощи. Практическая работа. | Сравнение устройства медицинских термометров (ртутного и электронного). П/р «Измерение температуры тела» (Р/Т №2 стр.40-41) ОБЖ с. 60-62 «Медицинский термометр» Проект «Что мы делаем для здоровья». | ||
49 | Здоровью цены нет. Проверочная работа | Рассуждения о здоровье телесном и здоровье духа. Оказание помощи людям с ограниченными возможностями. Забота государства о здоровье населения (Р/Т №2 стр.47 задание 2) Проверочная работа (технологическая карта №9). ОБЖ с. 63 «Переломы, вывихи и растяжения связок.» | ||
50 | Дом не велик, а стоять не велит. | Знакомство с правилами ведения домашнего хозяйства – домоводством. Рисование по теме «Моя будущая семья, дом и домашнее хозяйство» (Р/Т №2 стр.49 задание 4) | ||
51 | Семейный бюджет. | Знакомство с понятием «семейный бюджет». Беседа о том, как научиться в обычной жизни распоряжаться деньгами так, чтобы они приносили радость и служили людям добром? (Р/Т №2 стр.51 задание 3) | ||
52 | Мудрость старости. | Разыгрывание сценки «Поездка в автобусе». Обсуждение ситуаций, заданных учителем. Обсуждение, какие качества в характере человека ценит народная мудрость? Работа над репродукцией картины «Старый да малый» В.Н.Нестерова из учебника стр.81 (Р/Т №2 стр.51 задание 1) | ||
IV четверть (16 часов) | ||||
53 | Путешествие к А.С. Пушкину. | Самостоятельная работа: составление родословного древа А.С.Пушкина (Р/Т №2 стр.57 задание 3) | ||
54 | За страницами учебника. Моя семья- моя гордость. Проверочная работа | За страницами учебника. Рисунки на тему «Моя семья». Подбор пословиц и поговорок о семье. Поиск старых вещей, фотографий, документов, хранящихся в семье. Проверочная работа технологическая карта № 8 | ||
«В поисках Всемирного наследия» (12 часов +1 резервный час) | ||||
55 | Московский Кремль | Знакомство с историей строительства Кремля. Строения, входящие в ансамбль Большого Кремлёвского дворца. Самостоятельная работа: составление плана Московского Кремля (Р/Т №2 стр.62-63) | ||
56 | Московский Кремль | Знать названия четырёх башен Московского Кремля; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. | ||
57 | Озеро Байкал. | Знание местонахождение озера на карте. Рассуждение о том, почему в песне Байкал называют священным, морем, а не озером. Знакомство с животными Байкала. Чтение информации об уникальном посёлке Листвянка (Р/Т №2 стр.65 задание 3) | ||
58 | Путешествие в Египет. | Местоположение Египта и его столицы показывать на карте. Знание облика египетских пирамид. Главная мелодия Египта. Священный жук – скарабей. Главная река Египта. Чтение путевых заметок (Р/Т №2 стр.67 задание 3) | ||
59 | Путешествие в Грецию. | Знакомство с местоположением Греции на карте. Самостоятельное путешествие по Греции с помощью умного Совёнка. Рассказ о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции. (Р/Т №2 стр.70 задание 4) | ||
60 | Путешествие в Иерусалим. | Показ на карте местоположение Иерусалима в Израиле. Знакомство с Библейским преданием – чудо, которое совершил Иисус Христос на израильской земле. Объекты Всемирного наследия в Иерусалиме. (Р/Т №2 стр.72 задание 2) | ||
62 | Путешествие в Китай. | Слушание китайской сказки о женщине Мын Цзян-нюй. Выражение своего отношения к поступкам героев. Проводят аналогии с теми качествами характера, которые одобряются в сказках других народов. Древний китайский календарь. Китайский философ Конфуций. Важнейшие открытия китайских мастеров и учёных. | ||
63 | Всемирные духовные сокровища. | Перечисление качества человеческого характера. Высказывание своей точки зрения о том, что такое человечность. Игра-викторина. (Р/Т №2 стр.78 задание 2) | ||
64 | Проверочная работа по теме«В поисках Всемирного наследия» | Контроль прочности усвоения знаний по материалам данного раздела. | ||
65 | Комплексная работа «Мои достижения» | Выполняют работу самостоятельно, в паре, группе. | ||
66 | За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия. | Рассматривают иллюстрации объектов Всемирного наследия, видеоролики. Выражают своё мнение. | ||
67 | Итоговая проверочная работа за 3 класс. | Проверочная работа (технологическая карта №11) | ||
68 | Резервный урок |
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
1.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир.Учебник. 3 класс. В 2 частях (Ч. 1 – 144 с., ч. 2 – 144 с.) 2.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир.Рабочая тетрадь.3 класс. В 2 частях (Ч. 1 – 96 с., ч. 2 – 96 с.) 3.Ижевский П.В. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 3 класс (80 с.) | 1.Т.Н.Ситникова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А. Плешакова и др. «Перспектива» 3 класс. Москва. «ВАКО» 2013г. 2.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы. 3. Технологические карты по окружающему миру 3 класс на сайте Просвещение «Перспектива» |
Материально – техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Количество | Примечание |
Персональный компьютер Принтер Проектор Приставка Mimio Studio Магнитная доска (белая) Школьная доска(зелёная) | 1 1 1 1 1 1 |
Информационно – коммуникационные средства
Видеофильм | ЭОР | Ресурсы Интернета |
Электронное приложение к учебнику "Литературное чтение". 3 класс (1 CD). | Технологические карты по окружающему миру 3 класс на сайте Просвещение «Перспектива» |
Контрольно- измерительные материалы
Планируемые результаты
Урок №32
Предметные умения:
— определять ярусы лесного сообщества; представителей
лугового сообщества; цепи питания в сообществе луга;
— оформлять в виде схемы круговорот веществ в сообще
стве водоёма; — создавать знаки — символы
охраны природных сообществ.
Метапредметные умения:
умение выполнять учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Контрольные задания
1. Рабочая тетрадь, с. 68, № 1.
Рассмотрите растения, пронумеруйте их в порядке ярусного расположения в лесу.
2. Рабочая тетрадь, с. 72, № 5.
Напишите названия обитателей луга:
растения: … , … , … ;
животные: … , … , … ;
грибы: … , … , … .
3. Рабочая тетрадь, с. 72, № 3.
Составьте и оформите схемы цепи питания в луговом
сообществе.
4. Рабочая тетрадь, с. 76, № 6.
Составьте схему круговорота веществ в сообществе водоёма.
5. Нарисуйте три знака, символизирующих охрану богатств
природных сообществ.
Урок №49
Предметные умения:
— составить пословицу, содержание которой раскрывает уклад совместной жизни в старину;
— определять значение понятий и терминов;
— определять и писать словесные формы общения людей в гостях.
Метапредметные умения:
- выполнять задание в соответствии с целью.
Контрольные задания
1. Соедините стрелкой выражения левого и правого столбиков
так, чтобы получилась пословица:
Мир — голому рубаха.
С миру по нитке — красное место.
Красному гостю великое дело.
2. Соотнесите стрелкой слово (выражение) и его значение.
Порог матушка.
Печь в доме — самое светлое место.
Полати граница дома.
Красный угол — для ребятни.
3. Напишите традиционные слова, которыми приветствуют
и провожают гостей.
Урок 54
Предметные умения:
• определять:
- систему органов;
- внутренние органы тела человека;
- деятельность кровеносной системы человека;
- строение органов чувств: зрения, слуха.
Регулятивные умения:
- выполнять задание в соответствии с целью.
Контрольные задания
1.Рабочая тетрадь, с.29, № 5.
Рассмотрите схемы, определите систему органов и пронумеруйте её в следующем порядке:
1) пищеварительная система;
2) дыхательная система;
3) кровеносная система;
4) нервная система.
Напишите название органа человека, обозначенного стрелочкой.
2. Рабочая тетрадь, с.30, № 2.
Определите последовательность прохождения пищи по органам пищеварения и обозначьте её цифрами.
3.Рабочая тетрадь, с.31, № 4.
Определите для каждого вопроса соответствующий ответ и обозначьте его стрелочкой.
4. Рабочая тетрадь, с.38, №2.
Рассмотрите рисунки и напишите название к каждой части глаза, уха.
Урок №64
Предметные умения:
- определять значение выражения «Всемирное наследие»;
- определять объекты культурного и природного Всемирного наследия России;
- изображать эмблему Всемирного наследия и определять её значение.
Регулятивные умения:
- выполнять задание в соответствии с целью.
Контрольные задания
1.Допишите предложение:
Всемирное наследие – это … .
2. Изобразите эмблему Всемирного наследия.
Расшифруйте эмблему и раскройте значение каждого её символа:
- круг символизирует …;
- квадрат в центре символизирует … .
3. Напишите название объектов Всемирного наследия России:
- объекты культурного наследия: …, …, … ;
- объекты природного наследия: …, …, … .
Урок 67
Предметные умения:
- определять значение выражения «Всемирное наследие»;
- определять объекты Всемирного культурного и природного наследия, указывая их местонахождения;
- определять Всемирные духовные сокровища.
Регулятивные умения:
- выполнять задание в соответствии с целью.
Контрольные задания
1. Допишите предложение:
Всемирное наследие – это … .
2. Напишите название объектов Всемирного культурного и природного наследия, указывая страну их местонахождения.
3. Прочитайте каждое высказывание и определите ключевое слово.
Раскройте смысл каждого выражения:
- Конфуций: «Молчание друг, который никогда не предаст»;
- изречение египетских мудрецов: «Приучи уста твои говорить то, что есть в сердце твоём»;
- Заповеди на Скрижалях: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»;
- пословица: «Верь не силе, а правде».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...