Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 2 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему
Данная рабочая программа может быть использованаь при планировании уроков по окружающему миру во 2-ом классе по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_okruzhayushchiy_mir_2_klass.doc | 388 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа "Центр образования" пос. Варламово
муниципального района Сызранский Самарской области
Утверждаю
Директор ________________
Кавелина Т.П.
Приказ №____
от 28.09.2014г.
Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
2 класс
Разработчик:
Алексеева Е.Н.,
учитель начальных классов
2014
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования в соответствии с Примерными программами по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Окружающий мир» А.А. Плешакова. Москва, Просвещение, 2010 г. УМК «Школа России».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознавать ценности, целостность и многообразие окружающего мира, своего места в нём;
3) формировать модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формировать психологическую культуру и компетенцию для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Место учебного предмета в учебном плане школы
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Данный курс входит в инвариантную часть учебного плана школы. На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (270ч)
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Тематическое планирование «Окружающий мир»
Учебно-методический комплект: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса.
Дополнительная литература: А.А. Плешаков и др. «Окружающий мир. Тесты к учебнику «Окружающий мир» 2 кл., А.А. Плешаков «Зеленые страницы». Книга для учащихся. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 2 класс. ФГОС. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешаков. Мир вокруг нас.
Материально-техническое оснащение: Интерактивная доска. Электронное приложение ПМК «Академия младшего школьника». Документ – камера. Нетбуки. Система контроля качества знаний.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающиеся смогут:
- расширить представления о разнообразии природы, народов, культур и религий;
- развить этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- усовершенствовать навыки сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- слушать собеседника и вести диалог;
- овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Обучающиеся получат возможность:
- проникнуться чувством гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- расширить вариативность способов решения проблем творческого и поискового характера;
- совершенствовать свое умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- научиться использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- научиться использованию доступных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) и сбора информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Тематическое планирование «Окружающий мир»
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты (УУД) | Формы контроля | СОТ |
Где мы живём?(4ч) | |||||||
1 | Родная страна. | 1 | - различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Учащиеся осознают себя жителями планеты Земля; Работать со взрослыми. Извлекать из различных источников сведения Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Опрос. | ||
2 | Город и село. | 1 |
В ходе выполнения проекта дети учатся:
оценить свои достижения в реализации проекта | Работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома Оценить свои достижения в реализации проекта. | Выпуск газеты. | ||
3 | Природа и рукотворный мир. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать в паре, классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их цветными фишками Работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Тесты КИМ. | ||
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» | 1 | формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Викторина. | ||
Природа (20ч) | |||||||
5 | Неживая и живая природа. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку | |||
6 | Явления природы. | 1 |
рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева:- практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений; _ формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Опрос. | ||
7 | Что такое погода. | 1 |
осадков, ветра;
_ работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «Научном дневнике»; использовать для фиксации наблюдении метеологические знаки: составить сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи | Работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану . Работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «Научном дневнике». | Ведение дневника. | ||
8 | В гости к осени (экскурсия). | 1 |
оценивать результаты своих достижений на экскурсии | Оценивать результаты своих товарищей на экскурсии. | Опрос. | ||
9 | В гости к осени (урок). | 1 |
сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека, | Работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу. | Круглый стол. | ||
10 | Звёздное небо. | 1 |
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить на нём изученные созвездия, пользоваться для поиска созвездий атласом – определителем. | Творческая работа. | ||
11 | Заглянем в кладовые земли. | 1 | - практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов, готовить краткие сообщения о них. | Тесты КИМ, | ||
12-13 | Про воздух и про воду. | 2 | Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека Работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды Наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды. | Творческая работа-сообщение. | ||
14 | Какие бывают растения. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку. Работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ о красоте растений. | Творческая работа-сообщение. | ||
15 | Какие бывают животные. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки. Работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них. | Творческая работа-сообщение. | ||
16 | Невидимые нити. | 1 |
| Работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих связей. | Тесты КИМ. | ||
17 | Дикорастущие и культурные растения. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений; классифицировать культурные растения по определённым признакам | Творческая работа-сообщение. | ||
18 | Дикие и домашние животные. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека. | Викторина. | ||
19 | Комнатные растения. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находить в атласе -определителе информацию | Тесты КИМ. | ||
20 | Животные живого уголка. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа определителя и учебника; использовать информацию для подготовки сообщения. | Опрос. | ||
21 | Про кошек и собак. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий. | Творческая работа – сообщение. | ||
22 | Красная книга. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге. | Тесты КИМ. | ||
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» | 1 |
В ходе выполнения проекта дети учатся:
оценивать свои достижения в выполнении проекта | Распределять обязанности по выполнению проекта. | Проект. | ||
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 |
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | Оценивать правильность/непра- вильность предложенных ответов. Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | Тест. | ||
Жизнь города и села (10ч) | |||||||
25 | Что такое экономика. | 1 |
читать предложенный текст, находить в нём ответы на поставленные вопросы, формулировать собственные вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников; | Работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов, моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом. | Опрос. | ||
26 | Из чего что сделано. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ. | Интервью. | ||
27 | Как построить дом. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы. | Творческая работа-сообщение. | ||
28 | Какой бывает транспорт. | 1 | - работать в паре: классифицировать средства транспорта; - узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль; - работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительной литературы, составлять план рассказа об истории различных видов транспорта. формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительных источников. | Викторина. | ||
29 | Культура и образование. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей. | Творческая работа-сообщение. | ||
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии». | 1 |
В ходе выполнения проекта дети учатся:
оценивать результаты выполнения проекта | Распределять обязанности по подготовке проекта, интервьюировать респондентов об особенностях их профессий. Работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности. | Проект. | ||
31 | В гости к зиме (экскурсия). | 1 |
| Оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии. | Опрос. | ||
32 | В гости к зиме (урок). | 1 |
на поляне»;
| Работать в группе, знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой. Работать со взрослыми, вести наблюдения в природе, фиксировать их в «Научном дневнике». | Опрос. | ||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1 |
| Оценивать правильность/непра- вильность предложенных ответов. | Тесты КИМ. | ||
34 | Презентация проектов «Родной город (село), «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». | 1 |
оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | |||
Здоровье и безопасность (9 ч.) | |||||||
35 | Строение тела человека. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников. | Игра-практикум. | ||
36 | Если хочешь быть здоров. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку. | Викторина. | ||
37 | Берегись автомобиля! | 1 |
выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу;
оценивать свои достижения на уроке | Работать в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию. | Творческая работа-сообщение. | ||
38 | Школа пешехода. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов. | Творческая работа-сообщение. | ||
39 | Домашние опасности. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков. | Опрос. | ||
40 | Пожар. | 1 |
поляне»; ,
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Гори костёр» в книге «Великан на поляне». | Опрос. | ||
41 | На воде и в лесу. | 1 |
запомнить правила поведения во время купания;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию. | Тест. | ||
42 | Опасные незнакомцы. | 1 |
-моделировать звонок по телефону (обычному и мобильному) в милицию и МЧС
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать в группе: по материалам учебника осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных. | Игра-практикум. | ||
43 | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность | 1 |
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | Оценивать правильность/непра- вильность предложенных ответов. | Тест. | ||
Общение (7ч.) | |||||||
44 | Наша дружная семья. | 1 | — Понимать учебные задачи при изучении материала раздела «Общение» и данного урока и стремиться её выполнить;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать со взрослыми. Извлекать из различных источников сведения о своей семье. | Опрос. | ||
45 | Проект «Родословная». | 1 | В ходе выполнения проекта дети учатся:
оценивать свои достижения | Умение выстраивать линию собственных действий, систематизировать, оформлять и преподносить добытый материал. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Проект. | ||
46 | В школе. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Обсуждать вопрос о культуре общения в школе. | Викторина. | ||
47 | Правила вежливости. | 1 |
| Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения. | Игра-практикум. | ||
48 | Ты и твои друзья. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; обсуждать проблему подарка в день рождения друга. | Творческая работа-сообщение. | ||
49 | Мы – зрители и пассажиры. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Обсуждать правила поведения в театре и формулировать их, возражая советам Попугая. | Игра-практикум. | ||
50 | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1 |
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | Оценивать правильность/непра- вильность предложенных ответов. | Тест. | ||
Путешествия (18 ч.) | |||||||
51 | Посмотри вокруг. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать в паре: находить на схеме и называть указанные стороны горизонта, моделировать стороны горизонта. | Опрос. | ||
52-53 | Ориентирование на местности. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе (селе) | Практикум. | ||
54 | Формы земной поверхности. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Работать в паре: сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с помощью текста учебника; характеризовать (на основе наблюдений) поверхность своего края. Работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор». | Практикум. | ||
55 | Водные богатства. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку. Работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота моря». | Творческая работа-сообщение. | ||
56 | В гости к весне (экскурсия). | 1 | наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»:
| Работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме,осущес твлять самопроверку. Работать со взрос- лыми: составлять фоторассказ на тему «Красота моря». | Опрос. | ||
57 | В гости к весне (урок) | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Оценивать свои достижения на экскурсии. Умение выстроить свой ответ. | Тесты КИМ. | ||
58 | Россия на карте. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Работать в паре: соотносить пейзажи России, обозначать их фишками с соответствующими номерами; осваивать приёмы чтения карты. | Практикум. | ||
59 | Проект «Города России». | 1 | Находить на карте родной край формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Распределять обязанности по выполнению проекта. | Проект. | ||
60 | Путешествие по Москве. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Работать в паре, соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты. Работать со взрослыми6 совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета. | Творческая работа-сообщение. | ||
61 | Московский Кремль. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Работать в паре: находить на фотографии в учебнике достопримечательности Кремля, рассказывать о них по фотографии; извлекать из дополнительной литературы информацию о достопримечательностях Кремля и готовить сообщение по предложенному плану. | Викторина. | ||
62 | Город на Неве. | 1 |
работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Санкт- Петербургу1 с помощью Интернета;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Работать в паре, соотносить фотогра фии достопримеча- тельностей Санкт-Петербурга с собственными наблю дениями. Работать со взрослыми: совер шить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета. | Творческая работа-сообщение. | ||
63 | Путешествие по планете. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира, обозначать их фишками с соответствующими номерами. | Составление картинного словаря. | ||
64 | Путешествие по материкам. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом. | Игра. | ||
65 | Страны мира. Проект «Страны мира». | 1 | В ходе выполнения проекта дети учатся:
оценивать свои достижения в выполнении проекта. Выполнять тестовые задания учебника;
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | Работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на политической карте, обозначать эти страны соответствующими фишками. | Проект. | ||
66 | Впереди лето. | 1 |
рисунки по темам «Красота лета», «Красота животных»; | Работать со взрослыми: за лето подготовить фоторассказы или выполнить рисунки по темам «Красота лета», «Красота животных». | Творческая работа-сообщение. | ||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Оценивать правильность/непра- вильность предложенных ответов. | Тест. | ||
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 | В ходе выполнения проекта дети учатся:
оценивать свои достижения в выполнении проекта. Выполнять тестовые задания учебника;
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Проекты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...