Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Громова Ирина Ивановна

Программа составлена по УМК Занкова  в соответствии с ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_2_klass.docx66.34 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель ШМО учителей начальных классов

_________  /Т.В.Грачева/

Протокол от 27 08 2013 № 1

Согласовано

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №10 г. Павлово

________________/Е.Е.Пугина/

02.09.2013

Утверждаю

Директор

МБОУ СОШ №10 г. Павлово

______________/Л.А.Сачкова/

Приказ № 233 от 02.09.2013

МБОУ СОШ №10 г.Павлово

Рабочая программа

по окружающему миру,  2Б класс

учителя  начальных классов высшей квалификационной категории

Громовой Ирины Ивановны

Составлена на основании: Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова. / Сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухвалова.- Самара: Издательский дом  «Фёдоров», 2011  Н. Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.  Окружающий мир

 

2013г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «окружающий мир» разработана  на основе Концепции стандарта второго поколения,  требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, примерной программы по  окружающему миру и  авторской программы Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казакова «Мы и окружающий мир»  с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Изменения в авторскую программу не внесены.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».

          Цель обучения «Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Ценностные ориентиры. Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие.

В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Для реализации программного содержания используется УМК:

Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Окружающий мир. Учебник: 2 класс в 2 частях

Издательский дом «Фёдоров», издательство «Учебная литература»

Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 2 класс.

Издательский дом «Фёдоров», издательство «Учебная литература»

Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ.

На изучение окружающего мира  в каждом классе начальной школы отводится по 2 часа в неделю: во 2 классе -  68 часов.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков:

- Открытие новых знаний.

- Рефлексия (повторение и закрепление)

- Контрольный

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

Результаты изучения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- понимание причин успеха в учебе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

- представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

чувства сопричастности и гордости за свою Родину и паров;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимания чувств одноклассников, учителей;

- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной   на   наглядно-образном уровне;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные:

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной форме;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных   и   несущественных признаков;

- смысловому  восприятию познавательного текста;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);

- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

- навыкам взаимоконтроля.

Предметные результаты:

Человек и природа

Обучающийся научится:

- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе: сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику оезопасности;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;

- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;

- различать твердые, жидкие, газообразные вещества;

- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;

- различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;

- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;

- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);

- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;

- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);

- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;

- правилам ухода (полива, рыхления) за  комнатными растениями;

- строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;

- показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;

- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;

- различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Человек и общество

Обучающийся научится:

- понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;

- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;

- соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;

- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;

- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;

- оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах

Учебно-тематический план курса, 1-4  класс

класс

№п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов на тему или раздел

В том числе контрольные работы

1

1

Что такое окружающий мир

7

2

Природа

17

3

Из истории Земли

10

4

Главная особенность Земли

8

5

Мы – часть окружающего мира

18

Итого

60

-

2

1

Общий взгляд на Землю

5

2

Как изучают окружающий мир

9

3

Космос

4

4

Планета Земля

10

5

Взаимодействие сил природы

22

1

6

Живая природа

18

1

Итого

68

2

3

1

Природные условия Земли

12

2

Человек в далёком прошлом

9

3

Земли восточных славян

15

1

4

Образование Древнерусского государства

7

5

Объединение русских земель вокруг Москвы

12

6

Какая она, Азия

6

7

Россия в 17 веке

7

1

Итого

68

2

4

1

Человек и мир, созданный им

5

2

Наши соседи на Западе

16

3

Преобразования в России

10

1

4

Разнообразие природы Земли

7

5

События 19 – 20 веков

10

6

Человек и природа

10

7

Современная Россия

10

1

Итого

68

2

Содержание программы

2 класс (68 часов)

Общий взгляд на Землю (6 часов)

Материки и океаны Земли. Россия - самое большое государство мира. Москва - столица. Россия - родина космонавтики.

Практическая работа. Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий.

Как изучают окружающий мир (10 часов)

Человек и общество

Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Правила организации учебного труда дома и в школе.

Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет. Исследовательская работа. Труд и творчество старших и сверстников. Учеба как вид творческой деятельности. Классный, школьный коллектив. Роль учителя.

Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.

Человек и природа

Вещества. Три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства. Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.

Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега.

Космос и Земля (14 часов)

Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Причина смены дня и ночи.

Область жизни на Земле.

Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас.

Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края.

Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление примитивного компаса.

Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны; за погодой.

Взаимодействие сил природы (22 часа)

Влияние Солнца на сушу.

Тепловые пояса Земли и смена времен года. Причина смены времен года.

Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного пользования источниками воды. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды. Вода - растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода - одно из условий жизни на Земле. Вода в быту.

Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Воздух как условие горения. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека.

Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза; смена времени суток, смена времен года.

Круговорот воды в природе. Представление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.

Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.

Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение направления ветра с помощью флюгера.

Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.

Живая природа (18 часов)

Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Признаки живых организмов: дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы.

Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека. Бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Водоросли, мха, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (или насекомые, рыбы, птицы, звери); разнообразие животных.

Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Правила поведения с домашними животными.

Сохранение редких растений, животных. Красная книга.

         Грибы - съедобные и ядовитые, их разнообразие. Правила сбора грибов.

Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.

Красота и разнообразие природы России.

Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; изучение особенностей внешнего строения различных групп животных и растений с помощью коллекций и гербариев; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых грибов.

Экскурсия в природу. 

Формы и средства контроля:

Текущий контроль – самостоятельные работы (15 – 20 минут на уроке)

Тематический контроль – контрольные работы по итогам прохождения тем и разделов программы

Контроль и оценка результатов обучения проводится в соответствии с требованиями методического письма № 1561\14-15 от 19.11.98 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

  1. Интерактивная доска
  2. Компьютер
  3. Проектор
  4. Наглядные пособия:

натуральные: гербарии, коллекции минералов и горных пород

  1. Таблицы:

№ 4. Окружающий мир, 2 класс

  1. Зима
  2. Весна
  3. Лето
  4. Осень
  5. Явления природы
  6. Деревья, кустарники, травы
  7. Ядовитые растения
  8. Красная книга растений
  9. Красная книга животных
  10. Ориентирование
  11. Водный и воздушный транспорт
  12. Наземный и подземный транспорт
  13. Строение  тела
  14. Космос
  15. Кладовые земли

№ 43. Фенологический календарь

  1. Зима
  2. Весна
  3. Лето
  4. Осень

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) 

Список используемой литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. – 400 с.
  3. Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд.  – М.: Просвещение, 2011.
  4. Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова / Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с.

МБОУ СОШ №10 г. Павлово

Календарно-тематическое планирование

на 2013-2014 учебный год

по окружающему миру 2б класса

учителя начальных классов высшей категории

Громовой Ирины Ивановны

Программа «Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова»/ Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с

Учебник «Окружающий мир. 1 класс» Н. Я. Дмитриева/Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011

Рабочая тетрадь «Окружающий мир» Н. Я. Дмитриева/ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013

Количество часов по учебному плану 68

Количество контрольных работ 2

Календарно-тематическое планирование, 2 класс

урока п/п

Наименование раздела и темы

Темы уроков  

Деятельность учащихся

Количество часов на тему, раздел, урок

Срок прохождения

Дата

корректировка

1 четверть

Общий взгляд на Землю (5 часов)

1

Наша Родина. Семья и труд

Узнавание  государственной символики РФ и своего региона. Умение определять родственные связи в семье.

1

03.09

2

Загадки Земли. Связь прошлого с настоящим

Иметь представление об изменениях в природе и человеческом обществе в настоящее время, каким закономерностям они подчиняются. Различение прошлого, настоящего и будущего. Сравнивать (на основе иллюстративного материала) памятники архитектуры, одежду, вооружение различных эпох.

1

05.09

3

Россия – родина космонавтики

Находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими родственниками

1

10.09

4

Материки. Тепловые пояса

Знать о своеобразии расположения материков; понятие материк. Работа с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны.

1

12.09

5

Мировой океан. Северный Ледовитый океан

Работа с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны Различать понятия «океан», «море», «озеро», «река». Уметь показывать на карте или глобусе различные водоемы. Знать моря Северного Ледовитого океана. Работа с рабочей тетрадью.

1

17.09

Как изучают окружающий мир (9 часов)

6

Сто наук. Органы чувств человека

Понимание назначения органов чувств для познания окружающего мира.  Выполнение правил личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде. Обсуждение правил здорового образа жизни.

1

19.09

7

Органы чувств человека. Зрение и слух

Понимание назначения органов чувств для познания окружающего мира. Выполнение правил личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде. Использование на практике основных правил познания окружающего мира

1

24.09

8

Органы чувств человека. Обоняние и вкус, осязание

Понимание назначения органов чувств для познания окружающего мира. Выполнение правил личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде.

Использование на практике основных правил познания окружающего мира

1

26.09

9

Язык науки

Работа с рисунком учебника. Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт, сопоставление научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы.  Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт, сопоставление научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы.

1

01.10

10

Наблюдения, рассуждения, выводы

Проведение научного опыта. Формулирование выводов на основе наблюдений. Сравнение своих предположений с данными справочников или энциклопедии. Изучение правил обращения с газовыми и электрическими приборами.

Знание телефонов экстренной помощи

1

03.10

11

Инструменты и приборы. Книги и другие средства информации

Соблюдение правил безопасности при работе с инструментами и приборами. Работа с рисунком учебника. Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт, сопоставление научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы. Измерять температуру тела, вес и рост человека.

Измерять температуру воздуха с помощью термометра.

1

08.10

12

Тела и вещества. Свойства веществ

Приводить примеры веществ, описывать их.

Характеризовать свойства веществ. Определение из каких веществ состоят предметы. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств веществ.

1

10.10

13

Человек и природа

Практическая работа по освоению правил поведения, способствующих сохранению природы. Характеризовать влияние человека на природу. Оценивать личную роль в охране природы.

1

15.10

14

Проверочная работа по темам «Общий взгляд на Землю» и

« Как изучают окружающий мир»

Выполнение заданий по пройденному материалу

1

17.10

Космос и Земля (14 часов)

15

Главные особенности космоса. Звезда по имени Солнце

Работа с рисунками в учебнике. Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт (что можно увидеть на небе днем, а что ночью?), сопоставление научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы. Группировка объектов природы. Приведение сведений из дополнительных источников информации (о Луне, Солнце). Моделирование ситуации «Что произойдет на Земле, если исчезнет Солнце»

1

22.10

16

Планеты. Звезды и созвездия

Зарисовка Солнечной системы. Изучение карты звездного неба в конце учебника. Определение связи названий созвездий с объектами окружающего мира. Определение созвездия своего дня рождения. Отыскание на карте Полярной звезды. Составление макета Вселенной, распределяя расположение космических тел

1

24.10

17

Луна – спутник Земли

Объяснение причин явлений (относительность восприятия величины предметов в зависимости от расстояния). Зарисовки фаз Луны. Определение понятий год, месяц, сутки.

1

29.10

18

Проектная работа «Солнце»

Описание значения Солнца для планеты Земля. Работа в группах и индивидуально.

1

31.10

2 четверть

19

Наш общий дом

Представление о строении Земли и географической оболочке как области жизни, в которой взаимодействуют живая и неживая природа, человек и человеческое общество.

1

12.11

20

Горизонт

Определение понятия «горизонт». Работа с рисунком учебника. Работа с текстом о форме Земли.

1

14.11

21

Строение Земли

Изучение внутреннего строения Земли, оболочек Земли и их взаимодействия.

1

19.11

22

Ориентирование. Стороны горизонта

Определение положения человека на местности. Определение сторон горизонта на карте.

1

21.11

23

Компас

Изучение компаса и его характеристик. Знакомство с правилами пользования компасом. Определение сторон света при помощи компаса.

1

26.11

24

Народные приметы ориентирования

Наблюдение за природой, определение сторон света по народным приметам.

1

28.11

25

Глобус и географическая карта

Расширение и систематизация знаний о глобусе и карте. Определение по карте и глобусу экватора, полушария, полярного круга.

1

03.12

26

Рельеф Земли

Знать понятие «рельеф». Умение читать карту. Определение гор и равнин. Умение определять деталей рельефа (глубины и высоты).

1

05.12

27

Ландшафт

Определение понятия «ландшафт». Отгадывание географических загадок. Умение отличать рельеф от ландшафта.

1

10.12

28

Проектная работа «Планета Земля»

Работа в группах и индивидуально.

1

12.12

Взаимодействие сил природы (22 часа)

29

Тепловые пояса Земли

Знакомство с основами астрономии и географии. Определение влияния Солнца на сушу. Построение схемы падения солнечных лучей. Определение зависимости растительности местности от тепла и влаги.

1

17.12

30

Смена времен года

Заполнение таблицы сезонов и длительности дня и ночи на основании прочитанного текста. Определение месяцев каждого сезона.

1

19.12

31

Смена времен года

1

24.12

32

Особенности Земли как планеты

Определение причины смены времен года.

1

26.12

3 четверть

33

Суша под Солнцем

Определение основных форм рельефа.

1

14.01

34

Внутренние силы Земли

Определение понятий «вулкан», «землетрясение». Правила поведения при стихийных бедствиях.

1

16.01

35

Воды Земли. Вода: её значение и свойства. Тепло и вода

Определение водоемов на карте. Составление таблицы: природные и искусственные водоемы Земли. Составление таблицы «Свойства воды в разных состояниях». Определение общих свойств для всех жидкостей.

Опыты о состоянии воды.

Зарисовка снежинок. Практическая работа «Какое вещество, кроме снега, находится в банке?». Рассуждения о значении снега для животных и растений.

Определение понятия «айсберг». Рассуждения на тему «Зачем в водоемах проруби?»

1

21.01

36

Воды Земли. Три состояния воды

1

23.01

37

Воды Земли. Что такое снег

1

28.01

38

Воды Земли. Почему лед плавает. Что такое айсберг

1

30.01

39

Воды Земли. Почему лед плавает. Что такое айсберг

1

04.02

40

Воды Земли. Вода – растворитель

Работа в группах. Определение опытным путем свойства воды – растворять. Фильтрование воды с помощью бумажной салфетки.

1

06.02

41

Воды Земли. Подземные воды

Определение понятия «гейзер». Использование горячей подземной земли. Определение свойств воды важных для живых организмов.

1

11.02

42

Воздух. Состав воздуха

Описание значения воздуха для живой природы. Рассуждения о различном воздухе в городе и в лесу

1

13.02

43

Воздух. Свойства воздуха

Заполнение таблицы «Свойства воздуха». Проведение опыта с мячом для определения свойств воздуха – сжимаемость и упругость.

1

18.02

44

Движение воздуха. Ветры. Грозные ветры

Зарисовки схемы возникновения ветра днем и ночью. Определение нужен ли ветер людям.

1

20.02

45

Круговорот воды в природе

Наблюдения за водой в природе. Зарисовка схемы маршрута воды при ее круговороте в природе.

1

25.02

46

Круговорот «отравленной воды». Вода, ветер и рельеф

Устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Рассказ о природных явлениях.

1

27.02

47

Проектная работа «Человек и неживая природа»

Работа в группах. Обсуждение темы «Человек и неживая природа»

1

04.03

48

Обобщение по теме «Взаимодействие сил природы»

Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

1

06.03

49

Контрольная работа по теме «Взаимодействие сил природы»

Выполнение заданий по пройденному материалу

1

11.03

50

Анализ контрольной работы

Осознание причины появления ошибки и определение способа действия, помогающего предотвратить ее в последующих письменных работах.

1

13.03

Живая природа (18 часов)

51

Жизнь – особенность нашей планеты

Представление о многообразии живой природы и условиях жизни.

1

18.03

52

Растения. Группы растений

Понимание сходства и различие между деревьями, кустарниками и травами. Зарисовка растения по частям.

1

20.03

4 четверть

53

Водоросли, лишайники, мхи, папоротники

Знание особенностей растений: водорослей, лишайников, мхов, папоротников

1

01.04

54

Хвойные и цветковые растения

Нахождение сходства и различия хвойных и цветковых растений, определение изменений, происходящих с растениями в течение года. Распределение на группы нарисованных в учебнике растений. Выяснение зачем растению цветок. Соотнесене растения с их плодами. Заполнение таблицы о наличии или отсутствии у растения того или иного органа.

1

03.04

55

Дикорастущие и культурные растения

Составление таблицы культурных растений и места их выращивания. Игра «Угадай название фрукта»

1

08.04

56

Условия для прорастания семян и роста растений. Растения, которые мы едим

Определение опытным путем условий, необходимых для пророста и роста растений.

Знание овощей, представленных на рисунке в учебнике, и их съедобные части. Определение растений: корнеплоды, зерновые культуры, овощи и фрукты.

1

10.04

57

Условия для прорастания семян и роста растений. Растения, которые мы едим

Выявление растений, прибывших в Россию из других стран, и история их появления. Уход за комнатными растениями в классе. Умение называть комнатные растения в классе и дома.

1

15.04

58

Растения-путешественники

1

17.04

59

Грибы

Понимание значения грибов для человека. Определение деревьев около которых растут грибы. Знание взаимосвязи растений и грибов, грибов и животных. Наблюдение за хлебной плесенью и условия для ее появления.

1

22.04

60

Животные. Взаимосвязь растительного и животного мира

Представление о взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных

1

24.04

61

Группы животных

Определение по рисункам насекомых и паукообразных. Описание внешнего строения животных, их сравнение. Распределение животных по группам.

1

29.04

62

Группы животных

1

06.05

63

Особенности размножения разных групп животных. Животные и среда их обитания

Работа со схемой размножения животных в учебнике. Определение среды обитания для различных групп животных, их приспособление к месту обитания.

1

08.05

64

Питание животных

Работа с рисунком в учебнике. Деление животных на группы и определение их названий. Составление цепи питания.

1

13.05

65

Дикие и домашние животные

Правила поведения с домашними животными. Работа с текстом учебника. Обсуждение текста. Соотнесение животных с подходящими понятиями.

1

15.05

66

Бактерии. Гигиена.

Работа с текстом учебника. Правила гигиены.  Первая помощь при ссадинах и порезах

1

20.05

67

Контрольная работа  по теме  «Живая природа»

Викторина

1

22.05

68

Проектная работа «Живая природа нашего края»

Обсуждение видов растений и животных нашего края. Красная книга нашего края.

1

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...