Открытый урок по окружающему миру «Звери – млекопитающие» 1 класс
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок соответствует тематическому планированию по курсу «Окружающий мир» (УМК «Начальная школа 21века. По типу – это урок открытия новых знаний по теме «Звери - млекопитающие».Урок разработан в технологии деятельностного метода обучения (ТДМО) с использованием информационно-коммуникационных технологий, личностно-ориентированного обучения; объяснительно-иллюстративного обучения; педагогического сотрудничества; технологии работы в группе; в паре, работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающих технологии, самооценивании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1_klass.docx | 131.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ с. Большая Дмитриевка Лысогорского района Саратовской области»
«Звери – млекопитающие»
Окружающий мир в 1 классе
Выполнила: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Злобина Марина Васильевна
2013-2014 уч. год
Технологическая карта урока
Учитель начальных классов Злобина Марина Васильевна
МБОУ «СОШ с. Большая Дмитриевка Лысогорского района Саратовской области»
Класс 1
Дата 14.03 .2014г.
Предмет: окружающий мир, программа «Начальная школа XXІ века»
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Тема урока: «Звери - млекопитающие»
Цель урока | Познакомить детей с многообразием млекопитающих (зверей). |
Задачи урока | Задачи. Обучающая: - Дать учащимся понятие «насекомоядные», «растительноядные», «хищники», «всеядные». - учить сравнивать, выделять сходства, существенные различия и признаки групп млекопитающих (зверей), -объяснить учащимся, что человек тоже относится к млекопитающим. Развивающая: - развивать у детей добрые чувства по отношению к зверям, экологическое мышление, память, внимание, умения вести диалог “ученик-ученик”, “учитель-ученик”. Воспитывающая: - воспитывать интерес к окружающему миру, чуткое и бережное отношение ко всему живому, любовь к природе и родному краю, умение работать в группе, совершенствовать речь. |
Универсальные учебные действия (УУД) | Личностные: -действие смыслообразования, ценностное отношение к образовательному процессу, самоопределение – проявлять ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Регулятивные: целеполагание – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
Планируемые результаты | Предметные (знать, уметь) выделять общие признаки млекопитающих, сравнивать, анализировать, обобщать, выявлять взаимосвязи; знать о среде их обитания, об особенностях жизни млекопитающих. Личностные: проявлять интерес к изучению темы; уважительное отношение к миру животных. Метапредметные: Познавательные: - раскрывать значение понятия “млекопитающие” и обосновывать свое мнение; - определять особенности зверей и обосновывать свое мнение. - применять приобретенные знания при создании сообщения об особенностях жизни млекопитающих в естественной среде обитания. Регулятивные: - выполнять учебные задания в соответствии с целью. - соотносить приобретённые знания с реальной жизнью, с общественными нормами поведения. -выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные: - формулировать высказывание, мнение; -умение обосновывать, отстаивать своё мнение. - согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение. -адекватно использовать речевые средства для представления результата. |
Основные понятия, используемые на уроке | животные, звери, млекопитающие, место обитания, «насекомоядные», «растительноядные», «хищники», «всеядные». |
Межпредметные связи | Музыка – звуки животных, литературное чтение – сказка «Как волк теленочку мамой был», автор М.Липскеров. |
Ресурсы | компьютер, мультимедиапроектор, экран, ноутбук для детей, картинки животных для физминутки, картинки животных для релаксации, учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир 1 класс», рабочие тетради, презентация «Звери - млекопитающие», коробка (в ней молоко), солнышко на доске, карточки для индивидуальной работы, групповой, план-признаки зверей, музыка «Звуки животных», фрагмент мультфильма «Волк и теленок», буклет. |
Формы организации познавательной деятельности учащихся | фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах. |
Методы обучения | Проблемный, словесный, иллюстративный, деятельностный |
Технологии работы с информацией | ИКТ технология |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Мотивация к учебной деятельности. ( орг. момент) | Встаём в круг, берёмся за руки . Почувствуем тепло рук вашего соседа и передадим своё, чтобы мы могли дружно сегодня поработать и узнать много нового. Пожмём правую руку соседа, пожмём левую. Здравствуйте, дети. Начнём наш урок. (дети садятся) -Ребята, а вы не заметили ничего необычного? -Кому же она и от кого? (читает на посылке- учащимся 1 класса….) -Ребята, это вам! А вы знаете, что в ней? Хотите узнать? Посмотрим? Ой! А на посылке написано, что открыть в конце урока, когда выполните все задания. Ну, тогда давайте начинать.. Ужасно интересно, Все то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем И мир большой познаем! - Познанием, какого большого мира мы займемся? | Эмоциональный настрой. Встают в круг. -Заметили посылку. -Нет -Да | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками . |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. | -Это вы сейчас узнаете. Закройте глаза, послушайте музыку. Откройте глаза, как вы думаете ,какой мир сегодня будем познавать? (Слайд 1) -Внимательно посмотрите на слайд 2. Найдите лишнее животное в этой группе представителей живой природы. - Кто остался? Кто знает, к какой группе они относятся? -Животный мир огромный. На уроке мы будем познавать часть этого мира животных- зверей. (На доску вывешиваю таблицу: Звери) -Все ли звери названы нами в 3 группе? Вы знаете еще? Слайд 3 -Посмотрите на картинки с изображением мам-зверей с детенышами. Верно ли, что собака откладывает яйца, высиживает их и из них появляются щенята? -Что общего у зверей в появлении детенышей? -Чем вскармливают мамы детенышей, чтоб они были крепкими и здоровыми? -В древности слово « молоко» звучало как «Млеко». А мамы кормят или питают детенышей «млеком». Разгадаем слово и узнаем, как называют всех зверей. На доске карточки: Млеко+питание+ющие= млекопитающие -Как называют зверей? Почему их объединили ученые в одну группу? -Сделаем вывод. Как же еще называют зверей? - Какова тема сегодняшнего нашего урока? | -Мир животных. Жираф. (остальные птицы)и тд. Звери. Ответы детей -Нет Рождаются живыми - Молоком - Млекопитающие Рождают живых детенышей и кормят их своим молоком) ( млекопитающие). - Звери- млекопитающие (Слайд 4) | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков |
3.Постановка учебной задачи | Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации -Что должны узнать на уроке? Картинки зверь в движении и ест. | 1. Чем отличаются от других животных? | Регулятивные: целеполагание; Познавательные : постановка вопросов; Логические: формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения 5. Физминутка. Цель: Создание условий для психо- | Организация учащихся на исследование проблемной ситуации . А)Выделение существенных признаков зверей. Итак, все ли звери имеют общие признаки? – Сегодня нам необходимо это выяснить? Отгадайте загадки (кто отгадал тому картинка с этим животным). Он ходит, голову задрав, Не потому, что важный граф Не потому, что гордый нрав, А потому, что он … (жираф – слайд) Определим признаки зверя по плану: (слайд) или на доске 1) Строение тела зверей. 2) Чем покрыто тело. 3) Как появляются и чем питаются детеныши? - Послушаем капитана. (Слайд) Кормят детёнышей - - - - - - - Тело покрыто - - - - - - - Число ног (4) - Вывод: все звери выкармливают своих детёнышей молоком. Но детёныши у них появляются по разному. -Как вы думаете, а человека можно отнести к млекопитающим? Почему? «Зайчик» - Можно ли отнести зайца к группе звери? Докажите. Б) Работа с книгой. (стр.32-33) - Рассмотрите рисунки. Сравните, чем покрыто тело этих животных? - Подумайте и скажите, для чего им нужен мех? - Вспомните, какие признаки мы сейчас назвали. Все ли они звери? Проблема? (Нерпа- У них нет длинной и густой шерсти, она им не нужна, потому что им неудобно будет жить в воде с такой шерстью, но короткие волоски есть, а лапы у них просто видоизменены и выражены плавниками. Но они тоже являются зверями). В)-Как вы думаете, ребята, все ли звери могут жить в одинаковых природных условиях? Почему? Например, может ли дельфин жить в лесу? Учитель. Правильно, каждый зверь живёт там, где поселила его матушка природа. | Работа в группе. Индивидуальная работа или) (капитан отвечает) 1)Тело зверей состоит из головы, туловища, 4 ног, хвоста. 2) Тело зверей покрыто шерстью. 3) Звери рождают живых детенышей и кормят их молоком. Да. Кормит детей молоком. Уч-ся отвечают на вопрос: Как покров тела помогает зверям в их жизни? (Слайд) Уч-ся делают вывод, что животные живут на суше, в воде, в почве. | Регулятивные: планирование , прогнозирование; Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
6. Первичное закрепление | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Работа за компьютером (индивидуальная) и в паре. «Найди зверя» (работа с ЭОР «Окружающий мир») -Проверяем. -Кто лишний? Почему? | Уч-ся находят лишнее слово в группе слов. Работа в группе: Пересаживаются для работы в паре и за компьютером. Карточка Лев, морж, оса, еж, корова, пингвин, обезьяна, медведь. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция. Личностные: самоопределение |
7.Физкультминутка (для глаз)
| А теперь давайте поговорим о том, как звери передвигаются. В этом вам помогут рисунки. По классу развешены картинки зверей. По команде учителя дети поворачивают голову к названному зверю и выполняют движения: -Как передвигаются звери? | -По- разному | |
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организация деятельности по применению новых знаний Фрагмент мультфильма «Волк и теленок» -Давайте, посмотрим фрагмент мультфильма» Волк и теленок» снятого по сказке М. Липскеров «Как волк теленочку мамой был» -А в природе такое бывает? - Рассмотрите рисунки, стр. 34-35, затем возьмите соедините стрелками, кто чем или кем питается. Работа в группе. Соедините, кто кем или чем питается.
- Проверка: - Чем питается еж? - Может кто – ни будь, знает, как называются звери, которые питаются насекомыми? - Кем питается лисица? - Как называются звери, которые питаются другими животными? - Чем питается лошадь, белка, суслик ? -Как называются такие звери? - Чем питается медведь? - как называются такие звери? - Сделайте вывод, как называют зверей, в зависимости от их питания? - Прочитайте вывод на стр. 125 | Индивидуальная работа по карточкам. -Определяют кто, чем или кем питается? Карточка. Еж насекомыми Белка пшеницей Суслик другими животными Лисица орешками Медведь травой Лошадь ягодами рыбой Учащиеся делают вывод, что звери делятся на группы: Насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные (Слайд) | Регулятивные: выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению; Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; |
9.Включение в систему знаний и повторение | -Какие вопросы мы поставили перед собой в начале урока? -Нашли ответы на них? Дополнительный материал. -Проверьте свои знания с помощью игры «Поймай ошибку». Если в моем высказывании есть ошибка- хлопните в ладоши 1 раз. Потом обоснуйте свой ответ. 1.Все представители животного мира- млекопитающие. (-нет, только звери) 2. Звери двигаются по-разному . 3. Тело всех зверей покрыто густой шерстью. 4. Все звери обитают в лесу. 5. В зависимости от питания звери бывают насекомоядные, растительноядные, хищные, всеядные? -Помните, в начале урока я говорила, что если мы выполним все задания, то сможем открыть посылку. -Что же это за посылка и что за чудо в ней? –Кто-нибудь знает? Выходите, давайте ее потрогаем. Тяжелая? (Нет) -Пахнет? (Нет) –Догадались? Слушайте подсказку: -В нём то, что превращает беспомощного детёныша в сильного могучего, здорового, отчасти умного зверя. -Да, это обычное, но вместе с тем чудесное молоко. - А человека превращает оно в сильного могучего, здорового и умного? - Конечно, это не молоко ,которым вас кормили мамы, когда вы были совсем маленькими . Это молоко, которое можно купить в магазине, на базаре и т.д. – это чудо. На первый взгляд эта белая жидкость, но если посмотреть в микроскоп, в молоке обнаружишь много питательных веществ. В нем есть -кальций – при его недостатке разрушаются зубы, кости; витамин А – роста; витамин С – защищает от болезней; витамин В – зрения; витамин Д – твёрдость и прочность мышц; витамин Е – молодость. Вот почему молоко обладает такой силой. -Как, вы думаете, почему в посылке оказалось именно молоко? - А вы догадались, кто прислал посылку? Кто? |
-нет, только звери) -нет, у дельфина и кита густая шерсть отсутствует -нет -Нет -Нет (Молоко) Слайд Звери выкармливают детенышей молоком. Млекопитающие | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
10. Рефлексия деятельности (итог урока) | Организация рефлексии - Какие открытия сделали на уроке? – У вас на парте картинки со зверями. Возьмите картинки, подойдите к доске и разместите их на лучике солнца. –И я думаю, что вы удивлены разнообразием мира зверей и понимаете, что их необходимо беречь, многих видов зверей очень мало на планете. А наше солнышко будет освещать, и согревать их. -И я прочту вам стихотворение Сергея Островского. Если из гнезда упала птица - мне не спится. Если где-то умер зверь в берлоге - я в тревоге. Если раздавлю зерно невольно - мне больно. Если ствол сломали бесшабашно - мне страшно. Им бы жить на белом свете - Я В ОТВЕТЕ! Любите природу, не обижайте животных. Мы за них в ответе. (Учитель дарит детям молоко, гостям буклеты о молоке) -Спасибо за работу на уроке. Урок окончен. | Самооценка результатов деятельности . Встают и размещают картинки. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по окружающему миру в 4 классе
Урок – путешествие по экологической тропе. Тема урока «Лес и человек» Цель урока: 1. СФОРМИРОВАТЬ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РОЛИ ЛЕСА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ; 2. ПОЗНАКОМИТЬ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ...
Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация
Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.
Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...
Конспект урока по окружающему миру "Звери-млекопитающие"
Урок окружающего мира (2 класс).Тема урока: Звери – млекопитающие...
Открытый урок по окружающему миру для 2 класса "Зимняя жизнь птиц и зверей"
Открытый урок по окружающему миру для 2 класса "Зимняя жизнь птиц и зверей"...
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока: "Строение тела человека"
Конспект открытого урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. УМК "Школа России". Тема урока: "Строение тела человека"...