Конспект урока по окружающему миру "Звери-млекопитающие"
план-конспект урока по окружающему миру

Юрьева Майя Николаевна

Урок окружающего мира (2 класс).

Тема урока: Звери – млекопитающие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира (2 класс)

Тема урока: Звери – млекопитающие

1. Орг. момент

  • Эмоциональный настрой на урок

- Ребята, посмотрите друг на друга. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. И это самое главное. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть морозного утра, теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира. Мир прекрасен! Слова из песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир» станут эпиграфом нашего урока.

  • Повторение правил посадки

- Проверьте, как вы сидите. Спина касается спинки стула, ноги стоят ровно.

2.  Сообщение темы урока

(на доске изображение животных: волк, коза, павлин, лошадь, морской котик, бегемот)

- Каких животных вы видите на картинках?

- А как вы думаете, кто здесь лишний? Обоснуйте свой ответ. (павлин)

(картинка павлина убирается)

- Посмотрите на оставшиеся картинки и скажите, как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке? (о зверях)

Богат и разнообразен мир зверей. И тема нашего урока «Звери-млекопитающие».

Кто знает, почему они так называются, млекопитающие?

3. Введение в тему урока

1) Мини - исследовательская работа 

- Сейчас нам предстоит это узнать.

- Ребята откройте рабочий блокнот. Работать будете в парах. На первой странице вам предложено несколько вариантов ответов. Постарайтесь выбрать правильный. А Вячеслав Шульгин будет работать со словарем. Его задача найти что обозначает слово млекопитающие.

Поскольку детеныши вскармливаются молоком, и произошло это название – млекопитающие. «Млеко» - молоко, то есть питающиеся молоком.

Поскольку детеныши появляются на свет летом, и произошло это название – млекопитающие. «Млеко» - время года, то есть рожденные летом.

Поскольку у зверей мех серого цвета, и произошло это название – млекопитающие. «Млеко» - серый цвет шерсти.

Поскольку они не ходят, а ползают, и произошло это название – млекопитающие, то есть ползающие по земле.

- Ваш выбор (Поскольку детеныши вскармливаются молоком, и произошло это название – млекопитающие. «Млеко» - молоко, то есть питающиеся молоком).

- А что нам скажет Вячеслав. Какое определение он нашел в словаре.

- Теперь мы знаем, что млекопитающие вскармливают своих детенышей молоком.

(на доске прикрепляется табличка «вскармливают своих детенышей молоком»)

- Продолжим знакомство с особенностями млекопитающих.

2) Загадки

        По веткам скачет,

Да не птица,

Рыжая, да не лисица.

                (белка)

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга

                (олень)

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

                (медведь)

Посмотрите-ка какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

                (лиса)

Не барашек и не кот

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы другого цвета.

                (заяц)

- Рассмотрите фотографии. Чем покрыто у каждого из них тело? (шерстью)

Звери – это единственные существа, у которых есть шерсть. В холодные зимние месяцы некоторые из них покрываются густым теплым мехом.

(прикрепляется на доску табличка «тело покрыто шерстью»)

- Тело каждого из зверей имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые. Сколько пар ног у них? (две)

(прикрепляется табличка «2-е пары ног»). Строение тела у некоторых млекопитающих может отличаться от других. Это зависит от их образа жизни. Давайте посмотрим, какое существует разнообразие животных. (видеоролик о летучих мышах, о ластоногих, о млекопитающих открытых ландшафтов)

- Есть ли у них зубы? (есть)

(прикрепляется табличка «есть зубы»)

- Какими рождаются детеныши? (детеныши рождаются живыми)

(прикрепляется табличка «детеныши рождаются живыми»)

- А еще млекопитающие  самые совершенные животные, поэтому мы прикрепим еще одну табличку «забота о потомстве»

- Все перечисленные вами признаки характерны для млекопитающих, выделенные красным цветом отличают млекопитающих от остальных животных.

4. Физминутка  Игра «Вспомним, повторим, закрепим»

- Предлагаю проверить ваши знания.  Мне будут помогать эксперты (по одному ученику с каждого ряда). У каждого на парте лежит табличка с названием животного.

  • Ходят на четырех лапах (встают только те, у кого животное ходит на четырех лапах).
  • Обитают на земле (встают только те, у кого животное обитает на земле).
  • Обитают на деревьях (встают только те, у кого животные обитают на деревьях).
  • Имеют постоянную окраску (встают только те, у кого животное не меняет окраску в течение года).
  • Умеют летать (встают только те, у кого животное умеет летать).
  • Впадают в спячку (встают только те, у кого животное впадает в спячку).
  • Хищные животные (встают только те, у кого животное относится к хищному).
  • Травоядные животные (встают только те, у кого животное относится к травоядным).
  • Домашние животные (встают только те, у кого животное является домашним).
  • Дикие животные (встают только те, чье животное – домашнее).

- Да, звери бывают хищные и травоядные, сухопутные и водные, домашние и дикие, летающие и не летающие, некоторые из них впадают в спячку, но у всех у них есть общие характерные признаки. Это (чтение хором табличек на доске, написанных красным цветом). Стихотворения, которые выучили ребята к сегодняшнему уроку помогут вам запомнить общую характеристику млекопитающих.

Знаю я млекопитающих

И приятных, и пугающих,

Симпатичных и ужасных,

Безобидных и опасных,

Хищных и травоядных,

Грязных и опрятных,

Лохматых, голокожих

И на людей похожих.

Мышки и собачки,

Коровы и слоны,

Крошки и зверюшки

Большой величины.

У них есть много общего –

Они живородящие,

Все они выкармливают

Деток молоком.

Вокруг, насколько хватит глаз,

Венец творенья – высший класс,

Созданья процветающие – млекопитающие.

У млекопитающих очень тонкий нюх,

 Развиты прекрасно зрение и слух.

У млекопитающих, всех без исключения,

Есть волосяной покров

И склонность к облысению.

Очень большое дело – температура тела

Выжить зверьку помогает,

Его изнутри согревает

В холодной воде, на горячем песке,

На льдине, в болоте и даже на земле.

Если вызовет сомненье классное происхожденье,

Не смущайтесь, это просто – посмотрите на потомство.

У млекопитающих, всех без исключения,

В раннем детском возрасте молочное кормление.

- Проверим ваши  знания.  

5. Актуализация знаний

1) Игра «Кто в группе лишний»

(учитель читает название животных, одно из которых лишнее)

  • Жук, стрекоза, воробей

- Как одним словом назвать жук, стрекоза (насекомые)

  • Медведь, синица, щука

- Как одним словом назвать синица, воробей (птицы)

  • Окунь, слон, щука

- Как одним словом назвать окунь, щука (рыбы)

  • Летучая мышь, воробей, лошадь

- Как одним словом назвать летучую мышь и лошадь (звери)

- Молодцы! Вы выполнили задание. Мы с вами вспомнили насекомых, рыб, птиц, зверей. А все вместе они – животные.

- Мы продолжим с вами разговор о животных, которые относятся к группе зверей.

3) Игра «Да, нет»

- Если утверждение верное, то хлопаем в ладоши.

  • У всех млекопитающих зверей есть перья (нет).
  • Млекопитающие рождают живых детенышей (да).
  • Все млекопитающие звери умеют летать (нет).
  • Звери кормят своих детенышей молоком (да).
  • У млекопитающих зверей 6 лапок (нет).
  • У млекопитающих тело покрыто шерстью (да).
  • Все млекопитающие животные имеют крылья (нет).

6. Закрепление изученного материала.

1. Работа в парах

- Составьте описание млекопитающего зверя, пользуясь рабочим блокнотом. На странице 2 есть подсказки в виде предложений. Выберите из них только подходящие вам. По составленному вами описанию, учащиеся должны догадаться о каком млекопитающем идет речь. Название зверя, чье описание вам надо составить в рабочем блокноте.

  • Очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Любят лакомиться ивами, сочными осинами и березами. Они щиплют траву, едят папоротники, грибы и другие растения. (лось)
  • Зимой и летом живут в лесах, где для них есть пища. Летом они запасают на зиму корм и прячут его во мху или дупле. Летом носят легкую рыжую шубку, а зимой – серую, густую и теплую. (белка)
  • Два раза в год меняет свою шубку. Плохо бы пришлось ему зимой, если бы он остался серым, как летом или осенью. Но осенью он линяет, и вместо серой шерстки вырастает снежно-белая. (заяц)

- Итак, задание выполнено. Пожалуйста, кто с первого ряда прочитает получившееся описание зверя.

- Догадались, о ком идет речь?

- Второй ряд ваше описание зверя.

- Кто это?

- Третий ряд слушаем ваше описание.

Кто это?

- Докажите, что лось, заяц, белка относятся к млекопитающим.

Млекопитающие – самые  совершенные животные на земле, поэтому они одна из самых многочисленных групп. Сейчас на земле обитает примерно 3500 видов млекопитающих, но из-за вкусного мяса, красивой шерсти многих уничтожает человек. Поэтому многие из них занесены в Красную книгу, т.е. взяты под охрану.

Планета наша – это чудо,

Была как данность нам дана,

Но, к сожалению, часто люди

Не понимают, что она хрупка.

Ведь звери навредить не могут

Природе – они часть ее.

А человек, - хоть царь природы,

Способен ранить ни за что.

Мы выступаем с просьбой к людям

Природу нашу защищать

Давайте же все вместе будем

Ее от бед оберегать.

- Хорошо бы всегда помнить, что для радости и гармонии дано нам царство животных, такое пестрое и неповторимое.

7. Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"...

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.

Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...