План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Тип урока: комбинированный, урок-исследование.
Цель:
1) Обучающая:
-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, гигиенические понятия: гигиена слуха.
2) Развивающая:
-развивать память, внимание, мышление, воображение;
- способствовать формированию коммуникативных (самооценивание,
взаимооценивание), информационных компетентностей.
3) Воспитывающая:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни.
- воспитать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, умение работать в группе;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okr._miru.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе.
Учитель: Элекина Галина Федоровна
Класс: 4 класс Г
Количество учащихся в классе: 30 ч.
Количество учащихся на уроке: 29 ч.
Тема урока: Многогранный мир чувств.
Тип урока: комбинированный, урок-исследование.
Цель:
1) Обучающая:
-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, гигиенические понятия: гигиена слуха.
2) Развивающая:
-развивать память, внимание, мышление, воображение;
- способствовать формированию коммуникативных (самооценивание,
взаимооценивание), информационных компетентностей.
3) Воспитывающая:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни.
- воспитать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, умение работать в группе;
Оборудование:
- Компьютер, экран, мультимедийный проектор.
- Презентация «Многогранный мир чувств», составленная мной для сопровождения урока.
- Компакт – диск « Природа, человек, общество» (ООО «ДОС»)
- Учебник окружающего мира для 4 класса (автор. коллектив: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутин. «Школа 2100» 2003.),
- Для 1 опыта: мяч.
- Для 2 опыта: музыка с пением птиц.
- Для 3 опыта: 3 стакана с водой (простая, сладкая, солёная);
- Для 4 опыта: освежитель воздуха.
- Для 5 опыта: шар, кубик, ручку, пирамиду.
Этапы урока:
I. Организационный момент (2 мин.).
II. Подготовка к изучению нового материала, проблемная ситуация (3 мин.).
III. Актуализация знаний (5 мин.).
IV. Сообщение темы, постановка целей. (2 мин.).
V.Совместное открытие знаний, физминутка. (15 мин.)
VI.Самостоятельное применение знаний. (6 мин.)
- Итог. (3 мин.)
VIII.Рефлексия. (2 мин.)
IX. Домашнее задание. (1 мин.)
X. Оценивание. (1 мин)
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок, начинается урок.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
Интересные ваши ответы
С удовольствием буду слушать я.
Желаю успеха.
II. Проблемная ситуация.
Диалог на стр.42 учебника. Рассмотри риунок и выполни задание 1.
III. Актуализация знаний.
Ребята, какой раздел учебника мы изучаем?
( «Человек и его здоровье»)
- Благодаря чему происходит движение организма?
(благодаря скелету и мышцам)
- При помощи каких органов происходит дыхание?
(при помощи органов дыхания)
- Перечислите органы дыхания.
(носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие)
- Благодаря каким органам наш организм получает все необходимые для жизнедеятельности вещества?
(органам пищеварения)
- Перечислите органы пищеварения
(полость рта, пищевод, желудок, печень, кишечник)
- Какую функцию выполняют органы кровообращения?
(кровь доставляет всем клеткам питательные вещества, витамины, кислород, кровь уничтожает микробов)
- Перечислите органы кровообращения?
(сердце и кровеносные сосуды)
- С каким органом чувств мы познакомились на прошлом уроке?
- Когда зрения бывает недостаточно для представления о предмете?
- А знаете ли вы, какие еще органы помогают нам познавать окружающий мир?
(ученики высказывают свои предположения: уши, чтобы слышать…)
- Все ли согласны?
- У кого другое мнение?
- Достаточно ли этих органов, чтобы полно представить картину окружающего мира?
Вопросы в начале параграфа:
1. Сколько органов чувств у человека? Назови их.
2. Какие органы чувств у человека отсутствуют?
IV. Сообщение темы, постановка целей.
- Как вы думаете, что мы можем сегодня изучать на уроке? Кто догадался?
(органы чувств)
Отгадайте загадки:
- Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит. (Глаза)
2.У одной головы два братца
По разные стороны сидят,
А ничего не говорят. (Уши)
3.Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос)
- Всегда во рту, а не прогонишь? (Язык)
- Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу. (Кожа)
Сегодня на уроке мы будем говорить обо всех органах, которые вы назвали. Почему именно эти органы объединили для изучения на уроке? Это органы чувств. мы узнаем, какие органы чувств есть у человека, какое строение имеют органы слуха, где расположены органы равновесия, обоняния, вкуса и осязания, и как при их помощи человек получает информацию об окружающем мире.
V. Совместное открытие знаний.
1. Задание 10 на стр. 45.
-Почему с некоторыми словами возникли трудности?
- Как же мы воспринимаем окружающий нас мир?
2. Показ предметов и определение органа чувств, который нам поможет их опознать
а) Проделаем небольшой опыт: что у меня в руке? (мяч)
- Какой он формы?
- Какого размера?
- Какого цвета?
- Какой орган вам помог в данном опыте? (глаза)
- Глаза – орган зрения. Слайд
- Что мы можем определить с помощью зрения? (цвет, размер, форму, где расположен предмет)
б) Проведём следующий опыт: закройте глаза.
Звучит спокойная музыка, в которой слышно журчание воды, голоса птиц,
смех детей т.д. Через некоторое время дети открывают глаза.
- Ребята, кто из вас что слышал? (Ответы детей)
- При помощи чего вы все это слышали?
- Что мы с вами можем услышать в комнате природы?
На кухне, где повара готовят обед?
На главной улице нашего города? В здании школы?
- Уши – орган слуха. Слайд
- Что различаем, благодаря органу слуха?
(звуки, речь, голоса)
- Каким был бы мир без звуков?
- Только ли слышать помогает орган слуха?
(помогает сохранять равновесие)
Физминутка
в) Прежде, чем говорить далее, мы проведём опыты: на столе стоят 3 стакана с водой. Можете ли вы, используя органы зрения и слуха, определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода?
- А что для этого нужно сделать?
(нужно попробовать)
- Какой орган вы подключите к выполнению задания? (язык)
(вызывается ученик для проведения опыта и пробует воду языком)
- Какая вода находится в каждом из стаканов?
- Какие ещё качества пищи различает язык?
(горячее и холодное, твёрдое и мягкое, жидкое и густое)
- Можем ли мы вызвать в памяти вкусовые ощущения без пищи?
- Давайте проведём простой опыт: представьте, что мама достала из холодильника лимон, ополоснула его горячей водой, взяла нож и начала разрезать на дольки, сок лимона стал брызгать во все стороны.
- Что происходит?
(мы вспомнили вкус лимона, у нас начала даже выделяться слюна)
- Почему так произошло?
- У лимона очень выраженный кислый вкус, который прочно запомнил наш мозг.
- Язык – орган вкуса. Слайд
г) Проведём опыт: учитель брызгает освежителем воздуха (появился запах)
(вызывается ученик)
- Какие у тебя возникли ощущения?
- Помогли ли тебе почувствовать запах изученные нами органы зрения, слуха, вкуса? (нет)
- А какой орган помог тебе почувствовать запах?
- Нос – орган обоняния. Слайд
- Проведём последний опыт.
(вызывается ученик)
- Учитель просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы, вытаскивая из мешочка: шар, кубик, ручку, пирамиду.
- Правильно ли он определил?
- Какой орган чувств помог определить предметы?
(кожа)
- Кожа – орган осязания. Слайд
3. Работа в группах.
Представьте, что вы специалисты, изучающие органы чувств (6 групп)
Работаете по плану:
-Название органа чувств.
-Как устроен.
-Что воспринимает.
Дети пользуются учебником.
Выполнение заданий: орган слуха – задание 2 в учебнике, равновесия – задание 7, обоняния – задание 3, вкуса – задание 4, осязания – задание 9.
Задание 6 группе – 1) найти в учебнике ответ на вопрос: как мозг не перепутает сигналы от разных органов чувств? 2) выполнить задание5 в учебнике.
4. Выступления детей. Проверка заданий.
Слайды
- Как вы думаете, о чём мы с вами не поговорили на уроке? Что мы всегда обсуждаем после изучения разных органов человека?
(как беречь органы чувств)
- А надо ли беречь органы чувств?
5. Игра – путаница: 1) Может ли ухо воспринимать свет, а глаз звук.
2) Что было бы, если бы у нас не было органа слуха?2 (Далее по цепочке)
VI. Самостоятельное применение знаний
Выполнение заданий 6 и 8, стр. 45. Взаимопроверка.
VII. Итог.
- Ребята, сделайте вывод после нашего урока:
- Какие органы чувств есть у человека?
- Почему мир чувств многогранный?
- Может ли человек полно воспринимать окружающий мир, если у него нарушен какой-нибудь орган?
- Благодаря чему мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать?
(благодаря нервам, нервным окончаниям, расположенных в органах чувств)
VIII. Рефлексия.
- О чём было интересно узнать?
- Что понравилось больше всего?
- Ребята, у вас на столе лежат солнышки, на которых сейчас нарисуете улыбки веселые и грустные, кто как работал.
У кого веселая улыбка подходят к солнцу с улыбкой, у кого грустная – к солнцу с тучкой.
Посмотрите, ребята, как много в нашем классе солнышек с улыбками, наш класс весь осветился солнечным сиянием. Значит, настроение после урока у вас осталось хорошее, и наш урок удался.
IX. Домашнее задание.
Параграф 1, подобрать слова, имеющие отношение к разным органам чувств.
- попробуйте найти интересный материал про орган зрения, фразеологизмы с этим органом (например, «В мгновения ока – моментально, сразу же».)
X. Оценивание.
- Ребята, наш урок закончен. Спасибо всем за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру (3 класс).Тема "Разнообразие животных"
Этот конспект разработан для ознакомления учащихся 3-го класса с новой классификацией животных и групповыми признаками животных....
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных»....
План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс
План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...
Конспект открытого урока по окружающему миру (4 класс) Тема Животноводство в родном крае
Конспект открытого урока по окружающему миру (4 класс)Тема Животноводст...
Конспект открытого урока по окружающему миру 1 класс Тема: «Как путешествует письмо»
Конспект открытого урока по окружающему миру1 класс Тема: «Как путешествует письмо»...