Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Макагонова Наталья Викторовна


Окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh.mir_1_klass_pz.doc125 КБ
Файл okruzh.mir_kt.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Пояснительная записка

   Данная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» в 1 классе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный Закон  « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 –ФЗ

( с изменениями и дополнениями)

2.  Федеральный  государственный  образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 06 октября 2009 г.  № 373

3.   Приказы  Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г.  № 1241 , от 22 сентября 2011г.  № 2357, от 18 декабря 2012 г № 1060 « О внесении изменений  в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373»

4.   Учебный план для общеобразовательных учреждений Липецкой области ( приказ управления образования и науки Липецкой области от 16.04.2014г.  № ЮТ - 1064 « О примерном учебном плане образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2014 - 2015 учебный год»,  учебный план  Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области «Специальная школа-интернат для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и умственной отсталостью)  на 2014 - 2015 учебный год для 1-4 классов

5.   Положение о промежуточной аттестации учащихся ГБОУ « Специальная школа – интернат с. Дмитряшевка»

6.  Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа ( в двух частях); Москва, Просвещение, 2011г.

7.  Учебники, входящих в Федеральный перечень учебников, утверждённых приказом Министерства   образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253

 8.   Постановление  Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

9.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Под редакцией А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, Просвещение, 2011г.

10.  Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования

Под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой; Москва, Просвещение, 2011г.

11.  Календарный учебный график ГБОУ « Специальная школа – интернат с. Дмитряшевка»  на 2014 -2015 уч.год

12. Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области «Специальная школа-интернат для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и умственной отсталостью) с.Дмитряшевка Хлевенского района» (редакция 12.05.2014 г.).

Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе разработана в целях:

формирования  целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— развития и воспитания  духовно-нравственного начала ребёнка как личности, гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

 Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Коррекционная направленность обучения в школе  реализуется в процессе решения следующих коррекционных задач:

- развитие связной речи;

- формирование грамматического строя речи;

- обогащение, закрепление и активизация словаря обучающихся.

 - коммуникативно - познавательная направленность обучения русскому языку как средству общения, речевой деятельности, языковой коммуникации;

- оказание помощи в усвоении знаний, умений и навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма, сознательного чтения;

- формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза: развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия, зрительной памяти;

- формирование простых орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- уточнение  и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире и деятельности;

- развитие связной устной и письменной речи ( формирование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);

- воспитание интереса к родному языку, развитие творческих способностей;

- развитие логического мышления, внимания, усвоение приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения курсом русского языка;

- отработка каллиграфических навыков, развитие мелкой моторике;

- развитие познавательных интересов, необходимых для усвоения школьной программы.

                                                          Сведения о программе

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана  на основе ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы учебного курса «Окружающий мир» Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы: 1-4 классы – М. Просвещение, 2011.

Данный вариант рабочей программы разработан для курса окружающего мира в 1  классе по традиционной образовательной системе образовательной программы «Школа России» А.А. Плешакова. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

                                             Обоснование выбора примерной программы.

Данная программа выбрана потому, что её структура и содержание помогают обеспечить учителю условия для реализации практической направленности обучения, осуществления индивидуального подхода к учащимся.

     Программа строится по годам обучения в соответствии с принципами

природосообразности, поэтапности, непрерывности, с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.

Информация о внесённых изменениях.

Содержание рабочей программы дополнено материалом по изучению правил дорожного движения и

материалом по развитию речи

        

Определение места и роли учебного курса.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

    В стандартах второго поколения очень большое внимание уделяется работе учащихся с информацией, как одному из важнейших компонентов умения учиться. В связи с этим в УМК «Школа России» разработана специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться внутри комплекта, а также выходить за рамки комплекта в поисках других источников информации. Так, в частности в учебниках «Окружающий мир» имеются ссылки на пособия для учащихся: атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне».

   Стандарт второго поколения позволяет строить процесс обучения с опорой на творческую деятельность ребенка и по-новому представлять его результат. К результатам обучения по комплекту «Школа России» относятся не только сформированная система знаний и способов действий, но и результаты, выраженные в предметно-деятельностной форме. Например: интервью с человеком той или иной профессии, подборка вопросов для викторины, сценарий праздника, коллективное создание «Музея наших путешествий» или «Красной книги нашего края», выставка творческих работ и др. При этом открываются широкие возможности для организации проектной деятельности учащихся, как в рамках отдельных предметов, так и на межпредметной основе.

        В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

На изучение курса «Окружающий мир» в 1классе  отводится 2 ч в неделю.

Программа рассчитана: 1 класс —66ч (33 учебные недели).

 

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю (33 учебные недели), всего 66 часов.

 Формы организации образовательного процесса

  Для полной реализации рабочей программы окружающего мира  основными формами организации учебного процесса являются уроки:

урок ознакомления с новым материалом;

урок закрепления изученного материала;

урок проверки знаний и умений;

урок применения знаний и умений;

урок обобщения и систематизации знаний;

урок проверки и коррекции знаний и умений учащихся;

комбинированный урок;

урок – экскурсия;

урок – практикум.

                                     Технологии обучения

    Осуществление данной программы будет происходить на основе применения элементов следующих технологий:

    технологии коллективного способа обучения;

    здоровьесберегающих технологий;

    технологий развивающего обучения;

    личностно-ориентированные технологии;

технология  разноуровнего обучения;

игровая технология;

    информационные технологии;

                                   Ключевые компетенции обучающихся:

формирование умения воспринимать окружающий мир,

выявление с помощью сравнения отдельных признаков, окружающей действительности;

анализ результатов сравнения;

формирование навыков учебного сотрудничества в коллективных работах.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

ролевые игры; дискуссии; групповая работа; индивидуальная работа; игротека. 

Виды и формы контроля.

                     Итоговый контроль

.                Устный опрос.

                 Рассказ.

                 Устный ответ.

                 Кратковременное письменное задание (графический диктант)

                 Самостоятельная работа в тетради.

                 Тест.

                 Практическая работа

Планируемый уровень подготовки учеников к концу 1 класса .

К концу 1 класса обучающиеся

должны знать:

-  солнце, его форма; луна и звезды;

-  камни и их разнообразие;

-  дикорастущие и культурные растения; кустарники, травы, деревья;

-  части растений;

-  животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;

-  признаки живой и неживой природы;

-  основные сведения о своей стране,  (селе), городе; планете;

-  виды транспорта; правила безопасного поведения  в быту и на улице, в воде;

-  разнообразие водоемов, части реки; правила поведения на воде,        

-  правила безопасного обращения с электроприборами;

-  свойства снега и льда;    

-  признаки живого и условия, необходимые для жизни организмов;

-  правила ухода за комнатными растениями и домашними животными, птицами;

-  как охранять окружающую среду от загрязнения;

-  времена    года, растения и животные ближайшего природного окружения; - правила поведения в природе; правила дорожного движения; основные дорожные знаки;  

-  различные виды профессий;

-  связь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их  особенностями;

-  правила поведения на природе;

-  разнообразие овощей и фруктов и их значение для человека;

-  правила личной гигиены;

-  значение сна в жизни человека;

-  назначение устройств автомобилей, поездов и железных дорог, кораблей и самолетов;

-  о роли космоса в жизни человека;

-  о роли экологии в жизни людей;

Результаты обучения к концу 1 класса обучающиеся

Учащиеся должны знать:

-  солнце, его форма; луна и звезды;

-  камни и их разнообразие;

-  дикорастущие и культурные растения; кустарники, травы, деревья;

-  части растений;

-  животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;

-  признаки живой и неживой природы;

-  основные сведения о своей стране,  (селе), городе; планете;

-  виды транспорта; правила безопасного поведения  в быту и на улице, в воде;

-  разнообразие водоемов, части реки; правила поведения на воде,        

-  правила безопасного обращения с электроприборами;

-  свойства снега и льда;    

-  признаки живого и условия, необходимые для жизни организмов;

-  правила ухода за комнатными растениями и домашними животными, птицами;

-  как охранять окружающую среду от загрязнения;

-  времена    года, растения и животные ближайшего природного окружения; - правила поведения в природе; правила дорожного движения; основные дорожные знаки;  

-  различные виды профессий;

-  связь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их  особенностями;

-  правила поведения на природе;

-  разнообразие овощей и фруктов и их значение для человека;

-  правила личной гигиены;

-  значение сна в жизни человека;

-  назначение устройств автомобилей, поездов и железных дорог, кораблей и самолетов;

-  о роли космоса в жизни человека;

-  о роли экологии в жизни людей;

Учащиеся должны уметь:

-  различать объекты живой и неживой природы;

 -  различать изученные группы растений и животных (по нескольку  представителей     каждой группы);  

-  вести наблюдения в природе под руководством  учителя;

 -  объяснять какое значение имеет природа для жизни людей;    

-  различать водоемы; части реки;

-  выполнять  правила поведения на воде и в быту; в окружающей природе;

-  различать время и времена года; изученные растения и животные;

-  применять правила дорожного движения; различать  основные дорожные знаки; и различать виды профессий;

- объяснять причину возникновения дождя и ветра;

-  различать цвета радуги, звук и свет;                          

-  различать изученные группы растений и животных;

-  различать  изученные виды транспорта;

-  выполнять правила личной гигиены;

-  соблюдать правила поведения в природе;

-  устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира.

 должны уметь:

-  различать объекты живой и неживой природы;

 -  различать изученные группы растений и животных (по нескольку  представителей     каждой группы);  

-  вести наблюдения в природе под руководством  учителя;

 -  объяснять какое значение имеет природа для жизни людей;    

-  различать водоемы; части реки;

-  выполнять  правила поведения на воде и в быту; в окружающей природе;

-  различать время и времена года; изученные растения и животные;

-  применять правила дорожного движения; различать  основные дорожные знаки; и различать виды профессий;

- объяснять причину возникновения дождя и ветра;

-  различать цвета радуги, звук и свет;                          

-  различать изученные группы растений и животных;

-  различать  изученные виды транспорта;

-  выполнять правила личной гигиены;

-  соблюдать правила поведения в природе;

-  устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

объяснять, как люди помогают друг другу жить;

называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

называть основные особенности каждого времени года.

оценивать правильность поведения людей в природе;

оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

                                                   

                                                               Содержание программы

                                                                                          I класс (66ч)

                                                                     Введение (1ч)

             Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы.

             Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и с правилами безопасности в пути.

В результате изучения данной темы учащиеся должны

знать:  -  основные задачи курса, 

уметь:  -  задавать различные вопросы об окружающем мире, наблюдать за природой.

                                                              Что и кто? (20ч)

 Что можно увидеть на небе днем и ночью? Солнце, его форма. Облака, их состав; красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

             Что можно увидеть под ногами? Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк.

             Что растет на подоконнике и клумбе? Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника.

             Что это за дерево? Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различие по общему виду, хвоинкам, шишкам.

             Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

             Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери? Знакомство c разнообразием животных, их внешним строением.

              Что окружает нас дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

              Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

              Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России. Наше село – часть большой страны.

              Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

              Экскурсии: Что у нас над головой. Что у нас под ногами. Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк.

              Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными растениями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений. Знакомство с глобусом.

В результате изучения данной темы учащиеся должны

   знать:             -  солнце, его форма; луна и звезды;

                            -  камни и их разнообразие

                          -  дикорастущие и культурные растения; кустарники, травы, деревья; части       растений;

                            - животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;

                            - признаки живой и неживой природы;

                            - основные сведения о своей стране,  (селе), городе; планете;

                            - виды транспорта; правила безопасного поведения  в быту и

                              на улице, в воде;

    уметь:        - различать объекты живой и неживой природы;

            - различать изученные группы растений и животных (по нескольку  представителей каждой

         группы);  вести наблюдения в природе под руководством  учителя;

                          - объяснять какое значение имеет природа для жизни людей.    

   развивать:   - целостное представление  детей о мире, о месте в нем человека;

                           - умение слушать и слышать учителя и товарищей;

                           - умение полно и правильно отвечать на вопросы;

                           - познавательные способности.

  воспитывать:   -  культуру речи и общения;

                                - уверенность в себе, самостоятельность и собранность;

                                - интерес к изучаемому предмету;

                                 - бережное отношение к родной природе.

Как, откуда и куда? (12ч)

               Река и море. Куда текут реки? Пресная и соленая вода.

               Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество? Правила безопасного обращения с электроприборами.

               Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед?

               Как живут животные и растения? Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

               Как путешествует письмо? Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания (например, шоколад, изюм, мед и др.).

               Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду? Как сделать Землю чище?

               Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

В результате изучения данной темы учащиеся должны

знать:            - разнообразие водоемов, части реки; правила поведения на воде,            

                                   - правила безопасного обращения с электроприборами;

                                 - свойства снега и льда;    

                                  - признаки живого и условия, необходимые для жизни  организмов;  

                                  - правила ухода за комнатными растениями и домашними животными, птицами;

                                  - как охранять окружающую среду от загрязнения.

уметь:                      - различать водоемы; части реки;

                                  - выполнять  правила поведения на воде и в быту; в окружающей природе.

развивать:           - умение ухаживать за растениями и домашними животными;

                              - навыки поведения  на природе; стремление заботиться  об окружающей среде.

воспитывать:  - внимательное и заботливое отношение к предметам  окружающего мира

Где и когда? (11ч)

                Представление о времени. Настоящее, прошедшее, будущее. Дни недели и времена года.

                Холодные и жаркие районы Земли.

                Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом?

                Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров?

                Одежда людей в прошлом и теперь.

                История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

                Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать? Каким может быть окружающий мир в будущем? Зависит ли это от тебя?

В результате изучения данной темы учащиеся должны

знать:        - составляющие времени: настоящем, прошлом и будущем; дни, недели и их последовательность;

               - времена    года, растения и животные ближайшего природного окружения;

       - правила поведения в природе; правила дорожного движения; основные дорожные  знаки;            

      - различные виды профессий.

     уметь:        - различать время и времена года; изученные растения и животные;

            - применять правила дорожного движения; различать  основные дорожные знаки;    

                         - различать виды профессий.

 развивать:  - целостное представление детей об окружающем мире, о месте  человека  в нем;

                          - умение наблюдать и анализировать;

                          - навыки поведения в общественных    местах и на природе;

                          - познавательные способности;

воспитывать   - внимательное и бережное отношение к природе; культуру речи и общения.

Почему и зачем? (22ч)

               Солнце – ближайшая к Земле звезда. Формы и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник земли. Почему на Луне не живут люди?

               Почему идет дождь и дует ветер? Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

               Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо? Как беречь уши?

               Цвета радуги. Почему радуга разноцветная?

               Объяснение названий растений и животных (медуница, недотрога, жук-носорог и др.). Что эти названия «рассказывают» о своих хозяевах?

                Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

                Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

                 Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну.

                 Зачем нужны автомобили? Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего?

                 Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

                 Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

                 Назначение судов. Устройство суда. Спасательные средства на корабле.

                 Зачем летают в космос? Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

                 Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

                 Практическая работа: Простейшие правила гигиены.

в результате изучения данной темы, ученики должны    

 знать:  -  что такое  звезды, Солнце, Луна;

                     -  причина возникновения дождя и ветра, значение этих явлений для жизни растений,                      животных и человека;

                        -  звуки окружающего мира;

                      -  цвета радуги;

                        -  связь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их  особенностями;

              -  правила поведения на природе;

              -  разнообразие овощей и фруктов и их значение для человека;

              -  правила личной гигиены;

              -  значение сна в жизни человека;

                         -  назначение устройств автомобилей, поездов и железных дорог, кораблей и самолетов;

              -  о роли космоса в жизни человека;

              -  о роли экологии в жизни людей;

              уметь:    -  объяснять причину возникновения дождя и ветра;

                   -  различать цвета радуги, звук и свет;

                                              -  различать изученные группы растений и животных

                 -  различать  изученные виды транспорта

                 -  выполнять правила личной гигиены;

                 -  соблюдать правила поведения в природе;

                        -  устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира;

         развивать:    -  умение вести наблюдение в природе под руководством учителя и   самостоятельно;

                               -  развивать представления об экологии и  роли ее в жизни людей;

           воспитывать:      -  любовь к природе и бережное отношение к ней;

                                         -  стремление к ведению здорового образа жизни.

           

               

  Учебно - тематический план по окружающему миру

 

Тема

Количество часов

В том числе:

Практические работы         

Экскурсии

Проверочная работы

1.

Введение

1

 

 

 

2.

Что и кто?

20

7

1

1

3.

Как, откуда и куда?

12

8

 

1

4.

Где и когда?

11

2

 

1

5.

Почему и зачем?

22

2

 

1

 

 

 Итого

66

 

19

 

1

 

4

Требования к уровню подготовки учащихся

к концу 1 класса.

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

знать (понимать):

название нашей планеты; родной страны и её столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

государственную символику;

государственные праздники;

основные (легко определяемые) свойства воздуха и воды;

общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

правила сохранения и укрепления здоровья;

основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь:

определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;

различать части растений, отображать их в рисунке (схеме);

приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу и еще 1-2 города);

описывать отдельные (изученные) события истории Отечества.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

ориентирования на местности с помощью компаса;

определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

ухода за растениями;

выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;

удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Литература и средства обучения.

Примерные программы начального общего образования.  – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)

Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 1 класс в 2-х частях, М. Просвещение. 2012

Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 1 класс , М. Просвещение. 2012

Плешаков А.А. Окружающий мир Методическое пособие: 1 класс, М. Просвещение.2013

Материально-техническое обеспечение кабинета

Стол ученический – 8

Стул ученический – 16

Стол учительский – 1

Стул учительский – 1

Шкафы секционные – 4

Тумбочка – 1

Доска классная – 1

Ноутбук – 1

Доска SMART– 1  

Электронные пособия

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс, авторы: А.А. Плешаков

Москва, «Просвещение»

Презентации к урокам



Предварительный просмотр:

                                    Календарно-тематический план. Окружающий мир  1 класс.

№п/п

Тема урока

Кол-во

часов

         Дата

     

      Примечания

План

Факт

1.

Задавайте  вопросы.

Экскурсия «Наша школа»

1

Что и кто? ( 20 часов)

2.

Что  такое  Родина?

1

3.

Что  мы  знаем  о  народах  России?

1

4.

Что  мы  знаем  о  Москве?

1

5.

Экскурсия «Что у нас над головой?»

1

6.

Что  у  нас  над  головой?

1

7.

Что  у  нас  под  ногами?

1

8.

Что  общего  у  разных  растений?

1

9.

Что  растет  на  подоконнике?

1

10

Что  растет  на  клумбе?

1

11

Что  это  за  листья? Экскурсия.

1

12

Что  такое  хвоинки?

1

13

Кто  такие  насекомые?

1

14

Кто  такие  рыбы?

1

15

Кто  такие  птицы?

1

16

Кто  такие  звери?

1

17

Что  окружает  нас  дома?

1

18

Что  умеет  компьютер?

1

19

Что  вокруг  нас  может  быть  опасным?

1

20

На  что  похожа  наша  планета?

1

21

Проверим  себя.  Презентация  проекта  «Моя  малая  Родина»

1

Как, откуда и куда? ( 12 часов)

22

Как  живет  семья? Проект  «Моя  семья»

1

23

Откуда  в  наш  дом  приходит  вода   и  куда   она уходит?

1

24

Откуда  в  наш  дом  приходит  электричество?

1

25

Как  путешествует  письмо?

1

26

Куда  текут  реки?

1

27

Откуда  берется  снег  и  лед?

1

28

Как  живут  растения?

1

29

Как  живут  животные?

1

30

Как зимой  помочь  птицам?

1

31

Откуда  берется  и  куда  девается  мусор?

1

32

Откуда  в  снежках  грязь?

1

33

Проверим  себя.  Презентация  проекта  «Моя  семья».

1

Где и когда? (11часов)

34

Когда  учиться  интересно?

1

35

Проект  «Мой  класс  и  моя  школа»

1

36

Когда  придет  суббота?

1

37

Когда  наступит  лето?

1

38

Где  живут  белые  медведи?

1

39

Где  живут  слоны?

1

40

Где  зимуют  птицы?

1

41

Когда  появилась  одежда?

1

42

Когда  изобрели  велосипед?

1

43

Когда  мы  станем  взрослыми?

1

44

Проверим  себя.  Презентация  проекта  «Мой  класс  моя  школа»

1

Почему и зачем? ( 22 часа)

45

Почему  Солнце  светит  днем,  а  звезды  ночью?

1

46

Почему  Луна  бывает  разной?

1

47

Почему  идет  дождь  и дует  ветер?

1

48

Почему  звенит  звонок?

1

49

Почему  радуга  разноцветная?

1

50

Почему  мы  любим  кошек  и  собак?

1

51

Проект  «Мои  домашние  питомцы».

1

52

Почему  мы  не  будем  рвать  цветы  и  ловить  бабочек?

1

53

Почему  в  лесу  мы  будем  соблюдать  тишину?

1

54

Зачем  мы  спим  ночью?

1

55

Почему  нужно  есть  много  овощей  и  фруктов?

1

56

Почему  нужно  чистить  зубы  и  мыть  руки?

1

57

Зачем  нам  телефон  и  телевизор?

1

58

Зачем  нужны  автомобили?

1

59

Зачем  нужны  поезда?

1

60

Зачем  строят  корабли?

1

61

Зачем  строят  самолеты?.

1

62

Почему  в  автомобиле  и  поезде  нужно  соблюдать  правила  безопасности?

1

63

Почему  на  корабле  и  в  самолете  нужно  соблюдать  правила  безопасности?

1

64

Зачем  люди  осваивают  космос?

1

65

Почему  мы  часто  слышим  слово «экология»?

1

66

Проверим  себя.  Презентация  проекта  «Мои  домашние  питомцы».

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...