Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру с календарно-тематическим планированием для 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx | 38.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
(А. А. Плешаков)
I.Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы по окружающему миру (автор: А.А. Плешаков, Новицкая М.Ю.) и обеспечена УМК «Перспектива»
Для реализации программного содержания курса «Окружающий мир» 4 класс используются следующие учебники и учебные пособия:
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 частях (Ч. 1 – 144 с., ч. 2 – 144 с.)
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 частях (Ч. 1 – 80 с., ч. 2 – 80 с.)
Новицкая М.Ю. и др. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Электронное приложение к учебнику "Окружающий мир". 4 класс
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс (1 класс – 33 ч в год- 1ч в неделю;2 – 4 классы – 68 ч. в год,-2 ч неделю)
Количество часов на изучение программы- 68
Количество часов в неделю- 2
УМК Плешакова носит личностно – развивающий характер. Воспитание гуманного творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания. Приоритет программы в формировании у ученика ценностно – окрашенного образа окружающего мира, как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
На этой основе происходит становление современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность воспитание любви к своему городу, к своей Родине. Формируется опыт экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развивается интерес к познанию самого себя и окружающего мира, осуществляется подготовка к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Цели и задачи обучения:
– осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
-формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
-индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – (эмоциональной, познавательной, саморегуляции)
реализуются в процессе обучения всем предметам
воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
II.Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во час. | Вид контроля и форма его проведения | Дата | |
План | Факт | ||||
Мы - граждане единого Отечества 12 ч | |||||
1 | Общество-это мы | Беседа | |||
2 | Российский народ | Беседа по вопросам | |||
3 | Конституция России | Самостоятельная работа | |||
4 | Права ребенка | Беседа | |||
5 | Государственное устройство России | Работа | |||
6 | Российский союз равных | Беседа по вопросам | |||
7 | Государственная граница России | Самостоятельная работа | |||
8 | Путешествие за границу России | Работа | |||
9 | Сокровища России и их хранители | Беседа по вопросам | |||
10 | Творческий союз | Самостоятельная работа | |||
11 | Альбом путешествий. Гербы , флаги и столицы субъектов России | Работа в группах | |||
12 | Контрольная работа | ||||
По родным просторам 20 ч | |||||
13 | Карта – наш экскурсовод | Беседа по вопросам | |||
14 | По равнинам и горам | Работа | |||
15 | В поисках подземных кладовых | Работа | |||
16 | Наши реки | Беседа по вопросам | |||
17 | Озера – краса земли | Самостоятельная работа | |||
18 | По морским просторам | Групповая работа | |||
19 | С севера на юг | Работа | |||
20 | В ледяной пустыне | Беседа по вопросам | |||
21 | В холодной тундре | Самостоятельная работа | |||
22 | Среди лесов | Беседа по вопросам | |||
23 | В широкой степи | Работа | |||
24 | В жаркой пустыне | Беседа по вопросам | |||
25 | У теплого моря | Самостоятельная работа | |||
26 | Мы- дети родной земли | Работа | |||
27 | В содружестве с природой | Беседа по вопросам | |||
28 | Как сберечь природу России | Групповая работа | |||
29 | По страницам Красной книги | Работа | |||
30 | По заповедникам и национальным паркам | Беседа по вопросам | |||
31 | Альбом путешествий. Красная книга, заповедники и национальные парки | Работа в группах | |||
32 | Контрольная работа | ||||
Путешествие по реке времени 27ч | |||||
33 | В путь по реке времени | Самостоятельная работа | |||
34 | Путешествуем с археологами | Работа | |||
35 | По страницам летописи | Беседа по вопросам | |||
36 | Истоки древней Руси | Самостоятельная работа | |||
37 | Мудрый выбор | Групповая работа | |||
38 | Наследница Киевской Руси | Работа | |||
39 | Москва- преемница Владимира | Беседа по вопросам | |||
40 | Начало Московского царства | Самостоятельная работа | |||
41 | Подвижники Руси и землепроходцы | Работа в группах | |||
42 | На пути к единству | Работа | |||
43 | Начало Российской империи | Беседа по вопросам | |||
44 | «Жизнь- Отечеству, честь- никому » | Самостоятельная работа | |||
45-46 | Отечественная война 1812 | Работа | |||
47 | Великий путь | Беседа по вопросам | |||
48 | Золотой век театра и музыки | Групповая работа | |||
49 | Расцвет изобразительного искусства и литературы | Работа | |||
50 | В поисках справедливости | Работа парами | |||
51-52 | Век бед и побед | Работа | |||
53 | «Вставай страна огромная» | Беседа по вопросам | |||
54 | Трудовой фронт России | Работа | |||
55 | «Нет в России семьи такой » | Беседа по вопросам | |||
56 | После великой войны | Групповая работа | |||
57 | Достижения 1950- 1970х годов | Работа | |||
58 | Альбом путешествий. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны | Работа в группах | |||
59 | Контрольная работа | ||||
Мы строим будущее России 9 ч | |||||
60 | Современная Россия | Работа | |||
61 | Хороша честь , когда есть, что есть | Беседа по вопросам | |||
62 | Умная сила России | Групповая работа | |||
63 | Светлая душа России | Работа | |||
64 | Начни с себя | Работа парами | |||
65 | Контрольная работа | ||||
66 | Я строю будущее России. Отправимся на экскурсию. | Экскурсия | |||
67 | Отправимся на экскурсию. | Экскурсия | |||
68 | Повторение пройденных материалов |
III. Содержание программы и требования к уровню подготовки учащихся.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Шаг за шагом внимание ребенка системно переключается в разные сферы: наблюдение за природой и освоение естественнонаучной картины мира; знакомство с народной картиной мира, отраженной в ритмичном чередовании труда и праздников людей в течение года; сопоставление современной точки зрения на необходимость бережного отношения человека к природе, к своему здоровью и народной точки зрения на окружающий мир как единство человека и природы; сравнение между собой календарных трудовых и праздничных традиций разных народов России и мира.
Требования к уровню обучающихся:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Обучающиеся должны знать:
Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времён года.
Способы изображения Земли, её поверхности: глобус, географическая карта.
Что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведётся счёт лет в истории; особенности исторической карты.
Некоторые современные экологические проблемы.
Природные зоны России.
природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, природные сообщества.
Исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.
события и великих людей отечественной истории.
Государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребёнка.
Обучающиеся должны уметь:
природные объекты с помощью атласа – определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоёма, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края.
Проводить наблюдения природных тел и явлений.
В учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
Приводить примеры животных Красной книги России и Международной Красной книги;
Соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий.
Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории.
Приводить примеры народов России.
Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа.
Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.
Владеть элементарными приёмами чтения географической и исторической карты.
IV. Литература
1. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 4 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2011
2. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений в 2 частях. М. Просвещение, 2012
3.А.А.Плешаков. Рабочая тетрадь «проверь себя» 4 класс
4. « Я познаю мир» (энциклопедия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...