Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
рабочая программа составлена на основе авторской программы по окружающему миру О.Т. Поглазовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_1_klass.doc | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной программы, авторской программы О.Т. Поглазовой «Окружающий мир»( Программы общеобразовательных учреждений. Окружающий мир: Программа. 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1-4 классы / О.Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. – 304 с.) . Программа направлена на реализацию предмета « Окружающий мир » из предметной области « Естествознание, обществознание». Данная программа используется в полном объёме. Основной особенностью содержания курса « Окружающий мир» является его интегрированный характер.
Цели и задачи курса
Данная программа реализует цели и задачи ООП НОО МБОУНОШ №5.
Цели программы:
формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;
воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Основными задачами являются:
- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
- воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Место курса в учебном плане
На предмет «Окружающий мир » для 1 класса отводится 66 часов (2 часа в неделю; 33 учебные недели), что соответствует учебному плану школы на 2014-2015 учебный год..
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание и последовательность изучения всех разделов соответствует авторской программе в полном объеме.
№ п/п | Разделы программы | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе. |
1 | Человек и природа. | 42 ч | 42 ч |
2 | Правила безопасной жизни. | 4 ч | 4 ч |
3 | Человек и общество. | 20 ч | 20 ч |
ИТОГО | 66 ч | 66 ч |
ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа обеспечивает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
У ученика будут формироваться:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников , учителя, родителей;
- ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям , в том числе сверстникам;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить свои поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
- навыки безопасного , экологического грамотного , нравственного поведения в природе, в быту, обществе;
- понимание важности бережного отношения к своему здоровью;
- бережное отношение к природе, культуре родного края.
У ученика могут быть сформированы:
- желание открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;
- эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в ее сохранении;
-осознание важности сохранять свое здоровье.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные действия.
У ученика будут сформированы:
- умения организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ ( наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и т.д.);
- принимать ( с помощью учителя) учебно-познавательную задачу;
- планировать ( в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, сорегуляция) свои действия с решаемыми учебно-практическими задачами;
- действовать согласно плану, составленному учителем;
- оценивать ( с помощью учителя, сорегуляции) результаты решения поставленных задая, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать свое знание и незнание, умение и неумение;
- попробует проявлять инициативу в постановке задач, предлагать собственные способы решения.
Познавательные универсальные действия.
Ученик начнет учиться:
- осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материала учебника, в рабочей тетради ( из рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.) , из личного опыта общения с людьми;
- применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;
- целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
- пользоваться простыми условными обозначениями;
- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов..
Ученик получит возможность научиться:
- осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, понимать информацию;
- классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Ученик начнет учиться:
- строить речевое высказывание в устной форме;
- кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществляемую в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнерам по общению;
- проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Ученик получит возможность научиться:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Предметные результаты:
Ученик начнет учиться:
- определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира ( цвет, форму, размер и т. д. (
- сравнивать , находить сходство и различие предметов , объединять их в группы;
- различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы, дикорастущие и культурные растения, деревья, кустарники, травы; хвойные и лиственные деревья, домашних и диких животных, распространенные растения и животных своей местности;
- называть признаки живых существ, существенные признаки изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных;
- приводить примеры представителей разных групп растений, грибов, животных;
- сравнивать растения, грибы, животных , предметы окружающего мира ;
- различать внешние части дерева, растения, животных;
- называть части тела человека;
- характеризовать признаки времен года;
находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;
- участвовать в природоохранной деятельности ;
- вести наблюдения за растениями и животными , сезонными изменениями в природе.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
- соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
- выполнять режим дня;
- рассказывать о растениях, грибах, животных, объяснять условия их жизни, способы питания, защиты и другие особенности;
- объяснять отличия дикорастущих и культурных растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимости бережного отношения к редким видам растений и животных;
- осознавать , что многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать , распределять на группы по существенным признакам;
- осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата проведения | Дата коррекции | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Твои первые уроки ( 14 ч) | ||||
1 | 03.09. | День знаний. | Учатся принимать учебную задачу, отвечать на вопросы, анализировать рисунки. | |
2 | 04.09. | Путешествие по школе. | Собирают информацию, рассматривая рисунки, учатся составлять их описание, выполняют задания в рабочей тетради. | |
3 | 10.09. | Школьные принадлежности. | Учатся организовывать свое рабочее место в школе, дома, отгадывают загадки и объединяют предметы в группы. | |
4 | 11.09. | Правила поведения в школе. | Моделируют различные формы поведения в помещениях школы, оценивают рабочие места и поведение школьников, изображенных на рисунке, обсуждают правила личной гигиены. | |
5 | 17.09. | Условные знаки. | Учатся заменять условными знаками предметы, действия с ними, природные явления; анализируют изображенные условные знаки ; учатся работать с разрезными карточками, учатся принимать учебную задачу и планировать ее выполнение, работать в паре. | |
6 | 18.09. | Безопасный путь. | Учатся пользоваться условными знаками, раскрывать информацию , скрытую в них. Осваивают правила безопасного поведения на улице, во дворе дома, при пользовании общественным транспортом; учатся проверять свои знания и умения. | |
7 | 24.09. | Безопасный путь. | ||
8 | 25.09. | Экскурсия ( прогулка на пришкольный участок) | Учатся целенаправленно наблюдать явления окружающего мира. Знакомятся с объектами и правилами поведения в школьном дворе, осваивают правила безопасного поведения на улице. | |
9 | 01.10. | Уроки общения. | Учатся оценивать свое поведение и поведение окружающих людей с позиций культурного человека, учатся вежливо общаться с одноклассниками, взрослыми людьми. Моделируют поведение в школе, дома, во дворе. | |
10 | 02.10. | Классный коллектив. | Учатся высказывать свои суждения и предположения, толерантное отношение к окружающим. | |
11 | 15.10. | Уроки вежливости. | Учатся использовать вежливые слова при общении со сверстниками взрослыми людьми; анализируют поведенческие ситуации. | |
12 | 16.10. | Уроки здоровья. | Учатся ставить познавательные задачи и планировать ее выполнении; извлекать информацию из иллюстрации, высказывать свои суждения и аргументировать их. | |
13 | 22.10. | Уроки здоровья. | ||
14 | 23.10. | Режим дня школьника. | Определяют время по часам в соответствии с распорядком дня; учатся составлять режим дня; умение пользоваться условными знаками. | |
Окружающий мир и его изучение ( 8 ч) | ||||
15 | 29.10. | Признаки предметов. | Учатся характеризовать предмет, называя как можно больше его отличительных признаков и свойств, формируется умение работать в паре. | |
16 | 30.10. | Сходства и различия предметов. Объединение предметов в группы. | Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы. | |
17 | 05.11. | Органы чувств – верные помощники в познании мира. | Формировать умение добывать информацию с помощью органов чувств; умение характеризовать предметы, называя их отличительные признаки и свойства. Учатся делать выводы после выполнения разных познавательных задач. | |
18 | 06.11. | Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты. | Развивать эстетическое восприятие окружающего ; умение наблюдать, классифицировать предметы окружающего мира. | |
19 | 12.11. | Способы изучения окружающего мира. | Формировать умение извлекать информацию из разных источников; умение задавать вопросы об окружающем мире и находить на них ответы, умение работать в паре. | |
20 | 13.11. | Живая и неживая природа. Свойства живых существ. | Учатся различать предметы живой и неживой природы; высказывать свои предположения о свойствах живого существа и аргументируют их. | |
21 | 26.11. | Обобщающий урок. ( Как изучают окружающий мир) | Проверяют свои знания и умения, учатся обобщать открытые ранее знания и умения, применять их на практике, демонстрируют умения описывать, сравнивать, объединять, классифицировать предметы окружающего мира. | |
22 | 27.11. | Экскурсия. ( на пришкольный участок) | Учатся ставить познавательные задачи, планировать их решение, учатся целенаправленно наблюдать природные объекты и явления. | |
Разнообразие и красота растений ( 15 ч) | ||||
23 | 03.12. | Многообразие растений. Условия их жизни. | Характеризуют растения, сравнивают растения извлекают информацию из иллюстраций, высказывают свои предположения. | |
24 | 04.12. | Строение растений. | Анализируют собственные наблюдения за растениями, их строением., учатся работать с рисунком-схемой, извлекать нужную информацию, учатся работать в паре. | |
25 | 10.12. | Какими бывают растения. Дерево, его строение. | Рассказывают о своих наблюдениях растений на экскурсии, высказывают предположения о классификации растений. Сравнивают растения, моделируют растения, учатся работать с рисунком –схемой . | |
26 | 11.12. | Кустарники и травы, их отличие от деревьев. | Учатся различать, классифицировать растения, сравнивают строение растений, выделяют их отличительные признаки, знакомятся с разнообразием кустарников и учатся их различать, анализируют высказывания учащихся и аргументируют свое мнение , обобщают полученные знания. | |
27 | 17.12. | Лиственные деревья . Разнообразие их листьев. | Наблюдают и сравнивают листья разных лиственных пород деревьев, находят между ними сходства и различия, определяют основные признаки группы лиственных деревьев, моделируют простые и сложные листья, рассказывают о своих наблюдениях явления листопада. | |
28 | 18.12. | Хвойные деревья, их разнообразие. | Рассматривают и сравнивают хвойные деревья, классифицируют деревья; обобщают полученные знания и проверят свои выводы. | |
29 | 24.12. | Разнообразие ягодных растений. Ядовитые ягоды. | Учатся работать с разными источниками информации; обсуждают экологические проблемы, связанные с ягодными растениями. | |
30 | 25.12. | Обобщающий урок. | Проверяем умения различать, сравнивать, объединять растения в группы, выделять существенные признаки, умение пользоваться условными знаками. | |
31 | 08.01. | Удивительные растения. | Актуализируют свои знания о растениях мира, работают с художественным текстом, извлекают из него информацию; обсуждают отношение людей к дикорастущим растениями экологические проблемы , связанные с деятельностью людей, моделируют растения, знакомятся с растениями родного края, которые занесены в Красную книгу. | |
32 | 09.01. | Что мы узнали об окружающем мире. | Развивают умение находить отличительные признаки предметов, сравнивать, объединять их; умение находить информацию из разных источников, оценивают вместе с учителем результаты своей работы. | |
33 | 14.01. | Культурные растения. | Обсуждают значение культурных растений в жизни человека; выявляют существенные признаки культурных растений; анализируют иллюстрации, объединят растения в группы, учатся работать в паре. | |
34 | 15.01. | Растения сада и огорода. | Анализируют иллюстрации, описывают плоды разных растений, выделяют отличительные признаки предметов. | |
35 | 22.01. | Растения поля. Зерновые культуры. | Учатся составлять рассказ по картинкам; готовить небольшое сообщение. | |
36 | 23.01. | Декоративные растения. Комнатные растения. | Актуализируют свои наблюдения за декоративными растениями; наблюдают за комнатными растениями, сравнивают их, характеризуют; учатся работать в паре. | |
37 | 28.01. | Обобщающий урок. ( Что мы узнали о растениях) | Обобщают знания, открытые ими при изучении растений; проверят и оценивают свои знания, делают краткие сообщения о выбранном культурном растении. | |
Разнообразие грибов ( 3 ч) | ||||
38 | 29.01. | Грибы, их многообразие. | Наблюдают разные грибы , находят их сходство и различия; работают со схемой, извлекая нужную информацию из текста, сравнивают растения и грибы, дополняют выводы данные в учебнике. | |
39 | 04.02. | Съедобные и ядовитые грибы. | Находят различия в строении грибов, отличительные признаки ядовитых грибов; обсуждают правила сбора грибов; составляют памятки безопасности. Учатся работать с разными источниками информации. | |
40 | 05.02. | Удивительные грибы. | Наблюдают внешние особенности грибов, описывают их отличительные признаки; обсуждают значение микроскопических грибов в природе и в жизни человека, моделируют шляпочные грибы. | |
Разнообразие и красота животных ( 18 ч) | ||||
41 | 11.02. | Животные, их разнообразие. | Характеризуют животных, находят основную и дополнительную информацию, работая с иллюстрациями, художественным и учебным текстами. | |
42 | 12.02. | Млекопитающие, их многообразие. | Осуществляют поиск информации из иллюстраций и учебного материала; сравнивают, находят сходства и различия , выделяют существенные признаки, объединяют животных, сочиняют историю на заданную тему. | |
43 | 25.02. | Птицы, их многообразие. | Развиваем умения анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки животных, моделируют выбранную птицу, умение работать с разными источниками информации. | |
44 | 26.02. | Размножение птиц. | Развивать умение наблюдать, описывать свои наблюдения, моделировать предметы окружающего мира. | |
45 | 04.03. | Удивительные птицы. | Учатся анализировать рисунок и предполагать, какая в нем заложена информация; умение устанавливать взаимосвязи между объектами окружающего мира; обобщать наблюдения, делать выводы. | |
46 | 05.03. | Насекомые , их многообразие. | Находят сходства и различия , наблюдают и описывают предметы окружающего мира по его описанию, обобщают найденную информацию и делают выводы. | |
47 | 11.03. | Общественные насекомые. | Рассказывают о своих наблюдениях жизни насекомых, анализируют рисунки, учатся выделять основную мысль текста, выделяют научную информацию из художественного произведения. | |
48 | 12.03. | Жуки и бабочки. | Учатся наблюдать, выделять отличительные признаки насекомых, сравнивать и объединять в группы, составляют правила поведения в природе. | |
49 | 18.03. | Жуки и бабочки. | ||
50 | 19.03. | Рыбы, их многообразие. | Выделяют основной признак рыб, находят части тела рыб по рисунку-схеме, сравнивают строение их тела с другими животными, учатся работать в паре. | |
51 | 25.03. | Аквариумные рыбы. | Учатся наблюдать за природными объектами, характеризовать и моделировать их, составлять небольшое сообщение. | |
52 | 26.03. | Земноводные и пресмыкающиеся, их разнообразие. | Ставят познавательную задачу и планируют ее решение; выделяют в тексте нужную информацию, находят ответы на вопросы, проводят наблюдения и описывают их. | |
53 | 01.04. | Древние пресмыкающиеся. | Слушают и обсуждают сообщения о динозаврах, обобщают знания, открытые ими при изучении разных групп животных. | |
54 | 02.04. | Домашние животные, их значение в жизни человека. | Выделят группы животных , которых одомашнил человек; рассказывают о своих наблюдениях за домашними питомцами; обсуждают , чем отличаются условия их жизни от жизни диких животных; рассуждают о пользе домашних животных. Наблюдают за домашними питомцами и рассказывают о них своим одноклассникам; делают выводы об ответственном отношении к животным, которых приручили. | |
55 | 15.04. | Домашние питомцы. | ||
56 | 16.04. | Обобщающий урок. | Проверяют умения различать, классифицировать предметы окружающего мира; оценивают свои знания и умения, восполняют пробелы. | |
57 | 22.04. | Экскурсия. ( в музей) | Учатся описывать , характеризовать объекты окружающего мира; высказывать свои суждения, аргументировать их; собирают информацию о животном, выбранном для сообщения. | |
58 | 23.04. | Красная книга растений и животных. | Анализируют иллюстрации, находят необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний; оценивают свои действия и деятельность людей, намечают план помощи взрослым. | |
Творение людей вокруг тебя ( 8 ч) | ||||
59 | 29.04. | Дерево в жизни человека. | Обсуждают значение деревьев в природе и в жизни человека; знакомятся с изделиями из древесины и способами их сохранения; рассуждают о необходимости экономного использования бумаги и возможности ее вторичного использования; дополняют учебную информацию наблюдениями, суждениями, выводами. | |
60 | 30.04. | Народное творчество. | Знакомятся с изделиями народных мастеров, пробуют создать свое изделие. | |
61 | 06.05. | Национальные традиции в изделиях разных народов. | Формировать уважительное отношение к национальным традициям разных народов, знакомятся с национальными традициями разных народов, рассуждают о важности уважительного отношения к традициям разных народов. | |
62 | 07.05. | Мир увлечений людей. Коллекционирование. | Собирают информацию о предметах окружающего мира и ее презентуют; рассказывают о своих увлечениях, показывают свои коллекции. | |
63 | 13.05. | Среда обитания - наш общий дом. Твой дом и двор. | Рассуждают о своем участии в сохранении чистоты и красоты своего дома, двора, школы. По возможности проводят посадки клумб, саженцев деревьев, кустарников. | |
64 | 14.05. | Родной город, его памятные места. ( Экскурсия по родному городу) | Наблюдают достопримечательности родного края; готовят сообщение об одном их памятных мест города ( по желанию) | |
65 | 20.05. | Памятники культуры. Бережное отношение к ним. | Учатся бережно относиться к старинным зданиям, памятным местам. | |
66 | 21.05. | Итоговый контрольный урок. ( Что мы узнали об окружающем мире, чему научились) | Проверяют умения находить нужную информацию из текста и иллюстраций, умение оценивать свои успехи в учебе. |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Программы общеобразовательных учреждений для 1 – 4 классов О. Т. Поглазова «Окружающий мир». (Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013).
- Методические рекомендации МУМЦ по составлению программ учебных курсов в образовательном учреждении.
- О. Т. Поглазова, М.В. Миронова «Окружающий мир». Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. (Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013).
1. О. Т. Поглазова «Окружающий мир» - учебник (в 2ч.). (Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012).
- О. Т. Поглазова «Окружающий мир» - рабочая тетрадь (в 2ч.). (Смоленск «Ассоциация XXI век», 2014).
«Согласовано»
на заседании ШМО учителей нач. классов
протокол № __1____ от __________
« Согласовано»
заместитель директора по УВР
_______________М.Ю. Фролова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...