Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
В данной рабочей программе отражены пояснительная записка, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_kl_okr.docx | 85.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Моховская основная общеобразовательная школа
Рабочая программа
по окружающему миру
4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) Рабочая программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 4-го класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана:
• в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования ( Приказ МО РФ от 06.10.2009 года № 373);
• на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, Москва «Просвещение » 2011 года;
• на основе «Примерные программы по учебным предметам», Начальная школа, издательство Москва «Просвещение » 2011 года;
• на основе авторской программы по окружающему миру А.А.Вахрушева; Москва, Издательский центр «Баласс», 2012г.
• на основе планируемых результатов ООПНОО ( Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова);под ред. Ковалёвой Г.С; издательство Москва «Просвещение » 2011 года;
• на основе программы формирования УУД (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская); издательство Москва «Просвещение» 2011 года.
• на основе программы формирования УУД ( А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская); издательство Москва «Просвещение » 2011 года.
Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Задачи обучения:
- развивать познавательный интерес, наблюдательность;
- формировать представления о понятиях, об окружающем нас мире с точки зрения историков, географов, экологов;
- ознакомить с новыми терминами;
- формировать потребность участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.
В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.
Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нём.
Ставя себе целью построить курс, в котором каждый школьник может найти ответы на возникающие у него вопросы, мы не можем не отдавать себе отчёта в том, что объёмы учебников ограничены. Каков же должен быть выход из этого положения? Для решения поставленной задачи не годится учебник, включающий лишь такие специально отобранные вопросы, которые могут быть доступно и без популяризации изложены младшим школьникам. Ведь при таком подходе на большинство вопросов, которые возникают у ребят, ответа дать нельзя. В результате у ребят не будут складываться целостные представления об окружающем мире. Это в свою очередь не позволит им легко воспринимать новую информацию, так как её трудно ассоциировать с небольшим количеством сложившихся представлений и понятий. А значит, большая часть складывающихся у них представлений будет результатом детского мифотворчества. Эти представления, полученные ребятами в детстве, могут остаться с ними на всю жизнь.
Иная ситуация будет складываться при использовании курса, к которому относится и предлагаемый вашему вниманию интегрированный курс окружающего мира. Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
Как же сформировать у ребёнка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом (знания останутся «островками без мостиков»). Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет действовать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.
При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом, ещё одна наша цель – это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счёте поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество». На взгляд авторов, единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. При достижении этих целей мы сможем надеяться на то, что наш ученик сумеет воспользоваться картиной мира.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю, в 4 классе 68 часов (2 часа в неделю). Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценностные ориентиры изучения предмета «Окружающий мир» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания, так и совокупность методик и технологий (в том числе проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров. Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
•Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
•Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
•Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
•В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
•Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
•Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
•Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
•Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
•В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
•Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
•Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
•Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
•Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
•Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
•Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. •Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
•Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
•Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
•Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
•Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
•Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
•Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-ем классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
•объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
•применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
•называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
•объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
•объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
•находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
•оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
•доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Часть 2. Человек и человечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
•по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
•отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
•объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
•объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
•замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч)
Человек и его строение (14 ч) Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.
Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.
Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.
Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?
Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.
Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.
Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.
Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.
Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.
Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.
Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.
Происхождение человека (2 ч) Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.
Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.
Рукотворная природа (10 ч) Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай.
Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.
Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.
Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?
Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.
Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.
Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.
Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.
Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).
Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.
Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.
Повторение пройденного материала – 5 ч.
Часы по выбору учителя – 3 ч
«Человек и человечество» (34 ч)
Человек и его внутренний мир (9 ч) Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.
Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.
Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.
Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.
Человек и общество (4 ч) Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.
Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.
Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.
Картина всемирной истории человечества (6 ч) Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.
Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.
Человек и многоликое человечество (5 ч) Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.
Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.
Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).
Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.
Человек и единое человечество (4 ч) Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.
Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».
Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.
Обобщающее повторение – 2 ч.
Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!
Часы по выбору учителя – 4 ч.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЁННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ
• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
• ориентирования на местности с помощью компаса;
• определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
• выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природ и участия в её охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Для учителя:
Методическое обеспечение.
Учебник «Окружающий мир». 4 кл. в 2-х ч. (авторы А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин).
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 4 кл. (авторы А.А.Вахрушев, С.В.Тырин).
«Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир.», 4 кл. (авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан).
«Мои первые опыты». Тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 4 кл. (автор И.И.Курапова, под ред. А.Л.Вахрушева).
«Окружающий мир,4 кл. Методические рекомендации для учителя.
Наглядные пособия:
натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
географические и исторические карты;
предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Оборудование для мультимедийных демонстраций:
Компьютер;
Медиапроектор;
DVD-проектор;
Цифровой фотоаппарат.
Раздаточный материал:
Гербарии;
Семена и плоды растений;
Коллекции минералов и полезных ископаемых.
Измерительные приборы:
Весы;
Термометры;
Сантиметровые линейки;
Мензурки.
Набор энциклопедий для младших школьников.
Экскурсионное снаряжение:
Складные лупы;
Компасы;
Бинокли;
Садовые совки, рулетки.
Для обучающихся:
Учебник «Окружающий мир».4 кл. в 2-х ч. (авторы А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин).
«Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир.», 4 кл. (авторы А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин).
«Мои первые опыты». Тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 4 кл. (автор И.И.Курапова, под ред. А.Л.Вахрушева).
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности обучающегося | Планируемые результаты | ||
Предметные результаты | Метапредметные (УУД) | Личностные результаты | ||||
1 | Как устроен организм человека | характеризовать основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела | объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека | самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека | |
2 | Кожа – «пограничник» организма | характеризовать основные функции кожи | применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.) | совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | |
3 | Как человек двигается | характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях | применять знания о своём организме в жизни | составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей) | |
4 | Путешествие бутерброда | выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека | доказывать необходимость бережного отношения людей к своему организму | работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | |
5 | Как удаляются ненужные вещества | извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека | называть органы выделения и их функции. | в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека | |
6 | Для чего и как мы дышим | моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья | называть строение и функции органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях, применять правила гигиены органов дыхания | ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг | объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | |
7 | Волшебная восьмёрка | моделировать в ходе практической работы ситуации по оказанию первой помощи при несчастных случаях | называть строение и работу сердца, большом и малом кругах кровообращения. | отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников | самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей) | |
8 | Что такое кровь? | строить рассуждение, выслушивать мнения других | называть клеточное строение крови, объяснять значение круговорота веществ в жизни человека | добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) | в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | |
9 | Почему наш организм работает слаженно | составить режим дня и дать его анализ (сколько времени, на что отведено); измерять температуру тела, вес и рост человека | называть строение и функции спинного и головного мозга, больших полушарий мозга, о гормонах и их роли в организме | перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, определять причины явлений, событий. | проявлять познавательный интерес к окружающему миру | |
10 | Окна в окружающий мир | делать вывод на основе обобщения знаний | называть строение и роли органов зрения, об их связи с нервной системой | перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека | |
11 | Многогранный мир чувств | высказывать свою точку зрения и обосновывать ее, слушать других | называть строение и роли органов чувств (слуха, равновесия, обоняния, осязания, вкуса) | преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста | объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | |
12 | Родители и дети | ставить познавательные задачи, выдвигать гипотезы, самостоятельно формулировать цели урока | правильно оценивать роль мужчины и женщины в жизни человеческого общества и семьи | преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы | самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей) | |
13 | Отчего мы иногда болеем | извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать полученные сведения | оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно, называть инфекционные заболевания и причины их возникновения | задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи ( в рамках доступного) | в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | |
14 | Наши предки – древесные жители | характеризовать особенности человека в связи с его происхождением | объяснять, в чём главное отличие человека от животных | доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций | оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека | |
15 | На заре человечества | приводить доводы естественного происхождения человека | называть понятие эволюция, объяснять на элементарном уровне этапы становления человека разумного | доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | |
16 | Учимся решать жизненные задачи | высказывать свою точку зрения и ее обосновывать | использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни | слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей) | |
17 | Рукотворная жизнь | сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) | называть что такое окружающий мир, как человек познает природу, общество, самого себя, различать живую и неживую природу; отличать объекты природы от изделий труда человека. | читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | |
18 | На службе у человека | перечислять основные отрасли сельского хозяйства, характеризовать способы повышения продукции в растениеводстве и животноводстве | называть о сельском хозяйстве как составляющей современного хозяйства человека, иметь представление о способах повышения объемов продукции | договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | |
19 | Покорение силы | характеризовать способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека | называть простейшие механизмы, позволяющих человеку стать сильным, использовать свойства рычага, колеса, наклонной плоскости в повседневной жизни | учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться | самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей | |
20 | Как человек использует свойства воды | наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды | называть основные свойства воды как жидкости | уметь работать по предложенному плану используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий) | в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | |
21 | Как человек использует свойства воды | исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды; характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе | перечислять твердые, жидкие, газообразные веществах, легко определять свойства веществ, различать разные состояния воды | совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | ||
22 | Как человек использует свойства воздуха | наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха; характеризовать свойства воздуха; сравнивать свойства воды | называть понятие воздух, его состав и свойства, использовать предметы, действие которых основано на свойствах воздуха | в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека | |
23 | Горные породы и минералы | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых | называть различные горные породы, их свойства, способы добычи и использования | ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг | объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | |
24 | Металлы | исследовать (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых; характеризовать свойства изученных полезных ископаемых | называть основные свойства полезных ископаемых как твёрдых тел | отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников | самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей) | |
25 | Приручение огня | различать изученные полезные ископаемые ; описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности) | называть различные виды топлива, их свойства, способы получения энергии путем использования топлива | добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) | в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | |
26 | Как нам жить? | приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы | находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения | перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, определять причины явлений, событий. | оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие | |
27 | Учимся решать жизненные задачи | извлекать необходимую нф. из учебника и доп. источн. | называть основные правила поведения в окружающей среде, использовать знания для оценки воздействия человека на природу, выполняя правила поведения в природе и участия в ее охране | перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | |
28 | Повторение | проводить наблюдения, делать выводы | называть -что такое природа, природное явление; вещество; свойства твердых, жидких и газообразных веществ | преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста | самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей | |
29 | Как работает организм человека (повторение) | строить рассуждение, высказывать свою точку зрения | применять знания, полученные при изучении данного курса | преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы | способность к самоорганизованности, способность пре-одолевать трудности | |
30 | Как работает организм человека (повторение) | устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, высказывать свою точку зрения | применять знания, полученные при изучении данного курса | задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи ( в рамках доступного) | оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека | |
31 | Как работает организм человека (повторение) | применять полученные знания и умения на уроках и в жизни | применять знания, полученные при изучении данного курса | доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций | объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | |
32 | Рукотворная природа | строить связные устные высказывания | применять знания, полученные при изучении данного курса | доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей) | |
33 | Рукотворная природа | самостоятельно работать, строить связные устные и письменные высказывания | применять знания, полученные при изучении данного курса | слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | |
34 | Рукотворная природа | применять полученные знания и умения на уроках и в жизни | применять знания, полученные при изучении данного курса | читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие | |
35 | Кого можно назвать человеком? | задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. | понимать биологическую и общественную природу человека, факторы, определяющие формирование личности человека, объяснять разницу между понятиями врожденные и приобретенные признаки | договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | |
36 | Посмотри в своё «зеркало» | предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем | понимать что такое личность и какими признаками она определяется, различать врожденные и приобретенные признаки | учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться | самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей | |
37 | Как понять, что творится у друга на душе? | предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, улице, школе, городе/селе, о своей стране | по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера | уметь работать по предложенному плану используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий) | в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | |
38 | Переживания, испытанные временем | находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники); преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка | по году определять век, место события в прошлом; | учиться высказывать своё предположение (версию), пытаться предлагать способ его проверки | оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека | |
39 | Как узнать человека? | выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его); обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о качествах внутреннего мира человека | перечислять черты характера, оптимист, пессимист | уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни | объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | |
40 | Что такое общество | соблюдать правила поведения людей в обществе | называть понятия: общество, человечество, круг общения, общественная группа умело жить среди людей, следуя правилам и законам, принятым в данном обществе | уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни | самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей) | |
41 | Как жить в мире людей | следовать правилам, принятым в данном обществе | отличать понятия: совесть, мораль, право | осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий | в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | |
42 | Моё общество | находить свое «общество», принимать законы этого общества, избегать конфликтов и находить способы выхода из них | называть необходимости наличия взаимосвязи интересов, взглядов для объединения людей; понятие общение, его задачи и виды | уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни | оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие | |
43 | Права человека | с уважением относиться к личным правам каждого человека, не забывать о своих обязанностях | называть существовании неотъемлемых личных прав человека, об основных законах, регулирующих права и их соблюдении | осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач | объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | |
44 | Повторение | высказывать свою точку зрения и обосновывать ее, делать выводы на основе полученных знаний | самостоятельно отбирать необходимый учебный материал | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей | |
45 | Учимся решать жизненные задачи | находить и извлекать необходимую информацию | учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны. | определять, формулировать учебную задачу на уровне в диалоге с учителем и одноклассниками | в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | |
46 | Первобытный мир | размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий; а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры | называть эпоху Первобытного мира, о первых человеческих обществах – родах и племенах | определять успешность выполнения своего задания | оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие | |
47 | Первобытный мир | отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени | объяснять жизнь первобытных людей с точки зрения их морали | оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | |
48 | Древний мир | отличать друг от друга эпохи всемирной истории по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях | называть эпоху Древнего мира; понятие цивилизация. работать с исторической картой учебника и контурной картой учебника в тетради | осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий | самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей | |
49 | Древний мир | анализировать ответы товарищей и высказывать свое мнение | узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы | определять успешность выполнения своего задания | в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | |
50 | Средние века | оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей | называть эпоху Средних веков | в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | |
51 | Средние века | ориентироваться в историческом времени, работать с исторической и контурной картами, дополнительной литературой | называть временные границы, изменения в уровне развития техники, в устройстве общества, особенности морали | ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг | владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. | |
52 | Новое время | оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда | называть эпоху Нового времени | отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников | умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться. | |
53 | Новое время | оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие» | узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы | добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | |
54 | Новейшее время | высказывать своё обоснованное отношение к событиями и поступкам | называть эпоху Новейшего времени | перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, определять причины явлений, событий. | оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие | |
55 | Новейшее время | ориентироваться в историческом времени, анализировать ответы товарищей и высказывать свое мнение | называть временные границы, изменения в уровне развития техники, в устройстве общества, особенности морали | перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | |
56 | Короли, президенты и граждане | участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания | называть различные по формам правления и политическим режимам государства, о видах государств (монархия и республика, демократическое и недемократическое государство) | преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста | самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей | |
57 | Расы и народы | высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом | объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов | преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы | в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | |
58 | Кто во что верит | уважительно относится к убеждениям других людей | называть , что человечество состоит из людей религиозного атеистического типа мировоззрения | задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи ( в рамках доступного) | высказывать собственные суждения и давать им обоснование | |
59 | Мировое хозяйство | оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда | озвучивать экономические понятия: труд, собственность, доход | доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций | высказывать собственные суждения и давать им обоснование | |
60 | Мировое сообщество государств | оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения | называть понятие мировое сообщество; историю, структуру и задачи ООН | планировать и оценивать учебные действия, определять наиболее эффективный способ достижения результата | высказывать собственные суждения и давать им обоснование | |
61 | Что человечество ценит больше всего? | собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных богатствах человечества, принять посильное участие в их охране | называть общечеловеческие ценности. уважительно и бережно относиться к общечеловеческим ценностям, понимать их значимость; работать с энциклопедической литературой; участвовать в диалоге | работать в информационной среде | владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах | |
62 | Как нам жить? | обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе | называть основные проблемы человечества и возможные пути их решения, осознавать значимость усилий каждого человека в решении общих проблем | владеть основными методами познания окружающего мира (анализ) | умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться | |
63 | Повторение | находить информацию в учебнике и других источниках | называть основные понятия, изученные в рамках курса
| планировать, контролировать и оценивать учебные действия, определять наиболее эффективный способ достижения результата. | высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | |
64 | Учимся решать жизненные задачи | высказывать свою точку зрения и обосновывать ее, делать выводы на основе полученных знаний | повторить пройденный материал и самостоятельное применение знаний | понимать и принимать учебную задачу, искать и находить способы ее решения, работать в информационной среде. | владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. | |
65 | Человек и его внутренний мир | применять полученные знания и умения на уроках в жизни | применять полученные знания | владеть основными методами познания окружающего мира (анализ) | умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться. | |
66 | Человек в мире людей | участвовать в диалоге, слушать собеседников, строить аргументированное высказывание | соблюдать законы, принятые в обществе | планировать, контролировать и оценивать учебные действия, определять наиболее эффективный способ достижения результата. | высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | |
67 | Человек и прошлое человечества | участвовать в диалоге, слушать собеседников, строить аргументированное высказывание | уважительно относиться к общечеловеческим ценностям | уметь формулировать собственное мнение и позицию, принимать позиции других при защите проекта | владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. | |
68 | Человек и единое человечество | участвовать в диалоге, слушать собеседников, строить аргументированное высказывание | называть основные понятия, изученные в рамках курса | уметь формулировать собственное мнение и позицию, принимать позиции других при защите проекта | умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...