Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

В данной рабочей программе отражены пояснительная записка, содержание учебного курса, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_kl_okr.docx76.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

 Моховская основная общеобразовательная школа


                                                                             

Рабочая программа

по окружающему миру

3 класс








                                                                 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.)                                                                                                                                                                                                                                                   Рабочая программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 3-го класса  рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана:

• в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования  ( Приказ МО РФ от 06.10.2009 года № 373);

• на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, Москва «Просвещение » 2011 года;

• на основе «Примерные программы по учебным предметам», Начальная школа, издательство  Москва «Просвещение » 2011 года;

• на основе авторской программы по окружающему миру А.А.Вахрушева; Москва, Издательский центр «Баласс», 2012г.

• на основе планируемых результатов  ООПНОО ( Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова);под ред. Ковалёвой Г.С; издательство  Москва «Просвещение » 2011 года;

• на основе программы формирования УУД (А.Г. Асмолов,  Г.В. Бурменская); издательство  Москва «Просвещение» 2011 года.

• на основе программы формирования УУД ( А.Г. Асмолов,  Г.В. Бурменская); издательство  Москва «Просвещение » 2011 года.

Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук.                                                                                                                                              Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.                                                                                                                                                             Задачи обучения:

- развивать познавательный интерес, наблюдательность;

- формировать представления о понятиях, об окружающем нас мире с точки зрения историков, географов, экологов;

- ознакомить с новыми терминами;

- формировать потребность участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.

В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.

Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нём.

Ставя себе целью построить курс, в котором каждый школьник может найти ответы на возникающие у него вопросы, мы не можем не отдавать себе отчёта в том, что объёмы учебников ограничены. Каков же должен быть выход из этого положения?                                                                      Для решения поставленной задачи не годится учебник, включающий лишь такие специально отобранные вопросы, которые могут быть доступно и без популяризации изложены младшим школьникам. Ведь при таком подходе на большинство вопросов, которые возникают у ребят, ответа дать нельзя. В результате у ребят не будут складываться целостные представления об окружающем мире. Это в свою очередь не позволит им легко воспринимать новую информацию, так как её трудно ассоциировать с небольшим количеством сложившихся представлений и понятий. А значит, большая часть складывающихся у них представлений будет результатом детского мифотворчества. Эти представления, полученные ребятами в детстве, могут остаться с ними на всю жизнь.

Иная ситуация будет складываться при использовании курса, к которому относится и предлагаемый вашему вниманию интегрированный курс окружающего мира. Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

Как же сформировать у ребёнка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом (знания останутся «островками без мостиков»). Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет действовать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.

При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом, ещё одна наша цель – это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счёте поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество». На взгляд авторов, единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. При достижении этих целей мы сможем надеяться на то, что наш ученик сумеет воспользоваться картиной мира.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Ценностные ориентиры изучения предмета «Окружающий мир» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания, так и совокупность методик и технологий (в том числе проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.                                                 Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих умений:

•Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

•Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

•Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

•В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

•Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

•Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

•Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

•Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

•В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

•Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

•Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

•Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

•Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

•Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

•Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.                                        •Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.                  

Коммуникативные УУД:

•Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

•Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

•Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

•Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

•Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

•Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Обитатели Земли

1-я линия развития – уметь объяснять мир.

•приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;

•приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

•объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

•приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

•перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

•животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

•доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. Моё Отечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

•узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

•отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

•объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

•по году определять век, место события в прошлом;

•отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

•учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.

Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.

Оболочка планеты, охваченная жизнью (5 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.

Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система (9 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.

Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.

Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?

Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

Живые участники круговорота веществ (12 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.

Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.

Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.

Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.

Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.

Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».

Повторение пройденного материала – 2 ч.

Часы по выбору учителя – 2.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЁННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ

• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

• ориентирования на местности с помощью компаса;

• определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

• выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природ и участия в её охране;            

  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Для учителя:

Методическое обеспечение.

Учебник «Окружающий мир». 3 кл. в 2-х ч. (авторы А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин).

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Моё Отечество», 3 кл. (авторы А.А.Вахрушев, С.В.Тырин).

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Обитатели Земли», 3 кл. (авторы А.А.Вахрушев, С.В.Тырин).

«Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир.», 3 кл. (авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан).

«Мои первые опыты». Тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 3 кл. (автор И.И.Курапова, под ред. А.Л.Вахрушева).

«Окружающий мир,3 кл. Методические рекомендации для учителя.

Наглядные пособия:

натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

географические и исторические карты;

предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Оборудование для мультимедийных демонстраций:

Компьютер;

Медиапроектор;

DVD-проектор;

 Цифровой фотоаппарат.

Раздаточный материал:

Гербарии;

Семена и плоды растений;

Коллекции минералов и полезных ископаемых.

Измерительные  приборы:

Весы;

Термометры;

Сантиметровые линейки;

Мензурки.

Набор энциклопедий для младших школьников.

Экскурсионное снаряжение:

Складные лупы;

Компасы;

Бинокли;

Садовые совки, рулетки.

Для обучающихся:

Учебник «Окружающий мир». 3 кл. в 2-х ч. (авторы А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин).

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир.», 3 кл. (авторы А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин).

«Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир.», 3 кл. (авторы А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин).

«Мои первые опыты». Тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 3 кл. (автор И.И.Курапова, под ред. А.Л.Вахрушева).

 

Календарно – тематическое планирование

№п/п

Дата

Тема урока

Характеристика

деятельности

обучающегося

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные

(УУД)

Личностные результаты

1

Введение

приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов

оценивать свою деятельность на уроках окружающего мира;

знать приемы ориентирования в учебнике

самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека

2

Тела и вещества

сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы

умение объяснять мир: приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газа, действий, энергий

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

3

Из чего состоит вещество

приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов,  сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы

умение объяснять мир: приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газа, действий, энергий; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой

составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей)

4

Что такое энергия? Превращение энергии

приведение примеров движения под действием энергии.

умение объяснять мир: приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газа, действий, энергий;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

5

Где обитают живые организмы?

характеризовать место обитания живых организмов

приводить примеры живых организмов разных «профессий»; перечислять особенности хвойных и цветковых растений, животных(насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, грибов).

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека

6

Большой круговорот веществ

характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого

приводить примеры живых организмов разных «профессий»; перечислять особенности хвойных и цветковых растений, животных(насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, грибов).

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

7

Живые участники круговорота веществ

характеризовать условия, необходимые для жизни растений; способы питания, размножения, рассказывать о роли растений в природе и жизни людей;о роли животных в природе и жизни людей;о роли грибов в природе и жизни людей

приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека; приводить примеры живых организмов разных «профессий»; перечислять особенности хвойных и цветковых растений, животных(насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, грибов).

отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей)

8

Путешествие веществ через организм

приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами

уметь определять своё отношение к миру:- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

9

Как живые организмы запасают энергию Солнца?

характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов

доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, определять причины явлений, событий.

проявлять познавательный интерес к окружающему миру

10

Жизнь экосистемы

характеризовать экосистемы и природные сообщества; роль каждого их компонентов экосистемы; роль каждой «профессии» в экосистеме; влияние человека на экосистемы и природные сообщества.

уметь определять своё отношение к миру:- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека

11

Почва-важнейшая часть экосистемы

исследовать состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы

доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

12

Экосистема озера

рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы

уметь определять своё отношение к миру:- доказывать необходимость бережного отношения людей к экосистеме озера

преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей)

13

Экосистема болота

извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать полученные сведения

уметь определять своё отношение к миру:- доказывать необходимость бережного отношения людей к экосистеме болота

задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи ( в рамках доступного)

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

14

Экосистема луга

сравнивать и различать растения

уметь определять своё отношение к миру:- доказывать необходимость бережного отношения людей к экосистеме луга

доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека

15

Лесные производители

участвовать в учебном диалоге при решении поставленных задач

уметь определять своё отношение к миру:- доказывать необходимость бережного отношения людей к экосистеме леса

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

16

Потребители и разрушители экосистемы леса

находить информацию в учебнике и других источни-ках  о потребителях и разрушителях экосистемы леса

уметь определять своё отношение к миру:- доказывать необходимость бережного отношения людей к экосистеме леса

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей)

17

Экосистема поля

извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать полученные сведения

уметь определять своё отношение к миру:- доказывать необходимость бережного отношения людей к экосистеме поля

читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

18

Аквариум-маленькая искусственная экосистема

извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать полученные сведения

уметь определять своё отношение к миру:- доказывать необходимость бережного отношения людей к экосистеме аквариуа

договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

19

Где обитают живые организмы?

характеризовать условия необходимые для жизни растений растений, рассказывать о роли растений в природе и жизни людей

доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам

учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей

20

Клетки-маленькие лаборатории

определять части цветкового растения, приводить и  сравнивать примеры растений, выделять их отличия, извлекать необходимую информацию из учебника и доп. ист., и обсуждать полученные сведения

доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам

уметь работать по предложенному плану используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий)

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

21

Животные маленькие и большие

характеризовать условия необходимые для жизни животных; роль животных в природе и жизни людей, описывать внешний вид, особенности на примерах насекомых, рыб и т. д.

доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

22

Маленькие рыцари

сравнивать способы питания, размножения, обмена информации животных, сравнивать и различать диких и домашних животных

доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека

23

Первый шаг из моря на сушу

извлекать необходимую  нф. из учебника и доп. источн.

доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

24

На суше-как дома

перечислять правила безопасного поведения при общении с животными

доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам

отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей)

25

Пернатые изобретатели

извлекать необходимую  нф. из учебника и доп. источн.

доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

26

Наши братья

извлекать необходимую  нф. из учебника и доп. источн.

доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, определять причины явлений, событий.

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие

27

Осторожно: животные!

извлекать необходимую  нф. из учебника и доп. источн.

доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам

перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

28

Прирождённые разрушители

рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей, различать и определять   съедобные и ядовитые грибы (

доказывать необходимость бережного отношения людей к прирождённым разрушителям

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей

29

Как нам жить в дружбе с природой?

приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально- эстетического характера

доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам

преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы

способность к самоорганизованности, способность пре-одолевать трудности

30

Экскурсия в природу «Природа и человек»

приведение доводов в доказательств зависимости удовлетворения потребностей людей от природы

доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам

задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи ( в рамках доступного)

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека

31

Вещество и энергия

применять полученные знания и умения на уроках и в жизни

умение объяснять мир: приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газа, действий, энергий

доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

32

Экологическая система

оценивать влияние современного человека на природу, личную роль в охране природы

умение объяснять мир: приводить примеры производителей, потребителей, разрушителей определённой экосистемы

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей)

33

Экологическая система

характеризовать работу людей по сохранению природы

умение объяснять мир: приводить примеры производителей, потребителей, разрушителей определённой экосистемы

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

34

Экологическая система

применять полученные знания и умения на уроках и в жизни

умение объяснять мир: приводить примеры производителей, потребителей, разрушителей определённой экосистемы

читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие

35

Живая связь времён.

практическая работа: составлять вместе со старшими родственниками родословное дерево своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а так же о судьбе представителей разных поколений

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

36

Как считать время

находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта(эру), соотносить годы с конкретными веками

отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой

учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей

37

С чего начинается Родина? Настоящее и прошлое родного края

объяснять личное значение («для меня») понятий «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество»

объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

уметь работать по предложенному плану используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий)

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

38

Память  прошлом

находить и извлекать необходимую инф.о настоящем нашей страны, родного края, преобразовывать извлечённую инф. в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письм. текста,рисунка

по году определять век, место события в прошлом;

учиться высказывать своё предположение (версию), пытаться предлагать способ его проверки

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека

39

Когда на Руси появилось государство?

размещать на ленте времени по соответствующим эпохам даты истор. событий, а также известные ученику даты, события, имена истор. деятелей и памят культуры

отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России

уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

40

«За землю русскую!»

обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах, традициях и порядках страны.

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы

уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей)

41

Древняя Русь-столица государства

находить информацию в учебнике и других источниках  

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы,

отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой

осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

42

«Золотые ворота» в древнюю Русь

оценивать некоторые легко определяемые историч. события и поступки историч деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или стыда

учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны

уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие

43

«Слово о погибели русской земли»

высказывать и оценивать своё обоснованное отношение к этим событиям и поступкам

учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

44

От древней Руси к единой России

изготавливать модели выбранных истор. явлений, событий, памятников культуры и сопровождать их собств. кратким поясняющим текстом(устн. или письм.)

самостоятельно отбирать необходимый учебный материал

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей

45

Земля и люди московского государства

находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны

учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

определять, формулировать учебную задачу на уровне в диалоге с учителем и одноклассниками

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

46

Москва златоглавая

оценивать некоторые истор. события и поступки историч деятелей

учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

определять

успешность выполнения своего задания

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие

47

«Хуже грозного царя только междуцарствие». Смутное время

выполнять в группе задания по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны (распред. роли, добыть и преобразовать инф., обсудить и договориться об общем ответе, представить его), обмениваться с одноклассниками сведениями о прошлом и настоящем своей семьи, родного края

учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

48

Пётр Великий

изготавливать модели исторических явлений, событий, памятников культуры, сопровождать их собственным кратким поясняющим текстом

учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей

49

Эпоха преобразований. Власть и народ российской империи

выражать свои эмоции, чувства, личные впечатления от полученных знаний

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы

определять

успешность выполнения своего задания

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

50

Как Россия у Европы «училась». Гроза двенадцатого года

оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

51

Отечественная война 1812 г.

находить информацию в учебнике и других источниках  

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

владение коммуникативными умениями

с целью реализации

возможностей успешного сотрудничества с учителем и

учащимися класса

при работе в парах.

52

Император-освободитель

выполнять в группе задания по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны (распред. роли, добыть и преобразовать инф., обсудить и договориться об общем ответе, представить его), обмениваться с одноклассниками сведениями о прошлом и настоящем своей семьи, родного края

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы

отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников

умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.

53

Россия в огне

отличать друг от друга эпохи истории нашей страны по их местоположению на ленте времени

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

54

«К светлому будущему»

обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах, традициях и порядках  страны, оценивать некоторые легко определяемые историч. события и поступки историч деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или стыда

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, определять причины явлений, событий.

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие

55

«Вставай, страна огромная!»

создавать иллюстрированный текст  на тему «Мой предок -защитник Родины в ВОВ»

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы

перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

56

Великая Отечественная война

высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы,

отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей

57

В каком государстве мы живём? Я – гражданин России

объяснять значения понятий «государство», «демократия», а также правило демократического устройства власти и Рос Федерации, связь прав и обязанностей граждан, узнавать гос. символы России и объяснять их символ. смысл.

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы,

отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой

преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

58

Власть народа

объяснять значения понятий «государство», «демократия», а также правило демократического устройства власти и Рос Федерации, связь прав и обязанностей граждан

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы,

отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой

задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи ( в рамках доступного)

высказывать собственные суждения и давать им обоснование

59

Кто в государстве самый главный?

находить информацию в учебнике и других источниках  

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы,

отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой

доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

высказывать собственные суждения и давать им обоснование

60

Народы России. Наш общий дом

изготавливать модель , элемент народного костюма, кушаний, народного обряда...

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы,

планировать

и оценивать учебные

действия, определять

наиболее эффективный

способ достижения результата

высказывать собственные суждения и давать им обоснование

61

Сокровища российской культуры

создать свой рассказ о России, гос. праздниках, памятниках культуры, используя учебник и др. источники.

отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой

работать в

информационной

среде

владение коммуникативными умениями

с целью реализации

возможностей успешного сотрудничества с учителем и

учащимися класса

при работе в парах

62

Наши праздники

создать свой рассказ о России, гос. праздниках, памятниках культуры, используя учебник и др. источники.

отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой

владеть основными методами познания окружающего мира (анализ)

умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться

63

Времена древней Руси

находить информацию в учебнике и других источниках  

повторить пройденный материал и самостоятельное применение знаний

планировать, контролировать

и оценивать учебные

действия, определять

наиболее эффективный

способ достижения результата.

высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

64

Времена московского государства

находить информацию в учебнике и других источниках  

повторить пройденный материал и самостоятельное применение знаний

понимать и принимать

учебную задачу, искать

и находить способы ее

решения, работать в

информационной

среде.

владение коммуникативными умениями

с целью реализации

возможностей успешного сотрудничества с учителем и

учащимися класса

при работе в парах.

65

Времена российской империи

находить и извлекать необходимую информацию, преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием

повторить пройденный материал и самостоятельное применение знаний

владеть основными методами познания окружающего мира (анализ)

умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.

66

Современная Россия

находить и извлекать необходимую информацию, преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием

знание по данным темам

планировать, контролировать

и оценивать учебные

действия, определять

наиболее эффективный

способ достижения результата.

высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

67

Времена московского государства

находить и извлекать необходимую информацию, преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием

знание по данным темам

уметь формулировать собственное мнение и позицию, принимать позиции других при защите проекта

владение коммуникативными умениями

с целью реализации

возможностей успешного сотрудничества с учителем и

учащимися класса

при работе в парах.

68

Времена российской империи

находить и извлекать необходимую информацию, преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием

знание по данным темам

уметь формулировать собственное мнение и позицию, принимать позиции других при защите проекта

умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...