Конспект коррекционного занятия по развитию представлений о предметах и явлениях окружающей действительности (РПОП) в 5 классе начальной школы для детей с глубокими нарушениями зрения по теме "Материки на карте полушарий. Учитель ГБОУ ШОР №1 Илюшина Л.В.
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему
С помощью данного коррекционного занятия у младших школьников, имеющих глубокие нарушения зрения, формируется и конкретизируется зрительный и тактильный образ каждого материка в отдельности, его характерные особенности. Материал данного конспекта можно использовать и в массовой общеобразовательной школе в работе с младшими школьниками на уроках окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_rpop.docx | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционного занятия по развитию представлений о предметах и явлениях окружающей действительности (РПОП) в 5 классе начальной школы для слепых детей
Тема: Материки на карте полушарий.
Цель: Знакомство детей с контуром материков, их формой.
Коррекционные задачи:
1. Развивать умение находить и показывать материки на карте полушарий.
2. Конкретизировать зрительный и тактильный образ каждого материка в отдельности путём обследования его контура.
3. Развивать умение с помощью осязания находить характерные особенности в контурах материков, их выступы, углубления.
4. Развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность при обследовании контура материков и выделении их характерных особенностей.
5. Развивать умение ориентироваться на карте полушарий, находить Восточное и Западное полушарие, Северное и Южное, находить нужный материк.
Средства коррекции: карты полушарий, конверты с контурами материков, индивидуальные фланелеграфы.
I. Сообщение темы занятия.
- Сегодня на занятии по РПОП мы с вами совершим кругосветное путешествие по земному шару и поможет нам в этом карта полушарий.
- Давайте обратимся к этой карте. Какого цвета на ней больше всего?
- А если бы мы с вами посмотрели на Землю с высоты нескольких тысяч километров, то увидели бы, что её большая часть занята водой.
- Как называется это огромное пространство? / мировой океан
- Среди этого мирового океана расположены участки суши, которые называются… / материками.
- Сколько материков на земном шаре? / 6
- Назовите их. / Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.
- Сейчас мы более подробно остановимся на каждом из этих материков. Ознакомимся с контурами материков, уточним их расположение на карте полушарий.
II. Работа по теме занятия.
1. Евразия.
- Итак, отправляемся в плаванье. Отгадайте загадку:
Здесь горы-великаны:
Тибет, Алтай, Памир,
Карпаты и Балканы.
Их знает целый мир.
Здесь реки – Обь и Ангара,
Дон, Волга, Лена и Кура.
Лесов многообразие
В родной для нас … /Евразии.
- Да, это Евразия. А что вы можете сказать про этот материк? В каком полушарии он находится? К северу или югу от экватора? Водами каких океанов омывается?
/ Рассказ заранее подготовленного ученика:
- Евразия – это самый большой материк, который состоит из двух частей света – Европы и Азии, расположен на Восточном полушарии, в северной его части. Большая часть Евразии находится в северном умеренном поясе. Лишь незначительная часть этого материка на севере расположена в северном полярном поясе и на юге – в тропическом поясе. Это единственный материк, который омывается водами всех четырёх океанов: на севере – Северным Ледовитым океаном, на востоке – Тихим океаном, на юге – Индийским и на западе – Атлантическим. На этом материке находится наша страна – Российская Федерация.
- Давайте найдём его на карте полушарий.
- А теперь давайте внимательно рассмотрим контур этого материка. Возьмите конверты, в которых лежат контуры материков, и по соответствующей надписи найдите Евразию. Положите контур Евразии на фланелеграф. /Каждый учащийся рассматривает контур материка на парте на фланелеграфе.
- На этом материке находятся 2 части света Европа и Азия. Посмотрите: слева – Европа, справа – Азия и разделены они пунктирной линией.
- Что эта линия означает? / Уральские горы
- Давайте очертим контур этого материка. Будем двигаться слева направо, с запада на восток. Начинаем с Европы, с Пиренейского полуострова, где находятся Португалия и Испания. Движемся вдоль территорий Франции, стран Бенилюкса, Германии. А вот Скандинавский полуостров, который напоминает тигра, берега морей Северного Ледовитого океана – на севере, на востоке - Чукотский полуостров, полуостров Камчатка, берега Кореи, Китая, Вьетнама.
- В южной части материка есть 3 больших выступа – это полуострова. Центральный полуостров имеет вид треугольника – это Индостан, справа от него – узкий длинный полуостров Малакка. Слева – Аравийский полуостров, он имеет сходство с валенком, носок валенка развёрнут к востоку – вправо. По Средиземному морю плывём вдоль южных берегов Европы к Гибралтарскому проливу к Пиренейскому полуострову, откуда начинали своё путешествие по Евразии.
- А теперь попробуем наложить наш контур на материк Евразии на карте полушарий.
2. Африка.
- Продолжаем наше путешествие. Отгадайте ещё одну загадку:
Раскалена от жара пустынная Сахара.
Зато среди саванны – слоны и обезьяны,
Львы, зебры и жирафики гуляют в жаркой …
/ Африке.
- Да, это Африка – второй по величине материк после Евразии.
- Что вы можете про него рассказать?
/ Рассказ второго ученика:
- Африка расположена в Восточном полушарии. Это самый жаркий материк. Экватор пересекает Африку посредине. Она практически вся находится в тропическом поясе. Лишь северная часть этого материка расположена в северном умеренном поясе и южная часть – в южном умеренном поясе. Здесь протекает самая длинная река Нил. Омывается Африка на востоке водами Индийского океана, а на западе – водами Атлантического океана.
- Найдите этот материк на карте.
- А теперь давайте рассмотрим конфигурацию этого материка. Найдите его в конверте по соответствующей надписи и расположите на фланелеграфе.
- В северной части (вверху) материк широкий, а в южной части – узкий. Переход от узкой части к широкой на западном крае материка (слева) – наиболее резкий, это Гвинейский залив. На востоке в виде треугольника выделяется полуостров Сомали. А в целом по форме Африка напоминает грушу.
- Наложите этот контур на материк на карте полушарий.
- И отправляемся к следующему материку, самому удивительному.
Физкультминутка
3. Австралия.
- И опять загадка:
Это чудо-материк, он красив и невелик.
И на нём всего одна живописная страна.
В других местах таких зверей смогу найти едва ли я,
Ведь кенгуру среди степей гуляет лишь в… / Австралии.
- Да, это Австралия.
-Кто нам расскажет про Австралию?
/Рассказ третьего ученика:
-Австралия – это самый маленький материк. Находится он в Восточном полушарии, в его южной части. Это самый засушливый материк. Северная часть материка расположена в тропическом поясе, южная часть материка – в умеренном поясе. На востоке Австралия омывается водами Тихого океана, а на западе – Индийского океана. На этом материке всего одно государство, которое тоже называется Австралия. Здесь живут редкие животные, которых нигде больше не встретишь: кенгуру, утконос, ехидна и коала, а ещё есть страус эму.
- Найдите этот материк на карте полушарий.
- А теперь достаньте из конверта контур Австралии и рассмотрите его.
/ Рассматривание контура Австралии.
- В верхней части материка есть два полуострова, они выглядят как ушки. В нижней части материка имеется углубление – это большой Австралийский залив.
- Расположите контур Австралии на его материке на карте и скажите:
- Как контур Австралии расположен по отношению к Африке?
- Какой океан расположен между тремя материками: Африкой, Евразией и Австралией? /Индийский океан.
- А теперь плывём к самому необычному материку.
4. Антарктида.
- Отгадайте загадку:
Там очень холодно всегда,
Там льды не тают никогда,
Кусты, деревья не растут,
И птички гнёздышки не вьют.
Там постоянных нет селений,
Живут пингвины и тюлени.
На Южном полюсе она
Материком размещена. / Антарктида
- Да, это Антарктида. А почему этот материк принято называть необычным?º
/ Рассказ четвёртого ученика:
-Это единственный материк на Земле, где нет постоянных жителей. Здесь созданы станции, где учёные разных стран ведут научные наблюдения за льдами, водой, жизнью животных. Антарктида находится у Южного полюса и в Восточном, и в Западном полушариях. Это самый холодный материк, температура воздуха составляет -80-88º. Расположен он в южном полярном поясе. Омывается водами Тихого, Индийского и Атлантического океанов.
- Найдите этот материк на карте полушарий и в Восточном, и в Западном полушариях. Обведите его по контуру.
- Найдите контур Антарктиды в конверте и наложите на материк на карте.
5. Северная Америка.
- Путешествие наше продолжается. И мы отправляемся в плавание по Западному полушарию. Здесь мы найдём целых два материка: Северную Америку и Южную Америку, которые образуют одну часть света – Америку.
- Северная Америка расположена в Северном полушарии и омывается водами на западе – Тихого океана, на севере – Северного Ледовитого океана, на востоке – Атлантического океана. Практически весь материк расположен в зоне умеренного пояса. На этом материке находятся такие крупные страны, как Канада, США, Мексика.
- Найдите этот материк на карте.
- А теперь рассмотрим контур Северной Америки.
/ Рассматривание контура Северной Америки.
- Контур Северной Америки похож на птицу. Северное побережье ровное, но выделяется углубление – это Гудзонов залив. На западе материка есть выступ, он похож на голову птицы – это полуостров Аляска.
- К югу материк сильно сужается, становится похожим на ноги птицы. Справа внизу берег образует дугу – это Мексиканский залив.
- Наложите этот контур на материк Северной Америки на карте полушарий.
6. Южная Америка.
- Северная Америка своей узкой частью примыкает к северо-западному краю Южной Америки, которая располагается почти полностью в Южном полушарии в тропическом поясе. Лишь самая южная часть этого материка находится в умеренном поясе. Омывается этот материк водами двух океанов: тихим – на западе и на востоке – Атлантическим.
- Найдите этот материк на карте.
- А теперь посмотрите на контур Южной Америки. По форме он напоминает виноградную гроздь.
/ Рассматривание контура Южной Америки.
- В северной части материк широкий, а в южной части – узкий. Переход от узкой части к широкой части плавный.
- Наложите этот контур на материк Южной Америки.
- На какой материк по форме похож материк Южной Америки? / На Африку.
- Чем отличается контур Южной Америки от контура Северной Америки?
III. Итог занятия.
- Вот и подошло наше кругосветное путешествие по материкам к концу.
- Что помогло нам его совершить?
- Да, это карта полушарий.
- Какие материки вы увидели на карте во время плавания?
- Какие океаны пересекли?
- А сейчас проверим себя: как запомнили очертания материков. Проведём игру «Угадай материк».
Игра «Угадай материк».
- Ваша задача: достать из шкатулки карточку с изображением материка, постараться определить и назвать этот материк. Вспоминайте особенности каждого материка, на что он похож.
- Молодцы! На этом наше занятие окончено. Запомнилось оно мне вашими выступлениями, работой по карте.
- А чем вам запомнилось занятие?
- Какие сведения показались наиболее интересными?
- А где могут пригодиться ваши знания?
- Над чем надо ещё поработать?
- На следующем занятии по РПОП мы отправимся с вами в путешествие по другой карте – карте Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 3 классе "Овощи. Картофель, капуста, свёкла, горох."
На уроке использовала упражнения на внимание, стихотворения, загадки об овощах, физминутку под музыку, песенку под музыку, песенку про овощи, д/игру "Какой овощ лучше, вкусней и нужней?"...
урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.
Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких. На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе, по теме: "Сезонные изменения в природе с приходом осени".
Тема: Сезонные изменения в природе с приходом осени.Цели: 1.Расширение представления учащихся о сезонных изменениях в природе с приходом осени....
УРОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ и ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ во 2 КЛАССЕ на тему: «Дорога в школу и домой»
Я уже более 10 лет работаю с детьми-инвалидами. А когда то давно , на первых шагах моей работы, я думала- как же тяжело создавать что-то новое и интересное для нормальных ребятишек. Моё мнение в...
Методическая разработка по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 классе школа VIII вида.
Рабочая программа курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для 4 класса составлена на основе Программы специальных (коррек...
Рабочая программа "Коррекционная подготовка. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"в 3 классе
Развитие речи - одна из важнейших ппроблем в начальной школе. Научить ребенка говорить - значит научить его мыслить. Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, особенно для обу...
Конспект открытого урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 классе по теме «Дикие животные республики Коми»
Урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Тип урока: комбинированный (с использованием технологии коррекционно-разв...