Рабочая программа по Окружающему миру. 2 класс УМК "Гармония"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Данная разработка поможет учителю при составлении своей рабочей программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okr._miru.doc | 335 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
УМК « Гармония» 2 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана на основе ФГОС за курс начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ, авторской программы «Окружающий мир» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений (О.Т. Поглазовой, 2012г, Смоленск, Ассоциация ХХI век) и в соответствии с ООП НОО МБОУ СОШ №4.
Учебники имеют гриф: «Рекомендовано Министерством образования и науки».
Цель изучения курса «Окружающий мир»:
- формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются:
- социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
- воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Общая характеристика учебного курса.
Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.
Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира.
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
Таким образом в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его.
- Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.
- Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию.
- Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.
- В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии.
- Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.
- Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.
- Разумная интеграция и дезинтеграция различных областей знаний в мире.
- Органичное объединение разных областей знания на основе межпредметных связей.
- Cоответствие предметным принципам обучения: экологическому, сезонному, краеведческому, культурологическому, хронологическому.
- Учёт возрастных, психофизиологических возможностей, особенностей восприятия, мышления с последующим их развитием.
- Совместная работа ума, сердца и рук – именно эта триада положена в основу учебных пособий по курсу «Окружающий мир».
Место учебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане содержание программы курса «Окружающий мир» 2 класса рассчитано на 68 часов, 2часа в неделю (34 учебные недели), но будет проведено 65 уроков, так как в соответствие с расписанием на 2014-2015 учебный год уроки приходятся на праздничные дни, в связи с этим количество часов сокращается на 3 часа. Программа курса в полном объёме будет реализована за счёт блоковой подачи материала по некоторым темам.
Учебно-методический комплект.
Учебники и тетради с печатной основой для учащихся
(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)
- Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. Учебник для 2 класса. В 2-х частях. – 2012г.
- Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. – 2013г.
- Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 2 класс. Тестовые задания. – 2013г.
Для учителя
(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)
- Поглазова О. Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса. – 2012г.
- Поглазова О. Т. Программы для 1–4 классов. – 2009г. и послед.
- Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, 3-е издание. Москва «Просвещение» 2011г.
Содержание начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир» 2 класс
Название раздела | Содержание |
Человек и природа | Человек как часть живой природы и разумное существо. Здоровье человека, основные условия и способы его сохранения и укрепления. Значение для здоровья режима дня, закаливания, физических упражнений, спорта, прогулок на природе. Органы чувств, важность сохранения их здоровья. Оказание первой помощи при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог, обморожение). Использование целебных свойств растений. Личная гигиена школьника, поддержание чистоты и порядка в помещениях – залог здоровья. Важность знания правил безопасной жизни. Правила безопасного поведения в природе и дома (ядовитые растения, грибы, встреча с опасными животными; безопасное пользование бытовыми электрическими приборами, правила обращения с газом, водой, противопожарная безопасность). Правила поведения с незнакомыми людьми. Телефоны экстренной помощи. |
Человек и общество | Общество – совокупность людей, объединённых общей культурой и совместной деятельностью. Человек – член общества. Значение труда для человека и общества. Разнообразие профессий: учёные, деятели литературы и искусства, учитель, врач, археолог и др. Важность и необходимость профессии эколог в современном мире. Наиболее распространённые профессии в городе, селе. Культура общения людей, правила этикета. Важность вежливого, уважительного отношения к окружающим. Эмоциональное состояние человека, проявление чувств. Друзья, взаимоотношения с ними. Физическая и духовная красота человека. Семья — ячейка общества, его основа. Члены семьи, родственники. Имя, отчество, фамилия, их происхождение. Родословная семьи (предки, ближайшие поколения). Место работы членов семьи, их профессии. Домашнее хозяйство, семейный бюджет. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Обязанности ребёнка в семье (забота о младших, стариках, больных, помощь взрослым). Труд, отдых, семейные праздники. Семейные реликвии и традиции. |
Природные тела и явления | Кто и как изучает природу. Учёные, изучающие живую и неживую природу. Значение наблюдений и эксперимента в изучении законов природы. Природные явления, происходящие в живой и неживой природе. Способы их изучения. Объекты и явления неживой природы, наблюдаемые на дневном небе. Образование облаков, их разнообразие. Перистые, кучевые, слоистые, грозовые облака. Что изучает наука астрономия. Первые представления о небесных телах. Звёзды – раскалённые космические тела. Солнце – ближайшая к Земле звезда, источник света и тепла для растений, животных, человека. Опасность солнечного ожога и теплового удара. Правила безопасного поведения под солнечными лучами. Почитание Cолнца древними народами, его образ в произведениях народного творчества. Космические объекты и явления, наблюдаемые на ночном небе. Звёзды и созвездия. Кометы, метеоры, метеориты. Красота ночного неба. Планеты – холодные космические тела. Земля – планета. Общие представления о её форме, размерах и движении. Вращение Земли вокруг оси как причина смены дня и ночи, обращение вокруг Солнца – причина смены времён года. Глобус – модель Земли. Представления древних о Земле. Первый полёт человека вокруг Земли, первый космонавт мира, Ю. А. Гагарин. Вид Земли из космоса. Луна – естественный спутник Земли. Движение Луны вокруг Земли как причина изменения её видимой формы в течение месяца (фазы Луны). Первые космические полёты на Луну. Общие представления о Солнечной системе, её составе и разнообразии планет. Что изучает наука география. Соотношение воды и суши на земной поверхности. Материки и океаны Земли, их число, названия, расположение на глобусе и карте полушарий. Формы земной суши: горы, равнины, их разнообразие, условное обозначение на карте. Холм, части холма. Овраги, их образование и борьба с ними. Разнообразие гор. Горы и люди. Правила безопасного поведения в горах. Вулканы, опасность их извержения. Изменение и загрязнение суши людьми: карьеры и отвалы, свалки из пустых пород. Вода на Земле. Группы водоёмов: естественные и искусственные; с пресной и солёной водой. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, река. Море и его значение для людей и природы. Морская вода, волны, опасность купания в море. Озеро – замкнутый водоём. Каспийское море – самое большое озеро мира. Байкал – глубочайшее озеро мира, жемчужина России. Река – постоянный водный поток. Части реки: исток, притоки, устье. Реки и люди. Болото, его значение для рек. Искусственные водоёмы: пруд, водохранилище, канал. Источники питьевой воды, важность сохранения их чистоты. Необходимость экономного расходования воды в быту. Проблема загрязнения (очистки) водоёмов. Правила безопасного поведения на водоёмах. Важность сохранения красоты и чистоты природы. Формы суши и виды водоёмов родного края. Красота природных пейзажей в произведениях поэтов, писателей, художников, композиторов. |
Наша Родина – Россия | Родина, соотечественники. Россия – многонациональное, одно из крупнейших по территории государств мира. Народы, населяющие Российскую Федерацию, их национальные традиции (на примере народов родного края). Уважительное отношение к своему и другим народам. Русский язык — государственный язык России. Территория Российской Федерации. Государственная граница России, её сухопутные и морские границы. Государственные символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права и обязанности граждан. Права ребёнка. Президент Российской Федерации – глава государства. Праздник и его значение в жизни общества. Государственные праздники: День защитника Отечества, День Победы, День весны и труда, День России, День народного единства, День Конституции, День защиты детей и др. Москва – столица России, центр управления государством. Расположение Москвы на карте России. Некоторые достопримечательности столицы России (Кремль, Московский университет, московское метро, Большой театр, храм Христа Спасителя и др.). Российские города (города-миллионеры, города-герои, города воинской славы, древние города). Общее представление о гербах городов. Санкт-Петербург и его достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I —Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Горожане и селяне. Условия жизни в городе (на селе). Промышленные и жилые районы города. Культурные центры города (библиотеки, музеи, театры, стадионы и др.). Проблемы современного города (транспорт, переработка отходов, чистота и др.). Проблема загрязнения окружающей среды. Опасность пребывания на свалках Важность озеленения городов. Значение транспорта в жизни общества. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Экологические проблемы города, связанные с транспортом. Экологически чистые виды транспорта. Родной край, родные места семьи. Родной город (посёлок). Достопримечательности и исторические памятники родного города (посёлка). Расположение родного края, его центра, родного города на карте. |
Человек – творец | Человек – создатель и носитель культуры. Талант и трудолюбие. Творчество и мастерство человека. Музеи, их значение в жизни общества. Исторический, краеведческий, политехнический и другие музеи, их экспонаты. Музеи под открытым небом. Коллекции старинных предметов быта: одежды, обуви, домашней утвари, светильников и др. Значение письменности, счёта, средств связи в жизни людей. Бережное отношение к книге. Старинные и современные средства письменности, счёта, связи. Почта, телеграф, мобильный телефон, компьютер, электронная почта, радио, телевидение, пресса, Интернет. Мир искусства. Виды художественного творчества: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Образы природных пейзажей, времён года в искусстве: в поэзии, на художественных полотнах и др. Художественные музеи – хранилища произведений искусства. Эрмитаж, Третьяковская галерея – крупнейшие музеи страны. Красота природная и рукотворная. Симметричные и несимметричные предметы окружающего мира. Осевая, центральная, переносная виды симметрии. Линия и центр симметрии. Использование разных видов симметрии в творениях человека: в архитектурных сооружениях, парковых ансамблях, мостах, узорах одежды, предметов быта и др. Памятники культуры на ближайших улицах родного города (села), важность бережного отношения к ним. |
Распределение учебного времени прохождения программного материала
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Оценка планируемых результатов | Экскурсии |
1 | Человек и природа | 10 | Тестовая работа | |
2. | Человек и общество | 8 | Тестовая работа | |
3. | Природные тела и явления | 29 | Тестовая работа | 2 |
4. | Наша Родина – Россия | 10 | Тестовая работа | |
5. | Человек – творец | 9 | Тестовая работа | 1 |
ИТОГО | 65 |
Требования ФГОС
Планируемые результаты по предмету
№ п/п | Содержательные линии | Базовый уровень Ученик научится: | Повышенный уровень Ученик получит возможность: |
1 | «Человек и природа» | – различать по существенным признакам природные объекты и изделия человека; объекты живой и неживой природы, тела и явления; небесные тела, формы суши, виды водоёмов; – приводить примеры объектов неживой и живой природы, изделий человека; явлений, происходящих в неживой и живой природе, небесных тел, форм суши, естественных и искусственных, пресных и солёных водоёмов; симметричных и несимметричных предметов окружающего мира; – описывать изучаемые природные и социальные объекты, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида; – сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их сходства и различия; – определять принадлежность изучаемых природных и социальных объектов к конкретным систематическим группам по существенным признакам; – объяснять отличия человека от животных; значение природы для здоровья человека, положительные и отрицательные воздействия человека на природу; – наблюдать тела и явления природы, небесные тела, формы земной поверхности, виды водоёмов, признаки экологического неблагополучия в природе; – извлекать полезную учебную информацию из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, схемы, таблицы, диаграммы, карты; – представлять результаты учебно-познавательной деятель- ности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, аппликация, условный знак, схема, таблица, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану). | Узнать: – человек – часть живой природы и член общества, условия, обеспечивающие его здоровье и эмоциональное благополучие, значение труда и творчества в его развитии, качества, определяющие его физическую и духовную красоту; профессии людей, связанные с природой и работой с людьми, наиболее распространённые профессии в родном крае; – природные тела и явления, способы их изучения; основные космические тела (звезда, планета, спутник); виды земной поверхности (океаны и материки, горы и равнины, холмы и овраги); виды естественных и искусственных водоёмов (море, река, озеро, пруд, водохранилище); условные изображения на карте гор, равнин, водоёмов, городов, границ государств; особенности поверхности и водоёмов родного края (города, села, пригорода) на основе наблюдений; – 2-4 представителя изучаемых систематических групп природных и социальных объектов своей местности, их достопримечательности; – смысл понятий: тело, явление, облако, звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг; океан, море, озеро, река, пруд, водохранилище, болото; понимать: – значение солнца, воздуха, воды для всего живого на Земле; на Земле мало питьевой воды и других природных ресурсов, их необходимо экономно расходовать; |
2 | «Человек и общество» | – различать по существенным признакам виды жилищ и транспорта, средства связи, профессии людей; симметричные и не симметричные предметы; эстетические и нравственные категории, эмоциональные состояния, формы общения; государственную символику России; – приводить примеры государственных законов и праздников, городов России, народов, населяющих родной край, наиболее многочисленных народов России; объектов городского хозяйства, музеев, культурных центров, достопримечательностей родного города (посёлка); наземного, водного, воздушного, общественного, грузового и специального транспорта, разных профессий; характеризовать черты характера человека; – объяснять различие эстетических, этических, моральных категорий (красивое- безобразное, нравственное – безнравственное, культурное - некультурное, вежливое - грубое и др.); – наблюдать объекты городского хозяйства, культуры, спортивные сооружения, виды строений, улиц, транспорта, музейные экспонаты; вести простейшие наблюдения социальных отношений в быту, в обществе; – создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сообщения), участвовать в проектной деятельности; – оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы. | Узнать: – основные нормы морали, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье, правила вежливого общения с окружающими людьми, элементарные приёмы управления своим эмоциональным состоянием; – взаимоотношения в обществе, семья – ячейка общества, родственные и семейные отношения; Родина, государство, его столица, государственные символы; основные права и обязанности российских граждан, права ребёнка; – названия наиболее многочисленных народов, населяющих территорию России, её крупных городов, своего края (области, республики), его центра, своего города (села, деревни); – смысл понятий: семья, родственники, Родина, государство, столица, граница, Конституция, гражданин, право, обязанность; город, посёлок, транспорт, средство связи, музей, профессия, искусство; симметричное, несимметричное, линия и центр симметрии предметов; понимать: – он является членом семьи, коллектива одноклассников; горожанином (селянином), гражданином своего государства и должен соблюдать нравственные нормы поведения в обществе, быть патриотом своей Родины, города, школы, класса; – человек красив своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, к природе; – все профессии важны и нужны в обществе, деятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять её; – Россия - многонациональное государство, все народы равны между собой, надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов; – край, где они живут, - их малая родина, которую надо беречь и любить; в городах и посёлках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей. |
3 | «Изучение правил безопасной жизни» | – формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, нравственного поведения в быту и обществе; | Узнать: – правила безопасного поведения в природе и социальной среде (водоём, лес, горы, ядовитые растения и грибы, опасные животные; улица, двор, подъезд, лифт, квартира, незнакомые люди), в чрезвы- чайных ситуациях; – правила личной гигиены, способы сохранения и укрепления своего здоровья; приёмы оказания первой помощи при лёгких трав- мах, простудных заболеваниях; – экологические проблемы современного города и пути их решения, необходимые меры по сохранению чистоты и красоты природы; понимать: – люди не должны загрязнять землю и водоёмы промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами; надо стараться решать возникающие экологические проблемы. |
Планируемые результаты формирования УУД
средствами предмета «Окружающий мир»
Личностные результаты: | Метапредметные результаты | ||
Регулятивные УУД: | Познавательные УУД: | Коммуникативные УУД: | |
- ориентироваться в социаль- ных ролях (член семьи, член классного коллектива, горожанин, селянин, гражданин России) и межличностных отношениях; - выделять нравственный аспект поведения; - соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; - соблюдать моральные, безопасные, экологически грамотные нормы поведения в обществе (семья, школа, общественные места) и природе. | - анализ своего знания и незнания; - постановка учебной задачи, умение принимать и сохранять учебную цель; - определение последователь-ности решения поставленной задачи, составление плана учебных действий; - коррекция своих действий (сличение с образцом, эталоном, ответом); - оценка своих действий (осознание усвоенного в результате решения учебной задачи, и на каком уровне). | - осмысливать цель чтения; - осуществлять поиск и выделение необходимой информации; - определять основную и второстепенную информацию; - сопоставлять информацию из разных источников; - систематизировать и структурировать информацию, отображать её в разной форме (план описания, рисунок, схема, таблица и др.); - преобразовывать информацию из одной формы в другую (вербальную – в нагляд-ную и наоборот); - дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы) и создавать собственные. | - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); - сотрудничество с взрослыми (учитель, родитель) и сверстни- ками, планирование общего дела, распределение функций участников и определение способов их взаимодействия; - проявление инициативы в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желание помочь взрослым и сверстникам; - оперирование в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, уважение позиции партнёра, выявление конфликтной ситуации при сотрудничестве, поиск вариантов её разрешения, принятие общего решения и его реализация. |
Предполагаемая самооценка ученика по освоению им личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий • Я – хороший ученик, знаю и выполняю правила поведения на уроке и в школе, в общественных местах и в природе, соблюдаю правила безопасного поведения на дороге, стараюсь культурно общаться. • Я понимаю (с помощью учителя), какая учебно-познавательная или практическая задача стоит передо мной. Учусь следовать плану выполнения задания, которое мне предлагает учитель. • Я могу пользоваться иллюстрациями, условными обозначениями, собственными наблюдениями как источником информации. Могу называть 2–3 признака предметов, сравнивать их и объединять в группы. Стараюсь делать правильные и красивые модели предметов окружающего мира. • Я могу работать вместе с одноклассником, договариваться и распределять работу по решению познавательной задачи. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
№ и тема урока Страницы учебника и рабочей тетради | Дата по плану | Дата по факту | Решаемые на уроке проблемы | Формируемые УУД | Характеристика деятельности учащихся | Способы проверки достижений уч-ся |
Раздел I. Человек и природа (10 часов) | ||||||
1. Повторение учебного материала, изученного в 1 классе Учебник – с. 3–4; Рабочая тетрадь – с.3 – 6; Тестовые задания – с.3 – 5, тест № 1. | 1.09 | Актуализировать знания учащихся об окружающем мире, проверить, что они запомнили, чему научились. | Проверяем умение объединять предметы в группы по существенным признакам; выполнять и оформлять разные тестовые задания. | Вспоминают три компонента окружающего мира: живая и неживая природа, изделия человека; называют изученные группы растений и животных, их основные признаки; учатся осуществлять самоконтроль и самооценку своих знаний и умений. | Тестовая работа | |
2. Что нас окружает Учебник – с. 5–7; Рабочая тетрадь – с.7; Тестовые задания - с.6 – 7, работа № 1. | 3.09 | Как учёные называют Окружающие предметы. Какими могут быть Источники информации о них, какими способами её представляют. Что значит «прочитать» схему. | Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы. | Принимают (совместно с учителем) и решают поставленные задачи разными способами: читают тексты, выбирая нужную информацию, анализируют иллюстрации и распределяют предметы окружающего мира в разные группы; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, учатся работать со схемами, анализируют информацию, которая в них представлена; формулируют выводы, подводят итог урока (какие были поставлены задачи, какими способами они решались, какой вывод сделан после их решения, о каком новом способе представления информации узнали). | ||
3. Человек – часть живой природы Учебник – с. 8 -9; Рабочая тетрадь – с.8–9, задания 7,8, 9; Тестовые задания – с. 8 – 9, тест № 2. | 8.09 | К какой части окружающего мира относится человек, с какой группой живых существ он имеет наибольшее сходство. Чем человек отличается от других живых существ. | Умение читать схемы и работать с ними; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | Актуализируют знания о живых существах, полученные в 1 классе и собственные наблюдения за животными, анализируют иллюстрации, отвечая на поставленные вопросы, читают текст, выделяя основные мысли, делают вывод, выполняют задания в рабочей тетради. | Тестовая работа | |
4. Человек – разумное существо Учебник – с. 10–14; Рабочая тетрадь – с.10–11, задания 10, 11, 12; Тестовые задания – С. 10 – 11, работа № 2. | 10.09 | Что в первую очередь научился делать человек. Чем дома людей отчитаются от жилищ животных. Что создал человек, чтобы облегчить свой труд. Почему люди стали изобретать средства передвижения. | Умение собирать инфор-мацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста; рассуждать и проверять свои выводы. | Рассуждают, чем человек отличается от животных, сравнивают их жилища, способы передвижения с изобретениями человека; делятся с одноклассниками собственными наблюдениями, формулируют выводы и проверяют их; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, работают с разрезными карточками. | ||
5. Здоровье человека. Значение природы для здоровья Учебник – с. 15–18; Рабочая тетрадь – с. 12–13, задания 13–18. | 15.09 | Что такое здоровье, что может повредить его. Что надо делать, чтобы сохранить здоровье. Кого называют закалённым человеком, как им стать. | Умение выбирать информацию из учебного, художественного текстов, из иллюстраций, собственных наблюдений, представлять её в виде схемы. | Анализируют иллюстрации, соотносят с текстовой информацией; рассуждают о том, как надо заботиться о своём здоровье, о способах закаливания; составляют советы, как сохранить здоровье, заполняют схему в рабочей тетради. | ||
6, 7. Органы чувств, их гигиена Учебник – с. 19–27; Рабочая тетрадь – с.14–15, задания 19 –23. | 17.09 22.09 | Чем важны органы чувств, какую информацию об окружающем человек получает с их помощью. Что опасно для их здоровья. Как беречь органы чувств, как сохранять остроту зрения, слуха и чувствительность кожи. Как оказать первую помощь при небольших травмах. | Умение собирать и анализировать нужную информацию из текста, иллюстраций и представлять её в разных формах. | Выясняют значение органов чувств человека, обсуждают правила поведения, которые помогают сохранять их здоровье; моделируют различные ситуации, в которых могут оказаться дети; составляют советы, как беречь здоровье органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания; проверяют остроту зрения и слуха, выполняют практическую работу (возможно с помощью школьного врача или медсестры) по использованию средств гигиены и оказания первой помощи при небольших травмах, выполняют задания в рабочей тетради. | ||
8. Чистота – залог здоровья Учебник – с. 29–31; Рабочая тетрадь – с.15, задание 24, с. 16,задание 25; Тестовые задания - с. 12 – 15, тест № 3 и работа № 3 (выборочно). | 24.09 | Почему чистота важна для здоровья. Что такое личная гигиена. Какие правила поведения надо соблюдать, чтобы сохранять своё здоровье. | Умение анализировать рисунки и представлять иллюстративную инфор-мацию в вербальной форме; умение давать аргументированный ответ. | Анализируют рисунки и «озвучивают» их, расшифровывают условные рисунки; обсуждают значение чистоты в жизни человека, составляют советы по её соблюдению, работают в парах, обобщают полученные знания о здоровье, выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях. | Тестовая работа | |
9. Зелёная аптека Учебник – с. 32 – 35. | 29.09 | Какое значение имеют растения для природы, человека. Какие растения помогают человеку справиться с болезнями. Как правильно собирать Лекарственные растения, о чём надо помнить при этом. | Умение узнавать предмет (растение) по описанию его признаков; умение работать в паре; умение пользоваться дополнительной литературой, составляя краткое сообщение. | Вспоминают, что они узнали о растениях в 1 классе, называют группы растений, их отличительные признаки (деревья, кустарники, травы, хвойные и лиственные деревья, ядовитые ягоды, культурные и дикорастущие); рассуждают о значении растений для природы и для человека; узнают лекарственные растения по описанию их признаков и свойств, высказывают свои предположения о происхождении названий некоторых растений; обсуждают, как правильно собирать лекарственные растения, и почему некоторые из них занесены в Красную книгу; готовят небольшие сообщения о выбранном лекарственном растении (по желанию). | ||
10. Азбука безопасного поведения Учебник – с. 36–44; Рабочая тетрадь – с.16–17, задания 26–28; Тестовые задания – с.12–15, тест № 3 и работа № 3 (выборочно). | 1.10 | Какие опасности подстерегают человека в природе. Что может быть опасным дома и на улице. Как вести себя с подозрительными незнакомыми людьми. | Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | Рассказывают о растениях, грибах, животных, которые опасны для жизни человека; читают тексты, выбирают нужную информацию и обсуждают, как правильно себя вести в природе, на улице, дома при выполнении разных домашних работ, как вести себя с незнакомыми людьми; моделируют и разрешают опасные ситуации, анализируют и «озвучивают» рисунки, составляют к ним полезные советы; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, дополняют выводы, которые даны в учебнике. | Тестовая работа | |
Раздел II. Человек и общество (8 часов) | ||||||
11. Человек – член общества Учебник – с. 46–48. | 6.10 | Что даёт человеку природа. Что такое «общество». Что люди делают сообща. Что значит, быть человеком полезным обществу. | Умение выделять в тексте основную мысль и находить ответы на вопросы. | Размышляют о человеке как части живой природы и общественном существе, о необходимости каждому члену общества трудиться, оказывать друг другу помощь в трудные минуты и в беде, о том, какую помощь обществу могут оказать сами; анализируют рисунки и делают выводы о том, кого можно назвать достойным членом общества. | ||
12. Разнообразие профессий людей Учебник – с. 49–51; Рабочая тетрадь – с. 18–19, задания 1–4. | 8.10 | Что такое «профессия». Что научился делать человек, что изобрёл, чтобы облегчить свой труд. Чем важны профессии учителя, эколога. | Умение выбирать нужную информацию из текста и иллюстраций. | Читают текст по абзацам, выделяя основную информацию, анализируют иллюстрации и «озвучивают» их (описывают работу людей разных профессий, соотносят профессию людей и место их работы); обсуждают важность профессий учитель, эколог; рассказывают о том, кем они хотели бы стать; выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками. | ||
13. Как мы общаемся. Правила этикета Учебник – с. 52- 62; Рабочая тетрадь – с.20, задание 5. | 13.10 | Для чего люди общаются. Какими бывают формы общения. Какого человека называют культурным, как им стать. Какие правила этикета надо соблюдать в общественных местах. | Моделировать ситуации общения с использованием разных его форм. Умение следовать правилам этикета, вежливого общения, умение работать в паре. | Рассуждают, для чего люди общаются, почему важно уметь правильно общаться; оценивают свои приоритеты, обсуждают, какого человека можно назвать общительным; разыгрывают по иллюстрациям сценки общения, моделируют ситуации общения по телефону, анализируют рисунки (расшифровывают жесты); обсуждают, для чего нужно знать правила этикета, значение вежливости в общении людей; разыгрывают сценки, подбирая вежливые слова для каждого конкретного случая, разыгрывают по иллюстрациям соблюдение правил этикета в театре, в музее, в библиотеке; составляют пословицы и поговорки и объясняют их значение, выполняют задание в рабочей тетради. | ||
14. Физическая и духовная красота человека Учебник – с. 63–69; Рабочая тетрадь – с. 20-21, задания 6-10, с. 22-23, задания 11, 12. | 15.10 | Какого человека можно назвать красивым, как им стать. Когда у человека бывает хорошее настроение, почему оно может испортиться. Влияет ли настроение на успехи в учёбе, на взаимоотношения с окружающими людьми. | Умение давать нравственную оценку поступкам, взаимоотношениям с друзьями, одноклассниками, взрослыми. Умение оценивать своё состояние и окружающих людей, умение сдерживать отрицательные эмоции. | Читают стихотворение, анализируют его и размышляют, чем определяется красота человека, какие качества личности, черты характера делают его красивым, что входит в понятие физическая и духовная красота, каких поступков не совершает красивый человек; моделируют поступки красивого человека, оценивают поступки детей и свои; размышляют, каким бывает отношение человека к окружающему миру, к людям, к одноклассникам, как управлять отрицательными эмоциями, как культурно проявлять положительные эмоции; обсуждают необходимость проявлять чуткость к окружающим людям, желание им помочь в трудную минуту, «озвучивают» картинки, объясняют, что могло стать причиной разного настроения изображённых на них детей, приводят примеры своих положительных и отрицательных эмоций, оценивают поступки ребят, которые портят настроение родным, и другим людям. | ||
15. Друзья, их значение в жизни людей Учебник – с. 70–73; | 20.10 | Кого можно назвать другом. Как поступают настоящие друзья | Умение давать оценку своим поступкам и одноклассников. | Размышляют о том, что нравится им в одноклассниках, друзьях, какого друга они хотели бы иметь, надо ли прощать обиды; моделируют день рождения друга; составляют и объясняют пословицы о дружбе, рас-сказывают о своих друзьях; анализируют содержание стихотворения, выполняют тест и оценивают его результаты. | ||
16. Семья. Родственники Учебник – с. 74–76; Рабочая тетрадь – с.24, задания 13–16. | 22.10 | Что такое семья. Какими бывают семьи. Кого называют родственниками. Как составить родословную семьи. | Умение работать со схемами, выделять главную мысль в тексте. | Рассказывают о своих представлениях, что такое семья, проверяют свои предположения по учебному тексту, объясняют понятия, выделенные в нём жирным шрифтом; решают логические задачи, читают схему и определяют по ней имена прадедов, выполняют задания в рабочей тетради; готовят рассказ о своей семье по предложенному плану. | ||
17. Семейные заботы и традиции Учебник – с. 80–85; Рабочая тетрадь – с. 25-27, задания 17–20. | 27.10 | Какую семью можно назвать дружной. Какие есть обязанности у членов семьи. Что такое семейные традиции, какими они могут быть. | Умение давать оценку значению семьи в жизни человека и своему отношению к своим родным. | Обсуждают, какими могут быть обязанности у каждого члена семьи, рассказывают о своих обязанностях; анализируют текстовую и иллюстративную информацию, делают выводы, выполняют задания в рабочей тетради; обсуждают вопросы для исследования родословной семьи, еѐ традиций и реликвий. | ||
18. Родословная семьи Учебник – с. 86; Рабочая тетрадь – с. 28-30, задания 21-24; Тестовые задания – с. 19-21, тест № 5. | 29.10 | Что такое проектная работа, как её выполняют и как представляют результаты исследований. | Умение выполнять проектную работу и презентовать её. | Урок презентаций проектных работ «Моя семья», выполнение теста. | Тестовая работа | |
Раздел III. Природа вокруг тебя (29 часов) | ||||||
19. Кто и как изучает природу Учебник – с. 88–91; Рабочая тетрадь – с. 31, задание 1. | 10.11 | Как человек познаёт окружающий мир. Кто такие учёные, какими способами они изучают природу. | Умение находить нужную информацию в тексте, ставить позна-вательную задачу и планировать её решение. | Актуализируют свои знания и наблюдения о природе, анализируют иллюстрации и текстовую информацию; учатся ставить познавательную задачу, планировать проведение опыта; выполняют задание в рабочей тетради, обобщают изученное на уроке. | ||
20. Природные тела и явления Учебник – с. 92–95; Рабочая тетрадь – с.31, задание 2, с. 32, 33; задания 3-7. | 12.11 | Что учёные называют телом, что - природным явлением. Какие природные явления происходят в неживой и живой природе. | Умение читать и составлять простые схемы, таблицы. | Рассказывают о своих наблюдениях природных явлений, описывают природные явления (по фото-графиям), происходящие в неживой и живой природе, соотносят их с временами года; читают схемы и конкретизируют их содержание примерами, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради. | ||
21, 22. Разнообразие облаков Учебник – с. 96–97; Рабочая тетрадь – с.34-35, задания 9-11; Тестовые задания –с. 22-23, тест № 6, работа №4. | 17.11 19.11 | Что такое облака, из чего они состоят, почему образуются. Чем туман отличается от облака, в чём их сходство. | умение соотносить текстовую и графическую информацию; умение высказывать и аргументировать свои предположения; умение моделировать. | Рассказывают о своих наблюдениях облаков, читают текст и соотносят описание облаков с их изображе-нием на иллюстрациях; предполагают, из чего могут состоять облака, проверяют свои предположения, делают выводы; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, моделируют кучевые, перистые, слоистые облака. | Тестовая работа | |
23. Солнце –ближайшая к Земле звезда Учебник – с. 98–101; Рабочая тетрадь – с.36, задания 13-16. | 24.11 | Что такое Солнце, почему оно светит и греет. Почему мы видим огромное Солнце небольшим кругом. | Умение находить в тексте основную и второстепенную инфор-мацию, соотносить видимые и реальные размеры тел, расстояний. | Размышляют, какие тела могут являться источником света и тепла, проверяют свои предположения по тексту; рассуждают о форме, размерах Солнца, как далеко оно от Земли; выполняют задания в рабочей тетради. | ||
24. Солнце и жизнь Учебник – с. 102–103; Рабочая тетрадь – с.37, задание 17. | 26.11 | Какое значение имеет Солнце для природы и людей. Всегда ли Солнце оказывает положительное влияние на живую природу. Как беречься от жарких солнечных лучей. | Умение анализировать рисунки, обобщать собранную информацию. | Обсуждают значение Солнца для всего живого на Земле, рассказывают о своих наблюдениях положительного и отрицательного воздействия солнечных лучей на растения, животных, человека; работают в парах, анализируя и «озвучивая» рисунки, составляют советы по безопасному поведению под солнечными лучами, проверяют их по учебному тексту; составляют рассказ (по желанию) о Солнце от имени биолога (врача, астронома, поэта, художника). | ||
25. Звёзды и созвездия Учебник – с. 104– 108; Рабочая тетрадь – с. 37, задание 18, с. 38, задание 19. | 1.12 | Почему звёзды видятся нам светящимися точками. Все ли звёзды одинаковые. Почему они разного цвета. Что такое созвездие. | Умение работать с дополнительной литературой, готовить сообщение о телах окружающего мира. | Рассказывают о своих наблюдениях звёзд и созвездий (Большой Медведицы); читают текст и выбирают нужную информацию для ответов на поставленные вопросы; готовят сообщение (легенду) о выбранном созвездии (по желанию). | ||
26. Кометы, метеоры, метеориты Учебник – с. 109– 110; Рабочая тетрадь – с. 38, задание 20. | 3.12 | Какие космические тела называют небесными «гостями». Как часто можно их наблюдать. Чем они отличаются от звёзд. | Развитие пространственного мышления, умение выполнять аппликацию. | Рассказывают о своих наблюдениях ночного неба, ставят познавательную задачу, решают её читая текст; сравнивают космические тела, находят сходства и различия между ними; выполняют задание (аппликацию) в рабочей тетради. | ||
27. Земля – планета Учебник (2 часть) – с. 3-7; Рабочая тетрадь №2 – с.3, задания 1-3. | 8.12 | К каким космическим телам относится Земля, какова её форма, размеры. Чем планеты отличаются от звёзд. Когда люди окончательно убедились, что Земля шарообразна. | Умение ставить познава-тельную задачу, работать в паре, давать оценку высказываниям одно-классников, аргументи-ровать свою точку зре-ния, выбирать нужную информацию из учебного текста. | Размышляют, почему слово «земля» пишется по-разному, проверяют свои предположения, читая текст; сравнивают планеты и звёзды, находят их сходства и различия; знакомятся с древними представлениями о форме Земли, с помощью простых опытов убеждаются в её шарообразности; отвечают на вопросы, выполняют задание в рабочей тетради. | ||
28. Движение Земли Учебник (2 часть) – с. 8–10; Рабочая тетрадь № 2, - с. 4, задания 4-6. | 10.12 | Что является причиной смены дня и ночи на Земле. Почему сменяются на ней времена года. Какой должна быть модель Земли. | Умение работать с предметными моделями. | Анализируют рисунки и ставят (совместно с учителем) познавательную задачу (выяснить, почему происходит смена дня и ночи на Земле), высказывают свои предположения и проверяют их по учебному тексту; знакомятся с моделью Земли – глобусом, убеждаются, что модель отражает шарообразную форму Земли, её вращение, наклон земной оси; находят на глобусе полюса Земли, экватор; наблюдают с помощью глобуса, как происходит смена дня и ночи; анализируют схему движения Земли вокруг Солнца, объясняют, почему происходит смена времён года, подбирают карточки с их изображением и помещают их в соответствующие места на схеме; отвечают на вопросы любознательных малышей; выполняют задания в рабочей тетради. | ||
29. Луна – естественный спутник Земли Учебник (2 часть) – с. 11–13; Рабочая тетрадь №2 – с. 5, задания 7-9. | 15.12 | Является ли Луна источником света и тепла. Почему её вид меняется в течение месяца, а затем повторяется. Чем различаются Солнце и Луна. | Умение моделировать природные явления, работать с учебным текстом, схемами. | Рассказывают о своих наблюдениях Луны, высказывают предположения, почему она не всегда видна, почему меняется её вид, излучает ли она свет и тепло, проверяют свои предположения по учебному тексту и с помощью опыта; моделируют движение Луны вокруг Земли, Земли вокруг Солнца, работая в парах, проводят наблюдения за Луной (вместе с родителями). | ||
30. Исследования Луны. Человек на Луне Учебник (2 часть) – с. 14–15 Рабочая тетрадь №2 – с. 6-7, задания 10-13 | 17.12 | Почему видны на Луне светлые и тёмные пятна. С помощью чего и как Исследуют поверхность Луны. | Умение находить в тексте нужную информацию, обобщать полученные знания, аргументировать свои ответы, работать в паре. | Знакомятся с первыми исследованиями лунной поверхности с помощью космических аппаратов, с посещением Луны американскими астронавтами; читают стихотворение, рассматривают иллюстрацию к нему и высказывают свои предположения о лунной поверхности, проверяют свои предположения по тексту, данному в рабочей тетради; обсуждают ответы на вопросы, предлагают свои аргументы; выполняют задания в рабочей тетради и творческое задание (по желанию). | ||
31. Планеты, движущиеся вокруг Солнца Учебник (2 часть) – с. 16 – 17; Рабочая тетрадь – с. 8-9, задания 14-16. | 22.12 | Движутся ли вокруг Солнца, кроме Земли, другие планеты. Похожи ли они на Землю. Чем особенна планета Земля. | Умение моделировать расположение предметов в пространстве, работать с учебным текстом, выделять главную мысль каждого абзаца. | Повторяют изученное ранее; читают текст, выбирая нужную информацию для определения основной мысли каждого абзаца; сравнивают планеты, рассматривая их изображения, работают с разрезными карточками, выполняют задание в рабочей тетради; рассуждают об уникальности планеты Земля и необходимости сохранить на ней жизнь. | ||
32. Разнообразие космических тел. Обобщающий урок Учебник (1 часть) –с.98–110, учебник (2 часть) – с. 3-17; тестовые задания-с.26-27, тест №7, с. 28-29, работа №5 | 24.12 | Обобщаем знания по теме «Небесные тела». Проверяем умения различать и классифицировать космические тела. Анализируем, насколько успешно усвоены учащимися УУД. | Проверяем умение выполнять и оформлять тестовые задания разных видов. | Выполняют тестовые задания, оценивают результаты, определяют свои пробелы, восполняют их. | ||
33. Поверхность Земли. Материки и океаны Учебник (2 часть) – с. 18–23, второй форзац учебника (1 часть); Рабочая тетрадь №2 – с. 10-11, задание 17, с. 12 задание 18. | 12.01 | Что изучает наука география. Что называют её вторым языком. Как изображают земную поверхность на глобусе и карте. Какие её два вида преобладают на планете Земля. Сколько на Земле материков и океанов. | Умение работать со схемами и круговыми диаграммами, умение пользоваться условными обозначениями. | Ставят познавательную задачу (исходя из названия темы), высказывают предположения, проверяют их по тексту учебника; ставят учебную задачу (научиться читать карту – расшифровывать её условные обозначения), учатся добывать информацию о земной поверхности (по снимку Земли из космоса, по глобусу, по карте полушарий Земли), находят на карте полушарий материки и океаны Земли; учатся работать с круговыми диаграммами, схемами, выполняют задания в рабочей тетради, обобщают полученные знания и проверяют их по выводу в учебнике. | ||
34. Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними. Учебник (2 часть) – с. 24-27; Рабочая тетрадь №2 – с. 12, задания 19- 20, с. 13, задания 21, 22. | 14.01 | Какие формы суши преобладают на земной поверхности. Что называют равниной, какой она бывает. Что такое холм, овраг. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, опреде-лять их существенные признаки, соотносить текстовую и графическую информации. | Ставят познавательную задачу, читают текст и соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, выделяют новые понятия, определяют по рисунку-схеме части холма; рассуждают об использовании равнин человеком, о причинах появления на них оврагов, их вреде и мерах борьбы с ними, узнают о насыпных холмах – курганах и для чего их используют; выполняют задания в рабочей тетради, моделируют холмы и овраги из пластилина. | ||
35. Горы, их разнообразие Учебник (2 часть) – с. 28–30; Рабочая тетрадь №2 – с. 14, задания 23, 24. | 19.01 | Какими бывают горы. Как изображают их на карте. Как называются части горы, какими они бывают. | Умение извлекать информацию с помощью условных знаков (карты); моделировать объекты окружающего мира. | Рассказывают о своих наблюдениях гор (если таковые имеются); ставят познавательную задачу, решают её читая текст, соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, обобщают полученные знания и проверяют свои выводы по учебнику; учатся работать с картой, находят географические объекты по её цветовой окраске; моделируют разные по высоте горы из бумаги, пластилина, глины, выполняют задания в рабочей тетради. | ||
36. Горы и люди. Безопасное поведение в горах Учебник (2 часть) – с. 31–34; Рабочая тетрадь №2 – с. 15, задание 25, с. 16, задания 26-27. | 21.01 | Живут ли люди в горах, чем они занимаются. Какие дороги строят в горах. Чем опасны горы. | Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников, умение работать с блок-схемами алгоритмов. | Предполагают, что будет изучаться в теме «Горы и люди», ставят познавательную задачу и решают её, рассматривая иллюстрации, проверяют свои предположения, читая текст; описывают красоту гор и обсуждают, какие опасности подстерегают человека в горах, какие меры предосторожности надо предпринимать, бывая в горах; оценивают отрицательное влияние человеческой деятельности в горной местности, экологические проблемы, возникающие в местах добычи полезных ископаемых, предлагают способы восстановления природной красоты, выполняют задания в рабочей тетради. | ||
37. Экскурсия. Формы суши родного края. Карта региона, рабочая тетрадь №2 – с. 17, задание 28. | 26.01 | Наблюдение форм суши местности, в которой живём. Повторение и применение полученных знаний на практике. | Умение представлять результаты наблюдений в разной форме; эсттическое восприятие природы. | Наблюдают формы суши, преобладающие в данной (в которой живут) местности, оформляют рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями и др. (по выбору). | ||
38. Земля и её поверхность. Обобщающий урок Учебник (2 часть) – с. 18-34; Тестовые задания –с. 30-32, тест № 8, с. 33–34, работа № 6. | 28.01 | Обобщаем изученное в этом разделе, проверяем усвоение основных понятий и универсальных учебных действий. | Проверяем умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами. | Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их. | Тестовая работа | |
39, 40. Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей Учебник (часть 2) – с. 35–38; Рабочая тетрадь №2 – с. 18, задания 29- 31, с.19, задания 32, 33. | 2.02 4.02 | Что такое водоём. Какие водоёмы на Земле самые крупные. Какая в них вода. Чем опасен океан. | Умение работать с разными источниками информации, оценивать действия и поведение людей, своё собственное. | Ставят познавательную задачу, сравнивают по глобусу, чего больше на земной поверхности суши или воды, находят самые крупные водоёмы – океаны, определяют частью каких океанов являются некоторые моря (по заданию в рабочей тетради); выполняют опыт, моделируя морскую воду; рассказывают о значении моря для людей, обсуждают экологические проблемы, связанные с их деятельностью, обсуждают правила безопасного поведения на море; сочиняют экологическую сказку о море (по желанию). | ||
41, 42. Пресные воды суши. Река, её части. Значение рек для людей Учебник (часть 2) – с. 39–43; Рабочая тетрадь №2 – с. 20, задания 34, 35, с. 21-22, задания 36-39. | 9.02 11.02 | Какую воду называют пресной. Что такое река, какие у неё есть части. Какими могут быть реки. Чем важны реки для людей, чем они опасны. | Умение моделировать природные объекты, выбирать необходимую информацию из учебного текста и иллюстраций, работать со схемами. | Ставят познавательную задачу, соотносят текстовую и графическую информацию; составляют схему реки из её частей, объясняют происхождение слов «исток», «приток»; моделируют водный поток реки, канал, плотину; рассуждают о значении реки, обсуждают стихийные бедствия, связанные с изменением водного потока реки, проблемы её загрязнения, правила безопасного поведения на реке; выполняют проектную работу (экологическое путешествие по реке) по информации, данной на первом форзаце учебника. | ||
43, 44. Озёра, пруды, болота. Байкал – жемчужина России Учебник (часть 2) – с. 44–49; Рабочая тетрадь №2 – с. 23, 24 задания 40-43. | 16.02. 18.02 | Чем различаются пресные водоёмы. Чем озеро отличается от пруда, от болота. Какие озёра самые большие, самые глубокие на Земле. Где на Земле находятся самые большие запасы пресной воды. | Умение работать текстовой и графической информацией, с рисунками-схемами; эстетическое восприятие природы . | Ставят познавательную задачу, анализируют рисунки и сравнивают разные пресные водоёмы, находят их сходства и различия; рассуждают о значении водоёмов для людей и природы; обобщают знания о земной поверхности, совершая мысленное путешествие по рисунку-схеме (учебник с. 47); выполняют задания в рабочей тетради, готовят сообщение об озере Байкал (или о местном озере) по желанию. | ||
45. Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов Учебник (часть 2) – с. 50–52; Рабочая тетрадь №2 – с. 25, задание 44, с. 26, задание 45. | 25.02 | Какое значение имеет пресная вода для природы и человека. Много ли на Земле питьевой воды, из каких источников её берут. Как можно сохранять чистоту водоёмов с питьевой водой. | Умение работать с разными источниками информации; давать нравственную оценку отношению людей к природе. | Актуализируют свои знания и наблюдения о питьевой воде и её источниках, рассуждают о значении воды для растений, животных, человека, обсуждают мировую экологическую проблему нехватки питьевой воды, предлагают меры экономного её расходования, придумывают плакаты-памятки о бережном расходовании воды и сохранении её чистоты; обобщают изученное на уроке. Обсуждают экологические проблемы, связанные с деятельностью человека, предлагают меры по сохранению чистоты и красоты водоёмов. | ||
46. Экскурсия. Водоёмы родного края Карта региона, рабочая тетрадь №2 – с. 27-28, задания 46-49. | 2.03 | Наблюдение разных видов водоёмов в своей местности. Повторение и применение полученных знаний на практике. | Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. | Наблюдают водоёмы, которые есть в данной (в которой живут) местности, оформляют отчёт о своих наблюдениях (рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями). | ||
47. Разнообразие водоёмов. Обобщающий урок Учебник (2 часть) –\ с. 35-52; Тестовые задания – с. 35-37, тест № 9, с.38–39, работа № 7; Рабочая тетрадь №2 - с.29, задание 50. | 4.03 | Обобщаем знания по теме «Водоёмы», проверяем усвоение основных понятий, предметных и универсальных учебных умений. | Умение различать (и изображать) объекты окружающего мира по их отличительным призна-кам, объединять и рас-пределять их по сущест-венным признакам; уме-ние работать со схемами, выполнять и оформлять тестовые задания разных типов. | Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их. | Тестовая работа | |
Раздел IV. Наша Родина – Россия (9 часов) | ||||||
48. Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство Учебник (2 часть) - с. 53– 58; Рабочая тетрадь №2 – с.30, задания 1, 2. | 11.03 | Что такое Родина и «малая родина». Чем отличается Россия от других стран мира. Кого называют гражданином России. Чем различаются народы разных национальностей. | Умение работать с текстовой и графической информацией, выделять главную мысль, находить определение понятий, анализировать рисунки, рисунки-схемы, фотографии, составлять небольшое сообщение (о своей «малой родине»). | Составляют представление о России по рисунку-схеме, проверяют его по учебному тексту; выделяют в тексте новые для них понятия и объясняют их; рассказывают о своей малой родине; готовят выставку национальной одежды, готовят национальные танцы, исполняют песни, готовят блюда национальной кухни (по желанию). | ||
49. Российская Федерация, её государственные символы Учебник (2 часть) – с. 59– 61, второй форзац учебника; Рабочая тетрадь № 2 –с.31, задание 3. | 16.03. | Как называется наше государство. Что относится к государственным символам, что они символизируют. Какими могут быть границы государства, кто их охраняет. | Умение отличать государственные символы России от других государств, воспитание патриотизма. | Актуализируют свои знания о государстве, его символах, проверяют себя по учебному тексту, объясняют значение символов, содержание гимна, исполняют его, обсуждают, где и когда вывешиваются государственные флаги и исполняется государственный гимн, узнают правила прослушивания государственного гимна; готовят сообщение о государственных символах (по выбору). | ||
50. Конституция – основной закон государства. Государственные праздники Учебник (часть 2) – с. 62– 67. Рабочая тетрадь № 2 – с.31, задание 4; Тестовые задания - с. 40- 41, тест № 10. | 18.03 | кто им управляет Что такое закон. Где записаны законы государства. Какими правами и обязанностями наделены граждане России. Что такое государственный праздник. | Умение работать с текстом, выделять основную мысль, находить информацию для ответа на вопросы. | Выделяют в тексте незнакомые понятия, объясняют их и применяют, выполняя задания в рабочей тетради и тестовые задания; обсуждают права и обязанности гражданина России, в том числе и права ребёнка (они выделены международным сообществом отдельно); знакомятся (или закрепляют) с государственными праздниками, международными Днями охраны природы, профессиональными праздниками, которые отмечаются в России. | Тестовая работа | |
51. Москва – столица России Учебник (часть 2) – с. 68– 71. | 1.04 | Какой город является столицей современной России. Всегда ли Москва была столицей нашего государства. Чем славятся Москва, Санкт–Петербург, Великий Новгород. | Умение выполнять проектную работу. | Знакомятся с историей государства, какие города были его столицами, с их достопримечательностями; готовят сообщение о любой достопримечательности Москвы (или об истории возникновения города). | ||
52. Российские города. Учебник (2 часть) – с. 72–76; Тестовые задания – с. 42- 43, работа № 8 | 6.04 | Чем известны и примеча-тельны некоторые города России. За какие заслуги городу присваивают звание «город-герой». Какие города называют городами воинской славы. Как дают имена городам, что отражают на их гербах. | Умение осуществлять поиск информации в Дополнительной литера-туре, выделять нужную информацию из текста (учебного, научно- попу-лярного, художествен-ного) из иллюстраций, умение представлять собранную информацию; умение выполнять тесто-вые задания разных типов. | Актуализируют свои знания о российских городах, рассматривают иллюстрации предполагают, чем примечательны города, изображённые на них, почему они так названы; выделяют информацию, связанную с городами-героями, городами воинской славы, городами-миллионерами; размышляют и делают вывод о том, где в давние времена строились города, как защищались, что обязательно строилось в древнем городе; рассматривают и сравнивают гербы городов, предполагают, чем могут заниматься его жители; выполняют задания в рабочей тетради и готовят сообщение о родном городе. | ||
53. Родной город (село), его достопримечательности Тестовые задания – с. 49, задание 1. | 8.04 | Продолжить формировать умение выполнять проектную работу. | Умение выполнять проектную работу; тестовые задания разных типов, работать с блок-схемами алгоритмов. | В начале урока ученики выполняют задание в тестовой тетради; обсуждают, какими достопримечательностями могут гордиться люди, живущие в городе, как они должны за ними ухаживать. Далее проходит презентация групповых проектных работ о родном городе. | ||
54. Горожане и селяне. Проблемы современного города Учебник (2 часть) – с. 77–82; Рабочая тетрадь № 2 - с. 32, задание 5, с. 33, задание 6 | 13.04 | О чём думают архитекторы, когда проектируют город, какие зоны выделяют в нём. Чем различаются улицы больших городов. Какие службы есть в городах, чем они занимаются. Чем опасны свалки отходов. Как надо собирать отходы, как их перерабатывать. | умение работать со словарём; умение ставить познавательную задачу и решать её с помощью опыта, выполнять простые опыты. | Рассуждают, чем отличается город от села (деревни), чем отличается вид современного города от старинного города, чем различаются промышленная, жилая зоны, места отдыха в городе; сравнивают условия жизни горожан и селян, анализируют городские улицы и постройки, высказывают предположения, о чём должен думать архитектор, планируя город, проверяют свои предположения по тексту, находят различия между улицей, проспектом, бульваром, площадью по иллюстрациям; рассуждают, чем занимаются городские службы, как следят за чистотой городского воздуха и воды, как озеленяют город, куда направляют городские отходы, выясняют значение слова «свалка», что может находиться на ней, обсуждают чем опасны свалки отходов; предлагают свои варианты избавления жителей от бытовых отходов, как их можно уменьшить, как правильно организовать их сбор; выполняют опыт, чтобы узнать, как сортируют металлический лом, выполняют задания в рабочей тетради. | ||
55. Проблемы современного города (продолжение) Учебник (2 часть) – с. 83– 85; Рабочая тетрадь № 2 - с. 34, 35, задания 7-9. | 15.04 | Транспортные проблемы современного города. Каким бывает наземный транспорт, причиной каких экологических проблем он может быть. | Умение проводить наблюдения, анализировать их; работать с блок-схемами алгоритмов. | Закрепляют свои знания, совершая мысленное путешествие по городу (рисунок-схема города в (учебнике); актуализируют свои наблюдения и обсуждают, какими могут быть проблемы в большом городе, связанные с наземным транспортом; называют отличительные признаки разных видов наземного транспорта и распределяют его на группы; обсуждают правила безопасного поведения на транспорте; выполняют задания в рабочей тетради. | ||
56. Водный и воздушный транспорт. Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании Учебник (2 часть) – с. 86– 89; Рабочая тетрадь № 2 с. 36 - 38, задания 10-15; тестовые задания – с. 46- 47, работа № 9, задания 1-6. | 20.04 | Какие виды водного и воздушного транспорта изобрёл человек. Какие проблемы создаёт транспорт, для городских жителей, как их можно решить. | Умение выдвигать проблемы и решать их, работать со схемами, блок-схемами алгоритмов, классифицировать предметы окружающего мира. | Сравнивают различные виды транспорта, классифицируют их, выделяя их отличительные признаки; обсуждают экологические проблемы, связанные с транспортом и предлагают возможные пути их решения; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях. | ||
Раздел V. Человек – творец (9 часов) | ||||||
57. Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. Профессия археолог Учебник (2 часть) – с. 90– 93. Рабочая тетрадь № 2 – с. 39, задание 16. | 22.04 | Какими бывают музеи, какие экспонаты в них хранятся. О чём можно узнать в музеях. Чем важна профессия археолог. | Умение целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения. | Закрепляют полученные знания, выполняя работу № 9 в тетради «Тестовые задания»; актуализируют свои знания о музеях и проверяют их, работая с учебным текстом, выполняют задание в рабочей тетради. | ||
58. Старинные и современные предметы одежды и быта Учебник (2 часть) – с. 94- 96; Рабочая тетрадь № 2 – с. 39, задание 17, с. 40, задание 18. | 27.04 | Какими были старинные предметы быта, одежда и обувь, чем они отличались от современных вещей. | Умение анализировать рисунки, текст и извлекать из них нужную информацию. | Сравнивают (находят сходства и различия) старинные и современные предметы быта, одежду, светильники; обсуждают правила безопасного пользования осветительными приборами (современными и старинными), выполняют задания в рабочей тетради. | ||
59. Старинные и современные средства письменности, счёта, связи Учебник (2 часть) – с. 97–101; Тестовые задания – с. 44-45, тест № 11. | 29.04 | Как в давние времена писали, считали, связывались друг с другом на расстоянии. | Умение анализировать рисунки и текстовую информацию, выполнять проектную работу и презентовать её. | Сравнивают современные и старинные средства письменности, счёта, связи, издание книг; готовят выставку старинных вещей и презентуют её экспонаты. | Тестовая работа | |
60. Художественное творчество человека Учебник (2 часть) – с. 102–103. Тестовые задания – с. 48- 51, работа № 10. | 4.05 | Что кроме жилища, пищи, одежды ещё необходимо человеку. Что такое «искусство», какими его видами занимаются люди. | Развитие эстетического восприятия окружающего мира, умение оценивать произведения искусства. | Рассуждают, для чего нужно человеку искусство, актуализируют свои знания о людях искусства, их произведениях; обсуждают, какие качества необходимы человеку, чтобы заниматься искусством, кого называют талантливым, чем интересны профессии художника, композитора, поэта и др.; делятся своими впечатлениями о посещении цирка, театров, вспоминают правила культурного поведения в театре, консерватории, цирке, при посещении выставки художников; выполняют задания в тестовой тетради. | ||
61. Природа в произведениях литературы, живописи, музыки. Дополнительные источники информации. | 6.05 | Какими способами можно представить знания о природе, человеке, обществе. | Умение выполнять и презентовать проектное исследование. | Выбирают тему исследования (работу художника, поэта, композитора, скульптора, посвящённую природе) и готовят её презентацию (короткое сообщение о деятеле искусства, репродукцию картины и её описание, стихотворение и др.). | ||
62. Красота природная и рукотворная. Осевая симметрия Учебник (2 часть) – с. 104-105; Рабочая тетрадь № 2 – с. 41-42, задания 19-23. | 11.05 | Какой предмет называют симметричным. Какую симметрию называют осевой (зеркальной). | Умение целенаправленно наблюдать, делать выводы из наблюдений; умение различать предметы по их отличительным признакам. | Наблюдают (рассматривают) различные предметы природы, изделия человека, сравнивают их, пытаются объяснить, чем они красивы, проверяют свои предположения с текстом учебника и объяснениями учителя; выделяют признаки симметричного предмета и обсуждают, как его отличить от несимметричного предмета; догадываются о признаке осевой симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в классной комнате, находят среди них предметы с осевой симметрией, проверяют правильность проведения линии симметрии; «играют» с зеркалом, наблюдая зеркальное отражение в нём предметов, находят его особенности, выясняют, какое расположение предметов называют зеркально-симметричным, располагают соответственно предметы на столе. | ||
63. Центральная (поворотная) симметрия. Центр симметрии Учебник (2 часть) – с. 105; Рабочая тетрадь № 2 – с. 43, задания 24-26, с. 44, задания 27-29. | 13.05 | Как проверить, что данный предмет не обладает осевой симметрией. Как проверить, что предмет обладает центральной (поворотной) симметрией. | Умение работать с разными источниками информации. Умение применять знания в практической деятельности. | В начале урока проверяют свои знания осевой симметрии, выполняя задания в рабочей тетради; догадываются о признаке центральной симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в классной комнате, находят среди них предметы с центральной симметрией; проверяют вырезанное (из рабочей тетради) изображение предмета на наличие осевой симметрии, убеждаются, что повторяемость частей предмета происходит при его повороте, находят центр симметрии предметов; выполняют задания в рабочей тетради. | ||
64. Орнаментальная (переносная) симметрия. Виды симметрии в изделиях людей Учебник (2 часть) – с. 106-109; Рабочая тетрадь № 2 – с. 45, задания 30-32. Тестовые задания – с. 52-52, работа № 11. | 18.05 | Какой вид симметрии часто используется в узорах одежды, предметов быта, украшениях. Почему люди используют симметрию в своих изделиях. Проверка усвоения знаний по разделу «Симметрия». | Развитие эстетического восприятия окружающего мира; умение применять знания в практической деятельности. Умение проверять и оценивать результаты своего учебного труда. | Догадываются о признаке переносной симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в классной комнате, находят среди них предметы, где есть переносная симметрия, находят ячейку переноса; выполняют задания в рабочей тетради. Рассуждают, где необходима симметрия, где ею можно пренебречь. Выполняют разные тестовые задания, оценивают свою работу и восполняют пробелы. | ||
65. Контрольный урок. Что узнали, чему научились во 2 классе Тестовые задания – с. 54- 56; Рабочая тетрадь № 2 – с.46. | 20.05 | Проверяем предметные знания и умения работать с текстовой и графической информацией, умение оценивать свои успехи в учёбе. | Умение работать с иллюстрациями, текстом, находить нужную информацию, использовать её для решения учебных задач. | Читают текст, выбирают нужную информацию, отвечая на вопросы; выбирают тела неживой и живой природы и дают им характеристику, называют их существенные признаки, находят в тексте явления, которые характерны для Мурманска, по его гербу определяют, чем занимаются его жители; выбирают (или делают все) дополнительные вопросы и отвечают на них; в рабочей тетради оценивают свои успехи так, как они оценивали выполнение тестов – кружок красный – выполнил всё, доволен собой, жёлтый квадрат – допустил одну две ошибки, не совсем уверен в некоторых ответах, но знания свои считаю достаточно хорошими, зелёный треугольник – сделал только половину работы, считаю, что знания у меня посредственные. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...