Рабочая программа по Окружающему миру. 1 класс УМК "Гармония"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Данная разработка поможет учителю при составлении своей рабочей программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 106.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
УМК « Гармония» 1 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана на основе ФГОС за курс начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ, авторской программы «Окружающий мир» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений (О.Т. Поглазовой, , Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012г) и в соответствии с Образовательной программой МБОУ СОШ №4.
Учебники имеют гриф: «Рекомендовано Министерством образования и науки».
Общая характеристика учебного курса.
Цель изучения курса «Окружающий мир»:
- формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются:
- социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
- воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.
Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
Таким образом в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его.
- Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.
- Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию.
- Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.
- В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии.
- Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.
- Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.
- Разумная интеграция и дезинтеграция различных областей знаний в мире.
- Органичное объединение разных областей знания на основе межпредметных связей.
- Cоответствие предметным принципам обучения: экологическому, сезонному, краеведческому, культурологическому, хронологическому.
- Учёт возрастных, психофизиологических возможностей, особенностей восприятия, мышления с последующим их развитием.
- Совместная работа ума, сердца и рук – именно эта триада положена в основу учебных пособий по курсу «Окружающий мир».
Место учебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане содержание программы курса «Окружающий мир» 1 класса рассчитано на 66 часов, 2часа в неделю (33 учебные недели), но будет проведено 64 урока, так как в соответствие с расписанием на 2013-2014 учебный год уроки приходятся на праздничные дни (2 мая, 9 мая), в связи с этим количество часов сокращается на 2 часа. Программа курса в полном объёме будет реализована за счёт блоковой подачи материала по некоторым темам.
Учебно-методический комплект.
Учебники и тетради с печатной основой для учащихся
(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)
- Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. Учебник для 1 класса. В 2-х частях. – 2012г.
- Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. – 2013г.
Для учителя
(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)
- Поглазова О. Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса. – 2012г.
- Поглазова О. Т. Программы для 1–4 классов. – 2009г. и послед.
- Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, 3-е издание. Москва «Просвещение» 2011г.
Содержание начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир» 1класс
Название раздела | Содержание | |||
Твои первые уроки | Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке. Учебный труд, школьные принадлежности, обязанности ученика, организация рабочего места в школе и дома (порядок, освещение, свежий воздух и др.). Внешний вид и соблюдение личной гигиены. Разнообразие уроков, их расписание. Особенности урока «Окружающий мир». Условные знаки как источник информации (способ обозначения предметов и явлений окружающего мира, указания способа действия, способ предупреждения и др.). Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте (сигналы светофора, дорожные знаки). Уроки культурного общения (в семье, в школе, в общественных местах). Учителя, одноклассники, друзья, ценность добрых уважительных отношений с окружающими людьми. Уроки здоровья. Тело человека и его развитие (осанка, гибкость, необходимость физических упражнений). Здоровое питание. Правильный выбор одежды. Важность здорового сна (правила поведения перед сном). | |||
Окружающий мир, его изучение | Как человек познаёт окружающий мир, источники информации о нём. Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания. Как сравнивают предметы и объединяют в группы (классифицируют). Наблюдения – важнейший способ познания и источник знаний об окружающем мире. Органы чувств как помощники наблюдателя. Опыт как один из способов познания свойств предметов. Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира (любознательность, наблюдательность, воображение, пытливость, умение размышлять и делать выводы). Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком; тела живой и неживой природы. Отличие живых существ от тел неживой природы. | |||
Разнообразие растений | Растения – живые существа. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, воздух, свет, почва). Строение растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя) на примере цветкового растения. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травянистые растения, их отличительные признаки. Хвойные и лиственные деревья, их разнообразие. Ягодные растения, ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Растения родного края (пришкольного участка, парка, леса). Культурные растения, чем они отличаются от дикорастущих растений. Где и как люди выращивают культурные растения, что из них изготавливают. Разнообразие растений сада, огорода, поля. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу. Комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними. | |||
Грибы, их разнообразие | Разнообразие грибов. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, питательные вещества). Строение шляпочного гриба. Пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные, несъедобные и ложные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов | |||
Разнообразие животных | Животные – живые существа, среда их обитания. Условия, необходимые для жизни животных. Способы питания и защиты разных животных. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, их главные, существенные признаки. Дикие и домашние животные. Для чего человек разводит домашних животных. Домашние питомцы, уход за ними. Значение животных для природы и человека, бережное отношение к ним. Важность сохранения дикорастущих растений и диких животных. Красная книга. Заповедники, заказники, зоопарки. Наиболее распространённые животные разных групп, обитающие в родном краю (название, краткая характеристика на основе наблюдений). Растения и животные родного края, занесённые в Красную книгу России (региона). | |||
Творения людей вокруг нас | Природные материалы, используемые человеком для своих изделий. Что люди изготавливают из древесины, важность бережного отношения к таким изделиям. Экономное расходование бумаги, вторичное использование бумажных отходов. Красота изделий народных мастеров. Национальные узоры в одежде и предметах быта народов России. | |||
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Оценка планируемых результатов | Экскурсии |
1 | Твои первые уроки | 14 | 1 | |
2. | Окружающий мир и его изучение | 7 | ||
3. | Разнообразие растений | 14 | Проверочная работа Тестовая работа | 1 |
4. | Грибы. | 3 | ||
5. | Разнообразие животных | 18 | Тестовая работа | 1 |
6. | Творение людей вокруг нас | 8 | Проверочная работа | 2 |
Итого | 64 | 4 | 5 |
Распределение учебного времени прохождения программного материала
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.
Месяц число | Способы проверки достижений уч-ся | |
Тестовая работа | Проверочная работа | |
Сентябрь | ||
Октябрь | ||
Ноябрь | ||
Декабрь | 20.12 | |
Январь | 21.01 | |
Февраль | ||
Март | ||
Апрель | 11.04 | |
Май | 23.05 | |
Количество работ за год | 2 | 2 |
ПРИМЕЧАНИЕ: тексты тестовых и проверочных работ есть в наличии у каждого ученика - тетради на печатной основе (авторы: Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. – 2013г. Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)
Требования ФГОС
Планируемые результаты по предмету
№ п/п | Содержательные линии | Базовый уровень Ученик научится: | Повышенный уровень Ученик получит возможность научиться: |
1. | «Человек и природа» |
|
|
2 | «Человек и общество» |
|
|
«Изучение правил безопасной жизни» |
|
|
Планируемые результаты формирования УУД
средствами предмета «Окружающий мир»
Личностные результаты: | Метапредметные результаты | ||
Регулятивные УУД: | Познавательные УУД: | Коммуникативные УУД: | |
У ученика начнут формироваться:
У ученика могут быть сформированы:
| Ученик начнёт учиться:
Ученик получит возможность научиться:
| Ученик начнёт учиться:
Ученик получит возможность научиться:
| Ученик начнёт учиться:
Ученик получит возможность научиться:
|
Предполагаемая самооценка ученика по освоению им личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий • Я – хороший ученик, знаю и выполняю правила поведения на уроке и в школе, в общественных местах и в природе, соблюдаю правила безопасного поведения на дороге, стараюсь культурно общаться. • Я понимаю (с помощью учителя), какая учебно-познавательная или практическая задача стоит передо мной. Учусь следовать плану выполнения задания, которое мне предлагает учитель. • Я могу пользоваться иллюстрациями, условными обозначениями, собственными наблюдениями как источником информации. Могу называть 2–3 признака предметов, сравнивать их и объединять в группы. Стараюсь делать правильные и красивые модели предметов окружающего мира. • Я могу работать вместе с одноклассником, договариваться и распределять работу по решению познавательной задачи. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
№ и тема урока Страницы учебника и ра- бочей тетради | Кол-во ча сов | Дата по плану | Дата по факту | Основные элементы содержания учебного материала | Формируемые УУД | Характеристика деятельности учащихся | Способы проверки достиже ний уч-ся |
Раздел I. Твои первые уроки (14 часов) | |||||||
1. День знаний учебник – с. 3–7 | 1 | 3.09 | Анализ готовности детей к учебной деятельности, уровня их развития. | постановка учебной задачи; умение извлекать информацию из рисунка, фотографии | Учатся принимать учебную задачу, отвечать на вопросы, анализировать рисунки. | ||
2. Путешествие по школе учебник –с. 8, 9;трабочая тетрадь – с. 3,задания № 1, 2 | 1 | 6.09 | Какие помещении есть в школе и как они функционируют. | умение наблюдать окружающее | Собирают информацию, рассматривая рисунки, учатся составлять их описание; выполняют задания в рабочей тетради. | ||
3.Школьные принадлежности учебник – с. 10–13; рабочая тетрадь – с. 4, 5, задания № 3–5 | 1 | 10.09 | Как нужно вести себя на уроке и в школе. Что изменилось в жизни ребёнка с приходом в школу. Какими должны быть внешний вид ученика, его рабочее место. | умение отгадывать загадки – называть отличительные признаки загадываемого предмета; умение анализировать рисунок, описывать, что изображено на нём | Учатся организовывать своё рабочее место в школе и дома; отгадывают загадки и объединяют предметы в группы (школьные принадлежности, игрушки); узнают, каким должен быть школьный портфель, что и как в него складывать, как правильно его носить. | ||
4. Правила поведения в школе учебник – с. 14–17 | 1 | 13.09 | Какого школьника называют примерным учеником. Что такое расписание уроков. | формирование оценочной деятельности | Моделируют различные формы поведения в помещениях школы; оценивают рабочие места и поведение школьников, изображённых на рисунках, и делают вывод, какими они должны быть; обсуждают правила личной гигиены, учатся пользоваться гигиеническим уголком; работают с разрезными карточками. | ||
5. Условные знаки учебник – с. 18–21; рабочая тетрадь – с. 6, 7, задания № 6–9 | 1 | 17.09 | Для чего люди придумали условные знаки, что можно заменить ими. Что указывают условные знаки учебника и рабочей тетради. | умения принимать учебную задачу и планировать её выполнение; работать в паре; пользоваться условными обозначениями | Учатся заменять условными знаками предметы, действия с ними, природные явления; анализируют изображённые условные знаки (раскрывают закодированную в них информацию); выполняют задания в рабочей тетради, учатся работать с разрезными карточками. | ||
6, 7. Безопасный путь учебник – с. 22–27; рабочая тетрадь – с. 8, 9, задания № 10–13 | 2 | 20.09 24.09 | Какой путь является безопасным. Какие правила нужно выполнять, чтобы избежать опасных ситуаций на дороге. | умение пользоваться условными знаками, раскрывать (декодировать) информацию, скрытую в них | Осваивают правила безопасного поведения на улице; во дворе дома, при пользовании общественным транспортом; учатся проверять свои знания и умения, выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками. Ролевая игра «Я – примерный пешеход». | ||
8. Экскурсия (прогулка на пришкольный участок) | 1 | 27.09 | Выявление опасных для жизни и здоровья ситуаций в ближайшем окружении школы. Составление алгоритма безопасного пути в школу и домой. | моделирование поведения на улице; закрепление умения «читать» условные знаки | Знакомятся с объектами и правилами поведения в школьном дворе; осваивают правила безопасного поведения на улице. | ||
9. Уроки общения учебник – с. 28–31 | 1 | 1.10 | Какого человека называют культурным. Что нужно делать, чтобы стать культурным ребёнком. | умение оценивать своё поведение и поведение окружающих людей с позиции культурного человека | Учатся вежливо общаться с одноклассниками, взрослыми людьми, использовать слова приветствия, прощания, просьбы, прощения; моделируют поведение в школе, в семье, во дворе дома; рассматривают рисунки и «озвучивают» их (составляют диалоги действующих в них персонажей). Ролевая игра «Я – культурный человек». | ||
10. Классный коллектив учебник – с. 32–35 | 1 | 4.10 | Что такое классный коллектив. Каковы правила общения с одноклассниками. Чего не нужно делать, чтобы было много друзей. | толерантное отношение к окружающим; умение высказывать свои суждения | Учатся высказывать свои суждения и предположения; анализируют рисунки и рассказывают, что на них изображено; объясняют смысл пословиц о дружбе; формулируют выводы после выполнения заданий. | ||
11. Уроки вежливости. учебник – с. 36–41; рабочая тетрадь – с. 10, задание № 14 | 1 | 8.10. | Кого называют воспитанным человеком. Какие слова называют волшебными. Почему нужно просить прощения за свои проступки. На что могут обижаться взрослые. | моделировать поведение в школе, в семье, во дворе дома, в транспорте, на улице; оценивать поведение (своё и окружающих) с позиции культурного человека | Учатся использовать вежливые слова при общении со сверстниками и взрослыми людьми; анализируют поведенческие ситуации, которые изображены на рисунках; учатся высказывать свои суждения, давать оценку происходящему. | ||
12. 13. Уроки здоровья. Здоровое питание учебник – с. 42–51; рабочая тетрадь – с. 11, 12, задания № 15–19 | 2 | 11.10 15.10 | Что нужно делать, чтобы организм развивался правильно и не болел. Как стать сильным, ловким, выносливым, стройным. Что значит «здоровое питание». Как нужно одеваться, чтобы не болеть. | умение ставить познавательные задачи; извлекать информацию из рисунка; внимательное и ответственное отношение к своему здоровью | Учатся ставить учебную задачу (вместе с учителем) и планировать её выполнение; рассматривают иллюстрации, высказывают свои суждения и аргументируют их; называют части тела человека; подбирают блюда для завтрака, обеда и ужина, одежду для разных случаев её использования; объясняют, как нужно ухаживать за одеждой и обувью; выполняют задания в рабочей тетради. | ||
14. Режим дня школьника учебник – с. 52–54; рабочая тетрадь – с. 13, задания № 20,21 | 1 | 18.10 | Что нужно делать, чтобы всё успевать и не уставать. Для чего нужен сон. Как нужно себя вести перед сном, чтобы он был хорошим. | высказывать предположе-ния, аргументировать свои ответы; умение пользоваться условными знаками | Определяют время по часам в соответствии с распорядком дня; учатся составлять режим дня; обсуждают важность сна для здоровья и правила поведения перед сном. Ролевая игра «Время знаю – всюду успеваю». | ||
Раздел II. Окружающий мир и его изучение (7 часов) | |||||||
15. Признаки предметов учебник – с. 56, 57; рабочая тетрадь – с. 14, задания № 1, 2 | 1 | 22.10 | Чем могут отличаться предметы. Какое описание предмета можно считать более полным. | умение характеризовать предмет, называя как можно больше его отличительных признаков и свойств; умение работать в паре | Слушают стихотворение, рассуждают, что значит быть любознательным человеком, рассказывают, что можно узнать об окружающих предметах, наблюдая их; учатся описывать предметы, называть их отличительные признаки; определяют, какой предмет спрятан (загадан) в «волшебном мешочке»; составляют загадки о предметах, называя их отличительные признаки | ||
16. Сходства и различия предметов. Объединение предметов в группы учебник – с. 58–61; рабочая тетрадь – с. 15,задания № 3–5 | 1 | 25.10 | Что значит «сравнить предметы». Как правильно выбрать признак для сравнения. По каким признакам объединяют предметы в группы. | умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы | Учатся сравнивать предметы, находить сходства и различия по выделенному (учителем или учеником) признаку (основанию); объединяют, распределяют предметы в группы, определив основной сходный при- знак. | ||
17. Органы чувств – верные помощники в познании мира учебник – с. 62–64; рабочая тетрадь – с. 16, задания № 6, 7 | 1 | 5.11 | Какие источники информации можно использовать, познавая окружающее. С помощью чего человек собирает информацию об окружающих предметах. Что значит уметь видеть, слышать, осязать. | умение добывать информацию с помощью органов чувств; умение характеризовать предметы, называя их отличительные признаки и свойства | Работают с натуральными предметами, их изображениями, учатся добывать информацию о них с помощью органов чувств (определять форму, размер, расположение, звук, качество поверхности и др.); учатся делать выводы после выполнения разных познавательных задач; работают с разрезными карточками. | ||
18. Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты учебник – с. 65–67 | 1 | 8.11 | Что нас окружает. На какие две группы можно распределить предметы окружающего мира. Какими люди стараются делать свои изделия. | развитие эстетического восприятия окружающего; умение наблюдать, классифицировать предметы окружающего мира | Рассказывают, что они наблюдали во время воскресной прогулки с родителями, что они видят в классе, на фотографиях в учебнике; учатся различать природные объекты и изделия человека. | ||
19. Способы изучения окружающего мира учебник – с. 68, 69 | 1 | 12.11 | Какими способами можно изучать окружающий мир. Какой метод познания является основным для первоклассника. | умение извлекать информацию из разных источников; умение задавать вопросы об окружающем мире и находить ответы на них; умение работать в паре | Учатся ставить (вместе с учителем) познавательные задачи; учатся наблюдать объекты и явления окружающего мира; пробуют задавать вопросы по картинке, проводят первый простой опыт. | ||
20. Живая и неживая природа. Свойства живых существ учебник – с. 70–72; рабочая тетрадь – с. 17, 18, задания № 8–10 | 1 | 15.11 | Что относится к живой и неживой природе. Чем живые существа отличаются от неживых предметов. Какие наблюдения подсказывают нам, что растения – живые существа. | умение различать предметы живой и неживой природы; умение отгадывать загадки (называть отличительные признаки предмета, по которым она разгадана); умение работать в паре | Высказывают свои предположения о свойствах живого существа и аргументируют их; учатся составлять рассказ по картинкам, соблюдая последовательность отражённых в них событий; разгадывают загадки, находят предметы на разрезных карточках и классифицируют их, распределяют на группы (живое, неживое, изделие человека). | ||
21. Обобщающий урок. Экскурсия (на пришкольный участок, в ближайший сквер.Как изучают окружающий мир) учебник – с. 55–72; рабочая тетрадь – с. 19, задание № 11 | 1 | 19.11 | Обобщается изученный материал. Наблюдение изменений, которые произошли в природе со времени начала учёбы. Наблюдение растений. Сбор природного материала для уроков. | проверяется усвоение УУД: умение характеризовать, сравнивать, классифицировать предметы; умение работать с иллюстрациями, извлекать нужную информацию; умение пользоваться условными обозначениями. умение ставить познавательные задачи, планировать их решение; умение целенаправленно наблюдать природные объекты и явления | Проверяют свои знания и умения; учатся обобщать открытые ранее знания и умения, применять их на практике; работают с разрезными карточками: демонстрируют умения описывать, сравнивать, объединять, классифицировать предметы окружающего мира (реальные предметы или изображённые на фотографиях и рисунках). Наблюдают и описывают осенние изменения в природе, растения пришкольного участка; собирают опавшие веточки, листья, шишки, плоды разных растений (по возможности) для последующего их изучения. | ||
Раздел III. Разнообразие и красота растений – 14 часов | |||||||
22. Многообразие растений. Условия их жизни учебник – с. 73–75; рабочая тетрадь – с. 20, задание № 1 | 1 | 22.11 | Где можно наблюдать растения. Что им нужно для жизни. Чем растения различаются, в чём их сходство. | умение характеризовать растения; умение извлекать информацию из иллюстраций; умение отвечать на вопросы | Анализируют стихотворение, высказывают свои предположения; сравнивают растения, находят сходства и различия между ними; работают с разрезными карточками. | ||
23. Строение растений (на примере цветкового травянистого растения)учебник – с. 76, 77; рабочая тетрадь – с. 21, задания № 2, 3 | 1 | 26.11 | Какие части есть у большинства растений. Чем могут различаться стебли, листья и плоды растений. | умение работать с рисунком-схемой, извлекать нужную информацию; умение работать в паре | Анализируют собственные наблюдения за растениями, их строением; учатся добывать информацию по рисунку-схеме; составляют модель растения (травянистого, цветкового); сравнивают листья, корни, плоды разных растений (по рисункам, разрезным карточкам, листкам гербария, у комнатных растений) | ||
24. Какими бывают растения. Дерево, его строение учебник – с. 78–79; рабочая тетрадь – с. 22, задания № 4, 5, с. 23, задание № 6 | 1 | 29.11 | По каким признакам можно сравнивать растения. На какие группы можно разделить растения по их строению. Из каких частей состоят деревья. Какой признак у этой группы растений главный. | умение наблюдать и делать выводы; извлекать информацию из рисунка-схемы; умение сравнивать растения; умение моделировать растения, работать с рисунком-схемой дерева и его моделью | Рассказывают о своих наблюдениях растений на экскурсии, высказывают предположения о том, на какие группы их можно распределить, и проверяют свои ответы; работают с разрезными карточками, распределяют растения на деревья, кустарники, травы; сравнивают деревья, находят сходства и различия, выделяют существенный признак дерева; анализируют рисунок-схему дерева и определяют его части, моделируют дерево. | ||
25. Кустарники и травы, их отличие от деревьев учебник – с. 80–82; рабочая тетрадь – с. 24, 25, задания № 7–10 | 1 | 3.12 | Чем кустарники отличаются от деревьев. По какому признаку объединяют растения в группу «кустарники», имеют ли при этом значение размеры растений. Чем могут различаться травянистые растения. | умение различать, классифицировать растения; умение работать в парах | Сравнивают строение дерева, кустарника, травянистого растения, выявляют их отличительные признаки; знакомятся с разнообразием кустарников по разрезным карточкам и учатся их различать; анализируют высказывания учащихся и аргументируют своё мнение; обобщают полученные знания. | ||
26. Лиственные деревья, разнообразие их листьев учебник – с. 83–85; рабочая тетрадь – с. 26, задания № 11–13,с. 30, задание № 19 | 1 | 6.12 | Чем могут различаться деревья. Какие растения относятся к лиственным деревьям. В чём сходство их листьев, в чём различие. Как меняется вид лиственных деревьев в разные времена года. | умение сравнивать и различать листья, объединять их в группы; целенаправленно вести наблюдения и анализировать их; работать с рисунком-схемой | Наблюдают и сравнивают листья разных лиственных пород деревьев, находят между ними сходства и различия; определяют основной признак группы лиственных деревьев; моделируют простые и сложные листья; анализируют стихотворение и рассказывают о своих наблюдениях явления листопада. | ||
27. Хвойные деревья, их разнообразие учебник – с. 86–88; рабочая тетрадь –с. 27, 28, задания № 14–17 | 1 | 10.12 | Какие деревья называются хвойными. Чем они отличаются от лиственных деревьев. Как они выглядят в разные времена года. Где созревают их семена. Чем различаются хвойные деревья. | умение различать и сравнивать деревья, находить существенные признаки, объединять в группы | Рассматривают и сравнивают хвойные деревья (их хвою, прикрепление к ветви, шишки); работают с разрезными карточками, классифицируют деревья; обобщают полученные знания и проверяют свои выводы. | ||
28. Разнообразие ягодных растений. Ядовитые ягоды учебник – с. 89–92; рабочая тетрадь – с. 32, 33, задания № 21–23 | 1 | 13.12 | Какое значение имеют ягодные растения для при-роды и человека. Как правильно собирать ягоды. Все ли ягоды съедобны | умение составлять загадки (указывать отличительные признаки загадываемых растений) | Извлекают информацию из иллюстративного материала учебника, текста, отгадывают и загадывают загадки; обсуждают экологические проблемы, связанные с ягодными растениями; работают с разрезными ткарточками. | ||
29. Удивительные растения мира. Экскурсия (по возможности) учебник – с. 93–95, второй форзац | 1 | 17.12 | Зависит ли строение растения от условий его жизни. Чем могут быть примечательны разные растения мира. Почему некоторые растения исчезли или стали редкими на Земле. Для чего была создана Красная книга растений. | умение находить особенности строения разных растений мира; Красная книга – книга тревоги умение выбирать научную информацию из художественного текста и иллюстраций; умение моделировать растения, работать в паре (распределять работу по изготовлению изделия) | Актуализируют свои знания о растениях мира, работают с художественным текстом, извлекают из него научную информацию; обсуждают отношение людей к дикорастущим растениям и экологические проблемы, связанные с их деятельностью; распределяют работу по изготовлению модели (в виде аппликации) выбранного растения и подготовке сообщения о нём; знакомятся с растениями родного края, которые занесены в Красную книгу России. | ||
30. Контрольный урок. Проверочная работа (Что мы узнали об окружающем мире в первом полугодии) рабочая тетрадь – с. 36–40, задания № 1–10 | 1 | 20.12 | Проверить усвоение предметных знаний, умений и УУД. | умение находить отличительные признаки предметов, сравнивать, объединять их; умение находить информацию из разных источников | Выполняют задания в рабочей тетради, оценивают (вместе с учителем) результаты своей работы. | Проверочная работа | |
31. Культурные растения учебник (часть 2) –с. 3–5; рабочая тетрадь (часть 2) – с. 3, задания №1–3 | 1 | 24.12 | Какое значение для человека имеют дикорастущие растения. Какие растения называются культурными и где их выращивают. Какие растения называют сорняками. | умение различать, сравнивать, объединять растения в группы; умение работать в паре | Обсуждают значение культурных растений в жизни человека; выявляют существенные признаки культурных растений; анализируют рисунки, работают с разрезными карточками. | ||
32. Растения сада и огорода учебник (часть 2) –с. 5–7; рабочая тетрадь (часть 2) – с. 4, 5, задания № 4–7 | 1 | 27.12 | Чем отличается сад от огорода. Какие плоды растений называют фруктами, овощами. Для чего нужны теплицы. Как выращивают рассаду. | умение классифицировать, выделять отличительные признаки предметов | Анализируют рисунки, описывают плоды разных растений, работают с разрезными карточками, лепят из пластилина фрукты и овощи; выполняют практическую работу (сеют семена на рассаду). | ||
33. Растения поля. Зерновые культуры учебник (часть 2) –с. 8–11; рабочая тетрадь (часть 2) – с. 6, задания № 8–10 | 1 | 14.01 | Какие культуры выращивают в поле. Чем различаются зерновые культуры. Как нужно относиться к хлебу. Из каких растений делают продукты питания, ткани. | умение составлять рассказ по картинкам; умение готовить небольшое со- общение | Работают с натуральными предметами (колоски и зёрна растений, изделия из них), с гербарием; обсуждают значение хлеба в жизни человека и необходимость бережного отношения к нему; знакомятся с разными профессиями людей, которые выращивают культурные растения и изготавливают из них продукты питания, одежду; организуют выставку «Это всё сделано из растений». | ||
34. Декоративные растения. Комнатные растения учебник (часть 2) – с. 12–14; рабочая тетрадь (часть 2) – с. 7, задания № 11, 12 | 1 | 17.01 | Для чего люди выращивают растения на улицах города, в парках, скверах, дворах. Что нужно знать о растении, чтобы вырастить его в комнатных условиях, как ухаживать за ним. | умение наблюдать, готовить небольшое сообщение о своих наблюдениях; умение работать в паре | Актуализируют свои наблюдения за декоративными растениями; наблюдают комнатные растения, сравнивают их, характеризуют; выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями. | ||
35. Обобщающий урок. Тестовая работа (Что мы узнали о растениях) рабочая тетрадь (часть 2) – с. 8, 9, задания № 1–4 | 1 | 21.01 | Обобщаются знания, полученные учениками о растениях. Проверяется усвоение предметны умений и универсальных учебных действий. | умение работать с разными источниками информации; умение сравнивать предметы, объединять их в группы; умение выполнять тестовые задания | Обобщают знания, открытые ими при изучении растений; выполняют тестовые задания в рабочей тетради, проверяют и оценивают свои результаты, восполняют пробелы в знаниях; делают краткие сообщения о выбранном культурном (декоративном) растении. | Тестовая работа | |
Раздел IV. Разнообразие грибов (3 часа) | |||||||
36. Грибы, их многообразие учебник. (часть 2) – с. 15–18; рабочая тетрадь – с. 11, задание № 3 | 1 | 24.01 | Можно ли считать грибы живыми существами. Какое строение имеют шляпочные грибы. Чем они различаются. Чем грибы отличаются от растений. | умение узнавать предметы по их признакам; умение работать с рисунком-схемой, извлекать нужную информацию из текста | Наблюдают разные грибы (картинки, муляжи, реальные грибы – по возможности), находят их сходства и различия; работают со схемой, выделяют части шляпочного гриба; сравнивают растения и грибы; дополняют выводы, данные в учебнике | ||
37. Съедобные и ядовитые грибы учебник (часть 2) – с. 19–21;рабочая тетрадь (часть 2) – с. 10, 11, задания № 1, 2, 5 | 1 | 28.01 | Все ли шляпочные грибы съедобны. Как различать несъедобные и съедобные грибы по их строению. Как правильно собирать грибы. | умение сравнивать, классифицировать предметы, находить отличительные признаки; умение работать с разными источниками информации | Находят различия в строении грибов, отличительные признаки ядовитых грибов; обсуждают правила сбора грибов; составляют памятки безопасности; работают с разрезными карточками и выполняют задания в рабочей тетради. | ||
38. Удивительные грибы (другие виды грибов) учебник (часть 2) – с. 22, 23; рабочая тетрадь (часть 2) – с. 11, задание № 4 | 1 | 31.01 | Какие грибы растут на деревьях, полезны ли они для них. Что такое плесень. Почему хлеб плесневеет. Что используется для приготовления хлебобулочных изделий. | умение моделировать шляпочные грибы; умение распределять работу в паре | Наблюдают внешние особенности грибов, описывают и отличительные признаки; наблюдают под лупой плесень; обсуждают значение микроскопических грибов в природе и в жизни человека; лепят из пластилина шляпочные грибы и дают им характеристику. | ||
Раздел V. Разнообразие и красота животных (18 часов) | |||||||
39. Животные, их разнообразие учебник (часть 2), с. 25–29; рабочая тетрадь (часть 2) – с. 12, задание № 1 | 1 | 11.02 | Какие свойства живых существ есть у всех животных. Чем животные отличаются от растений и грибов. Где обитают животные, чем питаются, какие сооружают жилища. Что необходимо животным для жизни. | умение характеризовать животных; умение находить основную и дополнительную информацию, работая с иллюстрациями, художественным и учебным текстами | Анализируют стихотворение, рассматривают иллюстрацию к нему, приводят примеры животных; работают в паре – размышляют, чем различаются животные, как они связаны с растениями, чем животные отличаются от растений и грибов; узнают животных по их отличительным признакам, описывают одно из них; проверяют свои выводы, предлагают дополнения к ним. | ||
40. Млекопитающие, их многообразие учебник (часть 2) – с. 30–33; рабочая тетрадь (часть 2) – с. 13, задания № 2–4 | 1 | 14.02 | По каким признакам выделяют группу млекопитающих. Какой признак является для группы млекопитающих главным. Чем могут различаться млекопитающие. К какой группе отнести кита и дельфина. | умения осуществлять поиск информации из иллюстраций и учебного текста; умение сравнивать, находить сходства и различия, выделять среди признаков существенный признак, объединять (классифицировать) животных; умение сочинять историю на заданную тему | Рассматривают картинки с изображением животных, находят сходства и различия, высказывают предположения о признаках, по которым можно объединять животных в одну группу; находят признак, который является главным для млекопитающих; рассуждают о правилах правильного поведения с дикими животными; работают с разрезными карточками; сочиняют историю по картинкам. | ||
41. Птицы, их многообразие учебник (часть 2) – с. 34–37; рабочая тетрадь (часть 2) – с. 14, 15, задания № 5–7 | 1 | 18.02 | Чем птицы отличаются от млеко- питающих. Какой основной признак отличает птиц от других животных. Почему перья, ноги, клювы птиц разные. От чего зависят их форма и размеры. Чем питаются птицы. | Продолжаем развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки животных; умение работать с разными источниками информации; умения моделировать | Рассказывают о своих наблюдениях за птицами, выясняют, чем птицы отличаются от млекопитающих; учатся различать птиц, называть среду обитания и способ питания; классифицируют птиц, работают с разрезными карточками; наблюдают образ жизни птиц, их клювы, ноги, перья; моделируют выбранную птицу (по желанию). | ||
42. Размножение птиц учебник (часть 2) – с. 38, 39; рабочая тетрадь (часть 2) – с. 16, задание № 8 | 1 | 21.02 | Как размножаются птицы. Чем различаются самка и самец у птиц. Из каких материалов сооружают птицы свои гнёзда. Как они заботятся о своём потомстве. | умение наблюдать, описывать свои наблюдения; моделировать предметы окружающего мира | Выделяют основную информацию из прослушанного текста, сравнивают вид самки и самца, гнёзда птиц; наблюдают, работают с разрезными карточками, классифицируют птиц; моделируют по выбору гнездо птицы (по желанию). | ||
43. Удивительные птицы учебник (часть 2) – с. 40–43; рабочая тетрадь (часть 2) – с. 16, задание № 9; с. 17, задание № 10 | 1 | 25.02 | Можно ли страуса и пингвина отнести к птицам. Чем они отличаются от других птиц. Как можно узнать птицу, не видя её. Каких птиц называют певчими. Какую пользу приносят птицы природе и человеку. Почему некоторые птицы улетают зимовать в тёплые края. Как помочь зимующим птицам пережить трудные для них времена | умение анализировать рисунок и предполагать, какая в нём заложена информация; умение устанавливать взаимосвязи между объектами окружающего мира; обобщать наблюдения, делать выводы | Собирают информацию о птицах по рисункам, своим наблюдениям, слушают записи звуков, издаваемых птицами; анализируют задумки художника (по рисункам в рабочей тетради); узнают птиц по описанию и голосам; предполагают, почему не все птицы улетают зимовать в тёплые края, размышляют о том, как помочь птицам зимой. | ||
44. Насекомые, их многообразие Учебник (часть 2) – с. 44, 45; рабочая тетрадь (часть 2) – с. 18, 19, задания № 11–13 | 1 | 28.02 | Каких животных относят к насекомым, почему они так называются. Какой признак у этой группы животных основной, существенный. Какое строение тела имеют насекомые, чем они могут различаться. Как умеют защищаться эти животные. | умение находить сходства и различия, представлять образ предмета по его описанию; наблюдать и описывать предметы окружающего мира, обобщать найденную информацию и делать выводы | Разгадывают загадки, выделяя отличительные признаки насекомых; работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради; моделируют насекомое по выбору (по желанию). | ||
45. Общественные насекомые учебник (часть 2) – с. 46–48; рабочая тетрадь (часть 2) – с. 20, задание № 14 | 1 | 4.03 | Почему пчёл и муравьев называют общественными насекомыми. Чем отличается их образ жизни от других насекомых. Какие правила жизни общественных насекомых нужно выполнять людям. | умение определять основную и дополнительную информацию из текста, выделять научную информацию из художественного текста, анализировать рисунки | Рассказывают о своих наблюдениях жизни пчёл и муравьев; анализируют рисунки, учатся выделять основную мысль текста; осваивают дидактическую игру, узнают насекомое по признакам, составляют подобное задание для одноклассников; работают с разрезными карточками; рассуждают о правилах безопасного поведения с пчёлами и муравьями, о бережном к ним отношении. | ||
46, 47. Жуки и бабочки учебник (часть 2) – с. 48–51; рабочая тетрадь (часть 2) – с. 21–23, задания № 15–19, тест | 2 | 7.03 11.03 | Чем жуки и бабочки отличаются от других насекомых. Чем полезны жуки и бабочки природе. Почему стали редкими некоторые насекомые. | умение наблюдать, выделять отличительные признаки насекомых, сравнивать и объединять их в группы | Находят нужную информацию из рисунка, текста, собственных наблюдений; составляют правила поведения в природе; работают с разрезными карточками; составляют рассказ по картинкам; выполняют тест в рабочей тетради. | ||
48. Рыбы, их многообразие учебник (часть 2) – с. 52, 54; рабочая тетрадь (часть 2) – с. 24, задания № 21, 22 | 1 | 14.03 | Где обитают рыбы, чем они отличаются от других животных. Какое строение тела имеют рыбы, как оно связано со средой обитания. Какие функции выполняют разные части тела рыбы. | умение находить необходимую информацию из разных источников; умение работать с рисунками-схемами; умение работать в паре | Выделяют основной признак рыб, находят части тела рыб по рисунку-схеме, сравнивают строение их тела с другими животными; работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради. | ||
49. Аквариумные рыбы учебник (часть 2) – с. 53, 55; рабочая тетрадь (часть 2) – с. 24, задание № 20 | 1 | 18.03 | Как называют устройство для содержания рыб в помещении. Для чего человек разводит аквариумных рыб. Какие условия создают аквариумным рыбкам, чем их кормят. Как ухаживают за аквариумом, какие предметы необходимы для этого. | умение наблюдать за природными объектами, характеризовать и моделировать их, составлять небольшое сообщение | Узнают рыб по описанию, выделяют их отличительные признаки, классифицируют рыб, работают с разрезными карточками; наблюдают аквариумных рыб, описывают их повадки; моделируют строение тела рыбы; анализируют рисунок и рассуждают о неправильном поведении людей на водоёмах, составляют советы по безопасному поведению детей; готовят небольшие сообщения об аквариумных рыбках. | ||
50. Земноводные и пресмыкающиеся, их разнообразие учебник (часть 2) – с. 56–58; рабочая тетрадь (часть 2) – с. 25, 26, задания № 23–25 | 1 | 21.03 | Почему жаб и лягушек объединили в одну группу. Почему их называют земноводными. Чем они отличаются от других животных. Как земноводные передвигаются, чем дышат. Чем различаются разные земноводные. Можно ли змей, черепах, ящериц, крокодилов объединить в одну группу, в чём их сходство. Почему эту группу животных называют «пресмыкающиеся». Где обитают разные пресмыкающиеся, чем они отличаются от земноводных. Нужны ли природе земноводные пресмыкающиеся. Чем они полезны человеку. | умение ставить познавательную задачу и планировать её решение; умение выделять в тексте нужную информацию, находить ответы на вопросы; проводить наблюдения и описывать их | Читают текст, рассматривают иллюстрации, находят сходства между земноводными, между пресмыкающимися, выделяют их основные признаки, отличающие их от других животных; сравнивают земноводных и пресмыкающихся, находят их различия; рассуждают о пользе земноводных и пресмыкающихся для природы и человека; проводят наблюдения (при наличии этих животных в живом уголке школы) или вспоминают свои наблюдения в природе. | ||
51.Древние пресмыкающиеся учебник (часть 2) – с. 59; рабочая тетрадь (часть 2) – с. 27, 28, тест, задания № 26–28 | 1 | 1.04 | Давно ли появились пресмыкаю- щиеся на Земле. Какими были разные динозавры. Закрепляются знания о рыбах, земноводных, пресмыкающихся | Проверяется умение выполнять тестовые задания, умение готовить небольшие сообщения. | Слушают и обсуждают сообщения о динозаврах, работают с разрезными карточками; обобщают знания, открытые ими при изучении разных групп животных; выполняют тест в рабочей тетради. | ||
52. Домашние животные, их значение в жизни человека учебник (часть 2) – с. 60–63; рабочая тетрадь (часть 2) – с. 29, 30, задания № 29–31 | 1 | 4.04 | Как называются животные, которых специально разводит и выращивает человек. Чем различается жизнь диких и домашних животных. Какую пользу приносят людям домашние животные. | умение наблюдать и готовить краткое сообщение о своих наблюдениях; описывать характерные особенности домашних животных | Выделяют группы животных, которые одомашнил человек; рассказывают о своих наблюдениях за домашними животными, обсуждают, чем отличаются условия их жизни от жизни диких животных; рассуждают о пользе домашних животных, о необходимости заботиться о них; работают с разрезными карточками, распределяют животных на домашних и диких. | ||
53. Домашние питомцы учебник (часть 2) – с. 64–66; рабочая тетрадь (часть 2) – с. 30, задания № 32, 33 | 1 | 8.04 | Как ухаживают за кошками, собаками, живущими в домашних условиях. Что может случиться с домашними животными, если они окажутся в дикой природе. | умение анализировать текст, рисунки, наблюдения, сравнивать, классифицировать предметы окружающего мира | Наблюдают за домашними питомцами и рассказывают о них своим одноклассникам, о том, какие у них повадки, как они ухаживают за ними, как воспитывают; делают вывод об ответственном отношении к животным, которых приручили. | ||
54. Обобщающий урок Тестовая работа (Что мы узнали о животных) учебник (часть 2) – с. 67, 68; рабочая тетрадь (часть 2) – с. 31, задание № 34с. 34, 35, № 1–8 | 1 | 11.04 | Проверяется усвоение знаний о животных и универсальных учебных умений. | проверяется умение различать, классифицировать предметы окружающего мира; умение выполнять тестовые задания | Выполняют задания в учебнике и в рабочей тетради, работают с разрезными карточками, оценивают свои знания и умения, восполняют пробелы. | Тестовая работа | |
55. Экскурсия (в зоопарк, музей) учебник (часть 2) – с. 69–73 | 1 | 15.04 | Расширяется представление учащихся о животном мире Земли. | умение описывать, характеризовать объекты окружающего мира, высказывать свои суждения, аргументировать их | Наблюдают животных, знакомятся с работой служащих зоопарка; собирают информацию о животном, выбранном для сообщения. | ||
56. Книга тревоги Красная книга растений и животных учебник (часть 2) –с. 74–77, форзацы учебников части 1 и 2; рабочая тетрадь (часть 2) – с. 32, 33, задания № 35–38 | 1 | 18.04 | Почему стали редкими некоторые растения и животные. Почему книгу, в которую занесены сведения о редких и исчезающих видах растений и животных, назвали Красной. Есть ли в этой книге страницы другого цвета, что они означают. Какие действия могут предпринять люди, чтобы сохранить многообразие живых существ на Земле. Как могут помочь школьники в этом важном деле. | умение анализировать иллюстрации, находить необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний; умение оценивать деятельность людей и собственные действия | Актуализируют свои наблюдения и знания о редких растениях и животных своей местности; читают тексты, отвечают на вопросы; рассматривают и озвучивают картинки в диалоговой форме; знакомятся с редкими растениями и животными мира, рассматривая форзацы частей 1 и 2 учебника; обсуждают и оценивают деятельность людей по уничтожению и сохранению многообразия растительного и животного мира Земли, дают оценку своим действиям, намечают план помощи взрослым. | ||
Раздел VI. Творения людей вокруг тебя (8 часов) | |||||||
57. Дерево в жизни человека учебник – с. 80, 81; рабочая тетрадь – с. 38, задание № 1 | 1 | 22.04 | Какое значение имеют деревья в природе и в жизни людей. Почему тема названа «Вторая жизнь дерева». Как сохранить деревья. | умение представлять последовательность действий, пользуясь рисунком-схемой; умение дополнять учебную информацию собственными наблюдениями, суждениями, выводами | Обсуждают значение деревьев в природе и в жизни человека (и в собственной жизни); знакомятся с изделиями из древесины и способами их сохранения; разрешают нравственную коллизию: какое дерево важнее – живое или срубленное, анализируют отношение человека к живому дереву по тексту стихотворения (в рабочей тетради), отмечая, что в нём говорится об уходе за деревьями; рассуждают о необходимости экономного использования бумаги и возможности её вторичного использования; наблюдают деревья школьного двора (как к ним относятся ученики школы). | ||
58. Народное творчество. Экскурсия в музей. учебник – с. 82, 83; рабочая тетрадь – с. 39, задание № 2 | 1 | 25.04 | Какими были (и есть) изделия на- родных мастеров. Какие материалы они использовали для своих изделий и как их украшали. | развитие эстетического восприятия предметного мира; умение различать изделия народных мастеров | Знакомятся с изделиями народных мастеров (по экспонатам музея), материалами, из которых они изготовлены, с разнообразием и спецификой узоров; пробуют создать своё изделие (по желанию). Возможно создание выставки изделий народных мастеров в классе с помощью родителей. | ||
59. Национальные традиции в изделиях разных народов учебник – с. 84, 85 | 1 | 29.04 | Чем различаются изделия мастеров разных народов. Какими могут быть национальные традиции, в чём они проявляются. | уважительное отношение к национальным традициям разных народов | Знакомятся с национальными традициями разных народов (народов, живущих в родном краю); рассуждают о важности уважительного отношения к традициям разных народов. Возможна выставка (с помощью родителей) в классе изделий с национальными узорами в одежде, на предметах быта. | ||
60. Мир увлечений людей. Коллекционирование учебник – с.86, 87 | 1 | 6.05 | Чем могут увлекаться люди. Что такое коллекция, из каких экспонатов она может состоять. | умение собирать информацию о предметах окружающего мира и презентовать её | Рассказывают (представляют) о своих увлечениях, показывают свои коллекции. Возможно участие коллекционеров-родителей (по возможности). | ||
61. Среда обитания – наш общий дом. Твой дом и двор учебник – с. 88, 89 | 1 | 13.05 | Каким должен быть дом и двор, в котором живут люди. Каким можно сделать школьный двор. | развитие эстетического восприятия окружающего, желания сохранять его чистоту и красоту | Рассуждают о своём участии в сохранении чистоты и красоты своего дома, двора, школьного здания и школьного двора; проводят посадку клумбы в школьном дворе, саженцев кустарников или деревьев. | ||
62. Родной город (село, край), его памятные места Экскурсия по родному городу. учебник – с. 90–92 | 1 | 16.05 | Какие достопримечательности можно посмотреть в родном краю. Какие памятные, святые места есть в нём, как за ними ухаживают. | развитие эстетического восприятия окружающего мира, формирование бережного отношения к историческим памятникам, уважительного отношения к святым местам | Наблюдают достопримечательности родного края; приводят в порядок памятные места; готовят сообщение об одном из них (по желанию). | ||
63. Памятники культуры. Бережное отношение к ним учебник – с. 93–95; рабочая тетрадь с. 39, задание № 3 | 1 | 20.05 | Какие творения людей становятся памятниками культуры. Важность бережного отношения к старинным памятникам. | развитие патриотизма, любви к родному краю и к своей Родине, к её историческому прошлому, к памятникам культуры, созданным нашими предками | Учатся бережно относиться к старинным зданиям, памятным местам, восхищаются творениями великих зодчих России. | ||
64. Итоговый контрольный урок Проверочная контрольработа (Что мы узнали об окружающем мире, чему научились в первом классе) | 1 | 23.05 | Проверяются предметные знания и метапредметные умения | проверяется умение находить нужную информацию из текста и иллюстраций; умение различать и классифицировать предметы окружающего мира; умение оценивать свои успехи в учёбе | Выполняют работу в рабочей тетради, оценивают её, анализируют результаты своей учёбы в классе. | Проверочная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...