Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. УМК «ПНШ»
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа составлена по программе О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Окружающий мир». УМК «Перспективная начальная школа». 1 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 62.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
_______________
Приказ №______
от ________2013
Рабочая программа
учителя начальных классов высшей квалификационной категории
Ершовой Татьяны Анатольевны
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Начальное общее образование, 1 «А» класс
(базовый уровень)
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________
______________2013
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
__________
_____________2013
2013-2014 учебный год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 17785 от 6 октября 2009 г), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы «Окружающий мир» О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой.
Целямиизучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
- формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признакии на их основе проводить обобщение;
- развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Реализуя принцип деятельностного подхода, УМК по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.
Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:
- демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
- выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;
- системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;
- специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;
- иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.).
Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему:
- на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»);
- участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет (внеурочная деятельность);
- социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др.);
Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:
- задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);
- задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;
- завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.
Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в т.ч. исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Новая форма организации учебного занятия – заседание школьного клуба – позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока учащимся. Практически это организация на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры – к чтению, от экспериментирования – к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала – к исследованию.
Особенности организации контроля по окружающему миру
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету «Окружающий мир» используется индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний целесообразн тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
В первом классе обучение ведется без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся.
Программа составляет 66 учебных часов в год, что соответствует 2 часам в неделю.
Сроки реализации рабочей программы – 2013-2014 учебный год.
- СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Человек и природа
Природа- это то, что нас окружает, но не создает человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природа живая и неживая (на примерах различения объектов живой и неживой природы). Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки объектов живой природы и предметов, которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов чувств (цвет, форма, сравнительные размеры, наличие вкуса, запаха; ощущение теплого (холодного), гладкого (шершавого). Основные признаки живой природы (например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).
Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое - лед, снежинки) на основе наблюдений и опытных исследований.
Растения - часть живой природы. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Части растений (вегетативные и генеративные органы): стебель, корень, лист, побег, цветок, семя, плод. Знакомство с разнообразием плодов и семян на основе наблюдений (по выбору учителя). Способы распространения растений. Лекарственные растения. Распознавания растений своего края (по листьям, плодам, кронам и др.) на основе наблюдений.
Грибы. Части (органы) шляпочных грибов (грибница, ножка, плодовое тело, споры). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.
Животные как часть живой природы. Разнообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные.
Примеры явлений природы. Смена времен года.
Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка зверей к зиме.
Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы
(низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды). Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры.
Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности дня, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц) жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной (забота птиц о будущем потомстве).
Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (высокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение растений, потомство у животных). Летний отдых.
Человек и общество
Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником.
Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие учителю, подготовка к уроку. Правила поведения в школе: в компьютерном классе, на уроке, на перемене, в столовой. Правильная осанка во время письма. Правила подъема и спуска с лестницы. Спортивная форма и сменная обувь.
Первое знакомство с терминами «экология», «эколог», «Красная книга России». Примеры животных из Красной книги России (изображение животных их Красной книги на юбилейных монетах России). Разработка экологических (предупредительных) знаков и их установка на пришкольном участке.
Труд людей в осенний период года.
Наша Родина- Россия. Иллюстрация территории и границ России. Россия - многонациональная страна. Москва- столица России. Достопримечательности столицы - Красная площадь, Кремль. Метро. Знакомство с государственной символикой России: Государственный герб, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
Правила безопасного поведения
Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома к школе. Правила перехода проезжей части улицы. Правила безопасного поведения на улице.
Правила безопасного поведения во время зимних игр (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба, снег несъедобен).
Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов. Одно из основных правил сбора грибов (не трогай несъедобные и незнакомые тебе грибы).
Правила поведения при сборе лекарственных трав.
Первая помощь при укусе насекомых (пчелы, осы).
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название разделов и тем | Кол-во часов | В том числе | Характеристика видов деятельности учащихся | |
Практ. раб. | Экс. | ||||
1 | Человек и природа | 49 | -различение предметов и выделение их признаков, опытное определение признаков предметов; -сравнение и различение объектов живой и неживой природы -группировка (классификация) объектов живой и неживой природы по отличительным признакам; -выделение из объектов неживой природы изделий человека; -выявление существенных признаков, знакомство с признаками живых организмов, с отличительными признаками животных; -выяснение признаков, общих для всех растений, особенностей распространения плодов и семян в природе; -сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам; -группировка по названиям известных дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности); -классификация объектов природы по признакам: домашние-дикие животные; культурные-дикорастущие растения; -знакомство с сезонными изменениями в природе осенью, зимой, весной, летом; -обобщение жизненных наблюдений об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы, весны, лета; -расширение знаний учеников о жизни деревьев и кустарников в зимний, весенний и летний период; -уточнение и дополнение знаний учащихся о зимовке животных; -знакомство с особенностями появления потомства у животных; -систематизация жизненных наблюдений о труде; -классификация предметов в группы по существенным признакам (на примере отличительных признаков плодов); -уточнение представлений о грибах; -знакомство с представителями растений, произрастающих в родном краю, с лекарственными растениями; -использование термина «экология» в ситуациях взаимодействия и практического применения знаний; | ||
2 | Человек и общество | 17 | -знакомство с учителем, одноклассниками, главными героями учебника; -использование правил поведения в школе, с особенностями взаимоотношений со взрослыми, сверстниками; -описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков; -применение условных обозначений в учебном пособии, знакомство с каждым из них; -моделирование и оценивание различные ситуации поведения в школе и других общественных местах; -обсуждение форм поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах; -работа в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире; -знакомство с правилами игры; -формирование ответственного и уважительного отношения к природе, родному краю, чувства гордости за свое государство, уважения к государственным символам России (герб, флаг, гимн); -воспроизведение следующих знаний: столица - главный город государства, столица России - Москва, сердце Москвы - Кремль, главная площадь столицы - Красная площадь | ||
3 | Правила безопасного поведения | Ежеурочно | -нахождение класса, своего места в классе; -ознакомление с местом расположения школы, ее адресом, безопасным маршрутом передвижения от дома к школе; -изучение и применение особенностей использования одежды в соответствии с погодными изменениями и обстоятельствами; -знакомство с оздоровительным и закаливающим эффектом пребывания на свежем воздухе и с правилами безопасного поведения во время игр | ||
Итого | 66 |
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения раздела «Человек и природа» учащиеся научатся:
- сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
- различать предметы и выделять их признаки;
- проводить групповые исследования;
- проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;
- объяснять как при помощи органов чувств мы различаем предметы и ихпризнаки;
- сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основныеотличительные признаки, используя полученную информацию в результатенаблюдений;
- назвать условия, необходимые для жизни растений и животных;
- проводить несложные наблюдения за природными явлениями ипроявлениями, такими, как смена дня и ночи, сена времен года;
- называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы;
- описывать сезонные изменения в природе;
- наблюдать взаимосвязь между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;
- приводить примеры животных своего края: птиц, зверей, рыб;
- приводить примеры домашних и диких животных;
- проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».
Обучающиеся получат возможность научиться:
- различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;
- называть основные органы чувств человека и их основные функции;
- называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений иживотных;
- проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
- оказывать помощь птицам в зимнее время года.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
- проводить наблюдения во время экскурсий по школе, находить свой класс исвое место в классе;
- различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
- оценивать необходимость подготовки к уроку;
- знать название своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
- называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
- узнавать государственную символику России;
- выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выполнять правила поведения, которые допустимы или недопустимы вшколе (до урока, на уроке, на переменах) и в других присутственных местах;
- подготавливаться к уроку, помогать одноклассникам;
- называть имя своего края, своего города, название своей улицы, номерсвоего дома, адрес школы;
- называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
- узнавать государственную символику России;
- рассказывать о результатах экскурсии по городу к местам историческихсобытий и памятникам истории.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
- называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы»;
- использовать мобильный телефон для связи с родителями;
- называть и соблюдать правила безопасного поведения на улице;
- называть и оценивать правила безопасного поведения во время каникул;
- приводить примеры несъедобных грибов своего края;
- приводить примеры ядовитых ягод своего края.
- рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы или осы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- называть телефон своих родителей, имя и фамилию своего учителя, адрес школы;
- использовать при необходимости мобильный телефон для связи с родителями или учителем;
- соблюдать правила перехода проезжей части улицы;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице;
- соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);
- приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;
- соблюдать правила сбора лекарственных растений;
- оказывать первую помощь при укусе пчелы и осы.
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Конкретное количество средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:
- Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
- К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
- Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
- П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ | ||
1.1 | Стандарт начального общего образования | Д |
1.2 | Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник. 2011. | К |
1.3 | Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. 2011. | К |
1.4 | Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1 класс. Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник 2011. | К |
1.5 | Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник, 20012. | Д |
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||
2.1 | Плешаков А.А. Таблицы по окружающему миру. 1 класс | Д |
КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА | ||
3.1 | Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» 1 класс | Д |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | ||
4.1 | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и карт | Д |
4.2 | Персональный компьютер | Д |
4.3 | Телевизор | Д |
4.4. | Мультимедийный проектор | Д |
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ | ||
5.1 | Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по природоведению, истории, обществоведению, этнографии народов России и мира. | Д |
5.2 | Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме) | Д |
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||
6.1 | Лупа | К |
6.2 | Микроскоп | Д |
6.3 | Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения, изучения свойств звука, проведения наблюдений за природой. | Д |
6.4 | Рельефные модели (равнина, холм, овраг) | Д |
6.5 | Модели светофоров, дорожных знаков | Д |
6.6 | Муляжи овощей, фруктов и грибов с учетом содержания обучения. | Д |
НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ | ||
7.1 | Коллекции полезных ископаемых | Д |
7.2 | Коллекции плодов и семян растений | Д |
7.3 | Гербарии культурных и дикорастущих растений | Д |
7.4 | Живые объекты (комнатные растения) | Д |
ИГРЫ и ИГРУШКИ | ||
8.1. | Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования | К |
8.2 | Настольные игры по тематике предмета (лото, игры-путешествия и пр.) | П |
ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА | ||
9.1. | Ученические столы двухместные с комплектом стульев | К |
9.2. | Стол учительский с тумбой | Д |
9.3 | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | Д |
9.4 | Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала | Д |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | |||
Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником. | ||||
Природные объекты и предметы, созданные человеком. | ||||
Природные объекты и предметы, созданные человеком. | ||||
Признаки объектов живой природы и предметов, которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов чувств. | ||||
Признаки объектов живой природы и предметов, которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов чувств. Практическая работа «Определение температуры, мягкости, твердости, цвета с помощью органов чувств». | ||||
Природа живая и неживая. | ||||
Основные признаки живой природы. | ||||
Экскурсия «Признаки живой природы». | ||||
Животные как часть живой природы. | ||||
Животные как часть живой природы. | ||||
Разнообразие животных. | ||||
Разнообразие животных. | ||||
Дикие и домашние животные. | ||||
Дикие и домашние животные. | ||||
Растения - часть живой природы. | ||||
Растения – часть живой природы. | ||||
Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. | ||||
Способы распространения растений. Практическая работа «Наблюдение за способами распространения растений на новые места». | ||||
Смена времен года. | ||||
Смена времен года. | ||||
Осенние месяцы. Признаки осени. | ||||
Осенние месяцы. Признаки осени. | ||||
Труд людей в осенний период года. | ||||
Труд людей осенний период года. | ||||
Экскурсия «Жизнь растений осенью». | ||||
Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме. | ||||
Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме. | ||||
Зимние месяцы. Признаки зимы. | ||||
Зимние месяцы. Признаки зимы. | ||||
Первоначальные представления о разных состояниях воды. Практическая работа «Загрязнение снега». | ||||
Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года. | ||||
Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года. | ||||
Помощь животным в зимнее время года. | ||||
Помощь животным в зимнее время года. | ||||
Жизнь растений и животных подо льдом. | ||||
Жизнь растений и животных подо льдом. | ||||
Экскурсия «Различение деревьев и кустарников родного края зимой». | ||||
Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года.Практическая работа «Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках». | ||||
Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Длительное наблюдение за распусканием почек. | ||||
Весенние месяцы. Признаки весны. | ||||
Весенние месяцы. Признаки весны. | ||||
Жизнь деревьев и кустарников весной. | ||||
Жизнь животных весной. | ||||
Жизнь животных весной. | ||||
Жизнь животных весной (забота о потомстве). | ||||
Жизнь животных весной (забота о потомстве). | ||||
Летние месяцы. Признаки лета. | ||||
Летние месяцы. Признаки лета. | ||||
Разнообразие растений. Практическая работа «Распознавание ядовитых растений своего края». | ||||
Грибы. Части шляпочных грибов. | ||||
Грибы. Части шляпочных грибов. | ||||
Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. | ||||
Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. | ||||
Лекарственные растения. Правила поведения при сборе лекарственных трав. | ||||
Знакомство с терминами «экология», «эколог». | ||||
Красная книга России. | ||||
Наша Родина – Россия. | ||||
Наша Родина – Россия. | ||||
Россия - многонациональная страна. | ||||
Россия - многонациональная страна. | ||||
Государственная символика России. | ||||
Государственная символика России. | ||||
Москва – столица России. | ||||
Достопримечательности Москвы. | ||||
Экскурсия «По достопримечательностям родного города». | ||||
Экскурсия «По достопримечательностям родного города». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...