Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Политова Надежда Александровна

Рабочая программа по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 2  г. Усмани Липецкой области

имени Героя Советского Союза  М.П. Константинова

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей начальных классов

Руководитель МО ___________

Л.А. Дрюнина

Протокол № ____

от «___» _______2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

______________


И.В. Гулидова

«__» __________2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ

_______________

Г.А. Прибыткова

Приказ № ______

«__» __________2014  г.

Рабочая программа

по окружающему миру

для 4 «Б» класса

на 2014-2015 учебный год

Учитель начальных классов

Политова Н.А.

г. Усмань 2014г.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» 4 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир 1 – 4 классы». – М.: Просвещение, 2011 г. (УМК «Школа России»).

Обучение предмету «Окружающий мир» в 4 классе направлено на достижение целей:

•    формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

•    духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации предмета являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы     СанПиН 2.4.2.№2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).

- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. №373);

- Приказ  Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года  № 373, зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373” (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540);

- А.А. Плешаков «Окружающий мир 1 – 4 классы» Рабочие программы. – М.: Просвещение, 2011 г. (УМК «Школа России»);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва  "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год";

- Устав ОУ;

- основная образовательная программа начального общего образования ОУ;

- учебный план ОУ на 2014-2015 учебный год;

-  календарный учебный график ОУ на 2014-2015 учебный год;

- Положение № 30 от 10.01.2013 г. о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Сведения об используемом УМК

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Школа России» автора А.А. Плешакова

Окружающий мир. Плешаков А.А. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4 класс. В 2 ч. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014 г. (рекомендован Министерством образования и науки РФ);

2. Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»

«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек - природа—общество»;

- осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научно го текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

3. Описание места учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане

Авторская программа по окружающему миру А.А. Плешакова рассчитана на 68 ч. Рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ  №  2, календарным учебным графиком рассчитана на 2 ч в неделю (35 недель по 2 ч, итого  70 ч).  В учебном плане начального общего образования МБОУ СОШ № 2 на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю из обязательной части БУП.

Внесены изменения по расширению суммарного количества часов, отводимых на изучение раздела Современная Россия (9 + 2 ч.) в целях расширения представлений о Конституции как основном законе РФ, о правах и обязанностях гражданина.

Современная Россия 9 + 2 ч.

4. Ценностные ориентиры содержания предмета «Окружающий мир»

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся любви к России, народу, малой Родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные особенности духовного и нравственного развития личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое. Психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения предмета «Окружающий мир»

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;         

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты

У четвероклассника продолжается формирование предметных результатов обучения:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Планируемые результаты

К концу обучения в 4 классе обучающиеся научатся: 

- определять место человека в мире;

- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;

- различать важнейшие полезные ископаемые родного края;

- определять основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

- распознавать основные дорожные знаки;

- определять взаимосвязь природных зон России и особенностей сельскохозяйственной деятельности человека.

К концу обучения в 4 классе обучающиеся получат возможность научиться:

- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

- проводить самостоятельные наблюдения в природе;

- оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

-   владеть элементарными приемами чтения карты.

6. Содержание программы учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса

(68 + 2 ч.)

Земля и человечество (9 ч.)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие.  Международная Красная книга.

Природа России (10 ч.)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Родной край – часть большой страны (15 ч.)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Страницы всемирной истории (5 ч.)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России  (20 ч.)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура  1'ш сии в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Современная Россия (9+2 ч.)

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Проверочных работ – 6;

Практических работ – 8;

Экскурсий – 3.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Содержание предмета

Характеристика деятельности обучающихся

Земля и человечество

Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные УУД: Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей. Предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, осуществлять самопроверку. Собирать материал; подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостающие иллюстрации, оформлять стенд; презентовать проект; оценивать результаты работы.

Моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, изучаемые созвездия. Определять направление на Север по Полярной звезде. Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты. Характеризовать роль исторических  источников для понимания событий прошлого.

Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Личностные УУД: Оценивать поступки людей и свои собственные. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения людей.

Коммуникативные УУД: Учиться распределять обязанности по проекту в группах.

Природа России

Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные УУД: Характеризовать формы земной поверхности. Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Устанавливать причинно-следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон. Работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами. Выявлять отличительные особенности природных зон, характеризовать их.

Личностные УУД: Оценивать поступки людей и свои собственные. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения людей в природе.

Коммуникативные УУД: Учиться распределять обязанности по проекту в группах. Работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России, определять природные зоны России.

Родной край – часть большой страны

Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные УУД: Знакомиться с политико-административной картой России, находить на ней свой регион. Знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае. Обсуждать меры по охране богатств своего края. Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого, описывать полезное ископаемое по плану. Различать типы почв на иллюстрациях учебников и образцах. Определять с помощью атласа-определителя растения и животных различных сред обитания. Моделировать  цепи питания. Наблюдать объекты и явления природы. Различать отрасли растениеводства и животноводства, выявлять их основные особенности. Различать породы домашних животных и сорта сельскохозяйственных растений. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Личностные УУД: Оценивать поступки людей и свои собственные. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения людей в природе.

Коммуникативные УУД: Учиться распределять обязанности по проекту в группах.

Страницы всемирной истории

Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные УУД: Определять по ленте времени длительность исторических периодов. Находить на карте месторасположение древних государств. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия. Находить на карте месторасположение крупных городов Средневековья. Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов. Понимать  важность изобретения книгопечатания для человечества. Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий. Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени. Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки. Характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира. Работать с терминологическим словариком.

Личностные УУД: Оценивать поступки людей и свои собственные. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения людей в обществе в различные времена.

Коммуникативные УУД: Учиться распределять обязанности по проекту в группах.

Страницы истории России

Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные УУД: Анализировать карту расселения племен древних славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян. Моделировать древнеславянское жилище. Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX – XI  веках. Характеризовать систему государственной власти в IX – XI  веках в Древней Руси. Обсуждать причину введения на Руси Христианства и значение Крещения. Анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы с кочевниками. Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их месторасположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления. Сопоставлять жизнь двух главных городов Древней Руси. Обсуждать роль славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси. Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки. Выявлять роль летописей для изучения истории России. Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия. Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. Сравнивать по иллюстрациям вооружение русских и немецких воинов. Прослеживать по карте объединение земель вокруг Москвы. Составлять план рассказа о Куликовской битве. Осознавать её роль  в истории России. Рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников. Рассказывать о реформах Петра I. Обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры. Описывать достопримечательности Петербурга. Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи. Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны. Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны. Обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне.

Личностные УУД: Оценивать поступки людей и свои собственные. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения людей в обществе в различные времена.

Коммуникативные УУД: Учиться распределять обязанности по проекту в группах. Интервьюировать старших членов семьи о послевоенной истории страны и их участи в развитии государства.

Современная Россия 

Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Познавательные УУД: Анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка. Различать права и обязанности гражданина. Составлять календарь профессиональных праздников Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России. Находить в дополнительной литературе и в Интернете материалы о достопримечательностях России, готовить сообщения. Выполнять задания; проверять свои знания.

Личностные УУД: Оценивать поступки людей и свои собственные. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения людей в обществе в различные времена.

Коммуникативные УУД: Учиться распределять обязанности по проекту в группах.

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Стол учительский с тумбой; ученические столы 2-местные с комплектом стульев

Литература для учителя:

А.А. Плешаков «Окружающий мир 1 – 4 классы». – М.: Просвещение, 2011 г. (УМК «Школа России»).

Окружающий мир. А.А. Плешаков Учебник для общеобразовательных учреждений. 4 класс. В 2 ч. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014 г.

Окружающий мир. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 г.

Литература для обучающихся:

Окружающий мир. Плешаков А.А. Учебник. 4 класс. В 2 ч. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013 г.

Дополнительная литература:

Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов. Плешаков А.А., Румянцев А.А. – М.: ПросвещенЗие, 2013 г.

От земли до неба. Атлас-определитель. Для начальной школы.
Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2013 г.

Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов.
Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2013 г.

Технические средства обучения и оборудование

  • Компьютерная техника,
  • видеопроектор,
  • интерактивная доска,
  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

Мультимедийные приложения:

ЭОР Окружающий мир. 4 класс. Электронное приложение  УМК «Школа России».  

Календарно-тематический план уроков окружающего мира в 4 «Б» классе на 2014-2015 учебный год (прилагается)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...