№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Возможные виды деятельности | Требования к уровню подготовки обучающихся
| Материалы и оборудование |
План | Факт |
Познавательные УУД |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
1 четверть |
Часть I |
Раздел 1: Природные условия Земли |
1 | 02.09 |
| День знаний «Конституции РФ 20 лет». Приглашение к путешествию. | 1ч | Работа в тетради: нахождение на карте мира материков, океанов | Осуществлять поиск нужного материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Знать: - расположение на глобусе, карте. Уметь: - показывать материки, океаны на глобусе, карте. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | Ориентация на принятие «хорошего ученика», интерес к познанию окружающего мира | С. 3–7 Географичес- кая карта «Природные зоны» РТ №1, №6-9 |
2 | 05.09 |
| Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки. Масштаб. | 1ч | Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Уметь: - записывать наблюдения за погодой с помощью условных знаков, использовать знания о погоде в практической деятельности. | На основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов | Принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесбере-гающего поведения | Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Уметь: - записывать наблюдения за погодой с помощью условных знаков, использовать знания о погоде в практической деятельности. | С. 8–11 Термометр, барометр
РТ №10, №12 |
3 | 09.09 |
| Народные приметы погоды. Экскурсия «Осенние изменения в окружающем мире» | 1ч | Проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям. Использовать знания в повседневной жизни: определение погоды (облачность, осадки, ветер), прогнозирование | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | Понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром | Проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям. Использовать знания в повседневной жизни: определение погоды (облачность, осадки, ветер), прогнозирование | С. 11–13
РТ №13-15 |
4 | 12.09 |
| Представление о климате. Климат Донского края. | 1ч | Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Уметь: - делать выводы, вести наблюдения.
| Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения | Интерес к познанию окружающего мира | Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Уметь: - делать выводы, вести наблюдения.
| С. 13–18 Карта тепловых поясов
РТ №16-17 |
5 | 16.09 |
| Практическая работа №1 «Почва. Состав почвы». Образование почв на Земле. Плодородие почв | 1ч | Работа по учебнику | Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Знать: - причины образования почв | Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях | Ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи | С. 18–24 Алгоритм вы-полнения опытов. Образцы почв, стакан, бумажные салфетки, металлические пластины, спиртовка, фильтр, блюдце. РТ №18-21 |
6 | 19.09 |
| Природные зоны суши Земли. Природные зоны РО. | 1ч | Ознакомление с картой природных зон
| Устанавливать причинно-следственные связи.
| Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Ориентация на принятие «хорошего ученика», интерес к познанию окружающего мира | С. 25–28
РТ №22-24
|
7 | 23.09 |
| Практическая работа №2 «Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов, фиксация показателей погоды» | 1ч | Работа с картой природных зон
| Строить небольшие сообщения в письменной форме | Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения | Предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев | Глобус, карта, рабочая тетрадь на печатной основе РТ №25-30
|
Раздел 2: Человек в далеком прошлом |
8 |
|
| Где зародилось человечество. Географическое положение Африки | 1ч | Работа с текстом. | Осуществлять поиск нужного материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Знать: - географическое положение, климат Африки. | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Интерес к познанию окружающего мира | С. 29–31
РТ №31
|
9 |
|
| Климат и природные зоны. Экваториальный лес | 1ч | Сообщения, работа по картам. | Иметь представления о природных зонах Африки; Знать: - растения и животных Африки. | Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях | Принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесбере-гающего поведения | С. 31–36
|
10 |
|
| Африканская степь - саванна | 1ч | Сообщения, работа по картам. | Иметь представления о природных зонах Африки; Знать: - растения и животных Африки. | Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях | Принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесбере-гающего поведения | С. 37–40 РТ №32
|
11 |
|
| Пустыни. Средиземноморская природная зона | 1ч | Сообщения, работа по картам. | Иметь представления о природных зонах Африки; Знать: - растения и животных Африки. | Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях | Принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесбере-гающего поведения | С. 41–45 РТ №33-35
|
12 |
|
| Родина человечества. Как появился человек. Проект «Духовная и материальная культура древних русичей» | 1ч | Сообщения, работа в группах над проектом. | Знать: - версии происхождения человека. Иметь представления о природных условиях, повлиявших на происхождение человека. | На основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов | Понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц | С. 46–48
|
13 |
|
| Жизнь древних людей. Исследовательская работа | 1ч | Работа с энциклопедиями. | Устанавливать причинно-следственные связи, удовлетворять познавательный интерес
| Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | Осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности | С. 48–54
РТ №36-38
|
14 |
|
| Самые древние государства. Защита проекта | 1ч | Работа с текстом проекта. | Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме Знать.: - понятие термина «государство»; - первые рабовладельчес-кие государства. | Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образными (рисунками, картой, таблицей, схемой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками | Осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | С. 54–58 |
15 |
|
| Античность | 1ч | Сообщения, презентация | Осуществлять поиск нужного материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Знать: -наследие Древнего мира (письменность, техника, искусство). | На основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов | Понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц | С. 58–64
РТ №39-40
|
16 |
|
| Расширение знаний о мире. Что там за горизонтом? | 1ч | Работа с текстом | Иметь представление о географических исследованиях в Европе. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | Интерес к познанию окружающего мира | С. 64–69 РТ №41, №44
|
17 |
|
| Александр Македонский идет на восток | 1ч | Сообщения детей | Иметь представление о развитии географических исследований в Азии.
| Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесбере-гающего поведения | С. 70–72 |
18 |
|
| Проверочная работа за 1 четверть. Китай открывает путь на запад. | 1ч | Работа с текстом | Уметь находить дополнительную информацию. | На основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов | Осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности | С. 72–74 |
2 четверть |
19 |
|
| Первые шаги в изучении природы | 1ч |
|
|
|
| С. 74–78 РТ №43
|
20 |
|
| Духовная жизнь древнего человека. Язычество | 1ч | Сообщения. | Иметь представление об истории человека в древние времена, устанавливать связь между природными условиями и занятием и бытом людей. | Делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов | Представление о своей этнической принадлежности
| С. 78–80 РТ №45-46
|
21 |
|
| Искусство. Экскурсия в музей «Таможенная застава». | 1ч | Экскурсия. | Иметь представление об истории родного края. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | Понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром
| С. 80–86 РТ №47-48
|
Раздел 3: Земли восточных славян |
22 |
|
| Проверочная работа по теме «Человек в далеком прошлом». Географическое положение Европы | 1ч | Работа с текстом | Иметь представление о географических исследованиях в Европе. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | Интерес к познанию окружающего мира | С. 87–89 |
23 |
|
| Первые люди на нашей земле | 1ч |
|
|
|
| С. 89–91 |
24 |
|
| Восточно-Европейская равнина. Практическая работа №3. | 1ч | Практическая работа | Уметь показывать на карте территорию Восточно – Европейской равнины, давать краткую характеристику местоположения, рельефа, климата | Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образными (рисунками, картой, таблицей, схемой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками | Интерес к познанию окружающего мира | С. 91–92 Карта природных зон мира, физическая карта РТ №49 |
25 |
|
| Степи. Растительность степей. Растительный мир Донского края. | 1ч | Работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны | Установление причинно-следственных связей, знать разнообразие природы на земле, уметь пользоваться справочной лит-рой для подготовки устных сообщений. | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесбере-гающего поведения | С. 92–96
РТ №50-51 |
26 |
|
| Животный мир степей. Животный мир Донского края. | 1ч | Рассказы детей
|
Знать наиболее типичных представителей животных природной зоны России, названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности животных, уметь раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.
| Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | Понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром | С. 96–102
РТ №52-54 |
27 |
|
| Люди в степи. Проектная работа «Создание макета «Степь весной» | 1ч | Наблюдения за природой | Знать особенности природы своего края, зоны степей, устанавливать связи между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в природной зоне степей, уметь оценивать устное высказывание детей по обсуждаемой теме. | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Интерес к познанию окружающего мира | С. 102–107
РТ №55-58 |
28
|
|
| Лесостепь. Лесная зона | 1ч | Индивидуальные сообщения. | Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образными (рисунками, картой, таблицей, схемой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками | Понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром | С. 107–114
РТ №59-60 |
29 |
|
| Контрольная работа за I полугодие | 1ч |
|
| Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Ориентация на принятие «хорошего ученика», интерес к познанию окружающего мира |
|
30 |
|
| Смешанные леса. Животные смешанного леса. | 1ч | Индивидуальные сообщения
Исследов. Работа: образ жизни, повадки лесных животных | Богатство животного мира лесов, дополнительные сведения учащихся о животных лесов, рассказ о бобрах, случаи экологических бед. | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром | С. 114–117 С. 118–124
РТ №66 |
31 |
|
| Сезонные изменения в лесу. Осень. Проверочная работа за 2 четверть.
| 1ч | Индивидуальные сообщения
| Знать характерные признаки сезонов года, правила поведения в природе, особенности природы лесной зоны.
| Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | Принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесбере-гающего поведения | С. 124–130
РТ №62-65 |
32 |
|
| Сезонные изменения в лесу. Зима. Весна. Лето. Экскурсия в природу. | 1ч | Экскурсия | Знать характерные признаки сезонов года, правила поведения в природе, особенности природы лесной зоны.
|
Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | С. 130–138
РТ №67-68 |
3 четверть |
33 |
|
| Как жили наши далекие предки | 1ч | Сообщения | Иметь представление об истории человека в древние времена, устанавливать связь между природными условиями и занятием и бытом людей. | Делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов | Представление о своей этнической принадлежности
| С. 139–140
РТ №69-70 |
34 |
|
| Расселение славян | 1ч | Работа в паре | Иметь представление об истории человека в древние времена.
| Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Интерес к познанию окружающего мира
| С. 141–144 |
35 |
|
| Путь «из варяг в греки» | 1ч | Самостоятельная работа, работа с текстам. | Иметь представление об истории человека в древние времена.
| Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | С. 145–147
РТ №71 |
36 |
|
| Обожествление природы. Защита славянами своих земель. Проверочная работа по теме «Земли восточных славян». | 1ч | Сообщения, пересказ | Иметь представление об истории родного края. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | Понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром
| С. 148–151
РТ №72 |
Раздел 4: Образование Древнерусского государства. II часть |
37 |
|
| Первые русские князья | 1ч |
Сообщение, пересказ
| Иметь представление об истории человека в древние времена, знать имена исторических лиц.
| Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками | Сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам | С. 3–6 |
38 |
|
| «Не посрамим земли Русской» | 1ч |
| Практическая работа. | Знать понятие природного сообщества, правила поведения в природе.
Устанавливать связи внутри природных сообществ (между растениями и животными, между разными группами животных). | Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи | С. 6–8 РТ №73 |
39 |
|
| Принятие Русью христианства | 1ч | Работа в парах
| Использовать приобретенные знания для обогащения жизненного опыта, удовлетворения познавательных интересов. | Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образными (рисунками, картой, таблицей, схемой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
| С. 8–11 |
40 |
|
| Расцвет Древнерусского государства. Проект «История культуры России» | 1ч | Работа по учебнику | Иметь представление об истории и культуре родного края, России.
| Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Представление о своей этнической принадлежности
| С. 11–14 РТ №74 |
41 |
|
| Древнерусская культура. Строительство. Исследовательская работа | 1ч | Работа с энциклопедиями | Иметь представление о сборниках вечной мудрости. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | Понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром | С. 14–17 |
42 |
|
| Устное народное творчество. Сборники вечной мудрости. Защита проекта | 1ч | Пересказ | Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях | Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образными (рисунками, картой, таблицей, схемой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | С. 17–24
РТ №76, №78 |
43 |
|
| Ослабление Древнерусского государства | 1ч | Сообщение, пересказ
| Иметь представление об истории человека в древние времена, знать имена исторических лиц.
| Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками | Сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам | С. 24–25 РТ №75 |
44 |
|
| Ордынское нашествие | 1ч | Сообщения | Уметь описывать изучаемое событие из истории Отечества | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам | С. 26–29 |
45 |
|
| Угроза с запада. Ледовое побоище. Проверочная работа по теме «Образование Древнерусского государства». | 1ч | Работа по индивидуальным карточкам
| Уметь описывать изучаемое событие из истории Отечества, знать имена выдающихся российских государственных деятелей (Александр Невский).
| Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками | Ориентация на принятие «хорошего ученика», интерес к познанию окружающего мира | С. 29–33
РТ №77 |
Раздел 5: Объединение русских земель вокруг Москвы |
46 |
|
| Залесская земля. Что такое природное сообщество | 1ч | Сообщения | Знать историю Отечества.
| Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | Сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам
| С. 34–37
|
47 |
|
| Законы лесной жизни. Практическая работа №4 «Применение правил поведения в лесу и у водоёмов» | 1ч | Практическая работа | Знать понятие природного сообщества, правила поведения в природе.
Устанавливать связи внутри природных сообществ (между растениями и животными, между разными группами животных). | Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | С. 38–45
РТ №80 |
48 |
|
| Луг – природное сообщество. | 1ч | Работа по учебнику | Знать названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
| С. 45–49
РТ №81 |
49 |
|
| Озеро – природное сообщество. Экскурсия к озеру в Мухиной балке. | 1ч | Индивидуальые сообщения | Знать названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками | Интерес к познанию окружающего мира | С. 49–56
РТ №82-85 |
50 |
|
| Поле – природное сообщество | 1ч | Работа в тетради | Иметь представление о природном сообществе «Поле». Знать: - животных и растительный мир полей; - о роли человека – создателя сообщества. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | Ориентация на принятие «хорошего ученика», интерес к познанию окружающего мира
| С. 56–59
РТ №86 |
51 |
|
| Возвышение Москвы. Проверочная работа за 3 четверть. | 1ч | Работа по учебнику | Знать имена выдающихся деятелей (князей), иметь представление об истории Отечества.
| Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи | Принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесбере-гающего поведения | С. 60–63
РТ №87 |
52 |
|
| Куликовская битва. Стояние на Угре | 1ч | Работа с дополнительными источниками информации | Знать: - основные моменты Куликовской битвы, - особенности действий русского войска. | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Представление о своей этнической принадлежности
| С. 63–68
РТ №88 |
4 четверть |
53 |
|
| Создание Московского государства. Грозный царь | 1ч | Работа по учебнику, презентация | Знать: - историю восстановления русской культуры. Иметь представление об Иване III. | Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью | Понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром | С. 68–71 |
54 |
|
| Развитие русской культуры. Зодчество
| 1ч | Сообщения. | Знать: - имена выдающихся российских государственных деятелей (царь Иван Грозный). Иметь представление об истории Отечества. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассника-ми | Сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам | С. 72–75 |
55 |
|
| Книжная мудрость и искусство. Проверочная работа по теме «Объединение русских князей вокруг Москвы». | 1ч | Сообщения. | Иметь представление о народных промыслах, о первом книгопечатнике И. Федорове | Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи | Понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром | С. 76–79
РТ №89-91 |
Раздел 6: Какая она, Азия |
56 |
|
| Русские первопроходцы. Географическое положение Азии | 1ч | Работа с текстом | Уметь понимать условный язык карт и планов, иметь представление об истории Отечества | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам | С. 80–86
РТ №92-93 |
57 |
|
| Сибирь. Природные условия Сибири. Практическая работа №5 | 1ч | Практическая работа | Уметь приводить примеры растений и животных природных сообществ и зон, знать правила поведения в тайге.
| Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассника-ми | Интерес к познанию окружающего мира | С. 86–87
РТ №94-95 |
58 |
|
| Тайга. Экологические проблемы тайги | 1ч | Проекты, презентации | Знать: Экологичес-кие проблемы тайги, которые возникли по вине человека. | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесбере-гающего поведения | С. 88–92
РТ №96-97
|
59 |
|
| Природное сообщество болото. Экскурсия в природу | 1ч | Дополнительный материал о животных болота
| Уметь характеризо-вать природное сообщество, | Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи | Понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром
| С. 93–97
РТ №99-101
|
60 |
|
| «Хождение за три моря». Природа Индии. Тест по теме «Какая она Азия». | 1ч | Индивидуальные сообщения | Знать: - природно-климатичес-кие особенности Индии. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками | Принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесбере-гающего поведения | С. 98–103 РТ №102-104
|
Раздел 7: Россия в 17 веке |
61 |
|
| Смутное время. Спасители земли Русской | 1ч | Ознакомлен. с новым матер | Работа с ученбником | Знать: - о значение героизма народных масс и организато-ров освободительных войн в борьбе с польскими захватчиками; - о начале правления династии Романовых; - о государственном празднике 4 ноября. | Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образными (рисунками, картой, таблицей, схемой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассника-ми | С. 104–109
РТ №105-106
|
62 |
|
| Сквозь сибирские дебри. Практическая работа №6 «Ориентирование на физической карте России и мира» | 1ч | Комбинирован | Самостоятель-ная работа по карточкам | Знать имена путешественников, иметь представление об истории родного края. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками | С. 109–111
РТ №107
|
63 |
|
| Природа тундры
| 1ч | Сообщения учащихся | Уметь характеризо-вать природную зону, устанавли-вать причинно-следствен-ные связи.
| Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи | Интерес к познанию окружающего мира
| С. 112–118 |
64 |
|
| Люди в тундре | 1ч | Работа с дополнительными источниками | Иметь представле-ние о деятельности человека в тундре. | Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи | Принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесбере-гающего поведения
| С. 118–122
РТ №108-110
|
65 |
|
| Арктическая пустыня | 1ч | пересказ доп. материал о необычном материке | Знать: - понятие «арктическая пустыня»; - особенности природы (условия неживой природы, живые существа); Уметь: - находить и показывать на карте полушарий эту зону; - определять существенные признаки природных зон. | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Интерес к познанию окружающего мира | С. 122–129
РТ №111-112
|
66 |
|
| Годовая комплексная контрольная работа | 1ч |
|
| Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи | Ориентация на принятие «хорошего ученика», интерес к познанию окружающего мира |
|
67 |
|
| Народы Сибири. Рудознатцы. Послы. | 1ч |
|
|
|
| С. 129–136 |
68 |
|
| Россия накануне реформ | 1ч |
| Иметь представле-ние об истории культуры России. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками | Понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром | С. 104–109
РТ №105-106
|
Всего: 68 часов |