рабочая программа по окружающему миру 4 класс Система Л.В. Занкова
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа предназначена для работы по ФГОС в 4 классе основной общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fedorovoy_okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc | 196 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 51»
«УТВЕРЖДАЮ» | «СОГЛАСОВАНО» | «РАССМОТРЕНО» |
Директор МОУ «СОШ № 51» | Зам.директора по УВР | На заседании ШМО протокол № от |
С.Я.Паршина | Председатель ШМО |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51»
Рабочая программа
Предмет окружающий мир
Классы 4 класс
Кол-во часов по плану 68 часов
Всего 68 часов в неделю 2 часа
Плановых контрольных работ – 2, проверочных тестовых работ - 5
Административных контрольных работ – по плану учреждения
Проекта - 4
Рабочая программа составлена на основе интегрированного курса «Окружающий мир» Дмитриевой Н.Я.
Учебник Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебника для 4 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 г.
Разработчик программы
Учитель Федорова Ю.Ю.,
Педстаж 6 лет,
Категория без категории
Саратов, 2013/14год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класс разработана на основе:
- Закона РФ «Об образовании»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Программы для начальной школы. Система Л. В. Занкова.;
- Авторской программы по окружающему миру Н.Я. Дмитриевой «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Цель изучения данного курса – формирование у учащихся широкой целостной картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания – о природе, человеке, обществе в их историческом развитии.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию;
- на ознакомительном уровне представлять науки, помогающие познавать окружающий мир.
Предмет «Окружающий мир» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны, как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Рабочая программа предусматривает развитие конкретных умений школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков.
В содержание программы включён материал, превышающий уровень обязательных требований, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, расширить кругозор учащихся, познакомить их с интересными фактами и явлениями окружающего мира.
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» и «Обществознание». Это как раз те области познания, которые на данном этапе развития школьника и формируют его представления об окружающем мире. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, который характеризует интегрированный курс.
Место и роль курса в обучении. Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе (первый уровень), а также перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника (второй уровень). В процессе изучения «Окружающего мира» у детей формируются умения и навыки хозяйственно – бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы, общения и взаимоотношений.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования.
Программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта:
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 г.;
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 4 класс – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 г.;
Программа предусматривает обучение в 4 классе в объеме 68 часов, по 2 урока в неделю.
Содержание курса:
Человек и мир, созданный им – 4 часа
Наши соседи на Западе – 14 часов
Преобразования в России – 12 часов
Разнообразие природы Земли – 6 часа
События XIX-XX веков – 12 часов
Человек и природа – 12 часов
Современная Россия – 8 часов
Основные технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность, нестандартные формы уроков – уроки-дискуссии, уроки-исследования, уроки-практикумы.
Темы проектов:
«Полезные ископаемые»
«Состав пищи»
«Мое научное открытие»
«Самый важный орган»
Формы и средства контроля: контрольные работы, тесты, проверочные работы, самостоятельные работы, индивидуальные и фронтальные устные опросы, письменные работы, самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Плановых контрольных работ – 2, тестовые проверочный работы – 5.
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | Виды и формы контроля | Сроки | ||
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | план | факт | |||||
Человек и мир, созданный им (4 часа) | ||||||||
1. | Условия современной жизни. Техника и человек. | 2 | Установить связи между человеком, миром, созданным им, и природой; установить, какое влияние оказывают на современного человека достижения науки и техники; рассмотреть экологические проблемы современного мира. | Личностные: Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения. Познавательные: Осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а так же самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: Понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: Умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Беседа. Проблемные задания. | Фронтальный опрос | ||
2. | Человек познает | 2 | Установить взаимосвязи и взаимообусловленности форм и функций органов, знать строение клетки – основой строения и роста живых организмов, виды клеток; формировать представление о здоровом образе жизни; показать важность и пользу соблюдения режима дня; познакомить с историей развития медицины; лечебными свойствами лекарственных растений. | Наблюдение. Составление макета клетки. | Практическая работа | |||
Наши соседи на Западе (14 часов) | ||||||||
3. | Где и как жили | 2 | В ходе совместной работы выявить природные условия в средневековой Европе, выделить особенности средневекового общества; продолжить формирование представлений о жизни в Средние века в Западной Европе, формировать убеждение в необходимости правильной осанки; познакомить с функциями и строением костной системы человека (скелета). Познакомить с правилами и мерами сохранения скелета, позвоночника | Личностные: Совершенствовать имеющиеся знания и умения, осознавать свои трудности, стремиться к их преодолению; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематической, модельной форме, устанавливать причинно-следственные связи, уметь находить дополнительную информацию. проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях Регулятивные: составление плана и последовательности действий, действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других собеседников; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. | Работа с дополнительной информацией | Устный опрос | ||
4. | Части скелета. | 2 | Познакомить со строением и функциями позвоночника, черепа и грудной клетки, костями, образующими грудную клетку, со строением верхних и нижних конечностей. | Составление презентации – сообщения по теме. | Взаимоконтроль | |||
5. | Мышцы и движение. | 2 | Познакомить обучающихся со строением и функциями мышц; формировать представление о работе мышц, познакомить с видами мышц; рассказать о причинах усталости, способах предотвращения утомляемости мышц | Практикум. Разноуровнеые задания, работа по подгруппам. | Контроль и наблюдение учителя | |||
6. | «Черная смерть». На подступах к новому времени. Расширение знаний о Земле. Природа нового света. | 2 | Расширить знания детей об особенностях жизни в средневековой Европе: образ жизни людей, здоровье, эпидемии Средневековья; познакомить с изменениями, которые стали происходить с ХIV в. в Западной Европе; показать значение открытий в различных областях жизни для человечества. | Взаимообмен информацией по теме, работа в парах. | Тестирование | |||
7. | Развитие науки. Устройство Вселенной. Открытие невидимого мира. | 2 | Продолжить формирование представлений детей о развитии знаний о Земле, расширить представления детей | Работа с картой, лабораторная работа (микроскоп) | Фронтальный опрос | |||
8. | Победа над эпидемиями. Зачем нужна гигиена. Тестирование. | 2 | Показать учащимся неоценимый вклад ученых в дело по борьбе с микробами, воспитывать в детях потребность соблюдать правила гигиены. | Составление памятки: «Соблюдаем гигиену» | Тестирование. | |||
9. | Особенности кожного покрова. | 2 | Познакомить со строением и функциями покровного органа – кожей, расширить знания детей о функциях кожи, познакомить с особыми образованиями: волосы, ногти. | Работа со справочной литературой, энциклопедиями. | Самоконтроль | |||
Преобразования в России (12 часов) | ||||||||
10. | Россия при Петре I. Выход к морю. Город на Неве. | 2 | Формировать представление о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра I, выявить значение этих преобразований. | Личностные: Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом и созидательном процессе, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм. Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи, уметь находить дополнительную информацию, использовать знаково-символические средства для решения учебных задач, делать обобщения и выводы. Регулятивные: Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить монологические высказывания. | Групповые презентации и сообщения. | Фронтальный опрос. | ||
11. | Становление Российской науки. Горные породы. Полезные ископаемые. | 2 | Сформировать представление о горных породах и полезных ископаемых, выявить свойства гранита и известняка, показать неоценимый вклад Ломоносова в российскую науку. | Лабораторная работа с раздаточным материалом. | Взаимоконтроль | |||
12. | Каменное царство. Руды металлов. Тестирование. | 2 | Расширить представления обучающихся о горных породах (различных камнях), сформировать представление об использовании различных камней, познакомить с месторождениями железных руд и использованием их человеком | Подготовить информационный буклет по выбранной теме | Тестирование. | |||
13. | Горючие полезные ископаемые. Кто открывает и кто добывает полезные ископаемые. | 2 | Изучить свойства нефти и каменного угля, торфа. Познакомить со способами добычи полезных ископаемых и трудом геологов. | Проблемные задания. | Фронтальный опрос | |||
14. | Русское военные искусство. Отечественная война 1918 года. | 2 | Познакомить с личностью | Работа со справочной и энциклопедиями, поиск информации.. | Взаимоконтроль. | |||
15. | План местности. Контрольная работа за первое полугодие. | 2 | Сформировать представление о плане местности и его значении, показать отличие плана от карты; учить составлять план местности, используя условные знаки и масштаб. | Урок-практикум, работа по составлению плана местности. | Контрольная работа | |||
Разнообразие природы Земли (6 часов) | ||||||||
16. | Северные земли России. Самый маленький материк. | 2 | Познакомить учащихся с развитием географических исследований просторов России, расширить представление обучающихся об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растений и животного мира Австралии. | Личностные: Способность к самооценке своих действий, поступков, осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народностям. Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции синтеза, сравнения, классификации, использовать знаково-символические средства в решении учебных задач. Регулятивные: Осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Коммуникативные: Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Сообщения по теме с мультимедийным сопровождением. | Самоконтроль | ||
17. | Русские на шестом континенте. Дальний Восток России. | 2 | Познакомить учащихся с историей открытия Антарктиды, сформировать представление о природных и климатических особенностях Антарктиды, расширить представление о разнообразии природы лесной зоны, показать необычность природы Дальнего Востока. | Работа с физической картой, с контурной картой. | Фронтальный опрос | |||
18. | Особенности природы гор. Человеческие расы. Тестирование. | 2 | Расширить представление о разнообразии природы горной местности, показать особенности природы гор, смены ярусов, познакомить с тремя основными человеческими расами и их особенностями в зависимости от природных условий. | Дискуссия, обмен мнениями | Тестирование | |||
События XIX-XX веков (12 часов) | ||||||||
19. | Развитие науки и техники. | 2 | Познакомить обучающихся с развитием науки и техники в XIX в. и причинами развития мира, выяснить их значение для современного человека. | Личностные: Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм. развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументации своего мнения и позиции в коммуникации. | Беседа, работа со справочной литературой. | Устный опрос | ||
20. | Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы. | 2 | Продолжать знакомить обучающихся с особенностями нервной системы, ее ролью и значением. | Исследовательская работа. | Индивидуальные сообщения. | |||
21. | Значение кровеносной системы. Кровь. Путь крови. | 2 | Познакомить обучающихся со значением, составом и свойствами крови. | Работа в группах, составление макета. | Работа в группах | |||
22. | События начала XX века. Тестирование. | 2 | Продолжить формирование исторических представлений о России начала XX в. и проходивших в это время | Дискуссия, обмен мнениями. | Тестирование | |||
23. | Великая Отечественная война. | 2 | Углубить знания детей о событиях 1941–45 гг., провести сравнительный анализ отечественных войн 1812 и 1941–1945 гг. | Беседа, работа с информацией | Устный опрос | |||
24. | Век научных открытий. | 2 | Расширить знания учащихся о научных открытиях и изобретения второй половины XX века. | Сообщение по выбранной теме. | Взаимоконтроль | |||
Человек и природа (12 часов) | ||||||||
25. | Охрана природы. Заповедники. | 2 | Познакомить учащихся с возникновением и созданием заповедных зон и природных парков на территории России. | Личностные: Осознание ответственности за общее дело, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности Познавательные: Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, предвосхищение результата деятельности. Коммуникативные: Учет разных мнений, координирование в сотрудничество разных позиций, использование критериев для аргументации своего утверждения. | Подготовить дополнительный материал по теме | Фронтальный опрос. | ||
26. | Дыхание человека. Органы дыхания. Гигиена дыхания. Тестирование. | 2 | Раскрыть значение дыхания как важнейшей системы жизнеобеспечения | Составить викторину «Органы человека» | Тестирование | |||
27. | Сельское хозяйство. Животноводство. Растениеводство. | 2 | Познакомить учащихся с отраслями животноводства и значением сельского хозяйства в жизни человека, формировать представление об отраслях растениеводства и его зависимости от природных условий. | Практическая работа | Взаимооценка. | |||
28. | Зачем человек ест. Состав пищи. | 2 | Сформировать представление о значении питания в жизни человека, дать понятие о витаминах и их значении в жизни человека. | Беседа, наблюдения, проблемные ситуации. | Фронтальный опрос. | |||
29. | Органы пищеварения. Зубы и уход за ними. | 2 | Познакомить с органами пищеварения и определить их основные функции, с типами зубов, строением зубов. | Практические задания, работа в группах. | Устный опрос | |||
30. | Система пищеварения. Тестирование. | 2 | Систематизировать знания детей о пищеварительной системе и значении питания в жизни человека. | Памятка: «Здоровое питание» | Тестирование | |||
Современная Россия (8 часов) | ||||||||
31. | Человек и общество. Россия наша родина. | 2 | Формировать представление о современном устройстве общества, зависимости устройства общества от уровня знаний человека об окружающем мире. | Личностные: Способность радоваться успехам одноклассников, понимание связи между деятельностью человека и состоянием природы. Познавательные: Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные: Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Коммуникативные: Умение договариваться, находить общее решение в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Поиск информации в учебных пособиях | Устные сообщения | ||
32. | Устройство государственной власти. | 2 | Формировать представление обучающихся об устройстве государственной власти в России, разъяснить функциональные обязанности каждой ветви власти. | Работа с раздаточным материалом. | Взаимоконтроль | |||
33. | Символы и праздники России. Человек в современных условиях. Контрольная работа. | 2 | Расширить знания детей о символах государственной власти: флаге, гербе, гимне, продолжить работу над проблемой развития человеческого общества в современных условиях и о развитии цивилизации. | Творческие задания. | Контрольная работа | |||
34. | Нравственные нормы жизни. «Есть еще порох в пороховницах!» | 2 | Обобщить знания и представления детей об окружающем мире, расширить представления обучающихся об историческом прошлом родного края, изучить особенности природных условий области. | Викторина. | Взаимоконтроль |
Содержание тем учебного курса
Человек и мир, созданный им. Наши соседи на Западе.
Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком.
Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле.
Человек познает самого себя. Клетка - основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Кожа. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.
Практические работы: осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при переломах и порезах; работа с гербарными экземплярами лекарственных растений; работа с картами: контурной, физической, природных зон.
Экскурсии: в планетарий, в краеведческий музей.
Преобразования в России. Разнообразие природы Земли.
Россия при Петре I. М. В. Ломоносов – основоположник русской науки. Горное дело: горные породы и минералы, происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди, занятые горным делом.
Развитие русского военного искусства. А. В. Суворов. Отечественная война 1812 года. М. И. Кутузов.
План местности.
Практические работы: определение состава и свойств полезных ископаемых, работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); составление плана школьного или садового участка.
Экскурсии: в краеведческий музей.
Мир человека в Новое время. Человек и природа.
Открытие новых земель: Севера России, Антарктиды, Уссурийского края. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.
События в России в начале XX века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.
Великая Отечественная война (1941-1945г). Судьба родного края в этот период.
Развитие науки и техники.
Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.
Экологические проблемы России и вашей местности. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.
Новые знания о человеке. И. П. Павлов. Открытие деятельности нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Органы пищеварения. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки.
Практические работы: сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержание необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке.
Экскурсии: в школьный военно-исторический музей, в музей ВОВ на Соколой горе, в дендрарий.
Современная Россия
Россия – многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва – столица государства, ее достопримечательности. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг, гимн. Конституция – Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни. Государства – соседи России.
Краеведение. Областные органы власти. Областная символика. Родной край в изучаемый исторический период. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.
Родной край в изучаемый исторический период: природные условия, территориальная принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.
Экскурсии: в краеведческий музей, в художественный музей им. Радищева, в музей прикладного искусства.
Требования к уровню подготовки выпускников
Учащиеся должны:
устанавливать связи:
– между производственной деятельностью человека и природой;
– между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством.
знать:
– некоторые правила предупреждения травм;
– нормы здорового образа жизни;
– названия основных органов человека и их значение;
– государственную символику,
– даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;
– народы, населяющие Россию (не менее 3);
– название Основного закона страны;
– имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей России;
– достопримечательности родного края.
уметь:
– находить на физической карте местонахождение изучаемого объекта;
– различать полезные ископаемые (не менее 3);
– иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;
– соблюдать правила предупреждения простудных инфекционных заболеваний;
– оказывать простейшую доврачебную помощь при порезах, ушибах, солнечном ударе, обморожении, простуде;
– узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
– соблюдать правила охраны природы;
– ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;
– кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;
– определять последовательность основных исторических событий в России;
– соотносить год с веком;
– называть выдающиеся памятники истории и культуры России (Кремль, памятники А. С. Пушкину, Петру 1);
владеть компетентностями:
коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития, в частности:
– осуществлять классификацию объектов окружающего мир по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);
– подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, природа; живая и неживая природа; животные и растения и т.д.);
– проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);
– оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;
– оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности;
– выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями);
– пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой;
– оформлять результаты исследовательской работы;
– систематизировать изученные в 1-4 классах естественнонаучные и исторические понятия.
Результаты освоения учебной дисциплины
Личностные результаты: осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народностям; формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами; принятие обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование установки на бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты: формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности; понимание особой роли России в мировой истории; формирование умения находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее; ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России; умения фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона; освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Метапредметные результаты: овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией; формирование действий замещения и моделирования (использование готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей); формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Перечень учебно-методического обеспечения:
1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 г.;
2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 4 класс – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 г.;
3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 4 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 г.;
4. Контрольные и проверочные работы. Система Л.В. Занкова / Сост. С.Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 г.;
5. Каткова Е.Г. Окружающий мир: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2013 г.;
6. Итоговые комплексные работы в начальной школе. 4 класс. Стандарты второго поколения. / Авт.-сост. Н.Н. Нянковская, М.А. Танько. – М.: АСТ: Астрель, 2011 г.;
7. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс / Сост. И.Ф. Яценко. – М.: ВАКО, 2013 г.
8. Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова. CD-диск / авт.- сост. Е.М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2013 г.
Список литературы для обучающихся:
1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 г.;
2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 4 класс – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 г.
Дидактический материал.
Наглядные пособия: гербарии, коллекции, чучела, любые возможные натуральные природные объекты, физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи, атлас, настенные карты, таблицы классификации растений и животных, картин объектов природы, рисунки, презентации, видеофильмы, самодельные наглядные пособия.
Электронные образовательные ресурсы:
Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. - http://zankov.ru
Презентация уроков «Начальная школа». - http://nachalka
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - http://scb.ool-collection.edu.ru
Технические средства обучения:
- интерактивный комплекс Clasus,
- МФУ,
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 3 класс (система Л. В. Занкова)
В программе представлена пояснительная записка, а также подробное тематическое планирование учебного материала...
Рабочая программа по математике 3 класс (Система Л.В. Занкова)
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы И. И. Аргинской «Математика» (система развивающего о...
Рабочая программа по технологии 3 класс (Система Л.В. Занкова)
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по технологии для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Т.Н. Просняковой «Технология» (система развива...
Рабочая программа по окружающему миру по системе РО Л.В.Занкова, 4 класс по ФГОС
Планирование составлено: на основе стандартов второго поколения и авторской программы по окружающему миру Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н. (2008), рекомендованной Министерством образования ...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС
Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2 класс
Представлена рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова 2 класс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...