рабочая программа по окружающему миру 4 класс Система Л.В. Занкова
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Федорова Юлия Юрьевна

Рабочая программа предназначена для работы по ФГОС в 4 классе основной общеобразовательной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 51»

«УТВЕРЖДАЮ»

«СОГЛАСОВАНО»

«РАССМОТРЕНО»

Директор МОУ «СОШ № 51»

Зам.директора по УВР

На заседании ШМО

протокол №    от

С.Я.Паршина

Председатель ШМО

                          МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51»

Рабочая программа

Предмет окружающий мир

Классы 4 класс

Кол-во часов по плану 68 часов

Всего  68 часов в неделю 2 часа

Плановых контрольных работ – 2, проверочных тестовых работ - 5
Административных контрольных работ – по плану учреждения

Проекта - 4

Рабочая программа составлена на основе интегрированного курса «Окружающий мир» Дмитриевой Н.Я.

Учебник Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебника для 4 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 г.

Разработчик программы

Учитель Федорова Ю.Ю.,

Педстаж 6 лет,

Категория без категории  

Саратов, 2013/14год

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»  4 класс разработана на основе:

- Закона РФ «Об образовании»;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Программы для начальной школы.   Система Л. В. Занкова.; 

- Авторской программы по окружающему миру  Н.Я. Дмитриевой  «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Цель изучения данного курса – формирование у учащихся широкой целостной картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания – о природе, человеке, обществе в их историческом развитии.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

- развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;

- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию;

- на ознакомительном уровне представлять науки, помогающие познавать окружающий мир.

Предмет «Окружающий мир» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны, как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Рабочая программа предусматривает развитие конкретных умений школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования.

         Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных  мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков.

В содержание программы включён материал, превышающий уровень обязательных требований, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, расширить кругозор учащихся, познакомить их с интересными фактами и явлениями окружающего мира.

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» и «Обществознание». Это как раз те области познания, которые на данном этапе развития школьника и формируют его представления об окружающем мире. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, который характеризует интегрированный курс.

Место и роль курса в обучении. Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе (первый уровень), а также перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника (второй уровень). В процессе изучения «Окружающего мира» у детей формируются умения и навыки хозяйственно – бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы, общения и взаимоотношений.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования.

Программа  ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта:

- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 г.;

- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 4 класс – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 г.;

Программа предусматривает обучение в 4 классе в объеме 68 часов, по 2 урока в неделю.

Содержание курса:

Человек и мир, созданный им – 4 часа

Наши соседи на Западе – 14 часов

Преобразования в России – 12 часов

Разнообразие природы Земли – 6 часа  

События XIX-XX  веков – 12 часов

Человек и природа – 12 часов

Современная Россия – 8 часов

Основные технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность, нестандартные формы уроков – уроки-дискуссии, уроки-исследования, уроки-практикумы.  

Темы проектов:

«Полезные ископаемые»

«Состав пищи»

«Мое научное открытие»

«Самый важный орган»

Формы и средства контроля: контрольные работы, тесты, проверочные работы, самостоятельные работы, индивидуальные и фронтальные устные опросы, письменные работы, самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.          

Плановых контрольных работ – 2, тестовые проверочный работы – 5.


Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем программы

Кол-во часов

Планируемые результаты обучения

Возможные виды

деятельности учащихся

Виды и формы контроля

Сроки

Освоение предметных знаний

(базовые понятия)

Универсальные учебные действия

план

факт

Человек и мир, созданный им (4 часа)

1.

Условия современной жизни. Техника и человек.

2

Установить связи между человеком, миром, созданным им, и природой; установить, какое влияние оказывают на современного человека достижения науки и техники; рассмотреть экологические проблемы современного мира.

Личностные: Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения.

Познавательные: Осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а так же самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: 

Понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: Умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Беседа. Проблемные задания.

Фронтальный опрос

2.

Человек познает
самого себя. Режим дня в жизни человека. Достижения медицины в древние времена. Лекарственные растения.

2

Установить взаимосвязи и  взаимообусловленности форм и функций органов, знать  строение клетки –  основой строения и роста живых организмов, виды клеток; формировать представление о здоровом  образе жизни; показать важность и пользу соблюдения режима  дня; познакомить с историей развития медицины; лечебными свойствами лекарственных растений.

Наблюдение. Составление макета клетки.  

Практическая работа

Наши соседи на Западе (14 часов)

3.

Где и как жили
рыцари. Почему осанка выделяла рыцаря. Опора и защита тела. Скелет. Состав и свойства костей

2

В ходе совместной работы выявить природные условия в средневековой Европе, выделить особенности средневекового общества; продолжить формирование представлений о жизни в Средние века в Западной Европе, формировать убеждение в необходимости правильной осанки; познакомить с функциями и строением костной системы человека (скелета). Познакомить с правилами и мерами сохранения скелета, позвоночника

Личностные: Совершенствовать имеющиеся знания и умения, осознавать свои трудности, стремиться к их преодолению;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематической, модельной форме, устанавливать причинно-следственные связи, уметь находить дополнительную информацию. проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Регулятивные: составление плана и последовательности действий, действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности;

 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других собеседников; использовать речь для регуляции своего действия;  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Работа с дополнительной информацией

Устный опрос

4.

Части скелета.
Позвоночник. Череп. Грудная клетка. Живые рычаги.

2

Познакомить со строением и функциями позвоночника,  черепа и грудной клетки, костями, образующими грудную клетку, со строением верхних и нижних конечностей.

Составление презентации – сообщения по теме.

Взаимоконтроль

5.

Мышцы и движение.

2

Познакомить обучающихся со строением и функциями мышц; формировать представление о работе мышц, познакомить с видами мышц; рассказать о причинах усталости, способах предотвращения утомляемости мышц

Практикум. Разноуровнеые задания, работа по подгруппам.

Контроль и наблюдение учителя

6.

«Черная смерть». На подступах к новому времени. Расширение знаний о Земле. Природа нового света.

2

Расширить знания детей об особенностях жизни в средневековой Европе: образ жизни людей, здоровье,  эпидемии Средневековья; познакомить с изменениями, которые стали происходить с ХIV в. в Западной Европе; показать значение открытий

в различных областях жизни для человечества.

Взаимообмен информацией по теме, работа в парах.

Тестирование

7.

Развитие науки. Устройство Вселенной. Открытие невидимого мира.

2

Продолжить формирование представлений детей о развитии знаний о Земле, расширить представления детей
о географических открытиях, о природе Нового Света, формировать представление детей о развитии науки и ее значении в развитии человечества; познакомить со значением в науке изобретения микроскопа и открытием «невидимого» мира микроорганизмов.

Работа с картой, лабораторная работа (микроскоп)  

Фронтальный опрос

8.

Победа над эпидемиями. Зачем нужна гигиена. Тестирование.

2

Показать учащимся неоценимый вклад ученых в дело по борьбе с микробами, воспитывать в детях потребность соблюдать правила гигиены.

Составление памятки: «Соблюдаем гигиену»

Тестирование.

9.

Особенности кожного покрова.

2

Познакомить со строением и функциями покровного органа – кожей, расширить знания детей  о функциях кожи, познакомить с особыми образованиями: волосы, ногти.

Работа со справочной литературой, энциклопедиями.

Самоконтроль

Преобразования в России (12 часов)

10.

Россия при Петре I. Выход к морю. Город на Неве.

2

Формировать представление о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра I, выявить значение этих преобразований.

Личностные: Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом и созидательном процессе, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм.

Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи, уметь находить дополнительную информацию, использовать знаково-символические средства для решения учебных задач, делать обобщения и выводы.

Регулятивные: 

Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные: Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить монологические высказывания.

Групповые презентации и сообщения.

Фронтальный опрос.

11.

Становление Российской науки. Горные породы. Полезные ископаемые.

2

Сформировать представление о горных породах и полезных ископаемых, выявить свойства гранита и известняка, показать неоценимый вклад Ломоносова в российскую науку.

Лабораторная работа с раздаточным материалом.

Взаимоконтроль

12.

Каменное царство. Руды металлов. Тестирование.

2

Расширить представления обучающихся о горных породах (различных камнях), сформировать представление об использовании различных камней, познакомить с месторождениями железных руд и использованием их человеком

Подготовить информационный буклет по выбранной теме

Тестирование.

13.

Горючие полезные ископаемые. Кто открывает и кто добывает полезные ископаемые.

2

Изучить свойства нефти и каменного угля, торфа. Познакомить со способами добычи полезных ископаемых и трудом геологов.

Проблемные задания.

Фронтальный опрос

14.

Русское военные искусство. Отечественная война 1918 года.

2

Познакомить с личностью
А. В. Суворова, значением его деятельности в жизни России, познакомить обучающихся с событиями Отечественной войны 1812 года
и значением для России Бородинского сражения.

Работа со справочной и энциклопедиями, поиск информации..

Взаимоконтроль.

15.

План местности. Контрольная работа за первое полугодие.

2

Сформировать представление о плане местности и его значении, показать отличие плана от карты; учить составлять план местности, используя условные знаки и масштаб.

Урок-практикум, работа по составлению плана местности.

Контрольная работа

Разнообразие природы Земли  (6 часов)

16.

Северные земли России. Самый маленький материк.

2

Познакомить учащихся с развитием географических исследований просторов России, расширить представление обучающихся об освоении мира и открытии новых земель,  показать необычность растений и животного мира Австралии.

Личностные: Способность к самооценке своих действий, поступков, осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народностям.

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции синтеза, сравнения, классификации, использовать знаково-символические средства в решении учебных задач.

Регулятивные:  Осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Сообщения по теме с мультимедийным сопровождением.

Самоконтроль

17.

Русские на шестом континенте. Дальний Восток России.

2

Познакомить учащихся с историей открытия Антарктиды, сформировать представление о природных и климатических особенностях Антарктиды, расширить представление о разнообразии природы лесной зоны, показать необычность природы Дальнего Востока.

Работа с физической картой, с контурной картой.

Фронтальный опрос

18.

Особенности природы гор. Человеческие расы. Тестирование.

2

Расширить представление о разнообразии природы горной местности, показать особенности природы гор, смены ярусов, познакомить с тремя основными человеческими расами и их особенностями в зависимости от природных условий.

Дискуссия, обмен мнениями

Тестирование

События XIX-XX веков (12 часов)

19.

Развитие науки и техники.

2

Познакомить обучающихся с развитием науки и техники в XIX в. и причинами развития мира, выяснить их значение для современного человека.

Личностные:

Умение соотносить  поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм.

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Познавательные: 

Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Регулятивные:  выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументации своего мнения и позиции в коммуникации.

Беседа, работа со справочной литературой.

Устный опрос

20.

Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы.

2

Продолжать знакомить обучающихся с особенностями нервной системы, ее ролью и значением.

Исследовательская работа.

Индивидуальные сообщения.

21.

Значение кровеносной системы. Кровь. Путь крови.

2

Познакомить обучающихся со значением, составом и свойствами крови.

Работа в группах, составление макета.

Работа в группах

22.

События начала XX века. Тестирование.

2

Продолжить формирование исторических представлений о России начала XX в. и проходивших в это время
преобразованиях.

Дискуссия, обмен мнениями.

Тестирование

23.

Великая Отечественная война.

2

Углубить знания детей о событиях 1941–45 гг.,  провести сравнительный анализ отечественных войн 1812 и 1941–1945 гг.

Беседа, работа с информацией

Устный опрос

24.

Век научных открытий.

2

Расширить знания учащихся о научных открытиях и изобретения второй половины XX века.

Сообщение по выбранной теме.

Взаимоконтроль

Человек и природа (12 часов)

25.

Охрана природы. Заповедники. 

2

Познакомить учащихся с возникновением и созданием заповедных зон и природных парков на территории России.

Личностные: Осознание ответственности за общее дело, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности

Познавательные: Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий,  самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Регулятивные:  волевая саморегуляция в ситуации затруднения,  предвосхищение результата деятельности.

Коммуникативные: 

Учет разных мнений, координирование в сотрудничество разных позиций, использование критериев для аргументации своего утверждения.

Подготовить дополнительный материал по теме

Фронтальный опрос.

26.

Дыхание человека. Органы дыхания. Гигиена дыхания. Тестирование.

2

Раскрыть значение дыхания как важнейшей системы жизнеобеспечения
человека, познакомить с органами дыхания

Составить викторину «Органы человека»

Тестирование

27.

Сельское хозяйство. Животноводство. Растениеводство.

2

Познакомить учащихся с отраслями животноводства и значением сельского хозяйства в жизни человека, формировать представление об отраслях растениеводства и его зависимости от природных условий.

Практическая работа

Взаимооценка.

28.

Зачем человек ест. Состав пищи.

2

Сформировать представление о значении питания в жизни человека, дать понятие о витаминах и их значении в жизни человека.

Беседа, наблюдения, проблемные ситуации.

Фронтальный опрос.

29.

Органы пищеварения. Зубы и уход за ними.

2

Познакомить с органами пищеварения и определить их основные функции, с типами зубов, строением зубов.

Практические задания, работа в группах.

Устный опрос

30.

Система пищеварения. Тестирование.

2

Систематизировать знания детей о пищеварительной системе и значении питания в жизни человека.

Памятка: «Здоровое питание»

Тестирование

Современная Россия (8 часов)

31.

Человек и общество. Россия наша родина.

2

Формировать представление о современном устройстве общества, зависимости устройства общества от уровня знаний человека об окружающем мире.

Личностные: Способность радоваться успехам одноклассников, понимание связи между деятельностью человека и состоянием природы.

Познавательные:

 Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Регулятивные:  Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Коммуникативные: Умение договариваться, находить общее решение в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Поиск информации в учебных пособиях

Устные сообщения

32.

Устройство государственной власти.

2

Формировать представление обучающихся об устройстве государственной власти в России, разъяснить функциональные обязанности каждой ветви власти.

Работа с раздаточным материалом.

Взаимоконтроль

33.

Символы и праздники России. Человек в современных условиях. Контрольная работа.

2

Расширить знания детей о символах государственной власти: флаге, гербе, гимне, продолжить работу над проблемой развития человеческого общества в современных условиях и о развитии цивилизации.

Творческие задания.

Контрольная работа

34.

Нравственные нормы жизни. «Есть еще порох в пороховницах!»

2

Обобщить знания и представления детей об окружающем мире, расширить представления обучающихся об историческом прошлом родного края, изучить особенности природных условий области.

Викторина.

Взаимоконтроль


Содержание тем учебного курса

Человек и мир, созданный им. Наши соседи на Западе.

        Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком.

        Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле.

        Человек познает самого себя. Клетка - основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Кожа. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.

Практические работы: осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при переломах и порезах; работа с гербарными экземплярами лекарственных растений; работа с картами: контурной, физической, природных зон.

Экскурсии: в планетарий, в краеведческий музей.

Преобразования в России. Разнообразие природы Земли.

        Россия при Петре I. М. В. Ломоносов – основоположник русской науки. Горное дело: горные породы и минералы, происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди, занятые горным делом.

        Развитие русского военного  искусства. А. В. Суворов. Отечественная война 1812 года. М. И. Кутузов.

        План местности.

        

Практические работы: определение состава и свойств полезных ископаемых, работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); составление плана школьного или садового участка.

Экскурсии: в краеведческий музей.

Мир человека в Новое время. Человек и природа.

        Открытие новых земель: Севера России, Антарктиды, Уссурийского края. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.

        События в России в начале XX века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.

        Великая Отечественная война (1941-1945г). Судьба родного края в этот период.

        Развитие науки и техники.

        Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.

        Экологические проблемы России и вашей местности. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.

        Новые знания о человеке. И. П. Павлов. Открытие деятельности нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Органы пищеварения. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки.

Практические работы: сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержание необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке.

Экскурсии: в школьный военно-исторический музей, в музей ВОВ на Соколой горе, в дендрарий.

Современная Россия 

        Россия – многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва – столица государства, ее достопримечательности. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг, гимн. Конституция – Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни. Государства – соседи России.

        Краеведение. Областные органы власти. Областная символика. Родной край в изучаемый исторический период. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.

        Родной край в изучаемый исторический период: природные условия, территориальная принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.

        Экскурсии: в краеведческий музей, в художественный музей им. Радищева, в музей прикладного искусства.

Требования к уровню подготовки выпускников

Учащиеся должны:

 

устанавливать связи:

– между производственной деятельностью человека и природой;

– между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством.

знать:

– некоторые правила предупреждения травм;

– нормы здорового образа жизни;

– названия основных органов человека и их значение;

– государственную символику,

– даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;

– народы, населяющие Россию (не менее 3);

– название Основного закона страны;

– имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей России;

– достопримечательности родного края.

уметь:

– находить на физической карте местонахождение изучаемого объекта;

– различать полезные ископаемые (не менее 3);

– иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;

– соблюдать правила предупреждения простудных инфекционных заболеваний;

– оказывать простейшую доврачебную помощь при порезах, ушибах, солнечном ударе, обморожении, простуде;

– узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;

– соблюдать правила охраны природы;

– ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;

– кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;

– определять последовательность основных исторических событий в России;

– соотносить год с веком;

– называть выдающиеся памятники истории и культуры России (Кремль, памятники А. С. Пушкину, Петру 1);

 

 

владеть компетентностями: 

коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития, в частности:

– осуществлять классификацию объектов окружающего мир по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);

– подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, природа; живая и неживая природа; животные и растения и т.д.);

– проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);

– оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;

– оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности;

– выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями);

– пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой;

– оформлять результаты исследовательской работы;

– систематизировать изученные в 1-4 классах естественнонаучные и исторические понятия.

Результаты  освоения учебной дисциплины

Личностные результаты: осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народностям; формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами; принятие обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование установки на бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:  формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности; понимание особой роли России в мировой истории; формирование умения находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее; ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России; умения фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона; освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

 

Метапредметные результаты: овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией; формирование действий замещения и моделирования (использование готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей); формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Перечень учебно-методического обеспечения:

1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 г.;

2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 4 класс – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 г.;

3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 4 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 г.;

4. Контрольные и проверочные работы. Система Л.В. Занкова / Сост. С.Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 г.;

5. Каткова Е.Г. Окружающий мир: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2013 г.;

6. Итоговые комплексные работы в начальной школе. 4 класс. Стандарты второго поколения. / Авт.-сост. Н.Н. Нянковская, М.А. Танько. – М.: АСТ: Астрель,  2011 г.;

7. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс / Сост. И.Ф. Яценко. – М.: ВАКО, 2013 г.

8. Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова. CD-диск / авт.- сост. Е.М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2013 г.

Список литературы для обучающихся:

1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 г.;

2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 4 класс – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 г.

Дидактический материал.

Наглядные пособия: гербарии, коллекции, чучела, любые возможные натуральные природные объекты, физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи, атлас, настенные карты, таблицы классификации растений и животных, картин объектов природы, рисунки, презентации, видеофильмы, самодельные наглядные пособия.

Электронные образовательные ресурсы:

Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. -  http://zankov.ru

Презентация уроков «Начальная школа». - http://nachalka

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - http://scb.ool-collection.edu.ru

Технические средства обучения:

- интерактивный комплекс Clasus,

- МФУ,

- Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 3 класс (система Л. В. Занкова)

В программе представлена пояснительная записка, а также подробное тематическое планирование учебного материала...

Рабочая программа по математике 3 класс (Система Л.В. Занкова)

Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы И. И. Аргинской «Математика» (система развивающего о...

Рабочая программа по технологии 3 класс (Система Л.В. Занкова)

Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по технологии  для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Т.Н. Просняковой «Технология» (система развива...

Рабочая программа по окружающему миру по системе РО Л.В.Занкова, 4 класс по ФГОС

Планирование составлено:  на основе стандартов второго поколения и  авторской программы по окружающему миру Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н. (2008), рекомендованной Министерством образования ...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС

Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2 класс

Представлена рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова 2 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...