Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (Система Л.В. Занкова)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Н.Я. Дмитриевой (система развивающего обучения Л.В. Занкова), утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования.Согласно Базисному плану тематическое планирование рассчитано на 70 часов в год; количество часов в неделю – 2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy__mir.docx | 70.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
Автор программы: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков
Пояснительная записка
Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального общего развития школьников. Это интегрированный курс, который предусматривает обучение детей в четырехлетней школе.
Программа построена по принципу «дифференциации, т. е. расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целость, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.
Задачи данного курса:
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;
- в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность; обучить безопасному поведению в природе и обществе;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить опыты, наблюдения. Практические работы, развивать устную и письменную речь;
- воздействовать на развитие эмоционально – волевых, морально – нравственных качеств личности.
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов в год, из расчета 2 часа в неделю.
Содержание программы
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1 2 3 4 5 6
7
| Природные условия Земли Человек в далеком прошлом Земли восточных славян Образование Древнерусского государства. Объединение русских земель вокруг Москвы Какая она, Азия Путь от Руси к России. Итого: | 12 9 15 7 12 7 8 70 часов |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во час | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид конт-роля | Элементы дополнительно-го содержания | Д/з | Дата проведе ния | |
план | факт | ||||||||||
1 2 3 4 5 6-7 8-10 11- 12 13-14 15 16
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29-31 32 33 34 35 36 37 38 39-40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54-55 56 57 58 59- 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 | Природные условия Земли. (12 часов) Человек в далеком прошлом. ( 9 часов) Земли восточных славян. (15 часов) Образование Древнерус-ского государства. (7 часов) Объединение русских земель вокруг Москвы (12 часов) Какая она, Азия (7 часов) Путь от Руси к России. (8 часов) | Приглашение к путешествию. Масштаб Лента времени Что такое погода. Народные приметы погоды. Климат. Почва. Природные зоны суши Земли. Особенности Африки Родина человечества Как появился человек. Особенности жизни древних людей. Древние государства Античность Расширение знаний о Европе Расширение знаний об Азии Наследие Древнего мира. Восточно-Европейская равнина. Природная зона степи. Растительность. Животный мир. Сезонные изменения в степях. Люди в степи. Лесостепь. Лесная зона Смешанные леса. Сезонные изменения в лесу. Как жили наши далекие предки. Расселение славян в лесах. Торговые связи с соседями. Обожествление природы. Защита славянами своих земель. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Древнерусская культура. Ослабление Киевской Руси. Ордынское нашествие. Ледовое побоище. Залесская земля. Природное сообщество. Законы лесной жизни. Экологические проблемы леса. Сообщество луг. Природное сообщество озеро. Экскурсия к водоему. Сообщество поле. Возвышение Москвы. Освобождение Руси. Создание Московского государства. Развитие русской культуры. Русские первопроходцы. Азия. Сибирь. Природные условия Сибири. Тайга. Природное сообщество болото. Природа Индии. Смутное время. Сквозь сибирские дебри. Природа тундры. Люди в тундре. Арктическая пустыня (ледяная зона). Коренное население Сибири. Россия на- кануне реформ. Обобщение пройденного материала | 1 1 1 1 1 2 3 2 2 1 1
1 1 1 1 1 1 1
1 1 1 1 1 3 1 1 1 1
1 1
1
2 1 1 1 1 1 1 1
1 1 1
1 1 1
2
1 1
1 2 1 1
1 1
1
1 1 1 1
1 | Повторение пройден Сообщение новых знаний Комбинированный Комбинированный Закрепление изученного Комбинированный Практическая работа Комбиниров. Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Обобщающий Ознакомление с новым материалом. Практическая работа с картой. Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Ознакомление с новым материалом. Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Урок - экскурсия Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбинированный. Комбинированный. Комбинированный. Комбинированный Комбинированный. Комбинированный. Комбинированный. Комбинированный. Комбинированный. Комбинированный. Комбинированный. Комбинированный Урок обобщения знаний | Стороны горизонта, материки, океаны. Карта, масштаб, крупный и мелкий масштаб. Планета Земля, ее форма, размер, место в Солнечной системе; лента времени. Понятие о погоде, ее составляющие (температура, облачность, осадки, ветер), причины изменения погоды. Народные приметы, наблюдения в природе. Показатели погоды, показатели климата (в сравнении), тепловые пояса, причины образования на Земле разных климатов. Определение состава почвы, история образования почв, почва и растения, плодородие, пере- гной, защита почв. Природные зоны в разных тепловых и климатических поясах, приспособленность живой природы к условиям окружающей среды. Географическое положение Африки. Климат. Природные зоны . Особенности приро-ды Юго-Восточной Африки. Гипотезы появления человека. Расселение людей. Этапы становления человека. Огонь. Одомашнивание животных. Орудия труда. Государства Средиземноморья. Лента времени. Развитие наук. Древняя Греция, Спарта и Афины. Древний Рим. Плавание Питея Александр Македон-ский идет на Восток. Китайские путешественники в Средней Азии. Аристотель, Архимед. Культура и искусство Древнего мира. Язычество. Географическое положение. Рельеф. Климат. Первые люди на нашей Земле Местоположение на карте, рельеф, климат, Растительность степей весной и летом. Особенности внешнего строения и образа жизни животных степей. Цепи питания в степях. Сезонные изменения в неживой природе и связанные с ними изменения в живой природе. Ознакомление с особенностями быта, занятия людей в степях. Экологические проблемы. ОБЖ Местоположение на карте, рельеф, климат. Особенности растительности. Значение леса. Растительность. Животные. Ярусность. Приспособленность животных организ-мов к сезонным изменениям в неживой природе. Строительство жилища в степной и лесной зонах. Расселение славян, первые занятия человека – собирате-льство, охота, земледелие. Расселение славянских племен, жизнь переселенцев, возникновение городов, откуда бере-тся мед (о пчелах, о лечебных свойствах меда, безопасность поведения при укусе пчел, их появлении). Путь «из варяг в греки». Торговля, общение, ремесла, рост поселков, городов. Язычество, отражение природных условий в язычестве, обряды и праздники. Защита своих земель. 862 год – начало истории России(князь Рюрик), работа с картой (природные условия Киевской Руси), князь Свято-слав, русское понятие о чести и других качествах древнерус-ского человека. Причины принятия христианства, креще-ние людей, благотво-рное влияние христи-анства на Русь, новые правила отношений людей. Стремление к красоте, устное народное творчество, сборники вечной мудрости, как учили школьников. Раздробленность Киевской Руси и ее причины. Возникновение Золотой Орды, ордынское нашествие (1237г.), причины падения Киевской Руси. 1240 г. – вторжение шведов на Русь, победа Александра Невского над шведа-ми, вторжение немец-ких рыцарей, бой на льду Чудского озера, условия победы в Ледовом побоище, значение победы для всей Руси. Исчезновение Великого Киевского княжества, восстановление Руси с Залесской земли (ее местоположение, природные условия, переселение людей). Игра – загадка, примеры исключения одного обитателя из сообщества, вывод, определение природного сообщества. Правила поведения человека в лесу, ориентирование человека в лесу, решение географи-ческих задач, ошибки человека. Сравнение 2х лугов (по плодородию и разнообразию растений), причины. Связи между животными и растениями луга, жизнь луга осенью, жизнь животных луга зимой. Понятие озера, разнообразие озер, жизнь лесного озера, редкие животные и растения, охраняемые законом, правила поведения на воде. Водоемы родного края. Экологические проблемы водоемов. Что дает основание относить поле к сообществу, воздейст-вие человека на поле, поддерживание пло-дородия почвы. Географическое положение. Природные условия. Князья. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Стояние на р. Угре. Лента времени. Иван III, Иван IV Грозный. Зодчество. Золотое кольцо России. Книжная мудрость. Искусство. Народные промыслы. Ориентирование по карте путешествия: 1.первопроходцев-новгородцев (их путь, цель путешествия, открытия) 2.тверского купца Афанасия Никитина, 3.поход Ермака на Урал. Географическое положение, природ-ные условия , работа по карте. Географическое положение, природ-ные условия Сибири, работа по карте. Территория тайги, лиственничные леса, отличие тайги от лиственных лесов, жизнь птиц в тайге. Царство животных тайги, причина гибели таежных лесов в настоящее время, пожары в тайге, охрана лесов. Растительность и животный мир. Экологические связи внутри сообщества. ОБЖ. Значение болот в природе. Географическое положение. Открытие Индии европейцами. А.Никитин. Смутное время. Нашествие врагов с Запада. К.Минин и Д. Пожарский. Исследование Сибири, путешествие и открытие С.Дежнева. Растительность и животный мир. Взаимосвязь нежи-вой и живой природы. Сезонные изменения в тундре. Жизнь и занятия населения. Охрана природы тундры. Народы Сибири. Природа ледяной зоны. Природное явление – северное сияние. Народы Сибири, образ жизни и занятия людей в условиях природной зоны. Самостоятельная работа с картой на стр. 140-141. Лента времени. | Знать расположение на глобусе, карте; Уметь определять крупный и мелкий масштаб. Уметь определять место событий на ленте времени. Уметь записывать наблюдения за погодой с помощью услов-ных знаков, использовать знания о погоде в практической деятельности. Использовать знания в жизни: определение по-годы(облачность, осадки, ветер), прогнозирование. Уметь делать выводы, вести наблюдения Использовать знания в повседневной жизни, знать состав почвы Устанавливать причинно-следственные связи Использовать приобретенные знания для развития познавательных интересов о нашей планете. Устанавливать причинно-следственные связи, удовлетворять познавательный интерес Уметь находить дополнительную информацию. Удовлетворение познавательных интересов о родной стране. Уметь показывать на карте территорию Восточно – Европейской равнины, давать краткую характе-ристику место-положения, рельефа, климата. Установление причинно-следственных связей, знать разнообразие природы на земле, уметь пользова-ться справочной литературой для подготовки уст-ных сообщений. Знать наиболее типичных представителей животных природной зоны России, названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности животных, уметь раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Знать особенности природы своего края, зоны степей, устанавливать связи между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в природной зоне степей. Устанавливать связи между неживой приро-дой и живыми организмами, уметь определять местонахождение объектов на физической карте России, знать признаки сообщества леса. Знать характерные признаки сезонов года, правила поведения в природе, особен-ности природы лесной зоны. Иметь представление об истории человека в древние времена, об истории родного края, устанавливать связь между природными условиями и занятием и бытом людей. Иметь представление об истории человека в древние времена. Иметь представление об истории человека в древние времена. Иметь представление об истории родного края. Иметь представление об истории человека в древние времена, знать имена исторических лиц. Использовать приобретенные знания для обогащения жиз-ненного опыта Иметь представление об истории и культуре родного края, России. Уметь описывать (устно) изучаемое событие из истории Отечества. Уметь описывать изучаемое событие из истории Отечества. Уметь описывать изучаемое собы-тие из истории Отечества, знать имена выдающих-ся российских государственных деятелей(Алек-сандр Невский). Устанавливать связь между условиями жизни человека в разных природных зонах и устройством его быта, знать имена выдающихся рос. госуд. деятелей в изуч. период. Знать понятие природного сооб-щества, правила поведения в природе. Устанавливать связи внутри природных сообществ (между растениями и животными, между разными группами животных), Знать правила поведения в природе. Знать названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных. Знать имена выдающихся деятелей (князей), иметь представле-ние об истории Отечества. Знать имена выдающихся рос. государственных деятелей (царь Иван Грозный), иметь представление об истории Отечества. Уметь понимать условный язык карт и планов, иметь представление об истории Отечества. Уметь понимать условный язык карты, находить на физической карте России природные зоны, характеризовать природные зоны. Уметь приводить примеры растений и животных природных сообществ и зон, знать правила поведения в тайге. Уметь характеризовать природное сообщество, понимать условный язык карт, знать правила поведения в природе. Знать имена путешественников иметь представ-ление об истории родного края. Уметь характеризовать природную зону, устанавливать причинно-следственные связи. Иметь представление об истории культуры России. | Текущ.Фронтальный опрос Текущ. Фронтальный опрос Текущ. Практическая работа Текущ. Фронтальный опрос Текущ. Письм. опрос 15 мин Текущ. Фронтальный опрос, Рассказ о при-метах Текущ. Сам. раб. Текущ. Фронт. Опрос Текущ. Фронт опрос. Текущ. Фронт. опрос Текущ. Индивидуальн. опрос Текущ. Фронт опрос. Текущ. Сообщения детей Фронт. опрос. Текущ. Фронт опрос. Текущ. Сообщения детей Текущ. Текущ. Рассказдетей Текущ. Фронт. опрос Текущ. Фронт. опрос Текущ. Фронт Индив. Сообщ Теку-щий. Текущ. Фронт. опрос Теку-щий Теку-щий Теку-щий Теку-щий. Текущ. Теку-щий Текущ. Тесто-вая работа Текущ. Текущ. Работа в парах Текущ. Текущ. Текущ. Текущ. Текущ. Текущ. Текущ. Тест Текущ. Текущ. Текущ. Текущ. Текущ. Итогов. тест 15 мин Текущ. Текущ. Текущ. Практ. работа Текущ. Текущ. Текущ. Сам. работа Текущ. Текущ. Тест Текущ. Текущ. Текущ. Теку-щий Теку-щий Теку-щий | Погода и ее составляющие, причины изме-нения погоды, значение для человека. Почва, ее значение для живой приро-ды, хозяйства, человека. Природные зоны, зона степей (местоположе-ние, климат. условия), растительность: раннецветущие, многолетние, разнообразие растительности степей. Зона степей, изменения в жизни насекомых, птиц весной, особенности животных степей, охрана животных степей. Степные млекопитаю-щие животные, их особеннос-ти, приспособ-ление к степ- ным условиям жизни, волки – хорошие санитары наших краев, животные растительнояд-ные – хищные, цепи питания. Местонахожде-ние зоны лесов (по карте), связь между неживой природой и растительностью зоны степей и лесов, значение леса. Местонахожде-ние полосы смешанных лесов (на карте), ярусы леса, приспо-собленность растений к жизни в тени. Богатство животного мира лесов, случаи эколо-гических бед. Ядовитые растения леса и грибы. Географичес-кие условия, которые спосо-бствовали возвышению Москвы, поли-тика московс-ких князей. Юность князя Дмитрия, отно-шения князя с Ордой, Кули-ковская битва, значение бит-вы, окончатель-ное освобож-дение Руси. «Царь всея Руси» - Иван 4 Грозный, исто-рия строитель-ства Московс-кого Кремля. Книга «Домострой», мастерство ремесленников, зодчество, книгопечатание, народное творчество. Условные обозначения болот на карте, образование, растения болот, животные болот. Жизнь земноводных, цепи питания, правила поведения на болотах, охрана болот. Зона тундры и арктических пустынь на физической карте, зависи-мость неживой природы на образование природной зоны.Природа тундры.Приспособленность людей к труд-ностям, занятия людей. Арктическая пустыня на физической карте, природ-ные условия зоны, растите-льность, живот-ный мир зоны. Зависимость быта и занятий населения от природных ус- ловий. | С. 5 – 7 С. 8 – 9 С. 9 – 11 . С.11 – 14 С.15 – 17 С.17 – 20 С.21 – 24 С.27 – 30 С.31 – 33 С.33-46 С.47-49 С.50-53 С.53-57 С.57-62 С.63-64 . С.65-68 С.69-78 С.79-83 С.83-86 С.87-93 С.87 -93 С.93-97 С. 98-103 С.104-112 . С.112-114 С.115-117 С.117-125 С.126-127 С.128-131 С.131-134 С.134-136 С.137 С. 3-8 С.8-14 С.14-18 С.18-23 С.24-25 С.26-29 С.29-33 С.34-36 С.36-41 С.42-45 С.45-49 С.49-55 С.55-59 С.60-63
С.63-68 С.68-71 С.71-75 С.76-79 С.80-83 С.83-85 С.86-87 С.88-90 С.91-92 С.93-97 . С.98-103 С.104 - 108 С.109 - 111 С.111-117 С.118-121 С.122-126 С.127-133 С.133-136 |
Обучающиеся должны:
- иметь представление:
об истории человека в древние времена;
об истории родного края;
- устанавливать связи:
между неживой природой и живыми организмами;
внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными группами животных;
между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разных природных зонах;
- владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):
осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;
подводить объект под понятие разного уровня обобщения;
проводить наблюдения за погодой и природой родного края ;
оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;
оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности;
выделять главное в текстах учебника;
пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой;
оформлять результаты исследовательской работы;
- знать/понимать:
наиболее типичных представителей растений и животных природных зон России;
характерные признаки сезонов года родного края;
названия основных сообществ ( лес, луг, водоем);
названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;
названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;
правила безопасности в лесу и на водоемах;
правила поведения в природе;
имена выдающихся российских государственных деятелей: князья Владимир и Ярослав Мудрый, А. Невский, Дм. Донской, царь И. Грозный, князь Д. Пожарский и К. Минин.
- уметь:
определять местонахождение крупных объектов на физической карте России;
узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
приводить примеры растений и животных природных зон и природных сообществ;
узнавать особо охраняемые растения и животных родного края;
называть характерные признаки сезонов года родного края;
фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней;
устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. «Окружающий мир»: Учебник для 3 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров»
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров»
Итоговая контрольная работа за год
Переход в записи информации от одной знаковой системы к другой
ЗАДАНИЕ 1
Запиши с помощью знаков:
восемнадцать градусов мороза, пять градусов тепла, три градуса
ниже нуля, тридцать градусов выше нуля.
Ориентирование в пространстве
ЗАДАНИЕ 2
Укажи, в каком направлении надо двигаться от дома, чтобы
выйти к озеру.
Подведение частных понятий под общее
ЗАДАНИЕ 3
Подчеркни названия животных, которые обитают в зоне степей: лиса, олень, кузнечик, дрофа, белка, суслик, сайгак, медведь.
Установление связей внутри природного сообщества
ЗАДАНИЕ 4
1. Напиши названия природных сообществ:
а) щука, головастик, водомерка, окунь, кувшинка . . .
б) клюква, росянка, лягушка, цапля . . .
в) клевер, жаворонок, кузнечик, орёл . . .
2. В сообществе в) составь цепь питания.
Знаешь ли ты свою страну?
ЗАДАНИЕ 5
1. В какой природной зоне ты живёшь?
2. Напиши, какие объекты живой природы характерны для природы твоего региона.
а) растения: . . .
б) животные: . . .
История России
ЗАДАНИЕ 6
Соедини правильно историческое событие и дату.
Год Событие
1988 Первое упоминание о Москве
1147 Куликовская битва
1242 Крещение Руси
988 Ледовое побоище
1380
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 3 класс (система Л. В. Занкова)
В программе представлена пояснительная записка, а также подробное тематическое планирование учебного материала...
Рабочая программа по математике 3 класс (Система Л.В. Занкова)
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы И. И. Аргинской «Математика» (система развивающего о...
Рабочая программа по технологии 3 класс (Система Л.В. Занкова)
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по технологии для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Т.Н. Просняковой «Технология» (система развива...
Рабочая программа по окружающему миру по системе РО Л.В.Занкова, 4 класс по ФГОС
Планирование составлено: на основе стандартов второго поколения и авторской программы по окружающему миру Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н. (2008), рекомендованной Министерством образования ...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС
Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2 класс
Представлена рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова 2 класс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...