Конспект образовательного мероприятия: «Осень. Сезонные изменения в природе».
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Пояснительная записка
Наблюдать за природой интересно и поучительно, в природе происходит много интересного, необычного.
Цель образовательного мероприятия: способствовать формированию знаний об изменениях в природе осенью, через совместную деятельность детей и родителей.
Задачи:
- обучающие: способствовать формированию учащимися представлений об изменениях в природе с наступлением осени, изменениях в жизни растений и животных; систематизация знаний; умение вести наблюдения за климатическими условиями;
- развивающие: предоставить учащимся возможности для формирования умений самоанализа, самообучения, развития речи, мышления;
- воспитательные: предоставить учащимся возможности осознания ими ценности и красоты природы в окружающем мире, своего места в нём.
Занятие проводится в сентябре, учитель заранее предупреждает родителей и детей о дате проведения образовательного мероприятия (в парк), советует, как нужно одеться, что взять с собой для проведения точных наблюдений и записей (лупы, альбомы для зарисовок, блокноты для записей, небольшие сумочки).
Перед началом образовательного мероприятия в классе проводится беседа о том, что дети будут наблюдать и как они будут проводить и фиксировать наблюдения, а также повторяют правила поведения в природе.
Предполагаемые результаты
1. Участники образовательного мероприятия должны получить опыт работы в коллективе, опыт принятия коллективного решения в процессе обсуждения.
2. Должны быть выявлены явные лидеры, способные разрешать общие вопросы, которые впоследствии становятся членами Совета класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnogo_meropriyatiya_osen.docx | 44.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательного мероприятия: «Осень. Сезонные изменения в природе».
Пояснительная записка
Наблюдать за природой интересно и поучительно, в природе происходит много интересного, необычного.
Цель образовательного мероприятия: способствовать формированию знаний об изменениях в природе осенью, через совместную деятельность детей и родителей.
Задачи:
- обучающие: способствовать формированию учащимися представлений об изменениях в природе с наступлением осени, изменениях в жизни растений и животных; систематизация знаний; умение вести наблюдения за климатическими условиями;
- развивающие: предоставить учащимся возможности для формирования умений самоанализа, самообучения, развития речи, мышления;
- воспитательные: предоставить учащимся возможности осознания ими ценности и красоты природы в окружающем мире, своего места в нём.
Занятие проводится в сентябре, учитель заранее предупреждает родителей и детей о дате проведения образовательного мероприятия (в парк), советует, как нужно одеться, что взять с собой для проведения точных наблюдений и записей (лупы, альбомы для зарисовок, блокноты для записей, небольшие сумочки).
Перед началом образовательного мероприятия в классе проводится беседа о том, что дети будут наблюдать и как они будут проводить и фиксировать наблюдения, а также повторяют правила поведения в природе.
Предполагаемые результаты
- Участники образовательного мероприятия должны получить опыт работы в коллективе, опыт принятия коллективного решения в процессе обсуждения.
- Должны быть выявлены явные лидеры, способные разрешать общие вопросы, которые впоследствии становятся членами Совета класса.
Этапы подготовительной работы
Содержание работы
1. Этап
Проведение вводной беседы с целью:
-формирования интереса к данной теме;
-актуализации представлений учащихся о понятиях: сезонные изменения, народные приметы;
-создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности.
Основополагающий вопрос: какие сезонные изменения происходят в природе с приходом осени?
Проблемные вопросы:
-Что такое сезон в природе?
-Как предсказывали погоду в древности?
-По каким характерным признакам можно предугадывать погоду в наше время?
Учебные вопросы:
-Какие времена года бывают? Признаки разных времен года.
-Что мы относим к живой и неживой природе?
-Существует ли связь между живой и неживой природой?
2. Этап | ||||||
Содержание работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность родителей | |||
Актуализация знаний | ||||||
1.Выбор темы ч/з проблемную ситуацию, беседу. 2.Определение количества участников и состава групп. | Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждой группы участников. Помощь в постановке целей. | Собирают дополнительную информацию о приметах осени. Объединяются в группы. | ||||
Плановые работы | ||||||
1.Определение источников информации. 2.Планирование: способов сбора и анализа информации, итогового продукта. 3.Продукт: 4.Выработка критериев оценки результатов работы. 5.Распределение обязанностей среди членов команды. | Определение сроков образовательного мероприятия, разработка сценария. | Выработка плана действий (как можно это сделать?). Определение основных методов: -прочитать в книге -понаблюдать -посмотреть в компьютере -задать вопросы родителям, специалистам -подумать самостоятельно -посмотреть в книгах -посмотреть по телевизору и т.д. Формулировка задач (для чего?) | ||||
Исследовательская деятельность | ||||||
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы. Организация образовательного мероприятия. | Косвенное руководство над деятельностью | Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации. | Наблюдение, координация | |||
Результаты и выводы | ||||||
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов. | Анализ информации. Наблюдение, координация | Оформление результатов – сочинений, выставка рисунков и «букетов примет». | Наблюдение, координация, оценивание | |||
3 Этап: представление готового продукта – «Осень». | ||||||
Результат работы в разнообразных формах: сочинении, рисунки, приметы, инд. проект, стихи об осени. | Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов. | Отчет, ответы на вопросы. аргументация своей точки зрения, формулировка выводов. | Общественная оценка | |||
4 Этап: оценка процессов и результатов работы. | ||||||
Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. | Оценивание деятельности учащихся | Самооценка | Общественная оценка |
Конспект образовательного мероприятия: «Осень. Сезонные изменения в природе».
Тип мероприятия: Образовательное мероприятие в лесу (парке).
Аудитория: учащиеся 3 класса, родители.
Оборудование: листы бумаги (1/2 ватмана), маркеры, клей, разрезные карточки, карточки-задания, маршрутный лист.
I. Организационный момент (Слово учителя перед началом образовательного мероприятия)
Учитель: Бродит осень по дорогам,
Ищет осень, где присесть,
Чтобы с грустью и тревогой
О себе оставить весть...
Вот и к нам заглянула вечная странница – осень.
- Уважаемые родители и дети пригашаю вас на образовательное мероприятие, которое поможет нам исследовать сезонные изменения в природе, которые происходят с приходом осени и открыть новые знания.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:
II. Общий сбор-старт
Задачи этапа:
- деление участников образовательного мероприятия на команды, распределение ролей.
- получение маршрутного листа с указанием времени движения по маршруту и задач исследования. (Приложение 1).
Роль родителей – наблюдение за соблюдением ТБ, координация действий детей на станциях, консультация и помощь.
Роль детей – лидер группы, логистик, аналитик, исследователи, оформители. Сбор и анализ информации, оформление, защита.
Роль учителя: координация, консультация, наблюдение.
В соответствии с инструкцией в маршрутном листе каждая команда должна определить, где находятся пакеты с заданиями.
III. Работа групп
Задачи этапа:
Каждая команда должна:
- определить тему исследования по ключевым словам-отгадкам;
- собрать как можно больше фактов, подтверждающих наступление осени;
- составить и оформить схемы причинно-следственных связей по теме исследования;
- познакомиться с народными приметами осени.
1. Станция «Отгадайка» ( 3 мин)
Отгадайте загадки. По ключевым словам-отгадкам определите тему исследования.
1 команде | 2 команде | 3 команде |
1.Крупно, дробно зачастил, Всю землю напоил. (Дождь) 2.Синенькая шубёнка Весь мир покрыла. (Небо) 3.Щука хвостом махнула, Лес погнула. (Ветер) | 1.Рук нет, А строить умеет. (Птица) 2.В клубок свернётся, Взять не даётся. (Ёж) 3.По веткам скачет, Да не птица. Рыжая, Да не лисица. (Белка) | 1. Платье потеряла, Пуговки остались. (Рябина) 2. Никто не пугает А она вся дрожит. (Осина) 3. Разбежались на опушке В белых платьицах подружки. (Берёзы) |
Темы исследования | ||
Сезонные изменения погоды. | Сезонные изменения в жизни животных осенью. | Сезонные изменения в жизни растений осенью. |
2. Станция «Исследовательская» (10 мин)
Участники команд в соответствии с темой исследования должны собрать факты, подтверждающие осенние изменения в природе и составить схему причинно-следственных связей.
3. Станция « Игровая» (5 минут)
«Осенние листочки» (подвижная игра)
Цель: продолжать учить детей двигаться по участку парку, чередуя ходьбу с бегом и другими движениями; упражнять в ходьбе и беге с остановкой на сигнал взрослого; развивать слуховое внимание; приучать детей к совместным действиям в коллективной игре, соблюдению правил игры; упражнять в сохранении правильной осанки.
Ход игры:
По предложению взрослого дети начинают произвольно двигаться по участку (идут шагом, бегут, кружатся, машут руками), на слова взрослого: «Раз-два-три! Желтый лист бери!» игроки должны найти среди опавшей листвы лист заданного цвета и поднять его. Выигрывает тот игрок, кому это удалось сделать первому.
Условие игры: брать можно только опавшие листья.
Затем учитель снова предлагает детям отправиться на прогулку по полянке и может предложить следующие задания:
- Раз-два-три! Красный лист бери!
- Раз-два-три! Рябиновый лист!
- Раз-два-три! Два листа бери!
- Раз-два-три! Такой же, как у меня лист бери!
4. Станция «Народные приметы» (5 минут)
Каждая команда получает карточки-пазлы. Установив логическую связь между словами-карточками, познакомиться с народными приметами осени. (Приложение 3).
Погода Красный закат солнца – к ветру. Гром в сентябре – к долгой осени. Облака редкие – будет ясно и холодно. | Животные Большие муравьиные кучи осенью – на суровую зиму. Осенью птицы летят высоко — зима будет теплая. Белки делают большой запас орехов — жди холодной зимы. | Растения В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало ягод – сухая. Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх – к студёной зиме. Сентябрь без плодов не бывает. |
V. Общий сбор. Станция «Открытия»
Задачи:
- защита и оценка результатов работы каждой команды.
Каждая команда представляет и защищает итоговый плакат, в котором отражены результаты работы над темой исследования.
Оценка результатов работы команды подводится по трем параметрам:
- аргументированность защиты исследовательской работы;
- участие в представлении работы всех членов команды;
- дисциплинированность и
В оценке работы принимают участие все участники образовательного мероприятия.
Оценивание с помощью цветных листочков:
желтый -
зеленый –
красный -
VI.Остановка «Итоговая»
- Что вас удивило?
- Чему научились?
- Кто или что вам помогло справиться с заданием?
Рефлексия: «Букет настроения»
Предлагаю вам выбрать один из цветных листочков, который наиболее полно отражает ваше настроение.
Литература
- Вахрушев А.А. Окружающий мир 2-3 класс ФГОС;
- Т.К. Орлова, Л.Г.Демус, Н.Г.Богордаева, Л.Н. Нечаева «Мы-дети природы»; автор: Корней Чуковский «25 загадок - 25 отгадок»
- primeti/narodnie…o-pogode.html; allriddles.ru; zagadki_s_otvetami.htm;
- SummerCamp.ru; сезоны-года. рф
Заключение
Участие в образовательном мероприятии привело к следующим результатам:
- обучающиеся приобрели опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми и взрослыми. формировались навыки самоконтроля и самооценки.
Участие в мероприятии позволило выявить лидеров, способных разрешать общие вопросы.
- Родители стали активными участниками образовательного процесса. У детей и родителей появились общие интересы и темы для обсуждения.
Приложение 1
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №1.
Состав группы: Куратор _______________________________
Лидер: _____________________
Оформитель: _____________________
логистик _____________________
аналитик _____________________
исследователи _____________________
_____________________
Название станции | Время | Примечание |
Общий сбор-старт | 11.00 | Сбор команд на поляне. |
Станция «Отгадайка» | Найдите на этой поляне одинокую березу со скворечником. Встаньте к березе спиной, сделайте 3 шага на север. УРА! Вы нашли конверт с заданием! Не забудьте записать тему исследования на плакате. | |
Станция «Исследовательская» | Соберите факты, подтверждающие осенние изменения в природе и составьте схему причинно-следственных связей в соответствии с темой исследования. | |
Станция « Игровая» | Сбор команд на поляне. | |
Станция «Народные приметы» | Установите логическую связь между словами-карточками. Запишите на плакате полученные предложения. | |
Станция «Открытия» | Подготовьтесь к защите результатов работы вашей команды. | |
Остановка «Итоговая» |
Приложение 2
Отгадайте загадки. Запишите в таблицу отгадки. По ключевым словам-отгадкам определите тему исследования.
Задание 1 команде | Загадки | Отгадки – ключевые слова |
1.Крупно, дробно зачастил, Всю землю напоил. | ||
2.Синенькая шубёнка Весь мир покрыла. | ||
3.Щука хвостом махнула, Лес погнула. | ||
Тема исследования Сезонные изменения _______________________ допишите |
Отгадайте загадки. Запишите в таблицу отгадки. По ключевым словам-отгадкам определите тему исследования.
Задание 2 команде | Загадки | Отгадки – ключевые слова |
1.Рук нет, А строить умеет. | ||
2.В клубок свернётся, Взять не даётся. | ||
3.По веткам скачет, Да не птица. Рыжая, Да не лисица. | ||
Тема исследования. Сезонные изменения _______________________ допишите |
Отгадайте загадки. Запишите в таблицу отгадки. По ключевым словам-отгадкам определите тему исследования.
Задание 3 команде | Загадки | Отгадки – ключевые слова |
1. Платье потеряла, Пуговки остались. | ||
2. Никто не пугает А она вся дрожит. | ||
3. Разбежались на опушке В белых платьицах подружки. | ||
Тема исследования. Сезонные изменения___________________________ допишите |
Приложение 3
Красный | закат | солнца - | к ветру |
в сентябре | осени | гром | - к долгой |
и холодно | Облака | будет | ясно |
кучи осенью | осенью - на суровую | зиму | большие |
летят высоко — | будет теплая | осенью | зима | птицы |
-жди холодной | большой | белки | зимы | делают | запас орехов |
дождливая, | много рябины | осень будет | мало ягод | – сухая | в лесу |
к студёной | на землю | зиме | «лицом» вверх | осиновые | листья ложатся |
не бывает | плодов | сентябрь | без |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сезонные изменения в природе. Осень.
Проектная деятельность."Сезонные изменения в природе. Осень."2 класс...
"Сезонные изменения в природе. Осень"
Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства и литературного чтения....
Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».
Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе, по теме: "Сезонные изменения в природе с приходом осени".
Тема: Сезонные изменения в природе с приходом осени.Цели: 1.Расширение представления учащихся о сезонных изменениях в природе с приходом осени....
Осень. Сезонные изменения в природе
Разработка урока по окружающему миру 2 класс...
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в пр...
Конспект урока по курсу «Мир природы и человека» для 4 класса для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 1 по теме: Сезонные изменения в природе. Осень
Конспект урока по курсу «Мир природы и человека» для 4 класса для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 1по теме: Сезонные изменения в природе....