"Сезонные изменения в природе. Осень"
методическая разработка по окружающему миру по теме

Дюкарева Елена Юрьевна

Интегрированный  урок окружающего мира,  изобразительного искусства и литературного чтения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_horosho_v_gostyah_u_oseni.doc56.5 КБ
Microsoft Office document icon gramoty.doc57 КБ
Package icon kak_horosho_v_gostyah_u_oseni.zip2.81 МБ

Предварительный просмотр:

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие  ребята! Мы  очень рады  видеть вас  и  предлагаем               совершить  путешествие. А поведет нас в это путешествие… А впрочем, отгадайте сами:

Пришла без  красок и без кисти

И перекрасила  все листья.             (Осень) 

ОСЕНЬ:         Вы  обо мне? А вот и я!

                Привет,  друзья  осенний Вам!

                Не  видались мы  целый год,

                За  летом  следом мой черед.

                Вы  рады встретиться со мной?

  1. Но  пришла я не одна, а с моими  младшими братьями…

ВЕДУЩИЙ:  Подожди, Осень, пусть ребята сами отгадают,  как их зовут:

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят.

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись  двери школ

Что за месяц к нам пришел?             (Сентябрь)

Все  мрачней  лицо  природы:

Почернели  огороды,

Оголяются  леса, молкнут птичьи  голоса.

Мишка  в  спячку завалился

Что за месяц к нам явился?               (Октябрь)

Поле черно – белым стало:

Падает  то  дождь, то снег.

А еще  похолодало – льдом  сковало  воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи!                   (Ноябрь)

(На  сцену  друг за другом выходят осенние  месяцы)

СЕНТЯБРЬ:   В  народе  меня  раньше  называли  хмурень, ревун.  А  рядом  со  мной  мои верные  спутники. Ребята, отгадайте  загадки  и  вы  узнаете,  кто они?

Без  рук, без ног, а  ворота  отворяет.    (Ветер)

Кто всю  ночь по  крыше бьет

Да  постукивает,

И  бормочет, и поет,

Убаюкивает?                                       (Дождь)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не  видно было.

Растворилось молоко,

Стало видно далеко.                         (Туман)

ВЕДУЩИЙ:    Ребята  приготовили  подарок  для  сентября. Послушайте  стихотворения о сентябре.

1 чтец:  Ю.Капустина «В золотой карете…»

В золотой карете,

Что с конем игривым,

Проскакала Осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Все переиначила:

Ярко-желтым цветом

Землю разукрасила.

С неба сонный месяц

Чуду удивляется.

Все кругом искрится,

                               Все переливается.

2  чтец: Г.Ладонщиков «Верная примета»

Ветер тучи гонит,

Ветер в трубах стонет,

Дождь косой, холодный

По стеклу стучит.

На дорогах лужи

Морщатся от стужи,

Под навесом прячутся

Грустные грачи.

Верная примета,

Что проходит лето,

Что опята просятся

Сами в кузовок,

Что спешит с подарками

Снова осень яркая,

Что скучает в школе

Говорун-звонок.

ОКТЯБРЬ:  А  меня  называют  еще  листобой, зазимник, грязник.

                     Про  меня  говорят: «В  октябре с солнцем распрощайся,  ближе  к печке  подбирайся

                     «Октябрь  землю  покрыл, где  листком, где  снежком».

3 чтец:  Е.Трутнева «Листопад»

Под ногой похрустывают льдинки,

Ничего не видно. Темнота.

И шуршат листочки - невидимки,

Облетая с каждого куста.

Осень ходит по дорогам лета,

Всё притихло, отдыхать легко.

Только в небе празднично от света –

Небо все созвездия зажгло!..

С золотыми листиками схожи,

Звёзды с неба сыплются… летят...

Будто в тёмном, звёздном небе тоже

Наступил осенний листопад.

4 чтец:  А.Шибицкая «Осень»  

Праздник осенью в лесу,

И светло, и весело.

Вот какие украшенья

Осень здесь развесила.

Каждый листик золотой -

Маленькое солнышко,

Соберу в корзину я,

Положу на донышко.

Берегу я листики...

Осень продолжается

Дома, дома у меня

Праздник не кончается.

                

ВЕДУЩИЙ:   Ребята,  октябрь  приготовил  для вас вопросы:

                1.  У  какого  зверя осенью  в  листопад  еще  родятся  детеныши?   (У зайца)

                2.  Листья  каких  деревьев осенью  краснеют?       (Рябины, осины, клена)

                3.  Какой  лесной житель сушит себе на деревьях  грибы?        (Белка)

НОЯБРЬ:  В старину  меня  называли  груднем  за  груды замерзшей  земли.  Недаром про меня  говорят: «В  ноябре  зима с  осенью  борется».

5 чтец: Р.Сеф «Дождик»

Дождик,

Дождик моросит

Осенний.

Сеет дожик через сито

Дым серый.

Дождь — художник:

Он рисует

Лужи,

И на трубах он играет

Не хуже.

Вот и серый снег пошел,

Лег густо.

До чего же хорошо

И грустно.

6 чтец: В.Степанов «Воробей»

Заглянула осень в сад -

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат

Жёлтые метели.

Под ногами первый лёд

Крошится, ломается.

Воробей в саду вздохнёт,

А запеть –

Стесняется.

ВЕДУЩИЙ:        Ребята, я  предлагаю  вам  соревнование «Кто знает больше  осенних  примет».

                - Ребята,  может  быть кто – то из  вас  знает осенние  приметы?  

  1. Теплая осень - к долгой зиме.
  2. Осенью серенько утро, так жди красного денька.
  3. Если с дерева лист не чисто спадет - будет холодная зима.
  4. Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
  5. Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если с низу - то поздняя.

- А  сейчас, ребята,  давайте  заглянем  в осенний  лес и посмотрим, как  звери  готовятся к зиме.

ОСЕНЬ:        А вот и белка, и зайчишка,

                Колючий ежик, бурый  мишка!

                Сейчас мы их  сказать попросим,

                Как  все они  встречают  осень.

ЗАЙЧИК:        Пора мне, зайчику, линять,

                Пора мне  шубку поменять.

                Зимой  быть серым  не  могу –

                Меня  заметят  на снегу.

БЕЛКА:        А я  спешу, спешу, спешу,

                Я на сучках грибы  сушу,

                Орешков делаю запас.

ОСЕНЬ:        Ну что  ж, старайся,

                В  добрый час!

МЕДВЕДЬ:        В  берлогу  скоро лягу  спать,

                За  осенью  - зима опять,

                Пусть  мне  во  сне  приснится  мед!

                Проснусь, когда  весна придет!

ЕЖ:                Я  тоже  буду  спать, как мишка,

                Я  поохотился  за  лето;

                     Грибы искал, мышей ловил,

                Устал я, выбился из  сил.

ОСЕНЬ:        Ну что же, все у вас  толково:

                К  холодным дням вы  все готовы!

ЕЖ:        Я очень  люблю  грибы  и  хочу  узнать, сможете ли вы  отличить  съедобные           грибы от несъедобных.

ВЕДУЩИЙ:        На  сцену  вызываются   ___ человека. На время они  должны  назвать съедобные  и несъедобные грибы.

  1. Рыжик
  2. Вешенка
  3. Белый
  4. Бледная поганка
  5. Мухомор
  6. Мухомор
  7. Подберёзовик
  8. Лисичка
  9. Рыжик
  10. Дождевик

Ежик  вручает  победителю  медаль «Лучший  знаток  грибов».

- Ребята, кто  знает, почему  листья  на  деревьях  опадают? Давайте  посмотрим  одну  сказку.

Инсценировка  «Почему  листья на деревьях  опадают?»

Действующие лица:

  1. Лешик
  2. Дедушка Знай
  3. Дерево

Лешик:        Листья желтеют  от  холода. Они  дрожат, съеживаются, а налетит  ветер - и сорвались с  веток  листочки. Верно, Дедушка  Знай? 

Дедушка  Знай:        Нет, Лешик.  Все  совсем не так.

Лешик:        А как?

Д.З.:        Чтобы  ответить  тебе,  мне  понадобится  время, а  сейчас я занят -  нужно  много  успеть сделать в лесу. Подожди  меня  немного  здесь. Я скоро приду.

(Дедушка Знай уходит. Лешик ходит по сцене и рассматривает  осенний  лист)

Л.  (радостно): Я  знаю, что надо  сделать, чтобы листья не  опадали! Надо их пришить.

(Лешик пришивает  листья к  дереву)

Дерево:        Ты ш-што  тут делаешь, несмышленыш? Что  ты  мне  спать мешаешь?

Л. (смущенно): Я не  хотел вас будить. Я  вам листочки пришиваю, а  то  и  последние  проспите.

Д.:        Эх  малы – ш! Я  свои  дела – заботы  закончил пора и  отдохнуть. Дни все  короче, света все  меньше, значит,  пора  деревьям спать.

Л. (взволнованно): Но  как же так?! Что вы  будете делать без  листьев? Кто вас  всю зиму  будет кормить?

Д.:        Я ни  есть, ни пить  не хочу (зевает). Меня в сон  клонит.

Л. (жалобно просит): А  может,  все – таки  лучше, если бы  листья остались? Они хоть и сухие, желтые, но  с ними дерево  красивее.

Д. (зевая):         Не – е. Зимой нам не до  красоты. Мы, деревья, сами сбрасываем  листья.  Если  все  листья оставить, зимой на  ветках  такие  сугробы вырастут, что не  выдержат  они, сломаются  от тяжести.

                А  листья  упадут  на землю и корни  от мороза  укроют… (засыпает)

Л.:        Теперь  мне  все  понятно. Вот  почему осенью  листья  падают.

        (обращается к  ребятам) – А вы, ребята,  поняли?    

-  Об  осени говорят: «Весна  дает  цветы, а  осень – плоды». А  какие  плоды  созревают  осенью?

- Давайте  заглянем  в  огород и послушаем  необыкновенные   истории  обыкновенных  овощей.

Инсценировка  «Дело было в огороде»

Действующие  лица:

  1. Скворец
  2. Картошка
  3. Помидор
  4. Лук
  5. Капуста
  6. Дедушка  Знай

Дедушка Знай:        Прилетел  скворец, сел на грядку и давай  хвалиться перед овощами.

Скворец:        Эх  вы, лежебоки! Все  бы  вам в земле  сидеть. Ничего – то вы не видывали, ничего – то не  слыхивали. А  я  вот полсвета  облетел. Гостил и в Индии, и в Африке, и на Средиземном  море.

Картошка (обиженно и возмущенно):   Эко, диво! А вот в Южной Америке ты  гостил? Нет? Я  родом оттуда. 500 лет назад  привезли  меня  из Южной  Америки испанские  завоеватели. Из Испании я  вскоре  попала  во  Францию. Разбежалась по  всему  миру.         Угодили  и  в  Россию. Наши  прапрадедушки  и  прозвали  меня картошкой. Вкусная  еда! Не  зря же  про меня  говорят: «Картошка – второй  хлеб!»

                Так  что  сам видишь, и я путешественница хоть  куда.

Помидор:        А я разве  лыком шит? (рассерженно).

        Вот  скажите, ребята, как  меня зовут?   (помидор) 

А  еще?  Про  другое  мое  имя  вы, наверное, и  не  слышали. Так вот, меня  еще  величают  «томатль»,  или  по – русски, «томат» – «большая  ягода».  Это  мое  самое  первое  имя.  Его  мне  дали индейцы. Значит  я  тоже родом из  Южной  Америки.

        Вторым, более  знакомым  именем  «помидор» меня  назвали итальянцы.  А  означает  оно «золотое  яблоко».

 А вот во  Франции  меня  считали  почему – то  ядовитым.    

                        Так  что  и я  мир  повидал!

Лук:        И  я  путешественник  не  хуже  других. Родился  я  в  Азии. И  в  Европе  жил. И в Африке.  А  в  древнем  Египте  считали, что, съев  лук, люди  становились  сильными, смелыми, удалыми.

                Здесь, в России, меня тоже  уважали. Недаром в  пословице  говорится:        «Лук – от семи недуг». В  старину я  почитался лучшим  лекарством от разных  болезней.  Да и сейчас многие  не  прочь  им  полечиться. Особенно  от  простуды.

Скворец:        Апчхи! Видать, и мне  придется  принять  лучка – лекарства.  

Капуста:        Можно и капустку. Я ведь  тоже лекарь хоть куда.  Ходят  слухи, что  в  старину капустой лечили  кашель, насморк.

Скворец:        Враки! Откуда  тебе это  знать, если  ты  весь  свой век  на  здешней  грядке  сиднем  сидишь?

Капуста:        Эх, скворушка!  Я, капуста, приехала  сюда  с берегов  Средиземного  моря.  Само  мое  название  говорит  об этом  слово «капут» - так  меня звали др. римляне, – что  означает  «голова»  (я  ведь  на  голову  похожа).  А теперь  меня  называют  капустой.

                Ну и  что, скворушка, лежебоки  мы, овощи, или  наоборот  путешественники  великие?

Дедушка  Знай:        Глядь, а скворца  и след простыл. Улетел  скворец.

                А  вы, ребята, внимательно слушали  рассказы  овощей?

Теперь  вы  будете  знать, откуда  пришли  к  нам  овощи.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Викторина

ВЕДУЩИЙ:     1. Какие правила поведения в лесу вы знаете?

2. Ребята, а куда  перелетные  птицы  улетают зимой?

3.Все  ли  перелетные  птицы  улетают на юг?

4. Какие  птичьи  тайны  открывает  листопад?

5. Почему нельзя собирать грибы вдоль дорог?                    

        

- Вот  мы  и  закончили наше  путешествие. Вместе  королевой – Осенью погостили  мы в лесу,  узнали,  как  животные  готовятся к зиме, почему  листья на деревьях  опадают, послушали  рассказы  овощей.

Чтец 6:         Как  хорошо в  гостях у осени

                Среди  березок  золотых…

                Подольше б  золота не  сбросили,

                Стоял  бы  лес  багрян и тих.

Чтец 7:        Почаще б солнышко  усталое

                Гостило в золотом  лесу,

                Чтоб защитить  от ветра  шалого

                Лесную  позднюю  красу.

Чтец 8:        Зима, красавица  суровая,

                Ты  подожди, ты не спеши.

                Деревья  желтые, багровые                

                Так  праздничны, так хороши!

Чтец 9:        И  о  тебе, зиме сверкающей,

                Мы тоже будем песни  петь.

                Ты  подожди, ведь  мы  пока еще

                Хотим на  осень  посмотреть!



Предварительный просмотр:

за участие в викторине

«ЗНАТОК ПРИРОДЫ»

награждается

___________________________________________________

        

за участие в викторине

«ЗНАТОК ПРИРОДЫ»

награждается

___________________________________________________



Подписи к слайдам:

Как хорошо в гостях у Осени! Обобщающий урок окружающего мира по теме «Сезонные изменения в природе. Осень».3 класс «Б» СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
Без рук, без ног, а ворота открывает. ВЕТЕР Кто всю ночь по крыше бьётДа постукивает,И бормочет, и поёт,Убаюкивает? ДОЖДЬ Молоко над речкой плыло,Ничего не видно было.Растворилось молоко,Стало видно далеко. ТУМАН Ю. Капустина «В золотой карете…» Г.Ладонщиков«Верная примета» Е.Трутнева«Листопад» А. Шибицкая«Осень» Листья рябины, осины, клёна. Роман Сеф «Дождик» В. Степанов«Воробей» КОНКУРС «ОСЕННИЕ ПРИМЕТЫ» ОСЕННИЕ ПРИМЕТЫ Теплая осень - к долгой зиме. Осенью серенько утро, так жди красного денька.Если с дерева лист не чисто спадет - будет холодная зима.Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если с низу - то поздняя. КОНКУРС «ЛУЧШИЙ ЗНАТОК ГРИБОВ» ИНСЦЕНИРОВКА «ПОЧЕМУ ЛИСТЬЯ НА ДЕРЕВЬЯХ ОПАДАЮТ?» ИНСЦЕНИРОВКА «ДЕЛО БЫЛО В ОГОРОДЕ» ВИКТОРИНА Какие правила поведения в лесу вы знаете? ВИКТОРИНА Куда перелётные птицы улетают зимой? ВИКТОРИНА Все ли перелётные птицы улетают на юг? ВИКТОРИНА Какие птичьи тайны открывает листопад? ВИКТОРИНА Почему нельзя собирать грибы вдоль дорог? Как хорошо в гостях у Осени! Обобщающий урок окружающего мира по теме «Сезонные изменения в природе. Осень».3 класс «Б»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сезонные изменения в природе. Осень.

Проектная деятельность."Сезонные изменения в природе. Осень."2 класс...

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе, по теме: "Сезонные изменения в природе с приходом осени".

Тема:  Сезонные изменения в природе с приходом осени.Цели:  1.Расширение  представления учащихся о сезонных изменениях в природе с приходом осени....

Конспект образовательного мероприятия: «Осень. Сезонные изменения в природе».

Пояснительная запискаНаблюдать за природой интересно и поучительно, в природе происходит много интересного, необычного.Цель образовательного мероприятия: способствовать формированию знаний об изменени...

Осень. Сезонные изменения в природе

Разработка урока по окружающему миру 2 класс...

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в пр...

Конспект урока по курсу «Мир природы и человека» для 4 класса для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 1 по теме: Сезонные изменения в природе. Осень

Конспект урока по курсу «Мир природы и человека» для 4 класса для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 1по теме: Сезонные изменения в природе....