Сезонные изменения в природе. Осень.
материал по окружающему миру (2 класс) по теме
Проектная деятельность.
"Сезонные изменения в природе. Осень."
2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1Issledovatelskaya_deyatelnost.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Жуковская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская деятельность
учащихся 2 класса
предмет : Окружающий мир.
Тема:
Сезонные изменения в природе. Осень.
(наблюдения на экскурсии).
Руководитель: Хлынцева Е.В.
сентябрь – ноябрь
2009 – 2010 учебный год
Исследовательская деятельность
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 2
Классный руководитель: Хлынцева Е.В.
Тема: «Сезонные изменения в природе. Осень» (наблюдения на экскурсии).
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с объектами живой и неживой при роды и природными явлениями:
совершен ствовать умение ориентироваться на мест ности; формировать понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях, приспособленности растений к окружаю щей среде: осенняя окраска листьев, листо пад, осеннее цветение растений, распрост ранение плодов и семян;
формировать по нятия о разнообразии групп животных, приспособленности животных к окружаю щей среде: подготовка корма, впадение в спячку, миграции, подготовка жилища к зи ме;
формировать общеучебное умение по обобщению и систематизации полученных во время экскурсии знаний.
Воспитательные: формировать у уча щихся эстетическое видение природы, на выки поведения в природе, способствовать развитию коллективизма.
Развивающие: развивать наглядное мышление детей; умение сосредотачиваться на главном при изобилии природных объектов; формировать умение сравнивать растения и животных по внешнему виду; называть общие существенные npизнаки растений и животных; развивать память на основе запоминания некоторых видов растений и животных и причинной последовательность признаков осени в живой и неживой природе; развивать наблюдательность и любознательность
Цели:
1. Уточнить знания детей о сезонных изменениях в природе.
2. Закрепить знания детей о названиях животных, образе жизни и повадках.
3. Получение навыков организации работы для воплощения необычных идей.
4. Развитие творческого мышления детей.
Материалы для работы: природный материал, белая и цветная бумага, картон, пластилин; компас, термометр, полевой дневник, карандаш, книги о животных, иллюстрации, «Красная книга Мордовии», , видеофильм «Почему стрелка компаса не показывает точно на север?».
Творческие группы:
I группа. | II группа |
руководитель группы.
| 1. Сафаров Никита – руководитель группы. 2. Морозкина Татьяна 3. Князев Дмитрий 4. Дёмкина Виктория
|
Структура исследования.
Этапы | Цели. | Пути исследования. |
I Подготовительный ( Исследовательская деятельность) - сентябрь - | Формирование проектного замысла: дать возможность самим анализировать, придумывать, выдвигать собственные конструкторские и художественные идеи. | Выбор темы; обсуждение проблемы; создание проектной группы; подбор литературы; план поиска и последовательности изготовления поделок; выводы; определение необходимых инструментов для деятельности; интернет. |
II Исполнительский (Творческая деятельность) - октябрь - | Организация творческой работы: активизация умственной деятельности; проверка идей на практике; уточнение, дополнение идей проекта. | Сбор информации и её систематизация; изучение литературных источников; рисунки, коллажи, поделки из природного материала, просмотр видеофильма. |
III Итоговый - ноябрь - | Аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели – самооценка изделия. |
|
I этап. Подготовительный.
- Разработка маршрута.
Учитель заранее определяет место и объекты исследования, проходит по маршруту, чертит его схему, отмечает места остановок.
- Знакомство с задачами, маршрутом и планом предстоящей экскурсии.
- Запись содержания заданий в полевой дневник.
- Деление учащихся на группы, в каждой из которых выбирается руководитель.
- Подготовка необходимого оборудования для проведения наблюдений и исследований природы.
II этап. Исполнительский.
- Дорога к месту экскурсии: конкурс юных натуралистов.
( Условия конкурса: дети внимательно всматриваются в предметы и явления природы, заметившему что-то необычное предоставляется право остановить весь класс и обратить внимание на объект или явление природы. Группа получает один балл за подмеченный интересный объект или явление и два балла за правильное его объяснение.)
- Беседа с учащимися о красоте окружающей природы, о признаках осени.
- Выполнение заданий по группам.
Задания.
- Познакомиться с предметами и явлениями живой и неживой природы, заполнить таблицу в полевом дневнике.
Предметы живой природы | Предметы неживой природы | Природные явления |
Деревья, кустар ники, травы, на секомые, птицы, собаки, мыши, грибы... | Камни разной величины, поч ва, песок, глина, холмы, ручей, облака, воздух, солнце, небо, вода в ручье и лужах... | Течение воды в ручье, дунове ние ветра, пение птиц, жужжание насекомых, ко лыхание листьев и веток, движе ние облаков, си яние солнца, по лет птиц... |
- Выяснить, какие древесные и кустар никовые растения растут в данной мест ности. Собрать плоды и листья древесных и кустарниковых растений, положить их в отдельные пакеты. После экскурсии соб ранные листья и плоды засушить и использовать для поделок. Заполнить таблицу в полевом дневнике. В случае необходимости учитель дополняет ответы учащихся.
Название дерева или кустарника | Цвет листьев | Наличие плодов, их созревание |
Береза Сирень Рябина Липа | желтые зеленые красные желто-коричне вые | несозревшие се режки зрелые коробочки спелые грозди созревшие орешки |
- Рассмотреть травянистые растения участка. Вспомнить их названия. Понаб людать, как травы выглядят. Заполнить таблицу.
Название травянистого растения | Как выглядит осенью |
Подорожник большой Клевер розовый Одуванчик лекарствен ный | Много семян, коричневые листья Много семян, но еще цветет Увядают листья |
- Внимательно рассмотреть животных участка. Научиться узнавать распростра ненных осенних насекомых, паукообразных и птиц. Рассмотреть, чем животные заняты, как готовятся к зиме. Зарисовать некото рых животных в полевом дневнике. Запол нить таблицу.
Насекомые | Паукообразные | Птицы. |
Кузнечик Муха Оса Клоп ягодный Божья коровка Бабочка лимон ница | Паучата на длинной паутинке (к сожалению, из-за малых размеров самого паучка увидеть невозможно) | Ворона Воробей Голубь Сорока Синица Поползень |
Задание для всех групп.
- Найти на местности горизонт, линию (границу) горизонта, определить по компа су направление сторон горизонта и на учиться определять расположение предме тов относительно сторон горизонта. Запол нить таблицу в полевом дневнике.
Вопросы | Ответы |
Определить по компасу, что расположено: | |
— на севере; | |
— на северо-востоке; | |
— на западе; | |
— на юге; | |
— на востоке |
III этап. Итоговый.
1. Обсуждение результатов экскурсии. Коллективное оценивание выступлений.
2. Найти красивый уголок природы и обосновать его привлекательность.
3. Награждение победителей по сумме баллов – «Лучший натуралист – исследователь».
4. Оформление выставки творческих работ учащихся.
Полевой дневник.
- Познакомиться с предметами и явлениями живой и неживой природы, заполнить таблицу в полевом дневнике.
Предметы живой природы | Предметы неживой природы | Природные явления |
- Выяснить, какие древесные и кустар никовые растения растут в данной мест ности. Собрать плоды и листья древесных и кустарниковых растений, положить их в отдельные пакеты.
Название дерева или кустарника | Цвет листьев | Наличие плодов, их созревание |
|
- Рассмотреть травянистые растения участка. Вспомнить их названия. Понаб людать, как травы выглядят. Заполнить таблицу.
Название травянистого растения | Как выглядит осенью |
- Внимательно рассмотреть животных участка. Научиться узнавать распростра ненных осенних насекомых, паукообразных и птиц. Рассмотреть, чем животные заняты, как готовятся к зиме. Зарисовать некото рых животных в полевом дневнике. Запол нить таблицу.
Насекомые | Паукообразные | Птицы. |
Задание для всех групп.
- Найти на местности горизонт, линию (границу) горизонта, определить по компа су направление сторон горизонта и на учиться определять расположение предме тов относительно сторон горизонта. Запол нить таблицу в полевом дневнике.
Вопросы | Ответы |
Определить по компасу, что расположено: | |
— на севере; | |
— на северо-востоке; | |
— на западе; | |
— на юге; | |
— на востоке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сезонные изменения в природе. Осень"
Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства и литературного чтения....
Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».
Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе, по теме: "Сезонные изменения в природе с приходом осени".
Тема: Сезонные изменения в природе с приходом осени.Цели: 1.Расширение представления учащихся о сезонных изменениях в природе с приходом осени....
Конспект образовательного мероприятия: «Осень. Сезонные изменения в природе».
Пояснительная запискаНаблюдать за природой интересно и поучительно, в природе происходит много интересного, необычного.Цель образовательного мероприятия: способствовать формированию знаний об изменени...
Осень. Сезонные изменения в природе
Разработка урока по окружающему миру 2 класс...
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в пр...
Конспект урока по курсу «Мир природы и человека» для 4 класса для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 1 по теме: Сезонные изменения в природе. Осень
Конспект урока по курсу «Мир природы и человека» для 4 класса для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 1по теме: Сезонные изменения в природе....