Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Минобрнауки РФ (Москва 2010 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2010 г.).
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Титульный лист | 14.5 КБ |
Пояснительная записка | 53.21 КБ |
Мониторинговая карта аспектного анализа урока | 23.08 КБ |
План-конспект урока | 14.92 КБ |
Календарно - тематическое планирование | 31.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 410
Пушкинского района г. Санкт-Петербурга
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей Протокол № 6 от «7» июнь 2013 года Руководитель методического объединения: Л.М. Виноградова | «Согласовано»: Заместитель директора по УВР Н.В.Слободова от «31» августа 2013 года | «Утверждаю» Директор ГБОУ лицей № 410 О.И. Ткачёва от «31» августа 2013 года |
Рабочая программа
для 4 «А» класса
2 часа в неделю (всего 68 часов)
Автор-составитель:
учитель Горяева Татьяна Владимировна
2013 - 2014 уч. г.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Минобрнауки РФ (Москва 2010 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2010 г.).
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.
Регламентирующие документы:
•Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г.
№ 1897, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ;
•Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10. 2009 года. № 373.
•«Оценочная политика ГБОУ лицея № 410»; (принята на педагогическом совете 12 марта 2012 года);
•Учебный план ГБОУ лицея № 410
Цель рабочей программы:
Конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально-активной личности, бережно, ответственно, относящейся к богатствам природы и общества.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризировать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- Освоение знаний об окружающим мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;
- Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно – нравственной культуры, патриотических чувств;
- Формирование потребности участвовать в творческой деятельности ,в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
Количество часов в год – 68.
Количество часов в неделю – 2.
Количество часов в I четверти – 18.
Количество часов во II четверти – 14.
Количество часов в III четверти – 21.
Количество часов в IV четверти – 15.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно - научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
4 КЛАСС (68 ч)
Земля и человечество (11 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (12 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем
рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.
Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (5 ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Ценностные ориентиры содержания курса
•Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
•Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
•Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
•Человечество как многообразие народов, культур, религий.в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
•Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
•Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
•Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
•Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
•Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Характеристика компетенции, которыми должны владеть учащиеся.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
- животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
Тематическое планирование
№ п/п | Базовая программа (планирования по разделам ) | Кол-во часов | Кол-во часов по планированию | Контрольные работы |
1 | Земля и человечество | 11 | 11 | |
2 | Природа России | 12 | 12 | |
3 | Родной край-часть большой страны | 15 | 15 | 1 |
4 | Страницы всемирной истории | 5 | 5 | |
5 | Страницы истории Отечества | 20 | 20 | 1 |
6 | Современная Россия | 4 | 5 | |
Итого | 67 часов | 68 часов | 2 |
Результаты обучения
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);
- название океанов и материков;
- положение России, своего края на карте;
- природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;
- особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края;
- правила поведения в природе.
К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показать изученные географические объекты;
- различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;
- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
В результате изучения окружающего мира ученик должен знать (понимать):
• название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
• государственную символику;
• государственные праздники;
• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
• правила сохранения и укрепления здоровья;
• основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).
В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь:
• определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
• различать части растений, отображать их в рисунке (схеме);
• приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2 – 3 представителя изизученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
•показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу и еще 1 – 2 города);
• описывать отдельные (изученные) события истории Отечества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
• ориентирования на местности с помощью компаса;
• определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
• установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
• ухода за растениями;
• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Для реализации программного содержания используются:
Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2010.
Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс» / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2004.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов, размещенная на официальном сайте ГБОУ
лицея.
Предварительный просмотр:
Мониторинговая карта аспектного анализа урока
«Инновационные технологии обучения
как средство повышения качества образования школьников».
№ | ПАРАМЕТРЫ | КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ | ШКАЛА ОЦЕНКИ | БАЛЛЫ |
1. | Качество проектирования урока (план проведения) | Формулировка целей и задач урока Проектирование деятельности учащихся и учителя Ожидаемые результаты Прогнозирование возможных затруднений у обучаемых | 2 – 1 – 0 2 – 1 – 0 2 – 1 – 0 2 – 1 – 0 2 – качество проявлено полностью; 1 – качество проявлено частично; 1 – качество не проявлено. | |
Максимальное количество баллов --------- 8 | ||||
2. | Использование инновационных технологий или их элементов | Использование 6 или более методов (метод структурных схем, SWOT-анализ, метод 6 шляп, кейс-стади, игровое проектирование, тренинг Групповой коллаж, творческие мастерские, проблемные вопросы и ситуации, эвристическая беседа, дискусси, исследование, проектный метод, решение ситуационных задач, игровые технологии, другие педагогические технологии). Использование от 3 до 5 методов. Использован 1 метод. Инновационные технологии не использовались. | 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов | |
Максимальное количество баллов ------------- 3 | ||||
3. | Использование современных ТСО | Эффективное использование ТСО (информационно-коммуникационные технологии, видео-,аудио-средства. мультимедийные средства). Эпизодическое, однократное использование ТСО ТСО не используется | 2 балла 1 балл 0 баллов | |
Максимальное количество баллов ---------- 2 | ||||
4. | Использование современной оценки знаний учащихся | Использование различных форм современной оценки знаний 2 балла (многобальные шкалы, накопительная система, взаимооценка, самооценка. оценка экспертов). Использование одной из форм оценки знаний учащихся. Использование традиционной системы оценки знаний. | 2 балла 1 балл 0 баллов | |
Максимальное количество баллов ---------- 2 | ||||
5. | Домашнее задание | Использование различных инновационных форм домашнего задания (дифференцированные, опережающие, практические, творческие, частично-поисковые). Использование отдельной формы инновационных видов домашнего задания. Использование традиционных форм домашней работы. | 2 балла 1 балл 0 баллов | |
Максимальное количество баллов ------------- 2 | ||||
6. | Формирование специальных и общеучебных умений и навыков | Специальные (предметные) Учебно-логические Учебно-управленческие Учебно-информационные Учебно-коммуникативные
| 2 – 1 – 0 2 – 1 – 0 2 – 1 – 0 2 – 1 – 0 2 – 1 - 0 2 – качество проявлено полностью; 1 – качество проявлено частично; 1 – качество не проявлено. | |
Максимальное количество баллов -------------- 10 | ||||
ИТОГО - 27 баллов |
Методика работы с оценочной картой.
- Против каждой строчки, где даны критерии оценки, прописывается соответствующий балл, исходя из приведенной выше шкалы оценивания.
- Баллы за каждый параметр суммируются (К1, К2, К3, К4, К5, К6).
- Сумма баллов делится на максимальное количество баллов – 27.
- Полученный результат умножаем на 100 для нахождения коэффициента эффективности урока.
Формула расчета коэффициента инновационности урока:
ЭУ= ((К1+ К2+ К3+ К4+ К5+ К6)/27)*100%
Уровень инновационности урока определяется исходя из следующей градации:
85 -100% - высокий уровень инновационности урока;
65-84% - выше среднего;
45-64% - средний уровень;
Менее 44% - ниже среднего.
Предварительный просмотр:
УРОК _________________ (предмет)
ТЕМА «____________________________________»
КЛАСС _______________
ВИД И ТИП УРОКА: _____________________________________________.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
ОБЩИЕ ЦЕЛИ УРОКА
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательная:
ЭТАП УРОКА | ЦЕЛИ ЭТАПА | СОДЕРЖАНИЕ | МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | РЕГЛАМЕНТ | ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ИТОГИ (ПОКАЗАТЕЛИ) | PS |
Организация начала занятия | |||||||
Проверка выполнения домашнего задания | |||||||
Подготовка к основному этапу занятия | |||||||
Усвоение и повторение новых знаний и способов действий | |||||||
Закрепление знаний и способов действий. Закрепление знаний и способов действий Обобщение и систематизация знаний | |||||||
Контроль и самопроверка знаний | |||||||
Подведение итогов занятия | |||||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ урока с начала года | № урока по теме | Тема урока | Тип урока | Вид деятельности учащихся | Формы диагностики и контроля на уроке | ||
По плану | По факту | ||||||
Земля и человечество (11 ч) | |||||||
1 неделя обучения | 1 | 1 | Мир глазами астронома. | Изучение нового материала | Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете. Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные | Устный опрос | |
2 | 2 | Планеты солнечной системы. | Изучение нового материала | Устный опрос | |||
2 неделя обучения | 3 | 3 | Звёздное небо - великая «книга» природы. | Изучение нового материала | Устный опрос | ||
4 | 4 | Мир глазами географа. | Изучение нового материала | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря. | Устный опрос | ||
3 неделя обучения | 5 | 5 | Пояса земли. | Изучение нового материала | Знать тепловые пояса Земли. Уметь показывать | Устный опрос | |
6 | 6 | Мир глазами историка | Комбинированный | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени. | Устный опрос | ||
4 неделя обучения | 7 | 7 | Когда и где? История – путешествие вдаль времен. | Комбинированный | Проверочная работа | ||
8 | 8 | Прошлое и настоящее глазами эколога. | Комбинированный | Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране. | Устный опрос | ||
5 неделя обучения | 9 | 9 | Сокровища земли под охраной человечества. | Комбинированный | Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры | Устный опрос | |
10 | 10 | Международная Красная книга. | Комбинированный | Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу. | Устный опрос | ||
6 неделя обучения | 11 | 11 | Обобщающий урок «Земля и человечество» | Комбинированный | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. | Устный опрос | |
Природа России (12 ч) | |||||||
12 | 1 | Равнины и горы России. | Изучение нового материала | Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | Устный опрос | ||
7 неделя обучения | 13 | 2 | Моря, озёра и реки России | Изучение нового материала | Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | Проверочная работа | |
14 | 3 | Моря, озёра и реки России | Устный опрос | ||||
8 неделя обучения | 15 | 4 | Зона арктических пустынь. | Изучение нового материала | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь | Устный опрос | |
16 | 5 | Зона тундры. | Изучение нового материала | Знать общие условия, необходимые Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры | Устный опрос | ||
9 неделя обучения | 17 | 6 | Леса России. | Изучение нового материала | Знать общие условия, необходимые Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса | Устный опрос | |
18 | 7 | Лес и человек. | Изучение нового материала | Понимать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя изизученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | Устный опрос | ||
10 неделя обучения | 19 | 8 | Лес и человек. | Повторение изученного материала | Устный опрос | ||
20 | 9 | Зона степей. | Изучение нового материала | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей | Тестовый контроль | ||
11 неделя обучения | 21 | 10 | Пустыни. | Изучение нового материала | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни. | Тестовый контроль | |
22 | 11 | У Черного моря. | Изучение нового материала | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья | Тестовый контроль | ||
12 неделя обучения | 23 | 12 | Экологическое равновесие. | Комбинированный | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения в природе | Устный опрос | |
Родной край – часть большой страны (15 ч) | |||||||
24 | 1 | Наш край. | Комбинированный | Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы | Устный опрос | ||
13 неделя обучения | 25 | 2 | Поверхность нашего края. | Изучение нового материала | Устный опрос | ||
26 | 3 | Водоёмы нашего края. | Комбинированный | Срезовая работа | |||
14 неделя обучения | 27 | 4 | Наши подземные богатства. | Комбинированный | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах | Устный опрос | |
28 | 5 | Земля – кормилица. | Комбинированный | Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы | |||
15 неделя обучения | 29 | 6 | Жизнь леса. Лес – природное сообщество. | Изучение нового материала | Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме). | Тестовый контроль | |
30 | 7 | Жизнь луга. Луг – природное сообщество. | Комбинированный | Устный опрос | |||
16 неделя обучения | 31 | 8 | Жизнь пресного водоёма. | Изучение нового материала | Устный опрос | ||
32 | 9 | Растениеводство в нашем крае, его отрасли. | Комбинированный | Знать отрасли растениеводства в родном крае. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями | Проверочная работа | ||
17 неделя обучения | 33 | 10 | Незаметные защитники урожая. | Комбинированный | Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями | Устный опрос | |
18 неделя обучения | 34 | 11 | Животноводство в нашем крае, его отрасли. | Изучение нового материала | Знать отрасли животноводства в родном крае. Уметь ухаживать за домашними животными | Тестовый контроль | |
35 | 12 | Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны». Тестовые задания. | Комбинированный | Знать природные сообщества родного края. Уметь выполнять правила поведения в природе | Тестовый контроль | ||
19 неделя обучения | 36 | 13 | Контрольная работа | Контрольная работа | |||
37 | 14 | Начало истории человечества. | Изучение нового материала | Знать, что изучает наука «история». Уметь использовать ленту времени. | Устный опрос | ||
20 неделя обучения | 38 | 15 | Мир древности: далекий и близкий. | Изучение нового материала | Знать историю древнего мира. Уметь использовать ленту времени. | Устный опрос | |
Страницы всемирной истории (5ч) | |||||||
39 | 1 | Средние века: время рыцарей и замков. | Изучение нового материала | Знать историю Средних веков. | Устный опрос | ||
21 неделя обучения | 40 | 2 | Новое время: встреча Европы и Америки. | Изучение нового материала | Знать выдающихся людей Нового времени. Уметь работать с географической картой | Устный опрос | |
41 | 3 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | Комбинированный | Знать выдающихся людей новейшего времени. | Устный опрос | ||
22 неделя обучения | 42 | 4 | Жизнь древних славян. | Изучение нового материала | Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. | Устный опрос | |
43 | 5 | Во времена Древней Руси. | Комбинированный | Устный опрос | |||
Страницы истории отечества (20 ч) | |||||||
23 неделя обучения | 44 | 1 | Страна городов. | Комбинированный | Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. | Устный опрос | |
45 | 2 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | Комбинированный | Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. | Устный опрос | ||
24 неделя обучения | 46 | 3 | Трудные времена на Русской земле. | Изучение нового материала | Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской | Устный опрос | |
47 | 4 | Русь расправляет крылья. | Комбинированный | Устный опрос | |||
25 неделя обучения | 48 | 5 | Куликовская битва. | Изучение нового материала | Устный опрос | ||
49 | 6 | Иван III. Образование единого Русского государства. | Изучение нового материала | Знать реформы Ивана Третьего. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. | Устный опрос | ||
26 неделя обучения | 50 | 7 | День здоровья. Проекты «Великие люди России» | Групповая работа | Уметь работать в группе. Уметь определять тему, сформулировать цель проекта, уметь использовать различные источники информации, иллюстрации, уметь выбирать способ оформления сообщения (сочинение, альбом, презентация ) | Защита проектов | |
51 | 8 | Мастера печатных дел. | Изучение нового материала | Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране. | Устный опрос | ||
27 неделя обучения | 52 | 9 | Патриоты России. | Комбинированный | Устный опрос | ||
53 | 10 | Петр Великий. | Изучение нового материала | Устный опрос | |||
28 неделя обучения | 54 | 11 | Михаил Васильевич Ломоносов. | Изучение нового материала | Знать историю развития образования на Руси. | Устный опрос | |
29 неделя обучения | 55 | 12 | Екатерина Великая. | Изучение нового материала | Знать реформы Екатерины Великой. | Устный опрос | |
56 | 13 | Отечественная война 1812 года. | Изучение нового материала | Знать значение полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой. | Устный опрос | ||
30 неделя обучения | 57 | 14 | Страницы истории XIX века. Царь – освободитель. | Изучение нового материала | Знать историю РоссииXIX века. | Устный опрос | |
58 | 15 | Россия вступает в ХХ век. Последний русский царь. | Изучение нового материала | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. | Устный опрос | ||
31 неделя обучения | 59 | 16 | Страницы истории 20-30-х годов. | Комбинированный | Знать страницы истории России в 1920– 1930-х годах. Уметь описывать исторические события в начале XX века в России. | Устный опрос | |
60 | 17 | Великая война и великая победа. | Комбинированный | Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев ВОВ. | Устный опрос | ||
32 неделя обучения | 61 | 18 | Страна, открывшая путь в космос. | Комбинированный | Знать первого космонавта, выдающихся людей | Устный опрос | |
33 неделя обучения | 62 | 19 | Контрольная работа | Контрольная работа | |||
63 | 20 | Основной закон России и права человека. | Изучение нового материала | Знать Основной закон России. Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. | Устный опрос | ||
Современная Россия (5 ч) | |||||||
34 неделя обучения | 64 | 1 | Дети имеют право на особую заботу и помощь. | Изучение нового материала | Знать права человека в современной России, права и обязанности гражданина, права ребенка | Устный опрос | |
65 | 2 | Мы – граждане России. | Комбинированный | Знать Основной закон России и права человека, название нашей Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию. | Устный опрос | ||
35 неделя обучения | 66 | 3 | Славные символы России. | Изучение нового материала | Знать государственную символику России. Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию | Устный опрос | |
67 | 4 | Такие разные праздники. | Изучение нового материала. | Знать государственные праздники. Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России | Устный опрос | ||
68 | 5 | ???????????????????????? Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок). | Повторение изученного материала |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лист корректировки учебной программы.
№ урока | Тема урока | Причина корректировки | Способ корректировки |
68 | Повторение изученного материала | Программа выполнена за счет уплотнения (Праздничные дни) | Программа выполнена за счет уплотнения (Структурные элементы данных уроков были включены в урок 67) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...